Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
биология
5 кл
21.02.2017
Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)
Рабочая программа по биологии для обучающихся 5 классов на 2016-2017 учебный год Количество часов - 35 Срок реализации программы - 1 учебный год Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе авторской программы по предмету «Биология». Автор программы: В. В. Пасечник. Учебник: Пасечник В.В. « Биология: Бактерии, грибы, растения.» 5 класс,– М.: Дрофа, 2014г Составитель - учитель биологии Киреева Елена ПавловнаРабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе авторской программы по предмету «Биология». Автор программы: В. В. Пасечник. Учебник: Пасечник В.В. « Биология: Бактерии, грибы, растения.» 5 класс,– М.: Дрофа, 2014г
биология 5 2016.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 30» городского округа Саранск «Согласовано» Руководитель  МО «Согласовано» Зам. директора по УВР _________Н.А.Вельдяскина _____________ И.П.Арапова Протокол №  __ от «___»____________2016г. «___»_____________2016г. «Утверждаю» Директор школы _________В.Б.Жаров Приказ № ___ от «__»__________2016г . Рабочая программа по биологии для обучающихся  5 А, Б, В, Г классов на 2016­2017 учебный год Количество часов ­ 35 Срок реализации программы ­ 1 учебный год Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования на  основе авторской программы по предмету «Биология». Автор программы:  В. В. Пасечник. Учебник: Пасечник В.В. « Биология: Бактерии, грибы, растения.» 5 класс,– М.:  Дрофа, 2014г Составитель ­ учитель биологии Киреева Елена Павловна 1 Планируемые  результаты освоения учебного предмета «Биология. Бактерии, грибы, растения». В соответствии с требованиями ФГОС личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по биологии в 5 классе отражают достижения: Личностных результатов:  1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни  и здоровье­сберегающих технологий; 2) реализация установок здорового образа жизни; 3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой  природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать,  делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. Учащиеся должны: — испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; — знать правила поведения в природе; — понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; — испытывать любовь к природе; — признавать право каждого на собственное мнение; — проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — уметь отстаивать свою точку зрения; — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; — уметь слушать и слышать другое мнение. Метапредметных результатов:  1)овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать,   проводить   эксперименты,   делать   выводы   и   заключения,   структурировать   материал, объяснять, идеи; 2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию   в   различных   источниках   (тексте   учебника,   научно­популярной   литературе, биологических   словарях   и   справочниках),   анализировать   и   оценивать   информацию, преобразовывать другую;   3)   способность   выбирать   целевые   и   смысловые   установки   в   своих   действиях   и   поступках   по отношению   окружающих; 4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. информацию здоровью   доказывать, защищать   живой   своему   природе,   свои одной   формы   из       к   и в         Предметных результатов:  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых  организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессов жизнедеятельности  (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие,  размножение); • приведение доказательств (аргументация) зависимости здоровья человека от состояния  окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики  заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами, инфекционных и  простудных заболеваний; • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной  2 систематической группе; • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в  жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, съедобных и ядовитых грибов; •   сравнение   биологических   объектов   и   процессов,   умение   делать   выводы   и   умозаключения   на основе сравнения; • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей; • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;   постановка   биологических   экспериментов   и   объяснение   их   результатов.   2. В ценностно­ориентационной сфере: • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на  здоровье человека. 3. В сфере трудовой деятельности: • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы,  скальпели, лупы, микроскопы). 4. В сфере физической деятельности: • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, простудных  заболеваниях; 5. В эстетической сфере: • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. В результате изучение предмета учащиеся научатся: — составлять план текста; — владеть таким видом изложения текста, как повествование; — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; — под   руководством   учителя   оформлять   отчет,   включающий   описание   наблюдения,   его результаты, выводы; — получать биологическую информацию из различных источников; — определять отношения объекта с другими объектами; — определять существенные признаки объекта. — анализировать объекты под микроскопом; — сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; — оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; — работать с текстом и иллюстрациями учебника. — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в научно­популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. Учащиеся получат возможность научиться: — определять   понятия   «биология»,   «экология»,   «биосфера»,   «царства   живой   природы», «экологические факторы»; — отличать живые организмы от неживых; — пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; — характеризовать среды обитания организмов; — характеризовать экологические факторы; 3 — проводить фенологические наблюдения; — соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. — давать общую характеристику растительного царства; — объяснять роль растений биосфере; — объяснять   происхождение   растений   и   основные   этапы   развития   растительного   мира. — определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»; — работать с лупой и микроскопом; — готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; — распознавать различные виды тканей. — давать общую характеристику бактериям и грибам; — отличать бактерии и грибы от других живых организмов; — отличать съедобные грибы от ядовитых; — объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Содержание тем учебного курса и требования к уровню подготовки учащихся по Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 класс (35 ч, 1ч в неделю) темам. Введение (6 ч) Биология ,как наука о живой природе, роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения   живых   организмов:   наблюдение,   измерение,   эксперимент. Царства   бактерий,   грибов, растений   и   животных.   Отличительные   признаки   живого   и   неживого.   Отличительные   признаки представителей разных царств живой природы. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов   в   природе.   Экологические   факторы   и   их   влияние   на   живые   организмы.   Влияние деятельности человека на природу, её охрана. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Лабораторные и практические работы Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. Экскурсии Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.   Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч) Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку  (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей. Лабораторные и практические работы Устройство увеличительных приборов. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи,  плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках  листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей. 4 Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч) Бактерии.   Многообразие   бактерий.   Роль   бактерий   в   природе   и   жизни   человека.   Бактерии   – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Вирусы – неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики  заболеваний. Раздел 3. Царство Грибы (5 ч) Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека.   Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора   съедобных грибов и их охрана. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы­паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. Демонстрация Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня,  спорынья). Лабораторные и практические работы Изучение строение плодовых тел шляпочных грибов. Изучение строение плесневого гриба мукора. Изучение строение дрожжей.   Раздел 4. Царство Растения (9 ч) Растения.   Ботаника   —   наука   о   растениях.   Методы   изучения   растений.   Общая   характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана   растений.   Основные   группы   растений   (водоросли,   мхи,   хвощи,   плауны,   папоротники, голосеменные, покрытосеменные). Принципы классификации. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда  обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие.  Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.  Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы  развития растительного мира. Усложнение растений в процессе эволюции. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений. Лабораторные и практические работы Изучение строение зелёных водорослей. Изучение строение мха (на местных видах). Изучение строение спороносящего хвоща и    Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). Изучение строения голосеменных растений. Изучение строения покрытосеменных растений   Резервное время — 2 ч.     спороносящего папоротника. 5 Тематическое планирование по биологии   на 2016 – 2017 учебный год № п/п Название темы. Кол­во часов Дата проведения примечание план факт 5А 5Б 5В 5Г Введение. (6час) 1. 1.Биология — наука о живой  природе Методы исследования в биологии 2. 2.Разнообразие живой  природы. Многообразие  организмов и их классификация. Отличительные признаки живого  от неживого 3 3.Среды обитания живых  организмов 4 4.Экологические факторы и их  влияние на живые организмы 5 5.Экскурсия 6 6. Обобщающий урок Раздел 1. Клеточное строение  организмов (10 ч) 7 1. Устройство увеличительных  приборов 8 2. Строение клетки 9 3. Приготовление микропрепарата  кожицы чешуи лука 10 4. Пластиды 11 5. Химический состав клетки:  неорганические и органические  вещества 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 12 6. Жизнедеятельность клетки:  поступление веществ в клетку  (дыхание, питание) 13 7. Жизнедеятельность клетки:  рост, развитие 14 8. Деление клетки 15 9. Понятие «ткань» 16 10. Обобщающий урок Раздел 2. Царство Бактерии (3 ч) 17 1. Бактерии, их разнообразие,  строение и жизнедеятельность 18 2. Роль бактерий в природе и  жизни человека 19 3. Вирусы – неклеточные формы. Раздел 3. Царство Грибы (5 ч) 20 1. Грибы, их общая ха­ рактеристика, строение и жизнеде­ ятельность. Роль грибов в природе  и жизни человека 21 2.Шляпочные грибы 22 3.Плесневые грибы и дрожжи 23 4.Грибы­паразиты 24 5.Обобщающий урок Раздел 4. Царство Растения (9 ч) 25 1. Ботаника — наука о растениях.  Многообразие растительного мира. 26 2. Водоросли, их многообразие,  строение, среда обитания 27 3.Роль водорослей в природе и  жизни человека. Охрана  водорослей 28 4. Лишайники 29 5.Мхи, папоротники, хвощи,  плауны 30 6. Семенные растения.  Голосеменные растения 31 7.Покрытосеменные растения 32 8.Происхождение растений.  Основные этапы развития рас­ тительного мира 33 9.Обобщающий урок  Итоговая контрольная работа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 Резервное время — 2ч 34 35 Итого  Лабораторных работ Практических работ Контрольных работ Экскурсий 14 3 3 1 Тематический план по биологии для учащихся 5А, Б, В, Г классов на 2016­2017 учебный год   № Тема. Количество Лабораторных часов работ Количество Практических работ Контрольных Экскурсий работ 1 Введение. 2 Клеточное строение  организмов  Царство Бактерии 3 4 Царство Грибы 5 Царство Растения 6   Резерв. Итого за год. 0 3 0 0 0 3 1 1 1 3 1 0 0 0 0 1 6 10 3 5 9 2 35 2 3 0 3 6 14 8 Пояснительная записка. Изучение   предмета   «Биология»   представляет   собой   неотъемлемое   звено   в   системе непрерывного образования обучающихся. Рабочая учебная программа по биологии  для 5 класса составлена на основе  Федерального закона  Российской Федерации от 29.12.2012  №ФЗ­273  «Об  образовании в Российской Федерации»,  Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования  (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной  учебной программы по предмету «Биология» (автор:В.В.Пасечник .­ М.: Дрофа, 2013г.) Рабочая учебная программа по биологии  для 5 класса составлена с учетом логики учебного процесса   основного   общего   образования,   биологических   знаний.    В   основу   положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно­ деятельностного,   компетентностного   подходов. Предлагаемая   рабочая   программа   реализуется   в   учебниках   биологии   и   учебно­методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.   историко­проблемного,   интегративного, В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их  знания  об условиях  жизни  и  разнообразии,  распространении  и  значении  бактерий,  грибов  и растений,   о   значении   этих   организмов   в   природе   и   жизни   человека.   Изучение   биологии   по предлагаемой   программе   предполагает   ведение   фенологических   наблюдений,   опытнической   и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, разви­ вать   наблюдательность,   мышление,   обучать   приёмам   самостоятельной   учебной   деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Рабочая учебная программа по биологии содержит следующие разделы: • пояснительную записку, в которой определяются цель и задачи обучения биологии в 5 классе, раскрываются особенности содержания математического образования, описывается место 9 учебного   предмета   в   учебном     плане,   личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты освоения учебного предмета; •   содержание   курса,   включающее   перечень   основного   изучаемого   материала, распределенного   по   содержательным   разделам   с   указанием   количества   часов   на   изучение соответствующего материала; •   тематическое   планирование   с   описанием   видов   учебной   деятельности   обучающихся   5 классов и указанием количества часов на изучение соответствующего материала; • учебно­методическое и материально­техническое оснащение учебного процесса; ­ планируемые результаты освоения учебного предмета; ­ список источников. Программа   выстроена   по   принципу   концентрических   возвращений   к   основам биологического   образования,   изученным   ранее,   их   постоянного   углубления   и   более   широкого раскрытия. Цель и задачи  учебного предмета «Биология: Бактерии, грибы,растения» Цели   биологического   образования   в   5   классе   формулируются   на   нескольких   уровнях: глобальном,   метапредметном,   личностном   и   предметном,   на   уровне   требований   к   результатам освоения содержания предметных программ. Глобальная   цель   биологического   образования   является   общей   для   основной   и   старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития   ­   ростом   информационных   перегрузок,   изменением   характера   и   способов   общения, социальных взаимодействий. Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития личности, являются социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо   этого,   глобальная   цель   формулируется   с   учетом   рассмотрения   биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому она является наиболее общей и социально значимой. С учетом вышеназванных подходов глобальной целью биологического образования является: •   социализация   обучающихся   как   вхождение   в   мир   культуры   и   социальных   отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы. Задачи: •  формирование экологического сознания; ­ воспитание позитивного отношения к природе; ­ ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; ­ приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки и к эстетической культуре как способности к эмоционально­ценностному отношению к объектам живой природы; •  развитие   познавательных   мотивов,   направленных   на  получение   нового   знания   о  живой природе,   познавательных   качеств   личности,   связанных   с   усвоением   основ   научных   знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; •   овладение   ключевыми   компетентностями:   учебно­познавательными,   информационными, ценностно­смысловыми, коммуникативными. Изучение   биологии   в   5   классе   дает   возможность   реальной   интеграции   со   смежными предметными областями (география, химия, физика). Возникает также возможность выстраивания системы   межпредметных   и   надпредметных   связей,   интеграции   основного   и   дополнительного образования   через   обращение   к   реализации   потенциала   обучающихся,   синтез   обучения   и воспитания, реализуемого в проектной деятельности. 10 Ведущими   подходами   при   изучении   предмета   являются   системно­деятельностный, проблемный, компетентностный, здоровьесберегающий. Основными видами учебной деятельности обучающихся являются:: практические работы,  самостоятельные работы, лабораторные работы, зачет, лекции, беседы, экскурсии. В комплект учебно­методических материалов по  биологии входят:  нормативно­методические  документы;  примерные программы;  учебники, учебно­методические комплекты (в печатной и электронной версиях);   рабочие тетради;   атласы;   коллекции;   модели и макеты;   схемы, таблицы, иллюстрации материалы;   сборники заданий;   обучающие программы;  справочные издания, энциклопедии (в печатной и электронной версиях);   книги для чтения;   методические пособия;   методические рекомендации. Названные   материалы   представлены   в   разделе   рабочей   учебной   программы   «Учебно­ методическое обеспечение». Описание места учебного предмета в учебном плане Предмет «Биология» является необходимым компонентом общего образования школьников. В соответствии с БУПом курсу биологии в 5 классе предшествует курс естествознания, включающий   интегрированные   сведения   из   курсов   физики,   химии,   биологии,   астрономии, географии.   По   отношению   к   курсу   биологии   данный   курс   является   пропедевтическим,   в   ходе освоения   его   содержания   у   учащихся   формируются   элементарные   представления   о   растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Помимо   этого,  в   курсе   естествознания   рассматривается   ряд   понятий,   интегративных   по своей   сущности   и   значимых   для   последующего   изучения   систематического   курса   биологии: энергия,   тела   и   вещества,   неорганические   и   органические   вещества,   молекулы,   агрегатные состояния вещества, испарение, конденсация, почва и др.  Опираясь на эти понятия, можно более полно и точно с научной точки зрения раскрывать физико­химические   основы   биологических   процессов   и   явлений,   изучаемых   в   основной   школе (питание, дыхание, обмен веществ и превращение энергии, фотосинтез, эволюция и т. д.). В   свою   очередь,   содержание   курса   биологии   в   5   классе   и   на   последующих   этапах, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез   в   старшей   школе,   где   особое   значение   приобретают   мировоззренческие,   теоретические понятия. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Рабочая   учебная   программа   по   биологии   для   5   класса   составлена   из   расчета   часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном плане МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 30». Предмет «Биология»  изучается в 5  классе в объеме 34 часов, из расчета 1 часа в неделю. 11 Тематический план по биологии для учащихся 5А,Б,В,Г,Д классов на 2015­2016 учебный год Количество Лабораторных часов работ Количество Практических работ Контрольных Экскурсий работ 6 10 3 5 9 2 34 2 3 0 3 6 14 0 3 0 0 0 3 1 1 1 3 1 0 0 0 0 1   № Тема. 1 Введение. 2 Клеточное строение  организмов  Царство Бактерии 3 4 Царство Грибы 5 Царство Растения 6   Резерв. Итого за год. Календарно – тематическое планирование по биологии  для 5 класса на 2015 – 2016 учебный год Название программы: Программа основного общего образования по биологии для 5­го класса Автор программы: В. В. Пасечник Учебник: Биология: Бактерии, грибы, растения,5 класс, Пасечник В.В.– М.: Дрофа, 2013.  Биология: «Бактерии. Грибы. Растения» Количество часов за год: 35 (в неделю – 1) № п/п Тема. Содержание. Характеристика видов деятельности учащихся. Кол­во часов Практическая часть программы 1 1.Биология — наука о  живой природе Методы исследования в  биологии 1 Биология, как наука о живой  природе, роль биологии в  практической деятельности людей.. Методы изучения живых  организмов: наблюдение,  измерение, эксперимент. Источ­ ники биологической информации,  её получение, анализ и  представление его  результатов. Правила работы в  кабинете биологии, с  биологическими приборами и  инструментами.  Техника безопасности в кабинете  биологии. Введение. 6часов. Определяют понятия:  «биология», «биосфера»,  «экология». Раскрывают  значение биологических знаний в современной жизни,  объясняют роль биологии в  практической деятельности  людей.  Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение»,  «эксперимент», «измерение».  Характеризуют основные  методы исследования в био­ логии. Изучают правила  техники безопасности в  12 Демонстрация приборы и  оборудование. 2 2.Разнообразие живой  природы. Многообразие организмов и их  классификация. Отличительные при­ знаки живого от  неживого Царства: Бактерии, Грибы,  Растения и Животные. Отличительные признаки  представителей разных царств  живой природы. Признаки живого: клеточное  строение, питание, дыхание, обмен  веществ, раздражимость, рост,  развитие, размножение 3 3.Среды обитания жи­ вых организмов Водная среда. Наземно­воздушная  среда. Почва как среда обитания. Орга­ низм как среда обитания 4 5 4.Экологические фак­ торы и их влияние на  живые организмы 5.Экскурсия       Экологические факторы: абиотиче­ ские, биотические, антропогенные.  Влияние экологических факторов  на живые организмы Многообразие живых организмов,  осенние явления в жизни растений  и животных.   кабинете биологии  и соблюдают правила работы с  биологическими приборами и  инструментами. Выделяют существенные  признаки вида и  представителей разных царств  природы. Определять  принадлежность  биологических объектов к  определённой систематической группе. Объяснять значение  биологического разнообразия  для сохранения устойчивости  биосферы. Сравнивать  представителей  отдельных  групп растений и животных,  делать выводы и  умозаключения на основе  сравнения. Анализируют  признаки живого: клеточное  строение, питание, дыхание,  обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.  Составляют план параграфа. Определяют понятия: «водная  среда», «наземно­воздушная  среда», «почва как среда  обитания», «организм как  среда обитания». Анализируют связи организмов со средой  обитания. Характеризуют  влияние деятельности человека на природу Анализируют и сравнивают  экологические факторы.  Отрабатывают навыки работы  с текстом учебника Готовят отчёт по экскурсии.  Ведут дневник  фенологических наблюдений 6 6. Обобщающий урок Лабораторные и практические  работы Фенологические наблюдения за се­ зонными изменениями в природе Анализируют и сравнивают  экологические факторы. 1 1 1 1 Лабораторная  работа  №1Фенологические  наблюдения за  сезонными  изменениями в  природе. 1 Лабораторная  работа №2 дневника наблюдений. Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч) 13 7 1. Устройство увеличи­ тельных приборов Методы изучения клетки.  Увеличительные приборы (лупа,  световой микроскоп). Правила  работы с микроскопом. Лабораторные и практические  работы Рассматривание строения растения  с помощью лупы Определяют понятия:  «клетка», «лупа»,  «микроскоп» ,«тубус»,  «окуляр», «объектив»,  «штатив». Работают с лупой и  микроскопом, изучают  устройство микроскопа.  Отрабатывают правила работы  с микроскопом 8 2. Строение клетки Строение клетки: клеточная  мембрана, клеточная стенка,  цитоплазма, ядро, вакуоли 9 3. Приготовление мик­ ропрепарата кожицы  чешуи лука Лабораторные и практические  работы Строение клеток кожицы чешуи  лука 10 4. Пластиды 11 5. Химический состав  клетки: неорганические  и органические  вещества Строение клетки. Пластиды.  Хлоропласты Лабораторные и практические  работы Приготовление препаратов и  рассматривание под микроскопом  пластид в клетках листа элодеи,  плодов томата, рябины, шиповника Методы изучения клетки. Химиче    ­ ский состав клетки. Вода и  минеральные вещества, их роль в  клетке. Органические вещества, их роль в  жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических  веществ в клетках растений 12 6. Жизнедеятельность  клетки: поступление  веществ в клетку  (дыхание, питание) Процессы жизнедеятельности  клетки (питание, дыхание,  транспорт веществ, выделение). Лабораторные и практические  работы 14 Выделяют существенные  признаки строения и       клетки.  жизнедеятельности   Различают на табли  цах и    микропрепаратах части и  органо  иды клетки   Учатся готовить  микропрепараты. Наблюдают  части и органоиды клетки под  микроскопом, описывают и  схема    тически изображают их Выделяют существенные  признаки строения клетки.  Различают на таблицах и  микропрепаратах части и  органоиды клетки Объясняют роль минеральных  веществ и воды, входящих в  состав клетки. Различают  органические и неорганические вещества, входящие в состав  клетки. Ставят биологические  эксперименты по изучению  химического состава клетки.  Учатся работать с лаборатор­ ным оборудованием Выделяют существенные  признаки процессов  жизнедеятельности клетки.  Ставят биологические  эксперименты по изучению  1 Практическая  работа №1 Устройство  увеличительных  приборов. Правила  работы с ними. Практическая  работа №2 Изучение клеток  растения с помощью  лупы. 1 1 Лабораторная  работа №3 Приготовление  препарата кожицы  чешуи лука;  рассматривание под  микроскопом. 1 Лабораторная   работа№4 Приготовление  препаратов и  рассмат микроскопом пластид в клетках листа  элодеи, плодов  томата, рябины,  шиповника 1 1 Лабораторная  работа №5 «Приготовление  препарата и  рассматри 13 7. Жизнедеятельность  клетки: рост, развитие 14 8. Деление клетки 15 9. Понятие «ткань» Приготовление препарата и  рассматривание под микроскопом  движения цитоплазмы в клетках  листа элодеи Рост и развитие клеток. Демонстрация Схемы, таблицы и видеоматериалы  о росте и развитии клеток разных  растений Генетический аппарат, ядро,  хромосомы. Демонстрация Схемы и видеоматериалы о  делении клетки Ткань. Демонстрация Микропрепараты различных расти­ тельных тканей. Лабораторные и практические  работы Рассматривание под микроскопом  готовых микропрепаратов  различных растительных тканей 16 10. Обобщающий урок Систематизация и обобщение  понятий раздела. Контроль знаний  и умений работать с микроскопом  и приготовления микропрепаратов микроскопом  движения ци в клетках листа  элодеи» 1 1 1 Практическая  работа №3 Рассматривание под  микроскопом го микропрепаратов  различных  растительных тканей 1 Контрольная  работа № 1 процессов жизнедеятельности  организмов и объясняют их ре­ зультаты. Отрабатывают  умение готовить  микропрепараты и работать с  микроскопом Выделяют существенные  признаки процессов  жизнедеятельности клетки.  Обсуждают биологические  эксперименты по изучению  процессов жизнедеятельности  организмов и объясняют их  результаты Выделяют существенные  признаки процессов  жизнедеятельности клетки Определяют понятие «ткань».  Выделяют признаки,  характерные для различных  видов тканей. Отрабатывают  умение работать с  микроскопом и определять  различные растительные ткани  на микропрепаратах Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими  материалами. Заполняют  таблицы. Демонстрируют  умение готовить  микропрепараты и работать с  микроскопом Раздел 2. Царство Бактерии (3 ч) 17 1. Бактерии, их разно­ образие, строение и  жизнедеятельность 18 2. Роль бактерий в при­ роде и жизни человека Бактерии, особенности строения и  жизнедеятельности. Питание  бактерий. Формы  бактерий. Разнообразие  бактерий,   Роль бактерий в природе и жизни  человека.   их распространение 19 3. Вирусы –  Вирусы – неклеточные формы.  15 Выделяют существенные  признаки строения и  жизнедеятельности бактерий. Определяют понятия:  «клубеньковые  (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные  бактерии», «эпидемия».  Объясняют роль бактерий в  природе и жизни человека Определяют понятие «вирус». 1 1 1 неклеточные формы. Заболевания, вызываемые  вирусами. Меры профилактики  заболеваний. 20 21 1. Грибы, их общая ха­ рактеристика, строение  и жизнедеятельность.  Роль грибов в природе и жизни человека 2.Шляпочные грибы 22 3.Плесневые грибы и  дрожжи  деятельности. Питание  Грибы, особенности строения и  жизне   грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни чело    века Съедобные и ядовитые грибы.  Оказание первой помощи при  отравлении ядовитыми грибами Плесневые грибы и дрожжи.  Лабораторные и практические  работы Особенности строения мукора и  дрожжей  цах съедобные и  Раздел 3. Царство Грибы (5 ч) Выделяют существенные  признаки строения и  жизнедеятельности грибов.  Объясняют роль грибов в  природе и жизни человека Различают на живых объектах  и табли   ядовитые грибы. Осва   приёмы оказания первой помо    ­ щи при отравлении ядовитыми  грибами Готовят микропрепараты и  наблюдают под микроскопом  строение мукора и дрожжей.  Сравнивают увиденное под  микроскопом с приведённым в  учебнике изображением  ивают  1 1 Лабораторная  работа №6 Изучение строение  плодовых тел  шляпочных грибов. 1 Лабораторная  работа №7 Изучение строение  плесневого гриба  мукора. Лабораторная  работа №8 Изучение строение  дрожжей. 23 4.Грибы­паразиты 24 5.Обобщающий урок Грибы­паразиты. Роль грибов­ паразитов в природе и жизни  человека. Демонстрация Муляжи плодовых тел грибов­ паразитов, натуральные объекты  (трутовика, ржавчины, головни,  спорыньи и др.) Систематизация и обобщение  понятий раздела. Контроль знаний  и умений работать с микроскопом,  готовить микропрепараты,  отличать съедобные грибы от  ядовитых, оказывать первую по­ мощь при отравлении ядовитыми  грибами Определяют понятие «грибы­ паразиты». Объясняют роль  грибов­паразитов в природе и  жизни человека 1 1 Контрольная  работа № 2 Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими  материалами. Заполняют  таблицы. Демонстрируют  умение готовить  микропрепараты и работать с  микроскопом. Готовят сооб­ щение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни  человека» (на основе  обобщения материала учебника и дополнительной литературы) 25 1. Ботаника — наука о  растениях.  Многообразие  растительного мира. Общая характеристика  растительного царства.  Многообразие растений, их связь  со средой обитания. Роль растений  в биосфере. Охрана растений.  Определяют понятия:  «ботаника», «низшие  растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные  1 Раздел 4. Царство Растения (9 ч) 16 26 2. Водоросли, их много­ образие, строение, среда обитания 27 28 3.Роль водорослей в  природе и жизни  человека. Охрана  водорослей 4. Лишайники 29 5.Мхи, папоротники,  хвощи, плауны 30 6. Семенные растения.  Голосеменные растения Демонстрация Гербарные экземпляры растений.  Таблицы, видеоматериалы Водоросли: одноклеточные и  многоклеточные. Строение,  жизнедеятельность, размножение,  среда обитания зелёных, бурых и  красных водорослей.  Лабораторные и практические  работы Строение зелёных  водорослей Роль зелёных, бурых и красных  водорослей в природе и жизни  человека, охрана водорослей Многообразие и распространение  лишайников. Строение, питание и  размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни  человека Риниофиты. Появление  тканей. Высшие споровые  растения. Мхи, папоротники,  хвощи, плауны, их отличительные  особенности, многообразие,  распространение, среда обитания,  роль в природе и жизни человека,  охрана. Лабораторные и  практические работы Строение мха (на местных видах). Строение  спороносящего хвоща. Строение  спороносящего папоротника (на  усмотрение учителя) Голосеменные растения,  особенности строения и  жизнедеятельности.  Многообразие и распространение голосеменных  растений, их роль в природе,  использование человеком, охрана. Лабораторные и практические  работы Строение хвои и шишек хвойных  17 признаки растений. Выявляют  на живых объектах и таблицах  низшие и высшие растения,  наиболее распространённые  растения, опасные для  человека растения.  Сравнивают представителей  низших и высших растений.  Выявляют взаимосвязи между  строением растений и их  местообитанием Выделяют существенные  признаки водорослей.  Работают с таблицами и  гербарными образцами,  определяя представителей  водорослей. Готовят  микропрепараты и работают с  микроскопом Объясняют роль водорослей в  природе и жизни человека.  Обосновывают необходимость  охраны водорослей Определяют понятия:  «кустистые лишайники»,  «листоватые лишайники»,  «накипные лишайники».  Находят лишайники в природе Выполняют лабораторную  работу. Выделяют  существенные признаки выс­ ших споровых растений.  Сравнивают разные группы  высших споровых растений и  находят их представителей на  таблицах и гербарных  образцах. Объясняют роль  мхов, папоротников, хвощей и  плаунов в природе и жизни  человека Выполняют лабораторную  работу. Выделяют  существенные признаки голо­ семенных растений.  Описывают представителей  голосеменных растений с  использованием живых  объектов, таблиц и гербарных  образцов. Объясняют роль  1 Лабораторная  работа №9 Изучение строение  зелёных водорослей. 1 1 1 Лабораторная  работа №10 Изучение строение  мха (на местных  видах). Лабораторная  работа №11 Изучение строение  спороносящего хвоща и  спороносящего  папоротника. 1 Лабораторная  работа №12 Строение хвои и  шишек хвойных (на  примере местных  видов). Лабораторная  работа №13 Изучение строения голосеменных в природе и  жизни человека. Выполняют лабораторную  работу. Выделяют  существенные признаки  покрытосеменных  растений. Различают на живых  объектах и таблицах органы  цветкового растения, растения  разных отделов, наиболее  распространённые растения,  опасные для человека.  Описывают представителей  покрытосеменных расте   использованием живых  объектов, таблиц и гербарных  образ   покрытосемен   жизни человека. Определяют понятия:  «палеонтология»,  «палеоботаника»,  «риниофиты». Характеризуют  основные этапы развития  растительного мира  цов. Объясняют роль   ных в природе и   ний с   нове сравнения.  Сравнивают представителей  разных групп растений, делают выводы на ос   Выявляют эстетические  достоинства представителей  растительного мира. Находят  инфор   научно­популярной  литературе, биологических  слова   анализируют и оценивают её,  переводят из одной фор    мы в  другую  мацию о растениях в   рях и справочниках,  голосеменных  растений. 1 Лабораторная  работа №14 Изучение строения  покрытосеменных  растений 1 1 Итоговая  контрольная  работа 1 31 7.Покрытосеменные растения (на примере местных видов) Покрытосеменные растения,  особенности строения,  многообразие, значение в природе и жизни человека. Лабораторные и практические  работы Строение цветкового растения. 32 8.Происхождение рас­ тений. Основные этапы  развития растительного  мира 33 9.Обобщающий урок Методы изучения древних  растений. Изменение и развитие  растительного мира. Эволюция  растений: от одноклеточных  водорослей до  покрытосеменных. Основные этапы развития растительного мира Систематизация и обобщение  понятий раздела. Подведение  итогов за год. Летние задания 34 Резервное время — 2ч   18 Критерии оценивания различных видов работ: Оценка знаний учащихся Отметка «5» «4» «3» «2» Критерии оценки полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника: четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно, использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов: ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания. раскрыто основное содержание материала; в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при  использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; ­допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий Основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании  терминологии «4» Отметка «5» Критерии оценки устного ответа: Критерии оценки ­ Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос. ­ Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии. ­ Приведены самостоятельно примеры. ­ Ответ содержит логику изложения. ­ Ответ полностью самостоятельный. ­ Конкретный ответ на поставленный вопрос. ­ Приведены самостоятельно примеры. ­ Ответ содержит логику изложения. ­ Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка. ­ Ответ неконкретный, излишне пространный. ­  Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить наводящие вопросы учителя. ­  Допущены две существенные ошибки. ­ Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен  ответить на наводящие вопросы. «3» «2» Критерии оценки лабораторных работ: Отметка «5» «4» «3» «2» Критерии оценки ­ ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения  заданий; самостоятельно и рационально выполняет задания. Работу проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение  правильных результатов и выводов. Соблюдает требования правил безопасного труда. ­ ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два­три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного  недочета. ­ ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет  результаты и выводы; если в ходе выполнения работы были допущены ошибки; ­ ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет  задания выполнялись неправильно; 19 Оценка практических умений учащихся Оценка умений проводить  опыты Отметка «5» «4» «3» «2» Критерии оценки правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта: научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта. правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1­2 ошибки: в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы не полные. правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта: научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта. не определена самостоятельно цель; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта. Отметка «5» Оценка умений проводить наблюдения Критерии оценки правильно по заданию учителя проведено наблюдение; выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса); логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы. ­правильно по заданию учителя проведено наблюдение; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные; допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов. ­ ­ при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые; ­ допущены ошибки (1­2) в оформлении наблюдений и выводов. ­ допущены ошибки (3­4) в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта  (процесса); допущены ошибки (3­4) в оформлении наблюдений и выводов. допущены неточности 1­2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; «4» «3» «2»   Материально – техническое обеспечение учебного предмета ­ школьный кабинет биологии: ­ печатные издания: ­ интернет­источники: 20 Модели­аппликациипоботанике Размножениемногоклеточнойводоросли Размножениемха Размножениеодноклеточнойводоросли Размножениепапоротника Размножениесосны Размножениешляпочногогриба Приборы Оптические Лупапрепаровальная Лупаручная Микроскопшкольный Микроскопшкольный с подсветкой Видеоокуляр для микроскопа с ПО Натуральныеобъекты Наборымикропрепаратов Комплектмикропрепаратов "Ботаника 1" Комплектмикропрепаратов "Ботаника 2" Набор микропрепаратов по ботанике  (малый) Гербарии Гербарий Деревья и кустарники (20 видов) ГербарийДикорастущиерастения (28 видов) ГербарийКультурныерастения (28 видов) ГербарийЛекарственныерастения (20 видов) ГербарийМорфологиярастений (20 видов) Гербарий Основные группы растений (52 листа) Гербарий Растительные сообщества (9 в *5 л) ГербарийСельскохозяйственныерастения (28 видов) Коллекции Голосеменныерастения Плодысельскохозяйственныхрастений Семена и плоды Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников Муляжи Набор муляжей "Дикая форма и культурные сорта томатов" Набор муляжей "Дикая форма и культурные сорта яблок" НабормуляжейГрибы НабормуляжейОвощи НабормуляжейФрукты для учителя Список литературы 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273­ФЗ "Об образовании в Российской  Федерации". 2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования»  (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644). 3. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309­ФЗ "О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры  государственного образовательного стандарта". 4. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" План действий по модернизации общего образования на 2011 ­ 2015 годы (утвержден  распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507­р). 5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной  оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений. 6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья  обучающихся, воспитанников Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных  требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,  воспитанников" СанПиН 2.4.2. 2821­10 "Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и  организации обучения в общеобразовательных учреждениях". 21 7. Санитарно­эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно­эпидемиологические  требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251­03"  (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г.,  регистрационный номер 4594). 8. Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885 "Об утверждении федеральных  перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном  процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год". 9. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки  Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в  общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год. 10. Примерная программа по биологии / авт. В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. –  М.: Дрофа, 2013. для учащихся 1. В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику  В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс»/ В.В. Пасечник.­ М.: Дрофа, 2012.­ 60, (4) с.­ . Электронное приложение к учебнику на www.drofa. Ru 2. 3. Т.С.Сухова . Контрольные и проверочные работы по биологии. 6­8кл.: Метод. Пособие.­ М.:  Дрофа, 1996.­ 160 с.: ил. 4. Уроки биологии с применением информационных технологий. 6класс. Методическое  пособие с электронным приложением/ авт. –сост. С.Н.Лебедев.­ М.: Глобус, 2008.­108 с.­  ( Современная школа). 5. Биология. Для поступающих вузы. Под редакцией академика РАМН, профессора  В.Н.Ярыгина. – изд. 6, исправленное­М.: изд. «Высшая школа», 2003­491 с. 6. Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986 Журнал «Биология для школьников». 7. Т.Л.Богданова . Биология: Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы.­ 2­е  изд., перераб. и доп.­ М.:Высш.шк., 1991.­ 350с.: ил. 8. Н.Ф.Реймерс . Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение». 9. Красная книга РСФСР и Мордовии. 10. Н.М.Верзилин. По следам Робинзона: книга для учащихся средн. и ст. шк. возраста.­ М.:  Просвещение, 1994.­218 с. 11. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005. 12. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2006 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н.  Н.А. Рябчико 13. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий»,  1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ 14. В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская,  Т.В. Анфимова.  15. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.­ В.М.  Авторы ­ Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан». 16. Биология. Энциклопедия для детей.­ М.: Аванта+, 1994.­С.92­684. 17. Интернет­ресурсы:www.bio.1september.ru;    www.bio.nature.ru;     www.edios.ru. 18. 22 23

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)

Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2017