Рабочая программа по биологии 5 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии 5 класс

Оценка 4.8
Документация
docx
биология
5 кл
01.04.2018
Рабочая программа по биологии 5 класс
Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644); примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15) http://www.fgosreestr.ru/reestr; основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы; требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по биологии; основной образовательной программой образовательного учреждения; авторской программы под руководством В.В. Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5-9 классы.» - М.: Дрофа, 2013.),Рабочая программа
рабочая программа по биологии 5 класс 2017-2018 учебный год.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы (Приказ Министерства образования и науки   РФ   от   17   декабря   2010   г.   №   1897   «Об   утверждении   федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного   общего образования» с изменениями и дополнениями Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644); примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно­методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля   2015   года   №   1/15)   http://www.fgosreestr.ru/reestr;   основных   направлений   программ,   включенных   в   структуру   основной   образовательной программы;   требований   к   уровню   подготовки   обучающихся   для   проведения   основного   государственного   экзамена   по   биологии;   основной образовательной программой образовательного учреждения; авторской программы под руководством В.В. Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5­9 классы.» ­ М.: Дрофа, 2013.), учебного плана филиала МАОУ «Боровинская СОШ» Лебедевская СОШ утвержденного приказом от 16.06.2017 г. №136­ОД.                                           Основные цели изучения биологии в школе: 1)   формирование   системы   научных   знаний   о   живой   природе,   закономерностях   ее   развития,   исторически   быстром   сокращении   биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира; 2)   формирование   первоначальных   систематизированных   представлений   о   биологических   объектах,   процессах,   явлениях,   закономерностях,   об основных   биологических   теориях,   об   экосистемной   организации   жизни,   о   взаимосвязи   живого   и   неживого   в   биосфере,   о   наследственности   и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; 3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; 4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; 5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; 6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Построение      учебного    содержания     курса  осуществляется  последовательно от общего к частному с учётом реализации  внутрипредметных и  метапредметных       связей.    В  основу  положено   взаимодействие   научного,   гуманистического,   аксиологического,   культурологического, личностнодеятельностного,   историкопроблемного,   интегративного,  компетентностного подходов.                     Изучение           биологии         на   ступени       основного         общего       образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений    об    отличительных    особенностях    объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке     как    биосоциальном существе.       Для     формирования   у   учащихся     основ     научного     мировоззрения,     развития     интел лектуальных             способностей         и познавательных      интересов    в  процессе   изучения   биологии   основное   внимание   уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы,   постановке   проблем,   требующих   от   учащихся   самостоятельной деятельности по их разрешению.             Содержание       курса    направлено     на  формирование       универсальных      учебных     действий,   обеспечивающих        развитие познавательных        и   коммуникативных        качеств    личности.          Обучающиеся        включаются      в  проектную     и  исследовательскую   деятельность,   основу   которой   составляют   такие   учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать     выводы,    объяснять, доказывать,           защищать             свои   идеи,       давать       определения       понятий,       структурировать       материал   и   др.   Учащиеся   включаются   в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение   полно   и   точно   выражать   свои   мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в  диалог Курсу  биологии на ступени основного общего образования предшествует курс окружающего мира, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Помимо этого, в курсе окружающего мира рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение, почва и др. Опираясь   на   эти   понятия,   учитель   биологии   может   более   полно   и   точно   с   научной   точки   зрения   раскрывать   физико­химические   основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе (питание, дыхание, обмен). В   свою   очередь,   содержание   курса   биологии   в   основной   школе,   включающее   сведения   о   многообразии   организмов,   биологической   природе   и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Изучение   предмета   «Биология»   в   части   формирования   у   обучающихся   научного   мировоззрения,   освоения   общенаучных   методов   (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Фи­зика»,   «Химия»,   «География»,   «Математика»,   «Экология»,   «Основы   безопасности   жизнедеятельности»,   «История»,   «Русский   язык», «Литература» и др. Основными формами организации учебной деятельности обучающихся являются: урок, экскурсии, практические работы и лабораторные работы. Биология    в  основной   школе  изучается   с  5  по  9 класс. На изучение биологии  в 5 классе отводится   35 ч (1 ч в неделю)  МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Обучение биологии  направлено на достижение обучающимися следующих  результатов:  личностных 1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий; 2) реализация установок здорового образа жизни; 3) сформированность познавательных  интересов  и  мотивов,  направленных  на изучение  живой  природы;  интеллектуальных   умений  (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.  метапредметных 1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности  включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно­популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать   и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 4) умение адекватно использовать речевые средства дл дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. У обучающихся  сформированы УУД: Регулятивные   • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства  достижения цели. • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). • Работая по плану, сверять свои действия с целью,  исправлять ошибки самостоятельно. • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. • Осуществлять сравнение,  классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей. • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). • Вычитывать все уровни текстовой информации. • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,  договариваться друг с другом и т.д.).  предметных   1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: •   выделение   существенных   признаков   биологических   объектов   (отличительных   признаков   живых   организмов;     клеток   организмов   растений, животных, грибов и бактерий) • приведение доказательств (аргументация); взаимосвязи человека и  окружающей среды;  зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;  необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний,  вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности; • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов,; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания;  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. 2. В ценностно­ориентационной сфере: • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе 3. В сфере трудовой деятельности: • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). 4. В сфере физической деятельности: • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма. 5. В эстетической сфере: • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс (35 ч, 1ч в неделю) Введение (6 ч) Биология ,как наука о живой природе,  роль биологии в практической деятельности людей.  Методы изучения  живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.  Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Лабораторные и практические работы Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.  Ведение дневника наблюдений. Экскурсии Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.   Раздел 1. Клеточное строение организмов (12 ч) Устройство   увеличительных   приборов   (лупа,   световой   микроскоп).   Клетка   и   её   строение:   оболочка,   цитоплазма,   ядро,   вакуоли,   пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей. Лабораторные и практические работы Устройство увеличительных приборов.Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей. Межпредметные понятия раздела: метод, система, процесс, синтез, рост, развитие.  Царство Бактерии  (2 ч) Бактерии.   Многообразие   бактерий.   Роль   бактерий   в   природе   и   жизни   человека.   Бактерии   –   возбудители   заболеваний.   Меры   профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Вирусы – неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний. Актуальная тематика для региона: ООО УК «ДАМАТЕ», ОО «Тюменские молочные фермы», «Золотые луга», ООО ПК «Молоко», «Ситниково», Водоканалы, Очистные сооружения, Тепличные комплексы – ООО «ТК ТюменьАгро». Раздел 3. Царство Грибы (5 ч) Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность.  Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека.  Шляпочные грибы.   Съедобные   и   ядовитые   грибы.   Правила   сбора   съедобных   грибов   и   их   охрана.  Оказание   первой   помощи   при   отравлении   грибами. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы­паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. Демонстрация Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Лабораторные и практические работы Изучение строение плесневого гриба мукора. Изучение строение дрожжей.   Раздел 4. Царство Растения (12 ч) Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства.  Многообразие растений, их связь   со   средой   обитания.   Роль   в   биосфере.   Охрана   растений.   Основные   группы   растений   (водоросли,   мхи,   хвощи,   плауны,   папоротники, голосеменные, покрытосеменные). Принципы классификации.  Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны,их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Усложнение растений в процессе эволюции.  Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений. Лабораторные и практические работы Изучение строение зелёных водорослей. Изучение строение мха (на местных видах). Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). Изучение строения голосеменных растений. Изучение строения покрытосеменных растений Межпредметные понятия раздела: система. Актуальная тематика для региона: ООО   УК   «ДАМАТЕ»,   ООО   «Тюменские   молочные   фермы»,   «Золотые   луга»,   ООО   ПК   «Молоко»,   «Ситниково»,   водоканалы,   очистные сооружения, тепличные комплексы – ООО «ТК ТюменьАгро», лесхоз, лесничества; хлебокомбинаты.  Нижнетавдинский   район   ООО   «Экодрим»   (завод   по   переработке   строительных   отходов),   г.   Тюмень   ООО   «НОВ   –   Экология», мусороперерабатывающий   завод,   ООО   «Лизинговая   компания   «Диаматгрупп   –   Тюмень»   (завод   по   сортировке   и   переработке   мусора),   ООО «Экологический альянс». ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема Биология — наука о живой  природе Деятельность ученика Учащиеся, просмотрев видеофрагмент и обсудив его, сами формулируют тему и цель урока. Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность(хочу); устанавливаются тематические рамки  (могу). Разбираются со  структурой учебника и рабочей тетради. Определяют для себя уровень выполняемых творческих заданий, вырабатывают план своих действий. Знакомятся с диском к учебнику.  Работа с диском. Самостоятельно читают тест параграфа. Отвечают на вопросы. Формулируют чёткие определения терминам. Планирование работы с учителем и сверстниками. По окончании чтения заполняют таблицу в рабочей тетради. Методы исследования в биологии Учащиеся, проделав опыты и обсудив их, сами формулируют тему и цель урока. Отвечают на вопросы после параграфа, заданного на дом. Отвечают на вопросы. Слушают выступления своих товарищей.  Обсуждают заданный вопрос, формулируют ответ. Перечисляют приборы, помогающие изучать природу.  Работа с диском и рабочей тетрадью. Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. Разнообразие живой природы.  Царства живых организмов.  Отличительные признаки живого  от неживого Среды обитания живых  организмов.  Экологические факторы и их  влияние на живые организмы Обобщающий урок  Устройство увеличительных  приборов Строение клетки Планирование работы с учителем и сверстниками. Обсуждение правил техники безопасности в биологическом кабинете. (Работа с текстом учебника и обсуждение важности ответственного отношения к соблюдению правил техники безопасности в кабинете биологии.) Работа в парах. Выполнение  лабораторной работы, записи в тетради. Отвечают на вопросы теста. Работа с диском и рабочей тетрадью. Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. Планирование работы с учителем и сверстниками. Обсуждают заданный вопрос, формулируют ответ. Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. Составление схемы.  Работа с диском. В итоге формулируют список основных свойств живого. Составляют план параграфа. Обмениваются результатами. Участвуют в определении целей и темы урока. Демонстрируют знания по пройденному материалу. Меняются вариантами, проверяют друг друга по  шаблонам ответов. Работа в парах.  Выполняют творческое задание в тетрадях. Распределяют предложенных животных по средам обитания.   Составляют план параграфа. Демонстрируют знания по пройденному материалу. Меняются вариантами, проверяют друг друга по шаблонам ответов. Обсуждение в группах. Формулируют ответы на вопросы. Заполняют схему в рабочей тетради. Отвечают  на вопросы, поставленные учителем перед фильмом Записывают домашнее задание. Наблюдают, делают записи. Работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных,  сотрудничество с одноклассниками в группе при обсуждении результатов наблюдений. Готовят отчёт по экскурсии.   Самостоятельное целеполагание. Учащиеся формулируют цели и задачи урока. Выполняют самостоятельную работу в группах по изучению  устройств микроскопа и использованию микропрепаратов. Выполняют алгоритм действий по отработке навыков работы с микроскопом и лупой.  Объясняют назначение увеличительных приборов. различают ручную и штативную лупы. Определяют величину получаемого с и их помощью  увеличения. Изучают устройство микроскопа и понимают необходимость соблюдения правила работы с биологическим оборудованием. Учатся  сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Приобретают  навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов.  Дети проговаривают новые правила в громкой речи. Ученики в тетради зарисовывают клетки готовых микропрепаратов, рассмотренные под микроскопом. Ученики выполняют самостоятельную  письменную работу (отвечают на вопросы  на слайде), с целью самопроверки. В  рамках применения на уроке игровых технологий, ученики выполняют Синквейн (микроскоп). Рефлексия: ученики продолжают предложения, представленные на слайде: 1. На уроке я выяснил........ 2.выучил....... 3.познакомился......4.  запомнил........... Домашнее задание: № параграфа, подготовить сообщения о жизни и деятельности Р. Гука  и А. Ван Левенгука. Самостоятельное целеполагание. Учащиеся формулируют цели и задачи урока. Ученики отвечают на вопросы учителя по домашнему заданию. (Вопросы сформулированы на слайде). Сообщения учащихся о Р. Гуке и А, Ван  Левенгуке. Выполняют самостоятельную работу в группах по изучению строения клетки.  Выполняют алгоритм действий по отработке навыков определения органоидов клетки на микропрепаратах и таблицах. Ученики в карточках  определяют органоиды, характерные для растительной и для животной клетки и зарисовывают их в тетради. Ученики выполняют самостоятельную работу в парах с целью взаимопроверки. Собирают из фрагментов модели растительной и животной клетки. Затем сравнивают собранные модели клеток с рисунком на слайде. Исправляют ошибки и отвечают на вопрос: "Чем животная клетка отличается от растительной?" В  рамках применения на уроке игровых технологий, ученики выполняют Синквейн (клетка). Рефлексия: ученики продолжают предложения, представленные на слайде: 1. На уроке я выяснил........ 2.выучил....... 3.познакомился......4.  запомнил........... Домашнее задание: № параграфа,  изготовить модель клетки. Самостоятельное целеполагание. Учащиеся формулируют цели и задачи урока. Ученики отвечают на вопросы учителя по домашнему заданию. (Вопросы сформулированы на слайде). Ученики вспоминают и повторяют правила  работы с биологическим оборудованием и правила техники безопасности. Выполняют лабораторную самостоятельную работу в группах   "приготовление микропрепаратов кожицы чешуи лука"  Ученики  зарисовывают  в тетрадь клетки, рассмотренные под микроскопом, формулируют выводы. Закрепление материала: ученики отражают алгоритм действий лабораторной работы в виде схемы. Обсуждение результатов. Рефлексия: коллективное составление текста о клетке. каждый ученик говорит по одному предложению. Самостоятельное целеполагание. Учащиеся формулируют цели и задачи урока. Ученики отвечают на вопросы учителя по домашнему заданию. Изучение нового материала: Отвечают на проблемные вопросы: 1. "Почему листья растений имеют зеленую окраску. 2. Почему осенью листья  меняют окраску". Используют основные приемы изучающего текста: ­составление плана по тексту ­оформление рисунков, ­постановка вопросов к тексту, ­составление таблицы, ­нахождение информации. Стадия осмысления: обсуждения изучаемого материала друг с другом, в целях добавления и изменений учебного материала. Составляют логическую цепочку: хлоропласт ­ ? ­?­ поэтому листья меняют окраску. Использование элементов игровой технологии: по карточкам определяют  органоиды клетки и пластиды. Разгадывают загадки по теме: клетка. Выполняют самостоятельную работу с самопроверкой в качестве закрепления изученного материала (тест). Рефлексия. Д/З: синквейн  "хлорофилл" Самостоятельное целеполагание. Учащиеся формулируют цели и задачи урока. Выполняют тест по изученному домашнему заданию. При изучении домашнего задания составляют схему­конспект. Различают неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объясняют их значение для организма. Наблюдают демонстрацию  опытов учителем, анализируют их результаты, делают выводы. Анализируют представленную на рисунках учебника информацию о результатах  опыта, работая в паре. Стадия осмысления: обсуждения изучаемого материала друг с другом, в целях добавления и изменений учебного материала. Выполняют лабораторную работу "Определение состава семян пшеницы"в качестве закрепления изученного материала. (Составление плана работы, фиксирование результатов, использование измерительных приборов, формулирование выводов). Рефлексия. Ученики составляют схему ­ кластер "Вещества клетки". Домашнее задание Параграф учебника, читать и пересказывать, устно ответить на вопросы в конце параграфа. Составить эссе "Вода ­основа жизни" Самостоятельное целеполагание. Учащиеся формулируют цели и задачи урока. Приготовление микропрепарата  кожицы чешуи лука Пластиды Химический состав клетки:  неорганические и органические  вещества Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку  (дыхание, питание) Жизнедеятельность клетки: рост,  развитие Деление клетки Понятие «ткань» Обобщающий урок Бактерии, их разнообразие,  строение и жизнедеятельность Роль бактерий в природе и жизни  человека Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность.  Роль грибов в природе и жизни  человека Шляпочные грибы Плесневые грибы и дрожжи Грибы­паразиты Обобщающий урок Ботаника — наука о растениях  Водоросли, их многообразие,  строение, среда обитания В ходе изучения нового материала учащиеся Оценивают значение питания, дыхания, размножения обмена веществ, развития для жизнедеятельности  клетки. Характеризуют биологическое значение понятия "обмен веществ" Объясняют сущность процесса деления клетки, анализируют его основные события (передачи наследственного материала дочерним клеткам). Устанавливают последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки,  используя рисунок учебника.  Аргументируют  вывод о том: 1.что клетка  ­ живая система (биосистема). 2.взаимосвязанная работа частей клетки,  обусловливающая ее жизнедеятельность как целостной живой системы. Рефлексия. Ученики заполняют кластер. Проверяют друг у друга в паре правильное выполнение задания. Домашнее задание. Параграф №. Приготовить презентацию " Деление клетки". Формирует понятия основных процессов клетки как рост и развитие. Работают в группе. Обрабатывают основные понятия. Запоминают стадии деления клетки. Выявляют сущность процесса деления клеток, объясняют разницу способов деления клеток. Используют  информационные ресурсы. Ищет вопросы определяют и формируют понятие «ткань»;характеризуют особенности тканей растений и животных; обобщают и систематизируют   знания по теме, делают выводы работают в группе, обрабатывают основные понятия. Сравнивают ткани, делают выводы на основе строения, приводят примеры основных типов тканей, место их расположения, классифицируют клетки  и ткани; выполняют тест: а.) выбор одного ответа из нескольких предложенных; б.)ищут ошибки в приведённом тексте. Учащиеся слушают информацию о бактериях, просматривают слайды, делают записи новых понятий в тетради Пользуясь текстом учебника  учащиеся составляют опорный план конспект.  Отвечает на вопросы, формулирует роль бактерий в природе, работает в группе, отрабатывает основные понятия; составляет таблицу о вреде и  пользе приносимые бактериями природе и человеку; делают выводы о значении бактерий. Используют различные источники. Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми  грибами. Дискуссия, работа в группе Фронтальная Эвристическая (частично­поисковая) беседа Демонстрация презентации. Работа с текстом, схемой, с карточками, практическая работа. Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в  учебнике изображением. Определяют понятие «грибы­паразиты». Объясняют роль грибов­паразитов в природе и жизни человека Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) Изучить строение органоидов клетки отвечающих за питание клетки опираясь на текст учебника и иллюстративный материал. Познакомить со строением водорослей. Роль водорослей в природе и  жизни человек. Охрана  водорослей Лишайники Мхи Папоротники, хвощи, плауны Голосеменные растения Покрытосеменные растения  Происхождение растений.  Основные этапы развития  растительного мира Итоговая контрольная работа Заключительное занятие Повторение ранее изученных понятий. Работать с текстом учебника. Заполнить таблицу по заданным критериям. Использовать ранее изученный материал, анализировать новую информацию, сравнивать с заданными критериями, делать выводы, отвечать на  поставленные вопросы. Используя технологию продуктивного чтения анализировать текст учебника, составить сиквейн, вывести понятие мхи, ответить на вопрос урока.  Сделать схематичную зарисовку в тетрадях. Используя технологию продуктивного чтения анализировать текст учебника, составить сиквейн, вывести понятие мхи, ответить на вопрос урока.  Сделать схематичную зарисовку в тетрадях. Изучить особенности строения и жизнедеятельности голосеменных растений. Используя технологию продуктивного чтения анализировать текст учебника, составить сиквейн, вывести понятие мхи, ответить на вопрос урока.  Сделать схематичную зарисовку в тетрадях. Повторение ранее изученных понятий. Работать с текстом учебника. Заполнить таблицу по заданным критериям. Уметь применять знания для решения учебной задачи. Уметь применять знания для решения учебной задачи. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2014 г. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа,  Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа,  Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. — М.: Дрофа,    Учебно­методическое   обеспечение   образовательного   процесса            Основная учебная литература для учащихся:             1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.­ 141, (3) с.             2. Биология. Бактерии, грибы, растения:  5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В.       Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ: Вертикаль, 2012 г. Издательство Дрофа               3.Электронное приложение к учебнику  Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.­ 141, (3) с. Дополнительная литература для учащихся: Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 3304с. 6 ил.; Артамонова В.И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР) Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. – 383с.: ил.; Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+, 1994. – с. 92­684; Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами / по материалам  Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 1998 Большой справочник по биологии. – М.: Издательство АСТ, 2000 .Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение Трайтак  Д.И. «Биология: Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники.» 6 кл. Пособие для учащихся. Издательство Мнемозина Электронное приложение к учебнику  Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /Сонин Н.И., Плешаков А.А.. – М.: Дрофа, 2012г. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой ­ 2000 год; – М.: Аванта +, 2001 http://www.livt.net Электронная иллюстрированная  энциклопедия "Живые существа" http://www.floranimal.ru/ Портал о растениях и животных http://www.plant.geoman.ru/ Занимательно о ботанике. Жизнь растений Основная литература для учителя:           1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.­ 141, (3) с.            2.Биология. Бактерии, грибы, растения: 5 класс.  Рабочая тетрадь. К учебнику В. В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ: Вертикаль, 2012 г. Издательство Дрофа  3.Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение. 4. Пальдяева Г.М. «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5­11 кл». Сборник программ. Издательство Дрофа 2012г.            5. Электронное приложение к учебнику Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб.    Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.­ 141, (3) с. Дополнительная литература для учителя: 1. Биология 6­9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. 2. Биология 6 класс. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Образовательный комплекс предназначен для изучения , повторения, и закрепления учебного материала школьного курса по биологии для 6 класса. Содержит ­материалы учебника под редакцией профессора И.Н.Пономаревой. Издательский центр «Вентана­Граф» 3. Биология в школе. Функции и среда обитания живых организмов. Электронные уроки и тесты. 4.Дмитриева Т.А., Симатихин С.В. Биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 7­7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.­ 128.: 6 ил. – (Дидактические материалы); 5.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г.   Асмолов, Г.В.  Бурменская, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова.­ М.: Просвещение, 2008. 6. Кузнецов А.А. О стандарте второго поколения // Биология в школе. ­ 2009. ­ №2.  7.  Мухина, В. В. Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются" [Электронный ресурс] / В. В. Мухина. ­ Режим доступа: http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=415827 8.Образовательные технологии: сборник материалов. М.: Баласс, 2008. 9.Открытая биология. Версия 2.6. Физикон. Авт. Д. И. Мамонтов. Полный мультимедийный курс биологии. 10. Открытая биология. Полный интерактивный курс биологии для учащихся школы, лицеев, гимназий, колледжей, студентов вузов. Версия 2.6. Физикон 16.Электронное приложение к учебнику  Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /Сонин Н.И., Плешаков А.А.. – М.: Дрофа, 2012г. 17.ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://standart.edu.ru/ 18.http://www.lift.net  Электронная иллюстрированная  энциклопедия "Живые существа" 19.http://www.floranimal.ru/ Портал о растениях и животных 20.http://www.plant.geoman.ru/ Занимательно о ботанике. Жизнь растений         ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Цифровые компоненты учебно­методическим комплексам по основным разделам курса биологии Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу биологии, в том числе задачник ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ) Мультимедийный компьютер   Основные технические требования: графическая операционная    система, привод для чтения­записи компакт дисков, аудио­видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных). Мультимедиа проектор Экран         УЧЕБНО­ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО­ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Микроскоп школьный          Муляжи Плодовые тела шляпочных грибов          НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ Гербарий «Основные группы растений» Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; реализация установок здорового образа жизни; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение   работать   с   разными   источниками   биологической   информации:   находить   биологическую   информацию   в   различных   источниках   (тексте учебника,   научно­популярной   литературе,   биологических   словарях   и   справочниках),   анализировать   и   оценивать   информацию,   преобразовывать информацию из одной формы в другую; способность   выбирать   целевые   и   смысловые   установки   в   своих   действиях   и   поступках   по   отношению   к   живой   природе,   здоровью,   своему   и окружающих; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: В познавательной (интеллектуальной) сфере: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организ ма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах); приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вы­ зываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ­инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений   и   животных   (на   примере   сопоставления   отдельных   групп);   роли   различных   организмов   в   жизни   человека;   значения   биологического разнообразия   для   сохранения   биосферы;   механизмов   наследственности   и   изменчивости,   проявления   наследственных   заболеваний   у   человека, видообразования и приспособленности; различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. В ценностно­ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; анализ и оценка последствий деятельности человека и природе, влияния факторов риска на здоровье человека. В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). В сфере физической деятельности: освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма. В эстетической сфере: выявление эстетических достоинств объектов живой природы. Учащиеся должны знать: —о многообразии живой природы; —царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; —основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; —признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; —экологические факторы; —основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно­воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; —правила работы с микроскопом; —правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии. —строение клетки; —химический состав клетки; —основные процессы жизнедеятельности клетки; —характерные признаки различных растительных тканей Учащиеся должны уметь: —определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; —отличать живые организмы от неживых; —пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; —характеризовать среды обитания организмов; —характеризовать экологические факторы; —проводить фенологические наблюдения; —соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. —составлять план текста; —владеть таким видом изложения текста, как повествование; —под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; —под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; —получать биологическую информацию из различных источников; —определять отношения объекта с другими объектами; —определять существенные признаки объекта. —строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов; —разнообразие и распространение бактерий и грибов; —роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. —основные методы изучения растений; —основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; —особенности строения и жизнедеятельности лишайников; —роль растений в биосфере и жизни человека; —происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь: —определять   понятия:   «клетка»,   «оболочка»,   «цитоплазма»,   «ядро»,   «ядрышко»,   «вакуоли»,   «пластиды»,   «хлоропласты»,   «пигменты», «хлорофилл»; —работать   с   лупой   и   микроскопом,   с   учебником   (с   текстом   и   иллюстрациями),   рабочей   тетрадью   и   дидактическими   материалами;   работать учебника. —готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; —распознавать различные виды тканей. —анализировать объекты под микроскопом; —сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; —оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; —давать общую характеристику бактерий и грибов; —отличать бактерии и грибы от других живых организмов; —отличать съедобные грибы от ядовитых; —объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. —составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. —давать общую характеристику растительного царства; —объяснять роль растений в биосфере; —давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); —объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. —выполнять лабораторные работы под руководством учителя; —сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; —оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; —находить информацию о растениях в научно­популярной литературе, биологических словарях и справочниках,   анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. Дата Требования к уровню подготовки  КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ план факт № урока Тема урока Предметные результаты Метапредметные Личностные результаты ВВЕДЕНИЕ Практичес кая часть Актуальная тематика для региона Домашняя работа Цель урока Иметь представление о биологии  как науке о жизни, биосфере как  области распространения жизни,  экологии как разделе биологии.  Давать определение  ключевым понятиям. Проявлять  познавательный  интерес,  направленный  на изучение живой  природы. Стремиться к  целенаправленной  познавательной  деятельности, ставить  цель и планировать пути  ее достижения Проявлять желание и  готовность к  самостоятельной  деятельности.  Изучение понятия  биология как науки. Изучение методов  исследования в  биологии Изучить правила  техники безопасности,  знать методы  исследования в  биологии Понимать, что факт  становится научным  тогда, когда он  проверен   наблюдениями и  экспериментами Составлять план  параграфа по  предложенному  алгоритму. Биология –  наука о живой  природе. Методы  исследования в  биологии Разнообразие  живой природы.  Царства живых  организмов. Среды обитания  живых  организмов Экологические  факторы и их  влияние на  организм 1 2 3 4 5 Знать правила техники  безопасности в биологическом  кабинете. Называть основные царства  живых организмов как  доказательство разнообразия  живой природы. Уметь  сравнивать и выявлять признаки  сходства и отличия живой и  неживой материи. Называть  признаки живых организмов,  давать им элементарную  характеристику  Понимать среду обитания как  комплекс факторов живой и  неживой природы. Давать  характеристику среды обитания  по самостоятельно  составленному плану ответа.  Называть свойства, характерные  для каждой среды обитания. Уметь выстраивать  порядок действий  согласно  предложенному  алгоритму. Иметь первоначальные  навыки  экологического мышления, накапливать опыт природоохранной  деятельности.   Изучение среды  обитания живых  организмов. Давать определение  экологических факторов и  составлять их характеристику,  подтверждая примерами. Уметь работать с  текстом учебника по  готовому алгоритму. Иметь первоначальные  навыки  экологического  мышления, накапливать  опыт природоохранной  деятельности.   Анализирование  связей организма с  окружающей средой Прочитать  п.1.  Зарисовать  в тетради  рис 1 на стр  6 Пользуясь  текстом п.2  ответить на  вопросы 1­3 стр 13 Составить  план п.3  пользуясь  памяткой на стр 18 Прочитать  п.4 Прочитать  п.5.  Подготовит ься к  контрольно й работе Фенологиче ские  наблюдения за  сезонными  изменениям и в природе. Ведение  дневника  наблюдений . Обобщающий  урок Устройство  увеличительных  приборов. Лабораторная  работа№1:  Устройство  увеличительных  приборов и  правила работы с ними Строение клетки Лабораторная  работа№2:  «Приготовление  микропрепарата  кожицы чешуи  лука» 6 7 8 9 Работать с терминами и  понятиями, грамотно объясняя  их сущность. Излагать свои  мысли ясно, логично и точно в  процессе фронтальной беседы.  Выполнять задания по  закрытым тестам. Проявлять желание и  готовность к  самостоятельной  деятельности.  Анализ и сравнение  экологических  факторов, их влияния  на организм.  Контрольна я  работа Индивидуал ьные  задания Знать устройство лупы и  микроскопа, правила работы с  ними. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ Проявлять  познавательный  интерес,  на­ правленый на изучение живой  природы. Уметь продуктивно  общаться и  взаимодействовать в  процессе совместной  деятельности.  Закрепление  полученных навыков по работе с текстом  учебника, таблицами,  схемами. Прочитать  п. 6.  Выполнить  задания на  стр 33 Лабораторн ая работа Понимать клеточное строение  всех организмов как  доказательство единства живой  материи. Знать основные части  растительной клетки, уметь  находить их под микроскопом.  Правильно выполнять  практические действия по  готовой инструкции при  приготовлении микропрепарата. Знать основные части  растительной клетки, уметь  находить их под микроскопом.  Правильно выполнять  практические действия по  готовой инструкции при  приготовлении микро­ препарата. Иметь понятие о пластидах как  основном признаке растительной  клетки. Уметь работать в  парах, согласуя  совместные действия. Стремиться к  целенаправленной  познавательной  деятельности, ставить  цель и планировать  пути ее достижения Ознакомиться с  правилами работы с  микроскопом. Уметь работать в  парах, согласуя  совместные действия. Стремиться к  целенаправленной  познавательной  деятельности, ставить  цель и планировать  пути ее достижения. Знакомство с   понятиями «клетка»,  «органоиды», кл.  мембрана, ядро,  вакуоль и т.д. Прочитать  п.7.  Зарисовать  рис.20 на стр  35 Индивидуал ьные  задания Понимать причину сходства  элементарного химического  состава тел живой и не­ живой  природы как доказательство  единства природы в целом.  Называть наличие органических  веществ в живых организмах как  один из главных признаков их  отличия от неживой природы. Понимать причину сходства  элементарного химического  состава тел живой и не­ живой  природы как доказательство  единства природы в целом.  Называть наличие органических  веществ в живых организмах как  один из главных признаков их  отличия от неживой природы.  Знать сущность процессов  жизнедеятельности клетки:   дыхания, питания, роста,  развития. Иметь первоначальное  понятие обмена веществ.  Знать последовательность этапов  деления клетки, понимать роль  хромосом при передаче  наследственных признаков. 10 11 12 13 14 Пластиды.  Химический  состав клетки:  неорганические и органические  вещества Жизнедеятельность клетки:  поступление  веществ в клетку,  питание, дыхание.  Жизнедеятельность клетки: рост,  развитие Деление клетки Знать виды растительных тканей,  особенности их строения,  объяснять их роль в  жизнедеятельности организма. Иметь навыки  заполнения таблицы. Согласовывать  коллективные действия при составлении  простейшего  структурированного  конспекта изучаемого  материала. Проявлять  познавательный  интерес,  на­ правленый на изучение живой  природы. Научить готовить  микропрепараты,  проводить наблюдения,  описывать и зарисовывать  объекты. Проводить  сравнение натур. объекта  с изображением. Согласовывать  коллективные действия при составлении  простейшего  структурированного  конспекта изучаемого  материала. Иметь первоначальные  основы миро­  воззрения,  соответствующего  современному уровню  науки. Уметь различать  органоиды клетки на  таблицах и под  микроскопом. Организовывать  собственные действия  по предложенной  инструкции при  выполнении и  оформлении  результатов  лабораторной работы. Уметь составлять  последовательный  ответ по рисунку  учебника. Проявлять желание и  готовность к  самостоятельной  деятельности.  Стремиться к  целенаправленной  познавательной  деятельности, ставить  цель и планировать  пути ее достижения. Проявлять  познавательный  интерес,  на­ правленый на изучение живой  природы. Раскрыть роль хим. в­в  клетки для ее  жизнедеятельности.  Ознакомить с  экспериментом, его ролью в получении знаний,  научить работать с лаб.  Оборудованием. Изучить основные  процессы  жизнедеятельности  клетки, научить ставить эксперименты по  изучению процессов  ж/д растения,  отработать  навыки  работы с микроскопом. Выделять  существенные признаки процессов  жизнедеятельности,  объяснять результаты  экспериментов. Лабораторн ая работа Индивидуал ьные  задания Составить  план п.8.  пользуясь   памяткой на стр 18. Прочитать  п. 9.  Ответить на вопросы стр 45. Индивидуал ьные  задания Зарисовать  рис на стр  44 Правильно использовать  биологическую терминологию и  символику   Анализировать и  оценивать информацию, преобразовывать  информацию из одной  формы в другую. Иметь первоначальные  основы миро­  воззрения,  соответствующего  современному уровню  науки.  Выделение признаков,  характерных для  различных тканей.  Отработка умения  работать с  микроскопом. Знать особенности строения и   жизнедеятельности  бактерий.  Уметь находить биологическую  информацию в различных  источниках. Различать на рисунках  и таблицах отдельные  части объекта Проявлять желание и  готовность к  самостоятельной  деятельности.  Систематизация и  обобщение понятий  раздела. Контроль знаний  и умений работать с  микроскопом и  приготовления  микропрепаратов Выделить  существенные признаки бактерий, особенности  их строения и  жизнедеятельности. Стремиться к  целенаправленной  познавательной  деятельности, ставить  цель и планировать  пути ее достижения. Пользуясь  текстом  п.10  заполнить  таблицу  "Ткани" стр  49 Контрольна я работа Приготовит ь сообщения о бактериях Иметь первоначальные  навыки  экологического мышления, накапливать опыт природоохранной  деятельности.   Объяснить роль  бактерий в природе и  жизни человека. Составить  план п.11 Прочитать п 12  «Золотые  луга», ООО  ПК  «Молоко»,  «Ситниково » Стремиться к  целенаправленной  познавательной  деятельности, ставить  цель и планировать  пути ее достижения. Выявить существенные  признаки строения и  жизнедеятельности  грибов. Объяснить роль грибов в природе и  жизни человека.  Составить  конспект  п.13 Ткани.  Обобщающий  урок Бактерии, их  разнообразие,  строение и  жизнедеятельнос ть Роль бактерий в  природе и жизни  человека П. Понимать значимость знаний   роли бактерий в жизни биосферы  и конкретных отдельных  организмов. Иметь представление о  заболеваниях, вызываемых  болезнетворными бактерия­ ми.  Называть меры профилактики  бактериальных заболеваний. Уметь находить  биологическую  информацию в  различных источниках.  Уметь в процессе  ответа грамотно  пользоваться  биологической  терминологией. Уметь составлять  краткие сообщения по  теме с использованием  дополнительных  источников  информации. ЦАРСТВО ГРИБЫ Выполнять и  оформлять в тетради   лабораторную работу  по совместно  составленному плану  работы. Давать описание строения  шляпочного гриба, понимать  сущность симбиоза на примере  грибов и в целом  во  взаимоотношениях других живых  организмов. Общая  характеристика  грибов 15 16 17 18 19 Знать признаки отличия  съедобных и ядовитых грибов,  уметь называть грибы по  рисункам. Объяснять  практическую значимость  искусственного выращивания  грибов. Знать правила сбора  грибов. Знать особенности строения и  жизнедеятельности плесневых  грибов, находить части гриба на  микропрепарате, уметь  выращивать плесень  самостоятельно. Понимать  значение плесневых грибов в  процессе круговорота веществ в  биосфере. Знать биологическую сущность  понятия ­ паразитизм. Объяснять  практическое значение влияния  грибов­паразитов на жизнь  других живых организмов. Пони­  мать отличие симбиоза и  паразитизма Работать с терминами и  понятиями «Бактерии»,  «Грибы»., грамотно объясняя их  сущность. Понимать ценность  здорового и  безопасного образа  жизни. Выполнять  лабораторную работу,  пользуясь  предложенным планом  работы. Иметь навыки  продуктивного  сотрудничества со  сверстниками. Уметь самостоятельно  и творчески выполнять  задания раздела «Для  любознательных». Применять полученные  знания в практике  жизни. Выявлять на таблицах и натуральных объектах  различия съедобных и  ядовитых грибов,  освоение приемов  первой помощи при  отравлении ядовитыми  грибами. Изучить особенности  строения плесневых  грибов, рассмотреть  под микроскопом  мукор и дрожжи.  Отработать правила   обращения с  микроскопом. Определить понятие  «грибы­паразиты»,  объяснить роль грибов­ паразитов в природе и  жизни человека. Излагать свои мысли  ясно, логично и точно в процессе фронтальной  беседы. Выполнять  задания по закрытым  тестам.  Иметь первоначальные  основы миро­  воззрения,  соответствующего  современному уровню  науки. Систематизировать и  обобщить понятия  раздела. Контроль  знаний и умений  работать  Ответить на вопросы 1­6 стр 77 . Лабораторн ая работа Прочитать  п.15 Прочитать  п.16.  выполнить  задание на  стр 85 Контрольна я работа Индивидуал ьные  задания Понимать и объяснять причину  разнообразия растений.  Характеризовать значение  растений в природе и жизни  человека. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ Уметь составлять план  ответа на основе  работы с текстом  учебника. Уметь ясно и точно давать  определение понятиям. Правильно делать  расшифровку  биологических  терминов. Определение понятий  «ботаника, низшие,  высшие растения,  слоевище, таллом»,  выявление признаков  низших и высших  растений, их  взаимосвязь со средой  обитания.  Тепличные  комплексы  – ООО «ТК  ТюменьАгр о». Выполнить  задания на  стр 92 Шляпочные  грибы Плесневые грибы и дрожжи.  Лабораторная  работа №3:  Особенности  строения   плесневых  грибов Грибы­паразиты Обобщающий  урок Разнообразие,  распространение и значение растений 20 21 22 23 24 Водоросли, их  многообразие,  строение, среда  обитания.  Лабораторная  работа №4  «Изучение  строения  водорослей» Роль водорослей  в природе и  жизни человека.  Охрана  водорослей. Лишайники Мхи,  Лабораторная  работа №5 :  Изучение  строение мхов  (на местных  видах). Папоротники,  хвощи, плауны. Лабораторная  работа № 6  Изучение  строения  папоротника  (хвоща) Знать основных представителей и особенности одноклеточных  водорослей Уметь работать в парах при выполнении  лабораторной работы. Иметь первоначальные  навыки  экологического мышления, накапливать опыт природоохранной  деятельности.   Объяснять, почему водоросли  относят к низшим растениям.  Называть и характеризовать  представителей многоклеточных  водорослей по рисункам.  Грамотно использовать в устной  и письмен ной речи  биологическую терминологию Называть представителей  лишайников по рисункам  учебника, знать  особенности  строения и жизнедеятельности   лишайников. Объяснять, почему  лишайники называют  симбиотическими организмами. Давать характеристику мхов как  высших споровых растений.  Уметь работать по гербарным  материалам при выполнении  лабораторной работы. Знать  практическое использование  мхов. Давать характеристику  папоротниковидных как высших  споровых растений. Различать на  рисунках и гербариях хвощи,  плауны и папоротники. Пользуясь  приобретенными  знаниями, правильно  расшифровывать схемы учебника. Проявлять желание и  готовность к  самостоятельной  деятельности.  Находить информацию  по теме в различных  дополнительных  источниках. Проявлять  познавательный  интерес,  на­ правленый на изучение живой  природы. Составлять ответ на  поставленный вопрос,  работая в парах. Выполнять  лабораторную работу в  парах, пользуясь  готовой инструкцией. Стремиться к  целенаправленной  познавательной  деятельности, ставить  цель и планировать  пути ее достижения. Стремиться к  целенаправленной  познавательной  деятельности, ставить  цель и планировать  пути ее достижения. Выделение  существенных  признаков водорослей,  умение работать с  таблицами и  гербариями. Умение  готовить  микропрепараты  водорослей. Объяснять роль  водорослей в природе и жизни человека.  Обосновывать  необходимость охраны  водорослей. Изучение  многообразия,  распространения,  строения и  жизнедеятельности  лишайников.  Выделить основные  признаки споровых  растений, сравнивать  разные группы растений и находить их на  таблицах, рисунках, в  гербариях. Выделить основные  признаки споровых  растений, сравнивать. Прочитать  п.18. Знать  ответы на  вопросы стр 93 Ответить  письменно   на вопросы  1­3 стр 101 Составить  план п.19 Прочитать  п.20  Составить  сообщение" Многообраз ие высших  споровых  растений" Лабораторн ая работа Лабораторн ая работа Лабораторн ая работа Прочитать  параграф 21 25 26 27 28 29 Голосеменные  растения.  Лабораторная  работа №7:  Изучение  строения  голосеменных Покрытосеменны е растения.  Лабораторная  работа №8:  Строение  цветкового  растения Происхождение  растений.  Основные этапы  развития  растительного  мира Интегрируемы й урок  Влияние  хозяйственной  деятельности  человека на  растительный  мир(биология) + Человек и  природа (5  класс.  География) 30 31 32 33 Выполнять  лабораторную работу в  парах, пользуясь  готовой инструкцией. Иметь первоначальные  навыки  экологического мышления, накапливать опыт природоохранной  деятельности.   Знать и называть в правильной  последовательности этапы  развития высших растений,  давать краткую характеристику  каждому этапу Уметь оценивать влияние  хозяйственной деятельности  человека на растительный мир. Уметь использовать  схемы учебника в  устном ответе. Выполнять работу  пользуясь инструкцией. Проявлять  познавательный  интерес,  на­ правленый на изучение живой  природы. Стремиться к  целенаправленной  познавательной  деятельности, ставить  цель и планировать  пути ее достижения. Уметь самостоятельно  и творчески выполнять  задания раздела «Для  любознательных». Иметь навыки  продуктивного  сотрудничества со  сверстниками. Выделить  существенные признаки голосеменных  растений, описывать  представителей г\с  Иметь представление о  голосеменных как высших  семенных растениях. Знать  основных представителей  голосеменных, называть их  основные особенности, различать  на рисунках. Выполнять  лабораторную работу по  природному раздаточному  материалу, отражая результаты в  сравнительной таблице Давать характеристику  покрытосеменных растений.  Используя  текст   параграфа  22  заполните  таблицу на  стр 124 Лабораторн ая работа Лабораторн ая работа Выполнить  задания 1,2  стр 131 Индивидуал ьные  задания Нижнетавдин ский район  ООО  «Экодрим» ­  завод по  переработке  строительных отходов; г.  Тюмень ООО «НОВ ­  Экология»,  мусороперер абатывающий завод»; ООО  «Лизинговая  компания  «Диаматгруп п ­ Тюмень»  Составить  отчет по  экскурсии Выделить  существенные признаки п/с, описывать с  использованием таблиц  и гербарных  материалов, объяснять  роль п/с в природе и  жизни человека. Повторение  пройденного материала Виртуальная экскурсия на производства  Тюменской области: Нижнетавдинский  район ООО «Экодрим»  ­ завод по переработке  строительных отходов;  г. Тюмень ООО «НОВ ­  Экология»,  мусороперерабатывающ ий завод»; ООО  «Лизинговая компания  «Диаматгрупп ­  Тюмень» ­ завод по  сортировке и  переработке мусора,  ООО «Экологический  альянс». Итоговая  контрольная  работа за курс 5  класса   Итоговый урок 34 35 Уметь продуктивно  общаться и  взаимодействовать в  процессе совместной   деятельности при  обобщении знаний по  изученной главе.  Совершенствовать  навыки тестирования. Уметь продуктивно  общаться и  взаимодействовать в  процессе совместной   деятельности при  обобщении знаний по  изученной главе.  Проявлять  сознательное  отношение к  непрерывному  образованию как  условию успешной  учебной деятельности. Проявлять  сознательное  отношение к  непрерывному  образованию как  условию успешной  учебной деятельности. Контроль знаний  Контрольна я работа Индивидуал ьные  задания Повторение  пройденного материала Задания на  лето

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс

Рабочая программа по биологии 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018