Данная программа по биологии разработана для учащихся 6 класса. Она рассчитана на 35 часов 1 раз в неделю. В данной программе легко ориентироваться. Все уроки расписаны подробно; цели и задачи соответствуют ФГОС. В нее внесены универсальные учебные действия, которые необходимы на каждый урок.
Пояснительная записка к рабочей программе
по курсу биологии 6 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы В.В. Пасечника, соответствующей Федеральному компоненту государственного
стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. («Биология». 511 классы: программы для
общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника – М, : Дрофа, 2009).
Цели и задачи:
Основные цели изучения биологии в 6 классе:
•
освоение знаний о процессах жизнедеятельности организмов: обмене веществ, питании, дыхании, передвижении, росте, развитии и размножении,
взаимосвязи процессов, о регуляции и саморегуляции процессов в организме, об основах поведении животных и человека.
•
овладение умениями применять биологические знания для объяснения особенностей жизнедеятельности различных организмов, находить и
использовать информацию для выполнения заданий различных типов, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
•
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений, биологических экспериментов,
работы с различными источниками информации;
•
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
•
применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем
здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе,
собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Задачи:
изучить сущность основных процессов, характерных живым организмам, особенности жизнедеятельности разных организмов.
научиться объяснять процессы, сравнивать их у разных организмов
научиться характеризовать процессы жизнедеятельности по плану;
научиться различать и объяснять процессы жизнедеятельности по схемам, рисункам.
Нормативные документы и методические рекомендации, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
Образовательная программа и учебный план;
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
«Примерные программы по учебным предметам. Биология. 59 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения);
Программа авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» М.: Дрофа, 2012.),
Обоснование выбора программы, определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки
обучающихся
Выбор данной авторской программы и учебнометодического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование
универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. В ней также соблюдается
преемственность с примерными программами начального общего образовании.
Программа является базовой т. е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы, который должен быть
представлен в любой рабочей или авторской программе.
В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие основных видов деятельности обучаемых, в частности включать обучаемых в
проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать
определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение,
классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти
умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Информация о внесенных изменениях
Рабочая программа составлена без внесения изменений.Используемые учебники:
Автор: Пасечник В.В.
Биология. Бактерии, грибы, растения: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений /
Под ред. проф. Пасечника В.В. – М.: Дрофа, 2012 – 144 с.: ил.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
Программа рассчитана на 1 час в неделю. Общее количество часов на изучение биологии в 6 классе составит 35 часа.
1 четверть – 9 часов
2 четверть – 7 часов
3 четверть – 10 часов
4 четверть – 9 часов
Используемые технологии:
Технология критического мышления
Технология развивающего обучения
Проектная и исследовательская деятельность
Виды и формы промежуточного и итогового контроля
Виды контроля:
вводный,
текущий,
тематический,
итоговый,
Формы контроля:
проверочная работа;
тест;
фронтальный опрос;
зачет
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, проверочные работы, тесты) и устный опрос (собеседование).
Основной формой итогового контроля является тестирование, зачеты.
Оценка «5» ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь
учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Требования к уровню усвоения дисциплины.
Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс (35 ч, 1 ч в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки
и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие
стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро и
микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева.
Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.Раздел 2. Жизнь растений (10 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений.
Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы
размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение
покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки
хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды
листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Раздел 3. Классификация растений (б ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные
растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая
характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное
значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ.
Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Раздел 4. Природные сообщества (5 ч)Календарно – тематическое планирование 6 класс
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные результаты
5.
УУД, ИКТ
компетентности
6.
1.
1.
урока/домашне
е задание
Тема
2.
Поняти
я
4.
Семя : главные
части семени
(Эндосперм,
зародыш, кожура,
корешок, одна и
две семядоли,
почечка, стебелек.
Строение
семян
двудольных
растений
Задание на
дом
Изучить § 1 до
статьи
«Строение
семян
однодольных
растений».
РАЗДЕЛ 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)
Формирование
понятий: Семя.
Многообразие семян.
Строение семян
разных растений.
Семена однодольных
и двудольных
растений, Внешнее и
внутреннее строение
семян
Р: Умение высказать предположение и
его доказать;
умение преобразовывать
практическую задачу в
познавательную
П
: Построение логических цепочек с
установлением причинноследственных
связей между понятиями
К: Умение задавать вопросы,
сотрудничать в группе при выполнении
исследовательских заданий.
Личностные результаты
7.
Формирование мотивации (учебной,
социальной )
Развитие навыков сотрудничества ;
развитие самостоятельности; .
Формирование интеллектуальных
умений (доказывать, строить
рассуждения, анализировать, сравнивать,
делать выводы)2.
3
Строение
семян
однодольных
растений
Л.Р №1
«Изучение
строения
семян
однодольных
и двудольных
растений»
Задание на
дом
Изучить § 1 до
конца, ответить
на вопросы и
выполнить
задания в конце
параграфа
Виды корней.
Типы
корневых
систем
Л. Р. №2
«Стержневая
и мочковатая
Однодольные;
семядоля;
эндосперм;
зародыш;
околоплодник;
зерновка.
Формирование
умения определить
существенные
различия
однодольных
растений
: Структурирование знаний из
Р :Умение осуществлять
взаимоконтроль при работе в паре;
умение преобразовывать практическую
задачу в познавательную
П
личного опыта. Построение логических
цепочек с установлением причинно
следственных связей между понятиями
К : Умение задавать вопросы,
сотрудничать в паре при выполнении
исследовательских заданий,
Развитие навыков сотрудничества со
сверстниками, освоение основ
толерантного и межкультурного
взаимодействия в паре; развитие
самостоятельности; формирование
осознанной мотивации к выполнению
задания
Осознанной
Главный, боковые,
придаточные
корни; стержневая
и мочко ватая
корневые
системы
Формирование
умения определить
понятия «главный
корень», «боковые
корни»,
«придаточные
корни», «стержневая
корневая система»,
Р : умение преобразовывать
практическую задачу в
познавательную
П
: Построение логических цепочек с
установлением причинноследственных
связей между понятиями
К: инициативное сотрудничество в
сборе информации на основе
формирование осознанной мотивации к
выполнению задания.
«мочковатая
корневая система».
практических опытов
Главный, боковые,
придаточные
корни; стержневая
и мочковатая
корневые системы
Формирование
понятий «зоны
корня» «корневой
чехлик», «зона
деления», «зона
роста»
(растяжения), «зона
всасывания», «зона
проведения».
Р:Умение высказывать предположение
и его доказать.
П : Структурирование знаний из
личного опыта
К : Умение задавать вопросы,
сотрудничать в группе при сборе
информации на основе практических
опытов
Развитие навыков сотрудничества со
сверстниками, освоение толерантного и
межкультурного взаимодействия в паре
4
корневые
системы».
Задание на
дом
Изучить § 2,
выполнить
задания в конце
параграфа
Строение
корней
Л.р. №3
«Корневой
чехлик и кор
невые
волоски».
Задание на
дом
Изучить § 3,
ответить на
вопросы5
6
Условия
произрастания
и
видоизменени
я корней
Задание на
дом
Изучить § 4,
ответить на
вопросы
Побег. Почки
и их строение.
Рост и
развитие
побега
Задание на
дом
Изучить § 5,
ответить на
вопросы
Корнеплоды»,
«корневые
клубни»,
«воздушные
корни»,
«дыхательные
корни».
Имеют
представление о
видоизменениях
корней как
результате
приспособления
растений к условиям
существования.
Р:Умение высказывать предположение
и его доказать.
П : Построение логических цепочек с
установлением причинноследственных
связей между понятиями
Структурирование знаний из личного
опыта
К: Умение задавать вопросы,
Формирование интеллектуальных умений
(доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать
выводы)
Побег; почка;
верхушечная,
пазушная,
придаточная
почки; вегетатив
ная, генеративная
почки; конус
нарастания; узел;
междоузлие
Р: составлять план работы с
учебником, выполнять задания в
соответствии с поставленной целью,
П: Использовать приёмы работы с
информацией
К: определение целей, , способов
взаимодействия, использование
речевых средств для дискуссии и
аргументации своей позиции7
8
Внешнее
строение
листа
Л. Р.№4
«Листья
простые и
сложные, их
жилкование и
листорасполо
жение».
Задание на
дом
Изучить §
6,ответить на
вопросы
Клеточное
строение
листа.
Видоизменени
е листьев
Задание на
дом
Изучить §7, 8
листовая плас
тинка; черешок;
листья
черешковые и
сидячие; листья
простые и
сложные;
жилкование
Научатся объяснять
смысл определять
основные части
листа на схемах,
таблицах,
рисунках и
натуральных
объектах,
характеризовать
строение простых и
сложных листьев
Р: составлять план работы с
учебником, выполнять задания в
соответствии с поставленной целью,
отвечать на вопросы.
П: Использовать приёмы работы с
информацией
К: отстаивание своей позиции, умение
строить понятное монологическое
высказывание, обмениваться мнениями
в паре,
осуществляют нравственноэтическое
оценивание усваиваемого содержания
световые и
теневые листья;
видоизменения
листа.
Р: свободно ориентироваться в
содержании учебника, находить
нужную информацию
П: осваивать приёмы
исследовательской деятельности,
соблюдать правила поведения и работы
с приборами и инструментами в
кабинете биологии.
К: самостоятельно организовывать
учебное взаимодействие при работе в
группе
Научатся
характеризовать
внутреннее строение
листа и его части,
определять на
рисунках типы
клеток и называть их
функции,
устанавливать
взаимосвязь
строения и функций
листа
Проявляют интеллектуальные и
творческие способности, понимают
необходимость учения, владеют
способами самоорганизации учебной
деятельностиТравянистый сте
бель;
деревянистый
стебель;
прямостоячий,
вьющийся,
лазающий,
ползучий стебли;
чечевички;
Получат
представление о
разнообразии
стеблей, научатся
описывать
внутреннее строение
стебля, его функции,
определять возраст
дерева по спилу
Р: выполнять задания по алгоритму,
свободно ориентироваться в
содержании учебника,
П: Умение проводить сравнение и
делать выводы на основе полученной
информации, умение
классифицировать объекты по
определённому признаку.
К: Умение работать в малых группах.
Умение воспринимать устную форму
информации
осуществляют нравственноэтическое
оценивание усваиваемого содержания
9
Строение
стебля.
Многообразие
стеблей
Л.Р.№5
«Внутреннее
строение ветки
дерева».
Задание на
дом
Изучить § 9,
ответить на
вопросы10
Видоизменени
е побегов.
Задание на
дом
Изучить § 10,
ответить на
вопросы
видоизмененны
й побег;
корневище;
клубень;
луковица.
Называть
видоизменённые
побеги, приводить
примеры.
Устанавливать
признаки сходства
надземных и
подземных побегов
Р: составлять план работы с
учебником, отвечать на вопросы,
П: формулирование проблемы, уметь
работать с лабораторным
оборудованием,
К: аргументация своей точки зрения,
отстаивание своей позиции, слушать
одноклассников и принимать их
позицию
проводят самооценку уровня личных
учебных достижений, осознают
потребность и готовность к
самообразованию
.
пестик;
тычинка;
лепестки; венчик;
чашелистики;
чашечка; цвето
ножка; цветоложе;
околоцветник
Знание
особенностей
строения цветков.
Объяснение различий
между однодомными
и двудомными
растениями
П.: умение воспроизводить
информацию по памяти, выбирать
наиболее эффективные способы
решения поставленных задач,
Р:Развитие навыков самооценки и
самоанализа.
К: умение воспринимать информацию
на слух
Представление о цветках как органах,
обеспечивающих половое размножение
покрытосеменных растений.
11 Цветок и его
строение
Л. Р.№6
«Строение
цветка».
Задание на
дом
Изучить § 11,
ответить на
вопросы в
конце па
раграфа12 Соцветия
Задание на
дом
Изучить § 12,
ответить на
вопросы в
конце па
раграфа,
13 Плоды и их
классификаци
я.
Распространен
ие плодов и
семян
Задание на
дом
Изучить § 13,14
ответить на
вопросы ,
14 Контрольная
работа по теме
«Строение и
многообразие
покрытосемен
ных растений»
Задание на
дом
соцветие.
Плоды простые и
сборные, сухие и
сочные,
односемянные и
многосемянные;
ягода; костянка;
орех; зерновка;
семянка; боб;
стручок;
коробочка; сопло
дие.
Умение различать на
рисунках, таблицах,
гербарных
материалах, муляжах
и живых объектах
основные типы
соцветий, приводить
примеры растений,
имеющих различные
соцветия
Знание принципов
классификации
плодов: по
количеству семян, по
характеру
околоплодника
П.: умение воспроизводить
информацию по памяти, выбирать
наиболее эффективные способы
решения поставленных задач
Р: умение определять цель урока и
ставить задачи, необходимые для ее
достижения,
К.: умение воспринимать информацию
на слух
П.: устанавливать соответствие между
объектами и их характеристиками,
проводить сравнение объектов.
Р: делать выводы по результатам
работы.
К.: строить эффективное
взаимодействие с одноклассниками
при выполнении совместной работы
Принятие правил работы в кабинете
биологии во время проведения
лабораторных занятий.
Осознание значения многообразия плодов
и семян для распространения цветковых
растений
Все понятия темы Имеют
представление о
строении
растительного
организма
П.: устанавливать соответствие между
объектами и их характеристиками,
проводить сравнение объектов.
Р: делать выводы по результатам
работы
К.: умение воспроизводить
информацию
формируется
научное мировоззрение: учащиеся подво
дятся к выводу о родстве цветковых
растенийНе задано
15
(1)
16
(2)
17
(3)
Минеральное
питание
растений
Задание на
дом
Изучить § 15,
Повторить
клеточное
строение листа.
Фотосинтез.
Задание на
дом
Изучить § 16,
Дыхание
растений.
Задание на
дом
Изучить § 17,
Раздел 2 «Жизнь растений» (10ч)
минеральное пита
ние; корневое
давление; почва;
плодородие;
удобрение
знают, в чем заключается
и как происходит
минеральное питание
растений
П.развивается умение самосто
ятельно работать с текстом и
иллюстрациями учебника,
Р: получать информацию в ходе
наблюдения за демонстрацией
опыта и на ее основании делать
вывод.
К.: умение дискутировать
формируется познавательный мотив на
основе интереса к изучению новых для
учащихся объектов и демонстрации
опыта.
фотосинтез;
хлорофилл;
хлоропласты;
органические
вещества.
устьица;
чечевички
знают об условиях
протекания фотосинтеза,
о роли хлоропластов и
хлорофилла в
образовании
органических веществ.
учащиеся знают об
особенностях дыхания у
растений, о значении
дыхания в жизни
растений.
П.развивается умение
наблюдений за
экспериментом
Р: фиксировать, объяснять
анализировать результаты.
экспериментов
К.: делать выводы, ,высказывать
версии
П : осваиваются основы исследо
вательской деятельности,
Р: фиксировать,
анализировать и объяснять
результаты опытов.
К.: умение рассуждать,
формируется экологическая культура на
основании осознания необходимости
борьбы с
загрязнением воздуха,
охраны растений и сохранения лесов.
формируются познавательные по
требности на основе интереса к изучению
жизнедеятельности растенийиспарение;
листопад
учащиеся знают о
значении испарения воды
и роли листопада в жизни
растений
поддерживать диалог
П. развиваются навыки исследо
вательской деятельности
Р: умения наблюдать за
жизнедеятельностью растений
К.: умение делать выводы,
,высказывать версии
формируются познавательные по
требности на основе интереса к изучению
жизнедеятельности растений, ценностно
смысловые установки по отношению к
растительному миру.
проводящие
ткани; сосуды;
ситовидные
трубки
Учащиеся имеют
представление о
передвижении
минеральных и
органических ве
ществ в
растениях и о
значении этих
процессов для
растений.
П: развивается умение
фиксировать, анализировать и
объяснять результаты
биологических экспериментов
Р: умения наблюдать за
жизнедеятельностью растений
К.: умение делать выводы,
формируется научное мировоззрение на
основе изучения процессов жизнедеятель
ности в клетках растений
18
(4)
19
(5)
Испарение
воды
растениями.
Листопад
Задание на
дом
Изучить § 18,
ответить на
вопросы,
Повторить
материал о
внутреннем
строении стебля,
тканях растений.
Передвижение
веществ в
растении
Л.р. №7
«Передвижени
е воды и
минеральных
веществ по
стеблю».
Задание на
дом
Изучить § 19,
Повторить
материал о
строении семян
однодольных и
двудольных
растений.20
(6)
21
(7)
22
(8)
Прорастание
семян
Задание на
дом
Изучить § 20,
Способы
размножения
растений
Задание на
дом
Изучить § 21
Повторить
материал о
строении
высших и
низших
споровых
растений.
Размножение
споровых
растений
Задание на
дом
Изучить § 22,
проросток.
учащиеся могут
перечислить условия
прорастания семян.
П: развивается умение
фиксировать, анализировать и
объяснять результаты
биологических экспериментов
Р: умения наблюдать за
жизнедеятельностью растений
К.: умение делать выводы
формируется научное мировоззрение на
основе изучения процессов жизнедеятель
ности в клетках растений
половое,
бесполое,
вегетативное
размножение;
гамета;,
зигота,
сперматозоид;
спермий;
яйцеклетка.
учащиеся знают, что
размножение — одно из
важнейших свойств
живого организма;
могут назвать способы
размножения у растений
и объяснить
преимущество полового
размножения перед
бесполым.
П развиваются умения работать с
текстом и иллюстрациями
учебника,
Р: развитие навыков самооценки
К: сотрудничать с
одноклассниками в процессе
обсуждения полученных
результатов.
умеют объяснять
необходимость знаний
заросток;
предросток;
зооспора;
спорангий
учащиеся знают
особенности
размножения споровых
растений
П развиваются умения работать с
текстом и иллюстрациями
учебника,
Р: развитие навыков самооценки
К: сотрудничать с
одноклассниками в процессе
обсуждения полученных
результатов.
формируется научное мировоззрение на
основе изучения процессов жизнедеятель
ности в клетках растений23
(9)
24
(10
)
25
(1)
Размножение
семенных
растений
Задание на
дом
Изучить § 23,
Вегетативное
размножение
покрытосемен
ных растений
Задание на
дом
Изучить § 25, .
Повтор § 15
25,
Систематика
растений
Тест по теме
«Жизнь
растений»
Задание на
дом
Изучить § 26,
ответить на
вопросы
пыльцевой мешо
чек; пыльца;
пыльцевая трубка
учащиеся знают
особенности
размножения семенных
растений
П развиваются умения работать с
текстом и иллюстрациями
учебника,
Р: развитие навыков самооценки
К: сотрудничать с
одноклассниками в процессе
обсуждения полученных
результатов.
черенок;
отпрыск; отводок;
прививка;
культура тканей;
привой; подвой.
учащиеся знают
особенности
вегетативного
размножения
покрытосеменных расте
ний, умеют проводить
размножение комнатных
растений с помощью
черенкования.
П развиваются умения работать с
текстом и иллюстрациями
учебника,
Р: развитие навыков
самостоятельной работы
К: сотрудничать с
одноклассниками в процессе
обсуждения полученных
результатов.
Раздел 3 Классификация растений (6ч.)
систематика
растений; вид;
род; семейство;
порядок; класс;
отдел; царство;
сорт.
имеют представление о
классификации
покрытосеменных, их
особенностях строения и
многообразии.
Знают характеристику
классов Однодольных
и Двудольных.
П: Устанавливают
соответствие между объектами и
их
характеристиками, умеют
сравнивать и делать выводы
Р: Умение организовано
выполнять задания.
К: правильно формулировать
вопросы и
слушать ответы
формируется научное мировоззрение на
основе сравнения размножения споровых
и семенных растений
формируется познавательный мотив на
основе интереса к вегетативному
размножению растений в при роде и
сельском хозяйстве.
Уважительное
отношение к одноклассникам и учителю.
Потребность в объективной оценке своей
деятельности
Класс
Двудольные
растения.
Семейства
Крестоцветны
26
(2)
семейство
Крестоцветные;
семейство
Розоцветные.
иметь представление об
особенностях растений
семейств Крестоцветных
и Розоцветных Знать
культурные растения
П: уметь структурировать
информацию, подбирать
критерии для
характеристики объектов
Р: Развитие навыков самооценки
Потребность в объективной оценке
своей деятельности, оценки результатов
деятельности со стороны окружающихе и
Розоцветные
Задание на
дом
Изучить § 27,
Семейства
Пасленовые и
Бобовые
Сложноцветн
ые
Задание на
дом
Изучить § 28,
Повторить
материал о
Характерных
признаках
однодольных
растений.
Класс
Однодольные.
Семейства
Злаковые и
Лилейные
Задание на
дом
Изучить § 29,
Под готовить
со общения о
культурных
растениях,
выращиваемых
в данной
местности
Важнейшие
сельскохозяйс
твенные
27
(3)
28
(4)
29
(5)
семейств и их значение
в жизни человека.
К: воспринимать разные формы
информации
семейство
Пасленовые;
семейство
Мотыльковые;
семейство
Сложноцветные;
плоды
многоорешек и
многокостянка.
семейство Лилей
ные; семейство
Злаки.
Иметь представление
об особенностях
растений семейств
Бобовых, Пасленовых и
Сложноцветных. Знать
культурные растения,
значение в жизни
человека.
иметь представление
об особенностях
растений семейств Злаки
и Лилейные. Знать
культурные растения и
их
значение в жизни
человека.
П: Умение работать
с понятийным аппаратом
Р: Устанавливать
соответствие между объектами и
их
характеристиками
К: Умение
правильно формулировать
вопросы и
слушать ответы
П: уметь структурировать
информацию, подбирать
критерии для
характеристики объектов
Р: Устанавливать
соответствие между объектами и
их
характеристиками
К: Умение
воспринимать разные формы
информации и
правильно формулировать
вопросы и слушать ответы
формируется познавательный мотив на
основе интереса к изучению отличительных
признаков растений семейств Пасленовые,
Бобовые и Сложноцветные
Потребность в объективной оценке
своей деятельности, со стороны
окружающих
культурные
растения
учащиеся имеют
представление о
многообразии
П: Уметь работать с
изобразительной наглядностью
Р: выполнять задания по
Умение применять
полученные знания на практике.растения
Задание на
дом
Изучить § 30,
Повтор § 26
30.
Контрольная
работа по теме
«Классификац
ия растений»
Задание на
дом
Не задано
30
(6)
31
(1)
Природные
сообщества.
Взаимосвязи в
растительном
сообществе
32
(2)
Задание на
дом.
Изучить § 31
Развитие и
смена
растительных
сообществ
Задание на
дом.
культурных растений и
особенностях их
агротехники.
алгоритму
К: Умение воспринимать разные
формы информации и правильно
формулировать вопросы
Все понятия темы Имеют представление о
классификации
покрытосеменных
растений
Раздел 4. Природные сообщества (5 ч)
Растительное
сообщество; типы
растительных
сообществ;
растительность;
типы
растительности,
ярусность
смена сообщесв.
Различение естественных
и
искусственных
сообществ.
Знание значения пищевых
связей в сообществах для
осуществления
круговорота веществ.
Умение составлять
элементарные пищевые
цепи.
Многообразие
естественных
растительных сообществ.
Смена растительных
сообществ, ее причины.
П.: устанавливать соответствие
между объектами и их
характеристиками, сравнивать
объекты.
Р: делать выводы по результатам
работы
К.: умение воспроизводить
информацию
П.: умение давать определения
понятиям. Развитие
элементарных навыков
устанавливания
причинноследственных связей.
Р: развитие навыков самооценки
и самоанализа.
\К.: умение слушать учителя
и одноклассников,
аргументировать свою точку
зрения
П.: Уметь работать с
разными источниками
информации,
преобразовывать ее из одной
формы в другую
Р: Умение организовано
выполнять задания. Развитие
навыков самооценки
формируется
научное мировоззрение: учащиеся подво
дятся к выводу о родстве цветковых
растений
Представление
о многообразии природных сообществ
Понимание
важности пищевых связей для
осуществления круговорота веществ
Уважительное отношение к
одноклассникам и учителю. Потребность в
объективной оценке результатов
деятельности со стороны окружающих33
(3)
34
(4)
35
(5)
Влияние
хозяйственной
деятельности
человека на
растительный
мир
Задание на
дом.
Летние задания
растительное
сообщество;
приспособленност
ь растений к
обитанию в
сообществе
Иметь представление о
структуре конкретного
фитоценоза,
расположенного в
окрестностях школы.
Знать правила поведения
в природе и последствия
влияния человека на
природные сообщества
Итоговая
контрольная
работа.
Все понятия темы Имеют представления о
классификации
покрытосеменных
растений.
Урок
обобщения
повторения
по курсу за 6
класс.
К.: Умение воспринимать разные
формы информации и правильно
формулировать вопросы и
слушать ответы
П.: Умение работать с
понятийным аппаратом,
развитие навыков устной речи
Р: выполнять здания по
алгоритму
К.: Умение работать в малых
группах.
Умение воспринимать устную
форму
информации
П.: устанавливать соответствие
между объектами и их
характеристиками, сравнивать
объекты.
Р: делать выводы по результатам
работы
К.: умение воспроизводить
информацию
Умение практически
использовать полученные знания
Уметь объяснять
необходимость знаний о природных
сообществах ближайшего окружения.
сообществ
формируется
научное мировоззрение: учащиеся подво
дятся к выводу о родстве цветковых
растений
Планируемые образовательные результаты обучающихся.
Ученик научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую
значимость;• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные
биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства,
классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников;
последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и
размножения культурных растений;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её
проявлениях, экологическое сознание, эмоциональноценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях в научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и
переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
взаимосвязь растений с другими организмами;
растительные сообщества и их типы;
закономерности развития и смены растительных сообществ;
о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
определять растительные сообщества и их типы;
объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;
знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе;
понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
умение реализовывать теоретические познания на практике;
осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к само_
развитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с
растениями;
признание учащимися прав каждого мнение;
проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
умение отстаивать свою точку зрения;
критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
умение слушать и слышать другое мнение;
умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Список рекомендуемой учебнометодической литературы.
Основная литература.
1. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы: М.: Просвещение, 2014 (стандарты второго поколения).
2. В. В. Пасечник. Биология Бактерии, грибы, растения. 6 класс. М.: Дрофа 2012. .
3. Верзилин Н. М. По следам Робинзона: Справочные материалы по биологии. М.: Просвещение, 1994.
4. Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и отватах. М.: Просвещение, 1996.
5. Гуленкова М. А. Дидактические материалы по биологии. 67 кл. М.: Просвещение, 1997.
6. Никишов А. И. Биология. 69 кл.: Справочник школьника. М.: Дрофа, 1996.
7. Козлова Т. А., Купченко В. С. Биология в таблицах. М.: Дрофа, 1997.8. Драгомилов В. Н. Тесты по биологии. 611 кл. М.: Генжер, 1996.
9. Калинова Г. С. и др. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. М.: Просвещение, 1996.
10. Реймерс Н. Ф. Краткий словарь биологических терминов. М.: Просвещение, 1992, 1995.
11. Реброва Л. В., Прохорова Е. В. Опорные конспекты по биологии. М.: Просвещение, 1997.
12. Сухов Т. С. Тесты по биологии. 67 кл. М.: Дрофа, 1997.
13. Сухов Т. С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 68 кл. М.: Дрофа, 1996.
14. Якушкина Н. И. Физиология растений. М.: Просвещение,1993.
15. Сухов Т. С. Как повысить результативность в обучении. М.: Столетие,1997.
Дополнительная литература
1. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта +, 1994. – 92 – 336с.
2. Верзилин Н. И. По следам Робинзона: книга для учащихся среднего и старшего школьного возраста. М.: Просвещение, 1994. – 218 с.
3. Мир культурных растений: справочник / В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. 381 с.: ил.
Internet – ресурсы:
1. Банк передового преподавательского опыта – биология. http://wwwwindows1251.edu.yar.ru/russian/pedbank/sorJich/bio
2. Бесплатные обучающие программы по биологии. http://www.history.ru/freebi.htm
3. ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://schoolcollection.edu.ru/
5. Информация по экспериментам в областях: биохимия, биофизика, физиология, генная инженерия. http://rpg.da.ru/
6. Министерство образования РФ. http://www.mmistry.ru/
7. Научные новости биологии. www.bio.nature.ru/
8. Новости науки и биотехнологии. http://molbiol.edu.ru/
9. Проект «Вся Биология». http://sbio.info/
10. Сайт еженедельника «Биология» издательского дома «Первое сентября» http://www.1september.ru/ru/bio.htm
11. Сайт Центра экологического обучения и информации. http://www.ceti.ur.ru/
12. Способ создания виртуальной модели биологического объекта. http://biology.id.ru/
13. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». http://
www. km.ru/education
14. Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов (ФЦИОР). http://fcior.edu.ru/
15. «Эйдос», центр дистанционного образования. www.eidos.ru/