Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника, рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Уровень усвоения программы: базовый
р.пр. биология 5 класс.docx
Нормативная база преподавания предмета:
Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273ФЗ;
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
Учебный план МКОУМазунинской СОШ на 2016 – 2017 учебный год;
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника, рассчитанной на 34 часа (1 урок в
неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы.
Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования.
Уровень усвоения программы: базовый
Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
1. освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об антропогенных изменениях природной
среды;
2. овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать
выводы;
3. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
4. воспитание положительного эмоциональноценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с
экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде,
оказание простейших видов первой медицинской помощи.
Задачами курса является:
выяснение, чем живая природа отличается от неживой;
формирование общих представлений о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов,
средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;
получение сведения о клетке, тканях и органах живых организмов
углубление знаний об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в
природе и жизни человека. Содержание учебного предмета, курса.
Введение 6 ч.
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные
признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние
на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, еѐ охрана.
Эк.№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»
Клеточное строение организмов 9 ч.
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и еѐ строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними»
Л.р.№2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»
Л.р.№3 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины,
шиповника»
Царство Бактерии 2 ч.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их
распространение в при роде.
Царство Грибы 5 ч.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора
съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы паразиты. Роль грибов в природе и
жизни человека.
П.р.№1 «Строение плодовых тел шляпочных грибов».
Л.р.№4 «Изучение строения плесневых грибов».
Царство Растения 10 ч
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений,
их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники,
голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных
водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания.
Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда
обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие.
Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Л.р.№5 «Строение зеленых водорослей»
Л.р.№6 «Строение мха (на местных видах)»
Л.р.№7 « Изучение строения папоротника (хвоща)»
Л.р.№8 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»
Л.р.№9«Строение цветкового растения»
Наименование разделов
Всего часов
В том числе:
Распределение учебных часов по разделам программы
строение
Ведение
Клеточное
организмов
Царство Бактерии
Царство Грибы
Царство Растения
6
9
2
5
10
34
Проектная
деятельность
Лабораторные работы, практические
работы, экскурсии
Экск. 1
Л.р. 3
Контрольные работы
(обобщающие уроки)
1
1
1
1
Пр. р. 1, Л.р. 1
Л.р. 6
Л.р. – 9, Пр. р. – 1, Экск. 1
1
1
4
№
1.
2.
3.
4.
5.
Итого
:
Большинство лабораторных работ по времени на уроке занимают не более 510 минут, поэтому не все оцениваются отметкой.
Тематическое планирование
Тема урока
Раздел
Введение (6 ч.)
№п/
п
1
Биологиянаука о живой природе.
2 Методы исследования в биологии.
3
4
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.
Среды обитания живых организмов Клеточное строение
организмов (10 ч.)
5
6
7
8
9
10
Экологические факторы и их влияние на живые организмы Эк.№1 «Многообразие живых организмов,
осенние явления в жизни растений и животных»
Обобщающий урок по теме «Введение»
Устройство увеличительных приборов
ЛР1 Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.
Строение клетки
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. ЛР2 Строение клеток кожицы чешуи лука
Пластиды. ЛР – 3 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках
листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»
11 Химический состав клетки: неорганические и органические вещества
12 Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)
13 Жизнедеятельность клетки: деление, рост, развитие
14
15 Обобщение по теме «Клеточное строение организмов»
16
Понятие «ткань»
Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность
Роль бактерий в природе и жизни человека
Царство Бактерии (2 ч.)
Царство Грибы (5 ч.)
17
18
Общая характеристика грибов
Царство Растения (10 ч.)
19 Шляпочные грибы П.р.№1 «Строение плодовых тел шляпочных грибов».
20
Плесневые грибы и дрожжи. ЛР4 Изучение строения плесневых грибов
21
Грибыпаразиты
22 Обобщение по темам «Царство Бактерии» и «Царство Грибы»
23
24
Ботаника – наука о растениях
Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания.
Л.Р5 Изучение строения водорослей
Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей
Лишайники
25
26
27 Мхи. ЛР6 Изучение строения мхов (на местных видах) Папоротники, хвощи, плауны. ЛР7 Изучение строения папоротника (хвоща)
Голосеменные растения. ЛР8 Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)
Покрытосеменные растения. Л.Р9 Строение цветкового растения
Проект «Комнатные растения»
Защита проектов
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира
28
29
30
31
32
33
34 Обобщающий урок по теме «Царство растения»
Личностные и метапредметные результаты (прямой шрифт – блок «Ученик научится», курсив – блок «Ученик получит возможность»)
Планируемы результаты изучения учебного предмета, курса.
Универсальные учебные действия
Познавательные
Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и
жизненных задач
Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать актуальную, подтекстовую, концептуальную информацию
Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее)
Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить
логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне
Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям
Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ)
Устанавливать причинноследственные связи – на простом и сложном уровне
Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач
Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ
Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненнопрактической (в т.ч. в своих проектах)
Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ
Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ
Регулятивные Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоят. исправлять ошибки
Коммуникативные
Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии
Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)
Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории
Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность
Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)
Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого
Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей
Личностные
Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на
общечеловеческие нравственные ценности
Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей
Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор
Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства
свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других
Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции
Вырабатывать уважительнодоброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях
Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение, справляться с агрессивностью,
эгоизмом
Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор
Предметные результаты:
Ученик научится:
Учащиеся должны знать:
о многообразии живой природы;
царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
Ученик получит возможность научиться:
Учащиеся могут узнать:
науки, изучающие живую природу; отличие среды
обитания от местообитания; причины формирования
черт приспособленности организмов к среде обитания; признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост,
развитие, размножение;
экологические факторы;
основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземновоздушная среда, почва как среда
обитания, организм как среда обитания;
правила работы с микроскопом;
правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете
биологии.
Учащиеся должны уметь:
определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические
факторы», «среда обитания», «местообитания»;
отличать живые организмы от неживых;
пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
характеризовать среды обитания организмов;
характеризовать экологические факторы;
проводить фенологические наблюдения;
соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Учащиеся смогут научиться:
определять понятия флора, фауна, низшие растения,
высшие растения, вегетативные органы, генеративные
органы, абиотические факторы, биотические факторы,
антропогенный;
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.