РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
БИОЛОГИИ
для 5 класса
УМК Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
Биология. Введение в биологию 1 час в неделю (35 ч.)
Программу составила
Учитель биологии
первой квалификационной категории
Аникина Наталья Николаевна
20162017 УЧЕБНЫЙ ГОД №
у
р
о
к
а
1.
Введение.
Что такое
живой
организм.
2.
Наука о
живой
природе.
Дата
проведения
план факт
Домаш
нее
задани
е
личностн
ые
Умение
доказыват
ь
единство
строения
раститель
ных и
животных
организмо
в.
Познавате
льный
интерес к
естествен
ным
наукам
Тематическое и поурочное планирование курса «Биология. Введение в биологию» 5 класс (34 ч)
Планируемые результаты (в соответствие с ФГОС)
Тема
урока
Кол
– во
часо
в
Тип
урока
Целевая
установка
Понятия
предметн
ые
метапредметные
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. 8 часов.
1
1
Изучен
ие
нового
матери
ала
Изучение
признаков
отличия живого
от неживого и
основных
признаков
живого
организма
Комби
нирова
нный
Формирование
представлений
о естественных
науках,
процессах,
объектах и
явлениях,
изучением
которых
они занимаются
Обмен
веществ,
питание,
выделение,
дыхание,
рост,
развитие,
раздражим
ость,
подвижнос
ть,
размножен
ие.
Естественн
ые науки:
физика,
астрономия
, химия,
география,
биология
Выделение
отличитель
ных
признаков
живых
организмов
.
Знание
объектов
изучения
естественн
ых наук и
основных
правил
работы в
кабинете
биологии
Познавательные УУД: умение
выделять главное в тексте, грамотно
формулировать вопросы, работать с
различными источниками информации.
Личностные УУД: осознание
возможности участия каждого
человека в научных исследованиях.
Регулятивные УУД: умение
организовать выполнение заданий
учителя, сделать выводы по
результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение
работать в составе творческих групп.
Познавательные УУД: умение
работать с текстом, выделять в нем
главное.
Личностные УУД: умение соблюдать
дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение
организовать выполнение заданий
учителя согласно установленным
правилам работы в кабинете. Комби
нирова
нный
Изучение
особенностей
различных
методов
исследования и
правил их
использования
при изучении
биологических
объектов и
явлений
Методы
исследован
Ознакомле
ние
ия:
наблюдени
е,
эксперимен
т (опыт),
измерение
1
1
3. Методы
изучения
природы.
Лаборато
рная
работа №
1 по теме:
«Знакомс
тво с
оборудов
анием для
научных
исследова
ний»
4. Увеличит
ельные
приборы.
Лаборато
рная
работа №
2 по теме:
«Устройс
тво
светового
микроско
па и
Коммуникативные УУД: умение
слушать учителя и отвечать на вопросы
Познавательные УУД: умение
проводить элементарные
исследования, работать с различными
источниками информации.
Личностные УУД: умение соблюдать
дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение
организовать выполнение заданий
учителя согласно установленным
правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД: умение
воспринимать информацию на слух
Познавательные УУД:
Приобретение элементарных навыков
работы с приборами.
Личностные УУД: потребность в
справедливом оценивании своей
работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение
организовать выполнение заданий
учителя. Развитие навыков самооценки
и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение
работать в группах, обмениваться
информацией с одноклассниками.
Познавательные УУД:
овладение умением оценивать
информацию, выделять в ней главное.
Личностные УУД: потребность в
справедливом оценивании своей
работы и работы одноклассников.
Понимани
е
значимост
и
научного
исследова
ния
природы
Соблюден
ие правил
работы с
биологиче
скими
приборам
и и
инструмен
тами
(препаров
альные
иглы,
скальпели
, лупы,
микроско
пы).
Представл
ение о
единстве
живой
природы
на
с методами
исследован
ия живой
природы и
приобретен
ие
элементарн
ых
навыков их
использова
ния
Освоение
основных
правил
работы с
микроскоп
ом
Знание и
различение
на
таблицах
основных
частей
Изучен
ие
нового
матери
ала
Изучение
устройств
увеличительны
х приборов
Лупа,
микроскоп
5.
правила
работы с
ним».
Живые
клетки.
Лаборато
рная
работа №
3
1
Комби
нирова
нный
Формирование
представлений
о клетке как
единице
строения
живого
Клетка.
Организмы:
одноклеточ
ные,
многоклето
чные. организма
клеток
(ядра,
оболочки,
цитоплазм
ы).
1
Комби
нирова
нный
Формирование
представлений
о химическом
составе клеток
Неорганиче
ские и
органическ
ие
вещества.
Знание
роли
химически
х веществ в
жизнедеяте
льности
клетки.
«Строени
е клеток
живых
организмо
в».
6. Химическ
ий состав
клетки.
Лаборато
рная
работа №
4 «
Изучение
химическ
ого
состава
семян»
7.
Великие
естествои
спытатели
.
1
Комби
нирова
нный
Формирование
представлений
о значении
открытий
ученых разных
исторически
эпох для
развития
биологии
Аристотель
,
Карл
Линней,
Чарльз
Дарвин,
Владимир
Иванович
Вернадский
Знание и
оценка
вклада
ученых
биологов в
развитие
науки
Регулятивные УУД: умение
организовать выполнение заданий
учителя. Развитие навыков самооценки
и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение
работать в группах, обмениваться
информацией с одноклассниками.
Познавательные УУД: умение выделять
главное в тексте, структурировать учебный
материал, давать определения понятиям,
работать с различными источниками
информации, преобразовывать ее из одной
формы в другую, готовить сообщения и
презентации, представлять результаты работы
классу.
Личностные УУД: потребность в
справедливом оценивании своей
работы и работы одноклассников.
Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать
выполнение заданий учителя. Развитие навыков
самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение строить
эффективное взаимодействие с
одноклассниками
Познавательные УУД:
умение выделять главное в тексте,
грамотно формулировать вопросы,
работать с различными источниками
информации, готовить сообщения и
презентации и представлять
результаты работы.
Личностные УУД: осознание
возможности участия каждого
человека в научных исследованиях.
Регулятивные УУД: умение
организовать выполнение заданий
учителя, сделать выводы по
результатам работы.
основании
знаний о
клеточно
м
строении
всех
живых
организмо
в.
Понимани
е единства
происхож
дения
всех
живых
организмо
в.
Понимани
е
роли
исследова
ний и
открытий
ученых
биологов
в развитии
представл
ений о
живой
природе 8.
Контроль
ная
1
работа по
теме:
«Живой
организм:
строение
и
изучение»
.
9.
Как
развивала
сь жизнь
на Земле.
Контро
ль
знаний
Обобщение
и
систематизация
знаний
учащихся по
теме: «Живой
организм:
строение и
изучение».
Биология,
живые
клетки
тела,
вещества.
Применени
е
полученны
х знаний в
практическ
ой работе.
Коммуникативные УУД: умение
работать в составе творческих групп
Познавательные УУД: устанавливать
причинноследственные связи, владеть
навыками контроля и оценки своей
деятельности, применять знания при
решении биологических задач.
Личностные УУД: проявление
интеллектуальных и творческих
способностей.
Регулятивные УУД: составлять план
работы, выполнять задания в соответствии
с поставленной целью.
Раздел 2. Многообразие живых организмов. 14 часов
1
Изучен
ие
нового
матери
ала.
Формирование
представлений
о развитии
жизни на
Земле.
Этапы
развития
Земли,
трилобиты,
стегоцефал
ы, период
динозавров.
Знание
основных
этапов
развития
жизни на
Земле.
Познавате
льный
интерес к
естествен
ным
наукам
Понимани
е этапов
формиров
ания
жизни на
Земле,
гипотез
возникнов
ения
Земли.
Понимани
е
научного
значения
классифи
кации
живых
организмо
в
Познавательные УУД: использовать
разнообразные приемы работы с
информацией.
Личностные УУД: умение соблюдать
дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение
организовать выполнение заданий
учителя. Развитие навыков самооценки
и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение
воспринимать информацию на слух,
отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД:
умение давать определения понятиям,
классифицировать объекты.
Личностные УУД: умение соблюдать
дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение
организовать выполнение заданий
учителя. Развитие навыков самооценки
10.
Разнообра
1
зие
живого.
Комби
нирова
нный
Формирование
представлений
о значении
классификации
живых
организмов для
их изучения
Классифик
ация
организмов
. Царства
живой
природы.
Единицы
классифи
кации: тип
(отдел) –
Знание
основных
систематич
еских
единиц в
классифика
ции живых
организмов.
Понимание
принципов 11. Бактерии.
1
Изучен
ие
нового
матери
ала.
Формирование
представлений
о бактериях
как
представителях
отдельного
царства живой
природы
класс –
отряд
(поря
док) –
семейство
– род – вид
Бактерии –
безъядерны
е
одноклеточ
ные
организмы
современно
й
классифика
ции
организмов
Выделение
существенн
ых
особенност
ей
строения и
функциони
рования
бактериаль
ных клеток.
Знание
правил,
позволяющ
12.
Грибы.
1
Комби
ниро
ванный
их
избежать
заражения
болезнетво
рными
бактериями
Выделение
существенн
ых
особенност
ей
представит
елей
царства
Грибы.
Знание
правил
оказания
первой
Формирование
представлений
о грибах как
представителях
отдельного
царства живой
природы,
обладающих
признаками и
растений и
животных.
Грибы.
Грибница
(мицелий),
гифы,
плодовое
тело.
Шляпочны
е грибы
(съедобные
,
ядовитые),
дрожжевые
грибы,
и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
умение воспринимать информацию на
слух, отвечать на вопросы учителя
Познавательные УУД:
умение работать с различными
источниками информации,
преобразовывать ее из одной формы в
другую, выделять главное в тексте,
структурировать учебный материал.
Личностные УУД: потребность в
справедливом оценивании своей
работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение
организовать выполнение заданий
учителя. Развитие навыков самооценки
и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение
строить эффективное взаимодействие
с одноклассниками.
Познавательные УУД: умение
выделять главное в тексте,
структурировать учебный материал,
грамотно формулировать вопросы,
работать с различными источниками
информации, готовить сообщения и
презентации, представлять результаты
работы классу.
Личностные УУД: умение оценивать
уровень опасности ситуации для
здоровья, понимание важности
сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение
Представл
ение о
положител
ьной и
отрицатель
ной роли
бактерий в
природе и
жизни
человека и
умение
защищать
свой
организм
от
негативног
о влияния
болезнетво
рных
бактерий.
Понимание
роли
представит
елей
царства
Грибы в
природе и
жизни
человека.
Осознание
необходим
ости
оказания
экстренной 13.
Растения
1
автотроф
ы.
Комби
нирова
нный
Формирование
представлений
о растениях
как
представителях
отдельного
царства живой
природы
плесневые
грибы,
грибы
паразиты
Растения.
Хлорофилл
. Органы
растений:
корни,
стебли,
листья,
цветки,
плоды и
семена.
Отделы:
Водоросли,
Мхи,
Папоротни
ки,
Голосеменн
ые,
Цветковые
(Покрытос
еменные)
Водоросли,
слоевище.
14.
Водоросл
и – группа
низших
растений.
1
Комби
нирова
нный
Формирование
умений
характеризоват
ь основные
группы
водорослей.
помощи
при
отравлении
ядовитыми
грибами
Осознание
важности
растений
в природе
и жизни
человека
помощи
организовать выполнение заданий
при
отравлении
ядовитыми
грибами
Выделение
существенн
ых
особенност
ей
представит
елей
царства
Растения.
Знание
основных
систематич
еских
единиц
царства
Растения.
учителя. Развитие навыков самооценки
и самоанализа
Коммуникативные УУД: умение
работать в составе творческих групп
Познавательные УУД:
умение выделять главное в тексте,
структурировать учебный материал,
давать определения понятиям,
работать с различными источниками
информации, преобразовывать ее из
одной формы в другую, готовить
сообщения и презентации,
представлять результаты работы
классу.
Личностные УУД: потребность в
справедливом оценивании своей
работы и работы одноклассников.
Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение
организовать выполнение заданий
учителя. Развитие навыков самооценки
и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение
строить эффективное взаимодействие
с одноклассниками
Знание
Познавательные УУД:
умение выделять главное в тексте,
структурировать учебный материал,
давать определения понятиям,
работать с различными источниками
информации, преобразовывать ее из
одной формы в другую, готовить
сообщения и презентации,
представлять результаты работы
классу.
Личностные УУД: потребность в
справедливом оценивании своей 15.
16.
Мхи и
папоротн
ики –
группа
высших
споровых
растений.
Голосеме
нные и
Покрытос
еменные
группа
высших
семенных
растений.
1
1
Комби
нирова
нный
Формирование
представлений
об
особенностях
высших
споровых
растений.
Ризоиды,
сфагнум,
торф,
каменный
уголь.
Комби
нирова
нный
Формирование
представлений
об
особенностях
высших
семенных
растений.
Знание
строение
мхов и
папоротник
ов. Знание
признаков
отличий
мхов и
папоротник
ов.
Знание
особенност
ей
строения
голосеменн
ых и
покрытосе
менных
растений.
работы и работы одноклассников.
Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение работать
по плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости
исправлять ошибки самостоятельно.
Коммуникативные УУД: умение
строить эффективное взаимодействие
с одноклассниками
Познавательные УУД: умение выделять
главное в тексте, структурировать
учебный материал, грамотно
формулировать вопросы, работать с
различными источниками информации,
готовить сообщения и презентации,
представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение оценивать
уровень опасности ситуации для здоровья,
понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение организовать
выполнение заданий учителя. Развитие
навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД: умение
работать в составе творческих групп
Познавательные УУД: умение
выделять главное в тексте,
структурировать учебный материал,
грамотно формулировать вопросы,
работать с различными источниками
информации, готовить сообщения и
презентации, представлять результаты
работы классу.
Личностные УУД: умение оценивать
уровень опасности ситуации для
здоровья, понимание важности
сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение
организовать выполнение заданий
учителя. Развитие навыков самооценки
Представл
ение о
мхах и
папоротни
ках
Понимани
е о
голосемен
ных и
покрытос
еменных
растениях 17.
Значение
растений
в природе
и жизни
человека.
1
Комби
нирова
нный.
Формирование
представлений
о значении
растений в
природе и
хозяйственной
деятельности
человека
Биологичес
кая защита
урожая,
сорта
растений,
лекарствен
ные
растения
Знание о
существован
ии
сортов
культурных
растений.
Элементарн
ые
представлен
ия
о
ых
лекарственн
растениях.
Объяснение
роли
18. Признаки
царства
животные.
Простейш
ие.
1
Комби
нирова
нный
биологии в
практическо
й
деятельност
и
человека.
Формирование
представлений
Животные.
Простейши
Выделение
существенн
о животных
как
представителях
отдельного
царства живой
природы
е
(одноклето
чные)
животные.
Многоклет
очные
животные.
Типы:
Кишечнопо
лостные,
Иглокожие,
Кольчатые
ых
особенност
ей
представит
елей
царства
Животные.
Знание
основных
систематич
еских
единиц
и самоанализа
Коммуникативные УУД: умение
работать в составе творческих групп
Познавательные УУД: умение
осуществлять поиск нужной
информации, выделять главное в
тексте, структурировать учебный
материал, грамотно формулировать
вопросы, готовить сообщения и
презентации.
Личностные УУД: умение применять
полученные знания в своей
практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение
планировать свою работу при
выполнении заданий учителя, делать
выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение
работать в составе творческих групп,
высказывать свое мнение
Познавательные УУД: умение выделять
главное в тексте, структурировать
учебный материал, грамотно
формулировать вопросы, работать с
различными источниками информации,
готовить сообщения и презентации,
представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение соблюдать
дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам.
Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать
выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в
кабинете. Развитие навыков самооценки и
Понимани
е
необходи
мости
биологиче
ских
знаний
для
хозяйстве
нной
деятельно
сти
человека
Представл
ение
о
значении
животных
в природе,
осознание
их
хозяйстве
нного
и
эстетичес
кого
значения черви,
Моллюски,
Членистон
царства
Животные
самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение
работать в составе творческих групп
для
человека
19. Беспозвон
очные
животные.
1
Комби
нирова
нный
Формирование
представлений
о многообразии
беспозвоночны
х животных.
20. Позвоноч
ные
животные.
1
Комби
нирова
нный
Формирование
представлений
о многообразии
позвоночных
животных.
огие,
Хордовые
Многоклет
очные,
кишечнопо
лостные,
черви,
моллюски,
членистоно
гие,
иглокожие.
Позвоночн
ые, рыбы,
земноводн
ые,
пресмыкаю
щиеся,
птицы,
млекопита
ющие.
Знание о
типах и
представит
елях
беспозвоно
чных
животных.
Знание о
типах и
представит
елях
позвоночны
х
животных.
Познавательные УУД: умение выделять
главное в тексте, структурировать
учебный материал, грамотно
формулировать вопросы, работать с
различными источниками информации,
готовить сообщения и презентации,
представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение соблюдать
дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам.
Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать
выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в
кабинете. Развитие навыков самооценки и
самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение
работать в составе творческих групп
Познавательные УУД: умение выделять
главное в тексте, структурировать
учебный материал, грамотно
формулировать вопросы, работать с
различными источниками информации,
готовить сообщения и презентации,
представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение соблюдать
дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и одноклассникам.
Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать
выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в
кабинете. Развитие навыков самооценки и
самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение
работать в составе творческих групп
Представл
ение о
видах
беспозвон
очных
животных.
Представл
ение о
видах
позвоночн
ых
животных. 21.
Значение
животных
в природе
и жизни
человека.
Формирование
представлений
о значении
животных в
природе и
хозяйственной
деятельности
человека
Биологичес
кая
защита
урожая,
породы
животных,
сорта
растений,
лекарствен
ные
растения
Знание о
существова
нии
различных
пород
животных.
Объяснение
роли
биологии в
практическ
ой
деятельнос
ти
человека
Обобщение
и
систематизация
знаний
учащихся по
теме:
«Многообразие
живых
организмов».
Системати
ка, вид,
царство,
бактерии,
грибы,
животные,
растения.
Применени
е
полученных
знаний в
практическ
ой работе.
Познавательные УУД: умение
осуществлять поиск нужной
информации, выделять главное в
тексте, структурировать учебный
материал, грамотно формулировать
вопросы, готовить сообщения и
презентации.
Личностные УУД: умение применять
полученные знания в своей
практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение
планировать свою работу при
выполнении заданий учителя, делать
выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение
работать в составе творческих групп,
высказывать свое мнение
Познавательные УУД: устанавливать
причинноследственные связи, владеть
навыками контроля и оценки своей
деятельности, применять знания при
решении биологических задач.
Личностные УУД: проявление
интеллектуальных и творческих
способностей.
Регулятивные УУД: составлять план
Понимани
е
необходи
мости
биологиче
ских
знаний
для
хозяйстве
нной
деятельно
сти
человека
Познавате
льный
интерес к
естествен
ным
наукам
22. Контроль
ная
1
работа по
теме:
Контро
ль
знаний
«Многооб
разие
живых
организмо
в».
23. Три среды
обитания.
1
Изучен
ие
нового
матери
ала
соответствии с поставленной целью.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов. 6 часов.
работы, выполнять задания в
Формирование
представлений
об
особенностях
вод
ной, наземно –
воздушной и
почвенной
среды и
Компонент
ы природы.
Водная,
наземно
воздушная,
почвенная
среда
обитания
Знание
компоненто
в природы.
Представле
ние о
многообраз
ии
обитателей
сред.
Познавательные УУД: умение работать с
различными источниками информации и
преобразовывать ее из одной формы в
другую, давать определения понятиям.
Развитие элементарных навыков
устанавливания причинноследственных
связей.
Личностные УУД: умение применять
полученные на уроке знания на практике.
Понимани
е
необходи
мости и
соответст
вия
приспособ
лений
организмо приспособленн
ости
организмов к
обитанию в
этих средах.
Формирование
элементарных
представлений
о животном и
растительном
мире
материков
планеты.
1
24. Жизнь на
разных
материка
х.
Изучен
ие
нового
матери
ала
25. Природны
е зоны.
1
Изучен
ие
нового
матери
ала
Формирование
элементарных
представлений
о животном и
растительном
мире
Материки:
Африка,
Евразия,
Северная
Америка,
Южная
Америка,
Австралия,
Антарктид
а.
Природные
условия.
Растительн
ый и
животный
мир
материков
Тундра,
тайга,
смешанные
и
широколист
венные леса,
саванна,
Выявление
приспособл
ений
организмов
к обитанию
в средах.
Потребность в справедливом оценивании
своей работы и работы одноклассников.
Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать
выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в
кабинете. Развитие навыков самооценки и
в к
условиям
среды, в
которой
они
обитают
самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение слушать
учителя и одноклассников,
аргументировать свою точку зрения.
Познавательные УУД: умение
работать с различными источниками
информации и преобразовывать ее из
одной формы в другую, работать с
текстом, выделять в нем главное,
структурировать учебный материал.
Личностные УУД: умение соблюдать
дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.
Регулятивные УУД: развитие навыков
оценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
умение слушать учителя и
одноклассников, аргументировать
свою
точку зрения. Овладение навыками
выступлений перед аудиторией
Представл
ение о
многообраз
ии
растительн
ого и
животного
мира
планеты
как
результате
приспособ
ляемости
организмов
к
различным
природным
условиям
на разных
материках.
Знание
матери
ков
планеты и
их
основных
природных
особенност
ей.
Умение
находить
материки
на карте.
Общее
представле
ние о
расти
тельном и
животном
мире
каждого
материка.
Знание
природных
зон
планеты и
их
основных
Познавательные УУД: умение
работать с различными источниками
информации и преобразовывать ее из
одной формы в другую, работать с
текстом, выделять в нем главное,
структурировать учебный материал.
Представл
ение о
многообраз
ии
растительн
ого и
животного природных зон
планеты.
пустыня,
влажный
тропический
лес.
природных
особенност
ей.
Умение
находить
природные
зоны на
карте.
Общее
представле
ние о
растительн
ом и
Личностные УУД: умение соблюдать
дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.
Регулятивные УУД: развитие навыков
оценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение
слушать учителя и одноклассников,
аргументировать свою точку зрения.
Овладение навыками выступлений
перед аудиторией
26. Жизнь в
морях и
океанах.
1
Изучен
ие
нового
Формирование
представлений
о роли
Мирового
океана
на планете.
Изучение
приспособлени
й живых
организмов,
обитающих
в разных частях
и на разных
глубинах
океана
Мировой
океан.
Обитатели
поверхност
ных вод
(планктон),
обитатели
толщи
воды,
обитатели
морских
глубин
животном
мире
каждой
природной
зоны.
Знание
роли
Мирового
океана в
формирова
нии
климата на
планете.
Различение
на
рисунках и
таблицах
организмов,
обитающих
в верхних
слоях воды,
в ее толще
и живущих
на дне
Познавательные УУД: умение
работать с текстом, выделять в нем
главное, структурировать учебный
материал, давать определения
понятиям, классифицировать объекты.
Умение сравнивать и делать выводы на
основании сравнений, готовить
сообщения и презентации.
Личностные УУД: умение соблюдать
дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение
организовать выполнение заданий
учителя согласно установленным
правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД: умение
слушать учителя и отвечать на
вопросы, работать в группах,
мира
планеты
как
результате
приспособ
ляемости
организмов
к
различным
природным
условиям
на разных
природных
зонах.
Осознание
роли
Мирового
океана на
планете.
Понимани
е
рациональ
ности
приспособ
лений
обитателе
й океана к
разным
условиям
в его
пределах 27. Обобщаю
щий урок
по теме:
«Среда
обитания
живых
организмо
в».
28.
Как
человек
появился
на Земле.
1
Контро
ль
знаний
1
Изучени
нового
материа
е
ла
29.
Как
человек
изменил
Землю.
1
Комби
нирова
нный
Обобщение
и
систематизация
знаний
учащихся по
теме: «Среда
обитания
живых
организмов».
Формирование
представлений
о первых
людях,
появившихся
на Земле, их
образе жизни,
усложнении в
строении и
поведении в
процессе
исторического
развития.
Формирование
представлений
об
экологических
факторах и
влиянии
абиотических
факторов на
живые
организмы
Применени
е
полученных
знаний в
практическ
ой работе.
обсуждать вопросы со сверстниками
Познавательные УУД: устанавливать
причинноследственные связи, владеть
навыками контроля и оценки своей
деятельности, применять знания при
решении биологических задач.
Личностные УУД: проявление
интеллектуальных и творческих
способностей.
Регулятивные УУД: составлять план
работы, выполнять задания в
соответствии с поставленной целью.
Раздел 4. Человек на Земле. 5 часов.
Антропоген
ез,
эволюция,
дриопитеки,
австралопит
еки, человек
умелый,
человек
прямоходящ
ий,
неандертале
ц,
кроманьонец
.
Экологичес
кие
факторы.
Абиотичес
кие
факторы:
температур
а,
Знание
основных
этапов
антропоген
еза. Знание
характерны
х
особенност
ей
предковых
форм
Человека
разумного.
Знание
классифика
ции
экологичес
ких
факторов.
Понимание
значимости
влажность,
свет
каждого
абиотическ
ого
Познавательные УУД: использовать
разнообразные приемы работы с
информацией.
Личностные УУД: умение соблюдать
дисциплину на уроке, уважительно
относиться к учителю и
одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение
организовать выполнение заданий
учителя. Развитие навыков самооценки
и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение
воспринимать информацию на слух,
отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение работать с
различными источниками информации,
готовить сообщения и презентации,
выделять главное в тексте,
структурировать учебный материал,
грамотно формулировать вопросы.
Личностные УУД: умение применять
полученные на уроке знания на практике.
Регулятивные УУД: умение организовать
выполнение заданий учителя согласно
установленным правилам работы в
кабинете.
Познавате
льный
интерес к
естествен
ным
наукам
Представл
ение о
человеке
Осознание
влияния
факторов
среды на
живые
организмы 30. Жизнь
под
угрозой.
1
31. Не станет
ли Земля
пустыней.
1
Комби
нирова
нный
Формирование
представлений
о последствиях
воздействия
человека на
природу и
способах ее
охраны
Охрана
природы.
Виды
(исчезающи
е, редкие).
Охраняемы
территории
(заповедни
е
ки,
заказники,
национальн
ые парки)
фактора
для живых
организмов
Приведение
доказательс
тв
необходим
ости
охраны
окружающе
й природы.
Знание
основных
правил
поведения
в природе
Коммуникативные УУД: умение
воспринимать информацию на слух,
задавать вопросы, работать в составе
творческих групп
Познавательные УУД: умение
работать с различными источниками
информации, самостоятельно
оформлять конспект урока в тетради,
сравнивать и анализировать
информацию, делать выводы, давать
определения понятиям.
Личностные УУД: способность
выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой
природе.
Регулятивные УУД: умение
планировать свою работу при
выполнении заданий учителя, делать
выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение
слушать одноклассников и учителя,
высказывать свое мнение.
Формирование
представлений
о последствиях
воздействия
человека на
природу и
способах ее
охраны
Опустынива
ние.
Приведение
доказательс
тв
необходим
ости
охраны
окружающе
й природы.
Знание
основных
правил
поведения
в природе
Познавательные УУД: умение
работать с различными источниками
информации, самостоятельно
оформлять конспект урока в тетради,
сравнивать и анализировать
информацию, делать выводы, давать
определения понятиям.
Личностные УУД: способность
выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой
природе.
Регулятивные УУД: умение
планировать свою работу при
выполнении заданий учителя, делать
Осознание
степени
негативно
го
влияния
человека
на
природу и
необходи
мости ее
охраны.
Принятие
правил
поведения
в живой
природе
Осознание
степени
негативно
го
влияния
человека
на
природу и
необходи
мости ее
охраны.
Принятие
правил
поведения
в живой Здоровый
образ
жизни.
Вредные
привычки.
Первая
доврачебна
я
помощь
пострадавш
ему
32.
Здоровье
человека
и
безопасно
сть жизни.
1
Комби
нирова
нный
Формирование
представлений
о здоровом
образе жизни
как главном
факторе
сохранения
здоровья.
33. Обобщени
е
1
Обобщ
ения
Обобщение
и
систематизация
знаний
учащихся
Приведение
доказательс
тв
зависимост
и здоровья
человека от
его образа
жизни и
состояния
окружающе
й среды.
Знание
элементарн
ых правил
оказания
первой
помощи
при
кровотечен
иях,
переломах,
ушибах и
растяжения
х
Применени
е
полученных
знаний в
практическ
ой работе.
выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение
слушать одноклассников и учителя,
высказывать свое мнение.
Познавательные УУД: умение
выделять главное в тексте,
структурировать учебный материал,
грамотно формулировать вопросы,
готовить сообщения и презентации.
Личностные УУД: умение применять
полученные на уроке знания
на практике, понимание важности
сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение
организовать выполнение заданий
учителя согласно установленным
правилам работы в кабинете.
Развитие навыков самооценки и
самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение
работать в составе творческих групп
Познавательные УУД: устанавливать
причинноследственные связи, владеть
навыками контроля и оценки своей
деятельности, применять знания при
решении биологических задач.
природе.
Принятие
правил
здорового
образа
жизни.
Понимание
необходим
ости
оказания
экстренной
доврачебно
й помощи
пострадав
шим при
кровотечен
иях,
переломах,
ушибах и
растяжени
ях
Познавате
льный
интерес к
естествен
ным
наукам 34. Итоговая
контрольн
ая работа
за курс 5
класса.
1
Контро
ль
знаний
Обобщение
знаний за курс
5 класса.
Личностные УУД: проявление
интеллектуальных и творческих
способностей.
Регулятивные УУД: составлять план
работы, выполнять задания в
соответствии с поставленной целью.
Познавате
льный
интерес к
естествен
ным
наукам
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.