Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)
Оценка 4.6

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
биология
5 кл
17.04.2019
Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень) составлена в соответствии с ФГОС основного общего образования и на основе программы по биологии линии УМК "Алгоритм успеха" под редакцией Пономаревой И.Н. Преподавание предмета рассчитано на 34 учебных недели ( 1 час в неделю).
Рабочая программа .docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Большекандаратская средняя школа им. И.К.Морозова Рабочая программа  предмета (курса) биология 5  класс  2018­2019 учебный год                                                        Учитель биологии  Шичкова Ольга Сергеевна Большая Кандарать                                                   2018 г. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Рабочая программа составлена на основе:  ФГОС основного общего образования;  Основной образовательной  программы основного общего образования МКОУ Большекандаратской СШ им. И.К. Морозова;  программы   по   биологии   5­11   кл.     системы   «Алгоритм   успеха» издательского центра «Вентана­Граф», авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой. Рабочая программа соответствует учебнику: Биология: 5 класс:  учебник для учащихся   общеобразовательных   организаций     Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. ­  М.: Вентана­Граф, 2018. – 128 с.: ил.   И.Н. / Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются   ключевыми   задачами   общего   образования,   отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета. Изучение   биологии   в   основной   школе   даёт   возможность   достичь следующих личностных результатов: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической   принадлежности;   усвоение   гуманистических   и   традиционных ценностей   многонационального   российского   общества;   воспитание   чувства ответственности и долга перед Родиной; • формирование   ответственного   отношения   к   учению   готовности   и способности   обучающихся   к   саморазвитию   и   самообразованию   на   основе мотивации   к   обучению   и   познанию,   осознанному   выбору   и   построению дальнейшей индивидуальной траектории образовании на базе ориентировки в мире профессий и профессии начальных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; • знание   основных   принципов   и   правил   отношения   к   живой   природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,   анализировать,   делать   выводы);   эстетического   отношения   к живым объектам; • формирование   личностных   представлений   о   ценности   природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; • формирование   уважительного   отношения   к   истории,   культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия; • освоение   социальных   норм   и   правил   поведения,   ролей   и   форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;  участие в школьном  самоуправлении  и общественной  жизни  в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе   личностного   выбора;   формирование   нравственных   чувств   и нравственного   поведения,   осознанного   и   ответственного   отношения   к собственным поступкам; • формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и сотрудничестве   со   сверстниками,   старшими   и   младшими   в   процессе образовательной,   учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности;   общественно   полезной, • формирование   понимания   ценности   здорового   и   безопасного   образа жизни;   усвоение   правил   индивидуального   и   коллективного   безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношении к окружающей среде; • осознание   значения   семьи   в   жизни   человека   и   общества,   принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; Метапредметными результатами освоения программы являются: • умение   самостоятельно   определять   цели   своего   обучения,   ставить   и формулировать дня себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • овладение   составляющими   исследовательской   и   проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,   давать   определения   понятиям,   классифицировать,   наблюдать, проводить   эксперименты,   делать   выводы   и   заключения,   структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; • умение работать с разными источниками биологической информации: находить   биологическую   информацию   в   различных   источниках   (тексте учебника,   научно­популярной   литературе,   биологических   словарях   и справочниках), анализировать и оценивать информацию; • умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами, осуществлять   контроль   своей   деятельности   в   процессе   достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • способность   выбирать   целевые   и   смысловые   установки   в   своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; • умение   создавать,   применять   и   преобразовывать   знаки   и   символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • умение   осознанно   использовать   речевые   средства   для   дискуссии   и   сравнивать   разные   точки   зрения, аргументации   своей   позиции: аргументировать и отстаивать свою точку зрения; • умение   организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить   общее   решение   и   разрешать   конфликты   на   основе   согласовании позиций   и   учёта   интересов,   формулировать,  аргументировать   и   отстаивать своё мнение; • формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования информационно­коммуникационных технологий (ИКТ­компетенции). Предметными   результатами  освоения   биологии   в   основной   школе являются: • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её   развития   для   формирования   современных   представлений   о естественнонаучной картине мира; • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого   и   неживого   в   биосфере,   о   наследственности   и   изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; • приобретение   опыта   использования   методов   биологической   науки   и проведения   несложных   биологических   экспериментов   для   изучения   живых организмов, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; • формирование   основ   экологической   грамотности:   способности оценивать последствия деятельности человека в природе; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний; • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли   человека   в   природе,   родства,   общности   происхождения   и   эволюции растений и животных; • овладение   методами   биологической   науки;   наблюдение   и   описание   постановка   биологических биологических   объектов   и   процессов; экспериментов и объяснение их результатов; Обучающийся научится:  характеризовать   особенности   строения   и   процессов жизнедеятельности   биологических   объектов,   их   практическую значимость;  применять методы биологической   науки для изучения клеток и организмов:   проводить   наблюдения   за   живыми   организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;  использовать   составляющие  исследовательской   и   проектной деятельности   по   изучению   живых   организмов   (приводить доказательства,   выявлять взаимосвязи);   классифицировать,   сравнивать,  ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию   о   живых   организмах,   получаемую   из   разных источников, последствия деятельности человека в природе. Обучающийся получит возможность научиться:  соблюдать   правила   работы   в   кабинете   биологии,   с биологическими приборами и инструментами;  использовать   приемы   оказания   первой   помощи   при   отравлении ядовитыми   грибами,   ядовитыми   растениями;   работы   с определителями;   выращивания   и   размножения   культурных растений;  выделять эстетические достоинства объектов живой природы;  осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;  ориентироваться   в   системе   моральных   норм   и   ценностей   по отношению   к   объектам   живой   природы   (признание   высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально­ценностное отношение к объектам живой природы);  находить   информацию   о   растениях   в   научно­популярной   биологических   словарях   и   справочниках, литературе, анализировать,   оценивать   ее   и   переводить   из   одной   формы   в другую;   выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.  Содержание учебного предмета Тема 1.   Биология  –  наука о живом мире    Наука о живой природе  Человек и природа. Живые организмы – важная часть  природы. Зависимость жизни   первобытных   людей   от   природы.   Охота   и   собирательство.   Начало земледелия   и   скотоводства.     Культурные   растения   и   домашние   животные. Наука о живой природе – биология Свойства  живого  Отличие   живых   тел   от   тел   неживой   природы.   Признаки   живого:   обмен веществ,   питание,   дыхание,   рост,   развитие,     размножение,   раздражимость. Организм   –   единица   живой   природы.   Органы   организма,   их   функции. Согласованность   работы   органов,     обеспечивающая   жизнедеятельность организма как  единого  целого. Методы изучения природы  Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие   методы   изучения   природы:   наблюдение,           описание,   измерение, эксперимент.   Использование     сравнения   и   моделирования   в   лабораторных условиях Увеличительные приборы  Необходимость   использования   увеличительных   приборов   при   изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп.   Р.   Гук,   А.   Ван   Левенгук.   Части   микроскопа.   Микропрепарат. Правила работы с микроскопом. Лабораторная   работа   №   1  «Изучение   устройства   увеличительных приборов» Строение клетки. Ткани  Клеточное   строение   живых   организмов.   Клетка.   Части   клетки   и   их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции  Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений» Химический состав клетки Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их  значение для клетки и организма.   Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки Процессы жизнедеятельности клетки   Основные   процессы,   присущие       живой   клетке:   дыхание,   питание,   обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала     дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы Великие естествоиспытатели   Великие учёные­естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.    Тема 2.        Многообразие живых организмов      Царства живой природы  Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов,   растений и животных. Вирусы ­ неклеточная форма жизни:   их строение,   значение   и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации Бактерии: строение и жизнедеятельность Бактерии   ­   примитивные   одноклеточные   организмы.   Строение   бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.  Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах Значение бактерий в природе и для человека Роль   бактерий   в   природе.   Симбиоз   клубеньковых   бактерий   с   растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями Растения Представление   о   флоре.   Отличительное   свойство   растений.   Хлорофилл. Значение   фотосинтеза.   Сравнение   клеток   растений   и   бактерий.   Деление царства   растений     на   группы:   водоросли,   цветковые   (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи,  папоротники.  Строение   растений.   Корень     и   побег.   Слоевище   водорослей.   Основные различия   покрытосеменных   и   голосеменных   растений.   Роль   цветковых растений в жизни человека   Лабораторная работа № 3  «Знакомство  с внешним строением побегом растения» Животные Представление   о   фауне.   Особенности   животных.   Одноклеточные   и многоклеточные   организмы.   Роль   животных   в   природе   и   жизни   человека. Зависимость от окружающей среды Лабораторная работа № 4  «Наблюдение за передвижением животных» Грибы  Общая   характеристика   грибов.   Многоклеточные   и   одноклеточные   грибы. Наличие у грибов признаков растений и   животных. Строение   тела гриба. Грибница,   образованная   гифами.   Питание   грибов:   сапротрофы,   паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами.   Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза) Многообразие  и значение грибов Строение   шляпочных   грибов.     Плесневые   грибы,   их   использование     в здравоохранении (антибиотик пенициллин).  Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в     хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу.  Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни  человека  Лишайники  Общая характеристика лишайников.  Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и  жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха  Значение живых организмов в природе и жизни человека   Животные и растения, вредные для человека.   Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.    Тема 3.     Жизнь организмов на планете Земля       Среды жизни планеты Земля Многообразие   условий   обитания   на     планете.   Среды   жизни   организмов. Особенности водной, почвенной, наземно­воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни Экологические факторы среды Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов  Приспособления организмов к жизни в природе  Влияние   среды  на  организмы.  Приспособленность   организмов     к   условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных,   яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений  Природные сообщества Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов   между   собой.   Пищевая   цепь.   Растения   –   производители органических   веществ;   животные   –   потребители     органических   веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ  Природные зоны  России  Понятие   природной   зоны.   Различные   типы   природных   зон:   влажный тропический   лес,   тайга,   тундра,   широколиственный   лес,   степь.   Природные зоны   России,   их   обитатели.     Редкие   и   исчезающие   виды   природных   зон, требующие охраны Жизнь организмов на разных материках  Понятие   о   материке   как   части   суши,   окружённой   морями   и   океанами. Многообразие   живого   мира   нашей   планеты.     Открытие   человеком   новых видов   организмов.   Своеобразие   и   уникальность   живого   мира   материков: Африки,   Австралии,   Южной   Америки,   Северной   Америки,   Евразии, Антарктиды Жизнь организмов в морях и океанах   Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к  условиям обитания Обобщение   и   систематизация   знаний   по   теме   «Жизнь   организмов   на планете Земля»     Тема 4.    Человек на планете  Как появился человек на Земле Когда и где появился человек. Предки Человека разумного.   Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ   жизни   кроманьонца.   Биологические   особенности   современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни. Как человек изменял природу Изменение человеком   окружающей   среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы Важность охраны живого мира планеты Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений.   Виды, находящиеся   на грани   исчезновения.     Проявление   современным   человечеством     заботы   о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ  Сохраним  богатство живого мира Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях  Экскурсия «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира» (по выбору учителя).     Лабораторные работы: 1. «Изучение строения увеличительных приборов» 2. «Знакомство с клетками растений». 3. «Знакомство с внешним строением растения»  «Наблюдение за передвижением животных» 4. Экскурсии: 1. Важность охраны животного мира. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Тематическое планирование составлено на основе УМК «Алгоритм успеха» (авторы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко, В.Н. Константинов, В.Г. Бабенко, Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов, Т.С.Сухова и др.) № п/п Тема раздела, урока Количес тво часов Лабораторные и практические  работы, экскурсии Дата проведения урока Фактичес по  плану ки 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема 1. Биология – наука о живом мире  8 ч Наука о живой природе. Свойства живого. Методы изучения природы. Увеличительные приборы.  Лабораторная работа № 1  «Изучение строения увеличительных  приборов» Строение клетки. Ткани. Лабораторная  работа № 2 «Знакомство с клетками  растений» Химический состав клетки. Процессы жизнедеятельности клетки. Обобщающий урок по теме. Великие  естествоиспытатели. Тема 2. Многообразие живых организмов  1 1 1 1 1 1 1 1 12 ч Лабораторная работа № 1  Лабораторная работа № 2 Царства живой природы. 1 (9) 2 (10) Бактерии: строение и жизнедеятельность. 3 (11) Значение бактерий в природе и жизни  человека. Растения. 4 (12) 5 (13) Внешнее строение побегов растения.  Лабораторная работа №3 «Знакомство   с   внешним   строением   побегов растения» Лабораторная работа № 3  Лабораторная работа № 4  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 (14) Животные. 7 (15) Передвижение животных.  Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных» Грибы. 8 (16) 9 (17) Многообразие и значение грибов. 10  (18) 11  (19) 12  (20) Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщающий урок. Лишайники. Тема 3. Жизнь организмов на планете  Земля  1 (21) Среды жизни на планете Земля. 2 (22) Экологические факторы среды. 8 ч 1 1 3 (23) Приспособления организмов к жизни в  природе. 4 (24) Природные сообщества. 5 (25) Природные зоны России. 6 (26) Жизнь организмов на разных материках. 7 (27) Жизнь организмов в морях и океанах. 8 (28) Обобщающий урок по теме. Глава 4. Человек на планете Земля  1 (29) Как появился человек на Земле. 2 (30) Как человек изменял природу. 3 (31) Важность охраны живого мира планеты. 4 (32) Сохраним  богатство живого мира. 1 (33) Итоговый контроль Резерв  Итого 1 1 1 1 1 1 4 ч 1 1 1 1 1 1 34 ч Экскурсия

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 класс (базовый уровень)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2019