Рабочая программа по биологии (6 класс)
Оценка 5

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Оценка 5
Документация
docx
биология
6 кл
08.02.2017
Рабочая программа по биологии (6 класс)
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями к образовательному минимуму основного общего образования для обучающихся в общеобразовательном классе на основании следующих нормативных документов: 1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 2. Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах Федерального базисного учебного плана». 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год».Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология.Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г. Программа опубликована на сайте www.drofa.ru. Рабочая программам соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебному плану школы на 2016-2017 учебный год и положению о рабочей программе разработанное в 2015-2016 учебном году.
биология 6 класс.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Зеленополянская средняя общеобразовательная школа»          «Рассмотрено»                                 Руководитель МО                            _______________                                           Протокол № _____                                         от  «___»___________2016г             «Согласовано»                                          Организатор УМР МКОУ СОШ                                                         ___________ Почтаева Л.В.        «___»____________ 2016г              «Утверждаю»                                                Директор МКОУ СОШ     ______________Юшкова Л.Ф.                                  Приказ № ____                                                           от   «____» ______________2016г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета биология (35 часов) 6  класс.                                                                                                                                                      Составитель ­  учитель биологии Ермолова Е.А. с. Зеленая Поляна 2016­2017 учебный год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая  программа по биологии составлена в соответствии с требованиями к образовательному минимуму основного общего образования для  обучающихся в общеобразовательном классе на основании следующих нормативных документов: 1.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 2. Методическое письмо Департамента государственной политики  в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 № 03­1263 «О примерных программах Федерального базисного учебного плана». 3. Приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   19.12.2012   №   1067   «Об   утверждении   Федерального   перечня   учебников, рекомендованных   (допущенных)   к   использованию   в   образовательном   процессе   в   образовательных   учреждениях,   реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год». Рабочая программа полностью соответствует  «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на  основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника (сборник «Биология.Рабочие программы. 5—9 классы.» ­ М.: Дрофа, 2012.),  рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации:  Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г. Программа опубликована на сайте www.drofa.ru. Рабочая  программам соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, учебному   плану школы на 2016­2017 учебный год и положению о рабочей программе разработанное в 2015­2016 учебном году. Общая характеристика курса          Особое   внимание   уделено   содержанию,   способствующему   формированию   современной   естественнонаучной   картины   мира,   показано практическое применение биологических знаний. Отбор содержания проведён с учётом подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Цели биологического образования в основной школе формулируются  на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном; на уровне требований к результатам освоения содержания предметной программы. Глобальными целями биологического  образования являются:   социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; приобщение к   познавательной   культуре   как   системе   познавательных   (научных)   ценностей,   накопленных   обществом   в   сфере биологической науки. 2    ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе развитие познавательных   мотивов,   направленных   на   получение   нового   знания   о   живой   природе;   познавательных   качеств   личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; овладение ключевыми компетентностями: учебно­познавательными, информационными, ценностно­смысловыми, коммуникативными;  формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально­ценностному отношению к объектам живой природы. Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом: 1. Показать школьникам биологию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения; 2. Приобщить к терминологическому языку биологии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях,  происходящих в окружающем ребенка мире; 3. Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе. 4. Приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями: применять биологические знания для  объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для  сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды; воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам. Для приобретения практических умений и навыков  и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные авторской  программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ,  представленном в авторской программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут  оцениваться по усмотрению учителя. Лабораторные работы, обозначенных в программе, не требует специальных учебных часов, так как  они выполняются в ходе урока при изучении новой темы.                                                                                                                                          Система уроков ориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности,  мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и поиску информации. Место раздела  биологии  «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» в учебном плане 3 Деятельностный подход усиливается благодаря использованию тетради на печатной основе, разнообразным лабораторным,  практическим работам и экскурсиям. Программой предусмотрено изучение на уроках  национально­регионального компонента – материала о местных наиболее типичных и  интересных в биологическом отношении растений, что позволит активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовать  организации их самостоятельной работы на уроках и во внеурочное время. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных   особенностях   объектов   живой   природы,   их   многообразии   и   эволюции;   о   человеке   как   биосоциальном   существе.   Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Содержание   курса   направлено   на формирование   универсальных   учебных   действий, обеспечивающих   развитие   познавательных   и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять,   доказывать,   защищать   свои   идеи,   давать   определения   понятий,   структурировать   материал   и   др.   Учащиеся   включаются   в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. В   6   классе   учащиеся   узнают,   особенности   строения   и   процессов   жизнедеятельности   биологических   объектов   ­  растений,   их практическую   значимость; научатся применять   методы   биологической   науки   для   изучения растений:   проводить   наблюдения   за   живыми организмами,   ставить   несложные   биологические   эксперименты   и   объяснять   их   результаты,   описывать   биологические   объекты   и процессы; использовать   составляющие   исследовательской   и   проектной   деятельности   по   изучению   растений   (приводить   доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи); ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.  Полученные   биологические   знания   служат   основой   при   рассмотрении   экологии   организма,   популяции,   биоценоза,   биосферы   и   об ответственности человека за жизнь на Земле. Изучение   биологии   по   предлагаемой   программе   предполагает   ведение   фенологических   наблюдений,   практической   работы.   Для понимания   учащимися   сущности   биологических   явлений   в   программу   введены   лабораторные   работы,   экскурсии,   демонстрации   опытов, проведение   наблюдений.   Все   это   дает   возможность   направленно   воздействовать   на   личность   учащегося:   тренировать   память,   развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. 4 Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, Планируемые  результаты обучения отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты обучения биологии: 1. Родину; воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою 2. формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и   способности   обучающегося   к   саморазвитию   и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, 3. знание основных принципов и правил отношения  к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; 4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; 5. формирование личностных представлений о целостности природы, 6. формирование толерантности и миролюбия; 7. 8. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,  формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного   отношения  к собственным поступкам; 9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно­иследовательской, творческой и других видах деятельности; 10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, 11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования; Метапредметные результаты обучения биологии: 1. учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 5 2. знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать  определения  понятиям,  классифицировать,  наблюдать,  проводить   эксперименты,  делать  выводы  и   заключения,   структурировать  материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 3. формирование умения работать с различными  источниками биологической информации: текст учебника, научно­популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию 4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности 5. формирование и развитие компетентности  в области использования информационно­коммуникативных технологий. 6. формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.   Предметными результатами обучения биологии в 6класе являются: 1.         В познавательной (интеллектуальной) сфере: классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; выделение существенных признаков биологических объектов; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,   объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений;; опасных для человека растений; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.  2. В ценностно­ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.      3. В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).  4. В сфере физической деятельности:  освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; 6 5. В эстетической сфере:  овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Рабочая   программа   предусматривает   формирование   у   обучающихся   общеучебных   умений   и   навыков,   универсальных  способов деятельности и ключевых компетенций:  Познавательная деятельность:  Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношения между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно­следственных связей.  Определение   адекватных   способов   решения   учебной   задачи   на   основе   алгоритмов.   Комбинирование   известных   алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.  Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.  Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений. Понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.  Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.  Информационно­коммуникативная деятельность:  Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.  Осознанное беглое чтение текстов различных статей и жанров, проведение информационно­смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)  Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.  Умение   перефразировать   мысль.   Выбор   и   использование   выразительных   средств   языка   и   знаковых   систем   в   соответствии   с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.  Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет­ресурсы и другие базы данных.    Рефлексивная деятельность:  Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства   и   др.)   владение   навыками   контроля   и   оценки   своей   деятельности,   умением   предвидеть   возможные   последствия   своих 7 действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности. Своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.    Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения.   Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.   В   основе   осуществления   целей   образовательной   программы   используется   личностно­ориентированные,   гуманно­личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно­поисковая деятельность. Одним   из   условий   формирования  компетенций  является   –   внедрение   современных   педагогических   технологий,   в   том   числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений. Интерактивные   технологии   позволяют   развивать   социальные   практики   с   учётом   психофизических   особенностей   ребят,   помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного». Ученик научится: • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи); • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе. Ученик получит возможность научиться: • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами; • использовать   приёмы   оказания   первой   помощи   при   отравлении   ядовитыми   растениями,   работы   с   определителями   растений; выращивания и размножения культурных растений; • выделять эстетические достоинства объектов живой природы; • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально­ценностное отношение к объектам живой природы); 8 • находить   информацию   о   растениях   в   научно­популярной   литературе,   биологических   словарях   и   справочниках,   анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую; • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Место предмета в учебном плане Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Резервное   время­ 2 часа. Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии поУМКВ.В. Пасечникshkola33.tagilhost.su›content/files/biol/rp_bio… Критерии оценивания письменных работ  по биологии в форме ЕГЭ 5­11 класс Часть 1 (А) За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.  Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов. Часть 2 (В) Правильно выполненные задания В1–В8 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов –  допущены две и более ошибки или ответ отсутствует. Часть 3 (С)  Если ответ включает все элементы и не содержит биологических ошибок – 2(3) балла. Если ответ включает 1 (2) из названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2(3) названных выше   элемента, но содержит негрубые биологические ошибки – 1(2) балла.  Если ответа нет или ответ содержит грубые биологические ошибки – 0 баллов шкала перевода баллов работы по биологии в форме  ЕГЭ в пятибалльную систему оценивания:   0 ­ 34 баллов ­ отметка "2" 9 35 ­ 54 баллов ­ отметка "3" 55 ­ 71 баллов ­ отметка "4" 72 ­100 баллов ­ отметка "5" 90 – 100% правильно выполненной работы – оценка «5» 70 – 89% правильно выполненной работы – оценка «4» 45 – 69% правильно выполненной работы – оценка «3» 20 – 44% правильно выполненной работы – оценка «2»   0 – 19% правильно выполненной работы – оценка «1» ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА Отметка «5»: ­ ответ полный и правильный на основании изученной теории                                                                                                                                                ­материал изложен в определенной логической последовательности                                                                                                                                     ­ответ самостоятельный Отметка «4»: ­ответ полный и правильный на основании изученной теории                                                                                                                                                 ­ материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 2­3 несущественные ошибки, исправленные по  требованию учителя Отметка «3»: ­ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный, по наводящим вопросам учителя Отметка «2»: ­ при ответе обнаружено непонимание учеником основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые  ученик не может исправить при наводящих вопросах учителя Отметка «5»: ­ ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка  ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ (развернутый ответ на вопрос) 10 Отметка «4»: ­ ответ неполный или допущено не более 2­х несущественных ошибок Отметка «3»: ­ работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две­три несущественные Отметка «2»: ­ работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок Выполнение тестовых заданий. Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните  предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Оптимально на одной контрольной работе дается 25 заданий:  (20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом). Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 – 100  % от общего числа баллов) «4»: 14 + 3 (70 ­ 75 %) «3»: 12 + 0 или 10+2 (50 ­ 65 %).  Здесь возможны варианты, поэтому лучше ориентироваться по процентам.               Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть).  Например, обязательная часть состоит из 15 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2  балла. Итого максимум 25 баллов. Критерии оценок: «2»: ученик набрал менее 10 баллов «3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части «4»: 13 + 4 = 17 баллов и более «5»: 15+ 6 = 21 баллов и более.  При оценивании биологических диктантов или тестов (небольших работ, продолжительность которых 5 – 7 минут), состоящих из 10 ­ти основных вопросов, допускается следующая шкала оценивания:   9 – 10 правильных ответов – «5»   7 – 8   правильных ответов – «4»   5 – 6   правильных ответов – «3»   3 – 4   правильных ответов – «2»   0 – 2   правильных ответов – «не зачёт» Необходимо отметить нестандартный подход к оцениванию слабых учащихся.  При подготовке индивидуальных заданий возможно заранее обговаривается  объём 11 работы на «5», «4», «3», «2» для того,  чтобы учащийся мог выбрать вариант и неспеша выполнить его. При оценивании работ ( рисунков, схем и т.д.), необходимо учитывать моторные навыки ребёнка, умение рисовать и чертить.  Поощрять оценкой стремление выполнить правильно и аккуратно.  При оценивании работ, выполненных в тетрадях, учитывать аккуратность, выполнение единых требований к ведению тетради. Оценивание контрольной (письменной) работы Учитывается правильность и объём выполненной части работы, за основу принимается процентная шкала 90 – 100% правильно выполненной работы – оценка «5» 70 – 89% правильно выполненной работы – оценка «4» 45 – 69% правильно выполненной работы – оценка «3» 20 – 44% правильно выполненной работы – оценка «2»   0 – 19% правильно выполненной работы – не зачёт Оценка выполнения практических (лабораторных) работ Отметка "5" ставится, если ученик: 1.Правильно определил цель опыта. 2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. 3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах,  обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью. 4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил  все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы. 5.Проявляет организационно­трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные  материалы). 12 6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. Отметка "4" ставится, если ученик: 1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений. 2. Или было допущено два­три недочета.  3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета. 4. Или эксперимент проведен не полностью.  5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. Отметка "3" ставится, если ученик: 1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что  позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы. 2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и  измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов. 3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в  общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального  для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения. 4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе  с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. Отметка "2" ставится, если ученик: 1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части  работы не позволяет сделать правильных выводов. 2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно. 13 3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".  4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники  безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя. Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника. Выполните  3 задания оценка: «5»—выполнил все три задания «4» – выполнил первое и второе задание «3» – правильно выполнил только половину обязательной                  части заданий (т.е. 1­е или 2­е) «2» – в каждом задании много ошибок (больше, чем  правильных ответов).(1) Составление опорно­схематичного конспекта (ОСК) и мультимедийных презентаций.  Перед учащимися ставится задача научиться «сворачивать» конспекты до отдельных слов (словосочетаний), делать схемы с максимальным  числом логических связей между понятиями. Работа эта крайне сложная, индивидуальная. Помощь в создании ОСК окажут критерии  оценивания ОСК. Критерии оценивания ОСК и презентаций по составлению:        Полнота  использования учебного материала.  Объём ОСК (для 8­9 классов – 1 тетрадная страница на один раздел: для 10 –11 классов один лист формата А 4).  Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).  Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость ОСК).  Грамотность (терминологическая и орфографическая).  Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы.  14               Самостоятельность при составлении.  При оценивании мультимедийных презентаций  баллы снижаются за ошибки в оформлении титульного слайда;  много текста на слайде;  грамматические ошибки в тексте;  выбран нечеткий шрифт;  неудачное сочетание цвета шрифта и фона;  несоответствие названия слайда его содержанию;  несоответствие содержанию текста используемых иллюстраций;  текст закрывает рисунок;  рисунки нечеткие, искажены;  неудачные эффекты анимации;  излишнее звуковое сопровождение слайдов;  тест приведен без изменений (скопирован из Интернет с ссылками);  недостоверность информации; ошибки в завершении презентации. Критерии   оценивания  мультимедийной   презентации  по   биологии  15 Создание слайдов Количество баллов Содержание:        научность представленной информации наличие проблемы и ее решение (или представление) наличие элементов исследования  практическое применение знаний интеграция биологии с другими предметами  связь со здоровьем человека Оформление:      структура  логичность наличие анимации, картинок, фотоматериалов, видео наличие графиков, таблиц, схем эстетичность  16 50 50 Итого: 100 баллов «5»­ 100­85 баллов; «4»­ 84­ 70 баллов; «3»­ 69­50 баллов Оценка рефератов по биологии Основные критерии оценки оценка «5» «4» «3» Оформление реферата 1. Титульный лист оформлен в  соответствии с требованиями  (приложение) 2. Наличие плана  3. В тексте имеются ссылки на  авторство 4. Наличие списка  использованной литературы в  соответствии с правилами  библиографии.  1. Оформление в основном  соответствует требованиям, но  нарушен один из 4­х пунктов  требований. 1. Оформление не соответствует выше перечисленным  требованиям. Содержание реферата 1. Содержание работы  полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки  отсутствуют. 3. Стройный по композиции,  логичное и последовательное в  изложении мыслей. 4. Объем реферата 10­12  листов  1. Содержание работы в  основном соответствует теме  (имеются незначительные  отклонения от темы) 2.Содержание в основном  достоверно, но имеются  единичные фактические  неточности. 3.Имеются незначительные  нарушения последовательности в изложении мысли. 1. В главном и основном  раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или  недостаточно полный ответ на  тему. 2. допущены отклонения от  темы или имеются отдельные  17 Речевое оформление 1. Написан правильным  литературным языком и  стилистически  соответствует  содержанию. 2. В реферате  допускается  незначительная  неточность в содержании  и 1­2 речевых недочета. 1. Написан правильным  литературным языком и  стилистически   соответствует  содержанию.  2.достоверно:  2­3 неточности в  содержании, не более 3­4  речевых недочетов. Грамотность  Допускается: одна  орфографическая. Или одна  пунктуационная, или одна  грамматическая ошибка Допускаются: 2 орфографические, или 2  пунктуационные, или 1  орфографическая и 3  пунктуационные ошибки, а  также 2 грамматические ошибки  1. Стиль работы  отличается единством,  обнаруживается владение  основами письменной  речи. 2.Допускается: не более 4 недочетов в содержании и Допускаются: 4  орфографические и 4  пунктуационные, или 3  орфографические и 5  пунктуационных ошибок,  или 7 пунктуационных  ошибок при отсутствии ошибки в изложении  фактического материала. 3.Допущены отдельные  нарушения последовательности изложения. 5 речевых недочетов. орфографических ошибок. Критерии оценивания отчета по экскурсии: качество выполнения Все ли задания выполнены  Аккуратность  . р о ф н и   . п о д 4 балла х а к м а р В   а к и н б е ч у й ы н л о п е Н т е в т о о п   е н   т е в т О   у с о р п о в я и н а д а з   е с В 3 балла о г о н д о   т е Н х у в д   т е Н й и н а д а з 3 балла ь т с Е я и н а ч е м а з ь н е ч О о н т а р у к к а н т а р у к к а е н о Наличие рис., схемы  2 балла   , ь т с Е е и ш о р о х   о н   , ь т с Е е и х о л п о т о ф . с и р   т е Н   й ы н л о П   с   т е в т о Критерии оценивания : 12­11 б                10­8 баллов – 4               7­ 5 баллов – 3. Контроль   и   учёт   достижений   обучающихся  ведётся   по   отметочной   системе   и   направлен   на   диагностирование   достижения Контроль и учёт достижений обучающихся обучающимися уровня функциональной грамотности.  Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений обучающихся: текущая аттестация (зачет, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы); аттестация по итогам обучения за четверть (зачет, проверочные работы); аттестация по итогам года;    18  формы  учета  достижений   (урочная  деятельность,  анализ  текущей   успеваемости,  внеурочная   деятельность  –  участие   в  олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.) Основной формой организации учебного процесса является классно­урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного   процесса   используется   система   консультационной   поддержки,   индивидуальных   занятий,   самостоятельная   работа обучающихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения обучающихся направлена на:      создание оптимальных условий обучения; исключение психотравмирующих факторов; сохранение психосоматического состояния здоровья обучающихся; развитие положительной мотивации к освоению программы; развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.  Предусматривает   уровневый   подход     к   содержанию   оценки   и   инструментарию   для   оценки   достижения   планируемых   результатов (структура   тематического   зачета:   критерии   оценивания,   обязательная   часть   –   ученик   научится,   дополнительная   часть   –   ученик   может научиться).   Оценка   достижения   метапредметных   результатов   обучения   будут   проводиться   в   ходе   выполнения   учащимися   проектно   – исследовательской деятельности: Система оценивания ­ текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов; ­ защита индивидуального  проекта.  19 СОДЕРЖАНИЕ Учебно  – тематический план. № Тема 1 2 3 4 Строение покрытосеменных растений Жизнь растений Классификация растений Природные сообщества ИТОГО Лабораторные и практические работы №1. Строение семян двудольных и однодольных растений №2.Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. №3. Корневой чехлик и корневые волоски. В том числе лабораторные работы экскурсии 8 3 1 ­ 12 ­ 1 1 ­ 2 Количество часов по авторской программе  14 10 6 3 Количество часов в  рабочей  программе 14 10+1 из резерва 6 3+1 из резерва 33+2 часа резерва 35 часов 20 №4. Строение почек. Расположение почек на стебле. №5. Внутреннее строение ветки дерева. №.6 Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица). №7. Строение цветка. Различные виды соцветий. №8. Многообразие сухих и сочных плодов. №9. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. №10. Вегетативное размножение комнатных растений. №11. Определение всхожести семян растений и их посев. № 12 Выявление признаков семейства по внешнему строению растения. Экскурсии 1. Зимние явления в жизни растений. 2. Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте. Тематическое планирование курса «Биология. Многообразие покрытосеменных растений»  6 класс                             (35 ч, 1 ч в неделю, резерв­2 часа) №  урока Наименование раздела  и темы урока УУД Планируемые результаты  Тип урока 1 1.Строение семян  двудольных растений Личностные Метапредметные Предметные Тема 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений  (14ч) Определять понятия  «однодольные  растения», «двудольные  растения», «семядоля»,  «зародыш», «семенная  кожура», «микропиле». Соблюдать правила  работы с  Формируется  познавательный  мотив на основе  интереса к  изучению новых  для учащихся  21 Развиваются навыки выполнения лабораторной работы по  инструктивной карточке и  оформления ее результатов Познавательные УУД: умение  работать с различными  источниками информации.  Личностные УУД: умение  соблюдать дисциплину на уроке  Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение  Учащиеся могут  назвать  особенности  строения семян  двудольных  растений Урок  общеметодоло­ гической  направленности объектов биологическими  приборами и  инструментами, правила работы в кабинете  биологии.  2 3 2.Строение семян  однодольных растений ЛР №1 «Строение  семян двудольных и  однодольных  растений». Закрепляют понятия из предыдущего  урока.  Применяют  инструктаж­ памятку  последовательности  действий при  проведении анализа  строения семян Формируется  познавательный  мотив на основе  интереса к  изучению новых  для учащихся  объектов 3.Виды корней. Типы  корневых систем ЛР №2 «Виды корней.  Стержневая и  мочковатая корневые  системы» Определяют  понятия: «главный  корень», «боковые  корни»,  «придаточные  корни».  Анализируют виды  корней и типы  корневых систем Формируется  познавательный  мотив на основе  интереса к  изучению новых  для учащихся  объектов 4 4.Строение корня ЛР №3 «Корневой  чехлик и корневые  Определяют  понятия: «корневой  чехлик», «корневой  волосок», «зона  Формируется  познавательный  мотив на основе  интереса к  22 заданий учителя  Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на  слух, отвечать на вопросы,  работать в группах. Развиваются навыки выполнения  лабораторной работы по  инструктивной карточке и  оформления ее результатов, умение  выделять существенные признаки  строения Познавательные УУД: умение  работать с различными источниками информации. Личностные УУД:  умение соблюдать дисциплину на  уроке Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение заданий  учителя Коммуникативные УУД:  умение воспринимать информацию  на слух, отвечать на вопросы,  работать в группах. Развиваются навыки выполнения  лабораторной работы по  инструктивной карточке,  оформления ее результатов, умение  на их основе делать выводы Познавательные УУД: умение  работать с различными источниками информации. Личностные УУД:  умение соблюдать дисциплину на  уроке Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение заданий  учителя Коммуникативные УУД:  умение воспринимать информацию  на слух, отвечать на вопросы,  работать в группах. Развиваются навыки выполнения  лабораторной работы по  инструктивной карточке,  оформления ее результатов, умение  на их основе делать выводы о  взаимосвязи строения органа с  выполняемой функцией. Познавательные УУД: умение  Урок открытия  новых знаний Учащиеся могут  назвать  особенности  строения семян  однодольных  растений Учащиеся умеют  различать виды  корней, типы  корневых систем,  знают функции  корня. Урок  общеметодоло­ гической  направленности Учащиеся знают  выделяемые на  продольном срезе  зоны корня,  Урок  общеметодоло­ гической волоски» 5 5. Видоизменение  корней. 6 6. Побег и почки ЛР №4 «Строение  почек. Расположение  почек на стебле». деления», «зона  растяжения», «зона  всасывания», «зона  проведения».  Анализируют  строение корня. Определяют понятия:  «корнеплоды»,  «корневые клубни»,  «воздушные корни».  Устанавливают  причинно­следственные  связи между условиями  существования и  видоизменениями  корней. изучению новых  для учащихся  объектов Формируется  научное  мировоззрение на  основе  установления  причинно­ следственных  связей между  условиями  существования  растений Определяют понятия:  «побег», «почка»,  «вегетативная почка».  «генеративная почка»,  «конус нарастания»,  «узел», «междоузлие».  Анализируют  результаты  лабораторной работы и наблюдений за ростом  и развитием побега. Формируются  элементы  коммуникативной компетентности в  общении и  сотрудничестве с  учащимися класса в процессе  образовательной  деятельности. 23 направленности Урок открытия  новых знаний работать с различными источниками информации. Личностные УУД:  умение соблюдать дисциплину на  уроке Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение заданий  учителя Коммуникативные УУД:  умение воспринимать информацию  на слух, отвечать на вопросы,  работать в группах. Развивается умение устанавливать  причинно­следственные связи  между условиями существования  растений и видоизменениями их  корней. Познавательные УУД: умение  работать с различными источниками информации. Личностные УУД:  умение соблюдать дисциплину на  уроке Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение заданий  учителя Коммуникативные УУД:  умение воспринимать информацию  на слух, отвечать на вопросы,  работать в группах. особенности  строения клеток  различных зон  корня в связи с  выполняемой  функцией. Учащиеся имеют  представление о  видоизменениях  корней как  результате  приспособления  растений к  условиям  существования. Учащиеся знают и могут  рассказать о строении  побега и почек, о  развитии побега из  почки. Урок  общеметодоло­ гической  направленности Развивается умение проводить  наблюдения, фиксировать  результаты и на их основании  делать выводы.  Познавательные УУД: умение  работать с различными  источниками информации.  Личностные УУД: умение  соблюдать дисциплину на  уроке Регулятивные УУД:  умение организовать  выполнение заданий учителя  Коммуникативные УУД:  умение воспринимать  информацию на слух, отвечать  на вопросы, работать в 7 7. Строение листа. 8 8. Видоизменение  листьев Определяют понятия:  «листовая пластинка»,  «черешок», «простой  лист», «сложный лист», «жилкование листа».  Заполнят таблицу по  результатам изучения  различных листьев.  Выполняют  лабораторные работы и обсуждают их  результаты. Определяют  понятия: «  световые листья»,  «теневые листья»,  «видоизменения  листьев».   Формируется  научное  мировоззрение на  основе  установления   взаимосвязи  строения органа с выполняемыми  функциями Формируется  научное  мировоззрение на  основе  установления  причинно­ следственных  связей между  условиями  существования и  видоизменениями  листьев 9 9. Строение стебля. ЛР №5 «Внутреннее  строение ветки  Определяют  понятия: « кора»,  «древесина»,  «камбий»,  Формируется  познавательный  мотив на основе  интереса к  24 группах. Развиваются навыки выполнения  лабораторной работы по  инструктивной карточке,  оформления ее результатов, умение  на их основе делать выводы о  взаимосвязи строения органа с  выполняемой функцией. Познавательные УУД: умение  работать с различными источниками информации. Личностные УУД:  умение соблюдать дисциплину на  уроке Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение заданий  учителя Коммуникативные УУД:  умение воспринимать информацию  на слух, отвечать на вопросы,  работать в группах. Развивается умение  устанавливать причинно­ следственные связи между  условиями существования  растений и видоизменениями  его листьев. Познавательные УУД: умение  работать с различными  источниками информации.  Личностные УУД: умение  соблюдать дисциплину на уроке  Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение  заданий учителя  Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на  слух, отвечать на вопросы,  работать в группах. Развиваются навыки выполнения лабораторной работы по  инструктивной карточке,  оформления ее результатов,  умение на их основе делать  выводы о взаимосвязи строения  органа с выполняемыми им   Учащиеся знают, могут  назвать особенности  строения листьев и  выполняемые ими  функции. Урок открытия новых знаний Учащиеся имеют  представление о  видоизменениях листьев. Урок открытия новых знаний Учащиеся имеют  представление о внешнем и внутреннем строении  стебля. Урок  общеметодоло­ гической дерева» 10 10. Видоизмененные  побеги. Л.Р. № 6  Видоизменённые  побеги (корневище,  клубень, луковица). 11 11. Строение цветка. изучению новых  для учащихся  объектов. Формируется  познавательный  мотив на основе  интереса к  изучению новых  для учащихся  объектов. «ситовидные  трубки», «сосуды», «луб»,  «сердцевина».   Выполняют  лабораторную  работу и  обсуждают ее  результаты. Определяют  понятия:  «видоизмененный  побег»,  «корневище»,  «клубень»,  «луковица».  Выполняют  лабораторную  работу и  обсуждают ее  результаты. Определяют понятия:  «цветок», «венчик»,  «тычинки», «пестик»,  «околоцветник»,  «цветоножка»,  «цветоложе»,  «однодомное  растение», «двудомное  Формируется  познавательный  мотив на основе  интереса к  изучению новых  для учащихся  25 функциями. Познавательные УУД: умение  работать с различными  источниками информации.  Личностные УУД: умение  соблюдать дисциплину на уроке  Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение  заданий учителя  Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на  слух, отвечать на вопросы,  работать в группах. Развиваются навыки выполнения лабораторной работы по  инструктивной карточке,  оформления ее результатов,  умение на их основе делать  выводы о взаимосвязи строения  органа с выполняемыми им   функциями. Познавательные УУД: умение  работать с различными  источниками информации.  Личностные УУД: умение  соблюдать дисциплину на уроке  Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение  заданий учителя  Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на  слух, отвечать на вопросы,  работать в группах. Развиваются навыки выполнения лабораторной работы по  инструктивной карточке,  оформления ее результатов,  умение на их основе делать  вывод о родстве  покрытосеменных растений. Познавательные УУД: умение  работать с различными  источниками информации.  направленности Учащиеся знают о разных вариантах  видоизмененных побегов, их биологическом и  хозяйственном значении. Урок  общеметодоло­ гической  направленности Учащиеся знают и могут  рассказать о строении  цветка. Урок открытия новых знаний 12 12. Соцветия.ЛР №7  «Строение цветка.  Различные виды  соцветий» 13 13. Плоды и их  классификация. ЛР №8«Многообразие  сухих и сочных  плодов. растение», «завязь»,  «семязачаток».  Выполняют  лабораторную работу и обсуждают ее  результаты. Выполняют  лабораторную  работу. Заполняют  таблицу по  результатам  работы с текстом  учебника и  дополнительной  литературой. объектов. Формируется  познавательный  мотив на основе  интереса к  изучению новых  для учащихся  объектов. Определяют  понятия: «плод»,  «сухие плоды»,  «сочные плоды».  Анализируют и  сравнивают  различные плоды.  Выполняют  лабораторную  работу и  обсуждают ее  Формируется научное мировоззрение на  основе изучения  плодов: учащиеся  подводятся к выводу  о родстве цветковых  растений и  возникновении  различных  приспособлений к  распространению  плодов и семян,  возникших в процессе эволюции. 26 Личностные УУД: умение  соблюдать дисциплину на уроке  Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение  заданий учителя  Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на  слух, отвечать на вопросы,  работать в группах. Развиваются навыки выполнения лабораторной работы по  инструктивной карточке,  оформления ее результатов,  умение на их основе делать  вывод о биологическом  значении соцветий. Познавательные УУД: умение  работать с различными  источниками информации.  Личностные УУД: умение  соблюдать дисциплину на уроке  Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение  заданий учителя  Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на  слух, отвечать на вопросы,  работать в группах. Развиваются навыки выполнения лабораторной работы по  инструктивной карточке,  оформления ее результатов,  умение на их основе делать  вывод о биологическом  значении плодов. Познавательные УУД: умение  работать с различными  источниками информации.  Личностные УУД: умение  соблюдать дисциплину на уроке  Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение  заданий учителя  Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на  Учащиеся умеют  распознавать наиболее  распространенные типы  соцветий. Урок  общеметодоло­ гической  направленности Учащиеся имеют  представление о  строении плодов, их  многообразии и  вариантах  классификации. Урок  общеметодоло­ гической  направленности 14 14. Повторение,  обобщение и  систематизация  материала по теме:  Строение и  разнообразие  покрытосеменных  растений   результаты. умение  воспринимать  информацию,  полученную во  время изучения тем данного раздела  отвечать на  вопросы, работать  в группах. Формируется  познавательный  мотив на основе  интереса к  изучению новых  для учащихся  объектов слух, отвечать на вопросы,  работать в группах. Развиваются навыки выполнения самостоятельные  работы по  инструктивной карточке и  оформления ее результатов Познавательные УУД: умение  работать с различными  источниками информации.  Личностные УУД: умение  соблюдать дисциплину на уроке  Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение  заданий учителя  Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на  слух, отвечать на вопросы,  работать в группах. Учащиеся могут назвать  особенности строения  семян двудольных  растений Урок  отработки  умений и  рефлексии 15 1.Минеральное  питание растений Тема 2. Жизнь растений (10часов + 1 из резерва=11 ч) Определяют  понятия:  «минеральное  понятие», «корневое  давление», «почва»,  «плодородие»,  «удобрение».  Выделяют  существенные  признаки почвенного  питания растений.  Объясняют  необходимость  восполнения запаса  питательных веществ в почве путем  Формируется  познавательный  мотив на основе  интереса к  изучению новых  для учащихся  объектов и  демонстрации  опыта. 27 Развивается умение  самостоятельно работать с  текстом и иллюстрациями  учебника, получать  информацию в ходе  наблюдения за демонстрацией опыта и на ее основании  делать вывод.  Познавательные УУД: умение работать с различными  источниками информации.  Личностные УУД: умение  соблюдать дисциплину на  уроке Регулятивные УУД:  умение организовать  выполнение заданий учителя  Коммуникативные УУД:  умение воспринимать  информацию на слух,  отвечать на вопросы,  Урок открытия новых знаний Учащиеся знают, в  чем заключается и  как происходит  минеральное  питание растений. 16 2.Фотосинтез 3.Дыхание растений. 17 внесения удобрений. работать в группах. Выявляют  приспособленность  растений к  использованию света  в процессе  фотосинтеза.  Определяют условия протекания  фотосинтеза.  Объясняют значение  фотосинтеза и роль  растений в жизни  человека. Формируется  экологическая  культура на  основании  осознания  необходимости  борьбы с  загрязнением  воздуха, охраны  растений и  сохранения лесов. Выделяют  существенные  признака дыхания.  Объясняют роль  дыхания в процессе  обмена веществ.  Объясняют роль  кислорода в  процессе дыхания.  Раскрывают значение дыхания в жизни  растений.  Устанавливают  Формируются  познавательные  потребности  на  основе интереса к  изучению  жизнедеятельности растений,  ценностно­ смысловые  установки по  отношению к  растительному  28 Урок открытия новых знаний Урок открытия новых знаний Учащиеся знают о  способе получения растением  веществ,  необходимых для  питания, из  воздуха, об  условиях  протекания  фотосинтеза, о  роли хлоропластов и хлорофилла в  образовании  органических  веществ. Учащиеся знают  об особенностях  дыхания у  растений, о  значении дыхания  в жизни растений. Развивается умение на основе наблюдений простейших  биологических  экспериментов по изучению  процессов жизнедеятельности в клетках растений  фиксировать, анализировать и объяснять их результаты.  Познавательные УУД: умение работать с различными  источниками информации.  Личностные УУД: умение  соблюдать дисциплину на  уроке Регулятивные УУД:  умение организовать  выполнение заданий учителя  Коммуникативные УУД:  умение воспринимать  информацию на слух,  отвечать на вопросы,  работать в группах. Осваиваются основы  исследовательской деятельности, включая умение наблюдать за  жизнедеятельностью растений;  приобретается умение в ходе  простейших биологических  экспериментов по изучению  процессов жизнедеятельности  растений фиксировать,  анализировать и объяснять  результаты опытов.  Познавательные УУД: умение  работать с различными  источниками информации.  Личностные УУД: умение  соблюдать дисциплину на уроке  Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение заданий взаимосвязь  процессов дыхания и фотосинтеза. миру. 18 4.Испарение воды  растениями. Определяют  значение испарения  воды и листопада в  жизни растений. Формируются  познавательные  потребности  на  основе интереса к  изучению  жизнедеятельности растений,  ценностно­ смысловые  установки по  отношению к  растительному  миру. 19 5.Передвижение  веществ по стеблю. ЛР №9  «Передвижение воды и минеральных  веществ по стеблю» Объясняют роль  транспорта веществ в процессе обмена  веществ. Объясняют  механизм  осуществления  проводящей функции стебля. Объясняют  особенности  Формируется  научное  мировоззрение на  основе изучения  процессов  жизнедеятельности в клетках  растений. 29 учителя Коммуникативные УУД:  умение воспринимать  информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах. Развиваются навыки  исследовательской  деятельности,  умения  наблюдать за  жизнедеятельностью  растений;  фиксировать,  анализировать и объяснять  результаты простейших  биологических  экспериментов по изучению  процессов жизнедеятельности растений. Познавательные  УУД: умение работать с  различными источниками  информации. Личностные  УУД: умение соблюдать  дисциплину на уроке  Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение  заданий учителя  Коммуникативные УУД:  умение воспринимать  информацию на слух,  отвечать на вопросы,  работать в группах. Развиваются умение   фиксировать, анализировать и объяснять результаты  простейших биологических  экспериментов по изучению  процессов жизнедеятельности в клетках растений.  Познавательные УУД: умение работать с различными  источниками информации.  Личностные УУД: умение  Урок открытия новых знаний Учащиеся знают о  значении  испарения воды и  роли листопада в  жизни растений. Урок  общеметодоло­ гической  направленности Учащиеся имеют  представление о  передвижении  минеральных и  органических  веществ в  растениях и о  значении этих передвижения воды,  минеральных и  органических  веществ в растениях. 20 6.Прорастание семян. Объясняют роль  семян в жизни  растений. Выявляют  условия,  необходимые для  прорастания семян.  Обосновывают сроки посева семян. Формируется  научное  мировоззрение на  основе изучения  процессов  жизнедеятельности растений. процессов для  растений. Урок открытия новых знаний Учащиеся могут  перечислить  условия  прорастания  семян. соблюдать дисциплину на  уроке Регулятивные УУД:  умение организовать  выполнение заданий учителя  Коммуникативные УУД:  умение воспринимать  информацию на слух,  отвечать на вопросы,  работать в группах. Развиваются умение   фиксировать, анализировать и объяснять результаты  простейших биологических  экспериментов по изучению  процессов жизнедеятельности растений. Познавательные  УУД: умение работать с  различными источниками  информации. Личностные  УУД: умение соблюдать  дисциплину на уроке  Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение  заданий учителя  Коммуникативные УУД:  умение воспринимать  информацию на слух,  отвечать на вопросы,  работать в группах. 30 21 7.Способы размножения растений. 8.Размножение  споровых растений. 22 Урок открытия новых знаний Урок открытия новых знаний Учащиеся знают,  что размножение­ одно из важнейших свойств живого  организма; могут  назвать способы  размножения у  растений и  объяснить  преимущество  полового  размножения  полового  размножения  перед бесполым. Учащиеся знают  особенности  размножения  споровых  растений. Определяют значение  размножения в жизни  организмов.  Характеризуют  особенности бесполого и полового  размножения.  Объясняют значение  бесполого  размножения.  Раскрывают  преимущество  полового размножения  по сравнению с  бесполым, значение  полового размножения  для потомства и  эволюции  органического мира. Определяют  понятий: «заросток», «зооспора»,  «спорангий».  Объясняют роль  условий среды для  полового и  бесполого  размножения, а  также чередование  поколений у  споровых растений. Формируются  познавательные  потребности на  основе интереса к  изучению   жизнедеятельности организмов. Формируется  научное  мировоззрение на  основе сравнения  размножения  водорослей, мхов  и папоротников и  установления их  родства и единства происхождения. 31 Развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями  учебника, сотрудничать с  одноклассниками в процессе  обсуждения полученных  результатов. Познавательные  УУД: умение работать с  различными источниками  информации. Личностные  УУД: умение соблюдать  дисциплину на уроке  Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение  заданий учителя  Коммуникативные УУД:  умение воспринимать  информацию на слух,  отвечать на вопросы,  работать в группах. Развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями  учебника, сотрудничать с  одноклассниками в процессе  обсуждения полученных  результатов. Познавательные  УУД: умение работать с  различными источниками  информации. Личностные  УУД: умение соблюдать  дисциплину на уроке  Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение  заданий учителя  Коммуникативные УУД:  умение воспринимать  информацию на слух,  отвечать на вопросы,  работать в группах. 23 9.Размножение  голосеменных  растений. 24 10.Вегетативное  размножение  покрытосеменных  растений.Л.Р.№10.  Вегетативное  размножение  комнатных растений. Определение понятий:  «пыльца», «пыльцевая  трубка», «пыльцевое  зерно», «зародышевый  мешок», «двойное  оплодотворение»,  «опыление».  Объясняют  преимущество  семенного  размножения перед  споровым. Сравнивают  различные  способы  опыления и их роли.  Объясняют значение  оплодотворения и  образование плодов и  семян. Определяют  понятия:  «черенок»,  «прививка»,  «привой»,  «подвой».  Объясняют  значение  вегетативного  размножения  покрытосеменных  растений и его  использование  человеком. Формируется  научное  мировоззрение на  основе сравнения  размножения  споровых и  голосеменных  растений. Формируется  познавательный  мотив на основе  интереса к  вегетативному  размножению  растений в  природе и  сельском  хозяйстве. 32 Развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями  учебника, сотрудничать с  одноклассниками в процессе  обсуждения полученных  результатов. Познавательные  УУД: умение работать с  различными источниками  информации. Личностные  УУД: умение соблюдать  дисциплину на уроке  Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение  заданий учителя  Коммуникативные УУД:  умение воспринимать  информацию на слух,  отвечать на вопросы,  работать в группах. Развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями  учебника, сотрудничать с  одноклассниками в процессе  обсуждения полученных  результатов. Познавательные  УУД: умение работать с  различными источниками  информации. Личностные  УУД: умение соблюдать  дисциплину на уроке  Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение  заданий учителя  Коммуникативные УУД:  умение воспринимать  информацию на слух,  отвечать на вопросы,  работать в группах. Урок открытия новых знаний Учащиеся знают  особенности  размножения  голосеменных  растений. Урок  общеметодоло­ гической  направленности Учащиеся знают  особенности  вегетативного  размножения  покрытосеменных  растений, умеют  проводить  размножение  комнатных  растений с  помощью  черенкования. 25 11.Половое  размножение  покрытосеменных  растений.  Л.Р. №11.  Определение  всхожести семян  растений и их посев. Формируется  познавательный  мотив на основе  интереса к   размножению  покрытосеменных  растений.  Определяют  понятия: «гамета»,  «спермий»,  «яйцеклетка»,  «плод», «семя».  Объясняют  значение полового  размножения  покрытосеменных  растений и его  использование  человеком. Урок  общеметодоло­ гической  направленности Развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями  учебника, сотрудничать с  одноклассниками в процессе  обсуждения полученных  результатов. Познавательные  УУД: умение работать с  различными источниками  информации. Личностные  УУД: умение соблюдать  дисциплину на уроке  Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение  заданий учителя  Коммуникативные УУД:  умение воспринимать  информацию на слух,  отвечать на вопросы,  работать в группах. Учащиеся знают   различные способы опыления у  цветковых  растений,  особенности  полового  размножения у  покрытосеменных  растений и могут  рассказать о  процессе  образования у них  плодов и семян. 26 1.Основы систематики  растений. Тема 3. Классификация растений (6ч) Определяют  понятия: «вид»,  «род»,  «семейство»,  «класс», «отдел»,  «царство».  Выделяют  признаки,  характерные для  двудольных и  однодольных  растений. Формируется  научное  мировоззрение на  основе  установления  сходства в  строении и  жизнедеятельности растений,  указывающего на  происхождение от  одного предка. 33 Развиваются умения работать с  текстом и иллюстрациями  учебника, сотрудничать с  одноклассниками в процессе  обсуждения полученных  результатов. Познавательные  УУД: умение работать с  различными источниками  информации. Личностные УУД:  умение соблюдать дисциплину  на уроке Регулятивные УУД:  умение организовать выполнение заданий учителя  Коммуникативные УУД: умение  воспринимать информацию на  слух, отвечать на вопросы,  работать в группах. Учащиеся  имеют  представление о классификации  растений, знают  основные  систематически е группы  растений, умеют распознавать  однодольные и  двудольные  Урок открытия новых знаний 27 2.Класс Двудольные  растения. Семейства  Крестоцветные и  Розоцветные. 28 3.Семейства  Пасленовые,  Мотыльковые(Бобовы е) и Сложноцветные. Выделяют  основные  особенности  растений семейств  Крестоцветные и  Розоцветные.  Знакомятся с  определительными  карточками. Формируется  познавательный  мотив на основе  интереса к   изучению  отличительных  признаков  растений  семейства  крестоцветных и  семейства  розоцветных. Выделяют  основные  особенности  растений семейств  Пасленовые,  Бобовые и  Сложноцветные.  Определяют  растения по  карточкам. Формируется  познавательный  мотив на основе  интереса к   изучению  отличительных  признаков  растений семейств  Пасленовые,  Бобовые и  Сложноцветные. 34 Развиваются умения работать с  текстом и иллюстрациями  учебника, гербарием и  натуральными объектами;  сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения  полученных результатов.  Познавательные УУД: умение  работать с различными  источниками информации.  Личностные УУД: умение  соблюдать дисциплину на уроке  Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение  заданий учителя  Коммуникативные УУД: умение  воспринимать информацию на  слух, отвечать на вопросы,  работать в группах. Развиваются умения работать с  текстом и иллюстрациями  учебника, гербарием и  натуральными объектами;  сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения  полученных результатов.  Познавательные УУД: умение  работать с различными  источниками информации.  Личностные УУД: умение  соблюдать дисциплину на уроке  Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение  заданий учителя  Коммуникативные УУД: умение  воспринимать информацию на  слух, отвечать на вопросы,  растения. Учащиеся знают отличительные  признаки  растений  семейств  Крестоцветные  и Розоцветные. Урок открытия новых знаний Урок открытия новых знаний Учащиеся знают отличительные  признаки  растений  семейств  Пасленовые,  Бобовые и  Сложноцветные. 29 4. Класс Однодольные  растения. Семейства  Лилейные и Злаки. Выделяют  основные  особенности  растений семейств  Лилейные и  Злаковые.  Определяют  растения по  карточкам. Формируется  познавательный  мотив на основе  интереса к   изучению  отличительных  признаков  растений семейств  Лилейные и Злаки. 30 5.Важнейшие  культурные растения. Формируется  познавательный  мотив на основе  интереса к   изучению  культурных  растений. Готовят сообщения на основе изучения  текста учебника,  дополнительной  литературы и  материалов  Интернета об  истории выведения культурных  растений. 35 Урок открытия новых знаний Урок открытия новых знаний работать в группах. Развиваются умения работать с  текстом и иллюстрациями  учебника, гербарием и  натуральными объектами;  сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения  полученных результатов.  Познавательные УУД: умение  работать с различными  источниками информации.  Личностные УУД: умение  соблюдать дисциплину на уроке  Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение  заданий учителя  Коммуникативные УУД: умение  воспринимать информацию на  слух, отвечать на вопросы,  работать в группах. Развиваются умения работать с  текстом и иллюстрациями учебника,  готовить сообщения и выступать с  ними перед одноклассниками,  сотрудничать с одноклассниками в  процессе обсуждения полученных  результатов. Познавательные УУД:  умение работать с различными  источниками информации.  Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные  УУД: умение организовать  выполнение заданий учителя  Коммуникативные УУД: умение  воспринимать информацию на слух,  отвечать на вопросы, работать в  группах. Учащиеся знают отличительные  признаки  растений  семейств  Лилейные и  Злаки, имеют  представление  об их  многообразии. Учащиеся  имеют  представление о многообразии  культурных  растений и  особенностях их агротехники. 31 6.Л.Р. № 12 Выявление признаков семейства  по внешнему  строению растения. 32 1.Растительные  сообщества. 33 2.Взаимосвязи в  растительном  сообществе. Развитие  и смена растительных  сообществ. Формируется  познавательный  мотив на основе  интереса к  изучению новых для учащихся объектов умение  воспринимать  информацию,  полученную во  время изучения тем данного раздела  отвечать на  вопросы, работать  в группах. Развиваются навыки выполнения  лабораторной работы по  инструктивной карточке и  оформления ее результатов Познавательные УУД: умение  работать с различными  источниками информации.  Личностные УУД: умение  соблюдать дисциплину на уроке  Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение заданий  учителя Коммуникативные УУД:  умение воспринимать  информацию на слух, отвечать на  вопросы, работать в группах. Тема 4. Природные сообщества (3ч+1ч из резерва=4ч) Учащиеся могут  назвать  особенности  строения семян  двудольных  растений Урок  общеметодоло­ гической  направленности Определяют понятия:  «растительное  сообщество»,  «растительность»,  «ярусность».  Характеризуют  различные типы  растительных  сообществ.  Устанавливают  взаимосвязи в  растительном  сообществе. Устанавливают  взаимосвязи в  растительном  сообществе.  Определяют  понятие «смена  Формируется  познавательный  мотив на основе  интереса к   изучению  растительных  сообществ. Развиваются умения работать с  текстом и иллюстрациями учебника,  сотрудничать с одноклассниками в  процессе обсуждения результатов  самостоятельной работы.  Познавательные УУД: умение  работать с различными источниками  информации. Личностные УУД:  умение соблюдать дисциплину на  уроке Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение заданий  учителя Коммуникативные УУД:  умение воспринимать информацию  на слух, отвечать на вопросы,  работать в группах. Урок открытия новых знаний Учащиеся  знают, что такое растительные  сообщества и  умеют различать их типы. Формируются  познавательные потребности на основе интереса к  изучению взаимосвязей   растений в сообществе, у  них формируются  ценностно­смысловые  установки по отношению к  растительному миру. 36 Учащиеся продолжают учиться  работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с  одноклассниками при обсуждении  имеющейся информации.  Познавательные УУД: умение  работать с различными источниками  информации. Личностные УУД:  умение соблюдать дисциплину на  Учащиеся  знакомятся с  приспособленно стью организмов к совместному  проживанию в  Урок открытия новых знаний растительных  сообществ». 3.Экскурсия  «Природное  сообщество и влияние  на него деятельности  человека». Работа в группах  по изучению  местных растений. Формируются  любовь и бережное отношение к  родной природе. уроке Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение заданий  учителя Коммуникативные УУД:  умение воспринимать информацию  на слух, отвечать на вопросы,  работать в группах. сообществе. Развивать умение проводить  наблюдения в живой природе,  фиксировать и оформлять их  результаты. Познавательные УУД:  умение работать с различными  источниками информации.  Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке Регулятивные  УУД: умение организовать  выполнение заданий учителя  Коммуникативные УУД: умение  воспринимать информацию на слух,  отвечать на вопросы, работать в  группах.  Учащиеся знают  больше видов  растений,  произрастающих в  местах их  проживания , умеют видеть черты  приспособленности  растений к  обитанию в  сообществе. Урок открытия новых знаний 4. Повторение, обобщение  и систематизация  материала по курсу  «Биология. Многообразие  покрытосеменных  растений. 6 класс».  Обсуждают отчет  по экскурсии.  Выбирают задание  на лето. Формируются  любовь и бережное отношение к  родной природе. Развиваются умения работать в  группах, готовить сообщения и  выступать с ними перед  одноклассниками, обсуждать  сообщения. Обобщение  материала  изученного в 6  классе. Урок  отработки  умений и  рефлексии 34 35 Основная литература. 1 Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы: ­ М.: Дрофа, 2015 (стандарты второго поколения). 2 В. В. Пасечник БиологияМногообразие покрытосеменных растений. 6 класс. М.: Дрофа 2015.   . 3 В.В. Пасечник . Рабочая  тетрадь у учебнику В.В.Пасечника. Дрофа 2016 г. 4 Информационно­образовательные ресурсы: Список  учебно­методической литературы. 5 Интернет 37 1. Минобрнауки. Documents – сайт Министерства образования и науки 2.ege.edu.ru – Портал информационной поддержки Единого экзамена 3.ege.edu22.info – РЦОИ ЕГЭ Алтайского края 4.festival.1setember.ru – Фестивальпедагогических идей «Открытый урок» 6 7 8 9 10 5.pedsovet.su­ Сообщество взаимопомощи учителей 11 6.nsportal.ru – Современный учительский портал 12 7.www.virtulab.net – Виртуальная лаборатория по предметам (биология) 13 8.sar84s.okis.ru›file/sar84s/biolog.doc – ВиртуальнаяшколаКирилла и Мефодия 14 BioDat: информационно­аналитический сайт о природе России и экологии 15 http://www.biodat.ru 16 FlorAnimal: портал о растениях и животных 17 http://www.floranimal.ru 18 Forest.ru: все о росийских лесах 19 http://www.forest.ru 20 Государственный Дарвиновский музей 21 http://www.darwin.museum.ru 22 Занимательно о ботанике. Жизнь растений 23 http://plant.geoman.ru 24 Изучаем биологию 25 http://learnbiology.narod.ru 26 Концепции современного естествознания: электронное учебное пособие 27 http://nrc.edu.ru/est/ 28 Мир животных 29 http://animal.geoman.ru 30 Опорно_двигательная система человека: образовательный сайт 31 http  32 Редкие и исчезающие животные России 33 http://www.nature.ok.ru  .  zharko    ://   www   .  skeletos    .  ru Материально­ техническая база  Классная доска. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор. Демонстрационные пособия и таблицы. Модели Гербарии растений и муляжи 38

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017