Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
биология
5 кл
21.02.2017
Рабочая программа по биологии
для обучающихся 5 классов
на 2016-2017 учебный год
Количество часов - 35
Срок реализации программы - 1 учебный год
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе авторской программы по предмету «Биология». Автор программы: В. В. Пасечник.
Учебник: Пасечник В.В. « Биология: Бактерии, грибы, растения.» 5 класс,– М.: Дрофа, 2014г
Составитель - учитель биологии Киреева Елена ПавловнаРабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе авторской программы по предмету «Биология». Автор программы: В. В. Пасечник.
Учебник: Пасечник В.В. « Биология: Бактерии, грибы, растения.» 5 класс,– М.: Дрофа, 2014г
биология 5 2016.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов № 30» городского округа Саранск
«Согласовано»
Руководитель МО
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_________Н.А.Вельдяскина
_____________ И.П.Арапова
Протокол № __ от
«___»____________2016г.
«___»_____________2016г.
«Утверждаю»
Директор школы
_________В.Б.Жаров
Приказ № ___ от
«__»__________2016г
.
Рабочая программа по биологии
для обучающихся 5 А, Б, В, Г классов
на 20162017 учебный год
Количество часов 35
Срок реализации программы 1 учебный год
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования на
основе авторской программы по предмету «Биология». Автор программы:
В. В. Пасечник.
Учебник: Пасечник В.В. « Биология: Бактерии, грибы, растения.» 5 класс,– М.:
Дрофа, 2014г
Составитель учитель биологии Киреева Елена Павловна
1 Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Биология. Бактерии, грибы, растения».
В соответствии с требованиями ФГОС личностные, метапредметные, предметные результаты
освоения учащимися программы по биологии в 5 классе отражают достижения:
Личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни
и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать,
делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Метапредметных результатов:
1)овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать,
наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять,
идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую
информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе,
биологических словарях и справочниках),
анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать
другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению
окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,
сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
информацию
здоровью
доказывать,
защищать
живой
своему
природе,
свои
одной
формы
из
к
и
в
Предметных результатов:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых
организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессов жизнедеятельности
(обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие,
размножение);
• приведение доказательств (аргументация) зависимости здоровья человека от состояния
окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики
заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами, инфекционных и
простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной
2 систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в
жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов
цветкового растения, растений разных отделов, съедобных и ядовитых грибов;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на
основе
сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в
экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и
процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностноориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на
здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы,
скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, простудных
заболеваниях;
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
В результате изучение предмета учащиеся научатся:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его
результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научнопопулярной литературе, биологических словарях и
справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Учащиеся получат возможность научиться:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы»,
«экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
3 — проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «
пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Содержание тем учебного курса и требования к уровню подготовки учащихся по
Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 класс (35 ч, 1ч в неделю)
темам.
Введение (6 ч)
Биология ,как наука о живой природе, роль биологии в практической деятельности людей. Методы
изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Царства бактерий, грибов,
растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Отличительные признаки
представителей разных царств живой природы. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь
организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние
деятельности человека на природу, её охрана.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка,
цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку
(дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство увеличительных приборов. Правила работы с ними.
Изучение клеток растения с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи,
плодов томатов, рябины, шиповника.
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках
листа элодеи.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
4 Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч)
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии –
возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Вирусы – неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики
заболеваний.
Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов, их
роль в природе и жизни человека.
Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора
съедобных грибов и их охрана. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Профилактика
отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибыпаразиты. Роль грибов в природе и жизни
человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня,
спорынья).
Лабораторные и практические работы
Изучение строение плодовых тел шляпочных грибов.
Изучение строение плесневого гриба мукора.
Изучение строение дрожжей.
Раздел 4. Царство Растения (9 ч)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика
растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере.
Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники,
голосеменные, покрытосеменные). Принципы классификации.
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и
многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания.
Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда
обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие.
Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания.
Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы
развития растительного мира.
Усложнение растений в процессе эволюции.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Изучение строение зелёных водорослей.
Изучение строение мха (на местных видах).
Изучение строение спороносящего хвоща и
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Изучение строения голосеменных растений.
Изучение строения покрытосеменных растений
Резервное время — 2 ч.
спороносящего папоротника.
5 Тематическое планирование по биологии
на 2016 – 2017 учебный год
№
п/п
Название темы.
Колво
часов
Дата проведения
примечание
план
факт
5А
5Б
5В
5Г
Введение. (6час)
1. 1.Биология — наука о живой
природе
Методы исследования в биологии
2. 2.Разнообразие живой
природы. Многообразие
организмов и их классификация.
Отличительные признаки живого
от неживого
3 3.Среды обитания живых
организмов
4 4.Экологические факторы и их
влияние на живые организмы
5 5.Экскурсия
6 6. Обобщающий урок
Раздел 1. Клеточное строение
организмов (10 ч)
7 1. Устройство увеличительных
приборов
8 2. Строение клетки
9 3. Приготовление микропрепарата
кожицы чешуи лука
10 4. Пластиды
11 5. Химический состав клетки:
неорганические и органические
вещества
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6 12 6. Жизнедеятельность клетки:
поступление веществ в клетку
(дыхание, питание)
13 7. Жизнедеятельность клетки:
рост, развитие
14 8. Деление клетки
15 9. Понятие «ткань»
16 10. Обобщающий урок
Раздел 2. Царство Бактерии (3 ч)
17 1. Бактерии, их разнообразие,
строение и жизнедеятельность
18 2. Роль бактерий в природе и
жизни человека
19 3. Вирусы – неклеточные формы.
Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)
20 1. Грибы, их общая ха
рактеристика, строение и жизнеде
ятельность. Роль грибов в природе
и жизни человека
21 2.Шляпочные грибы
22 3.Плесневые грибы и дрожжи
23 4.Грибыпаразиты
24 5.Обобщающий урок
Раздел 4. Царство Растения (9 ч)
25 1. Ботаника — наука о растениях.
Многообразие растительного мира.
26 2. Водоросли, их многообразие,
строение, среда обитания
27 3.Роль водорослей в природе и
жизни человека. Охрана
водорослей
28 4. Лишайники
29 5.Мхи, папоротники, хвощи,
плауны
30 6. Семенные растения.
Голосеменные растения
31 7.Покрытосеменные
растения
32 8.Происхождение растений.
Основные этапы развития рас
тительного мира
33 9.Обобщающий урок
Итоговая контрольная работа
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7 Резервное время — 2ч
34
35
Итого
Лабораторных работ
Практических работ
Контрольных работ
Экскурсий
14
3
3
1
Тематический план по биологии
для учащихся 5А, Б, В, Г классов
на 20162017 учебный год
№
Тема.
Количество
Лабораторных
часов
работ
Количество
Практических
работ
Контрольных
Экскурсий
работ
1 Введение.
2 Клеточное строение
организмов
Царство Бактерии
3
4 Царство Грибы
5 Царство Растения
6
Резерв.
Итого за год.
0
3
0
0
0
3
1
1
1
3
1
0
0
0
0
1
6
10
3
5
9
2
35
2
3
0
3
6
14
8 Пояснительная записка.
Изучение предмета «Биология» представляет собой неотъемлемое звено в системе
непрерывного образования обучающихся.
Рабочая учебная программа по биологии для 5 класса составлена на основе Федерального закона
Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ273 «Об образовании в Российской Федерации»,
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования
(утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной
учебной программы по предмету «Биология» (автор:В.В.Пасечник . М.: Дрофа, 2013г.)
Рабочая учебная программа по биологии для 5 класса составлена с учетом логики учебного
процесса основного общего образования, биологических знаний.
В основу положено
взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно
деятельностного,
компетентностного подходов.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебнометодических
пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.
историкопроблемного,
интегративного,
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие
представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах
живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к
природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются
их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и
растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека. Изучение биологии по
предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и
практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу
введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это
даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, разви
вать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности,
способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Рабочая учебная программа по биологии содержит следующие разделы:
• пояснительную записку, в которой определяются цель и задачи обучения биологии в 5
классе, раскрываются особенности содержания математического образования, описывается место
9 учебного предмета в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета;
• содержание курса,
включающее перечень основного изучаемого материала,
распределенного по содержательным разделам с указанием количества часов на изучение
соответствующего материала;
• тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности обучающихся 5
классов и указанием количества часов на изучение соответствующего материала;
• учебнометодическое и материальнотехническое оснащение учебного процесса;
планируемые результаты освоения учебного предмета;
список источников.
Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам
биологического образования, изученным ранее, их постоянного углубления и более широкого
раскрытия.
Цель и задачи учебного предмета «Биология: Бактерии, грибы,растения»
Цели биологического образования в 5 классе формулируются на нескольких уровнях:
глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам
освоения содержания предметных программ.
Глобальная цель биологического образования является общей для основной и старшей
школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации
развития ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения,
социальных взаимодействий. Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития
личности, являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальная цель формулируется с учетом рассмотрения биологического
образования как компонента системы образования в целом, поэтому она является наиболее общей и
социально значимой.
С учетом вышеназванных подходов глобальной целью биологического образования является:
• социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений,
обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм,
ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы.
Задачи:
• формирование экологического сознания;
воспитание позитивного отношения к природе;
ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во
всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей,
накопленных обществом в сфере биологической науки и к эстетической культуре как способности
к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой
природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний,
овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебнопознавательными, информационными,
ценностносмысловыми, коммуникативными.
Изучение биологии в 5 классе дает возможность реальной интеграции со смежными
предметными областями (география, химия, физика). Возникает также возможность выстраивания
системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного
образования через обращение к реализации потенциала обучающихся, синтез обучения и
воспитания, реализуемого в проектной деятельности.
10 Ведущими подходами при изучении предмета являются системнодеятельностный,
проблемный, компетентностный, здоровьесберегающий.
Основными видами учебной деятельности обучающихся являются:: практические работы,
самостоятельные работы, лабораторные работы, зачет, лекции, беседы, экскурсии.
В комплект учебнометодических материалов по биологии входят:
нормативнометодические документы;
примерные программы;
учебники, учебнометодические комплекты (в печатной и электронной версиях);
рабочие тетради;
атласы;
коллекции;
модели и макеты;
схемы, таблицы, иллюстрации материалы;
сборники заданий;
обучающие программы;
справочные издания, энциклопедии (в печатной и электронной версиях);
книги для чтения;
методические пособия;
методические рекомендации.
Названные материалы представлены в разделе рабочей учебной программы «Учебно
методическое обеспечение».
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Биология» является необходимым компонентом общего образования школьников.
В соответствии с БУПом курсу биологии в 5 классе предшествует курс естествознания,
включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии,
географии. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим, в ходе
освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях,
животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.
Помимо этого, в курсе естествознания рассматривается ряд понятий, интегративных по
своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии:
энергия, тела и вещества, неорганические и органические вещества, молекулы, агрегатные
состояния вещества, испарение, конденсация, почва и др.
Опираясь на эти понятия, можно более полно и точно с научной точки зрения раскрывать
физикохимические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе
(питание, дыхание, обмен веществ и превращение энергии, фотосинтез, эволюция и т. д.).
В свою очередь, содержание курса биологии в 5 классе и на последующих этапах,
включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности
человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов,
гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические
понятия.
Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой важное
неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для
последующей уровневой и профильной дифференциации.
Рабочая учебная программа по биологии для 5 класса составлена из расчета часов,
указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования и учебном
плане МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов
№ 30». Предмет «Биология» изучается в 5 классе в объеме 34 часов, из расчета 1 часа в неделю.
11 Тематический план по биологии
для учащихся 5А,Б,В,Г,Д классов
на 20152016 учебный год
Количество
Лабораторных
часов
работ
Количество
Практических
работ
Контрольных
Экскурсий
работ
6
10
3
5
9
2
34
2
3
0
3
6
14
0
3
0
0
0
3
1
1
1
3
1
0
0
0
0
1
№
Тема.
1 Введение.
2 Клеточное строение
организмов
Царство Бактерии
3
4 Царство Грибы
5 Царство Растения
6
Резерв.
Итого за год.
Календарно – тематическое планирование по биологии для 5 класса
на 2015 – 2016 учебный год
Название программы: Программа основного общего образования по биологии для 5го класса
Автор программы: В. В. Пасечник
Учебник: Биология: Бактерии, грибы, растения,5 класс, Пасечник В.В.– М.: Дрофа, 2013.
Биология: «Бактерии. Грибы. Растения»
Количество часов за год: 35 (в неделю – 1)
№
п/п
Тема.
Содержание.
Характеристика видов
деятельности учащихся.
Колво
часов
Практическая
часть программы
1 1.Биология — наука о
живой природе
Методы исследования в
биологии
1
Биология, как наука о живой
природе, роль биологии в
практической деятельности людей..
Методы изучения живых
организмов: наблюдение,
измерение, эксперимент. Источ
ники биологической информации,
её получение, анализ и
представление его
результатов. Правила работы в
кабинете биологии, с
биологическими приборами и
инструментами.
Техника безопасности в кабинете
биологии.
Введение. 6часов.
Определяют понятия:
«биология», «биосфера»,
«экология». Раскрывают
значение биологических знаний
в современной жизни,
объясняют роль биологии в
практической деятельности
людей.
Определяют понятия: «методы
исследования», «наблюдение»,
«эксперимент», «измерение».
Характеризуют основные
методы исследования в био
логии. Изучают правила
техники безопасности в
12 Демонстрация приборы и
оборудование.
2 2.Разнообразие живой
природы. Многообразие
организмов и их
классификация.
Отличительные при
знаки живого от
неживого
Царства: Бактерии, Грибы,
Растения и Животные.
Отличительные признаки
представителей разных царств
живой природы.
Признаки живого: клеточное
строение, питание, дыхание, обмен
веществ, раздражимость, рост,
развитие, размножение
3
3.Среды обитания жи
вых организмов
Водная среда. Наземновоздушная
среда.
Почва как среда обитания. Орга
низм как среда обитания
4
5
4.Экологические фак
торы и их влияние на
живые организмы
5.Экскурсия
Экологические факторы: абиотиче
ские, биотические, антропогенные.
Влияние экологических факторов
на живые организмы
Многообразие живых организмов,
осенние явления в жизни растений
и животных.
кабинете биологии
и соблюдают правила работы с
биологическими приборами и
инструментами.
Выделяют существенные
признаки вида и
представителей разных царств
природы. Определять
принадлежность
биологических объектов к
определённой систематической
группе. Объяснять значение
биологического разнообразия
для сохранения устойчивости
биосферы. Сравнивать
представителей отдельных
групп растений и животных,
делать выводы и
умозаключения на основе
сравнения. Анализируют
признаки живого: клеточное
строение, питание, дыхание,
обмен веществ, раздражимость,
рост, развитие, размножение.
Составляют план параграфа.
Определяют понятия: «водная
среда», «наземновоздушная
среда», «почва как среда
обитания», «организм как
среда обитания». Анализируют
связи организмов со средой
обитания. Характеризуют
влияние деятельности человека
на природу
Анализируют и сравнивают
экологические факторы.
Отрабатывают навыки работы
с текстом учебника
Готовят отчёт по экскурсии.
Ведут дневник
фенологических наблюдений
6
6. Обобщающий урок
Лабораторные и практические
работы
Фенологические наблюдения за се
зонными изменениями в природе
Анализируют и сравнивают
экологические факторы.
1
1
1
1 Лабораторная
работа
№1Фенологические
наблюдения за
сезонными
изменениями в
природе.
1 Лабораторная
работа №2
дневника наблюдений.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)
13 7
1. Устройство увеличи
тельных приборов
Методы изучения клетки.
Увеличительные приборы (лупа,
световой микроскоп). Правила
работы с микроскопом.
Лабораторные и практические
работы
Рассматривание строения растения
с помощью лупы
Определяют понятия:
«клетка», «лупа»,
«микроскоп» ,«тубус»,
«окуляр», «объектив»,
«штатив». Работают с лупой и
микроскопом, изучают
устройство микроскопа.
Отрабатывают правила работы
с микроскопом
8
2. Строение клетки
Строение клетки: клеточная
мембрана, клеточная стенка,
цитоплазма, ядро, вакуоли
9
3. Приготовление мик
ропрепарата кожицы
чешуи лука
Лабораторные и практические
работы
Строение клеток кожицы чешуи
лука
10
4. Пластиды
11
5. Химический состав
клетки: неорганические
и органические
вещества
Строение клетки. Пластиды.
Хлоропласты
Лабораторные и практические
работы
Приготовление препаратов и
рассматривание под микроскопом
пластид в клетках листа элодеи,
плодов томата, рябины, шиповника
Методы изучения клетки. Химиче
ский состав клетки. Вода и
минеральные вещества, их роль в
клетке.
Органические вещества, их роль в
жизнедеятельности клетки.
Обнаружение органических
веществ в клетках растений
12
6. Жизнедеятельность
клетки: поступление
веществ в клетку
(дыхание, питание)
Процессы жизнедеятельности
клетки (питание, дыхание,
транспорт веществ, выделение).
Лабораторные и практические
работы
14
Выделяют существенные
признаки строения и
клетки.
жизнедеятельности
Различают на табли
цах и
микропрепаратах части и
органо
иды клетки
Учатся готовить
микропрепараты. Наблюдают
части и органоиды клетки под
микроскопом, описывают и
схема
тически изображают их
Выделяют существенные
признаки строения клетки.
Различают на таблицах и
микропрепаратах части и
органоиды клетки
Объясняют роль минеральных
веществ и воды, входящих в
состав клетки. Различают
органические и неорганические
вещества, входящие в состав
клетки. Ставят биологические
эксперименты по изучению
химического состава клетки.
Учатся работать с лаборатор
ным оборудованием
Выделяют существенные
признаки процессов
жизнедеятельности клетки.
Ставят биологические
эксперименты по изучению
1 Практическая
работа №1
Устройство
увеличительных
приборов. Правила
работы с ними.
Практическая
работа №2
Изучение клеток
растения с помощью
лупы.
1
1 Лабораторная
работа №3
Приготовление
препарата кожицы
чешуи лука;
рассматривание под
микроскопом.
1 Лабораторная
работа№4
Приготовление
препаратов и
рассмат
микроскопом пластид
в клетках листа
элодеи, плодов
томата, рябины,
шиповника
1
1 Лабораторная
работа №5
«Приготовление
препарата и
рассматри 13
7. Жизнедеятельность
клетки: рост, развитие
14
8. Деление клетки
15
9. Понятие «ткань»
Приготовление препарата и
рассматривание под микроскопом
движения цитоплазмы в клетках
листа элодеи
Рост и развитие клеток.
Демонстрация
Схемы, таблицы и видеоматериалы
о росте и развитии клеток разных
растений
Генетический аппарат, ядро,
хромосомы.
Демонстрация
Схемы и видеоматериалы о
делении клетки
Ткань.
Демонстрация
Микропрепараты различных расти
тельных тканей.
Лабораторные и практические
работы
Рассматривание под микроскопом
готовых микропрепаратов
различных растительных тканей
16
10. Обобщающий урок Систематизация и обобщение
понятий раздела. Контроль знаний
и умений работать с микроскопом
и приготовления микропрепаратов
микроскопом
движения ци
в клетках листа
элодеи»
1
1
1 Практическая
работа №3
Рассматривание под
микроскопом го
микропрепаратов
различных
растительных тканей
1 Контрольная
работа № 1
процессов жизнедеятельности
организмов и объясняют их ре
зультаты. Отрабатывают
умение готовить
микропрепараты и работать с
микроскопом
Выделяют существенные
признаки процессов
жизнедеятельности клетки.
Обсуждают биологические
эксперименты по изучению
процессов жизнедеятельности
организмов и объясняют их
результаты
Выделяют существенные
признаки процессов
жизнедеятельности клетки
Определяют понятие «ткань».
Выделяют признаки,
характерные для различных
видов тканей. Отрабатывают
умение работать с
микроскопом и определять
различные растительные ткани
на микропрепаратах
Работают с учебником, рабочей
тетрадью и дидактическими
материалами. Заполняют
таблицы. Демонстрируют
умение готовить
микропрепараты и работать с
микроскопом
Раздел 2. Царство Бактерии (3 ч)
17
1. Бактерии, их разно
образие, строение и
жизнедеятельность
18
2. Роль бактерий в при
роде и жизни человека
Бактерии, особенности строения и
жизнедеятельности. Питание
бактерий. Формы
бактерий. Разнообразие
бактерий,
Роль бактерий в природе и жизни
человека.
их распространение
19
3. Вирусы –
Вирусы – неклеточные формы.
15
Выделяют существенные
признаки строения и
жизнедеятельности бактерий.
Определяют понятия:
«клубеньковые
(азотфиксирующие) бактерии»,
«симбиоз», «болезнетворные
бактерии», «эпидемия».
Объясняют роль бактерий в
природе и жизни человека
Определяют понятие «вирус».
1
1
1 неклеточные формы.
Заболевания, вызываемые
вирусами. Меры профилактики
заболеваний.
20
21
1. Грибы, их общая ха
рактеристика, строение
и жизнедеятельность.
Роль грибов в природе и
жизни человека
2.Шляпочные грибы
22
3.Плесневые грибы и
дрожжи
деятельности. Питание
Грибы, особенности строения и
жизне
грибов. Многообразие грибов. Роль
грибов в природе и жизни чело
века
Съедобные и ядовитые грибы.
Оказание первой помощи при
отравлении ядовитыми грибами
Плесневые грибы и дрожжи.
Лабораторные и практические
работы
Особенности строения мукора и
дрожжей
цах съедобные и
Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)
Выделяют существенные
признаки строения и
жизнедеятельности грибов.
Объясняют роль грибов в
природе и жизни человека
Различают на живых объектах
и табли
ядовитые грибы. Осва
приёмы оказания первой помо
щи при отравлении ядовитыми
грибами
Готовят микропрепараты и
наблюдают под микроскопом
строение мукора и дрожжей.
Сравнивают увиденное под
микроскопом с приведённым в
учебнике изображением
ивают
1
1 Лабораторная
работа №6
Изучение строение
плодовых тел
шляпочных грибов.
1 Лабораторная
работа №7
Изучение строение
плесневого гриба
мукора.
Лабораторная
работа №8
Изучение строение
дрожжей.
23
4.Грибыпаразиты
24
5.Обобщающий урок
Грибыпаразиты. Роль грибов
паразитов в природе и жизни
человека. Демонстрация
Муляжи плодовых тел грибов
паразитов, натуральные объекты
(трутовика, ржавчины, головни,
спорыньи и др.)
Систематизация и обобщение
понятий раздела. Контроль знаний
и умений работать с микроскопом,
готовить микропрепараты,
отличать съедобные грибы от
ядовитых, оказывать первую по
мощь при отравлении ядовитыми
грибами
Определяют понятие «грибы
паразиты». Объясняют роль
грибовпаразитов в природе и
жизни человека
1
1 Контрольная
работа № 2
Работают с учебником, рабочей
тетрадью и дидактическими
материалами. Заполняют
таблицы. Демонстрируют
умение готовить
микропрепараты и работать с
микроскопом. Готовят сооб
щение «Многообразие грибов и
их значение в природе и жизни
человека» (на основе
обобщения материала учебника
и дополнительной литературы)
25
1. Ботаника — наука о
растениях.
Многообразие
растительного мира.
Общая характеристика
растительного царства.
Многообразие растений, их связь
со средой обитания. Роль растений
в биосфере. Охрана растений.
Определяют понятия:
«ботаника», «низшие
растения», «высшие растения»,
«слоевище», «таллом».
Выделяют существенные
1
Раздел 4. Царство Растения (9 ч)
16 26
2. Водоросли, их много
образие, строение, среда
обитания
27
28
3.Роль водорослей в
природе и жизни
человека. Охрана
водорослей
4. Лишайники
29
5.Мхи, папоротники,
хвощи, плауны
30
6. Семенные растения.
Голосеменные растения
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений.
Таблицы, видеоматериалы
Водоросли: одноклеточные и
многоклеточные. Строение,
жизнедеятельность, размножение,
среда обитания зелёных, бурых и
красных водорослей.
Лабораторные и практические
работы Строение зелёных
водорослей
Роль зелёных, бурых и красных
водорослей в природе и жизни
человека, охрана водорослей
Многообразие и распространение
лишайников. Строение, питание и
размножение лишайников. Значение
лишайников в природе и жизни
человека
Риниофиты. Появление
тканей. Высшие споровые
растения. Мхи, папоротники,
хвощи, плауны, их отличительные
особенности, многообразие,
распространение, среда обитания,
роль в природе и жизни человека,
охрана. Лабораторные и
практические работы Строение мха
(на местных видах). Строение
спороносящего хвоща. Строение
спороносящего папоротника (на
усмотрение учителя)
Голосеменные растения,
особенности строения и
жизнедеятельности. Многообразие
и распространение голосеменных
растений, их роль в природе,
использование человеком, охрана.
Лабораторные и практические
работы
Строение хвои и шишек хвойных
17
признаки растений. Выявляют
на живых объектах и таблицах
низшие и высшие растения,
наиболее распространённые
растения, опасные для
человека растения.
Сравнивают представителей
низших и высших растений.
Выявляют взаимосвязи между
строением растений и их
местообитанием
Выделяют существенные
признаки водорослей.
Работают с таблицами и
гербарными образцами,
определяя представителей
водорослей. Готовят
микропрепараты и работают с
микроскопом
Объясняют роль водорослей в
природе и жизни человека.
Обосновывают необходимость
охраны водорослей
Определяют понятия:
«кустистые лишайники»,
«листоватые лишайники»,
«накипные лишайники».
Находят лишайники в природе
Выполняют лабораторную
работу. Выделяют
существенные признаки выс
ших споровых растений.
Сравнивают разные группы
высших споровых растений и
находят их представителей на
таблицах и гербарных
образцах. Объясняют роль
мхов, папоротников, хвощей и
плаунов в природе и жизни
человека
Выполняют лабораторную
работу. Выделяют
существенные признаки голо
семенных растений.
Описывают представителей
голосеменных растений с
использованием живых
объектов, таблиц и гербарных
образцов. Объясняют роль
1 Лабораторная
работа №9
Изучение строение
зелёных водорослей.
1
1
1 Лабораторная
работа №10
Изучение строение
мха (на местных
видах).
Лабораторная
работа №11
Изучение строение
спороносящего хвоща
и спороносящего
папоротника.
1 Лабораторная
работа №12
Строение хвои и
шишек хвойных (на
примере местных
видов).
Лабораторная
работа №13
Изучение строения голосеменных в природе и
жизни человека.
Выполняют лабораторную
работу. Выделяют
существенные признаки
покрытосеменных
растений. Различают на живых
объектах и таблицах органы
цветкового растения, растения
разных отделов, наиболее
распространённые растения,
опасные для человека.
Описывают
представителей
покрытосеменных расте
использованием живых
объектов, таблиц и гербарных
образ
покрытосемен
жизни человека.
Определяют понятия:
«палеонтология»,
«палеоботаника»,
«риниофиты». Характеризуют
основные этапы развития
растительного мира
цов. Объясняют роль
ных в природе и
ний с
нове сравнения.
Сравнивают представителей
разных групп растений, делают
выводы на ос
Выявляют эстетические
достоинства представителей
растительного мира. Находят
инфор
научнопопулярной
литературе, биологических
слова
анализируют и оценивают её,
переводят из одной фор
мы в
другую
мацию о растениях в
рях и справочниках,
голосеменных
растений.
1 Лабораторная
работа №14
Изучение строения
покрытосеменных
растений
1
1 Итоговая
контрольная
работа
1
31
7.Покрытосеменные
растения
(на примере местных видов)
Покрытосеменные растения,
особенности строения,
многообразие, значение в природе и
жизни человека.
Лабораторные и практические
работы
Строение цветкового растения.
32
8.Происхождение рас
тений. Основные этапы
развития растительного
мира
33
9.Обобщающий урок
Методы изучения древних
растений. Изменение и развитие
растительного мира. Эволюция
растений: от одноклеточных
водорослей до
покрытосеменных. Основные этапы
развития растительного мира
Систематизация и обобщение
понятий раздела. Подведение
итогов за год. Летние задания
34
Резервное время — 2ч
18 Критерии оценивания различных видов работ:
Оценка знаний учащихся
Отметка
«5»
«4»
«3»
«2»
Критерии оценки
полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника:
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно, использованы научные термины;
для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов:
ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
раскрыто основное содержание материала;
в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
ответ самостоятельный;
определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при
использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
определения понятий недостаточно четкие;
не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий
Основное содержание учебного материала не раскрыто;
не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании
терминологии
«4»
Отметка
«5»
Критерии оценки устного ответа:
Критерии оценки
Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.
Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.
Приведены самостоятельно примеры.
Ответ содержит логику изложения.
Ответ полностью самостоятельный.
Конкретный ответ на поставленный вопрос.
Приведены самостоятельно примеры.
Ответ содержит логику изложения.
Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка.
Ответ неконкретный, излишне пространный.
Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить наводящие вопросы учителя.
Допущены две существенные ошибки.
Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен
ответить на наводящие вопросы.
«3»
«2»
Критерии оценки лабораторных работ:
Отметка
«5»
«4»
«3»
«2»
Критерии оценки
ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения
заданий; самостоятельно и рационально выполняет задания. Работу проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение
правильных результатов и выводов. Соблюдает требования правил безопасного труда.
ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено дватри недочета; не более одной негрубой ошибки и одного
недочета.
ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет
результаты и выводы; если в ходе выполнения работы были допущены ошибки;
ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет
задания выполнялись неправильно;
19 Оценка практических умений учащихся
Оценка умений проводить опыты
Отметка
«5»
«4»
«3»
«2»
Критерии оценки
правильно определена цель опыта;
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:
научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
правильно определена цель опыта;
самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 12 ошибки:
в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;
в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы не полные.
правильно определена цель опыта;
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:
научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
не определена самостоятельно цель;
не подготовлено нужное оборудование;
допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
Отметка
«5»
Оценка умений проводить наблюдения
Критерии оценки
правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.
правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса)
выделены лишь некоторые;
допущены ошибки (12) в оформлении наблюдений и выводов.
допущены ошибки (34) в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта
(процесса); допущены ошибки (34) в оформлении наблюдений и выводов.
допущены неточности 12 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
«4»
«3»
«2»
Материально – техническое обеспечение учебного предмета
школьный кабинет биологии:
печатные издания:
интернетисточники:
20 Моделиаппликациипоботанике
Размножениемногоклеточнойводоросли
Размножениемха
Размножениеодноклеточнойводоросли
Размножениепапоротника
Размножениесосны
Размножениешляпочногогриба
Приборы
Оптические
Лупапрепаровальная
Лупаручная
Микроскопшкольный
Микроскопшкольный с подсветкой
Видеоокуляр для микроскопа с ПО
Натуральныеобъекты
Наборымикропрепаратов
Комплектмикропрепаратов "Ботаника 1"
Комплектмикропрепаратов "Ботаника 2"
Набор микропрепаратов по ботанике (малый)
Гербарии
Гербарий Деревья и кустарники (20 видов)
ГербарийДикорастущиерастения (28 видов)
ГербарийКультурныерастения (28 видов)
ГербарийЛекарственныерастения (20 видов)
ГербарийМорфологиярастений (20 видов)
Гербарий Основные группы растений (52 листа)
Гербарий Растительные сообщества (9 в *5 л)
ГербарийСельскохозяйственныерастения (28 видов)
Коллекции
Голосеменныерастения
Плодысельскохозяйственныхрастений
Семена и плоды
Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников
Муляжи
Набор муляжей "Дикая форма и культурные сорта томатов"
Набор муляжей "Дикая форма и культурные сорта яблок"
НабормуляжейГрибы
НабормуляжейОвощи
НабормуляжейФрукты
для учителя
Список литературы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
3. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309ФЗ "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры
государственного образовательного стандарта".
4. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
План действий по модернизации общего образования на 2011 2015 годы (утвержден
распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507р).
5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной
оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников
Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных
требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,
воспитанников"
СанПиН 2.4.2. 282110 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
21 7. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы "Санитарноэпидемиологические
требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.125103"
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г.,
регистрационный номер 4594).
8. Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885 "Об утверждении федеральных
перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего
образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год".
9. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.
10. Примерная программа по биологии / авт. В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. –
М.: Дрофа, 2013.
для учащихся
1. В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику
В.В. Пасечника « Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс»/ В.В. Пасечник. М.: Дрофа,
2012. 60, (4) с.
. Электронное приложение к учебнику на www.drofa. Ru
2.
3. Т.С.Сухова . Контрольные и проверочные работы по биологии. 68кл.: Метод. Пособие. М.:
Дрофа, 1996. 160 с.: ил.
4. Уроки биологии с применением информационных технологий. 6класс. Методическое
пособие с электронным приложением/ авт. –сост. С.Н.Лебедев. М.: Глобус, 2008.108 с.
( Современная школа).
5. Биология. Для поступающих вузы. Под редакцией академика РАМН, профессора
В.Н.Ярыгина. – изд. 6, исправленноеМ.: изд. «Высшая школа», 2003491 с.
6. Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
Журнал «Биология для школьников».
7. Т.Л.Богданова . Биология: Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы. 2е
изд., перераб. и доп. М.:Высш.шк., 1991. 350с.: ил.
8. Н.Ф.Реймерс . Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение».
9. Красная книга РСФСР и Мордовии.
10. Н.М.Верзилин. По следам Робинзона: книга для учащихся средн. и ст. шк. возраста. М.:
Просвещение, 1994.218 с.
11. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
12. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2006 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н.
Н.А. Рябчико
13. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий»,
1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ
14. В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская,
Т.В. Анфимова.
15. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену. В.М.
Авторы Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
16. Биология. Энциклопедия для детей. М.: Аванта+, 1994.С.92684.
17. Интернетресурсы:www.bio.1september.ru; www.bio.nature.ru; www.edios.ru.
18.
22 23
Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)
Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)
Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)
Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)
Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)
Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)
Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)
Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)
Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)
Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)
Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)
Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)
Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)
Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)
Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)
Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)
Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)
Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)
Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)
Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)
Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)
Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)
Рабочая программа по биологии 5 класс (В.В.Пасечник)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.