Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)
Оценка 5

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Оценка 5
Образовательные программы
doc
биология
6 кл
21.01.2018
Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)
Рабочая программа по биологии для 6 класса основной образовательной программы по учебнику автора Пономарёвой. Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику курса, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса, содержание курса биологии 6 класса, учебно-тематическое планирование, планируемые результаты изучения курса, материально-техническое обеспечение.
Рабочая программа по биологии 6 класс.doc
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса биологии 6 класса составлена на основе следующих документов: ­ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; ­ Фундаментального ядра содержания общего образования; ­ Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273­ФЗ; ­ примерной программы основного и среднего (полного) общего образования по биологии; ­ программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой,   А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана­Граф, 2012); ­ учебным планом МБОУ «КСОШ №1» на 2017 – 2018 учебный год; ­ основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «КСОШ №1».   Программа отражает идеи и положения Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования   универсальных   учебных   действий   (УУД),   составляющих   основу   для   саморазвития   и   непрерывного   образования,   выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6­х классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час  в неделю, 34 часа в год.          В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у обучающихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля. При изучении многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.            На основании примерных программ Министерства Образования РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 6­х классах реализуется базовый уровень.  Общая характеристика курса биологии Курс   биологии   на   ступени   основного   общего   образования   направлен   на   формирование   у   школьников   представлений   об   отличительных особенностях   живой   природы,   о   ее   многообразии   и   эволюции,   человеке   как   биосоциальном   существе.   отбор   содержания   проведен   с   учетом культурологического   подхода,   в   соответствии   с   которым   учащиеся   должны   освоить   содержание,   значимое   для   формирования   познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья. 1 Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает: ­ формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной картины мира; ­ овладение научным подходом к решению различных задач; ­ овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; ­ овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; ­ воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития; ­ формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач. Разделы «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» включают сведения об особенностях строения и жизнедеятельности организмов этих групп, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Ведущей идеей содержания этих разделов является ценность биологического разнообразия для поддержания жизни на планете. Место курса биологии в учебном плане В соответствии с базисным учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», изучаемый в начальной школе и включающий основные понятия биологии, физики, химии и астрономии. По отношению к курсу биологии он выполняет пропедевтическую функцию — в процессе его изучения у школьников формируются элементарные понятия о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии и роли в природе и жизни человека. Курс   биологии   основной   школы   содержит   знания   о   строении,   жизнедеятельности   и   многообразии   живых   организмов,   их   роли   в   природе, особенностях жизнедеятельности организма человека и сохранении его здоровья.  Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе.  Таким   образом, содержание  курса  биологии  в  основной  школе   представляет  собой  базовое  звено в  системе   непрерывного  биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии 6 класса 2 Личностными результатами являются следующие умения: ­ осознавать единство и целостность окружающего мира (взаимосвязь органов в организме, строения органа и функции, которую он выполняет, взаимосвязи организмов друг с другом в растительном сообществе, с факторами неживой природы и т.д.), возможности его познаваемости; ­ постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение; ­ осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы; ­ оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасносго образа жизни и сохранения здоровья; ­ оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы; Метапредметными результатами  являются формирование УУД. Регулятивные УУД: ­ самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; ­ выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения целей; ­ составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); ­ работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; ­ в диалоге с учителем самостоятельно совершенствовать выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: ­ анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений; ­   осуществлять   сравнение,   классификацию,   самостоятельно   выбирая   основания   и   критерии   для   указанных   логических   операций;   строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); ­ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей; ­ составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой; ­ уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: 3 ­  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: ­ определять роль растений в природе и жизни человека; ­ объяснять роль растений в круговороте веществ; ­ приводить примеры приспособлений растительных организмов к среде обитания и объяснять их значение; ­ находить черты, свидетельствующие об усложнении различных отделов растений, давать им объяснения; ­ перечислять отличительные свойства растений; ­ различать основные группы растений; ­ определять основные органоиды растительной клетки, органов растений; ­ объяснять строение и жизнедеятельность различных групп растений; ­ понимать смысл биологических терминов; ­ характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; ­   проводить биологические опыты, эксперименты, объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов; ­ использования знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; ­ различать съедобные и ядовитые растения Смоленской области. Содержание курса биологии в 6 классе                Курс  биологии   в  6   классе   «Растения.   Бактерии.   Грибы.   Лишайники»   имеет  комплексный   характер,   так   как   включает   основы   различных биологических   наук   о   растениях:   морфологии,   анатомии,   физиологии,   экологии,   фитоценологии,   микробиологии,   растениеводства.   Содержание   и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному ­ биогеоценотическому  и способствует формированию  эволюционного и  экологического мышления, ориентирует  на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально­ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в 4 природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности. Наука о растениях – ботаника (4 ч) Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием. Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме. Экскурсия «Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в жизни растений». Органы растений (9 ч) Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений. Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян. Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений  Побег. Развитие побега из зародышевой почки семени. Строение почки. Разнообразие почек. Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений. Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.  Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение. Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление. Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов. Лабораторные работы 5 «Строение  семени фасоли»  «Строение вегетативных и генеративных  почек»  «Внешнее строение листьев» «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы»  «Изучение строения соцветий» Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч) Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.  Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.  Размножение растений. Особенности размножения растений.  Оплодотворение у цветковых растений.   Размножение  растений черенками — стеблевыми,   листовыми,   корневыми.   Размножение   растений   укореняющимися   и   видоизмененными   побегами.   Размножение   растений   прививкой. Применение   вегетативного   размножения   в   сельском   хозяйстве   и   декоративном   растениеводстве.   Биологическое   значение   семенного   размножения растений. Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений. Практические работы «Черенкование комнатных растений» «Размножение растений корневищами, клубнями, луковицами» Многообразие и развитие растительного мира (9 ч) Понятие   о   систематике   как   разделе   науки   биологии.   Основные   систематические   категории:   царств,   отдел,   класс,   семейство,   род,   вид. Международные названия растений. Царство растений. Низшие   растения.   Водоросли:   зеленые,   бурые,   красные.   Среды   обитания   водорослей.   Биологические   особенности   одноклеточных   и многоклеточных   водорослей   в   сравнении   с   представителями   других   растений.   Пресноводные   и   морские   водоросли   как   продуценты   кислорода   и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека. Высшие споровые растения.  Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве. Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов. Высшие семенные растения. 6 Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека. Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений. Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных. Класс   Двудольных   растений.   Биологические   особенности   двудольных.   Характеристика   семейств:   Розоцветных,   Бобовых   (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных),  Пасленовых, Астровых (Сложноцветных). Класс   Однодольных   растений.   Общая   характеристика   класса.   Характеристика   семейств:   Лилейных,   Луковых,   Злаковых   (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение. покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды. Историческое   развитие   растительного   мира.   Этапы   эволюции   растений.   Выход   растений   на   сушу.   Приспособленность   Господство Разнообразие   и   происхождение   культурных   растений. Дикорастущие,   культурные   и   сорные   растения.  Центры   происхождения   культурных растений. Лабораторные работы «Изучение внешнего  строения мхов» Природные сообщества (3 ч) Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества. Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах. Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ. Экскурсия «Взаимоотношения организмов в растительном сообществе» № 1. 2. Наука о растениях ­ ботаника Органы растений Учебно­тематическое планирование Модуль (глава) Количество часов 4 9 7 3. 4. 5. 6. Основные процессы жизнедеятельности растений Многообразие и развитие растительного мира Природные сообщества Итоговое повторение Итоговый контроль                     Итого       6 9 3 3 34 Контроль уровня знаний. Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля: ­ лабораторные работы ­ подготовка сообщений ­ практические работы ­ выполнение проектов ­тестовый контроль Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам  промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов  и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой. Итоговая аттестация характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов  освоения программы, необходимых для продолжения образования. При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются  материалы:  тематических и итоговых проверочных работ;  творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты. Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также   к   представлению   и   интерпретации   результатов   измерений.   Одним   из   проявлений   уровневого   подхода   является   оценка   индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения 8 образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.     Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие уровни: низкий уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»); базовый уровень достижений, оценка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка «зачтено»); повышенный уровень достижений, оценка «хорошо» (отметка «4»); высокий уровень достижений, оценка «отлично» (отметка «5»). Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового. Планируемые результаты изучения курса биологии Система   планируемых   результатов:  личностных,   метапредметных   и   предметных   в   соответствии   с   требованиями   стандарта   представляет комплекс взаимосвязанных учебно­познавательных и учебно­практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом. По окончанию 6 класса учащийся научится:  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;  •  применять методы  биологической  науки для изучения  клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми  организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;  •  использовать   составляющие   исследовательской   и   проектной   деятельности   по   изучению   живых   организмов   (приводить   доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи); • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе. По окончанию 6 класса учащийся получит возможность научиться:  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;  • использовать приёмы работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;  9 • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;  •  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально­ценностное отношение к объектам живой природы);  • находить информацию о растениях и животных в научно­популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;  •выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Литература И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 6 класс» М.: издательство «Вентана­Граф», 2013 И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 6 класс. Методическое пособие» М.: издательство «Вентана­Граф», 2013 1. 2. 3. М.В. Высоцкая «Нетрадиционные уроки по биологии в 5­11 классах», Волгоград, издательство «Учитель», 2005 4. 5. 6. Н.Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии» М.: «5 за знания», 2006 О.П. Дудкина «Биология. Проверочные тесты. Разроуровневые задания 6­11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2011 Н.В.   Ляшенко,   Е.В.   Попова,   В.П.   Артеменко,   Е.Н.   Маслак   «Биология.   Секреты   эффективности   современного   урока»   Волгоград. издательство «Учитель», 2013 В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов «ЕГЭ: шаг за шагом. Растения. Грибы. Лишайники» М.: издательство «Дрофа», 2011 7. Интернет­ресурсы: 1. http://www.livt.netЭлектронная иллюстрированная  энциклопедия "Живые существа" 2. http://www.floranimal.ru/Портал о растениях и животных 3. http://www.plant.geoman.ru/Занимательно о ботанике. Жизнь растений 4. http://ebio.ru/ ­ Электронный учебник «Биология». 5. . www   .  ru   /  education ­ учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»  .  km  Материально­техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы 10 Материально­техническое обеспечение учебного процесса учебно­воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение включает различные типы средств обучения. Имеется учебно­практическое и учебно­ лабораторное оборудование, в том числе модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы. В комплект технических и информационно­коммуникативных средств обучения входят: ноутбук, мультимедиа проектор, интерактивная доска, коллекция медиаресурсов. Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных­биологов). Разработаны  задания для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ. ­ Гербарии: Основные группы растений, Растительные сообщества. ­ коллекция «Семена и плоды» ­ магнитные модели – аппликации: Классификация растений и животных, Деление клетки ­ прибор для демонстрации всасывания воды корнями растений ­ лупы ручные ­микроскопы ­ набор химической посуды для проведения лабораторных работ и опытов ­ комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения» Предмет: Биология Класс: 6 УМК:  учебник Биология. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Пономарёва, И.В. Николаев О.А.Корнилова,; под ред.проф. Календарно­тематическое планирование  И.Н.Понаморёвой. – М.: Вентана­Граф, 2013. Дат а № урока Тема урока личностные метапредметные предметные Планируемые результаты Основные средства обучения Практическая часть Домашнее задание Тема 1. Наука о растениях – ботаника (4 часа) 11 1. Царство   Растения. Общая характеристика растений. в Ориентация   межличностных отношениях. Умение   нравственный аспект поведения. Самоопределение    выделять 2. Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. Ориента­ ция   в   межлично­ стных отношениях. Умение   нравственный аспект поведения. Самоопределение    выделять Компьютер, презентации, мультимедийный проектор П. 1, с.6 Компьютер, презентации, мультимедийный проектор П.2, с.14   для науки Различать   царства живой   природы. Характеризовать различных представителей царства Растения. Определять предмет   ботаники. Описывать   историю развития   науки   о растениях. Использовать информационные ресурсы подготовки презентации сообщения   о   роли растений в природе, об истории использования растений   человеком (П) Умение слушать и вступать в диалог (К) Характеризовать внешнее   строение растений.   Объяснять   отличие вегетативных органов   генеративных. Умение   слушать   и от       и Знать   правила   работы в   кабинете   биологии, технику   безопасности при с работе биологическими объектами   лабораторным оборудованием.   живой Царства природы.   Места обитания   растений. История использования и изучения   растений. Семенные   и   споровые растения.   Наука   о растениях — ботаника         строение, Внешнее растения. органы Вегетативные и генеративные   органы. Семенные   и   споровые растения. Представление о жизненных   формах 12 3. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Сформированность познавательных интересов и   мотивов к изучению биологии       в для вступать диалог(К) Осваивать   приёмы работы с   определителем растений. Использовать информационные ресурсы подготовки презентации сообщения   о   роли растений в природе, об истории использования растений   человеком (П) Приводить примеры одноклеточных   и многоклеточных растений. Различать и называть   органоиды клеток растений. Характеризовать основные   процессы жизнедеятельности клетки. Обобщать   знания   и делать   выводы   о взаимосвязи   работы всех частей клетки. Выявлять       примеры. растений, Характеристика отличительных свойств наиболее крупных   категорий   форм жизненных растений:   деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав   Клетка   как   основная структурная   единица растения.   Строение растительной   клетки: стенка, клеточная ядро, цитоплазма,   вакуоли,   пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки.   Клетка   как живая система. Особенности растительной клетки     13 П.3, с. 17 Компьютер, презентации, мультимедийный проектор Микроскоп, ручная лупа, микропрепараты строения   клеток растений 4. Ткани растений Сформированность познавательных интересов и   мотивов к изучению биологии 1 (5)   Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян Сформированность познавательных интересов и   мотивов к изучению биологии; овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать,   делать выводы).   Определять   понятие «ткань». Характеризовать особенности   строения и   функции   тканей растений. Устанавливать взаимосвязь   строения и функций тканей. отличительные признаки растительной клетки Овладение учебными умениями:   логично излагать   материал; анализировать текст, таблицу, рисунок   и   на   этой основе формулировать выводы Тема 2. Органы растений (9 часов) Овладение учебными умениями:   работать с   учебной   и справочной литературой, логично   излагать материал; овладение исследовательскими умениями: определять лабораторной работы, осуществлять фиксирование   и анализ   фактов   или явлений,   проводить Объяснять роль семян в природе. Характеризовать частей функции семени.   Описывать   строение зародыша   растения.   Устанавливать сходство   проростка   с зародышем семени. стадии Описывать прорастания   семян. Выявлять отличительные признаки двудольных однодольных растений. 14 семян и     цели           Самостоятельна я работа по теме П.4,   с.21, с. 26 (вопросы)   Лабораторная работа   №   1 «Строение семени фасоли» П.5, с.28 П. 6, с.34 Компьютер, презентации, мультимедийный проектор Микроскоп, микропрепараты растительных тканей Компьютер, презентации, мультимедийный проектор Лупы,   семена фасоли   (сухие   и набухшие) презентацию полученных   знаний и опыта. 2 (6) Корень, его  Овладение Овладение       Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека. Проводить наблюдения, фиксировать их результаты   во   время выполнения лабораторной работы. Соблюдать   правила работы   в   кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Характеризовать   роль воды   и   воздуха   в прорастании семян. Объяснять   значение запасных   питательных веществ в прорастании семян. Объяснять зависимость прорастания   семян   от температурных условий. Прогнозировать   сроки посева семян отдельных культур Различать 15     и Компьютер, П. 7, с.37 строение и  значение интеллектуальными умениями (наблюдать, устанавливать причинно­ следственные связи, делать обобщения и выводы).   цели исследовательскими умениями: определять лабораторной работы, осуществлять фиксирование   и анализ   фактов   или явлений,   проводить презентацию полученных   знаний и опыта. 3 (7) Побег, его  строение и  развитие Сформированность познавательных интересов и   мотивов к изучению биологии Овладение учебными умениями:   работать с   учебной   и справочной литературой, логично   излагать материал; проводить   анализ   и обработку информации.       определять типы корневых   систем   на рисунках,   гербарных экземплярах, натуральных объектах. Называть части корня. Устанавливать взаимосвязь   строения и   функций   частей корня. Объяснять особенности   роста   Проводить корня. за наблюдения изменениями в верхушечной   части корня в период роста.  Характеризовать значение видоизменённых корней для растений. Называть побега. Определять типы почек   на   рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеризовать почку   как   зачаток нового побега. Объяснять   назначение вегетативных и генеративных почек. 16 части       презентации, мультимедийный проектор Лупы, проросшие семена   тыквы, гороха П. 8, с. 43 Компьютер, презентации, мультимедийный проектор Лупа,   побеги   с почками (тополь, сирень) Лабораторная работа   №   2 «Строение вегетативных   и генеративных почек» 4 (8) Лист, его строение и значение Сформированность познавательных интересов и   мотивов к изучению биологии 5 (9) Стебель, строение значение     его и Сформированность познавательных интересов и   мотивов к изучению биологии Овладение учебными умениями:   работать с   учебной   и справочной литературой, логично   излагать материал; проводить   анализ   и обработку информации. Овладение учебными умениями:   работать с   учебной   и справочной литературой, логично   излагать материал; проводить   анализ   и обработку информации         роль и в Объяснять прищипки пасынкования растениеводстве. Определять части листа   на   гербарных экземплярах, рисунках. Различать   простые   и сложные листья. Характеризовать внутреннее   строение листа, его части. Устанавливать взаимосвязь   строения и функций листа. Характеризовать видоизменения листьев растений. Описывать   внешнее строение стебля, приводить   примеры различных типов стеблей.  Называть   внутренние части стебля растений и их функции. Определять видоизменения и надземных подземных   побегов  на рисунках, фотографиях, 17         Компьютер, презентации, мультимедийный проектор Гербарии простых и сложных листьев   П. 9, с.48 Лабораторная работа   №   3 «Внешнее строение листьев» Компьютер, презентации, мультимедийный проектор Биологический диктант П. 10, с.54 6 (10) «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» овладение интеллектуальными умениями (наблюдать, устанавливать причинно­ следственные связи, делать обобщения и выводы). 7 (11) Цветок, его  строение и  значение.  Соцветия.  Сформированность познавательных интересов и   мотивов к изучению биологии   цели Овладение учебными умениями:   работать с   учебной   и справочной литературой, логично   излагать материал; овладение исследовательскими умениями: определять лабораторной работы, осуществлять фиксирование   и анализ   фактов   или явлений,   проводить презентацию полученных   знаний и опыта Овладение учебными умениями:   работать с   учебной   и справочной литературой, логично   излагать материал; овладение исследовательскими умениями: Лабораторная работа № 4 П.10 натуральных объектах. Изучать и описывать  строение подземных  побегов, отмечать их  различия. Фиксировать результаты исследований. Соблюдать   правила работы   в   кабинете, обращения с лабораторным оборудованием   Компьютер, презентации, мультимедийный проектор,   лаб. оборудование, клубень картофеля, луковицы П.11, с. 66 Лабораторная работа   №   5 «Изучение строения соцветий» Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, цветки комнатных растений. Гербарии соцветий Определять и называть части   цветка   на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Называть   функции частей цветка. Различать   и   называть типы   соцветий   на рисунках и натуральных объектах. 18 8 (12) Плод.  Разнообразие и  значение плодов Сформированность познавательных интересов и   мотивов к изучению биологии   цели определять лабораторной работы, осуществлять фиксирование   и анализ   фактов   или явлений,   проводить презентацию полученных   знаний и опыта Овладение учебными умениями:   работать с   учебной   и справочной литературой, логично   излагать материал; овладение исследовательскими умениями: определять лабораторной работы, осуществлять   и фиксирование анализ   фактов   или явлений,   проводить презентацию   цели Характеризовать значение соцветий.  Объяснять взаимосвязь   опыления и   оплодотворения   у цветковых   растений. Характеризовать  типы   опыления   у растений.   Устанавливать взаимосвязь   функций частей   цветка   и поведения животных в период опыления Объяснять процесс  образования плода.  Определять типы  плодов и  классифицировать их  по рисункам,  фотографиям,  натуральным  объектам. Описывать способы  распространения  плодов и семян на  основе наблюдений. Использовать информационные для ресурсы подготовки сообщения о роли плодов и семян в   природе   и   жизни 19   Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, муляжи плодов П. 12, с.66 человека. Компьютер, презентации, мультимедийный проектор Тестовый контроль С.71 Обобщать и  систематизировать  знания по теме, делать выводы. Отвечать   на   итоговые вопросы темы, выполнять задания   поиск   ресурсы полученных   знаний и опыта; умение   работать   с информацией: самостоятельно вести   источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернета) Обобщать и  систематизировать  знания по теме,  делать выводы. овладение  коммуникативными  умениями и опытом  межличностных  коммуникаций,  корректного  ведения диалога и  дискуссии Овладение интеллектуальными умениями   (делать обобщения и выводы)   9 (13) Обобщение   и   систематизация знаний по материалам   темы «Органы растений» 1 (14) Минеральное питание растений Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов) Сформированность познавательных интересов и   мотивов к изучению биологии Овладение учебными умениями:   работать с   учебной   и справочной литературой, логично   излагать   Объяснять роль корневых   волосков   в механизме   почвенного питания. Обосновывать   роль почвенного   питания   в жизни растений. 20 Компьютер, презентации, мультимедийный проектор П.13, с.74 2 (15) Воздушное питание   растений — фотосинтез   Сформированность у учащихся ценностного отношения природе к   поиск   ресурсы   умение с материал; работать   информацией: самостоятельно вести   источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернета);  проводить   анализ   и обработку информации Овладение учебными умениями:   работать с   учебной   и справочной литературой, логично   излагать материал;   умение работать с   информацией: самостоятельно вести   источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания,   ресурсы поиск       Сравнивать и различать   состав   и значение органических и минеральных удобрений для растений. Устанавливать взаимосвязь почвенного   питания растений   и   условий внешней среды. П. 14, с.78 Компьютер, презентации, мультимедийный проектор Растение   герани, лабораторное оборудование для   проведения опытов     Характеризовать условия,   необходимые для воздушного питания растений. Объяснять роль зелёных   листьев   в фотосинтезе. Приводить   примеры   — организмов автотрофов   и гетеротрофов, находить   различия   в их питании. Обосновывать космическую   зелёных растений. Использовать информационные 21 роль 3 (16) Дыхание   и   обмен у   веществ растений 4 (17) Размножение   растений: половое и бесполое Интернета);  проводить   анализ   и обработку информации Овладение учебными умениями:   работать с   учебной   и справочной литературой, логично   излагать материал; овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения   диалога   и дискуссии Овладение  учебными  умениями: работать  с учебной и  справочной  литературой,  логично излагать  материал сформированность познавательных интересов и   мотивов к изучению биологии Сформированность познавательных интересов   и мотивов к изучению биологии; овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно­ Компьютер, презентации, мультимедийный проектор П. 15, с. 82     процесса ресурсы для подготовки сообщения о роли фотосинтеза на нашей планете Характеризовать сущность дыхания у растений. Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, их проводить сравнение.   Определять   понятие «обмен   веществ».   Характеризовать обмен   веществ   как важный признак жизни     Компьютер, презентации, мультимедийный проектор П.16 с. 86 Характеризовать значение   размножения живых организмов. Называть   и   описывать способы   бесполого размножения, приводить   примеры.   Обосновывать биологическую сущность   бесполого размножения. Объяснять биологическую 22 следственные связи, делать обобщения и выводы). 5 (18) Вегетативное размножение растений   и   его использование человеком Сформированность у учащихся ценностного отношения природе к     6 (19) Рост   и   развитие растений. Обобщение   знаний по теме. Сформированность познавательных интересов и   мотивов к изучению биологии     полового сущность размножения. Сравнивать бесполое и половое   размножение растений, находить их различия. Называть основные  особенности  оплодотворения у  цветковых растений. Доказывать обоснованность определения   «двойное оплодотворение» к применительно цветковым растениям. Называть характерные  черты вегетативного  размножения  растений. Сравнивать   различные способы   и приёмы работы   в   процессе вегетативного размножения растений. Называть   основные черты, характеризующие рост растения. Объяснять   процессы развития   растения, роль зародыша. 23 Осуществлять фиксирование   и анализ   фактов   или явлений, видеть пути   и   способы решения исследуемой проблемы   Овладение учебными умениями:   работать с   учебной   и справочной литературой, логично   излагать Комнатные растения П. 17, с. 91 Практическая работа «Черенкование комнатных растений» Тестовый контроль П.18, с. 96, с.101 Сравнивать   процессы роста   и   развития.   Характеризовать этапы индивидуального развития растения. Устанавливать зависимость   роста   и развития   растений   от условий среды. Обобщать и  систематизировать  знания по теме, делать выводы. Отвечать   на   итоговые вопросы темы, выполнять задания   поиск   ресурсы   умение с материал; работать   информацией: самостоятельно вести   источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернета);  проводить анализ и  обработку  информации.  Обобщать и  систематизировать  знания по теме,  делать выводы. овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения   диалога   и дискуссии Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (9) 1 (20) Систематика растений, значение ботаники. Водоросли,     её для   их Сформированность познавательных интересов и   мотивов к изучению биологии Овладение учебными умениями:   работать с   учебной   и справочной Приводить   примеры названий   различных растений. Систематизировать растения по группам.   24 Компьютер, презентации, мультимедийный проектор П.   19,   20, с. 104 многообразие   в природе поиск литературой, логично   излагать   умение материал; работать с   информацией: самостоятельно вести   источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернета);  проводить   анализ   и обработку информации   ресурсы Характеризовать единицу систематики —   вид.   Осваивать   приёмы работы с определителем растений. Объяснять   значение систематики   растений для ботаники. Использовать  информационные  ресурсы для  подготовки  презентации  сообщения о  деятельности К.  Линнея и роли его  исследований в  биологии. Выделять и описывать существенные признаки водорослей. Характеризовать главные черты, лежащие   в   основе систематики водорослей.  Распознавать водоросли рисунках, материалах. Сравнивать   водоросли 25 на   гербарных с наземными растениями и находить общие   признаки.   Объяснять   процессы у размножения одноклеточных и многоклеточных водорослей.  Использовать  информационные  ресурсы для  подготовки сообщения о значении водорослей в природе и  жизни человека Сравнивать представителей различных растений делать выводы. Называть существенные признаки   мхов. Распознавать представителей моховидных рисунках, материалах, объектах. Выделять   признаки принадлежности моховидных к высшим споровым   растениям.   26 на   гербарных   живых групп отдела,     П.   21,   с. 113 Лабораторная работа   №   6 «Изучение внешнего строения мхов» Компьютер, презентации, мультимедийный проектор Микропрепараты строения листьев мха,   микроскоп, гербарии мхов     2 (21) Отдел Моховидные. Общая характеристика   и значение Сформированность познавательных интересов и   мотивов к изучению биологии Овладение учебными умениями:   работать с   учебной   и справочной литературой, логично   излагать материал;   умение работать с   информацией: самостоятельно вести   источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания,   ресурсы поиск Интернета);  проводить   анализ   и обработку информации Овладение учебными умениями:   работать с   учебной   и справочной литературой, логично   излагать   умение материал; работать   с информацией: самостоятельно вести   источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернета);  проводить   анализ   и обработку информации Овладение учебными   ресурсы поиск 3 (22) Плауны.   Хвощи, папоротники Сформированность познавательных интересов и   мотивов к изучению биологии 4 (23) Отдел Голосеменные. Сформированность познавательных Гербарии П.   22,   с. 113      Характеризовать процессы размножения развития и моховидных, их особенности.   Устанавливать взаимосвязь   строения мхов и их воздействия на среду обитания. Сравнивать особенности   строения и размножения мхов и папоротникообразных. Обосновывать необходимость охраны исчезающих видов. Использовать информационные ресурсы подготовки презентации проекта о разнообразии   и   роли высших споровых растений в природе. для     Выявлять общие черты строения   и   развития 27 Компьютер, презентации, П.   23,   с. 122 Общая характеристика   и значение   интересов и мотивов к изучению и биологии общению с природой     умениями:   работать с   учебной   и справочной литературой, логично   излагать   умение материал; работать   с информацией: самостоятельно вести   источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернета);  проводить   анализ   и обработку информации   ресурсы поиск 5 (24) Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика   и значение. Сформированность познавательных интересов   и мотивов к изучению и биологии общению с природой     Овладение учебными умениями:   работать с   учебной   и справочной литературой, логично   излагать   умение материал; работать с       приёмы с семенных растений. Осваивать работы   определителем растений. Сравнивать   строение споры   и   семени. Характеризовать процессы размножения и развития голосеменных. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных. Использовать информационные ресурсы подготовки презентации проекта о значении хвойных   лесов России Выявлять усложнения организации покрытосеменных   по сравнению   с голосеменными. Сравнивать и находить признаки   сходства   и различия в строении и 28 черты для       мультимедийный проектор, гербарий Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, гербарий П.   24,   с. 126 поиск информацией: самостоятельно вести   источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернета);  проводить   анализ   и обработку информации   ресурсы 6 (25) Семейства   класса Двудольные Сформированность познавательных интересов   и Овладение учебными умениями:   работать жизнедеятельности покрытосеменных   и голосеменных. Применять   приёмы работы с   определителем растений. Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных   к условиям среды.  Выделять и сравнивать существенные строения признаки   однодольных и двудольных растений. Объяснять   причины использования покрытосеменных   для выведения культурных форм.  Использовать информационные ресурсы подготовки презентации   проекта об   охраняемых   видах покрытосеменных растений Выделять   основные признаки   класса Двудольные. 29 для     Компьютер, презентации, мультимедийный Самостоятельна я работа П.   25,   с. 132 мотивов к изучению и биологии общению с природой     7 (26) Семейства   класса Однодольные Сформированность познавательных интересов и   мотивов к изучению и биологии общению с природой     поиск   учебной   и с справочной литературой, логично   излагать   умение материал; работать   с информацией: самостоятельно вести   источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернета);  проводить   анализ   и обработку информации   ресурсы Овладение учебными умениями:   работать с   учебной   и справочной литературой, логично   излагать   умение материал;   работать с информацией: самостоятельно вести поиск     для семейств Описывать отличительные признаки   Двудольных. Распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах. Применять   приёмы работы   с определителем растений. Использовать информационные ресурсы подготовки презентации проекта о роли   растений   класса Двудольные в природе и жизни человека Выделять   признаки класса   Однодольные.   Определять   признаки классов деления   и   Двудольные Однодольные   на семейства.   Описывать характерные   черты семейств однодольных растений. Применять   приёмы 30 проектор, гербарий Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, гербарий П.   26,   с. 138 8 (27) Историческое развитие растительного мира. Разнообразие и   происхождение культурных растений. Сформированность познавательных интересов и   мотивов к изучению биологии источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернета);  проводить   анализ   и обработку информации   ресурсы Овладение учебными умениями:   работать с   учебной   и справочной литературой, логично   излагать   умение материал; работать с   информацией: самостоятельно вести   источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернета);    ресурсы поиск   для работы с определителем растений. Приводить   примеры охраняемых   видов.   Использовать информационные ресурсы подготовки презентации проекта о практическом использовании растений   семейства Однодольные Объяснять   сущность понятия   об   эволюции живого мира. Описывать   основные этапы эволюции организмов на Земле. Выделять развития растительного мира.  Называть приспособленности растений   к  наземному образу жизни. Использовать информационные для ресурсы подготовки сообщения о и   видах исчезающих 31 редких   черты этапы           Компьютер, презентации, мультимедийный проектор Биологический диктант П.   27,   28, с. 143 проводить   анализ   и обработку информации Овладение интеллектуальными умениями   (делать обобщения и выводы)     и Обобщать систематизировать знания   по   теме, делать выводы. овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения   диалога   и дискуссии   растений. Называть   основные признаки   различия культурных и дикорастущих растений. Характеризовать   роль человека   в   появлении многообразия культурных растений.  Приводить   примеры культурных   растений своего региона. Использовать информационные ресурсы подготовки презентации сообщения   о   жизни   и научной   деятельности Н.И. Вавилова. Обобщать и  систематизировать  знания по теме , делать выводы для   32 Компьютер, презентации, мультимедийный проектор Тестовый контроль теме П.   29,   с. 150, с. 155   по 9 (28) Обобщение   и   систематизация знаний по материалам   темы «Многообразие   и развитие растительного мира» 1 (29) Понятие природном сообществе биогеоценозе экосистеме   о   —   и Сформированность познавательных интересов   и мотивов к изучению биологии 2 (30) Совместная   жизнь в   организмов природном сообществе   Сформированность у учащихся ценностного отношения к   Тема 5. Природные сообщества (3 часа) Овладение учебными умениями:   работать с   учебной   и справочной литературой, логично   излагать   умение материал; работать   с информацией: самостоятельно вести   источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернета);  проводить   анализ   и обработку информации   ресурсы поиск Овладение исследовательскими умениями: формулировать   Объяснять   сущность понятия   «природное сообщество». Устанавливать взаимосвязь структурных   звеньев природного сообщества. Оценивать роль круговорота веществ и потока   энергии   в экосистемах. Выявлять преобладающие   типы природных   сообществ родного края. Характеризовать влияние   абиотических факторов на формирование природного сообщества. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природных сообществах России Наблюдать   природные явления,   фиксировать результаты наблюдений, 33   делать       30, П.   с.159 Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы (лес, П.   31,   с. 163, составить проект   – природе, жизни 3 (31) Смена   природных сообществ   и   её причины Сформированность познавательных интересов   и мотивов к изучению биологии   и проблему исследования, определять   цели, гипотезу,   этапы   и задачи исследования, самостоятельно моделировать проводить эксперимент   и   на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование   и анализ   фактов   или явлений, видеть пути   и   способы решения исследуемой проблемы Овладение учебными умениями:   работать с   учебной   и справочной литературой, логично   излагать   умение материал; работать с информацией       парк, болото)»   луг, отчет   об экскурсии     Выполнять выводы. исследовательскую работу: находить изучаемые   виды растений,   определять количество   ярусов   в природном сообществе,   называть   формы жизненные растений,   отмечать весенние   явления   в природе.   Систематизировать   и обобщать   знания   о многообразии   живого мира. Соблюдать   правила поведения в природе Компьютер, презентации, мультимедийный проектор 32, П.   с.171 Объяснять причины  смены природных  сообществ. Приводить примеры  смены природных  сообществ, вызванной  внешними и  внутренними  причинами. Объяснять   причины неустойчивости культурных сообществ —   агроценозов. 34 Аргументировать необходимость бережного   отношения к природным сообществам.   Выявление сформированности основных видов учебной деятельности.   С.176 С.174 1 (32) Итоговое повторение 2 (33) Промежуточная (годовая) аттестация: тест 3 (34) Летние задания   Овладение интеллектуальными умениями   (делать обобщения и выводы) Сформированность познавательных интересов и   мотивов к изучению биологии Итоговое повторение, итоговый контроль (3 часа) уровня   Овладение учебными умениями:   работать с   учебной   и справочной литературой, логично   излагать материал;   умение работать с информацией   Излагать свою точку  зрения на  необходимость  принятия мер по  охране растительного  мира. Выбирать   задание   на лето,   анализировать его содержание 35

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (6 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018