Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС
Оценка 4.7

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
биология
5 кл
11.01.2018
Рабочая программа  по биологии 5 класс по ФГОС
Публикация является частью публикации:
рп биол 9.docx
Ростовская область   Кашарский район   х.Талловеров                   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                         Талловеровская средняя общеобразовательная школа.                                                                                                   « Утверждаю »                                                                                      Директор МБОУ Талловеровская СОШ                                                                                      Приказ от _______________№_______                                                                                      Подпись руководителя _____________                                                                                      Печать                         /Переверзева Н.Н/                                                                       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                                                  по   биологии                                  основного общего образования                                                     9   класс Количество часов: 68 ч (2ч в неделю) Учитель: Никулина Е.В. Программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных  учреждений 5­11 классы среднего общего образования по биологии (составитель Н.И.  Сонин, В.И. Сонина  Москва, «Дрофа», 2013г) Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Биология. Общие  закономерности.  /Под редакцией С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И.  Сонин,  Москва «Дрофа», 2014г. I. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ: В результате изучения биологии обучающиеся 9 класса должны: Знать/ понимать ­Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;  клеток и организмов растений, животных грибов и бактерий; популяций;  экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего  региона; ­сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии,  питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,  наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма,  раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; ­особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и  поведения человека; ­строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический  состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов;  одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем; ­сущность биологических процессов и явлений:  хранения , передачи и  реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в  клетке; фотосинтеза и хемосинтеза;  митоза и мейоза; развития гамет у  цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у  цветковых растений и позвоночных  животных; индивидуального развития  организма (онтогенеза); взаимодействия генов  искусственного, движущего и  стабилизирующего отбора; географического и  экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции;  формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и  превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы  ­использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии  (гетерозис, полиплоидия, отдельная гибридизация, трансгенез) ­ особенности жизни как формы существования материи; ­ роль физических и химических процессов в живых системах различного  иерархического уровня организации; ­ фундаментальные понятия биологии  2 ­ сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и  изменчивости; ­ основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию  наследственности, эволюционную, антропогенеза; ­ соотношение социального и биологического в эволюции человека; ­ основные области применения биологических знаний в практике сельского  хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и  здоровья человека; уметь: находить: ­ в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; ­ в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; ­ в различных источниках (в том числе с использованием информационных и  коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых  организмах; избирательно относится к биологической информации,  содержащейся в средствах массовой информации; объяснять: ­ роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины  мира, в практической деятельности людей и самого ученика;  ­ родство, общность происхождения и эволюции растений и животных (на  примере сопоставления отдельных групп); роль различных   организмов в жизни  человека и собственной деятельности; ­ взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического  разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей  среды; ­ родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в  природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного  здоровья от состояния окружающей среды; зависимость собственного здоровья  от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости,  проявления наследственных заболеваний   , иммунитета у человека; роль  гормонов и витаминов в организме; проводить простые биологические исследования: ­ ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты  опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением  3 животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых  микропрепаратах и описывать биологические объекты; ­ по результатам наблюдений распознавать и описывать   в таблицах основные  части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых  объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов  животных, растения разных отделов,  области  биологии и экологии, о факторах  здоровья и риска; работать с биологическими и приборами , инструментами ,  справочниками;  проводить наблюдения за биологическими объектами и  состоянием его собственного организма , биологические эксперименты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих  способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами,  биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; ­воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,  собственному здоровью других людей; культуры поведения в природе; Формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и  умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными,  забота о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;  оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде,  собственному организму, здоровью других людей , для соблюдения правил  поведения в окружающей среде , норм здорового образа жизни, профилактики  заболеваний , травматизма и стрессов, вредных привычек ВИЧ­инфекции. ­ пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с  материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на  Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека; ­ давать аргументированную оценку новой информации по биологическим  вопросам; ­ работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для  микроскопических исследований;  ­ решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные  кривые на растительном и животном материале; ­ работать с учебной и научно­популярной литературой, составлять план,  конспект, реферат. II.  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1.Эволюция живого мира на Земле (22 часа). Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для  понимания научной картины мира. Методы биологических исследований.  4 Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни.  Значение биологической науки в деятельности человека. Учение об эволюции  органического мира. Развитие биологии в додарвиновский период. Работы  Аристотеля, К.Линнея. Ж.Б.Ламарка. Ч. Дарвин — основоположник учения об  эволюции. Учение Ч.Дарвина об искусственном и естественном отборе.  Движущие силы и результаты эволюции. Естественный отбор — движущая и  направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа  естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых  свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия  естественного отбора. Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие  микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная  эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Эволюционная  роль мутаций. Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро­ и  макроэволюции. Главные направления эволюции. Взгляды, гипотезы и теории о  происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История  развития органического мира.  2.Структурная организация живых организмов (11 часов). Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав  клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции.  Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. Прокариоты и  эукариоты. Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая  роль в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник  генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза  белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Прокариоты  и эукариоты. Особенности строения клеток бактерий. Основные положения  клеточной теории.       3.Размножение и индивидуальное развитие  организмов (5 часов). Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения  организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого  размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.  Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое  значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у  растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток,  органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней  среды на развитие зародыша. Биогенетический закон.          4.Наследственность и изменчивость организмов (20 часов). 5 Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики.  Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения  наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон  расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его  цитологическое обоснование. Анализирующее скрещивание. Сцепленное  наследование генов. Фенотип и генотип. Генетическое определение пола.  Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков,  сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Основные формы изменчивости.  Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций,  мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная  изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании  генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение  комбинативной изменчивости.         Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий  внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Задачи и методы  селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения  мировой и отечественной селекции.  5 . Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (9 часов). Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник  учения о биосфере. Структура и функции биосферы. Круговорот веществ в  биосфере. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль  производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в  экосистемах и круговороте веществ в природе. Автотрофы, гетеротрофы.  Пищевые связи в экосистеме. Окружающая среда — источник веществ, энергии  и информации. Абиотические и биотические факторы среды. Влияние  экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к  различным экологическим факторам. Типы взаимодействия между организмами  (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Роль человека в биосфере.  Природные ресурсы и их использование. Экологические проблемы, их влияние  на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние  его поступков на живые организмы и экосистемы. Охрана природы и основы  рационального природопользования. Практические и лабораторные работы: П.р. №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».  Л.р. № 1 «Изучение критериев вида на сортах культурных растений».  Л.р. № 2 «Изучение строения растительной и животной клетки под  микроскопом».  6 Л.р. № 3 «Решение генетических задач и анализ составленных родословных».  Л.р. №4«Построение вариационной кривой (размеры листьев растений). Л.р. №5«Составление схем передачи веществ и энергии  (цепей питания) П.р. №2 «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление  типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме» П.р.  №3« Анализ и оценка последствий деятельности человека в  экосистемах» III. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА № Раздел/Тема урока 1. Эволюция живого мира на Земле­22ч Количество часов Дата проведения план факт 1.1. 1.2 1.3 1.4 1.5. 1.6 1.7 1.8. 1 1 1 1 1 1 1 1 Введение. Многообразие живого мира.  Основные свойства живых  организмов Становлен6ие систематики. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка Научные и социально­экономические предпосылки возникновения теории  Ч. Дарвина Учение Ч. Дарвина об  искусственном отборе. Учение Ч.Дарвина об естественном  отборе. Приспособительные особенности  строения и поведения  животных.  Забота о потомстве.  Физиологические адаптации. 7 01.09 07.09 08.09 14 09 15.09 01.09 07.09 08.09 14 09 15.09 21.09 21.09 22.09 22.09 28.09 28.09 1.9 П.р. №1 «Изучение приспособ­ ленности организмов к среде  обитания» 1.10. Вид, его критерии и структура. Л.р. № 1 «Изучение критериев вида  на сортах культурных растений» 1.11 1.12 1.13 1.14 1.15 Элементарные эволюционные  факторы. Формы естественного отбора. Главные направления эволюции. Типы эволюционных изменений. Современные представления  о  возникновении жизни. 1.16 Начальные этапы развития жизни. 1.17 Жизнь в  архейскую и  протерозойскую эры. 1.18 Жизнь в палеозойскую эру. 1.19 Жизнь в мезозойскую эру. Жизнь в кайнозойскую эру. 1.20 1.21 1.22 Происхождение человека. Обобщение и закрепление знаний Контрольное тестирование 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2.Структурная организация живых организмов (11 часов). 2.23. Химическая организация клетки.  Неорганические вещества, входящие в состав клетки. 2.24 Органические вещества, входящие в  состав клетки. 2.25. Обмен веществ и преобразование  энергии в клетке. Пластический  обмен. 2.26 Биосинтез белков. 1 1 1 1 8 29.09 29.09 05.10 05.10 06.10 06.10 12.10 13.10 19.10 20.10 26.10 27.10 02.11 16.11 17.11 23.11 24.11 12.10 13.10 19.10 20.10 26.10 27.10 02.11 16.11 17.11 23.11 24.11 30.11 30.11 01.12 01.12 07.12 07.12 08.12 08.12 2.27 2.28 2.29 2.30 2.31 2.32 2.33 Энергетический обмен. Способы  питания. Строение и функции клеток.  Прокариотическая клетка. Эукариотическая клетка.  Цитоплазма. Ядро. Л.р.№2 «Изучение строения  растительной и животной клетки под микроскопом». Деление клеток. Клеточная теория строения  организмов. Контрольное тестирование  «Структурная организация живых  организмов». 1 1 1 1 1 1 1 14.12 14.12 15.12 15.12 21.12 21.12 22.12 22.12 28.12 29.12 28.12 29.12 18.01 18.01 3.Размножение и индивидуальное развитие  организмов ­5ч 3.34 3.35 3.36 Размножение организмов  Бесполое  размножение. Половое размножение. Развитие  половых клеток. Индивидуальное развитие  организмов (онтогенез).  Эмбриональный  период развития. 3.37 Постэмбриональный Период развития. 3.38 Общие закономерности развития.  Биогенетический закон. 1 1 1 1 1 19.01 19.01 25.01 25.01 26.01 26.01 01.02 01.02 02.02 02.02          4.Наследственность и изменчивость организмов ­20ч 1 08.02 08.02 4.39 Закономерности наследования  признаков. Основные понятия  генетики. Гибридологический метод  изучения наследования признаков Г. Менделя. 9 4.40 4.41 4.42 4.43 4.44 4.45 4.46 4.47 4.48 4.49 Первый закон Менделя. Второй закон Менделя. Закон чистоты гамет. Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Наследование   признаков, сцепленных с полом. Л.р №3«Решение генетических задач и анализ составленных  родословных». Контрольное тестирование по теме  «Закономерности наследования  признаков. Индивидуальное развитие организмов» Закономерности изменчивости.  Наследственная (генотипическая)   изменчивость. 4.50 Мутации. Значение мутаций для  практики с/х и биотехнологии. 4.51 4.52 4.53 4.54 4.55 4.56 4.57 Ненаследственная (фенотипическая) изменчивость. Л.р. №4«Построение вариационной  кривой (размеры листьев растений). Селекция растений, животных и  микроорганизмов. Центры   многообразия и происхождения  культурных растений. Селекция растений и животных. Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции. Обобщение знаний по теме:  «Закономерности изменчивости.   Селекция растений, животных и  10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 09.02 15.02 16.02 22.02 01.03 02.03 09.03 09.02 15.02 16.02 22.02 01.03 02.03 09.03 15.03 15.03 16.03 16.03 22.03 22.03 23.03 23.03 05.04 05.04 06.04 06.04       12.04 13.04 19.04 20.04        12.04 13.04 19.04 20.04 26.04 26.04 микроорганизмов». 4.58 Контрольное тестирование по теме:  «Закономерности изменчивости.   Селекция растений, животных и  микроорганизмов». 1 27.04 27.04 5 . Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии ­9ч 5.59 5.60 5.61 5.62 5.63 5.64 5.65 5.66 Биосфера, ее структура и функции.  Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. История формирования природных  сообществ живых организмов.  Биогеоценозы и биоценозы. П.р №2 Абиотические факторы среды.  Интенсивность действия факторов  среды. Биотические факторы среды. Типы  связей между организмами в  биоценозах. Взаимодействие между  организмами. Л.р. №5«Составление  схем передачи веществ и энергии   (цепей питания) Биосфера и человек. Природные  ресурсы  и их использование. П.р.   №3« Анализ и оценка последствий  деятельности человека в  экосистемах» Последствия хозяйственной  деятельности человека для  окружающей среды. Охрана природы и основы  рационального природопользования. Обобщение   и повторение  по теме:  «Биосфера» 1 1 1 1 1 1 1 2 03.05 03.05 04.05 10.05 04.05 10.05 11.05 11.05 17.05 17.05 18.05 18.05 24.05 24.05 25.05 25.05 В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями (Постановление  Правительства РФ от 04.08.2016 г. №756 «О переносе выходных дней в 2017 году»)  11 произошло уплотнение учебного материала, поэтому данная программа будет пройдена не  за 68 учебных часов, а за 66 учебных часа. Недостаток учебного времени будет  компенсирован путем интеграции тем курса. СОГЛАСОВАНО                                                                                   СОГЛАСОВАНО Протокол заседания                                                                          Заместитель директора по УВР методического совета МБОУ Талловеровская СОШ                                                           _____________/Сыроваткина Н.В./ от________201_г №______                                                                подпись ________________________                                                             _____  ________________201__г подпись руководителя МС                                                                              дата 12 13

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа  по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа  по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа  по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа  по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа  по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа  по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа  по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа  по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа  по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа  по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа  по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа  по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС

Рабочая программа  по биологии 5 класс по ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2018