РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО БИОЛОГИИ
«ЖИВОТНЫЕ» 70 часов (2 ч в неделю)
7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, учебного плана, примерной основной образовательной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии В.В.Пасечника «Биология 5- 9» Программы для общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология. Животные: учебник для общеобразовательных. учреждений /» авторов В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой – М.: Дрофа, 2016.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.
Место учебного предмета в учебном плане
Биология раздел «Животные» относится к естественным наукам, изучаемые в школе.
Количество отведенных часов в соответствии с Федеральным базисным учебным планом (из расчета 35 учебных недель, 2 учебных часа в неделю), всего 70 учебных часов за курс 7 класса.
Цели изучения курса:
- освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных, о методах познания животного организма;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы,
- использование информации о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
- работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
- проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В конце изучения курса ученик научится:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- объяснять роль зоологии в формировании современной естественнонаучной картины мира;
- обосновывать роль животных в природе и жизни человека;
- определять принадлежность животных к определенной систематической группы (классификация);
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи)
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах,получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Получит возможность научиться:
- ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы;
- проводить самостоятельный поиск зоологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значения зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий).
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-оценки последствий деятельности человека по отношению к природной среде;
- обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения и умножения животного мира.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ КУРСА
ВВЕДЕНИЕ
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений, систематика животных.
РАЗДЕЛ 1. Простейшие.
Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация микропрепаратов простейших.
РАЗДЕЛ 2:Многоклеточные животные.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и человека.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни поведение. Биологические и экологические особенности. Значение природе и жизни человека.
Тип Членистоногие.
Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие редкие и охраняемые виды.
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация микропрепаратов гидры, разнообразных моллюсков и их раковин, морских звезд и других иглокожих.
Лабораторные работы:
1. Внешнее строение дождевого червя.
2. Знакомство с ракообразными.
3. Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторные работы:
4. Внешнее строение и передвижение рыб.
5. Изучение внешнего строения птиц.
Экскурсия по теме «Изучение многообразия птиц».
РАЗДЕЛ 3: ЭВОЛЮЦИЯ СТРОЕНИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ И ИХ СИСТЕМ У ЖИВОТНЫХ
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторная работа 6. Изучение особенностей покровов тела.
РАЗДЕЛ 4. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа 7. Определение возраста животных.
РАЗДЕЛ 5: РАЗВИТИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМЛЕ
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
РАЗДЕЛ 6. БИОЦЕНОЗЫ
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия по теме «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза»
РАЗДЕЛ 7: ЖИВОТНЫЙ МИР И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Экскурсия по теме «Весенние явления в жизни животных».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.