Рабочая программа по биологии 5 класс// Пасечник
Оценка 4.9

Рабочая программа по биологии 5 класс// Пасечник

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
биология
5 кл
10.02.2017
Рабочая программа по биологии 5 класс// Пасечник
Рабочая программа составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. - Программы основного общего образования. Биология. 5 – 9 классы. Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. М.: Дрофа, 2012. На изучение биологии в 5 классе отводится 35 часов, 1 час в неделю по учебному плану Учебник: Пасечник В.В. Биология. 5 класс. М.: «Дрофа», 2012г.,
5 кл био.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа х.Новохвалынский

муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан

 

«Согласовано»

Руководитель ШМО

_________/____________/

Протокол № __ 

от «       » ______________ 2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ х.Новохвалынский  МР Кугарчинскийрайон РБ

________________/Суюндикова М.К../

«      » ____________2016 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ х.Новохвалынский

МР Кугарчинский район РБ

_____________/Кильсенбаева А.А./

Приказ   № __   

от «       »   ______________   2016г.

 

 

 

 

Рабочая программа по биологии

для 5 класса

                                                                                           МБОУ СОШ х.Новохвалынский                                                                      

на 2016 – 2017 учебный год.

Составитель рабочей программы: Амирова Г.Р.

х. Новохвалынский- 2016

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

- Программы основного общего образования. Биология. 5 – 9 классы. Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. М.: Дрофа, 2012.

На изучение  биологии  в  5  классе  отводится  35  часов, 1  час  в  неделю по учебному плану МБОУ СОШ х. Новохвалынский на 2016-2017 учебный год.

Учебник: Пасечник В.В. Биология. 5 класс. М.: «Дрофа», 2012г.,

 

 Общая характеристика предмета учебного плана ОУ.

         Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

         Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

         В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

         Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требова­ний к результатам освоения содержания предметных про­грамм.

            Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением соци­альной ситуации развития — ростом информационных пере­грузок, изменением характера и способов общения и соци­альных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития совре­менных подростков).

         Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наибо­лее общими и социально значимыми.

         С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

• социализация обучаемых как вхождение в мир культу­ры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе зна­комства с миром живой природы;

•  приобщение  к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных общест­вом в сфере биологической науки.

Помимо   этого,   биологическое   образование   призвано обеспечить:

     ориентацию  в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; вос­питание любви к природе;

     развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных зна­ний, овладением методами исследования природы, формиро­ванием интеллектуальных умений;

     овладение  ключевыми  компетентностями: учебно-по­знавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

     формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эс­тетической культуры как способности к эмоционально-цен­ностному отношению к объектам живой природы.

Цели и задачи курса:

1. Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.

2. Формировать способность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.).

4. Совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками.

5. Формирование  умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся.

6. Развитие умение ведения фенологических наблюдений, опытнической и практической работы, тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

7. Воспитание любви к природе, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. Формирование активной жизненной позиции путём включения учащихся в решении доступных для них проблем окружающей природной среды.

 

Ценностные ориентиры содержания предмета учебного плана ОУ.

 В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

 Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

 •        ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

 •        ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

 •        понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.

 Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:

 •        уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

 •        понимание необходимости здорового образа жизни;

 •        осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;

 •        сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

 Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

 •        правильному использованию биологической терминологии и символики;

 •        развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

 •        развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

 Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

 Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

 Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

 

Место данного предмета в учебном плане ОУ.

Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе – 35 ч (1 час в неделю).

 В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс окружающего мира, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.

 Помимо этого, в курсе окружающего мира рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение, почва и др. Опираясь на эти понятия, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе (питание, дыхание, обмен).

 В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.

 

Результаты изучения предмета учебного плана ОУ.

 Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

 1)      знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

 2)      реализация установок здорового образа жизни;

 3)     сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

 Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

 1)      овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

 2)      умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

 3)      способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

 4)      умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

 1.      В познавательной (интеллектуальной) сфере:

 •        выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

 •        приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

 •        классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

 •        объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

 •        различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

 •        сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

 •        выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

 •        овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

 2.      В ценностно-ориентационной сфере:

 •        знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

 •        анализ и оценка последствий деятельности человека и природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 3.      В сфере трудовой деятельности:

 •        знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

 •        соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 4.      В сфере физической деятельности:

 •        освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 5.      В эстетической сфере:

 •        выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

 

Основное содержание предмета учебного плана ОУ.

Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс   (35 часов, 1 час в неделю)

Введение (8 часов)

         Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

         Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

         Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

         Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

         Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

         Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

         Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

         Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)

         Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

         Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.

         Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

         Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

         Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Раздел 3. Царство Растения (9 часов)

         Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

         Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

         Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

         Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

         Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Резервное время — 1 часа

 

Учебно-тематический план

Бактерии. Грибы. Растения (35 часов, 1 час в неделю)

Тема

Количество часов

Лабораторная

работа

Практическая работа

Контрольная работа

Экскурсия

1

Введение

8

 

1

2

1

2

Раздел 1. Клеточное строение организмов

10

5

 

1

 

3

Раздел 2. Царство Бактерии

2

 

 

 

 

4

РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы

5

1

 

1

 

5

РАЗДЕЛ 4. Царство Растения

9

4

 

1

 

6

Резервное время

1

 

 

 

 

 

Итого

35

10

1

5

1

 

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной учебной программе.

   Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения биологии:

·        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

·        знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;

·        сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

·        формирование личностных представлений о целостности природы;

·        формирование толерантности и миролюбия;

·        освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

·         формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного  отношения к собственным поступкам;

·        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;

·        формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

·        формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

·        учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

·        знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

·        формирование умения работать с различными  источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию4

·        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;

·        формирование и развитие компетентности  в области использования информационно-коммуникативных технологий;

·        формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.  

Предметными результатами обучения биологии в 5 класе являются:

1.     В познавательной (интеллектуальной) сфере:

·        классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

·        выделение существенных признаков биологических объектов;

·        соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, 

·        объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

·        различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений;; опасных для человека растений;

·        сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

·        выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

·        овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

 2. В ценностно-ориентационной сфере:

·        знание основных правил поведения в природе;

·        анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

 3. В сфере трудовой деятельности:

·        знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

·        соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 4. В сфере физической деятельности:

·        освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;

 5. В эстетической сфере:

·        овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы.

Критерии оценки письменного ответа.

«5»   полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника:

четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно, использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов: ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

«4»   раскрыто основное содержание материала; в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов

«3»   усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий

«2»   Основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии

 

Критерии оценки устного ответа:

«5»   - Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.

- Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.

- Приведены самостоятельно примеры.

- Ответ содержит логику изложения.

- Ответ полностью самостоятельный.

«4»   - Конкретный ответ на поставленный вопрос.

- Приведены самостоятельно примеры.

- Ответ содержит логику изложения.

- Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка.

«3»   - Ответ неконкретный, излишне пространный.

-  Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить наводящие вопросы учителя.

-  Допущены две существенные ошибки.

«2»   - Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.

 

Критерии оценки лабораторных работ:

«5»   - ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения заданий; самостоятельно и рационально выполняет задания. Работу проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов. Соблюдает требования правил безопасного труда.

«4»   - ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

«3»   - ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе выполнения работы были допущены ошибки;

«2»   - ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если задания выполнялись неправильно;

 

Оценка практических умений учащихся

Оценка умений проводить  опыты

«5»   правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:

научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

«4»   правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки:

в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы не полные.

«3»   правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:

научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

«2»   не определена самостоятельно цель; не подготовлено нужное оборудование;

допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.

 

 

Оценка умений проводить наблюдения

 «5»  правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

«4»   -правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные; допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

«3»   -  допущены неточности 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; - при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые; - допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.

«2»   - допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование.

№ урока

Наименование раздела

Тема урока

Планируемые результаты и уровень усвоения (УУД)

Планируемая дата

Фактическая дата

Предметные;

 

Метапредметные:

 

Личностные

 

Введение (8 часов)

 

 

 

 

 

1

 

Биология — наука о живой природе

 

Учащиеся имеют представления о биологии как науке и её роли в жизни общества; усвоили понятия «Биология», «Биосфера», «Экология»

 

Р; постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную

П; умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты

К; Отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами

Формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологиче­ской культуры

 

 

2

 

Методы исследования в биологии

 

 

 

 

 

Знают основные методы изучения биологии,

ПТБ в биологическом кабинете

 

Р; обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем

П; практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформление их результатов

К; читают учебники и при этом выявляют все виды текстовой информации

Формируется ответственное отно­шение к соблюдению правил техники безопасности

 

 

3

 

Входная контрольная работа №1

Сформированы перво­начальные представления о единстве живых орга­низмов

 

Р ; умение контролировать   время                               

П; развивается умение анализи­ровать и обобщать имеющиеся знания.         

К; умение подбирать аргументы, формулировать выводы

Формируется научное мировоззре­ние в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого

 

 

4

 

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

 

Знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы

 

Р; постановка новых целей

П; навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника

К; умения участвовать в диалоге

Знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы

 

 

5

 

Среды обитания живых организмов.

Умеют различать. Среды обитания организмов, знают их особенности

 

Р; умение аргументированного отвечать на вопрос

П; формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания

К; Отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами

Формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению новых для уча­щихся объектов

 

 

6

 

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

 

Умеют определять понятия «Экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы

 

Р; умение объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах

П; умение работать с текстом и иллюстрациями учебника

К; умение участвовать в диалоге

Формируются элементы экологиче­ской культуры

 

 

7

 

Обобщающий урок Экскурсия №1

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Практическая работа №1

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

Имеют первоначальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни

 

Р; постановка новых целей

П; развивается умение проводить наблюдение в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты

К; умение подбирать аргументы, формулировать выводы

 

Формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологиче­ской культуры

 

 

8

 

Контрольная работа № 2 «Биология — наука о живой природе»

Сформированы перво­начальные представления о единстве живых орга­низмов

 

Р : умение контролировать   время                               

П: развивается умение анализи­ровать и обобщать имеющиеся знания.         

К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы

Формируется научное мировоззре­ние в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого

 

 

 

 

Раздел 1. Клеточное строение организмов  (10 часов)

 

 

 

 

 

9

 

Устройство увеличительных приборов

Лабораторная работа  №1

Рассматривание строения растения с помощью лупы

Знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними

 

Р; умение контролировать время

П; развивается умение проводить простейшие умения и оформлять их результаты

К; планирование и регуляция своей  деятельности

Формируется познавательный мо­тив на основе интереса к работе с новым оборудова­нием и проведения простейших исследований

 

 

10

 

Строение клетки

 

Имеют начальное пред­ставление о строении клетки; приобрели навык гото­вить микропрепарат кожицы лука, умеют рассмот­реть его в микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради

 

Р; работая по плану, сверяют свои действия с целью,  исправляют ошибки с помощью учителя

П; развиваются умения выпол­нения лабораторной работы по инструкции и оформления ее результатов.

К; умение подбирать аргументы, формулировать выводы

Формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению новых для уча­щихся объектов

 

 

11

 

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Лабораторная работа №2

Строение клеток кожицы чешуи лука

 

Р; постановка новых целей

П; развивается умение проводить наблюдение в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты

К; умение подбирать аргументы, формулировать выводы

Формируется познавательный мо­тив на основе интереса к работе с новым оборудова­нием и проведения простейших исследований

 

 

 

12

 

Пластиды

Лабораторная работа №3

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника

Учащиеся имеют понятия о пласти­дах и хлоропластах;  у них развиваются навыки приготовления микропрепаратов, изучения их под микроскопом и умения схематически изображать строение клетки в тетради

 

Р; работая по плану, сверяют свои действия с целью, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя

П; имеют понятия о пласти­дах и хлоропластах.

К; доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи

Формируется познавательный мо­тив на основе интереса к изучению новых для уча­щихся объектов

 

 

13

 

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Имеют начальные пред­ставления о химическом составе клетки, неоргани­ческих и органических веществах, их роли в клетке

 

Р; обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.                               

П;  развивается умение обнару­живать общность живой и неживой природы на основа­нии сравнения и установления сходства их состава.                             

 К; умение подбирать аргументы, формулировать выводы

Формируется научное мировоззре­ние на основании установления сходства химическо­го состава клеток как одного из доказательств един­ства живой природы

 

 

14

 

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) Лабораторная работа №4

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

Формируются первона­чальные представления о жизнедеятельности клетки

 

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью,

П:развиваются навыки прове­дения простейших биологических экспериментов,   уме­ния   объяснять их результаты

К:   умение   формулировать выводы

 

Формируется познавательный мо­тив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов

 

 

 

15

 

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

 

 

 

 

 

Формируются первона­чальные представления о жизнедеятельности клетки

 

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью,

П: :развиваются навыки прове­дения простейших биологических экспериментов,   уме­ния   объяснять их результаты

К:   умение   формулировать выводы

Формируется познавательный мо­тив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов

 

 

16

 

Деление клетки

 

Учащиеся знают, умеют описать процесс деления клетки и ее рост

 

Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.                        

П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.  К:  умение подбирать аргументы, формулировать выводы

Формируется научное мировоззре­ние в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов

 

 

17

 

Понятие «ткань» Лабораторная работа №5

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

Имеют первоначальные представления о тканях и выполняемых ими функ­циях в растительном организме.

 

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью,

П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника

К: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи

Формируется научное мировоззре­ние в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации орга­низмов из клеток

 

 

18

 

Контрольная работа № 3 «Клеточное строение организмов»

Сформированы перво­начальные представления о единстве живых орга­низмов

 

Р : умение контролировать   время                               

П: развивается умение анализи­ровать и обобщать имеющиеся знания.         

 К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы

Формируется научное мировоззре­ние в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого

 

 

 

Раздел 2. Царство Бактерии

 (2 часа)

 

 

 

 

 

19

 

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

Имеют представление об особенностях строения бактерий и их многообразии

 

Р: умение  аргументировано отвечать на вопросы

П: развивается умение само­стоятельно работать с текстом и иллюстрациями  

К:доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи

Формируется научное мировоззре­ние на основе изучения строения бактерий

 

 

20

 

Роль бактерий в природе и жизни человека

Учащиеся имеют начальные сведе­ния о роли бактерий в природе и в жизни человека

 

Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.                        

 П: развивается умение само­стоятельно выполнять биологические исследования, работать с текстом и иллюстрациями учебника.                           К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе, умение подбирать аргументы, формулировать выводы

Формируется научное мировоззре­ние на основе изучения строения бактерий

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы

(5 часов)

 

 

 

 

 

21

 

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека

Знают о строении грибов, их роли в природе и жизни человека

 

Р:  работая по плану, сверяют свои действия с целью                                 П: развиваются умения само­стоятельно работать с текстом  учебника, получать информацию из видеофильма.                  К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь

Формируется научное мировоззре­ние на основе изучения строения и роли грибов

 

 

 

22

 

Шляпочные грибы

 

 

Знают особенности строе­ния и жизнедеятельности шляпочных грибов, уме­ют отличать грибы съедобные от ядовитых, знакомы с приемами оказания первой помощи при отравле­нии ядовитыми грибами

 

Р: умение  аргументировано отвечать на вопросы                      

П: развивается умение само­стоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника

 К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе

Формируется понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; усваиваются правила безопасного поведения    при отравлении    ядови­тыми грибам

 

 

23

 

Плесневые грибы и дрожжи Лабораторная работа №6

Особенности строения мукора и дрожжей

Знают строение плесне­вых грибов и дрожжей, их роль в природе и жизни человека

 

Р: умение  аргументировано отвечать на вопросы                      

П; развивается умение само­стоятельно проводить исследования в ходе лабора­торной работы,  анализировать результаты, делать выводы.                         

К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе

Формируется познавательная само­стоятельность и мотивация на изучение объектов природы

 

 

24

 

Грибы-паразиты

 

Знают о грибах-парази­тах и их роли в природе

 

Р:обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.                        

П: развивается умение само­стоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника.

 К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь

Формируется познавательная само­стоятельность и мотивация на изучение объектов природы

 

 

25

 

Контрольная работа №4 «Царство Бактерии. Царство Грибы»

 

систематизировали и обобщили знания о строении и роли гри­бов в природе и жизни человека.

 

Р: умение контролировать   время                               

П:  развивается умение сравни­вать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы

К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы

Формируется научное мировоззре­ние на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы.

 

 

 

РАЗДЕЛ 4. Царство Растения

(9 часов)

 

 

 

 

 

26

 

Ботаника — наука о растениях

 

Имеют представления о многообразии растений, их характерных призна­ках, о высших и низших растениях.

 

Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.                        

П: развиваются умения выде­лять существенные признаки растений, различать и сравнивать    низшие и высшие растения,   делать выводы на основе сравнения.

К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе

Формируется экологическая куль­тура на основе понимания важности охраны расте­ний

 

 

27

 

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания Лабораторная работа №7

Строение зеленых водорослей

Имеют представление о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках

 

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью,                              П: развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям

К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе

 

Формируется познавательная само­стоятельность и мотивация на изучение объектов природы

 

 

28

 

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

Учащиеся имеют начальные сведе­ния о роли водорослей в природе и в жизни человека

 

Р: умение  аргументировано отвечать на вопросы                      

П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника

К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь

Формируется познавательная само­стоятельность и мотивация на изучение объектов природы

 

 

29

 

Лишайники

 

Имеют представление о лишайниках как симбиотических организмах

 

Р: умение  аргументировано отвечать на вопросы                      

П: развивается умение прово­дить наблюдения в природе и на их основании де­лать выводы

К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь

Формируется экологическая куль­тура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.

 

 

30

 

Мхи, папоротники, хвощи, плауны

Лабораторные работы №8

Строение мха (на местных видах)

Строение спороносящего хвоща

Строение спороносящего папоротника (на усмотрение учителя)

Имеют представление о мхах как представителях высших споровых расте­ний, их характерных признаках.

 

Р работая по плану, сверяют свои действия с целью,

П: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям

К:  умение участвовать в диалоге

Формируется научное мировоззре­ние на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении

 

 

31

 

Голосеменные растения Лабораторная работа №9

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)

Имеют представление о характерных признаках и многообразии голосемен­ных растений; освоили понятие «семенные расте­ния».

 

Р:   формулируют учебную проблему совместно с учителем.                        

П: развитие умения выделять   признаки семенных растений и уста­навливать их преимущества перед высшими споровы­ми растениями

К: умение подбирать аргументы, делать выводы

Формируется научное мировоззре­ние на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении

 

 

32

 

Покрытосеменные растения Лабораторная работа №10

Строение цветкового растения

Учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии покрыто­семенных растений; могут оперировать понятиями: «плод», «цветок», «жизненные формы».

 

Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью,

П: развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктив­ным карточкам.

К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе

Формируется научное мировоззре­ние на основе сравнения голосеменных и покрытосе­менных растений и установления усложнений в их строении

 

 

33

 

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений, знают основ­ные этапы развития растительного мира.

 

Р : обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.                        

П: развивается умение приво­дить доказательства того, что многообразие раститель­ного мира — результат длительного исторического разви­тия (эволюции).

К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы

Формируется научное мировоззре­ние на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции

 

 

34

 

Итоговая контрольная работа № 5

«Царство Растений»

Навыки  владения полученным материалом

 

Р : умение оценивать конечный результат

П:развивается умение анализировать

К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе

Формируются навыки логического мышления

 

 

 

Резервное время — 1 часа

 

 

 

 

 

 

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание после 2009 г.

Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание после 2009 г.

Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание после 2009 г

Список литературы с указанием перечня учебно-методического обеспечения, средств обучения и электронных образовательных ресурсов.

1.     Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

2.     Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000

3.     Галушкова Н. И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс Поурочные планы – Волгоград:Учитель, 2007

4.     Калинина Л. Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 5 класс). - М., ВАКО, 2005

5.      Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл). - М., Экзамен, 2005

6.     Бенуж Е. М. Тесты по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл). - М., Экзамен, 2008

7.     Журнал «Биология в школе»

8.     Познавательные задачи по ботанике. М.Арктоус.

9.     Биология в таблицах,М.Дрофа,2011.

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа х

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа х

Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе: -

Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе: -

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, мета предметном, личностном и предметном, на уровне требова­ ний к результатам освоения содержания предметных…

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, мета предметном, личностном и предметном, на уровне требова­ ний к результатам освоения содержания предметных…

Цели и задачи курса: 1. Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности

Цели и задачи курса: 1. Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать: • уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; • понимание необходимости здорового образа жизни; • осознание необходимости…

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать: • уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; • понимание необходимости здорового образа жизни; • осознание необходимости…

Помимо этого, в курсе окружающего мира рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические…

Помимо этого, в курсе окружающего мира рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические…

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: 1

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: 1

В ценностно-ориентационной сфере: • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; • анализ и оценка последствий деятельности человека и природе, влияния…

В ценностно-ориентационной сфере: • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; • анализ и оценка последствий деятельности человека и природе, влияния…

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

Личностные результаты обучения

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны уметь: — давать общую характеристику бактериям и грибам; — отличать бактерии и грибы от других живых организмов; — отличать съедобные грибы от ядовитых;…

Учащиеся должны уметь: — давать общую характеристику бактериям и грибам; — отличать бактерии и грибы от других живых организмов; — отличать съедобные грибы от ядовитых;…

Растения. Ботаника — наука о растениях

Растения. Ботаника — наука о растениях

Метапредметные результаты обучения

Метапредметные результаты обучения

Учебно-тематический план Бактерии

Учебно-тематический план Бактерии

Метапредметные результаты обучения биологии: · учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы…

Метапредметные результаты обучения биологии: · учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы…

В ценностно-ориентационной сфере: · знание основных правил поведения в природе; · анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека

В ценностно-ориентационной сфере: · знание основных правил поведения в природе; · анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека

Основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии

Основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии

Критерии оценки лабораторных работ: «5» - ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения заданий; самостоятельно и рационально выполняет задания

Критерии оценки лабораторных работ: «5» - ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения заданий; самостоятельно и рационально выполняет задания

Оценка умений проводить наблюдения «5» правильно по заданию учителя проведено наблюдение; выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса); логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и…

Оценка умений проводить наблюдения «5» правильно по заданию учителя проведено наблюдение; выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса); логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и…

Календарно – тематическое планирование

Календарно – тематическое планирование

Знают основные методы изучения биологии,

Знают основные методы изучения биологии,

Р; умение аргументированного отвечать на вопрос

Р; умение аргументированного отвечать на вопрос

Практическая работа №1 Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

Практическая работа №1 Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

Пластиды Лабораторная работа №3

Пластиды Лабораторная работа №3

Формируется научное мировоззре­ние на основании установления сходства химическо­го состава клеток как одного из доказательств един­ства живой природы 14

Формируется научное мировоззре­ние на основании установления сходства химическо­го состава клеток как одного из доказательств един­ства живой природы 14

Деление клетки Учащиеся знают, умеют описать процесс деления клетки и ее рост

Деление клетки Учащиеся знают, умеют описать процесс деления клетки и ее рост

Р : умение контролировать время

Р : умение контролировать время

К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе, умение подбирать аргументы, формулировать выводы

К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе, умение подбирать аргументы, формулировать выводы

Шляпочные грибы Знают особенности строе­ния и жизнедеятельности шляпочных грибов, уме­ют отличать грибы съедобные от ядовитых, знакомы с приемами оказания первой помощи при отравле­нии ядовитыми грибами

Шляпочные грибы Знают особенности строе­ния и жизнедеятельности шляпочных грибов, уме­ют отличать грибы съедобные от ядовитых, знакомы с приемами оказания первой помощи при отравле­нии ядовитыми грибами

Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем

Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем

Имеют представления о многообразии растений, их характерных призна­ках, о высших и низших растениях

Имеют представления о многообразии растений, их характерных призна­ках, о высших и низших растениях

Формируется познавательная само­стоятельность и мотивация на изучение объектов природы

Формируется познавательная само­стоятельность и мотивация на изучение объектов природы

Строение мха (на местных видах)

Строение мха (на местных видах)

Строение цветкового растения

Строение цветкового растения

Итоговая контрольная работа № 5 «Царство

Итоговая контрольная работа № 5 «Царство

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017