Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основании следующих документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ,утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
- Основной образовательной программы основного общего образования 5-9 ФГОС МОУ « Победненская школа» на 2015-2020г.
- Предметной линии учебников «Биология. Живые организмы. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе /Л.Н.Сухоруковой, В.С.Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2014. – 159, [1]с.: ил. – (Сферы)», с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, факультативам в том числе внеурочной деятельности в МОУ « Победненская школа» Джанкойского района Республики Крым.
-Учебного плана МОУ « Победненская школа» на 2018-2019 учебный год.
РП биология 5.docx
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основании
следующих документов:
Федерального закона от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования ,утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
Основной образовательной программы основного общего образования 5
9 ФГОС МОУ « Победненская школа» на 20152020г.
Предметной линии учебников «Биология. Живые организмы. 5 класс: учеб.
для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе
/Л.Н.Сухоруковой, В.С.Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение,
2014. – 159, [1]с.: ил. – (Сферы)», с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей учащихся.
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих
программ по учебным предметам, курсам, факультативам в том числе
внеурочной деятельности в МОУ « Победненская школа» Джанкойского
района Республики Крым.
Учебного плана МОУ « Победненская школа» на 20182019 учебный год.
Цели
Цели биологического образования в основной школе формулируются на
нескольких
уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне
требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной
и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе
изменением социальной ситуации развития, ростом информационных
перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных
взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают
определённые особенности развития современных подростков). Наиболее
продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является
социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения
биологического образования как компонента системы образования в целом,
поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
2 С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического
образования являются:
• социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных
отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или
общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в
процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных
(научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей
ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения
к живой природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о
живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением
методами изучения природы, формированием интеллектуальных и
практических умений; • овладение ключевыми компетентностями: учебно
познавательной, информационной, ценностносмысловой, коммуникативной;
• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в
процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как
способности эмоциональноценностного отношения к объектам живой
природы.
Планируемые результаты освоения курса биологии
Требования к результатам освоения курса биологии в 5 классе определяются
ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные,
общественные и государственные потребности, и включают личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих
личностных результатов:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить
рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к
живым объектам;
3 • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской,
творческой и других видов деятельности;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической
культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и
необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной
программыосновного общего образования являются:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности,
включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• умение работать с разными источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в различных источниках (тексте
учебника научнопопулярной и справочной литературе), анализировать и
оценивать информацию; • умение самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4 • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения,
аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её
развития, для формирования современных представлений о
естественнонаучной картине мира;
• формирование первоначальных систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, овладение
понятийным аппаратом биологии;
• приобретение опыта использования методов биологической науки и
проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых
организмов;
• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на
здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих; осознание необходимости действий по сохранению
биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и
роли человека в природе;
• овладение методами биологической науки; наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов;
• формирование представлений о значении биологических наук в решении
локальных и глобальных экологических проблем, необходимости
рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях
быстрого изменения экологического состояния окружающей среды;
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
5 выделение существенных признаков биологических объектов
(отличительных признаковживых организмов; клеток и организмов растений,
животных, грибов и бактерий);
приведение доказательств (аргументация) необходимости защиты
окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых
растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
объяснение роли различных организмов в жизни человека;
распознавание на таблицах органоидов клетки; на гербарных материалах и
таблицах растений разных отделов, животных отдельных типов и классов;
наиболее распространенных растений и животных; съедобных и ядовитых
грибов; опасных для человека растений и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей
между особенностями строения клеток, тканей и их функциями; овладение
методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и
объяснение их результатов.
2. В ценностноориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа
жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния
факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими прибора ми и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
рациональная организация труда и отдыха, выращивание и размножение
культурных растений, уход за ними;
5. В эстетической сфере:
Содержание учебного предмета, курса
5 класс (34 часа, 1 резерв.)
Раздел «Живые организмы»
Биология как наука. Роль биологии в познании окружающего мира и
практической деятельности людей. Основные правила поведения в природе.
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами.
6 Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных
царств живой природы. Классификация организмов. Одноклеточные,
колониальные и многоклеточные организмы.
Среды жизни. Факторы среды обитания. Приспособления живых организмов к
различным средам обитания. Основные растительные сообщества. Значение
растений в природе и жизни человека. Многообразие (типы животных), их
роль в природе и жизни человека.
Клеточные и неклеточные формы жизни. Химический состав и характерные
особенности строения клеток бактерий, растений, животных и грибов.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни
человека.
Вирусы – неклеточные формы жизни.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека.
Ткани растений и животных.
Демонстрация: таблицы, рисунки, схемы, видеофильмы, слайды (в т.ч.
цифровые образовательные ресурсы), постоянные микропрепараты, гербарий.
Результаты опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений.
Результаты опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений
минеральных и органических веществ.
Лабораторные работы:
№1. Состав клеток растений*
№2. Строение растительной клетки (на примере листа элодеи или др.
объектов)
№3. Изучение одноклеточных животных
№4. Строение покровной ткани листа
Практические работы:
№1. Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними
№2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука
Экскурсии
№1. Осенние явления в жизни растений родного края*
№2. Весенние явления в жизни растений родного края*
7 Тематическое планирование по биологии
Класс 5А 5Б
Количество часов по учебному плану
Всего 34 часа, в неделю 1 час
Плановых контрольных работ 2
Плановых лабораторных работ 4 практических работ 2
Учебник 56 класс Биология Живой организм Л.Н.Сухорукова
издательство Просвещение 2014год
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Наименование темы
Учебные часы Контрольные
Введение
Разнообразие живых
организмов, среды
жизни
Клеточное строение
живых организмов
Ткани живых
организмов
Резерв
Всего
3
12
10
8
1
34
работы
1
1
2
Практическая
часть
5
1
6
8
Рабочая программа по биологии 5 класс Сухорукова
Рабочая программа по биологии 5 класс Сухорукова
Рабочая программа по биологии 5 класс Сухорукова
Рабочая программа по биологии 5 класс Сухорукова
Рабочая программа по биологии 5 класс Сухорукова
Рабочая программа по биологии 5 класс Сухорукова
Рабочая программа по биологии 5 класс Сухорукова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.