Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа х.Новохвалынский
муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан
«Согласовано» Руководитель ШМО _________/____________/ Протокол № __ от « » ______________ 2016г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ х.Новохвалынский МР Кугарчинскийрайон РБ ________________/Суюндикова М.К../ « » ____________2016 г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ СОШ х.Новохвалынский МР Кугарчинский район РБ _____________/Кильсенбаева А.А./ Приказ № __ от « » ______________ 2016г. |
Рабочая программа по биологии
для 5 класса
МБОУ СОШ х.Новохвалынский
на 2016 – 2017 учебный год.
Составитель рабочей программы: Амирова Г.Р.
х. Новохвалынский- 2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
- Программы основного общего образования. Биология. 5 – 9 классы. Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. М.: Дрофа, 2012.
На изучение биологии в 5 классе отводится 35 часов, 1 час в неделю по учебному плану МБОУ СОШ х. Новохвалынский на 2016-2017 учебный год.
Учебник: Пасечник В.В. Биология. 5 класс. М.: «Дрофа», 2012г.,
Общая характеристика предмета учебного плана ОУ.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков).
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Цели и задачи курса:
1. Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.
2. Формировать способность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.).
4. Совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками.
5. Формирование умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся.
6. Развитие умение ведения фенологических наблюдений, опытнической и практической работы, тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
7. Воспитание любви к природе, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. Формирование активной жизненной позиции путём включения учащихся в решении доступных для них проблем окружающей природной среды.
Ценностные ориентиры содержания предмета учебного плана ОУ.
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:
• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
• понимание необходимости здорового образа жизни;
• осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
• правильному использованию биологической терминологии и символики;
• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
• развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Место данного предмета в учебном плане ОУ.
Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе – 35 ч (1 час в неделю).
В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс окружающего мира, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.
Помимо этого, в курсе окружающего мира рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение, почва и др. Опираясь на эти понятия, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе (питание, дыхание, обмен).
В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.
Результаты изучения предмета учебного плана ОУ.
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека и природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Основное содержание предмета учебного плана ОУ.
Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс (35 часов, 1 час в неделю)
Введение (8 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Раздел 3. Царство Растения (9 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Резервное время — 1 часа
Учебно-тематический план
Бактерии. Грибы. Растения (35 часов, 1 час в неделю)
№ |
Тема |
Количество часов |
Лабораторная работа |
Практическая работа |
Контрольная работа |
Экскурсия |
1 |
Введение |
8 |
|
1 |
2 |
1 |
2 |
Раздел 1. Клеточное строение организмов |
10 |
5 |
|
1 |
|
3 |
Раздел 2. Царство Бактерии |
2 |
|
|
|
|
4 |
РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы |
5 |
1 |
|
1 |
|
5 |
РАЗДЕЛ 4. Царство Растения |
9 |
4 |
|
1 |
|
6 |
Резервное время |
1 |
|
|
|
|
|
Итого |
35 |
10 |
1 |
5 |
1 |
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной учебной программе.
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
· сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
· формирование личностных представлений о целостности природы;
· формирование толерантности и миролюбия;
· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
· формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
· формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
· формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
· учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
· формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию4
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
· формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии в 5 класе являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
· классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
· выделение существенных признаков биологических объектов;
· соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
· объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
· различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений;; опасных для человека растений;
· сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
· выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
· овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
· знание основных правил поведения в природе;
· анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
· знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
· соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
· освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;
5. В эстетической сфере:
· овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы.
Критерии оценки письменного ответа.
«5» полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника:
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно, использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов: ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
«4» раскрыто основное содержание материала; в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов
«3» усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий
«2» Основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии
Критерии оценки устного ответа:
«5» - Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.
- Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.
- Приведены самостоятельно примеры.
- Ответ содержит логику изложения.
- Ответ полностью самостоятельный.
«4» - Конкретный ответ на поставленный вопрос.
- Приведены самостоятельно примеры.
- Ответ содержит логику изложения.
- Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка.
«3» - Ответ неконкретный, излишне пространный.
- Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить наводящие вопросы учителя.
- Допущены две существенные ошибки.
«2» - Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.
Критерии оценки лабораторных работ:
«5» - ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения заданий; самостоятельно и рационально выполняет задания. Работу проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов. Соблюдает требования правил безопасного труда.
«4» - ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
«3» - ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе выполнения работы были допущены ошибки;
«2» - ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если задания выполнялись неправильно;
Оценка практических умений учащихся
Оценка умений проводить опыты
«5» правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:
научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
«4» правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки:
в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы не полные.
«3» правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:
научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
«2» не определена самостоятельно цель; не подготовлено нужное оборудование;
допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
Оценка умений проводить наблюдения
«5» правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.
«4» -правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные; допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
«3» - допущены неточности 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; - при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые; - допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.
«2» - допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.
Календарно – тематическое планирование.
№ урока |
Наименование раздела |
Тема урока |
Планируемые результаты и уровень усвоения (УУД) |
Планируемая дата |
Фактическая дата |
||
Предметные;
|
Метапредметные:
|
Личностные |
|||||
|
Введение (8 часов) |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
Биология — наука о живой природе
|
Учащиеся имеют представления о биологии как науке и её роли в жизни общества; усвоили понятия «Биология», «Биосфера», «Экология»
|
Р; постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную П; умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты К; Отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами |
Формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры |
|
|
2 |
|
Методы исследования в биологии
|
Знают основные методы изучения биологии, ПТБ в биологическом кабинете
|
Р; обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем П; практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформление их результатов К; читают учебники и при этом выявляют все виды текстовой информации |
Формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности |
|
|
3 |
|
Входная контрольная работа №1 |
Сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов
|
Р ; умение контролировать время П; развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания. К; умение подбирать аргументы, формулировать выводы |
Формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого |
|
|
4 |
|
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого
|
Знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы
|
Р; постановка новых целей П; навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника К; умения участвовать в диалоге |
Знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы |
|
|
5 |
|
Среды обитания живых организмов. |
Умеют различать. Среды обитания организмов, знают их особенности
|
Р; умение аргументированного отвечать на вопрос П; формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания К; Отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами |
Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов |
|
|
6 |
|
Экологические факторы и их влияние на живые организмы
|
Умеют определять понятия «Экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы
|
Р; умение объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах П; умение работать с текстом и иллюстрациями учебника К; умение участвовать в диалоге |
Формируются элементы экологической культуры |
|
|
7 |
|
Обобщающий урок Экскурсия №1 Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Практическая работа №1 Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе |
Имеют первоначальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни
|
Р; постановка новых целей П; развивается умение проводить наблюдение в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты К; умение подбирать аргументы, формулировать выводы
|
Формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры |
|
|
8 |
|
Контрольная работа № 2 «Биология — наука о живой природе» |
Сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов
|
Р : умение контролировать время П: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания. К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы |
Формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого
|
|
|
|
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов) |
|
|
|
|
|
|
9 |
|
Устройство увеличительных приборов Лабораторная работа №1 Рассматривание строения растения с помощью лупы |
Знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними
|
Р; умение контролировать время П; развивается умение проводить простейшие умения и оформлять их результаты К; планирование и регуляция своей деятельности |
Формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований |
|
|
10 |
|
Строение клетки
|
Имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради
|
Р; работая по плану, сверяют свои действия с целью, исправляют ошибки с помощью учителя П; развиваются умения выполнения лабораторной работы по инструкции и оформления ее результатов. К; умение подбирать аргументы, формулировать выводы |
Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов |
|
|
11 |
|
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука Лабораторная работа №2 Строение клеток кожицы чешуи лука |
|
Р; постановка новых целей П; развивается умение проводить наблюдение в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты К; умение подбирать аргументы, формулировать выводы |
Формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований
|
|
|
12 |
|
Пластиды Лабораторная работа №3 Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника |
Учащиеся имеют понятия о пластидах и хлоропластах; у них развиваются навыки приготовления микропрепаратов, изучения их под микроскопом и умения схематически изображать строение клетки в тетради
|
Р; работая по плану, сверяют свои действия с целью, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя П; имеют понятия о пластидах и хлоропластах. К; доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи |
Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов |
|
|
13 |
|
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества |
Имеют начальные представления о химическом составе клетки, неорганических и органических веществах, их роли в клетке
|
Р; обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П; развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава. К; умение подбирать аргументы, формулировать выводы |
Формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы |
|
|
14 |
|
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) Лабораторная работа №4 Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи |
Формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки
|
Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П:развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов, умения объяснять их результаты К: умение формулировать выводы
|
Формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов
|
|
|
15 |
|
Жизнедеятельность клетки: рост, развитие
|
Формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки
|
Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: :развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов, умения объяснять их результаты К: умение формулировать выводы |
Формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов |
|
|
16 |
|
Деление клетки
|
Учащиеся знают, умеют описать процесс деления клетки и ее рост
|
Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника. К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы |
Формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов |
|
|
17 |
|
Понятие «ткань» Лабораторная работа №5 Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей |
Имеют первоначальные представления о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме.
|
Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника К: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи |
Формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток |
|
|
18 |
|
Контрольная работа № 3 «Клеточное строение организмов» |
Сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов
|
Р : умение контролировать время П: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания. К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы |
Формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого |
|
|
|
Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа) |
|
|
|
|
|
|
19 |
|
Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность |
Имеют представление об особенностях строения бактерий и их многообразии
|
Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями К:доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи |
Формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий |
|
|
20 |
|
Роль бактерий в природе и жизни человека |
Учащиеся имеют начальные сведения о роли бактерий в природе и в жизни человека
|
Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение самостоятельно выполнять биологические исследования, работать с текстом и иллюстрациями учебника. К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе, умение подбирать аргументы, формулировать выводы |
Формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий |
|
|
|
РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы (5 часов) |
|
|
|
|
|
|
21 |
|
Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека |
Знают о строении грибов, их роли в природе и жизни человека
|
Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью П: развиваются умения самостоятельно работать с текстом учебника, получать информацию из видеофильма. К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь |
Формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов
|
|
|
22 |
|
Шляпочные грибы
|
Знают особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, умеют отличать грибы съедобные от ядовитых, знакомы с приемами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами
|
Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе |
Формируется понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; усваиваются правила безопасного поведения при отравлении ядовитыми грибам |
|
|
23 |
|
Плесневые грибы и дрожжи Лабораторная работа №6 Особенности строения мукора и дрожжей |
Знают строение плесневых грибов и дрожжей, их роль в природе и жизни человека
|
Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П; развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы, анализировать результаты, делать выводы. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе |
Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы |
|
|
24 |
|
Грибы-паразиты
|
Знают о грибах-паразитах и их роли в природе
|
Р:обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника. К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь |
Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы |
|
|
25 |
|
Контрольная работа №4 «Царство Бактерии. Царство Грибы»
|
систематизировали и обобщили знания о строении и роли грибов в природе и жизни человека.
|
Р: умение контролировать время П: развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы |
Формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы. |
|
|
|
РАЗДЕЛ 4. Царство Растения (9 часов) |
|
|
|
|
|
|
26 |
|
Ботаника — наука о растениях
|
Имеют представления о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях.
|
Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развиваются умения выделять существенные признаки растений, различать и сравнивать низшие и высшие растения, делать выводы на основе сравнения. К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе |
Формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений |
|
|
27 |
|
Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания Лабораторная работа №7 Строение зеленых водорослей |
Имеют представление о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках
|
Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе
|
Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы |
|
|
28 |
|
Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей |
Учащиеся имеют начальные сведения о роли водорослей в природе и в жизни человека
|
Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь |
Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы |
|
|
29 |
|
Лишайники
|
Имеют представление о лишайниках как симбиотических организмах
|
Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь |
Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды. |
|
|
30 |
|
Мхи, папоротники, хвощи, плауны Лабораторные работы №8 Строение мха (на местных видах) Строение спороносящего хвоща Строение спороносящего папоротника (на усмотрение учителя) |
Имеют представление о мхах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках.
|
Р работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям К: умение участвовать в диалоге |
Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении |
|
|
31 |
|
Голосеменные растения Лабораторная работа №9 Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов) |
Имеют представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений; освоили понятие «семенные растения».
|
Р: формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развитие умения выделять признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями К: умение подбирать аргументы, делать выводы |
Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении |
|
|
32 |
|
Покрытосеменные растения Лабораторная работа №10 Строение цветкового растения |
Учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений; могут оперировать понятиями: «плод», «цветок», «жизненные формы».
|
Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе |
Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении |
|
|
33 |
|
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира |
Учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира.
|
Р : обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции). К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы |
Формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции |
|
|
34 |
|
Итоговая контрольная работа № 5 «Царство Растений» |
Навыки владения полученным материалом
|
Р : умение оценивать конечный результат П:развивается умение анализировать К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе |
Формируются навыки логического мышления |
|
|
|
Резервное время — 1 часа
|
|
|
|
|
|
|
35 |
|
|
|
|
|
|
|
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание после 2009 г.
Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание после 2009 г.
Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание после 2009 г
Список литературы с указанием перечня учебно-методического обеспечения, средств обучения и электронных образовательных ресурсов.
1. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000
3. Галушкова Н. И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс Поурочные планы – Волгоград:Учитель, 2007
4. Калинина Л. Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 5 класс). - М., ВАКО, 2005
5. Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл). - М., Экзамен, 2005
6. Бенуж Е. М. Тесты по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл). - М., Экзамен, 2008
7. Журнал «Биология в школе»
8. Познавательные задачи по ботанике. М.Арктоус.
9. Биология в таблицах,М.Дрофа,2011.
Интернет-ресурсы:
www.bio.1september.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.