Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Викуловская СОШ № 1 - Боковская школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО на заседании методического Директор школы
учителей _____________ совета ЛотовА.А./______
/протокол № ___1_ /протокол № 1 приказом № 311/7 - ОД
от 29.08. 2016г. от 31.08. 2016 г. от _31.08. 2017г./
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР
___________________ _______________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии « Растения. Бактерии.
Грибы. Лишайники»
5 класс.
/предмет, класс и т.п./
Михайлова Наталья Анатольевна, учитель биологии и географии
/Ф.И.О. учителя, должность/
на 2016__ - 2017__ учебный год
Программа разработана на основе
авторской рабочей программы
В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В.
Латюшин, В.М. Пакулова)-
(ФИО автора/авторов программы)
______Биология 5- 9 класс____
(название программы)
М.: Дрофа, 2010_
(библиографические данные)
с. Боково
2016 год
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты освоения:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать
свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);
приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного предмета
Тема |
Тема урока |
К-во часов |
Лабораторные работы, практические работы |
Экскурсии |
Тема 1. " Введение " |
1. Биология — наука о живой природе 2. Методы исследования в биологии 3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого 4. Среды обитания живых организмов. 5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы 6. Обобщающий урок |
6 часов |
Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»
|
Эк.№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных» |
Тема 2. " Клеточное строение организмов "
|
7. Устройство увеличительных приборов 8. Строение клетки 9. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука 10. Пластиды 11-12. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества 13. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) 14. Жизнедеятельность клетки: рост, развитие 15. Деление клетки 16. Понятие «ткань» 17. Обобщающий урок |
11 часов |
Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.» Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.» Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.» Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.» Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.» Л.р.№6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.». |
|
Тема 3. " Царство Бактерии. Царство Грибы "
|
18. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. 19. Роль бактерий в природе и жизни человека 20. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. 21. Шляпочные грибы. 22. Плесневые грибы и дрожжи 23. Грибы-паразиты 24. Обобщающий урок |
7 часов |
П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов. Л.р.№7 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.».
|
|
Тема 4. " Царство Растения " |
25. Ботаника — наука о растениях 26. Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания 27. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей 28. Лишайники 29. Мхи 30. Папоротники, хвощи, плауны 31. Голосеменные растения 32. Покрытосеменные растения 33. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира 34. Обобщающий урок |
10 часов |
Л.р.№8 «Строение зеленых водорослей.» Л.р.№9 «Строение мха (на местных видах).» Л.р.№10 « Строение спороносящего хвоща» Л.р.№11 «Строение спороносящего папоротника» Л.р.№12 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» Л.р.№13 «Строение цветкового растения» |
|
Итого 34 часа
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ урока по порядку |
Тема урока |
Количество часов |
|
1 |
Биология - наука о живой природе |
1 |
|
2 |
Методы исследования в биологии |
1 |
|
3 |
Разнообразие живой природы. Царства живых орга-низмов. Отличи-тельные признаки живого от неживого |
1 |
|
4 |
Среды обитания живых организмов. |
1 |
|
5 |
Экологические факторы и их влияние на живые организмы |
1 |
|
6 |
Обобщающий урок. Зачёт ( в рамках промежуточной аттестации) |
1 |
|
7 |
Устройство увеличительных приборов |
1 |
|
8 |
Строение клетки |
1 |
|
9 |
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука |
1 |
|
10 |
Пластиды |
1 |
|
11
12 |
Химический состав клетки: Неорганические и органические вещества |
1 |
|
13 |
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) |
1 |
|
14 |
Жизнедеятельность клетки: рост, развитие |
1 |
|
15 |
Деление клетки |
1 |
|
16 |
Понятие «ткань» |
1 |
|
17 |
Обобщающий урок. Зачёт ( в рамках промежуточной аттестации) |
1 |
|
18 |
Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. |
1 |
|
19 |
Роль бактерий в природе и жизни человека |
1 |
|
20 |
Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. |
1 |
|
21 |
Шляпочные грибы. |
1 |
|
22 |
Плесневые грибы и дрожжи |
1 |
|
23 |
Грибы-паразиты
|
1 |
|
24 |
Обобщающий урок. Зачёт ( в рамках промежуточной аттестации) |
1 |
|
25 |
Ботаника — наука о растениях
|
1 |
|
26 |
Водоросли, их многооб-разие, строе-ние, среда обитания
|
1 |
|
27 |
Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей |
1 |
|
28 |
Лишайники
|
1 |
|
29 |
Мхи
|
1 |
|
30 |
Папоротники, хвощи, плауны
|
1 |
|
31 |
Голосеменные растения |
1 |
|
32 |
Покрытосеменные растения
|
1 |
|
33 |
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира
|
1 |
|
34 |
Обобщающий урок. Зачёт ( в рамках промежуточной аттестации) |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.