Ростовская область Кашарский район х.Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа.
« Утверждаю »
Директор МБОУ Талловеровская СОШ
Приказ от _______________№_______
Подпись руководителя _____________
Печать /Переверзева Н.Н/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
основного общего образования
8 класс
Количество часов: 70ч (2ч в неделю)
Учитель: Никулина Е.В.
Программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных
учреждений 511 классы среднего общего образования по биологии (составитель Н.И.
Сонин, В.И. Сонина Москва, «Дрофа», 2013г) Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /Под редакцией Н. И. Сонин
М.Р.Сапин Биология. Человек . – М.: Дрофа, 2013г
I.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
В результате изучения данного курса биологии ученик должен
знать/понимать:
фундаментальные понятия биологии;
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток,
тканей, органов и систем органов человека;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии,
питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,
наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма,
раздражимость;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной
деятельности и поведения:
особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их
нервную и гуморальную регуляцию,
о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене
веществ, об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,
основные приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях,
правила гигиены и факторы, разрушающие здоровье человека;
систематическое положение человека и его происхождение;
основные области применения биологических знаний в практике при охране
окружающей среды и здоровья человека;
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины
мира, в практической деятельности людей и самого ученика; необходимость защиты
окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль
человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость
собственного здоровья от состояния окружающей среды; проявления наследственных
заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
2
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,
описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых
микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и
их топографию, системы органов человека;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и
делать выводы на основе сравнения;
объяснять связь между строением и функциями органов;
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов
риска на здоровье;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте
учебника основной материал; в биологических словарях и справочниках значения
биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию об
организме человека (в том числе с использованием информационных технологий);
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
работать с учебной и научнопопулярной литературой, составлять план, конспект
реферат;
владеть языком предмета;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,
бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧинфекции, вредных
привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха,
инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах
животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил личной и
общественной гигиены;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для
построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной
профессиональной карьеры по ее окончании. Учащиеся должны освоить основные знания и
умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и
собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической
3 деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие
системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и
эволюция. Основу изучения курса биологии составляют экологоэволюционный и
функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия
организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей
на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции,
приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
II.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Место человека в системе органического мира5ч
Место человека в системе органического мира. Особенности человека. Происхождение
человека и его эволюция. Расы человека, их происхождение и единство. История развития
знаний о строении и функциях организма человека.
Общий обзор строения и функций организма человека4ч
Клеточное строение организма. Ткани. Органы. Системы органов.
Координация и регуляция8ч
Гуморальная регуляция. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.
Спинной мозг. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции.
Полушария головного мозга.
Анализаторы. 5ч
Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор. Нарушения зрения, их
профилактика. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы Кожномышечная
чувствительность. Обоняние и вкус. Чувствительность анализаторов, их взаимодействие.
Опора и движение. 9ч
Кости скелета. Строение, состав и соединение костей.
Строение скелета. Скелет головы и скелет туловища. Скелет конечностей.
Первая помощь при растяжении связок, вывихах ставов и переломах костей. Мышцы.
Общий обзор. Работа мышц. Заболевания опорнодвигательной системы и их
профилактика. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Роль
двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.
Внутренняя среда организма3ч
Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Группы крови.
4 Транспорт веществ5ч
Органы кровообращения. Работа сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция работы
сердца и кровеносных сосудов. Заболевания сердечнососудистой системы, их
предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. 5ч
Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких и тканях.
Регуляция дыхания. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Первая помощь при
нарушении дыхания и кровообращения.
Пищеварение. 5ч
Пищевые продукты, питательные вещества и их превращение в организме. Пищеварение в
ротовой полости. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Функции тонкого
и толстого кишечника. Всасывание. Гигиена питания.
Обмен веществ и энергии. Витамины. 2ч
Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмен Витамины,
их роль в организме.
Выделение. 2ч
Выделение. Заболевания почек и их предупреждение.
Покровы тела. 4ч
Строение функции кожи. Роль кожи в терморегуляции организма Закаливание.
Размножение. 2ч
Половая система. Оплодотворение и развитие зародыша. Наследственные и врожденные
заболевания и их профилактика. Развитие человека. Возрастные процессы.
Высшая нервная деятельность. 8ч
Рефлекторная деятельность нервной системы. Торможение. Биологические ритмы. Сон и
его значение. Гигиена сна. Сознание и мышление. Речь. Познавательные процессы и
интеллект. Память. Эмоции и темперамент.
Человек и его здоровье. 2ч
5 Здоровье и влияющие на него факторы. Вредные привычки Заболевания человека. Гигиена
человека. Стресс и адаптации.
Лабораторные и контрольные работы:
Л.р. «Строение животной клетки»
Л.р. «Изучение головного мозга человека по муляжам»
Л.р. «Изучение внешнего строения костей»
Контрольная работа «Общий обзор организма человека».
Контрольная работа «Координация и регуляция». «Анализаторы»
Контрольное тестирование «Опора и движение»
Контрольная работа «Внутренняя среда. Транспорт веществ».
Контрольная работа «Дыхание».
Итоговое тестирование по теме «Пищеварение».
Контрольная работа «Выделение. Кожа»
Контрольное тестирование по теме «ВНД»
III.
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
№
ур
ок
а
Раздел/Тема занятия
Дата
проведения урока
План
Факт
Кол
ичес
тво
часо
в
1.Место человека в системе органического мира (5 ч)
1
2
Место человека в системе орга
нического мира.
Особенности человека.
1
1
01.09
01.09
03.09
03.09
6 анализаторы
7
Ткани.
20 Кожномышечная
Органы. Системы органов.
8.
чувствительность. Обоняние и
вкус.
9.
21 Чувствительность анализаторов,
их взаимодействие.
Контрольная работа «Общий обзор
организма человека». «Место
человека в системе органического
мира»
1
Обобщение знаний .
Координация и регуляция.(8 ч)
22. Контрольная работа
.1
1
17.11
1
22.09
24.09
17.11
29.09
1
19.11
19.11
24.09
24.09
29.09
13. Спинной мозг.
14. Спинной мозг, строение и
1
1
13.10
15.10
13.10
15.10
15.
функции.
3
Головной мозг, строение и
функции.
Происхождение человека и его
1
эволюция.
16. Л. р. «Изучение головного мозга
4.
человека по муляжам»
Расы человека, их происхождение
и единство.
1
17 Полушария головного мозга.
5.
История развития знаний о
строении и функциях организма
человека.
Анализаторы ( 5 часов)
18 Анализаторы, их строение и
1
1
1
20.10
08.09
20.10
08.09
1
.22.10
10.09
22.10
10.09
27.10
1
15.09
27.10
15.09
29.10
29.10
функции. Зрительный анализатор.
Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)
Нарушения зрения, их
профилактика.
6
Клеточное строение организма.
17.09
1
17.09
19 Органы слуха и равновесия. Их
Л.р. «Строение животной клетки»
1
12.11
12.11
1
24.11
24.11
«Координация и регуляция».
10
«Анализаторы»
Гуморальная регуляция.
11.
Опора и движение. (9часов)
Роль гормонов в обмене веществ,
росте и развитии организма.
23. Кости скелета. Строение, состав и
1
12. Нервная регуляция. Строение и
соединение костей.
значение нервной системы.
1
1
01.10
06.10
01.10
06.10
26.11
1
08.10
26.11
08.10
24
25
Строение скелета. Скелет головы
и скелет туловища.
Скелет конечностей. Л.р.
«Изучение внешнего строения
костей»
1
1
01.12
01.12
03.12
03.12
26 Первая помощь при растяжении
1
08.12
08.12
связок, вывихах суставов и
переломах костей.
27
28.
Мышцы. Общий обзор.
2
7
Работа мышц.
29.
Заболевания опорнодвигательной
1
10.12
15.12
17.12
10.12
15.12
17.12
В связи с
праздничными
днями и
перенесенными
выходными
днями
(Постановление Правительства РФ от 04.08.2016 г. №756 «О переносе выходных дней в 2017 году»)
произошло уплотнение учебного материала, поэтому данная программа будет пройдена не
за 70 учебных часов, а за 67 учебных часа. Недостаток учебного времени будет
компенсирован путем интеграции тем курса.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Талловеровская СОШ _____________/Сыроваткина Н.В./
от________201_г №______ подпись
________________________ _____ ________________201__г
подпись руководителя МС дата
8
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.