Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Оценка 4.7
Документация
docx
биология
5 кл
06.11.2017
Рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику В.А. Самкова, Д.И. Рокотова. 1 час в неделю, по ФГОС. Пояснительная записка + подробное тематическое планирование + календарно-тематическое планирование с указанием универсальных учебных действий (коммуникативные, познавательные, регулятивные ). Указаны планируемые результаты усвоения учебного предмета.
00084ca0-58e7e007.docx
Пояснительная записка
Сведения об основных нормативных документах, с учетом которых
разработана Рабочая программа
1. Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов,
дисциплин (модулей) в условиях реализации Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего и
основного общего образования, утв. приказом по СОШ № 4 г.БРЯНСКА с
углубленным изучением отдельных предметов и №
_от_________.
2. Биология. Примерная рабочая программа по учебному
предмету. 5–9 кл. : учебнометодическое пособие/ В.И. Лапшина,
Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева. М. :
Академкнига/Учебник, 2015. — 128 с.
3. Учебник для 5 класса В.А. Самковой, Д.И. Рокотовой, В.И.
Лапшиной, А.М. Шереметьевой, В.А. Дубынина 2015 год, учебник
рекомендован (допущен) Министерством образования к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования на 2015/2016 учебный год,
утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 253 от
31 марта 2014 (с изменениями от 08.06.2015 года; № 576)
4. Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03417 «О перечне
учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных
учреждений»
5. Базисный план для общеобразовательных учреждений Брянской
области, утвержденный приказом Департамента образования и науки
Брянской области № 586 от 04.04.2014 года; 6. Учебный план общеобразовательного учреждения на 2015 2016
учебный год;
7. Календарный учебный график образовательного учреждения на
2015 – 2016 учебный год.
Учебно–методическое обеспечение образовательного процесса:
1. Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: учебник.
2. Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 5 класс: рабочая тетрадь
3. Лапшина В.И. Биология. 5 класс: методическое пособие.
4. Лапшина В.И., Рокотова Д.И., Самкова В.А., Шереметьева А.М. Биология.
Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 классы.
Изучение биологии в 5 классе направленно на достижение
следующих целей:
социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и
социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций,
осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе
познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере
биологической науки.
Изучение биологии в 5 классе направленно на достижение
следующих задач:
обеспечить ориентацию в системе этических норм и ценностей
относительно методов, результатов и достижений современной биологической
науки;
обеспечить развитие познавательных мотивов, направленных на
получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности,
связанных с овладением методами изучения природы, формированием
интеллектуальных и практических умений;
обеспечить овладение учебнопознавательными и ценностно
смысловыми компетенциями для формирования познавательной и
нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией
биологического эксперимента и элементарными методами биологических
исследований;
обеспечить формирование у обучающихся познавательной
культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и
эстетической культуры как способности эмоциональноценностного отношения
к живой природе и человеку;
обеспечить формирование экологического сознания
Общая характеристика учебного предмета
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу и пути
ее познания человеком. значение биологических знаний для современного
человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения представления о живой природе формируют фундаментальную основу для
поддержания здоровья человека, обеспечения его безопасности и
производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная
цель российского образования — повышение качества и эффективности
получения и практического использования знаний. В настоящее время
биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам
высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность,
компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с
живой природой, создать фундамент для практической деятельности учащихся
и формирования их научного мировоззрения.
Рабочая программа по биологии создана на основе фундаментального
ядра содержания основного общего образования, требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования,
требований к структуре основной образовательной программы основного
общего образования, прописанных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а так же в
Концепции духовнонравственного развития и воспитания гражданина России.
Содержание курса биологии представляет собой первую ступень
конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания
общего образования. Тематическое планирование — это следующая ступень
конкретизации содержания образования по биологии. Оно дает представление
об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в
основной школе. В данном курсе соблюдается преемственность с курсами
начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов
учебной деятельности обучающихся.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно
направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных
особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о
человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и
познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание
уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой
природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной
деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных
действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных
качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую
деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение
видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать
определения понятий, структурировать материал и т.д. Учащиеся включаются в
коммуникативную учебную деятельность, учатся полно и точно выражать свои
мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения, работать в группе,
представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, участвовать
в дискуссиях, вступать в диалог и т.д. Место учебного предмета в учебном плане
Предлагаемая примерная рабочая программа реализуется в учебниках
биологии и учебнометодических пособиях, созданных коллективом авторов
(Д.И.Рокотова, В.А.Самкова, В.И. Лапшина, А.М. Шереметьева, В.А.Дубынин).
Учебное содержание курса биологии включает:
• Биология. 35ч, 1 ч в неделю (5 класс);
Количество контрольных, практических, лабораторных работ,
предусмотренных при изучении предмета.
Количество
Лабораторные
1
Практические
5
Контрольные
4 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают
объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется
ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так
как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла,
главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные
методы познания.
Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе
изучения биологии, проявляются в признании:
ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
ценности биологических методов исследования живой и неживой
природы;
понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса
биологии позволяет сформировать:
уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
понимание необходимости здорового образа жизни;
осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования
коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь.
Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
правильному использованию биологической терминологии и
символики;
развитиют потребности вести диалог, выслушивать мнение
оппонента, участвовать в дискуссии;
развитиют способности открыто выражать и аргументированно
отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными
курсами, направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во
всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и
неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических
ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и
преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического
отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в
совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе,
обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и
красоты. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Требования к результатам освоения предмета в основной школе
определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими
индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение
следующих
биологии
личностных
школе
в основной
результатов
:
дает
возможность
достичь
1)
воспитание российской гражданской идентичности:
патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2)
формирование ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в
социально значимом труде;
3)
формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4)
формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
России и народов мира; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5)
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
6)
развитие морального сознания и компетентности в
решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7)
формирование коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и
других видов деятельности;
8)
формирование ценности здорового и безопасного образа
жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни
и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;
9)
формирование основ экологической культуры,
соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно
оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10)
осознание значения семьи в жизни человека и общества,
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
11)
развитие эстетического сознания через освоение
художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
Метапредметными
основного
результатами
общего
образовательной
программы
основной
освоения
образования
являются:
1)
умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2)
умение самостоятельно планировать пути достижения
целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности ее решения;
3)
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
4)
умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинноследственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
5)
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач;
6)
7)
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
8)
умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
9)
формирование и развитие компетентности в области
использования информационнокоммуникационных технологий
(далее ИКТкомпетенции);
10) формирование и развитие экологического мышления,
умение применять его в познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными
результатами
освоения
биологии
в основной
школе
являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе,
закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности
человека для развития современных естественно научных
представлений о картине мира;
2)
формирование первоначальных систематизированных
представлений о биологических объектах, процессах, явлениях,
закономерностях, основных биологических теориях, экосистемной
организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере,
о наследственности и изменчивости; овладение понятийным
аппаратом биологии;
3)
приобретение опыта использования методов
биологической науки и проведения несложных биологических
экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4)
формирование основ экологической грамотности:
способности оценивать последствия деятельности человека в природе,
влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к
живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание
необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных
местообитаний видов растений и животных;
5)
формирование представлений о значении биологических
наук в решении проблем необходимости рационального
природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого
изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приемов оказания первой помощи,
6)
рациональной организации труда и отдыха, выращивания и
размножения культурных растений и домашних животных, ухода за
ними.
В данной рабочей программе результаты изучения предмета в основной школе в соответствии с требованиями стандарта также
разделены на предметные, метапредметные и личностные.
Предметные результаты указаны в конце тем, а метапредметные и
личностные — в конце классов.
Достижение личностных результатов оценивается на
качественном уровне (без отметок). Сформированность
метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по
результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также
по результатам выполнения лабораторных и практических работ.
Содержание учебного предмета «БИОЛОГИЯ. 5 класс» (34 ч, 1ч в неделю)
Введение (1 ч)
Самое удивительное на планете — это жизнь. земля — живая планета. что
такое жизнь? Средневековые представления о возможности самозарождения
жизни. Опыт Ф. Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.
Тема 1. Человек изучает живую природу (7ч)
Познание — процесс получения знаний о различных объектах,
явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие
существования человека — постоянный обмен информацией с окружающей
средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания.
Ощущение и восприятие — процессы, благодаря которым наш организм
получает информацию об окружающей среде.
естествознание — система знаний о природе. Биология — дисциплина,
изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими
науками. Важность биологических знаний для каждого человека. научные методы познания. наука — один из способов познания человеком
окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего
мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. значение описания, сравнения,
измерения для получения информации.
наблюдение и эксперимент в биологии. Выдвижение гипотез.
Моделирование в науке — важнейший метод получения новых знаний. Этапы
научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта;
изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект
исследования. Моделирование в биологии.
Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы.
Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее
изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации:
рисунки, фотографии, компьютерные модели. научная фотография.
Демонстрация: наглядные пособия, иллюстрирующие связь биологии с
другими науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп.
Биологические иллюстрации.
Лабораторные и практические работы: знакомство с оборудованием
для научных исследований*. Опыт с элодеей (работа в группе). Измеряем рост
(работа в группе).
Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» (13ч)
Системы природные (системы живой и неживой природы) и
искусственные (созданные человеком). Элементы (компоненты) систем.
Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении
связей между элементами.
Биологические системы — живые объекты различной сложности.
Особенности биологических систем. Биологические явления — изменения в
биологических системах. «Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки
и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.
Биосфера — живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы.
Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты.
Круговорот веществ.
Вид — единица живого мира. Основные признаки вида. Причины
возникновения видового многообразия. Современные оценки численности
видов на планете.
Популяция — совокупность особей одного вида, обитающих на одной
территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции.
Объединения внутри популяции. Связи между членами популяции.
Организм — неделимая единица живого мира. единство организма и
окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействие экологических
факторов. Продолжительность жизни — существенный признак каждого вида.
Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и
физического здоровья.
Клетка — наименьшая единица живого организма. Основные части и
органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных
процессов: дыхания, питания, выделения и др. Ткани. Многообразие,
особенности строения и функции тканей тела человека.
Вирусы — особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И. Ивановского.
значение вирусов в природе и жизни человека.
Демонстрация: наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни
организации жизни, структуру экосистем и популяций. Строение клетки.
Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов.
Лабораторные и практические работы: изучаем кожу (индивидуальная
работа). Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое (5 ч)
Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов.
Восстановление облика вымерших животных и растений.
Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы
народов мира о том, как появились на земле первые люди. Священные книги:
Библия, Коран, Тора — о происхождении человека. Происхождение человека от
древних обезьяноподобных млекопитающих — точка зрения большинства
современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека.
«Космическая» гипотеза.
Человек разумный — один из миллионов видов организмов. Место
человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека.
Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия.
Периодические явления в живой природе. Ритмы космические,
биологические и экологические.
Демонстрация: репродукции картин з. Буриана, изображающих фауну и
флору различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки растений в древних
породах. Изображения человекообразных обезьян и предков современного
человека.
Лабораторные и практические работы:
Изучение мела (известняка) под микроскопом
(работа в группах).
уровни организации жизни;
от чего зависит устойчивость биосферы;
структуру экосистем и популяций;
что такое вид.
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле (4 ч) Биологическое разнообразие (биоразнообразие) — разнообразие жизни
во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое
разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Н еобходимость
сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии. 22
мая — Международный день биологического разнообразия. Причины утраты
биологического разнообразия.
Среда, окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие
человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществом, энергией и
информацией. Потребности человека: биологические и социальные;
материальные и духовные. Взаимовлияние природы и человека.
Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие.
Исчезновение видов.
Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку.
Азбука экологической культуры.
Демонстрация: Изображения животных, вымерших за последние 200–
300 лет. Негативные последствия влияния человечества на живую природу.
Резервное время — 4 ч.
Темы проектных и исследовательских работ для 5 класса
1. Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных
приборов (от лупы до современных микроскопов) и биологические
объекты, доступные для изучения с их помощью».
2. наблюдение за птицами (индивидуальная работа).
3. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии,
компьютерные модели. научная фотография (выставка, групповой
проект).
4. Составление паспорта дерева.
5. Периодические явления в живой природе (групповой проект).
6. Практикоориентированные проекты по охране окружающей среды: «Экологические проблемы моей малой Родины»,«Азбука
экологической культуры» и др.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметные
результаты
Учащиеся
должны
знать:
основные методы биологических исследований;
основные приборы и инструменты, необходимые для изучения живой
природы;
значение микроскопа для биологических исследований. Учащиеся
должны уметь:
объяснять значение биологических знаний в жизни человека; объяснять роль органов чувств во взаимодействии человека с
окружающей средой;
приводить примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими
науками;
описывать условия, которые следует соблюдать при проведении
эксперимента.
что означает понятие «система»;
взаимосвязь явлений в биологических системах и изменений,
происходящих в окружающей их среде;
какие явления называют биологическими;
в чем заключается воздействие экологических факторов на живые
организмы;
основные возрастные периоды в жизни человека.
наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете;
современные точки зрения о происхождении человека;
место человека в системе живой природы;
сходство и различия человека с человекообразными обезьянами.
что такое биологическое разнообразие;
почему необходимо сохранять биоразнообразие;
какие компоненты окружающей среды относятся к природной среде, а
какие к социальной;
главные причины исчезновения видов;
основные положения азбуки экологической культуры;
почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет
достижений науки и техники.
Учащиеся
должны
уметь:
объяснять, почему сокращение биоразнообразия нарушает устойчивость
биосферы;
различать виды потребностей;
приводить примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается
к изменяющимся условиям окружающей среды
приводить примеры природных и искусственных систем;
описывать особенности биологических систем;
приводить примеры биологических систем, относящихся к каждому из
уровней организации;
доказывать единство организма и окружающей среды;
давать общую характеристику разнообразия клеток и тканей, образующих
описывать принципиальное строение клетки;
организм человека;
объяснять, как ученые узнают о прошлом земли;
находить в строении своего тела особенности, общие для всех
ипредставителей отряда приматов;
приводить примеры биологических ритмов.
Метапредметные результаты
должны
уметь:
Учащиеся
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
составлять план выполнения учебной задачи;
работать в соответствии с поставленной задачей;
систематизировать и обобщать разные виды информации;
составлять простой и сложный план текста;
участвовать в совместной деятельности;
работать с текстом параграфа и его компонентами;
узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе.
Личностные результаты
Осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может
иметь разрушительная деятельность человека; соблюдение правил поведения в природе;
осознание ценности живых организмов и необходимости бережного
отношения к окружающей среде;
формирование любви к природе;
развитие эстетического восприятия живой природы;
формирование ответственного отношения к учению, труду;
умение слушать и слышать другое мнение;
формирование основ экологической культуры.
Учебно – тематический план №
п
№
п/п
Тема урока
Основные виды учебной деятельности учащихся
Колво часов
Величайшее чудо на планете
Введение (1час)
Приводят доводы, подтверждающие справедливость
высказывания «жизнь на земле — величайшее чудо». Объясняют,
с помощью какого опыта Ф. Реди доказал невозможность
самозарождения живых организмов
Тема 1. Человек изучает живую природу 8 часов
В поисках ответов на вопросы: как
человек познаёт мир природы
Биология наука для всех
Какие научные методы используют
биологи?
Наблюдение и эксперимент в
биологии. Прак. раб№1
С какой целью в биологии
используется моделирование?
Объясняют роль органов чувств во взаимодействии человека с
окружающей средой. Дают характеристику науки биологии и
объясняют роль биологических знаний в жизни человека.
Приводят п римеры, иллюстрирующие связь биологии с другими
науками. Определяют основные методы биологических
исследований. Описывают условия, которые следует соблюдать
при проведении эксперимента. Объясняют, в чем заключается
метод научного моделирования. Приводят пример модели из
окружающей жизни. Определяют значение микроскопа для
биологических исследований. Дифференцируют иллюстрации
учебника.
Работают с текстом и иллюстрациями учебника.
Выполняют практические и исследовательские работы по
изучаемой теме.
Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют
практические и творческие задания. Работают с текстами и
дополнительным иллюстративным материалом
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
1
1
1
1
1
1 6
8
9
1
1
1
1
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Какое оборудование необходимо
биологу? Прак.раб.№2
Биологические иллюстрации:
рисунки, фотографии, компьютерные
модели.
Урок обобщения знаний.
Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни» 14 часов
«Невозмутимый строй во всём», или
Что такое система?
Живое и неживое: каковы
особенности биологических систем?
Шесть ступеней «лестницы жизни»:
от биосферы к клетке
Биосфера: как работает система
жизнеобеспечения планеты
Экосистема – живая мозаика
планеты
Вид – единица живого мира. Практ
раб.№3
Популяция это «население»
Организм, особь, индивид. Кон.раб.
№2
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.
Приводят примеры природных и искусственных систем.
Доказывают, что объекты живой природы представляют собой
системы. Описывают особенности биологических систем. называют
уровни организации жизни. Приводят примеры биологических
систем, относящихся к каждому уровню. Разбирают, от чего
зависит устойчивость биосферы. знакомятся с тем, как устроены
и как функционируют экосистемы. Обсуждают, почему возникло
множество различных видов. Используя иллюстрации учебника,
объясняют, что такое вид. характеризуют структуру популяции.
Описывают, как происходит обмен информацией между
организмом и внешней средой. Различают факторы живой и
неживой природы. Приводят примеры благоприятного и
неблагоприятного воздействия человека на живую природу.
называют основные возрастные периоды в жизни человека.
Определяют возрастную группу, к которой относятся сами.
Описывают строение клетки. называют ткани, образующие тело
человека. Используя иллюстрации учебника, описывают
особенности клеток, образующих различные ткани. называют
функции, которые выполняют различные ткани. Объясняют,
почему о вирусах говорят, что они находятся на границе живого и
неживого.
Работают с текстом и иллюстрациями учебника.
Выполняют лабораторные, практические и исследовательские
работы по изучаемой теме. Знакомятся с дополнительным
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 18
19
20
21
22
23
24
25
По страницам истории жизни. Прак.
раб.№4
Следы былых биосфер: как ученые
узнают о прошлом Земли
2
Происхождение человека: три
26
взгляда на одну проблему
материалом. Выполняют практические и творческие задания.
Работают с текстами и дополнительным иллюстративным
материалом
7
«Нити жизни»: организм в
окружающей среде
Как растут и развиваются
организмы?
Путешествие в мир клетки, или Что
общего между клеткой и космическим
кораблём?
Из каких тканей «сотканы» живые
организмы? Лаб.раб. №1
На границе живого и неживого:
вирусы
Урок обобщения знаний.
Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое 6 часов
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.
Рассказывают, как был установлен примерный возраст земли.
Описывают наиболее существенные этапы развития жизни на
нашей планете. находят и рассматривают под микроскопом
известняк. Узнают, как ученые восстанавливают облик древних
животных и растений. Обсуждают, можно ли точно восстановить
внешний вид древнего животного или растения по ископаемым
останкам. Посещают краеведческий музей; рассматривают
экспонаты, представляющие собой древние окаменелости.
знакомятся с теориями происхождения человека. Обсуждают
точку зрения о происхождении человека, которой придерживается
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Человек разумный – один из
миллионов видов организмов
Периодические явления в живой
природе: как связаны космические и
биологические ритмы. Кон. раб.№3
Обобщение знаний.
большинство современных ученых. Приводят доводы в защиту
этой точки зрения. Определяют место человека в системе живой
природы. называют признаки строения человека, которые роднят
его с человекообразными обезьянами. Приводят примеры ритмов
в природе. называют основные космические ритмы; объясняют, в
чем они проявляются. Приводят примеры биологических ритмов.
Работают с текстом и иллюстрациями учебника.
Выполняют лабораторные, практические и
исследовательские работы по изучаемой теме.
Знакомятся с дополнительным материалом. Выполняют
практические и творческие задания. Работают с текстами и
дополнительным иллюстративным материалом
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле 6 часа
Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.
называют основные виды биоразнообразия и приводят примеры.
Объясняют, почему необходимо сохранять биологическое
разнообразие. Обсуждают, какие меры предпринимаются для
сохранения биоразнообразия. Определяют, в чем проявляется
взаимное влияние человека и окружающей его среды.
Сравнивают природную и социальную среду человека. Приводят
примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к
изменяющимся условиям окружающей среды. Сравнивают и
характеризуют биологические и социальные, материальные и
духовные потребности человека. называют потребности, присущие
только человеку. Объясняют, каковы главные причины
исчезновения видов. Обосновывают опасность разрушения
природных экосистем: лесов, болот, степей и др. Обсуждают,
почему экологические проблемы не могут быть решены только за
счет достижений науки и техники. называют отрицательные
качества человека, которые при водят к ухудшению
экологической ситуации на планете. Объясняют значение
основных положений азбуки экологической культуры.
Работают с текстом и иллюстрациями учебника.
Выполняют лабораторные, практические и
исследовательские работы по изучаемой теме. Знакомятся с
27
28
29
30
31
32
Что такое «биологическое
разнообразие»? прак. раб.№5
Какая среда необходима человеку?
Как деятельность человека влияет
на биологическое разнообразие?
Кто отвечает за Землю? Кон. раб.
№4
33
34
Контрольная работа.
1
1
1
1
1
1
1
1 35
Коррекция знаний
дополнительным материалом. Выполняют практические и
творческие задания. Работают с текстами и дополнительным
иллюстративным материалом
1
Календарно – тематическое планирование учебного материала
№
Тема
Решаемые
проблемы;
цели
деятельно
сти
учителя
на уроке
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС).
Дата проведения
понятия
Предметные
результаты
универсальные учебные
действия (УУД)
Личностные
результаты
план
факт
111.1.
Величайшее
чудо на
планете.
Основные
понятия
урока:
биология,
биосфера,
экология.
знакомство с
учебником и
его
методическим
аппаратом,
работа с
учащиеся
имеют
представлени
е о биологии
как науке, о
значении
ВВЕДЕНИЕ – 1 ч.
Познавательные
:
умение работать с
текстом, выделять в нем
главное.
формируется
любовь и
бережное
отношение к
родной
природе, текстом и
иллюстрациям
и учебника,
сотрудничеств
о с
одноклассника
ми при
обсуждении.
биологически
х знаний в
современной
жизни и роли
биологическо
й науки в
жизни
общества;
усвоили
понятия
«биология»,
«биосфера»,
«экология».
формируются умения
проводить наблюдения в
живой природе,
фиксировать
и оформлять их
результаты
: умение
Регулятивные
организовать выполнение
заданий учителя согласно
установленным правилам
работы в кабинете.
Коммуникативные:
умение слушать учителя и
отвечать на вопросы
элементы
экологической
культуры,
умение
соблюдать
дисциплину на
уроке,
уважительно
относиться к
учителю и
одноклассникам
.
2.
2. В поиске
ответов на
вопросы:
Как
человек
познает мир
природы?
ГЛАВА 1. Человек изучает живую природу - 8 ч.
работа с
текстом и
иллюстрациям
и учебника,
сотрудничеств
о с
одноклассника
ми при
обсуждении.
Основные
понятия
урока:
методы
исследован
ия,
наблюдени
я,
экспериме
нт,
измерения,
фенология
учащиеся
знают
основные
методы
изучения
биологии,
правила
техники
безопасности
в
биологическо
м кабинете.
Познавательные: умение
работать с текстом,
выделять в нем главное,
начато практическое
ознакомление с методами
проведения научных
исследований и
оформлением их
результатов
: умение
Регулятивные
организовать выполнение
заданий учителя согласно
формируется
ответственное
отношение к
соблюдению
правил техники
безопасности,
умение
соблюдать
дисциплину на
уроке,
уважительно
относиться к
учителю и .
Формирова
ние
представле
ний о
естествен
ных
науках,
процессах,
объектах и
явлениях,
изучением
которых
они
занимаютс
я
3.
3.Биология –
наука
для
всех.
Естественные
науки: физика,
астрономия
химия,
география,
биология
Знание
объектов
изучения
естественных
наук и
основных
правил
работы в
кабинете
биологии
одноклассникам
установленным правилам
работы в кабинете.
Коммуникативные:
умение слушать учителя и
отвечать на вопросы
Познавательные УУД:
умение работать с
текстом, выделять в нем
главное.
Познавательный
интерес
к
естественным
наукам
Личностные УУД:
умение соблюдать
дисциплину на уроке,
уважительно относиться к
учителю и
одноклассникам.
Эстетическое восприятие
природы.
Регулятивные УУД:
умение организовать
выполнение заданий
учителя согласно
установленным правилам
работы в кабинете.
Коммуникативные
УУД: умение слушать
учителя и отвечать на
вопросы Методы
исследования:
наблюдение,
эксперимент
(опыт),
измерение
Ознакомлени
е с методами
исследования
живой
природы и
приобретение
элементарны
х навыков их
использовани
я
Изучение
особенност
ей
различных
методов
исследован
ия и
правил их
использова
ния при
изучении
биологичес
ких
объектов и
явлений
4.
4. Какие
научные
методы
используют
биологи?
5.
5.
Наблюдени
е и
эксперимен
т в
биологии.
Основные
понятия
урока:
методы
исследован
ия,
наблюдени
я,
экспериме
нт,
работа с
текстом и
иллюстрациям
и учебника,
сотрудничеств
о с
одноклассника
ми при
обсуждении.
учащиеся
знают
основные
методы
изучения
биологии,
правила
техники
Познавательные :
умение проводить
элементарные
исследования, работать с
различными источниками
информации.
Личностные : умение
соблюдать дисциплину на
уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные . умение
организовать выполнение
заданий учителя согласно
установленным правилам
работы в кабинете.
Коммуникативные .
умение воспринимать
информацию на слух
Познавательные: умение
работать с текстом,
выделять в нем главное,
начато практическое
ознакомление с методами
проведения научных
исследований и
оформлением их
результатов
Понимание
значимости
научного
исследования
природы
формируется
ответственное
отношение к
соблюдению
правил техники
безопасности,
умение
соблюдать
дисциплину на
уроке, измерения,
фенология
.
безопасности
в
биологическо
м кабинете.
Регулятивные: умение
организовать выполнение
заданий учителя согласно
установленным правилам
работы в кабинете.
уважительно
относиться к
учителю и
одноклассникам
Основные
понятия
урока:
методы
исследован
ия,
наблюдени
я,
экспериме
нт,
измерения,
фенология
.
работа с
текстом и
иллюстрациям
и учебника,
сотрудничеств
о с
одноклассника
ми при
обсуждении.
учащиеся
знают
основные
методы
изучения
биологии,
правила
техники
безопасности
в
биологическо
м кабинете.
6. С какой
целью в
биологии
используетс
я
моделирова
ние
Коммуникативные:
умение слушать учителя и
отвечать на вопросы
Познавательные: умение
работать с текстом,
выделять в нем главное,
начато практическое
ознакомление с методами
проведения научных
исследований и
оформлением их
результатов
Регулятивные: умение
организовать выполнение
заданий учителя согласно
установленным правилам
работы в кабинете.
Коммуникативные
умение слушать учителя и
отвечать на вопросы
формируется
ответственное
отношение к
соблюдению
правил техники
безопасности,
умение
соблюдать
дисциплину на
уроке,
уважительно
относиться к
учителю и
одноклассникам
7. Какое
оборудован
ие
Основные
понятия
урока:
знакомство с
увеличительны
ми приборами,
учащиеся
знают
устройство
Познавательные:
овладение умением
оценивать информацию,
познавательный
мотив на основе
интереса к
6.
7. клетка,
лупа,
микроскоп
работа с
текстом и
иллюстрациям
и учебника,
сотрудничеств
о с
одноклассника
ми при
обсуждении
необходимо
биологу?
Основные
понятия
урока:
клетка,
лупа,
микроскоп
8.
8.
Биологичес
кие
иллюстраци
и: рисунки,
фотографи
и,
компьютерн
ые модели.
знакомство с
увеличительны
ми приборами,
работа с
текстом и
иллюстрациям
и учебника,
сотрудничеств
о с
одноклассника
ми при
обсуждении
увеличительн
ых приборов,
умеют
работать с
ними; имеют
представлени
е об истории
создания
светового
микроскопа и
открытии
клеточного
строения
организмов
учащиеся
знают
устройство
увеличительн
ых приборов,
умеют
работать с
ними; имеют
представлени
е об истории
создания
светового
микроскопа и
открытии
клеточного
выделять в ней главное.
Приобретение
элементарных навыков
работы с приборами.
Регулятивные: умение
организовать выполнение
заданий учителя. Развитие
навыков самооценки и
самоанализа.
Коммуникативные:
умение работать в
группах, обмениваться
информацией с
одноклассниками
Познавательные:
овладение умением
оценивать информацию,
выделять в ней главное.
Приобретение
элементарных навыков
работы с приборами.
Регулятивные: умение
организовать выполнение
заданий учителя. Развитие
навыков самооценки и
самоанализа.
Коммуникативные:
умение работать в
работе с новым
оборудованием
и проведения
простейших
исследований,
умение
соблюдать
дисциплину на
уроке,
уважительно
относиться к
учителю и
одноклассникам
познавательный
мотив на основе
интереса к
работе с новым
оборудованием
и проведения
простейших
исследований,
умение
соблюдать
дисциплину на
уроке,
уважительно
относиться к
учителю и Биология.
Здоровый
образ жизни
Обобщени
е
и
систематиз
ация
знаний
учащихся
по теме
«Мир
биологии»
9.
9. Урок
обобщения
знаний.
строения
организмов
группах, обмениваться
информацией с
одноклассниками
одноклассникам
Познавательный
интерес
к
естественным
наукам
Понимание
основных
закономерно
стей в живой
природе.
Представлен
ие о
правилах
здорового
образа
жизни.
Понимание
роли
биологическ
их знаний в
хозяйственн
ой
деятельност
и человека
Познавательные. умение
работать с текстом,
выделять в нем главное,
структурировать учебный
материал, давать
определения понятиям,
классифицировать
объекты, готовить
сообщения и презентации.
Личностные . умение
соблюдать дисциплину на
уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные . умение
организовать выполнение
заданий учителя согласно
установленным правилам
работы в кабинете.
Коммуникативные
.
умение слушать учителя и
отвечать на вопросы,
работать в группах,
обсуждать вопросы со
сверстниками
ГЛАВА 2. По ступеням «Лестницы жизни»- 14ч.
10. 10.Что
такое
система.
Формирова
ние
представле
ний о
Классификаци
я организмов.
Царства живой
природы.
Знание
основных
систематиче
ских единиц
в
классифика
Познавательные . умение
давать определения
понятиям,
классифицировать
объекты.
Понимание
научного
значения
классификации
живых
организмов. значении
классифик
ации
живых
организмо
в для их
изучения.
Единицы
классификаци
и: тип (отдел),
класс, отряд
(порядок),
семейство,
род, вид.
ции живых
организмов.
Понимание
принципов
современной
классифика
ции
организмов.
Формирова
ние
представле
ний о
значении
классифик
ации
живых
организмо
в для их
изучения.
Классификаци
я организмов.
Царства живой
природы.
Единицы
классификаци
и: тип (отдел),
класс, отряд
(порядок),
семейство,
род, вид
Знание
основных
систематиче
ских единиц
в
классифика
ции живых
организмов.
Понимание
принципов
современной
классифика
ции
организмов
11.
11.Живое и
неживое:
каковы
особенност
и
биологичес
ких систем?
12. 12.Шесть
Формирова Классификаци
Знание
основных
Личностные умение
соблюдать дисциплину на
уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные . умение
организовать выполнение
заданий учителя. Развитие
навыков самооценки и
самоанализа.
Коммуникативные
.
умение воспринимать
информацию на слух,
отвечать на вопросы
учителя
Познавательные . умение
давать определения
понятиям,
классифицировать
объекты.
Личностные . умение
соблюдать дисциплину на
уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные . умение
организовать выполнение
заданий учителя. Развитие
навыков самооценки и
самоанализа.
Коммуникативные
.
умение воспринимать
информацию на слух,
отвечать на вопросы
учителя
Познавательные . умение
давать определения
Понимание
научного
значения
классификации
живых
организмов
Понимание
научного ние
представле
ний о
значении
классифик
ации
живых
организмо
в для их
изучения.
я организмов.
Царства живой
природы.
Единицы
классификаци
и: тип (отдел),
класс, отряд
(порядок),
семейство,
род, вид
систематиче
ских единиц
в
классифика
ции живых
организмов.
Понимание
принципов
современной
классифика
ции ор
ганизмов
ступеней
«лестницы
жизни»: от
биосферы к
клетке.
13. 13.Биосфер
а: Как
работает
система
жизнеобесп
ечения
планеты.
Формирова
ние
представле
ний о
группах
живых
организмо
в в
зависимост
и от их
роли в
природе
Организмы:
про
изводители,
потребители,
разрушители
Знание роли
организмов
разных
царств
живой
природы в
круговороте
веществ
значения
классификации
живых
организмов
Осознание
взаимосвязанн
ости,
взаимозависим
ости всех
компонентов
природы
понятиям,
классифицировать
объекты.
Личностные . умение
соблюдать дисциплину на
уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные . умение
организовать выполнение
заданий учителя. Развитие
навыков самооценки и
самоанализа.
Коммуникативные
.
умение воспринимать
информацию на слух,
отвечать на вопросы
учителя
Познавательные :
умение выделять главное
в тексте, структурировать
учебный материал,
грамотно формулировать
вопросы, умение работать
с различными
источниками информации,
готовить сообщения и
презентации,
представлять результаты
работы классу.
Личностные :: умение
соблюдать дисциплину на
уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные . умение планировать свою работу
при выполнении заданий
учителя, делать выводы
по результатам работы.
Коммуникативные .
умение слушать учителя,
высказывать свое мнение
Познавательные :
умение работать с
различными источниками
информации, готовить
сообщения и презентации,
выделять главное в
тексте, структурировать
учебный материал,
грамотно формулировать
вопросы.
Личностные : умение
применять полученные на
уроке знания на практике.
Регулятивные : умение
организовать выполнение
заданий учителя согласно
установленным правилам
работы в кабинете.
Коммуникативные
:
умение воспринимать
информацию на слух,
задавать вопросы,
работать в составе
творческих групп.
Познавательные
давать определения
понятиям,
классифицировать
объекты.
. умение
Осознание
влияния
факторов
среды на
живые
организмы
Понимание
научного
значения
классификации
живых
организмов
Экологические
факторы.
Абиотические
факторы:
температура,
влажность,
свет.
Формирова
ние
представле
ний об
экологичес
ких
факторах
и влиянии
абиотическ
их
факторов
на живые
организмы.
Знание
класси
фикации
эко
логических
факторов.
Понимание
значимости
каждого
абиотическо
го фактора
для живых
организмов.
14.
14.Экосисте
мы – живая
мозаика
планеты.
15. 15.Вид –
единица
живого
мира.
Формирова
ние
представле
ний о
значении
Классификаци
я организмов.
Царства живой
природы.
Единицы
Знание
основных
систематиче
ских единиц
в
классифика классифик
ации
живых
организмо
в для их
изучения.
классификаци
и: тип (отдел),
класс, отряд
(порядок),
семейство,
род, вид
ции живых
организмов.
Понимание
принципов
современной
классифика
ции
организмов
Формирова
ние
представле
ний о
значении
классифик
ации
живых
организмо
в для их
изучения.
Классификаци
я организмов.
Царства живой
природы.
Единицы
классификаци
и: тип (отдел),
класс, отряд
(порядок),
семейство,
род, вид
Знание
основных
систематиче
ских единиц
в
классифика
ции живых
организмов.
Понимание
принципов
современной
классифика
ции
организмов
16.
16.Популяц
ия – это
«население
».
Личностные . умение
соблюдать дисциплину на
уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные . умение
организовать выполнение
заданий учителя. Развитие
навыков самооценки и
самоанализа.
Коммуникативные
.
умение воспринимать
информацию на слух,
отвечать на вопросы
учителя
Познавательные
давать определения
понятиям,
классифицировать
объекты.
. умение
Личностные . умение
соблюдать дисциплину на
уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные . умение
организовать выполнение
заданий учителя. Развитие
навыков самооценки и
самоанализа.
Коммуникативные.
умение воспринимать
информацию на слух,
отвечать на вопросы
учителя
Понимание
научного
значения
классификации
живых
организмов 17.
17.Организ
м, особь,
индивид.
18. 18.«Нити
жизни»:
организм в
окружающе
й среде.
Формирова
ние
представле
ний о
значении
классифик
ации
живых
организмо
в для их
изучения.
Классификаци
я организмов.
Царства живой
природы.
Единицы
классификаци
и: тип (отдел),
класс, отряд
(порядок),
семейство,
род, вид
Знание
основных
систематиче
ских единиц
в
классифика
ции живых
организмов.
Понимание
принципов
современной
классифика
ции
организмов
работа с
текстом
иллюстрациям
и учебника,
сотрудничеств
о с
одноклассника
ми при
обсуждении
учащиеся
умеют
различать
среды
обитания
организмов,
знают их
особенности
Основные
понятия
урока:
водная
среда,
наземно
воздушная
среда,
почва как
среда
обитания,
организм
как среда
обитания.
Понимание
научного
значения
классификации
живых
организмов
Понимание
научного
значения
класси
фикации
живых
организмов
. умение
Познавательные
давать определения
понятиям,
классифицировать
объекты.
Личностные . умение
соблюдать дисциплину на
уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные . умение
организовать выполнение
заданий учителя. Развитие
навыков самооценки и
самоанализа.
Коммуникативные
.
умение воспринимать
информацию на слух,
отвечать на вопросы
учителя
Познавательные: умение
работать с текстом,
выделять в нем главное,
формируется умение
проводить анализ связей
организмов со средой
обитания.
Регулятивные: умение
организовать выполнение
заданий учителя согласно
установленным правилам
работы в кабинете. 19.
19.Как
растут и
развиваютс
я
организмы?
20. 20.Путешес
твие в мир
клетки.
Размножение,
способы
размножения
Знание
основных
способов
размножени
я живых
организмов
Формирова
ние
представле
ний о
размножен
ии как о
свойстве
живого ор
ганизма,
позволяющ
ем
продолжат
ь свой род
Клетка.
Организмы:
одноклеточны
е и
многоклеточн
ые. Микроскоп
Формирова
ние
представле
ний о
клетке как
единице
строения
живого
организма
Знание и
различение на
таблицах
основных
частей клеток
(ядра,
цитоплазмы,
оболочки).
Освоение
Коммуникативные:
умение слушать учителя и
отвечать на вопросы,
воспринимать
информацию на слух
:
Познавательные
освоение элементарных
навыков исследователь
ской деятельности.
Личностные
: умение
соблюдать дисциплину
на уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам.
:
Регулятивные : умение
организовать выполнение
заданий учителя, оценить
качество выполнения
работы.
Коммуникативные
умение работать в
группах, обмениваться
информацией с
одноклассниками
Познавательные
:
овладение умением
оценивать информацию,
выделять в ней главное.
Приобретение
элементарных навыков
работы с приборами.
Личностные
:
потребность в
Представление
о размножении
как
главном
свойстве
живого,
печивающем
продолжение
рода
обес
Представление
о единстве
живой природы
на основании
знаний о
клеточном
строении всех
живых
организмов основных
правил
работы с
микроскопом
21. 21.Из каких
тканей
«сотканы»
живые
организмы?
у учащихся
сформирован
ы
первоначальн
ые
представлени
я о единстве
живых
организмов
работа с
текстом
иллюстрациям
и учебника;
формирование
представления
о единстве
живого на
основе
совместного
обсуждения
усвоенных
знаний
Основные
понятия
урока:
органическ
ие и
неорганиче
ские
вещества
клетки,
оболочка,
цитоплазм
а, ядро,
ядрышко,
хромосом
ы,
пластиды,
справедливом оценивании
своей работы и работы
одноклассников.
Регулятивные: умение
организовать выполнение
заданий учителя. Развитие
навыков самооценки и
самоанализа.
Коммуникативные
умение работать в
группах, обмениваться
информацией с
одноклассниками
Познавательные:
развивается умение
анализировать и обобщать
имеющиеся знания,
умение работать с
текстом, выделять в нем
главное, структурировать
учебный материал, давать
определения понятиям,
классифицировать
объекты, готовить
сообщения и презентации.
Регулятивные: умение
организовать выполнение
заданий учителя согласно
установленным правилам
формируется
научное
мировоззрение в
связи с
развитием у
учащихся
представления
о единстве
живого, умение
соблюдать
дисциплину на
уроке,
потребность в
справедливом
оценивании
своей работы и процессы
жизнедеят
ельности в
клетке,
деление
клетки,
рост
клетки,
единство
живых
организмо
в.
Формирова
ние
представле
ний о
бактериях
как
представит
елях
отдельного
царства
живой
природы.
22. 22.На
границе
живого и
неживого:
вирусы
работы
одноклассников
работы в кабинете.
Коммуникативные:
умение слушать учителя и
отвечать на вопросы,
работать в группах,
обсуждать вопросы со
сверстниками
Бактерии —
безъядерные
одноклеточн
ые
организмы.
Представление о
положительной и
отрицательной
роли бактерий в
природе и жизни
человека и
умение защищать
свой организм от
негативного
влияния
болезнетворных
бактерий
Выделение
су
щественных
особенностей
строения и
функциониро
вания
бактериальны
х
клеток.
Знание
правил,
позволяющих
избежать
заражения
болезнетворн
ыми
бактериями.
. умение
Познавательные
работать с различными
источниками информации,
преобразовывать ее из
одной формы в другую,
выделять главное в
тексте, структурировать
учебный материал.
:
Личностные
потребность в
справедливом оценивании
своей работы и работы
одноклассников.
Регулятивные
: умение
организовать выполнение
заданий учителя. Развитие
навыков самооценки и
самоанализа.
Коммуникативные :
умение строить
эффективное
взаимодействие с 23.
23.Урок
обобщения
знаний.
Проверить
уровень
знаний по
биологии
учащихся
у
24. 24.По
страницам
истории
жизни.
Основные
понятия
урока:
палеонтол
огия,
палеоботан
ика.
одноклассниками
Личностные . умение
соблюдать дисциплину на
уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные. умение
организовать выполнение
заданий учителя
Понимание
научного
значения
классификации
живых
организмов
ГЛАВА 3. Жизнь на Земле – явление космическое – 6ч.
работа с
текстом и
иллюстрациям
и учебника,
сотрудничеств
о с
одноклассника
ми при
обсуждении
вопроса об
усложнении в
строении
учащиеся
имеют
представлени
я о методах
изучения
древних
растений,
знают
основные
этапы
развития
растительног
о мира
Познавательные:
развивается умение
приводить доказательства
того, что многообразие
растительного мира —
результат длительного
исторического развития
(эволюции)
Регулятивные: умение
организовать выполнение
заданий учителя согласно
установленным правилам
работы в кабинете.
Коммуникативные:
умение слушать учителя и
отвечать на вопросы
формируется
научное
мировоззрение
на основе
изучения
основных
этапов развития
растительного
мира и
установления
усложнений в
строении
растений в
процессе
эволюции,
умение
соблюдать
дисциплину на
уроке,
уважительно
относиться к Основные
понятия
урока:
палеонтол
огия,
палеоботан
ика
работа с
текстом и
иллюстрациям
и учебника,
сотрудничеств
о с
одноклассника
ми при
обсуждении
вопроса об
усложнении в
строении
учащиеся
имеют
представлени
я о методах
изучения
древних
растений,
знают
основные
этапы
развития
растительног
о мира
25.
25.Следы
былых
биосфер.
Познавательные:
развивается умение
приводить доказательства
того, что многообразие
растительного мира —
результат длительного
исторического развития
(эволюции)
Регулятивные: умение
организовать выполнение
заданий учителя согласно
установленным правилам
работы в кабинете.
Коммуникативные:
умение слушать учителя и
отвечать на вопросы
учителю и
одноклассникам
формируется
научное
мировоззрение
на основе
изучения
основных
этапов развития
растительного
мира и
установления
усложнений в
строении
растений в
процессе
эволюции,
умение
соблюдать
дисциплину на
уроке,
уважительно
относиться к
учителю и
одноклассникам
26. 26.Происхо
ждение
человека.
Основные
понятия
урока:
работа с
текстом и
иллюстрациям
и учебника,
сотрудничеств
учащиеся
имеют
представлени
я о методах
изучения
Познавательные:
развивается умение
приводить доказательства
того, что многообразие
растительного мира —
формируется
научное
мировоззрение
на основе
изучения о с
одноклассника
ми при
обсуждении
вопроса об
усложнении в
строении
древних
растений,
знают
основные
этапы
развития
растительног
о мира
результат длительного
исторического развития
(эволюции)
Регулятивные: умение
организовать выполнение
заданий учителя согласно
установленным правилам
работы в кабинете.
Коммуникативные:
умение слушать учителя и
отвечать на вопросы
Основные
понятия
урока:
27. 27.Человек
разумный –
один из
миллионов
видов
организмов.
работа с
текстом и
иллюстрациям
и учебника,
сотрудничеств
о с
одноклассника
ми при
обсуждении
вопроса об
усложнении
организмов
учащиеся
имеют
представлени
я о методах
изучения,
знают
основные
этапы
развития
человека
Познавательные:
развивается умение
приводить доказательства
того, что многообразие
миллионов видов
организмов е— результат
длительного
исторического развития
(эволюции)
Регулятивные: умение
организовать выполнение
основных
этапов развития
растительного
мира и
установления
усложнений в
строении
растений в
процессе
эволюции,
умение
соблюдать
дисциплину на
уроке,
уважительноотн
оситься к
учителю и
одноклассникам
формируется
научное
мировоззрение
на основе
изучения
основных
этапов развития
в процессе
эволюции,
умение
соблюдать
дисциплину на заданий учителя согласно
установленным правилам
работы в кабинете.
Коммуникативные:
умение слушать учителя и
отвечать на вопросы
Познавательные:
развивается умение
проводить наблюдения в
живой природе,
фиксировать и оформлять
их результаты
Регулятивные: умение
организовать выполнение
заданий учителя согласно
установленным правилам
работы в кабинете.
Коммуникативные:
умение слушать учителя и
отвечать на вопросы
уроке,
уважительно
относиться к
учителю и
одноклассникам
формируется
любовь и
бережное
отношение к
родной
природе,
элементы
экологической
культуры,
умение
соблюдать
дисциплину на
уроке,
уважительно
относиться к
учителю и
одноклассникам
28. 28.Периоди
ческие
явления в
живой
природе:
как связаны
космически
е и
биологичес
кие ритмы.
Основные
понятия
урока:
разнообраз
ие живых
организмо
в, осенние
явления в
жизни
растении
животных.
работа в
группах по
изучению
разнообразия
живых
организмов и
осенних
явлений в
жизни
растений и
животных,
сотрудничеств
о с
одноклассника
ми в группе
при
обсуждении
результатов
наблюдений и
составлении
отчета
по экскурсии
учащиеся
имеют
начальные
представлени
я о
многообразии
растений и
животных, об
осенних
явлениях в их
жизни; о том,
что живые
организмы
связаны со
средой
обитания и
приспособлен
ы для жизни в
определенной
среде;
приобретают
навыки
правильного
поведения в Проверить
уровень
знаний по
биологии у
учащихся.
29. 29.Обобщен
ие знаний.
природе.
учащиеся
имеют
представлени
я о методах
изучения,
знают
основные
этапы
развития
человека
работа с
текстом и
иллюстрациям
и учебника,
сотрудничеств
о с
одноклассника
ми при
обсуждении
вопроса об
усложнении
организмов
Личностные . умение
соблюдать дисциплину на
уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные . умение
организовать выполнение
заданий учителя.
ГЛАВА 4. Человек и разнообразие жизни на Земле- 6 ч.
30. 30.Что
такое
«биологиче
ское
разнообрази
е»?
Природное
сообщество.
Системати
зировать
знания
учащихся
по теме
Познавательный
интерес к
естественным
наукам
Знание сред
обитания и их
особенностей
. Умение
различать на
рисунках и
таблицах
организмы
разных сред
обитания.
Знание
приспособлен
ий разных ор
ганизмов к
обитанию в
различных
средах.
Знание групп
экологически
х факторов,
Познавательные :
умение работать с
текстом, выделять в нем
главное, структурировать
учебный материал, давать
определения понятиям,
классифицировать
объекты.
Личностные : умение
соблюдать дисциплину на
уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные : умение
организовать выполнение
заданий учителя согласно
установленным правилам
работы в кабинете. 31. 31.Какая
среда
необходима
человеку?
Обобщить
и
систематиз
ировать
знания
учащихся
по теме
«Организм
и среда
обитания».
Познавательный
интерес к
естественным
наукам
степени и
характера их
влияния на
живые
организмы.
Знание
природных
сообществ и
умение
различать
естественные
и
искусственны
е сообщества.
Знание сред
обитания и их
особенностей
. Умение
различать на
рисунках и
таблицах
организмы
разных сред
обитания.
Знание
приспособлен
ий разных ор
ганизмов к
обитанию в
различных
средах.
Знание групп
экологически
х факто ров,
степени и
характера их
влияния на
живые
организмы.
Знание
природных
Коммуникативные
:
умение слушать учителя и
отвечать на вопросы,
работать в составе
творческих групп,
обсуждать вопросы со
сверстниками
Познавательные :
умение работать с
текстом, выделять в нем
главное, структурировать
учебный материал, давать
определения понятиям,
классифицировать
объекты.
Личностные : умение
соблюдать дисциплину на
уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные : умение
организовать выполнение
заданий учителя согласно
установленным правилам
работы в кабинете.
:
Коммуникативные
умение слушать учителя и
отвечать на вопросы,
работать в составе
творческих групп,
обсуждать вопросы со
Среда
обитания:
водная,
наземно
воздушная,
почвенная,
организменная
.
Производител
и,
потребители,
разрушители,
круговорот
веществ,
пищевые цепи,
пищевые сети.
Экологические
факторы:
абиотические,
биотические,
антропогенные
. Природное
сообщество. сообществ и
умение
различать
естественные
и
искусственны
е сообщества.
Знание роли
Мирового
океана на
планете.
Умение на
карте
находить
материки и
давать
краткое
описание их
животного и
растительног
о мира.
Приведение
доказательств
необходимос
ти охраны
окружающей
природы.
Знание
основных
правил
поведения в
природе.
сверстниками
Осознание
степени
негативного
влияния
человека на
природу и
необходимости
ее охраны.
Принятие
правил
поведения в
живой природе.
Познавательные :
умение работать с
различными источниками
информации,
самостоятельно
оформлять конспект
урока в тетради,
сравнивать и
анализировать
информацию, делать
выводы, давать
определения понятиям.
Личностные .
способность выбирать
целевые и смысловые
установки в своих
действиях и поступках по
отношению к живой
природе.
32 32.Как
деятельност
ь человека
влияет на
биологичес
кое
разнообрази
е?
Формирова
ние
представле
ний о
последстви
ях
воздействи
я человека
на природу
и способах
ее охраны.
Охрана
природы. Виды
(исчезающие,
редкие).
Охраняемые
территории
(заповедники,
заказники,
национальные
парки). Формирова
ние
представле
ний о
последстви
ях
воздействи
я человека
на природу
и способах
ее охраны.
Охрана
природы. Виды
(исчезающие,
редкие).
Охраняемые
территории
(заповедники,
заказники,
национальные
парки).
Приведение
доказательств
необходимос
ти охраны
окружающей
природы.
Знание
основных
правил
поведения в
природе.
33.
33.Кто
отвечает за
Землю?
Осознание
степени
негативного
влияния
человека на
природу и
необходимости
ее охраны.
Принятие
правил
поведения в
живой природе.
Регулятивные . умение
планировать свою работу
при выполнении заданий
учителя, делать выводы
по результатам работы.
Коммуникативные .
умение слушать
одноклассников и
учителя, высказывать свое
мнение.
: умение
Познавательные
работать с различными
источниками информации,
самостоятельно
оформлять конспект
урока в тетради,
сравнивать и
анализировать
информацию, делать
выводы, давать
определения понятиям.
Личностные .
способность выбирать
целевые и смысловые
установки в своих
действиях и поступках по
отношению к живой
природе.
Регулятивные . умение
планировать свою работу
при выполнении заданий
учителя, делать выводы
по результатам работы.
Коммуникативные .
умение слушать
одноклассников и
учителя, высказывать свое
мнение. 34. 34.Контрол
ьная работа.
35. 35.Коррекц
ия знаний
Проверить
уровень
знаний по
биологии у
учащихся
Проверить
уровень
знаний по
биологии у
учащихся
Охрана
природы. Виды
(исчезающие,
редкие).
Охраняемые
территории
(заповедники,
заказники,
национальные
парки).
Охрана
природы. Виды
(исчезающие,
редкие).
Охраняемые
территории
(заповедники,
заказники,
национальные
парки).
Приведение
доказательств
необходимос
ти охраны
окружающей
природы.
Знание
основных
правил
поведения в
природе.
Приведение
доказательств
необходимос
ти охраны
окружающей
природы.
Знание
основных
правил
поведения в
природе.
Личностные . умение
соблюдать дисциплину на
уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные . умение
организовать выполнение
заданий учителя.
Личностные . умение
соблюдать дисциплину на
уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные . умение
организовать выполнение
заданий учителя. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Брянска с
углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрено
на заседании МО
Протокол № от
Руководитель МО
Гусакова Г. И.
Согласовано
Заместитель
директора
по УВР
Гороховик Е. А.
Утверждаю
Директор
МБОУ СОШ № 4
г. Брянска
Е. А. Шатковская
Приказ №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
5 КЛАСС
2015 – 2016 учебный год
Составитель:
Учитель химии и биологии
Кирченко Е. А.
БРЯНСК 2015
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 5 класс Д. И. Самкова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.