Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения МБОУ «Головинская ОШ». Данная программа разработана к учебнику авторской линии Н.И.Сонина, В.Б.Захарова "Биология. Введение в биологию" (линейный курс), содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование. Рассчитана на 1 час в неделю, 34 учебных часа.
биология 5 класс.docx
Рабочая программа. Биология 5 класс.
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативноправовой документ для организации учебного процесса в 5
классе общеобразовательного учреждения МБОУ «Головинская ОШ». Содержательный статус программы – базовая. Она определяет
минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения
к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану МБОУ «Головинская ОШ».
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе Программы основного общего образования. Биология. 59 классы.
Линейный курс. Авторы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Москва «Дрофа» 2013 год, требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования,
прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Курс продолжает изучение
естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе по программе «Школа России», одновременно являясь пропедевтической основой
для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование
учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и
учебнометодических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.
Учебное содержание курса биологии включает:
Биология. Введение в биологию. 5 класс А.А. Плешаков, Н.И.Сонин (линейный курс). 34ч, 1 ч в неделю. В разделе 4. «Человек на
Земле» вынесены 2 часа, они отводятся на обобщающее повторение и итоговый контроль.
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные
представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его без опасности и производственной
деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и
эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный
образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить
выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении
целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных
биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного
мировоззрения. Курс для учащихся 5 класса реализуют следующие цели:
— систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий
мир. 1—4 классы»; — развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе,
— формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков.
Предлагаемый курс содержит системные знания.
Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного
взгляда на мир. В основу данного курса положен системнодеятельностный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций,
наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует
активному получению знаний. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора
учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени.
В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии. Данный курс имеет линейную структуру. В 5 классе
происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в
последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп.
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные и указаны в конце тем,
разделов и курсов соответственно.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном,
личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели
формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются
наиболее общими и социально значимыми. Глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или
иную группу или общность носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере
биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и
других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности,
связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных
умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебнопознавательными, информационными, ценностно смысловыми, коммуникативными.
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры
как способности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы.
Ценностные ориентиры содержания предмета биологии. В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у
учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет
входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знаний и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентиры,
формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
понимание сложности и противоречивости самого процесса познания;
уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
понимание необходимости здорового образа жизни;
осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс
общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
правильному использованию биологической терминологии и символики;
развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьным курсами, направлен на формирование нравственных ценностей
ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе
и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся
способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой
природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного
отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Результаты изучения биологии в 5 классе.
Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать,
делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать
определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
умение работать с разными источниками биологической информации (в тексте учебника, биологический словарях и справочниках),
анализировать и оценивать информацию.
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.
умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов
растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения,
транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического
разнообразия для сохранения биосферы;
различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем
органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов
и объяснение их результатов.
2. В ценностноориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
В сфере трудовой деятельности:
3
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
4. В сфере физической деятельности:
5. В эстетической сфере:
выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Рабочая программа по биологии в 5 классе состоит из четырех разделов:
1 Живой организм: строение и изучение
2 Многообразие живых организмов 3 Среда обитания живых организмов
4 Человек на Земле
Для контроля и оценивания знаний учащихся по биологии в 5 классе проводится вводная, промежуточная, итоговая диагностика. По
разделам проводится разноуровневое тестирование.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Введение в биологию. 5 класс (Линейный курс)
(34 ч, 1 ч в неделю)
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен
веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых
организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для
научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная
лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и
её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в
клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы,
нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы:
1.Устройство ручной лупы, светового микроскопа.
2. Строение клеток кожицы чешуи лука*.
3. Определение химического состава семян пшеницы
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные признаки живой природы;
— устройство светового микроскопа;
— основные органоиды клетки;
— основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь: — объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
— характеризовать методы биологических исследований;
— работать с лупой и световым микроскопом;
— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
— ставить учебную задачу под руководством учителя;
— систематизировать и обобщать разные виды информации;
— составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери
прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения,
Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места
обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Предметные результаты обучения
— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
— основные признаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
— различать изученные объекты в природе, на таблицах;
— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
— объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; — самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (4 ч)
Наземновоздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и
животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра,
тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и
океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы:
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные среды обитания живых организмов;
— природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать различные среды обитания;
— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
— приводить примеры обитателей морей и океанов;
— наблюдать за живыми организмами.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— находить и использовать причинно следственные связи;
— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 4. Человек на Земле (4 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый.
Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные
деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его
обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение
биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека
и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы:
1.Измерение своего роста и массы тела.
2.Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— предков человека, их характерные черты, образ жизни;
— основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
— правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
— простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
— объяснять роль растений и животных в жизни человека;
— обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
— соблюдать правила поведения в природе;
— различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
— вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать в соответствии с поставленной задачей;
— составлять простой и сложный план текста;
— участвовать в совместной деятельности;
— работать с текстом параграфа и его компонентами;
— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения
— Формирование ответственного отношения к обучению;
— формирование познавательных интересов и мотивов к бучению;
— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
— формирование основ экологической культуры.
Ученик получит возможность учиться: — соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
— использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
— выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
— осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
— ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности
жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоциональноценностное отношение к объектам живой природы);
— находить информацию о живых объектах в научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать,
оценивать её и переводить из одной формы в другую;
— выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
— соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
— использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
— выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
— осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
— ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности
жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоциональноценностное отношение к объектам живой природы);
— находить информацию о живых объектах в научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать,
оценивать её и переводить из одной формы в другую;
— выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов
образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных
и предметных.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а
является предметом оценки эффективности воспитательнообразовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных
систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной
процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения
проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение
коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой
проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений
являются материалы:
— стартовой диагностики;
— текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов; — промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности
познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебнопознавательных и учебнопрактических задач,
основанных на работе с текстом;
— текущего выполнения выборочных учебнопрактических и учебнопознавательных заданий на оценку способности и готовности
учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к
сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику;
способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и
рефлексии;
— защиты итогового индивидуального проекта.
— Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает
выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной
работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга
образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков,
способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
— первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области
знания), стандартных алгоритмов и процедур;
— выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и
использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
— выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
— При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
— стартовой диагностики;
— тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
— творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Резервное время — 4 ч.
Тема 1.1 Что такое живой организм
Тема 1.2 Наука о живой природе
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение
Введение
Название темы
Тематический план
1
1
Количество
часов
1 Тема 1.3 Методы изучения природы
Тема 1.4 Увеличительные приборы
Тема 1.5 Живые клетки
Тема 1.6 Химический состав клетки
Тема 1.7 Вещества и явления в окружающем мире
Тема 1.8 Великие естествоиспытатели
1
1
1
1
1
1
Раздел 2. Многообразие живых организмов
Тема 2.1. Как развивалась жизнь на Земле
Тема 2.2 Разнообразие живого
Тема 2.3 Бактерии
Тема 2.4 Грибы
Тема 2.5 Водоросли
Тема 2.6 Мхи
Тема 2.7 Папоротники
Тема 2.8 Голосеменные растения
Тема 2.9 Покрытосеменные (цветковые) растения
Тема 2.10 Значение растений в природе и жизни человека
Тема 2.11 Простейшие
Тема 2.12 Беспозвоночные
Тема 2.13 Позвоночные
Тема 2.14 Значение животных в природе и жизни человека
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тема 3.1 Три среды обитания
Тема 3.2 Жизнь на разных материках
Раздел 3. Среда обитания живых организмов
1
1 Тема 3.3 Природные зоны Земли
Тема 3.4 Жизнь в морях и океанах
Раздел 4.Человек на Земле
Тема 4.1 Как человек появился на Земле
Тема 4.2 Как человек изменил Землю
Тема 4.3 Здоровье человека и безопасность жизни
Тема 4.4 Растения и животные, занесённые в Красную книгу.
Тема 4.5 Обобщающее повторение
Тема 4.6 Итоговый контроль
Резерв времени
Итого
Литература:
1
1
1
1
1
1
1
1
4
34
Рабочие программы. Биология. 59 классы: учебнометодическое пособие \ сост. Г.М. Пальдяева. – 2е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2013.
1
2 Учебник. Биология. Введение в биологию. 5 класс. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. М.: Дрофа, 2013
3
4
сайт Htt// f ejon.edu.pu.
сайт Htt//schoolcollectjon.edu.ru. Календарно-тематическое планирование
Вариант: /Биология/5 класс/биология 5 класс 34 часа
Общее количество часов: 34
Требования к уровню подготовки в
соответствии с ФК и РК ГОС
№
уро
ка
Тема урока
Кол
-во
час
ов
Содержание
урока
Программное и
учебнометодич
еское
обеспечение
(Материалы,
пособия)
Домашн
задание
ее
Подробно
сти урока
Предметно -
информацион
составляюща
ная
я (знать,
понимать)
о -
ная
Деятельностн
коммуникатив
составляющая
(общеучебные
и предметные
умения)
Объяснить роль
биологии в
практической
деятельности
людей
Выделять
существенные
признаки
отличия живого
от неживого.
Определять
значение
биологических
знаний в
современной
жизни.
Определять
ские
Педагогиче
условия и
средства
реализации
ГОСа
Опрос,
вводная
диагностика,
тест
Ценностно -
ориентацион
составляющ
ная
ая
Формирование
познавательны
х интересов и
мотивов,
направленных
на изучение
живой
природы
Формировать
познавательны
й интерес
Ответы на
вопросы
Формировать
навыки
осознания
ценности
живых
объектов
Формировать Ответы на
Биологически
й диктант
Раздел 1: Введение. - 1 ч
1.
Введение.
1
предмет
биология
Учебник,
наглядные
пособия,
определители,
атласы.
стр.1-3
Раздел 2: Живой организм: строение и изучение - 8 ч
1.
2.
Что такое живой
организм.
1
Наука о живой
природе
1
1
многообразие
живых
организмов,
свойства живых
организмов
биология - наука
о живых
организмах,
разнообразие
биологических
наук
наблюдение,
Плакат, муляжи,
живые растения
плакат
Параграф
1, стр. 6-
11.
Параграф
2, стр.
14-16.
Знание и
соблюдение
правил работы
в кабинете
биологии,
техника
безопасности
Знать свойства
и основные
признаки
живого
организма
Знать основные
свойства живой
природы
3.
Методы
плакат
Параграф
Знать изучения
природы
Увеличительные
приборы.
Лабораторная
работа №1
«Устройство
ручной лупы,
светового
микроскопа".
Живые клетки.
Лабораторная
работа №2
«Строение
клеток кожицы
чешуи лука"
Химический
состав клетки.
Лабораторная
работа№3
«Определение
химического
состава семян
пшеницы».
Вещества и
явления в
окружающем
мире.
1
1
1
1
4.
5.
6.
7.
эксперимент,
измерение;
оборудование
для научных
исследований
увеличительные
приборы: ручная
лупа, световой
микроскоп;
лабораторная
работа
3, стр.
17-22.
Микролаборатори
я. Плакат.
Параграф
4, стр.
23-26.
строение
клетки;
лабораторная
работа
Плакат, муляж.
Микроскопы,
готовые
микропрепараты.
Параграф
5, стр.
27-32.
содержание
химических
элементов в
клетке;
неорганические.
органические
вещества
клетки, их роль
в клетке
Плакат, семена
пшеницы, вода. в
стакане,
салфетка.
Параграф
6, стр.
33-38.
отработка
знаний по теме
"клетка"
Плакат,
наглядный
материал,
магнит,
Параграф
7, стр.
39-46.
характеристику
методов
биологических
исследований.
Знать
устройство
светового
микроскопа,
лупы.
Знать основные
органоиды
клетки. Уметь
находить
отличия у
живых клеток.
Знать
химический
состав клетки,
различать
органические и
неорганические
вещества.
Знать отличие
веществ и
явлений.
методы
биологических
исследований.
Уметь проводить
наблюдения,
измерения,
опыты.
Соблюдать
правила работы
с
увеличительным
и приборами,
правила работы
в кабинете
биологии. Уметь
работать с
увеличительным
и приборами
Выделить
существенные
признаки
строения
клетки.
Различать на
таблицах
органоиды
клетки.
Выделять
существенные
признаки
химического
состава клетки,
признаки
влияния
органических и
минеральных
веществ в
клетке. Уметь
работать с
наглядным
материалом.
Объяснить роль
веществ и
явлений в
окружающем
ответственное
отношение к
обучению
вопросы,
задания на
соответствия
Формировать
навыки работы
с
увеличительн
ыми
приборами
пересказ
Формировать
навыки
сравнения
живых клеток.
Пересказ,
найти
соответствие
Сформировать
познавательны
й интерес.
Сформировать
представление
о единстве
живого.
Ответы на
вопросы.
Формировать
познавательны
й
интерес.Уметь
Ответы на
вопросы. металлические
предметы
8.
Великие
естествоиспыта
тели.
1
учёные -
естествоиспыта
тели:
Аристотель, К.
Линней, Ч.
Дарвин,
В.И.Вернадский
Портреты.
Параграф
8, стр.
47-50.
Раздел 3: Многообразие живых организмов. - 14 ч
Как развивалась
жизнь на Земле. 1
возникновение и
развитие жизни
на Земле
Плакат.
Параграф
9, стр.
52-56.
Плакаты, муляжи,
фильм.
Параграф
10, стр.
57-59.
Плакат.
Параграф
11, стр.
60-63.
Плакат, муляжи.
Параграф
2, стр.
64-67.
разнообразие
организмов на
Земле, царства
живой природы
признаки
представителей
царства
бактерии, их
характеристика,
строение,
особенности
жизнедеятельно
сти, места
обитания, роль в
природе и
жизни человека
характерные
признаки
царства грибы,
отличительные
особенности и
черты сходства
с другими
1.
2.
Разнообразие
живого.
1
3.
Бактерии
4.
Грибы.
1
1
мире.
систематизиро
вать и
обобщать
разные виды
информации.
Знать ученых
сделавших,
открытия.
Показать роль
великих
естествоиспытат
елей в развитии
науки.
Формировать
познавательны
й интерес.
Сообщения.
Разноуровнев
ый контроль
знаний.
Знать этапы
развития жизни
на земле.
Приводить
доказательства
о развитие
жизни на земле
Знать отличие
живых
организмов
друг от друга.
Приводить
доказательства
о развитие
жизни на земле.
Выделять
существенные
признаки
царства
бактерий. Уметь
дать
характеристику,
объяснить роль
бактерий в
природе и жизни
человека.
Выделить
существенные
признаки
царства грибы.
Уметь дать
характеристику
съедобных и
Знать
особенности
строения и
жизнедеятельн
ости.
Знать
особенности
строения
грибов. Роль
грибов в
природе и
жизни
Формировать
познавательны
й интерес.
Уметь
находить
закономерност
и.
Формировать
эстетическое
отношение к
живым
объектам.
Пересказ.
Сообщения.
Формировать
познавательны
й интерес.
Сообщения,
ответы на
вопросы.
Формировать
познавательны
й интерес.
Сообщения
учащихся,
ответы на
вопросы. организмами,
строение
грибов, типы
питания и
размножения;
представление о
съедобных и
ядовитых
грибах;
значение
грибов; охрана
грибов
признаки
представителей
царства
растений -
водорослей;
характеристика,
строение,
особенности
жизнедеятельно
сти, места
обитания, роль в
природе и
жизни человека
существенные
признаки
представителей
мхов; строение.
особенности
жизнедеятельно
сти, места
обитания, роль в
природе и
жизни человека
существенные
признаки
представителей
папоротников,
особенности
жизнедеятельно
сти, места
обитания, роль в
природе и
жизни человека
5.
Общая
характеристика
растений.
Водоросли
1
6.
Мхи.
1
7.
Папоротники.
1
человека.
ядовитых
грибов.
Плакат, ТСО.
стр. 69-
72.
Плакат, гербарий.
Параграф
14, стр.
73-75.
Плакат, живое
растение
Параграф
15, стр.
76-78.
Знать
особенности
строения и
жизнедеятельн
ости
водорослей.
Знать
особенности
строения мхов.
Знать
особенности
строения
папоротников.
Выделять
признаки
растений, знать
особенности
строения
водорослей,
показать роль в
жизни человека.
Выделить
существенные
признаки мхов,
их строение.
Объяснить роль
в природе.Уметь
дать
характеристику
мхам, различать
виды мхов.
Выделять
признаки
папоротников,
объяснять их
роль в природе.
Уметь дать
характеристику
папоротникам.
Формировать
познавательны
й интерес.
Сообщения,
ответы на
вопросы.
Формировать
познавательны
й интерес.
Ответы на
вопросы.
Формировать
познавательны
й интерес.
Сообщения
учащихся,
ответы на
вопросы. 8.
Голосеменные
растения.
1
9.
Покрытосеменн
ые (цветковые)
растения.
1
10.
11.
Значение
растений в
природе и
жизни человека.
Общая
характеристика
животных.
Простейшие.
1
1
существенные
признаки
представителей
голосеменных;
строение.
особенности
жизнедеятельно
сти, места
обитания, роль в
природе и
жизни человека
существенные
признаки
представителей
покрытосеменн
ых; строение,
особенности
жизнедеятельно
сти, места
обитания, роль в
природе и
жизни человека
Плакат, веточки
хвойных,
гербарий
Параграф
16, стр.
79-82.
Плакат, живые
растения,
гербарий.
Параграф
17, стр.
83-87.
роль растений в
природе и
жизни человека
Фильм, плакат.
Параграф
18, стр.
88-90.
Плакат.
Параграф
19, стр.
91-93
существенные
признаки
представителей
царства
Животные;
строение,
особенности
жизнедеятельно
сти, места
обитания, роль в
Знать
особенности
строения
голосеменных.
Выделять
существенные
признаки
голосеменных
растений.
Формировать
познавательны
й интерес
Сообщения
учащихся,
ответы на
вопросы.
Знать
отличительные
признаки
цветковых
растений.
Знать о
значении
растений в
природе и
жизни
человека.
Знать
отличительные
признаки.
Выделять
существенные
признаки
покрытосеменны
х растений.
Объяснить их
роль в природе.
Приводить
доказательства
и выделять
признаки
разнообразия
растений. Уметь
узнавать
изучаемые
объекты в
природе:
лекарственные,
ядовитые
растения.
Выделять
признаки
сходства и
различия
простейших.
Уметь
определять
простейших.
Формировать
познавательны
й интерес.
Сообщения
учащихся,
ответы на
вопросы.
Формирование
навыков
поведения в
природе
Сообщения,
промежуточн
ая
диагностика.
Формировать
осознания
ценности
живых
объектов.
Ответы на
вопросы,
задания на
соответствие. 12.
Беспозвоночные
.
1
13.
Позвоночные
1
природе и
жизни человека
существенные
признаки
представителей
царства
Животные;
характеристика
беспозвоночных,
их строение,
особенности
жизнедеятельно
сти, места
обитания, роль в
природе и
жизни человека
существенные
признаки
представителей
царства
Животные;
характеристика
позвоночных
животных, их
строение,
особенности
жизнедеятельно
сти, места
обитания, роль в
природе и
жизни человека
Плакат, ТСО.
Параграф
20, стр.
94-96.
Знать
отличительные
признаки и
значение
позвоночных.
Выделять
характерные
признаки
беспозвоночных.
Уметь
определять
беспозвоночных.
Формировать
осознания
ценности
беспозвоночны
х
Сообщения,
ответы на
вопросы.
Плакат, ТСО.
Параграф
21, стр.
97-99.
Знать признаки
позвоночных их
значение.
Выделять
существенные
позвоночных,
различать их на
плакатах.
Формировать
осознания
ценности
позвоночных.
Сообщения,
ответы на
вопросы.
14.
Значение
животных в
природе и
жизни человека.
1
роль животных
в природе и
жизни человека
Плакаты, ТСО
Параграф
22, стр.
100-102.
Раздел 4: Среда обитания живых организмов - 4 ч
1.
1
наземно-
воздушная.
Три среды
обитания.
Плакат, фильм.
Параграф
23, стр.
Знать о
значении
животных в
природе и
жизни
человека.
Определять
практическое
значение и
охрана
позвоночных
животных. Уметь
находить
изучаемые
объекты в
природе
Формирование
навыков
поведения в
природе.
Сообщения,
биологически
й диктант.
Знать
характеристику
Выделять
признаки
Формирование
познавательно
Ответы на
вопросы, Лабораторная
работа №4
«Исследование
особенностей
строения
растений и
животных,
связанных со
средой
обитания»
2.
3.
4.
Жизнь на
разных
материках.
1
Природные зоны
Земли.
1
Жизнь в морях и
океанах.
1
водная и
почвенная
среды обитания
организмов;
приспособленно
сть организмов
к среде
обитания
характеристика
животного и
растительного
мира разных
материков
Земли
природные зоны
Земли, их
расположение;
особенности
растительного и
животного мира
приспособление
обитателей
морей и океанов
к жизни в
разнообразных
условиях
Раздел 5: Человек на Земле - 7 ч
1.
2.
Как человек
появился на
Земле.
1
Как человек
изменил Землю. 1
научные
представления о
происхождении
человека
ТСО
изменения в
природе,
вызванные
деятельностью
человека
ТСО
Плакат,ТСО.
Параграф
24, стр.
109-114.
Карта природные
зоны Земли.
Параграф
25, стр.
115-120.
Плакат, ТСО.
Параграф
26,
стр.121-
126.
Параграф
27, стр.
128-134.
Параграф
28, 30,
стр. 135-
145.
104-108.
сред обитания.
различных сред
жизни и
приспособленно
сть живых
организмов к
ним.
го интереса.
задание на
соответствие.
Знать
разнообразие
живых
организмов на
разных
материках.
Знать
разнообразие
живых
организмов в
природных
зонах Земли.
Знать
особенности
жизни в морях
и океанах.
Выделять
признаки и
особенности
растений и
животных
разных
материков.
Знакомство с
различными
представителя
ми живой
природы
каждого
материка.
Сообщения,
ответы на
вопросы.
Выделять
особенности
природных зон
Земли.
Выделять
существенные
особенности
жизни в морях и
океанах.
Формировать
познавательны
й интерес.
Сообщения,
ответы на
вопросы.
Формировать
познавательны
й интерес.
Сообщения,
разноуровнев
ые
проверочные
задания.
Выделить
особое место
человека на
Земле
Знать этапы
появления
человека на
Земле.
Знать как
повлиял
человек на
окружающий
мир,
экологические
проблемы
современности.
Знать растения Находить
Выделить
существенные
факторы
влияния
человека на
Землю.
Формирование
познавательно
го интереса
Ответы на
вопросы.
Формирование
познавательно
го интереса и
навыков
поведения в
природе.
Сообщения,
творческие
задания.
Формирование Сообщения,
3.
Растения и
1
влияние
Фильм, плакаты.
Параграф животные,
занесенные в
Красную книгу
Здоровье
человека и
безопасность
жизни.
Практическая
работа №1
«Измерение
своего роста и
массы тела»
Экскурсия
«Весенние
явления в
природе»
Обобщающее
повторение
Итоговый
контроль
1
1
1
1
4.
5.
6.
7.
29, стр.
140-142
Плакат
Параграф
31, стр.
146-152.
человека на
живые
организмы;
охрана растений
и животных
взаимосвязь
здоровья и
образа жизни,
правила
безопасного
поведения в
опасных
ситуациях
природного
происхождения,
способы
оказания первой
помощи
явления,
происходящие в
природе весной
Тетрадь, ручка,
пакет
Подготов
ка к
итоговой
диагност
ике
и животных
занесенных в
Красную книгу
России, нашего
региона.
Знать
природную и
социальную
среду обитания
человека.
Приводить
доказательства
взаимосвязи
человека и
окружающей
среды,
зависимости
здоровья
человека от
состояния
окружающей
среды.
Наблюдать и
описывать
явления
природы.
Представлять
результаты
своего
исследования.
информацию о
растениях и
животных в
литературе,
соблюдать меры
охраны растений
и животных
основ
экологической
культуры.
ответы на
вопросы
Анализировать и
оценивать
целевые и
смысловые
установки в
своих действиях
и поступках по
отношению к
здоровью.
Формировать
осознание
ценности
здорового и
безопасного
образа жизни.
Ответы на
вопросы
Проводить
биолого-
экологические
исследования и
делать выводы
на основе
полученных
результатов.
Находить
информацию о
живой
природе в
окружающей
среде,
анализировать
и оценивать
ее.
Отчет по
экскурсии
Анализ и
оценка
деятельности
на уроке.
Показать знания
по изучению
курса биологии
за 5 класс.
Формирование
интеллектуаль
ных умений.
Формирование
умения видеть
проблему.
Итоговая
диагностика.
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.