Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология
10 кл—11 кл
15.10.2018
Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (от 17.05.2012г приказ №413); -примерной программы по биологии 2014 г.; - программы по биологии, разработанной авторским коллективом под редакцией И.Б.Агафоновой, В.И. Сивоглазова, 2014 год; Курс рассчитан на 140 часов часов (2 часа в неделю в расчёте на 35 учебных недель в 10 классе и 2 часа в 11 классе), 1 час выделен из школьного компонента. Предлагаемая рабочая программа по биологии для средней (полной) общеобразовательной школы реализуется в учебниках: 1. «Биология: Общая биология 10 класс. Базовый уровень» авторы: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. М.: Дрофа 2018 год 2. «Биология: Общая биология 11 класс. Базовый уровень» авторы: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. М.: Дрофа 2018 год. Данная программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения среднего (полного) общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего(полного) общего образования В ней также учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для среднего (полного) общего образования и соблюдена преемственность с программой по биологии для основного общего образования.Данная программа предусматривает 2 часа учебных занятий в неделю при изучении предмета в течение 2 лет (10 и 11 классы), соответственно 140 часов преподавания в течение 2 лет. В основу структурирования курса положена уровневая организация живой природы. Резерв свободного учебного времени в 10 кл – 6часов, из них 3 часа будут отведены на уроки контроля знаний; в 11 кл – 12 часов, которые будут отведены на уроки контроля знаний, в том числе в формате ЕГЭ
БИО 10-11 ФГОС СОО моя.docx
Утверждаю.  Согласовано Зам директора по УВР  Рассмотрено на заседании ШМО  Директор школы ___________А.Г.Сазонов __________ Н.С.Кочергина Протокол №___ «    » ___________20___г. «     »______________20____г. «    »_______________20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу биологии для 10­11 классов (базовый уровень) Разработал а учитель:                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего  образования (от 17.05.2012г приказ №413); ­примерной программы по биологии 2014 г.; ­ программы по биологии, разработанной авторским коллективом под редакцией  И.Б.Агафоновой, В.И. Сивоглазова, 2014 год;      Курс рассчитан на 140 часов часов (2 часа в неделю в расчёте на 35 учебных  недель в 10 классе и 2 часа в 11 классе), 1 час выделен из школьного компонента.  Предлагаемая рабочая программа по биологии для средней (полной)  общеобразовательной школы реализуется в учебниках: 1 1. 2.  «Биология: Общая биология 10 класс. Базовый уровень» авторы: В.И.  Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова.  М.: Дрофа 2018 год  «Биология: Общая биология 11 класс. Базовый уровень» авторы: В.И.  Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова.  М.: Дрофа 2018 год.  Данная программа составлена на основе фундаментального ядра содержания  общего образования и требований к результатам освоения среднего (полного)  общего образования, представленных в Федеральном государственном  образовательном стандарте среднего(полного) общего образования В ней также учтены основные идеи и положения программы развития и  формирования универсальных учебных действий для среднего (полного) общего  образования и соблюдена преемственность с программой по биологии для  основного общего образования. Основные отличительные особенности программы по биологии для средней  (полной) школы заключаются в следующем: ­основное содержание курса ориентировано на фундаментальное ядро содержания  биологического образования; ­объем и глубина учебного материала определяются требованиями к результатам  освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего  образования на базовом уровне; ­требования к результатам освоения основной образовательной программы  среднего (полного) общего образования и примерное тематическое планирование  ограничивают объем содержания, изучаемого на базовом уровне.  Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний,  умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.  Данная программа может быть использована в общеобразовательных учебных  заведениях разного профиля. 2 Программа включает пояснительную записку, в которой представлены общая  характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане, ценностные  ориентиры содержания курса биологии, личностные и метапредметные результаты  освоения курса; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов,  отводимых на их изучение, и требованиями к предметным результатам обучения;  тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; учебно­методическое и материально­техническое обеспечение  образовательного процесса.              ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Одной из важнейших задач этапа среднего (полного)общего образования является  подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и  профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно  ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в  школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.  Большой вклад в достижение главных целей среднего (полного) общего  образования вносит изучение биологии, которое призвано обеспечить: 1) формирование системы биологических знаний как компонента естественно­ научной картины мира; 2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное  совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и  экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности; 3) выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также  формирование отношения к биологии как возможной области будущей  практической деятельности. Цели биологического образования в старшей школе формулируются на  нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на  3 уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.  Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и  старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе  изменением социальной ситуации развития — ростом информационных  перегрузок, изменением характера и способом общения и социальных  взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд  особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с  точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и  интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения  биологического образования как компонента системы образования в целом,  поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом  вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования  являются: ­социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных  отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей,  ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; ­приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)  ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого,  биологическое образование на старшей ступени призвано обеспечить: ­ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов,  результатов и достижений современной биологической науки; ­развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных  интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу  научного познания; ­овладение учебно­познавательными и ценностно­смысловыми компетентностями  для формирования познавательной и нравственной культуры, научного  4 мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и  элементарными методами биологических исследований; ­формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой  природе и человеку. Особенность целеполагания на базовом уровне заключается в том, что цели  ориентированы на формирование у учащихся общей культуры, научного  мировоззрения, использование освоенных знаний и умений в повседневной жизни.  Таким образом, базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей  биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания,  полученные на уроках биологии, должны не только определить общий культурный  уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в  современном мире, помочь в реальной жизни. В связи с этим на базовом уровне  особое внимание уделено содержанию, реализующему гуманизацию  биологического образования. Изучение курса «Биология» в 10—11 классах на базовом уровне основывается на  знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественно­научного мировоззрения, ценностных ориентаций, экологического  мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к  окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических  теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности  основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание  возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для  решения прикладных задач. Профилактика СПИДа; последствия влияния  алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;  влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их  причины и профилактика; медико­генетическое консультирование; 5 влияние человека на экосистемы; глобальные экологические проблемы и пути их  решения; последствия деятельности человека для окружающей среды; правила  поведения в при­ родной среде; охрана природы и рациональное использование природных ресурсов  — эти и другие темы помогут сегодняшним школьникам корректно  адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и  умения в собственной жизни. Для повышения образовательного уровня и  получения навыков по практическому использованию полученных знаний в  рабочей программе предусмотрено выполнение ряда лабораторных и практических работ, которые проводятся после соответствующего инструктажа и ознакомления  учащихся с правилами техники безопасности. Проектная деятельность и участие в  дискуссиях, организация выставок и совместная исследовательская работа  способствуют формированию коммуникативных навыков. В данной рабочей  программе предусматривается развитие всех основных видов деятельности,  представленных в программах для основного общего образования. Однако  содержание программ для средней (полной) школы имеет особенности,  обусловленные как предметным содержанием системы среднего (полного) общего  образования, так и возрастными особенностями обучающихся. В старшем  подростковом возрасте ведущую роль играет деятельность по овладению системой научных понятий в контексте предварительного профессионального  самоопределения.                                                       МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Курсу биологии на ступени на ступени среднего (полного) общего образования  предшествует курс биологии, включающий элементарные сведения об основных  биологических объектах. 6 Данная программа предусматривает 2 часа учебных занятий в неделю при изучении предмета в течение 2 лет (10 и 11 классы), соответственно 140 часов преподавания в течение 2 лет. В основу структурирования курса положена уровневая  организация живой природы. Резерв свободного учебного времени в 10 кл – 6часов, из них 3 часа будут отведены на уроки контроля знаний; в 11 кл – 12 часов,  которые будут отведены на уроки контроля знаний, в том числе в формате ЕГЭ                        РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении  биологии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение  обучающимися следующих личностных результатов: ­реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям,  исследованиям и их результатам; ­признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и  других людей, реализации установок здорового образа жизни; ­сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового  знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью  или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и  экологической безопасности. Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы  программы по биологии являются: ­овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать  определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,  делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать,  защищать свои идеи; ­умение работать с разными источниками биологической информации: находить  биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно­ 7 популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ин­ формацию из одной формы в другую; ­способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и  поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; ­умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации  своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку  зрения, отстаивать свою позицию. Предметные результаты  Учащийся должен: ­характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; ­характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения; ­оценивать вклад биологических теорий в формирование современной  естественно­научной картины мира; ­выделять основные свойства живой природы и биологических систем; ­иметь представление об уровневой организации живой природы; ­приводить доказательства уровневой организации живой природы; ­представлять основные методы и этапы научного исследования; ­анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных  источников. ­характеризовать содержание клеточной теории и понимать ее роль в  формировании современной естественно­научной картины мира; ­знать историю изучения клетки; ­иметь представление о клетке как целостной биологической системе;  структурной, функциональной и генетической единице живого; ­приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы,  родства живых организмов; 8 ­сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой  природы, эукариотические и прокариотические клетки, клетки растений,  животных и грибов) и формулировать выводы на основе сравнения; ­представлять сущность и значение процесса реализации наследственной  информации в клетке; ­проводить биологические исследования: ставить опыты, наблюдать и описывать  клетки, сравнивать клетки, выделять существенные признаки строения клетки и ее  органоидов; ­пользоваться современной цитологической терминологией; ­иметь представления о вирусах и их роли в жизни других организмов; ­обосновывать и соблюдать меры профилактики вирусных заболеваний (в том  числе ВИЧ­инфекции); ­находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать  свою точку зрения; ­анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных  источников; ­иметь представление об организме, его строении и процессах жизнедеятельности  (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение), многообразии  организмов; ­выделять существенные признаки организмов (одноклеточных и многоклеточных), сравнивать биологические объекты, свойства и процессы (пластический и  энергетический обмен, бесполое и половое размножение, митоз и мейоз,  эмбриональный и постэмбриональный период, прямое и непрямое развитие,  наследственность и изменчивость, доминантный и рецессивный) и формулировать  выводы на основе сравнения; ­понимать закономерности индивидуального развития организмов,  наследственности и изменчивости; 9 ­характеризовать содержание законов Г. Менделя и Т. Х. Моргана и понимать их  роль в формировании современной естественно­научной картины мира; ­решать элементарные генетические задачи, составлять элементарные схемы  скрещивания; пользоваться современной генетической терминологией и  символикой; ­приводить доказательства родства живых организмов на основе положений  генетики и эмбриологии; ­объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на  развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; ­характеризовать нарушения развития организмов, наследственные заболевания,  основные виды мутаций; ­обосновывать и соблюдать меры профилактики вредных привычек (курение,  алкоголизм, наркомания); ­выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); ­иметь представление об учении Н. И. Вавилова о центрах многообразия и  происхождения культурных растений; ­характеризовать основные методы и достижения селекции; ­оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии  (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома); ­овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и  объяснять их результаты; ­находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать  свою точку зрения; 10 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА                                                             10 класс                                                           РАЗДЕЛ 1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ  (5 ч). Тема 1.1.   Краткая история развития биологии. Система биологических  наук. (2 час)     Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития  биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук.  Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система  биологических наук» Тема 1.2.  Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы  познания живой природы.  (3 часа) Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как  сложноорганизованная иерархическая система, существующая в пространстве и во  времени. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи.  Методы познания живой природы.  Демонстрация. Схемы «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи».                                                       РАЗДЕЛ 2.                                             КЛЕТКА  (20 ЧАСОВ) Тема 2.1.             История изучения клетки. Клеточная теория.    (2 час) 11 Развитие знаний о клетке. Работы Р.Гука, А.ван Левенгука, К.Э.Бэра, Р.Броуна,  Р.Вирхва. Клеточная теория М.Шлейдена и Т.Шванн.основные положения  современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании  современной естественнонаучной картины мира.  Демонстрации. Схема «Многообразие клеток» Тема 2.2.          Химический состав клетки.     (8 часов) Единство элементного химического состава живых организмов, как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой  и неживой природы на  уровне  химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы,  ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельность клетки и организма.  Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения  и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.      Органические вещества – сложные углеродосодержащие соединения.  Низкомолекулярные  и высокомолекулярные органические вещества. Липиды.  Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК,  РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль  органических веществ в клетке и в организме человека.  Демонстрации. Диаграммы: «Распределение химических элементов в неживой природе»,  «Распределение химических элементов в живой  природе». Периодическая  таблица химических элементов. Схемы и таблицы: «Строение молекулы  белка», «Строение молекулы ДНК» , «Строение молекулы РНК», «Типы  РНК», «Удвоение молекулы ДНК»  Тема 2.3.  Строение эукариотической и прокариотической клеток  (6  часов). 12 Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки:  эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды,  рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в  строении животной и растительной клеток.      Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и  формы хромосом в клетках. Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий  в природе. Строение бактериальной клетки.  Демонстрации. Схемы и таблицы «Строение эукариотической клетки», «Строение животной  клетки», «Строение растительной клетки»,  «Строение хромосомы»,  «Строение прокариотической клетки».  Лабораторные работы 1) Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых  препаратах. 2) Сравнение строение клеток растений и животных.       1.Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.  Практические работы Тема  2.4.  Реализация наследственной информации в клетке  (2 часа). ДНК – носитель наследственной информации. Генетический кол, его  свойства. Ген. Биосинтез белка.  Демонстрации. Таблица «Генетический код», схема «Биосинтез белка» Тема 2.5.                      Вирусы.     (2  часа). 13 Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения.  Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики и  распространение вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.      Схема «Строение вируса», таблица «Профилактика СПИДа»  Демонстрации.                                                           РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗМ.   (38 часов) Тема 3.1.    Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.   (1  час) Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии  одноклеточных организмов.  Демонстрации      Схема «Многообразие организмов» Тема 3.2.     Обмен веществ и превращение энергии.   (4 часа)      Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления сложных  органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.      Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у  животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.  Демонстрации      Схема «Пути метаболизма в клетке» Тема 3.3.    Размножение  (9 часов)      Деление клетки. Митоз – основа роста, регенерации, развития и бесполого  размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения. 14 Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у  животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное  опыление у растений и оплодотворение у животных.       Демонстрации Схемы: «Митоз и мейоз», «Гаметогенез», «Типы бесполого размножения»,  «Строение яйцеклетки и сперматозоида» Тема 3.4.  Индивидуальное развитие организмов ( онтогенез)   (4 часа)      Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный период  развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.      Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих  поколений людей. Последствие влияния алкоголя, никотина, наркотических  веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.  Демонстрации      Таблицы; «Основные стадии онтогенеза», «Прямое и непрямое развитие».  Наглядный материал демонстрирующие последствия негативных факторов  среды на развитие организма. Тема 3.5.     Наследственность и изменчивость.    (15 часов)      Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о  закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования,  установленные Г.Менделем.  Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Закон  15 чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон  независимого наследования. Анализирующее скрещивание.       Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Современные представление о гене и геноме. Взаимодействие генов.      Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.      Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная  изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная  изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.      Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека.  Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.       Демонстрации Схемы, иллюстрирующие моногибридные и дигибридные скрещивания; сцепленное наследование признаков; перекрест хромосом; наследование, сцепленное с полом.  Примеры модификационной изменчивости. Материалы, демонстрирующие влияние мутагенов на организм человека.  Лабораторные работы      3) Составление простейших схем скрещивания. 4) Решение элементарных генетических задач. 5) Изучение изменчивости.       Практические работы 2) Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка  возможных последствий их влияния на организмы. Тема 3.6.          Основы селекции. Биотехнология. (5 часов) 16 Основы селекции: методы и достижения. Генетика – теоретическая основа  селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и  происхождения культурных растений.  Основные методы селекции: гибридизация;  искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной  селекции.      Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия.  Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты  развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека)  Демонстрации Карта – схема «Центры многообразия и происхождения культурных растений».  Гербарные материалы и коллекции сортов культурных растений. Таблицы:  «Породы домашних животных», «Сорта культурных растений». Схемы создания  генетически модифицированных продуктов, клонирование организмов.  Материалы, иллюстрирующие достижения в области биотехнологии.   Экскурсия    Многообразие сортов растений и пород животных, методы  их выведение (заочная интернет­экскурсия на селекционную станцию) Практические работы 3) Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в  биотехнологии. ЗАКЛЮЧЕНИЕ – 1 час РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ – 6 часов 11 КЛАСС Введение – 1 час                     РАЗДЕЛ 1                     Вид (36ч)  17 Т е м а  1.1   История эволюционных идей (7 ч) История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский  период. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, теории  Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.  Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в  формировании современной естественнонаучной картины мира. ■Демонстрация. Карта­схема маршрута путешествия Ч. Дарвина.  Гербарные материалы, коллекции, фотографии и другие материалы,  показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов  культурных растений и пород домашних животных. ■Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм,  эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный  отбор. Борьба за существование. Естественный отбор. Т е м а  1.2  Современное эволюционное учение (16 ч) Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица  эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы  эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция,  естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и  стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям  обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование  как результат эволюции. Способы и пути видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития  биосферы. Главные направления эволюционного процесса.  Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. Доказательства эволюции органического мира. ■Демонстрация. Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов», «Сходство  начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарии,  коллекции и другие наглядные материалы, демонстрирующие  приспособленность организмов к среде обитания и результаты  видообразования. Таблицы, муляжи и другие наглядные материалы,  демонстрирующие гомологичные и аналогичные органы, их строение и  происхождение в онтогенезе; рудименты и атавизмы. ■Лабораторные работы: 1)Описание особей вида по морфологическому критерию. 2)Выявление изменчивости у особей одного вида. ■Практические работы:     1)Выявление приспособлений организмов к среде обитания*. ■Экскурсия   Многообразие видов (окрестности школы). 18 ■ Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд.   Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны,  изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор.  Способы и пути видообразования. Тема 1.3  Происхождение жизни на Земле (6ч) Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л.  Пастера. Гипотезы о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина — Холдейна.  Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. ■Демонстрация. Схемы: «Возникновение одноклеточных эукариотических  организмов», «Эволюция растительного мира», «Эволюция животного мира».  Репродукции картин, изображающих флору и фауну различных эр и периодов.  Окаменелости, отпечатки организмов в древних породах. ■Практическая работа 2)Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. ■Экскурсия История развития жизни на Земле (краеведческий музей). ■Основные понятия. Теория Опарина — Холдейна. Химическая эволюция.   Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и  приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции. Тема 1.4   Происхождение человека (7 ч) Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного  мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека,  основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое  единство человечества. ■Демонстрация. Схема «Основные этапы эволюции человека». Таблицы,  изображающие скелеты человека и позвоночных животных. Лабораторные работы 3)Выявление признаков сходства зародышей человека и других  млекопитающих как доказательство их родства. Практическая работа  3)Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. ■Экскурсия Происхождение и эволюция человека (исторический или краеведческий музей). ■Основные понятия. Происхождение человека. Основные этапы эволюции.  Движущие силы антропогенеза. Человеческие расы, их единство. РАЗДЕЛ 2 ЭКОСИСТЕМЫ(20ч) 19 Тема 2.1   Экологические факторы (5 ч) Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды  (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов.  Закономерности влияния экологических факторов на организмы.  Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм,  хищничество, конкуренция, симбиоз. ■Демонстрация. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы. Примеры симбиоза в природе. ■Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы.  Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм,  хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша. Тема 2.2   Структура экосистем (7 ч) Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи,  круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины  устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы.  Искусственные сообщества — агроценозы. Демонстрация. Схема «Пространственная структура экосистемы (ярусность  растительного сообщества)». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи  и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме. ■Лабораторные работы 4)Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в  экосистеме*. 5)Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. Практические работы 4) Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.     5) Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях    (аквариум). 6)Решение экологических задач. ■Экскурсия Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер школы, ферма)  экосистемы. ■Основные понятия. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты,  консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети. Т е м а  2.3   Биосфера — глобальная экосистема (4 ч) Биосфера — глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.  И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и  углерода). 20 ■ Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды  в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал,  отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы. Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное  вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли. Тема 2.4 Биосфера и человек (4ч) Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.  Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения  в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных  ресурсов. ■Демонстрация.  Таблицы,  иллюстрирующие  глобальные экологические  проблемы и последствия деятельности человека в окружающей среде. Карты  национальных парков, заповедников и заказников России. ■Практические работы 7) Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей  среде. 8) Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения. ■Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы.  Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники.  Красная книга. Заключение  ­ 1 час Резервное время – 12 часов                          Учебно­тематический план 10кл 1. № 1. 2. 3. Название раздела Биология   как   наука.   Методы научного познания. Клетка Организм заключение Резервное время 21 Кол­во часов                5 20 38 1 6 4. Итого в 10 классе 70                                  Учебно­тематический план 11кл № Кол­во часов Название раздела Введение 1. Вид     2. Экосистемы Заключение Резервное время Итого в 11 классе 1 36 20 1 12 70                    КОНТРОЛЬНО­ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Основные формы и методы контроля, используемые в курсе обучения биологии: текущий – в форме устного фронтального и индивидуального опроса, письменных  самостоятельных работ, биологических диктантов, тестов;  тематический – в тестовой форме;  итоговый – итоговое тестирование за курс средней школы. Чаще других методов контроля используется тестовый, т.к. по окончании средней  22 школы выпускники сдают ЕГЭ. Для составления контрольно­измерительных  материалов к урокам используются следующие пособия:  1. Лернер Г.И. Общая биология. (10­11 классы): Подготовка к ЕГЭ.  Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо,  2007. – 288с. 2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:  2009: Биология/авт.­сост. Е.А. Никишова, С.П.Шаталова. – М.: АСТ:  Астрель, 2009 г. 3. Демоверсии тестов ЕГЭ прошлых лет.                      УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Биология: Общая биология 10 класс. Базовый уровень:  учебник/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова.    ­М.: Дрофа 2018. ­254 с. 2. Биология: Общая биология 11 класс. Базовый уровень:  учебник/ В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова.    ­М.: Дрофа 2018. ­254 с. 3. Примерная программа среднего (полного) общего  образования по биологии: И.Б.Агафонова, В.И. Сивоглазова.  2014 г., Список литературы (основной и дополнительной) 23 1. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема  и И.Мейнке;  Пер. с нем. – 3­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243­244. 2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для  поступающих в вузы. ­ М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006.  – 134с. 3. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии:  Методическое пособие. (6­11 кл) ­  М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с. 4. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия»,  2004. – 122с. 5. Лернер Г.И. Общая биология (10­11 классы): Подготовка к ЕГЭ.  Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. –  240с. 6. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю.  Татаренко­Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с. 7. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы:  методическое пособие. – М.: Вентана­Граф, 2006. – 254с. 8. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. –  112с 9.  8.  Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному  экзамену: Общая биология. ­ М.: Дрофа, 2004. ­ 216с; 10. Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учеб.пособие для учащихся 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.:Вентана­Граф, 2005.  – 155с. 24 11.  Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня  подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. ­ М.: Вентана­ Граф, 2004. – 76с. ИНТЕРНЕТ­РЕСУРСЫ http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет­ материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам. http://charles­darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина. http://www.l­micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном  оборудовании. http://www.minobraz.ru Сайт Министерства общего и профессионального  образования Свердловской области. http://edu.tomsk..ru Сайт ТОПКРО http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации. http://school­collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных  ресурсов. 25 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 10 класс Номе р  урока Содержание (тема) урока Дата  проведения Домаш нее  задание приме чание 1 2 3 4 5 1/6 2/7 3/8 4/9 5/10 6/11 7/12 8/13 9/14 10/15 11/16 03.09.18 05.09.18 10.09.18 12.09.18 17.09.18 19.09.18 24.09.18 26.09.18 01.10.18 03.10.18 08.10.18 10.10.18 15.10.18 17.10.18 22.10.18 24.10.18 12/17 13/18 29.10.18 31.1018 14/19 12.11.18 Раздел 1. Биология как наука. Методы  научного познания – 5ч Краткая история развития биологии Система биологических наук Основные свойства живой материи Уровни организации живой материи Методы познания живой природы Раздел 2. Клетка – 20ч (+1час к/р) История изучения клетки Клеточная теория Элементный химический состав клетки Неорганические вещества клетки Органические вещества клетки ­ липиды Органические вещества клетки – углеводы Органические вещества клетки – белки Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК Удвоение молекулы ДНК в клетке К/Р № 1  «Химический состав клетки» Строение и функции клеточной мембраны  и цитоплазмы. П/Р №1 «Приготовление и  описание микропрепаратов клеток  растений» Органоиды клетки Органоиды клетки. Л/Р №1 «Наблюдение  клеток растений и животных под  микроскопом на готовых препаратах» Основные отличия в строении  растительной и животной клеток. Л/Р №2  26 15/20 16/21 14.11.18 19.11.18 17/22 21.11.18 18/23 19/24 20/25 26.11.18 28.11.18 03.12.18 21/26 05.12.18 1\27 10.12.18 2\28 3\29 4\30 5\31 6\32 7\33 8\34 9\35 10\36 11\37 12\38 13\39 14\40 15\41 16\42 17\43 18\44 12.12.18 17.12.18 19.12.18 24.12.18 26.12.18 14.01.19 16.01.19 21.01.19 23.01.19 28.01.19 30.01.19 04.02.19 06.02.19 11.02.19 13.02.19 18.02.19 20.02.19 19\45 25.02.19 «Сравнение строения клеток растений и  животных» Хромосомы, их строение и функции Прокариотическая клетка. Роль бактерий в природе ДНК – носитель наследственной  информации. Генетический код, его  свойства Биосинтез белка Вирусы – неклеточная форма жизни Меры профилактики распространения  вирусных заболеваний. Профилактика  СПИДа Зачет по теме  «Клетка» Раздел 3. Организм – 38ч (+2часа к/р) Организм – единое целое. Многообразие  живых организмов Энергетический обмен Особенности энергетического обмена у  грибов и бактерий Типы питания Пластический обмен. Фотосинтез К/Р № 2 «Контроль знаний уч­ся за  полугодие» Деление клетки Митоз Размножение: бесполое и половое Типы  бесполого размножения Типы бесполого размножения Половое размножение Мейоз Образование половых клеток Оплодотворение у растений и животных Искусственное опыление у растений и  оплодотворение у животных Онтогенез. Основные этапы эмбриогенеза Постэмбриональное развитие. Прямое и  непрямое развитие Онтогенез человека. Последствия влияния  алкоголя, никотина, наркотических  27 20\46 27.02.19 21\47 04.03.19 22\48 06.03.19 23\49 11.03.19 24\50 25\51 13.03.19 18.03.19 26\52 20.03.19 27\53 08.04.19 28\54 29\55 30\56 31\57 10.04.19 15.04.19 17.04.19 22.04.19 32\58 24.04.19 33\59 29.04.19 34\60 06.05.19 35\61 08.05.19 36\62 37\63 38\64 39\65 40\66 13.05.19 15.05.19 20.05.19 22.05.19 27.05.19 веществ на развитие зародыша человека Генетика – наука о закономерностях  наследственности и изменчивости Закономерности наследования,  установленные Менделем Моногибридное скрещивание. I закон  Менделя Второй закон Менделя. Л/Р № 3  «Составление простейших схем  скрещивания» Закон чистоты гамет К/Р № 3 «Контроль знаний уч­ся за 3  четверть» Дигибридное скрещивание. Третий закон  Менделя.  Анализирующее скрещивание. Л/Р №4  «Решение элементарных генетических  задач» Хромосомная теория наследственности.  Сцепленное наследование признаков Взаимодействие генов Генетика пола. Сцепленное с полом  наследование Закономерности изменчивости.  Модификационная изменчивость. Л/Р №5  «Изучение изменчивости» Комбинативная и мутационная  изменчивость. Типы мутаций Значение генетики для медицины.  Наследственные болезни человека Влияние мутагенов на организм человека.  П/Р №2 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных  последствий их влияния на организм» Основы селекции Учение Н.И.Вавилова о центрах  происхождения культурных растений Основные методы селекции Биотехнология Этические аспекты развития некоторых  исследований в биотехнологии. П/Р №3  «Анализ и оценка этических аспектов  28 развития некоторых исследований в  биотехнологии» Заключение – 1 час К/Р №4 «Итоговый контроль знаний» Резервное время – 3 часа Повторение и обобщение пройденного Повторение и обобщение пройденного Повторение и обобщение пройденного 1/67 29.05.19 1/68 2/69 3/70 29

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)

Рабочая программа по биологии 10-11 класс (ФГОС СОО)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2018