Рабочая программа по биологии. 5 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по биологии. 5 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
биология
5 кл
02.04.2017
Рабочая программа по биологии. 5 класс
Рабочая программа по биологии в 5 классе рассчитана на изучение биологии в количестве 1 часа в неделю. При изучении биологии используется учебно-методический комплект: учебник В.В. Пасечник "Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс", рабочая тетрадь для ученика к учебнику В.В. Пасечник "Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс", методическое пособие для учителя.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 5 кл 2.docx
Пояснительная записка    Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе:  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Приказ №1897 от 17.12.2010г.  Авторской   программы по биологии В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс» Г.М.Пальдяева. Рабочие программы. Биология.5­9классы. Сборник программ. Дрофа, 2014г. Рабочая программа ориентирована на использование "учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014.­ 141с" и "В. В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь  к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» ­ М.: Дрофа, 2015" Электронное приложение для 5 класса (www.drofa.ru)      Выбор данной авторской программы и учебно­методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных   учебных   действий,   обеспечивающих   развитие   познавательных   и   коммуникативных   качеств   личности.   Обучающиеся включаются   в   проектную   и   исследовательскую   деятельность,   основу   которой   составляют   такие   учебные   действия,   как   умение   видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.       В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.       В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. 1 Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных   связей.   В   основу   положено   взаимодействие   научного,   гуманистического,   аксиологического,   культурологического, личностно­деятельностного, историко­проблемного, интегративного, компетентностного подходов.        Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных   особенностях   объектов   живой   природы,   ее   многообразии   и   эволюции.           Отбор   содержания   проведён   с   учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.      Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.       Программа рассчитана на 34ч. в год (1 час в неделю).       Программой предусмотрено проведение:    контрольных работ­1; практических работ ­1;  лабораторных работ­ 10 (8 оценочных и 2 неоценочных)        В Рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего  образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе на основе федерального государственного образовательного стандарта. Они формируются на нескольких уровнях: Глобальном:   социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваеваемых в процессе знакомства с миром живой природы;                             приобщение  к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;                               ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;                                 развитие  познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;                             овладение  ключевыми компетентностями: учебно­познавательными, информационными, коммуникативными;          Метапредметном: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;            2 умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;                                      способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью;                                      умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;         Предметном:   выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);                                     соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;                                    классификация­определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;                                   объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;                                   различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов;                                   сравнение биологических объектов , умение делать выводы на основе сравнения;                                  выявление приспособлений организмов к среде обитания;                                  овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;   естественнонаучных дисциплин.        Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы: 8 предусмотренных Примерной программой и 4­ авторской (отмечены*). Большая часть лабораторных и практических работ являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.        Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков  предусмотрены в конце каждой темы обобщающие уроки.       Из резервного времени в теме «Клеточное строение организмов» добавлен 1 час на итоговый контроль за I полугодие, в теме «Царство растений» добавлено 2 часа, один из которых  на итоговый контроль.               При организации учебно­познавательной   деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 5 кл.­ М.: Дрофа, 2015.         Данная   программа   составлена   для   реализации   курса   биология   в   5   классе,   который   является   частью   предметной   области 3 Новизна данной программы определяется тем, что перед каждой темой дано краткое содержание уроков по теме, прописаны требования к предметным и метапредметным результатам, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке. В конце каждой темы   определены универсальные учебные действия (УУД), которые формируются у учащихся при изучении данной темы.        Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной деятельности.             При организации процесса обучения в раках данной программы  предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технология развития критического мышления, сейс­технология, учебно­исследовательская и проектная деятельность, проблемные уроки. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: экскурсии, индивидуально ­  групповые занятия. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ   в форме контрольного тестирования. 1. Планируемые результаты  освоения  обучающимися программы биология в 5 классе в условиях внедрения ФГОС второго поколения В   соответствии   с   требованиями     Стандарта     личностные,   метапредметные,   предметные   результаты   освоения   учащимися   программы   по биологии в 5 классе отражают достижения: Личностных результатов:  1) знание  основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье­ сберегающих технологий; 2)   жизни; 3)   сформированность     познавательных   интересов   и   мотивов,   направленных   на   изучение   живой   природы;   интеллектуальных   умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к  живым объектам. Личностные результаты обучения  Учащиеся должны: реализация здорового   установок       образа   — испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; — знать правила поведения в природе;  — понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;  — испытывать любовь к природе; — признавать право каждого на собственное мнение; — проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — уметь отстаивать свою точку зрения;  — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; — уметь слушать и слышать другое мнение. 4 Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны:  — составлять план текста; — владеть таким видом изложения текста, как повествование; — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; — под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; — получать биологическую информацию из различных источников; — определять отношения объекта с другими объектами; — определять существенные признаки объекта. — анализировать объекты под микроскопом; — сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; — оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; — работать с текстом и иллюстрациями учебника. — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в научно­популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — о многообразии живой природы; — царства живой природы: Бактерии,  Грибы,  Растения,  Животные; — основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;  — признаки  живого: клеточное  строение,  питание,  дыхание,  обмен веществ, раздражимость,  рост,  развитие,  размножение; — экологические факторы; — основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно­воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; — правила работы с микроскопом; 5 — правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии. — строение клетки; — химический состав клетки; — основные процессы жизнедеятельности клетки; — характерные признаки различных растительных тканей. — основные методы изучения растений; — основные  группы  растений  (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и  многообразие; — особенности строения и жизнедеятельности лишайников; — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь:  — определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; — отличать живые организмы от неживых; — пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; — характеризовать среды обитания организмов; — характеризовать экологические факторы; — проводить фенологические наблюдения; — соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. — давать общую характеристику растительного царства; — объяснять роль растений биосфере; — давать  характеристику  основным  группам  растений  (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.— определять   понятия:   «клетка»,   «оболочка»,   « цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды»,  «хлоропласты»,  «пигменты», «хлорофилл»; — работать с лупой и микроскопом; — готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; — распознавать различные виды тканей. — давать общую характеристику бактериям и грибам; — отличать бактерии и грибы от других живых организмов; — отличать съедобные грибы от ядовитых; — объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей. 6 2. Содержание учебного курса Введение (6 часов) Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Лабораторные и практические работы  Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. Экскурсии Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — о многообразии живой природы; — царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; — основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;  — признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; — экологические факторы; — основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно­воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; — правила работы с микроскопом; — правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии. Учащиеся должны уметь:  — определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; — отличать живые организмы от неживых; — пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; — характеризовать среды обитания организмов; — характеризовать экологические факторы; — проводить фенологические наблюдения; — соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. 7 Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — составлять план текста; — владеть таким видом изложения текста, как повествование; — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; — под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; — получать биологическую информацию из различных источников; — определять отношения объекта с другими объектами; — определять существенные признаки объекта. Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов) Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрации  Микропрепараты различных растительных тканей. Лабораторные и практические работы  Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — строение клетки; — химический состав клетки; — основные процессы жизнедеятельности клетки; — характерные признаки различных растительных тканей. Учащиеся должны уметь:  — определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»; — работать с лупой и микроскопом; — готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; — распознавать различные виды тканей. 8 Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — анализировать объекты под микроскопом; — сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; — оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; — работать с текстом и иллюстрациями учебника. Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов) Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы­паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. Демонстрация Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Лабораторные и практические работы  Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов; — разнообразие и распространение бактерий и грибов; — роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь:  — давать общую характеристику бактериям и грибам; — отличать бактерии и грибы от других живых организмов; — отличать съедобные грибы от ядовитых; — объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; 9 — составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. Раздел 3. Царство Растения (11 часов) Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.  Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Демонстрация  Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений. Лабораторные и практические работы  Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — основные методы изучения растений; — основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; — особенности строения и жизнедеятельности лишайников; — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь:  — давать общую характеристику растительного царства; — объяснять роль растений биосфере; — давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. 10 Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:  — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в научно­популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. Личностные результаты обучения  Учащиеся должны: — испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; — знать правила поведения в природе;  — понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;  — испытывать любовь к природе; — признавать право каждого на собственное мнение; — проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — уметь отстаивать свою точку зрения;  — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; — уметь слушать и слышать другое мнение Календарно­ тематическое планирование №п/п Наименование разделов и тем 5 класс Количество часов по авторской программе Количество часов в рабочей программе В том числе на: Лабораторно­ практические работы Контрольные работы 1 Тема 1: «Введение» ­ 6ч. 6 6 11 2 3 4 5 Тема 2: «Клеточное        строение организмов» Тема 3: «Царство Бактерии» Тема 4: «Царство Грибы» Тема 5. «Царство Растения» Резерв Итого 10 2 5 9 3 35 10 2 5 11 34 5 1 4 10 1 1 2 12

Рабочая программа по биологии. 5 класс

Рабочая программа по биологии. 5 класс

Рабочая программа по биологии. 5 класс

Рабочая программа по биологии. 5 класс

Рабочая программа по биологии. 5 класс

Рабочая программа по биологии. 5 класс

Рабочая программа по биологии. 5 класс

Рабочая программа по биологии. 5 класс

Рабочая программа по биологии. 5 класс

Рабочая программа по биологии. 5 класс

Рабочая программа по биологии. 5 класс

Рабочая программа по биологии. 5 класс

Рабочая программа по биологии. 5 класс

Рабочая программа по биологии. 5 класс

Рабочая программа по биологии. 5 класс

Рабочая программа по биологии. 5 класс

Рабочая программа по биологии. 5 класс

Рабочая программа по биологии. 5 класс

Рабочая программа по биологии. 5 класс

Рабочая программа по биологии. 5 класс

Рабочая программа по биологии. 5 класс

Рабочая программа по биологии. 5 класс

Рабочая программа по биологии. 5 класс

Рабочая программа по биологии. 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017