В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс -272 часа, из них 34 часа (1ч в неделю) в 5 классе, 34 часа (1ч в неделю) в 6 классе, по 68 часов (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Дзякинская средняя общеобразовательная школа»
Принято на заседании
педагогического совета
31 августа 2017года
Составлено на основе
государственной программы и
требований ФГОС ООО
Утверждено руководителем
образовательного учреждения
31 августа 2017 года
Приказ № 55
Подпись_______/Л.В.Ушакова
Рабочая программа
по биологии
5 класс
Составитель: Анисимова Светлана
Викторовна,
учитель I квалификационной категории с. Дзякино, 2017 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Данная рабочая программа по биологии составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Основной образовательной программы основного общего образования в контексте ФГОС ООО;
Примерной программы по биологии для 5 – 9 классов;
УМК В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс
Учебного плана МОУ «Дзякинская СОШ»;
Локального акта «Положение о рабочей программе учителя, реализующего федеральный
государственный образовательный стандарт начального и среднего общего образования, МОУ
« Дзякинская СОШ».
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования предмет «Биология» изучается с 5го по 9й класс 272 часа, из них 34 часа (1ч в неделю) в 5 классе, 34 часа
(1ч в неделю) в 6 классе, по 68 часов (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору
и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а
также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в
социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,
учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности
здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно
следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемого предмета должны
обеспечивать:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития
исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере
в результате
деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине
мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об
экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и
изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения
экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью
своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и
природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем
необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого
изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий)
и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения
их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах
сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять
отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы
и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить
биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за
ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научнопопулярной литературе, биологических
словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы,
включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах
животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними
животными;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой
ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально ценностное отношение к объектам живой
природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких
источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и
жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение
окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Раздел 1. Биология – наука о живых организмах
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и
Содержание учебного курса практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе.
Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, питание, дыхание, движение, размножение, развитие,
раздражимость, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий
Раздел 2. Многообразие организмов
Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Одноклеточные и многоклеточные
организмы. Царства живой природы.
Раздел 3. Клеточное строение организмов
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки.
Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Ткани организмов.
Раздел 4. Царство Бактерии
Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики
заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Вирусы – неклеточные формы.
Раздел 5. Царство Грибы
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибыпаразиты.
Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых
грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.
Раздел 6. Многообразие растений
Принципы классификации. Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей.
Отдел Моховидные, отличительные особенности и многообразие. Папоротникообразные, отличительные особенности и
многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие.
Лабораторные и практические работы:
1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
2. Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.
3. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
4. Передвижение воды и минеральных веществ в растении.
5. Строение плодовых тел шляпочных грибов.
6. Изучение строения плесневых грибов.
7. Изучение строения водорослей.
8. Изучение строения мхов (на местных видах)
9. Изучение строения папоротника (хвоща)
10. Изучение строения голосеменных растений.
11. Изучение строения покрытосеменных растений.
Тематическое планирование
(с указанием количества часов)
№ п/п
Тема урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Биология — наука о живой природе.
Методы исследования в биологии.
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные
признаки живого.
Среды обитания живых организмов.
Практическая работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в
природе».
Обобщающий урок.
Лабораторная работа №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»
Строение клетки
1
1
1
1 9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
Лабораторная работа №2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи
лука»
Пластиды
Химический состав клетки.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание).
Лабораторная работа №3 «Передвижение воды и минеральных веществ в
растении»
Жизнедеятельность клетки: рост, развитие
Деление клетки
Понятие «ткань»
Обобщающий урок
Строение и жизнедеятельность бактерий.
Роль бактерий в природе и жизни человека
Вирусы – неклеточные формы.
Общая характеристика грибов.
Шляпочные грибы. Практическая работа №2« Строение плодовых тел шляпочных грибов»
Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №4 «Изучение строения
плесневых грибов»
Грибыпаразиты
Обобщающий урок.
Ботаника — наука о растениях
Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Лабораторная работа
№5 «Изучение строения водорослей»
Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей.
Лишайники.
31.
28.
29. Мхи. Лабораторная работа №6 «Изучение строения мхов (на местных видах)»
30.
Папоротники, хвощи, плауны. Лабораторная работа №7 «Изучение строения
папоротника (хвоща)»
Голосеменные растения.
голосеменных растений»
Лабораторная работа №8 «Изучение строения
32.
Покрытосеменные растения. Лабораторная работа №9 «Изучение строения покрытосеменных
растений»
33.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 34.
Обобщающий урок
1
№
1
2
3
Раздел
Биология – наука о живых
организмах
Многообразие организмов
Клеточное строение
организмов
Царство Бактерии
Царство Грибы
4
5
6. Многообразие растений
Итого за год.
Количество часов Лабораторных работ Практических работ Экскурсий
3
3
10
3
5
10
34
0
0
3
0
1
5
9
0
1
0
0
1
0
2
0
1
0
0
0
0
1
Контрольноизмерительные материалы:
1. Рабочая тетрадь: Биология 5 класс. Сост. Н.А. Богданов. М.: ВАКО, 2014.
2. Приложения. Из перечисленных ниже грибов выпишите сначала номера съедобных, а затем ядовитых.
КИМ по теме «Грибы»
1 вариант
1. Белый гриб. 2. Рыжик. 3. Бледная поганка. 4. Лисичка. 5. Подберезовик. 6. Подосиновик. 7. Мухомор. 8. Желчный гриб.
9. Масленок. 10. Ложная лисичка.11. Ложный опенок. 12. Опенок. 13. Шампиньон.
Приложения
Съедобные
Ядовитые
2 вариант
Выпишите номера вопросов, против них проставьте номера правильных ответов.
I. Какие вещества поглощает гриб у корней деревьев?
1. Минеральные вещества. 2. Органические вещества. 3. Воду.
II. Какие вещества получают корни деревьев от грибов?
1. Минеральные вещества. 2. Органические вещества. 3. Воду.
III. Какие способы питания характерны для грибов?
1. Сапрофитный, т.е. готовыми органическими веществами.
2. Фотосинтез.
3. Паразитический.
I
II
III
КИМ по теме «Лишайники».
А1. В каких отношениях находятся гриб и водоросль, образующие лишайник?
1) гриб паразитирует на водоросли 2) водоросль паразитирует на грибе
3) гриб и водоросль взаимно полезны друг другу 4) каждый живет как самостоятельный организм
А2. Каким из способов лишайник НЕ размножается?
1) спорами 2) кусочками слоевища 3) особыми клетками, состоящими из водоросли и гриба 4)
половыми клетками
А3. Лишайники не растут в промышленных городах, потому что в городах:
1) нет грибов 2) нет водорослей 3) загрязнен воздух 4) нет почвы для роста лишайника
А4. В состав лишайника входят:
1) грибы и одноклеточные водоросли 2) грибыпаразиты и многоклеточные водоросли
3) трубчатые грибы и бурые водоросли 4) пластинчатые грибы и многоклеточные зеленые водоросли
А5. Основная роль лишайников для человека заключается в том, что они:
1) паразитируют на больных деревьях 2) являются основным источником кислорода на Земле
3) участвуют в почвообразовании и разрушении горных пород
4) являются биологическими индикаторами (измерителями) загрязнения окружающей среды
Задания с выбором нескольких правильных ответов.
В1. Лишайники относят к симбиотическим организмам, потому что:
А) организмы, их составляющие, вредят друг другу Б) они состоят из бактерий и грибов
В) гриб добывает для водоросли минеральные соли и воду
Г) водоросль образует, а гриб использует органические вещества
Д) гриб поставляет водоросли органические вещества из почвы Е) организмы, составляющие лишайник, приносят взаимную пользу друг другу
В2. Особенности, характерные для лишайников,
Занимают промежуточное положение между царствами растений и животных
1. Представляют самостоятельную группу организмов
2.
3. Чувствительны к загрязнению окружающей среды
4. Нетребовательны к влажности, теплу, плодородию почвы
5. Состоят из сросшихся с корнями растений гифов
6. Состоят из одинаковых клеток
КИМ по теме «Бактерии. Грибы. Лишайники».
А1.Какова роль бактерий и грибов в круговороте веществ?
А) Производители органических веществ Б) Потребители органических веществ
В) Разрушители органических веществ Г) Разрушители неорганических веществ
А2. Группа бактерий, живущих в содружестве с другими организмами, это
а)паразиты б) симбионты
в) консументы (потребители органических веществ) г) сапротрофы
А3. Оболочка грибной клетки, в отличие от растительной, состоит из
а) Клетчатки б) Хитиноподобного вещества в) Белков г) Липидов
А4. Какие грибы размножаются почкованием?
а) Шампиньоны б) Пеницилл в) Дрожжи г) Мукор
А5. Лишайники не относят ни к одному из царств живой природы, потому что они
А) Совмещают в себе признаки растений и животных
Б) Совмещают в себе признаки бактерий и животных
В) Симбиотические организмы, состоящие из гриба и водоросли
Г) Занимают промежуточное положение между царствами Бактерий и Грибов
А6. Грибы, в отличие от растений,
А) Размножаются с помощью спор б)Не имеют клеточного строения
В) Не способны к фотосинтезу г)Имеют в клетке оформленное ядро
А7. Грибница белых грибов, поселяясь на корнях берёзы, получает от неё
А) Минеральные вещества б) Органические вещества
в) Соединения фосфора г) Соединения серы
А8. В чём сходство грибов и растений?
А) Содержат в оболочках клеток хитин
Б) Неограниченный верхушечный рост в течение всей жизни
В) Потребляют готовые органические вещества
Г) Минерализуют органические остатки
А9. В симбиоз с деревьями вступают
а) Трутовики б) Бактерии гниения в) Плесневые г) Шляпочные грибы
А10. Что представляет собой микориза?
а) Грибокорень б)Корневую систему растения
в) Грибницу, распространившуюся в почве г)Нити гриба, образующие плодовое тело
А11. К запасным питательным веществам у грибов относят
а) Гликоген б) Белки в) Жиры г) Крахмал
А12.Заболевание картофеля вызывает гриб
а) Головня б) Спорынья в) Фитофтора г) трутовик А13. Чем отличается спора гриба от споры бактерии?
А)Представлена только одной клеткой Б) Выполняет функцию размножения
В) Разносится ветром на большое расстояние Г) Служит приспособлением к неблагоприятным условиям
А14. Назовите признак, характерный только для царства Бактерий.
А) Имеют клеточное строение Б) Дышат, питаются, размножаются
В) В клетках есть оформленное ядро Г) В клетках отсутствует оформленное ядро
Задания на установление соответствия между содержанием
В1. Установите соответствие между признаком организмов и группой, для которой он характерен
Признаки организмов Группы организмов
1. Выделяют в особое царство а) Грибы
2. Тело представляет собой слоевище Б) Лишайники
3. Имеют плодовое тело
4. По способу питания автогетеротрофы
5. Вступают в симбиоз с корнями растений
6. Представляют симбиоз грибов и водорослей.
ОТВЕТ: 1 А 2 Б 3 А 4 Б 5 А 6 б
Часть С.
С1. Исследователь взял две группы клеток и поместил их в разные пробирки с питательной средой. У одной
группы клеток он удалил ядро. Другая группа клеток осталась невредимой, Как изменится число клеток в разных
группах через некоторое время и почему?
Ответ: С1. Если все остальные условия эксперимента одинаковы, то численность клеток первой группы уменьшится, так
как без ядра эукариотические клетки не могут размножаться. Численность клеток второй группы увеличится.
С2. Какова роль грибов и бактерий в экосистеме?
разлагающих органические остатки растений и животных. Бактерии обеспечивают растениям усвоение минеральных
веществ, в частности, азота.
Ответ: С2. Грибы и бактерии в экосистеме играют роль редуцентов,
С3. Дайте характеристику царству грибов.
Организмы. Клеточные стенки содержат хитин. Способ питания — гетеротрофный. Запасное вещество — гликоген.
Образованы гифами мицелия (грибницей). Размножаются преимущественно спорами.
Ответ С3. Грибы — бесхлорофилльные одноклеточные и многоклеточные
С4. Какая часть лишайника может существовать самостоятельно и почему? А может ли другая часть лишайника
жить отдельно?
может получать и из атмосферы.
Ответ: С4. Самостоятельно может существовать водоросль, входящая в состав лишайника. Воду она
Гриб не может сушествовать без лишайника, снабжающего его органическими веществами.
С5. Лишайники не являются паразитами деревьев, и всетаки их появление может принести определенный вред
дереву. Каким образом?
Ответ: С5. Дереву может нанести вред мицелий гриба, входящего в состав лишайника.
С6. Почему бактерии выделяют в отдельное царство?
клетки, способами питания и размножения, средой обитания.
Ответ: С6, Бактерии отличаются от остальных царств строением
С7. В чем заключаются основные отличия бактерий от вирусов? Ответ: С7. Вирусы — неклеточная форма. Они
состоят из белковой капсулы и одной из нуклеиновых кислот. Вирусы проявляют свойства живого только внутри другого
организма. Бактерии — одноклеточные безъядерные организмы, ведущие как свободный, так и паразитический образ жизни. Им присущи все свойства живого.
С8. Докажите, что по строению органа можно определить его функцию. Ответ: С8. Приведем простой пример —
цветок. Его функция — размножение. У него есть органы размножения — тычинки и пестики, он либо ярко окрашен, либо
имеет насыщенный запах, либо несколько цветков образуют соцветия для привлечения насекомых и опыления. По форме
цветка иногда можно сказать, кто его опыляет. Например, цветки орхидных, бобовых опыляются шмелями, чья форма
тела является зеркальной копией строения цветка.
КИМ по теме: «Растения» (дифференцированный)
Уровень А (низкий «3») Вариант 1.
Выберите правильный ответ.
1. Одноклеточные растения состоят:
а) из одной клетки; б) из одной ткани; в) из одного органа.
2. Культурные растения произойти от:
а) диких предков; б) культурных предков; в) светолюбивых растений.
Выберите три правильных ответа.
1. Признаки, характерные для растений:
а) питание; б) дыхание; в) теплопроводность; г) размножение; д) окисление;
Установите правильную последовательность, запишите ее цифрами:
1)корень; 2)стебель; 3) цветок; 4) лист.
Выберите правильный ответ.
1. Многоклеточные растения состоят из:
а) множества клеток; б) тканей; в) клеток, тканей, органов.
Уровень А (низкий «3») Вариант 2.
2. К светолюбивым растениям относится:
а) сосна; б) ель; в) папоротник; г) мох.
Выберите три правильных ответа.
2. Растения отличаются от других организмов:
а) способностью к фотосинтезу;
б) наличием органов;
в) наличием хлорофилла;
г) многоклеточностью;
д) способностью образовывать органическое вещество крахмал.
Выберите правильный ответ.
1. К одноклеточным растениям относят:
а) амебу; б) хламидомонаду; в) инфузориютуфельку; г)бактерий.
Уровень В (высокий «4», «5») Вариант 1.
2. К нецветковым растениям не относится:
а) мак; б) папоротник; в) мох; г) ель.
3. Примером дикорастущего растения не является:
а) пшеница; б) ландыш; в) подснежник; г) подорожник.
Выберите три правильных ответа.
1. В семенном размножении растений принимают участие:
а) корень; б) лист; в) семя; г) цветок; д) плод.
Допишите предложения:
Растения, за которыми никто не ухаживает и специально их не выращивает, называют______.
В густых хвойных лесах, где______солнечного света, растут ______ растения. Это грушанка, ель, кислица и______.
Растения, которые человек специально выращивает, чтобы использовать в своей жизни, называют______. В сосновом лесу, где______солнечного света, растут_______ растения. Это брусника, кошачья лапка и______.
Установите соответствие между органами растения и их функциями:
Органы растения
Функции
1)корень;
2) стебель;
3) лист;
4) цветок.
а) питание;
б) укрепление растения в почве;
в) проводит воду с минеральными солями;
г) участвует в семенном размножении
Перечислите охраняемые растения, произрастающие в вашей местности.
Выберите правильный ответ.
1. К цветковым растениям относятся:
а)водоросли; б)сосна; в) мхи; г) шиповник;
Уровень В (высокий «4», «5») Вариант 2.
2. К культурным растения не относится:
а) матьимачеха; б) пион; в) кукуруза; г) яблоня.
3. В еловом лесу встречается:
а) кислица; б) одуванчик; в) земляника; г) мышиный горошек
Выберите три правильных ответа.
1. Для фотосинтеза необходимы:
а) атмосфера; б) углекислый газ и вода; в) почва; г) хлорофилл; д) солнечная энергия.
2. В процессе дыхания растения:
а) нуждаются в воде; б) выделяют углекислый газ; в) поглощают кислород;
г) окисляют органические вещества и вырабатывают энергию; д) растут.
Ответьте на вопрос.
Какие лекарственные растения вам приходилось использовать и при каких заболеваниях?
Ответ запишите в таблице.
Название растения
Заболевание
Уровень С (усложненный).
А 1. Выберите правильный ответ.
1. Одноклеточные растения состоят:
а) из одной клетки; б) из одной ткани; в) из одного органа.
2. К одноклеточным растениям относят:
а) амебу; б) хламидомонаду; в) инфузориютуфельку; г) бактерий.
3. Многоклеточные растения состоят из:
а) множества клеток; б) тканей; в) клеток, тканей, органов.
4. К цветковым растениям относятся:
а) водоросли; б) сосна; в) мхи; г) шиповник.
5. К нецветковым растениям не относится:
а) мак; б) папоротник; в) мох; г) ель.
6. Примером дикорастущего растения не является:
а) пшеница; б) ландыш; в) подснежник; г) подорожник.
7. К культурным растения не относится: а) матьимачеха; б) пион; в) кукуруза; г) яблоня.
8. В еловом лесу встречается:
а) кислица; б) одуванчик; в) земляника; г) мышиный горошек.
9. К светолюбивым растениям относится:
а) сосна; б) ель; в) папоротник; г) мох.
10. Культурные растения произошли от:
а) диких предков; б) культурных предков; в) светолюбивых растений.
Ответ: 1. а) из одной клетки;
2.б) хламидомонаду;
3. в) клеток, тканей, органов.
4. г) шиповник;
5. а) мак;
6. а) пшеница;
7. а) матьимачеха;
8. а) кислица;
9. а) сосна;
10. а) диких предков;
2. Выберите три правильных ответа.
1. Признаки, характерные для растений:
а) питание; б) дыхание; в) теплопроводность; г) размножение; д) окисление.
2. Растения отличаются от других организмов:
а) способностью к фотосинтезу; б) наличием органов; в) наличием хлорофилла;
г) многоклеточностью; д) способностью образовывать органическое вещество – крахмал.
3. Для фотосинтеза необходимы:
а) атмосфера; б) углекислый газ и вода; в) почва; г) хлорофилл; д) солнечная энергия.
4. В процессе дыхания растения:
а) нуждаются в воде; б) выделяют углекислый газ; в) поглощают кислород;
г) окисляют органические вещества и вырабатывают энергию; д) растут.
5. В семенном размножении растений принимают участие:
а) корень; б) лист; в) семя; г) цветок; д) плод.
Ответ: 1. а) б) г)
2. а) в) д)
3. б) г) д)
4. б) в) г)
5. в) г) д) КИМ «Итоговый тест за курс биологии в 5 классе». Вариант1
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных:
А1. Биологияэто наука
а) О звёздах б) О веществах в) О живой природе г) О земле, её форме и строении
А2. Первым учёным, который наблюдал в микроскоп клетки растений, был
а) Н.Коперник б) К.Птолемей 3) Р.Гук 4) А.Левенгук
А3. Клеточное строение имеют:
а) Все природные тела б) Только растения в) Только животные г) Все живые существа
А4. Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название
а) Разглядывание б) Измерение в)Наблюдение г)Экспериментирование
А5. Где в клетке хранится наследственная информация
а) В ядре б) В вакуоле в) В цитоплазме г) В мембране
А6. Учение о биосфере создал
а) К.Линней б) В.Вернадский в) Ч.Дарвин г) Ж.А.Фабр
А 7. Какие из этих организмов относятся к царству растений?
А) Жук Б) Гриб – боровик В) Дуб Г) Окунь
А 8. Какие организмы самостоятельно создают органические вещества из неорганических?
А)Животные Б) Растения В) Бактерии Г) Грибы
А 9. Как называются организмы, клетки которых содержат ядро
а) прокариоты б) эукариоты в) автотрофы г) гетеротрофы
А 10. К какому экологическому фактору относится человек:
а) абиотическому б) биотическому в) антропогенному
Задания уровня В
В 1. Установите соответствие между организмами и царствами, к которым они относятся
ОРГАНИЗМЫ ЦАРСТВА
А) берёза 1) растения
Б) зяблик 2) животные
В) яблоня
Г) бабочка
Д) корова
Е) дуб
В 2. Установите соответствие между организмом и средой обитания.
ОРГАНИЗМЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ
А) Карась 1) Водная
Б) Белка 2) Почвенная
В) Дождевой червь 3) Наземно воздушная Г) Эвглена зеленая
Д) Ласточка
Е) Береза
Задания уровня С
Дайте полный, развернутый ответ
С1.Запишите предков человека, по мере появления их на планете Земля.
С2.Что вы знаете о природоохранных мероприятиях?
КИМ «Итоговый тест за курс биологии в 5 классе». Вариант2
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных:
А1. Экологияэто наука
а) О звёздах б) О веществах в) О живой природе г) О взаимоотношениях живой и неживой природы
А2. Первым учёным, который наблюдал в микроскоп клетки растений, был
а)Н.Коперник б)К.Птолемей в)Р.Гук г) А.Левенгук
А3. Неклеточное строение имеют:
а) Вирусы б) растения в) животные г) Все живые существа
А4. Изучение объекта с помощью постановки опытов получило название
а) Разглядывание б) Измерение в) Наблюдение г) Эксперимент
А5. Где в клетке хранится клеточный сок
а) В ядре б) В вакуоли в) В цитоплазме г) В мембране
А6. Кто создал классификацию организмов
а) К.Линней б) В.Вернадский в) Ч.Дарвин г) Ж.А.Фабр
А 7. Какие из этих организмов относятся к царству грибов?
А) Жук Б) Гриб – боровик В) Дуб Г) Окунь
А 8. Какие организмы питаются готовыми органическими веществами
а) Животные б) Растения в) Водоросли г) Лишайники
А 9. Как называются организмы, клетки которых не содержат ядро
а) прокариоты б) эукариоты в) автотрофы г) гетеротрофы
А 10. К какому экологическому фактору относится живая природа:
а) абиотическому б) биотическому в) антропогенному
Задания уровня В
В 1. Установите соответствие между организмами и царствами, к которым они относятся
ОРГАНИЗМЫ ЦАРСТВА
А) липа 1) растения
Б) поползень 2) животные
В) груша
Г) стрекоза
Д) волк
Е) банан
В 2. Установите соответствие между организмом и средой обитания.
ОРГАНИЗМЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ
А) Щука 1) Водная
Б) Лиса 2) Почвенная
В) Крот 3) Наземно воздушная
Г) Водоросль
Д) Воробей
Е) Ель
Задания уровня С
С1.Запишите предков человека, по мере появления их на планете Земля.
С2.Что вы знаете о природоохранных мероприятиях?
Дайте полный, развернутый ответ
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.