Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)
Оценка 5

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Оценка 5
Образовательные программы
doc
биология
5 кл
21.01.2018
Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)
Рабочая программа по биологии для 5 класса основной образовательной программы по учебнику автора Пономарёвой. Рабочая программа содержит пояснительную записку, обще содержание курса, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса, материально-техническое обеспечение, требования к образовательным результатам, перечень лабораторных работ, тематическое планирование.
Рабочая программа по биологиии 5 класс.doc
1. Пояснительная записка Программа   по   учебному   предмету   "Биология"  разработана   на   основе следующих документов:  Федеральный   Государственный   образовательный   стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897);  Приказ   Министерства   образования   Российской   Федерации   от 05.03.2004   №   1089   «Об   утверждении   федерального   компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план   и   примерные   учебные   планы   для   образовательных   учреждений Российской   Федерации,   реализующих   программы   общего   образования, утвержденные приказом;     Фундаментальное ядро содержания общего образования; Программа воспитания и социализация обучающихся; Рекомендации   по   проектированию   учебного   процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных программ;  Рекомендации   по   оснащению   образовательных   учреждений учебным   и   учебно   ­   лабораторным   оборудованием,   необходимым   для реализации   ФГОС   основного   общего   образования,   организации   проектной деятельности,   моделирования   и   технического   творчества   обучающихся. МИНОБРН России от 24.11.2011 №МД ­ 1552/03;   Примерной программы по биологии для учащихся 5­9 классов;  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189"Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.2821­10 "Санитарно­ эпидемиологических   требований   к   условиям   и   организации   обучения   в общеобразовательных учреждениях";  Образовательный (учебный) план МБОУ «Карагайская СОШ №1» на 2017­2018 учебный год;  Программа   по   учебному   предмету   "Биология"  5­9    классов разработана   на  основе:  Примерной    программы    по    биологии,    а    также программы   по биологии    для    5–9    классов    авторы:    Пономарёва И.Н.,   Корнилова   О.А., Кучменко  В.С.,  Константинов  В.Н.,  Бабенко  В.Г., Маш  Р.Д.,  Драгомилов А.Г., Сухова положениям  Федерального государственного Т.С.  и др.   и  соответствует образовательного стандарта основного общего образования. Базовый учебник:  Предметная линия учебников издательства Вентана­ Граф     5­9   классы.   Авторы        Пономарёва      И.Н,   И.В.   Николаев,   О.А. Корнилова. Рекомендовано   Министерством   образования   и   науки   Российской Федерации; входит в Федеральный перечень учебников. 2.        Общая характеристика курса     Рабочая  программа  разработана   в  соответствии   с  Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Карагайская СОШ.  В  соответствии  с  учебнымобщеобразовательным    планом    школы курсу биологии  на  ступени основного  общего образования  предшествует    курс «Окружающий мир».      Содержание  курса  биологии  в  основной  школе  является  базой    для 2 изучения   общих        биологических    закономерностей,    законов,    теорий    в старшей    школе.  Таким    образом,  содержание  курса  биологии  в  основной школе  представляет   собой      базовое      звено      в  системе  непрерывного  последующей биологического образования  и является основой   для уровневой   профильной дифференциации.  3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология» Ли   ч  н  о  с  т       н  ы   м   и         р  е  з  у  л   ь  т       а  т       а  м   и  изучения   предмета   «Биология»   в 5 классе являются следующие умения: • Осознавать  единство  и  целостность  окружающего  мира,  возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение •  Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. • Оценивать   жизненные  ситуации   с   точки   зрения   безопасного   образа жизни и сохранения здоровья. • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. • Формировать  экологическое  мышление:  умение  оценивать   свою деятельность    и    поступки    других    людей    с    точки    зрения    сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле Метапредметными       результатами  Регулятивные УУД:  • Самостоятельно  обнаруживать  и  формулировать  учебную  проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. • Выдвигать  версии  решения  проблемы,  осознавать  конечный  результат, 3 выбирать из предложенных и искать   самостоятельно средства достижения цели. • Составлять   (индивидуально   или   в   группе)   план   решения   проблемы (выполнения проекта). • Работая по плану, сверять свои действия с  целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. • В  диалоге  с  учителем  совершенствовать  самостоятельно  выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: • Анализировать,  сравнивать,  классифицировать  и  обобщать  факты  и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. • Осуществлять  сравнение,  сериацию  и  классификацию, самостоятельно  выбирая    основания    и    критерии    для    указанных логических    операций; строить классификацию  на  основе  дихотомического деления (на основе отрицания). • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­ следственных связей. • Создавать   схематические  модели   с  выделением   существенных характеристик объекта. • Составлять  тезисы,  различные  виды  планов  (простых,  сложных  и  т.п.). Преобразовывать  информацию из  одного  вида  в  другой  (таблицу  в текст и пр.). • Вычитывать все уровни текстовой информации. • Уметь определять возможные источники   необходимых анализировать сведений, производить поиск и оценивать ее достоверность.     информации, 4 Коммуникативные УУД:   Самостоятельно организовывать учебное  взаимодействие   в   группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предметными    результатами  изучения  предмета  «Биология» являются следующие умения:   – определять роль в природе различных групп организмов; – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. –   приводить   примеры   приспособлений   организмов   к   среде   обитания и объяснять их значение; –  находить  черты,  свидетельствующие  об  усложнении  живых  организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов; – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека. – перечислять отличительные свойства живого; –    различать   (по    таблице)    основные    группы    живых    организмов (бактерии:   безъядерные,      ядерные:      грибы,     растения,      животные)      и основные   группы растений  (водоросли,  мхи,  хвощи,  плауны,  папоротники, голосеменные  и цветковые); – определять основные органы растений (части клетки); –объяснять строении   и  жизнедеятельность   изученных   групп живых   организмов  (бактерии,  грибы,  водоросли,  мхи,  хвощи,  плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); – понимать смысл биологических терминов; –    характеризовать    методы    биологической    науки    (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; 5 –проводить  биологические  опыты и эксперименты и объяснять  их результаты; пользоваться  увеличительными приборами   и  иметь  элементарные  навыки  приготовления  и  изучения препаратов. –      использовать      знания      биологии      при      соблюдении      правил повседневной гигиены; – различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности. 4.   Материально­  техническое  обеспечение           информационное обеспечение Перечень  оснащения  кабинет  а  биологии  МБОУ   Карагайской СОШ (для 5 класса) Мик    р  о  п  р  е  п  а  р  аты:  Бактериальная   клетка;    животная   клетка; растительная клетка;  гриб мукор, поперечный срез лишайника, дрожжи Коллекция:  Голосемянных  растений,   Шишек,  плодов,  семян,  торф  и продукты его переработки, образцы угля с папоротником; мхи на коре дерева, лен  :  Дикорастущие   растения,  По   курсу  ботаники,  Культурных Г  е  р  б  а  р  ий  растений  Н   а  бор      м   у  л  я  ж   е  й  : плодовых тел грибов, плоды с/х растений, томат дикого и культурного сорта, сорта томатов фруктов Мультимедийные  средства  обучения   КиМ  CD    Уроки  биологии «Растения», презентации по ботанике. 5. Требования к образовательным результатам для учащихся 5 классов Ли      р  е  з  у  л   ь  т       а  т       а  м   и    изучения      предмета      «Биология»  ч  н  о  с  т       н  ы   м   и       являются следующие умения:   Осознавать  единство  и  целостность  окружающего  мира,  возможности 6 его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать  потребность  и  готовность  к  самообразованию,  в  том  числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.    Оценивать   жизненные   ситуации   с   точки   зрения   безопасного   образа жизни и сохранения здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать  экологическое  мышление:  умение  оценивать   свою деятельность    и    поступки    других    людей    с    точки    зрения    сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Метапредметными    результатами    изучения    курса    «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Р  е  г  у  л   я  т       и  в  ны   е     УУ   Д   : Самостоятельно    обнаруживать    и    формулировать    учебную    проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать  версии  решения  проблемы,   осознавать  конечный  результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения   цели.  Составлять   (индивидуально   или   в   группе)    план   решения   проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с  целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.  В  диалоге  с  учителем  совершенствовать  самостоятельно  выработанные критерии оценки. П   о  з  н  а  ва   т       е  л   ь  н  ы   е     УУ   Д   :  Анализировать,   сравнивать,   классифицировать   и    обобщать    факты    и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. 7  Осуществлять  сравнение,  сериацию  и  классификацию,  самостоятельно выбирая    основания    и  критерии    для    указанных    логических    операций; строить   классификацию  на  основе  дихотомического  деления  (на   основе отрицания). Строить  логическое   рассуждение,  включающее  установление   причинно­ следственных связей. Создавать   схематические  модели   с  выделением   существенных характеристик объекта.   Составлять  тезисы,  различные  виды  планов  (простых,  сложных  и т.п.).Преобразовывать  информацию из  одного  вида  в  другой  (таблицу  в текст и пр.).  Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить достоверность. поиск     информации,  анализировать   и   оценивать  ее К   о  мм   у  ни   ка   т       ивны   е      УУ   Д   :   Самостоятельно  организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).                                                          ТЕМА 1. Введение 2. Биология­ наука о живом мире Практическая часть Л\р № 1,2 3. Многообразие живых организмов  4. Жизнь организмов на планете Земля  5. Человек на планете Земля  ИТОГО 6. Календарно­тематическое планирование по биологии для 5 класса                                                                 11 8 6 34 Л\р № 3,4 Л\р ­4 Часы Сроки изучения 1 сентябрь Сентябрь­ октябрь Ноябрь­январь Февраль март Апрель­май 8 8 Перечень лабораторных работ № №                                                  Тема 4 5 2. Биология – наука о живом мире  Увеличительные приборы Л\р №1 «Изучение строения увеличительных приборов» Строение клетки. Ткани. Л\р№2 «Знакомство с клетками растений» 3. Многообразие живых организмов  4 Растения. Л\р №3 «Знакомство с внешним строением растений» 5 Животные. Л\р №4 « Наблюдение за передвижением животных» 5 6 13 14 ИТОГО       4            Поурочное планирование по биологии для 5 класса № №                                                  Тема 1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 1. Введение  2. Биология – наука о живом мире  1 2 1 Наука о живой природе 2 Свойства живого 3 Методы изучения природы 4 Увеличительные приборы Лабораторная работа №1 «Изучение  строения увеличительных приборов» 5 Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений» 6 Химический состав клетки 7 Процессы жизнедеятельности 8 Систематизация знаний 3. Многообразие живых организмов  1 Царства живой природы 2 Бактерии: строение и жизнедеятельность 3 4 Значение бактерий в природе и для человека Растения. Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним  строением растений» 5 Животные. Лабораторная работа №4 «Наблюдение за  передвижением животных» Значение растений и животных в природе и для человека Грибы 6 7 8 Многообразие и значение грибов 9 Лишайники 1 0 Значение живых организмов в природе и жизни человека 9 Ча сы 1 8 11 Пра ктик а Д а т а Ко рре кц ия Л/р  №1 Л/р  №2 Л/р  №3 Л/р  №4 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Систематизация знаний 1 1 4. Жизнь организмов на планете Земля  1 Среды жизни планеты Земля 2 Экологические факторы среды 3 Приспособления организмов к жизни в природе 4 Природные сообщества 5 Природные зоны России 6 Жизнь организмов на разных материках 7 Жизнь организмов в морях и океанах 8 Систематизация знаний 5. Человек на планете Земля  1 Как появился человек на Земле 2 Как человек изменял природу 3 4 Сохраним богатство живого мира 5 Систематизация  и обобщение знаний 7 Важность охраны живого мира планеты Задания на лето ИТОГО 8 7 34 Л/р  №4 10 Учебно­тематическое планирование по биологии 5 класс (34часа, 1 час в неделю) Предмет: Биология Класс: 5 УМК:  учебник Биология. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Пономарёва, И.В. Николаев О.А.Корнилова,; под ред.проф. И.Н.Понаморёвой. – М.: Вентана­Граф, 2015. № Тема  урока Основное  содержание  Тип  учебного  занятия Форма организации деятельности  учащегося Планируемые образовательные результаты Предметные УУД: Регулятивные,  Познавательные,  Коммуникативные Личностные Домашне е задание 1.Введение (1) 1 Введение Живая и  неживая  природа.  Многообрази е живой  природы.  Правила  работы в  кабинете  биологии,  правила  работы с  биологич.  приборами и  инструмента ми Уметь работать с  учебником, пользоваться  приборами и  инструментами, давать  определения терминам. урок­ изучения  нового Соблюдать правила  работы в кабинете  биологии.  Ознакомиться с  аппаратом  ориентировки  учебника, его  структурой. Работать с  рисунками учебника  как источниками  информации. Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа  решения; Познавательные: осуществлять поиск  необходимой информации для выполнения  учебных заданий с использованием учебной  литературы, энциклопедий, справочников Коммуникативные: строить монологическое  высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации,  формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учебно­ познавательный  интерес к новому учебному  материалу и способам решения  новой задачи; 2.Биология – наука о живом мире (8) 2 комбиниро ванный Наука о  живой  природе Человек и  природа.  Биология –  наука о  жизни и  живых  Работать с  рисунками учебника  как источниками  информации. давать определения  терминам Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно  воспринимать предложения и оценки учителей,  товарищей, родителей и других людей;                   Познавательные ориентироваться на  разнообразие способов решения учебных задач; принятие ценности природного мира,  готовности  следовать в своей  деятельности  нормам  П. 1, с.4­7 3 Свойства живого организмах.  Биологическ ие науки:  ботаника,  микология,  зоология и  т.д. Свойства  живого:  обмен  веществ,  раздражимос ть рост,  размножение, развитие.  Органы.  Организм –  единое целое Коммуникативные допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не  совпадающих с его собственной, и  ориентироваться на позицию партнера в общении  и взаимодействии; природоохранител ьного поведении; комбиниро ванный Работать с  рисунками учебника  как источниками  информации.  Составлять рассказ  по рисункам,  обобщать, делать  выводы. Использовать знания об  общих свойствах живых  организмов для  аргументированного  ответа.  Обосновывать  необходимость  подвижного образа жизни.  Регулятивные выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные1)осуществлять синтез как  составление целого из частей; 2)устанавливать  причинно­следственные связи в изучаемом круге  явлений; Коммуникативные допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и  ориентироваться на позицию партнера в общении и  взаимодействии П.2, с. 8­ 12 П. 3, с. 12­ 15 1)широкая  мотивационная  основа учебной  деятельности,  включая социальные,  учебно­ познавательные и внешние мотивы 2)учебно­ познавательный  интерес к новому  учебному  материалу и  способам решения  новой задачи учебно­ познавательный  интерес к новому учебному  материалу и способам решения  новой задачи; ориентация на  понимание причин успеха в учебной  П.4, с.15­ 19 4 5 Методы  изучения природы Основные  методы:  наблюдение,  описание,  измерение,  эксперимент,  моделирован ие равнение. комбиниро ванный Применение на  практике разных  методов изучения  природы на  конкретных живых  организмах. Применять на практике  разные методы изучения  природы, проводя  измерение и описание  изучаемых объектов. Увеличи тельные  приборы Лупа,  микроскоп.  Строение  Л/р №1  «Изучение  строения  Умение работать с  лабораторным  оборудованием,  Применять на практике  умение работать с  увеличительными  Регулятивные 1)осуществлять итоговый и  пошаговый контроль по результату; 2)адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей; Познавательные использовать знаково­ символические средства, в т.ч. овладеет  действием моделирования Коммуникативные строить монологическое  высказывание, владеть диалоговой формой  коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного  общения Регулятивные: 1)следовать установленным  правилам в планировании и контроле способа  решения; 12 микроскопа.  Работа с  микроскопом увеличител ьных  приборов» увеличительными  приборами. приборами Лаборатор ная работа  №2  «Знакомст во с  клетками  растений» групповая,  коллективная.  Выделять в тексте  базовые понятия,  объяснить их  содержание. Приготовление  микропрепаратов. Комментировать  содержание рисунка,  предлагающего  использование имеющихся знаний в новой ситуации 6 Строени е клетки. Ткани. 7 Химичес кий  состав  клетки Клетка ­  основная  структурная  единица  организма  растения.  Оболочка,  цитоплазма,  ядро,пластид ы, вакуоль,  включения,  движение  цитоплазмы  Особенности    животных и  растительных  тканей. Неорганическ ие и  органические  вещества.  Роль  неорганически х и  органических  веществ. 2)осуществлять итоговый и пошаговый контроль  по результату; Познавательные проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; Коммуникативные учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных  позиций в сотрудничестве Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные 1) самостоятельное выделение и  формулирование познавательной цели; 2) анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с  учителем и сверстниками — определение цели,  функций участников, способов взаимодействия деятельности, т.е.  на самоанализ и  самоконтроль  результата, на анализ  соответствия  результатов требованиям  конкретной задачи Смыслообразовани е, т. е.  установление  учащимися связи  между целью  учебной  деятельности и ее  мотивом, другими  словами, между  результатом  учения и тем, что  побуждает  деятельность, ради чего она  осуществляется Установление  связи между целью учебной  деятельности и ее  мотивом, другими  словами, между  результатом  учения и тем, что  побуждает  деятельность, ради чего она  П.5, с.19­ 23, с.23­24 П. 6, с. 25­ 27 комбиниро ванный групповая,  коллективная  Находить в таблицах и на рисунках  учебника части и  органоиды клетки.  Сравнивать строение растительной и  живой клетки.  Распознавать и описывать  клеточное строение  кожицы лука, мякоти  листа. Называть клеточные  структуры и их значение.  Уметь проводить опыты Регулятивные: определение последовательности  промежуточных целей с учетом конечного  результата; составление плана и  последовательности действий; Познавательные постановка и формулирование проблемы,  самостоятельное создание алгоритмов  деятельности при решении проблем творческого  и поискового характера. Коммуникативные 13 8 Процесс ы  жизнеде ятельнос ти комбиниро ванный Рост,  деление,  дыхание,  питание.  Обмен  веществ и  размножение  – главные  процессы  жизнедеятель ности клетки. Клетка –  структурная  единица  живого  организма 9 Система тизация  знаний урок­ обобщение Доказывать, что  размножение – общее свойство всего  живого. Давать  определение  понятию  «размножение».  Выделять и обращать особое внимание на  главные понятия и  основные  закономерности  живой природы. Выполнять задания  на сравнение и  объяснение, на выбор правильного ответа,  уметь работать с  моделями, схемами,  таблицами Характеризовать  особенности строения  биологических объектов –  клеток, организмов. инициативное сотрудничество в поиске и сборе  информации Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с  поставленной  задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч.контролируемом пространстве Интернета; Коммуникативные строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного  общения Использовать знания  учащихся об общих  свойствах процессов  жизнедеятельности  организмов. Приводить  примеры методов  изучения живого,  использованных в ходе  исследований в классе и  дома. Проверять  правильность  теоретических выводов  приемами самоанализа и  самоконтроля. Регулятивные: выполнять учебные действия в устной,  письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные способствовать развитию познавательной активно сти учащихся, умения наблюдать, сравнивать, об общать и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать  в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки  зрения, прежде чем принимать решение и делать  выбор. П.7, с. 28­ 32 осуществляется. Ориентация на  понимание причин успеха в учебной  деятельности, т.е.  на самоанализ и  самоконтроль  результата, на анализ  соответствия  результатов требованиям  конкретной  задачи, на  понимание  предложений и  оценок учителей,  товарищей,  родителей и других людей способность к  самооценке на  основе критериев  успешности  учебной деятельности; 3. Многообразие живых организмов (11) урок­ 10 Царства  изучения  Классификац ия,  живой  Сравнивать  представителей  Определять роль в  природе различных групп  14 Регулятивные: Самоопределение, нравственно­ П.8, с. 35­ 38 природы 11 Бактери и:  строение и  жизнеде ятельнос ть 12 Значение бактерий в  природе  и для  человека систематика.  Основные  царства  живой  природы:  растения,  животные,  грибы,  бактерии.  Вирусы –  неклеточная  форма жизни. Вид –  единица  классификац ии Бактерии как древнейшая  группа живых организмов.  Прокариоты,  эукариоты.   Автотрофы,  гетеротрофы. Отличие  клеток  бактерий от   клеток  растений.  Питание.  Дыхание  бактерий. Распростране ние, значение. Клубеньковы е бактерии,  симбиоз. нового разных царств,  делать выводы на  основе сравнения,  использовать знания  биологии при  соблюдении правил  повседневной  гигиены организмов; находить черты,  свидетельствующие об  усложнении живых  организмов по сравнению с предками, и давать им  объяснение уметь контролировать свои действия, давать  оценку своим действиям Познавательные способствовать развитию познавательной активно сти учащихся,  умения наблюдать, сравнивать, обобщать,  делать выводы Коммуникативные уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мыс ль и адекватно воспринимать информацию   партнёров по общению,  создание условий для фо рмирования умений и навыков групповой работы. этическое  оценивание, формирование  экологического  мировоззрения,  любви к родной  природе. комбиниро ванный По рисунку учебника определить  отличия  в строении  бактериальной и  растительной клетки. Анализ по тексту  учебника  содержания  определения  терминов. Решение  учебно­ познавательных  задач по изучению  способов питания Описывать строение  бактерий, уметь  сравнивать  прокариотические и  эукариотические клетки.  Характеризовать  различные типы питания Регулятивные: уметь контролировать свои действия, давать  оценку своим действиям Познавательные создать условия для  развития у  школьников умения  формулировать проблему и предлагать пути её р ешения Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации; владение  монологической и диалогической формами речи П. 9, с. 39­ 42 Воспитание  бережного  отношения к  своему здоровью,  привитие интереса к изучению  предмета. комбиниро ванный Решение учебно­ познавательных  задач по изучению  способов питания  бактерий Характеризовать  клубеньковые бактерии,  Давать определения  терминам сапрофиты,  паразиты, симбиоз. Регулятивные: планировать свои действия в  соответствии с поставленной задачей и  условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные анализировать изучаемые  объекты с выделением существенных и  П. 10, с.  42­45 принятие ценности природного мира,  готовности  следовать в своей  деятельности  нормам  природоохранител 15 Лаборатор ная работа  №3  «Знакомст во с  внешним  строением  растений» Лаборатор ная работа  №4 «  Наблюдени е за  передвиже нием  животных» комбиниро ванный 13 Растения Корень,  побег, споры,  слоевище.  Цветковые и  голосеменные 14 Животн ые 15 Значение растений и  животны х в  природе  и для  Основные  свойства  животных.  Одноклеточн ые или  простейшие,  многоклеточ ные. Влияние природы на  животных Значение  растений и  животных в  природе и  для человека Уметь работать с  гербариями, делать  зарисовки в виде  схем. Обобщать и  делать выводы Комментировать  содержание рисунка,  предлагающего  использование имеющихся знаний в новой ситуации Проводить наблюдение за  объектами живой  природы.  Использовать знания  об общих свойствах  живых организмов  для  аргументированного  ответа.  Обосновывать  необходимость  подвижного образа  жизни.  Выделять  существенные  признаки растений и  животных.  Применение на  практике разных  методов изучения  Ориентироваться в  системе познавательных  ценностей: оценивать  информацию о живых  организмах, их расселению и приспособлению к  разным природным  16 несущественных признаков Коммуникативные: строить монологическое  высказывание, владеть диалоговой формой  коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного  общения Регулятивные: планировать свои действия в  соответствии с поставленной задачей и  условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные 1) самостоятельное выделение  и формулирование познавательной цели; 2) поиск и выделение необходимой информации;  применение методов информационного поиска, в  том числе с помощью компьютерных средств  Коммуникативные планирование учебного  сотрудничества с учителем и сверстниками —  определение цели, функций участников,  способов взаимодействия Регулятивные: 1) установленным правилам в планировании и  контроле способа решения; 2) итоговый и пошаговый контроль по результату; Познавательные проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; Коммуникативные учитывать другое мнение и  позицию, стремиться к координации различных  позиций в сотрудничестве Регулятивные: Планировать свои действия и  пути достижения целей, принимать верное  решения в проблемной ситуации. Познавательные Ориентироваться в системе  познавательных ценностей: оценивать  информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным  осуществлять  следовать  П. 11,  с.45­50,  с.50­51 П. 12,  с.52­55,   с.56 ьного,  здоровьесберегаю щего поведения осознание своей  гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей  этнической принадлежности,  чувства сопричастности  гордости за свою  Родину, народ и  историю. Самоопределение, нравственно­ этическое  оценивание, формирование  экологического  мировоззрения,  любви к родной  природе.  Принятие  ценности  природного мира,  готовности  следовать в своей  деятельности  нормам человека 16 Грибы 17 Многооб разие и  значение  грибов 18 Лишайни ки Грибы, как  отдельная  группа живых организмов.  Питание,  дыхание  грибов.  Распростране ние  Грибница,  гифа,  плодовое  тело,  грибокорень. Грибы  съедобные,  ядовитые,  плесневые,  паразиты.  Значение  грибов для  человека.  Антибиотик. Лишайники,  их  разнообразие, особенности.  Значение в  природе и  хозяйстве  человека.  природы на  конкретных живых  организмах. условиям, получаемую из  различных источников;  последствия деятельности  человека в природе. комбиниро ванный По рисунку учебника определить  отличия  в строении грибного  и растительного  организмов. Анализ  по тексту учебника  содержания  определения  терминов. Характеризовать способы  питания грибов. Давать  определения терминам  сапрофиты, паразиты,  симбиоз, хищники условиям, получаемую из различных источников;  последствия деятельности человека в природе. Коммуникативные Осуществлять взаимный  контроль и оказывать в сотрудничестве  необходимую взаимопомощь. Регулятивные: постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что уже известно и  усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Познавательные  способствовать развитию познавательной активно сти учащихся,  умения наблюдать, сравнивать, обобщать,  делать выводы Коммуникативные 1)задавать вопросы; 2)контролировать действия партнера природоохранител ьного поведения. Самоопределение, нравственно­ этическое  оценивание, формирование  экологического  мировоззрения,  любви к родной  природе. П. 13,  с.57­60 комбиниро ванный комбиниро ванный Приводить примеры,  подтверждающие  обсуждаемую  позицию.  Использовать свои  знания о грибах,  приобретённые в  повседневной жизни различать съедобные и  ядовитые грибы и  своей  местности. освоение приемов  оказания первой помощи  при отравлении  ядовитыми грибами Использовать свои  знания о грибах и  водорослях.  Объяснять  особенности  размножения  растений частями  тела на примере  Оценивать информацию о  живых организмах, их  расселению и  приспособлению к разным  природным условиям,  получаемую из различных  источников 17 Регулятивные: выделение и осознание  учащимися того, что уже усвоено и что еще  нужно усвоить, осознание качества и уровня  усвоения Познавательные постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого  и поискового характера Коммуникативные формулировать собственное  мнение и позицию; Регулятивные: планировать свои действия в  соответствии с поставленной задачей и  условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные осуществлять поиск  необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, П. 14,  с.60­65 Воспитание  бережного  отношения к  своему здоровью,  привитие интереса к изучению  предмета. П. 15,  с.66­69 учебно­ познавательный  интерес к новому учебному  материалу и способам решения  новой задачи Индикаторна я роль  лишайников. лишайников комбиниро ванный 19 Значение живых  организм ов в  природе  и жизни  человека Значение  живых  организмов в  природе и  жизни  человека.  Биологическ ое  разнообразие. Обобщать знания,  полученные при  изучении данной  темы. Приводить  примеры,  использовать  информацию,  полученную из  дополнительной  литературы. Использовать знания  учащихся об общих  свойствах процессов  жизнедеятельности  организмов. Приводить  примеры методов  изучения живого,  использованных в ходе  исследований в классе и  дома. 20 Система тизация  знаний урок­ обобщение Выполнять задания  на сравнение и  объяснение, на выбор правильного ответа,  уметь работать с  моделями, схемами,  таблицами Использовать знания  учащихся об общих  свойствах процессов  жизнедеятельности  организмов. Приводить  примеры методов  изучения живого,  использованных в ходе  исследований в классе и  дома. Проверять  правильность  теоретических выводов  приемами самоанализа и  самоконтроля. 18 энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета Коммуникативные строить монологическое  высказывание, владеть диалоговой формой  коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного  общения Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже  усвоено и что еще нужно усвоить, осознание  качества и уровня усвоения Познавательные поиск и выделение необходимой информации;  применение методов информационного поиска, в  том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации; владение  монологической и диалогической формами речи  в соответствии с грамматическими и  синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: выполнять учебные действия в устной,  письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные способствовать развитию познавательной активно сти учащихся, умения наблюдать, сравнивать, об общать и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать  в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки  зрения, прежде чем принимать решение и делать  выбор. П. 16,  с.69­72 осознание смысла  и нравственного  содержания  собственных  поступков и  поступков других  людей способность к  самооценке на  основе критериев  успешности  учебной деятельности; 4. Жизнь организмов на планете Земля (8) 21 урок­ изучения  нового Среды  жизни  планеты  Земля 22 Экологи ческие  факторы среды 23 Приспос обления  организм ов к  жизни в  природе 24 Природн ые  сообщес тва Среда  обитания и  условия  существовани яВзаимосвязи живых  организмов и  среды.  Особенности  взаимодейств ия растений и животных с  окружающей  их средой. Абиотически е,  биотические,  антропогенны е факторы Приспособле нность  Формировани е природных  сообществ на  примере  соснового,  елового леса Природное  сообщество ­  биосистема,  его  разновидност и. Пищевая  цепь,  круговорот  комбиниро ванный комбиниро ванный Взаимосвязи живой и неживой природы.  Использовать знания  о живых организмах  для  аргументированного  ответа.  Использовать знания  о живых организмах  для  аргументированного  ответа.  приводить примеры  приспособлений  организмов к среде  обитания и объяснять их  значение комбиниро ванный Доказывать  зависимость жизни  животных и человека от растений.  Устанавливать  пищевые связи  между живыми  организмами.  Выделять условия,  необходимые для  жизнедеятельности  различных организмов на  одной территории 19 Работать с  рисунками учебника, уметь сопоставлять  факты, делать  выводы о  приспособлении  организмов к среде  обитания Объяснять взаимосвязи  между организмами,  между организмами и  окружающей средой;  понимать влияние  деятельности человека на  природу. Регулятивные: принимать и сохранять учебную  задачу Познавательные осуществлять поиск  необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников Коммуникативные: Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать  решение и делать выбор. Учебно­ познавательный  интерес к новому  учебному  материалу, связи  теоретических  знаний с  практическими  навыками. П. 17,  с.75­77 Высказывать свою точку  зрения. Выделять и  обращать особое внимание на главные понятия и  основные закономерности  живой природы. Регулятивные: следовать установленным  правилам в планировании и контроле способа  решения Коммуникативные слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении  проблем Умение работать в группе, умение  оценивать свою  работу и работу  учащихся П.18, с.78­ 81 Регулятивные: различать способ и результат  действия Познавательные анализировать изучаемые  объекты с выделением существенных и  несущественных признаков; Коммуникативные Устанавливать и сравнивать  различные точки зрения, прежде чем принимать  решение и делать выбор. Регулятивные: вносить необходимые  коррективы в действия на основе его оценки и  учета характера сделанных ошибок Познавательныеспособствовать развитию позна вательной активности учащихся, умения наблюда ть, сравнивать, обобщать и делать выводы Самоопределение, нравственно­ этическое  оценивание, формирование  экологического  мировоззрения,  любви к родной  природе. Принятие  ценности  природного мира,  готовности  следовать в своей  деятельности  нормам  природоохранител П. 19,  с.81­84 П. 20,  с.84­87 веществ в  природе.  Производите ли  потребители,  разлагатели. Многообрази е природных  зон: тундра,  тайга, степь,  широколиств енный лес.  Обитатели  природных  зон,  приспособлен ия к жизни в  определенны х условиях. Местный вид. Живой мир  Африки,  Австралии,  южной  Америки,  Северной  Америки и  Евразии,  Антарктиды. Прикрепленн ые  организмы,  свободноплав ающие  организмы.  Планктон.  25 Природн ые зоны  России 26 Жизнь  организм ов на  разных  материка х 27 Жизнь  организм ов в  морях и  океанах комбиниро ванный комбиниро ванный  Умение работать с  текстом.      Определять роль в  природе различных  групп организмов;  приводить примеры  приспособлений  организмов к среде  обитания и  объяснять их  значение Выделять в тексте  базовые понятия,  объяснить их  содержание.  Работать с рисунком  как источником  информации Создавать схематические  модели с выделением  существенных  характеристик объекта. комбиниро ванный Объяснять значение  пищи как источника  энергии.  Использовать знания  об общих свойствах  живых организмов  для  Самостоятельно  обнаруживать и  формулировать учебную  проблему, определять цель учебной деятельности 20 Коммуникативные слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении  проблем ьного поведения. Преобразовывать  информацию  из одного  вида в другой (таблицу в  текст и пр.). Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников Коммуникативные договариваться и приходить  к общему решению в совместной деятельности, в  т.ч.в ситуации столкновения интересов Самоопределение, нравственно­ этическое  оценивание, формирование  экологического  мировоззрения,  любви к родной  природе. П. 21,  с.87­93 П. 22,  с.93­99 Регулятивные: выделение и осознание  учащимися того, что уже усвоено и что еще  нужно усвоить, осознание качества и уровня  усвоения Познавательные анализировать изучаемые  объекты с выделением существенных и  несущественных признаков; Коммуникативные умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и условиями  коммуникации Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные осуществлять поиск  необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников широкая  мотивационная  основа учебной  деятельности,  включая социальные,  учебно­ познавательные и внешние мотивы Чувство  прекрасного на  основе знакомства  с миром природы. П. 23,  с.99­103 Обитатели  глубин. аргументированного  ответа. 28 Система тизация  знаний урок­ обобщение Выполнять задания  на сравнение и  объяснение, на выбор правильного ответа,  уметь работать с  моделями, схемами,  таблицами 5. Человек на планете Земля (7) 29 Как  появился человек  на Земле Австралопит ек  человек  умелый,  неандерталец , человек  разумный,  кроманьонец. Деятельность человека в  природе. урок­ изучения  нового находить черты,  свидетельствующие  об усложнении  живых организмов по сравнению с  предками, и давать  им объяснение Использовать знания  учащихся об общих  свойствах процессов  жизнедеятельности  организмов. Приводить  примеры методов  изучения живого,  использованных в ходе  исследований в классе и  дома. Проверять  правильность  теоретических выводов  приемами самоанализа и  самоконтроля. Самостоятельно  обнаруживать и  формулировать учебную  проблему, определять цель учебной деятельности Коммуникативныедоговариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в  т.ч. в ситуации столкновения интересов Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в  ситуации мотивационного конфликта) и к  преодолению препятствий. Познавательныеспособствовать развитию позна вательной активности учащихся, умения наблюда ть, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать  в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки  зрения, прежде чем принимать решение и делать  выбор. Регулятивные:постановка учебной задачи на  основе соотнесения того, что уже известно и  усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Познавательныевыдвижение гипотез и их  обоснование. Построение логической цепи  рассуждений Коммуникативные умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и условиями  коммуникации 30 Как  человек  изменял  природу История  влияния  человека на  природу.  Осознание  человека  своего  влияния на  комбиниро ванный Осознание своего  влияния на природу.  Формулировать проб лему и предлагать пу ти её решения; Составлять тезисы,  различные виды планов  (простых, сложных и т.п.).  Преобразовывать  информацию  из одного  вида в другой (таблицу в  текст и пр.). Регулятивные: вносить необходимые  коррективы в действия на основе его оценки и  учета характера сделанных ошибок Познавательныепомочь учащимся осознать прак тическую  значимость изучаемого материала Коммуникативныевладение монологической и  диалогической формами речи в соответствии с  21 способность к  самооценке на  основе критериев  успешности  учебной деятельности; П. 24,  с.106­110 П. 25,  с.110­112 осознание своей  гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей  этнической принадлежности,  чувства сопричастности  гордости за свою  Родину, народ основные  моральные нормы  поведения в  обществе,  проекция этих  норм на  собственные  поступки 31 Важност ь охраны живого  мира  планеты природу.  Лесопосадки. Угроза для  жизни.  Животные,  истребленные человеком.  Заповедники, заказники. комбиниро ванный Работа с  иллюстративным и  демонстративным   материалом,  текстом, беседа,  работа в парах,  групповая работа Использовать свои знания  о животных,  приобретённые в  повседневной жизни комбиниро ванный Полезные  пищевые  продукты,  витамины.  Правила  поведения  на отдыхе.  Красная  книга. урок­ обобщение 32 33 Сохрани м  богатств о живого мира Система тизация  и  обобщен ие  знаний Анализ по тексту  учебника  содержания  определения  терминов. Решение  учебно­ познавательных  задач по проблеме  спасения природы Выполнять задания  на сравнение и  объяснение, на выбор правильного ответа,  уметь работать с  моделями, схемами,  таблицами Работа с иллюстративным  и демонстративным   материалом, текстом,  беседа, работа в парах,  групповая работа. Использовать знания  учащихся об общих  свойствах процессов  жизнедеятельности  организмов. Приводить  примеры методов  изучения живого,  использованных в ходе  исследований в классе и  дома. Проверять  правильность  теоретических выводов  22 грамматическими и синтаксическими нормами  родного языка. Регулятивные: адекватно воспринимать  предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей Познавательные создать условия для   развития у  школьников умения формулировать проблему и  предлагать пути её решения; Коммуникативные допускать возможность  существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и  ориентироваться на позицию партнера в общении и  взаимодействии Регулятивные: планировать свои действия и  пути достижения целей, принимать верное  решения в проблемной ситуации. Познавательные:  создать условия для развития у  школьников умения формулировать проблему и  предлагать пути её решения;                                     Коммуникативные: умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и условиями  коммуникации Регулятивные:выполнять учебные действия в  устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательныеспособствовать развитию позна вательной активности учащихся, умения наблюда ть, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать  в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки  зрения, прежде чем принимать решение и делать  выбор. П. 26,  с.113­116 П. 27,  с.117­119 принятие ценности природного мира,  готовности  следовать в своей  деятельности  нормам  природоохранител ьного,  здоровьесберегаю щего поведении осознание смысла  и нравственного  содержания  собственных  поступков и  поступков других  людей способность к  самооценке на  основе критериев  успешности  учебной деятельности; 34 Задания  на лето приемами самоанализа и  самоконтроля. Использовать свои знания  о животных,  приобретённые в  повседневной жизни способность к  самооценке на  основе критериев  успешности  учебной деятельности Регулятивные: планировать свои действия в  соответствии с поставленной задачей и  условиями ее реализации, в том числе во  внутреннем плане Познавательные создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и  предлагать пути её решения; Коммуникативные допускать возможность  существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и  ориентироваться на позицию партнера в общении и  взаимодействии 23

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (5 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018