Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Оценка 4.7
Документация
docx
биология
6 кл
06.11.2017
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику В.А. Самкова, Д.И. Рокотова. 1 час в неделю, по ФГОС. Пояснительная записка + подробное тематическое планирование + календарно-тематическое планирование с указанием универсальных учебных действий (коммуникативные, познавательные, регулятивные ). Указаны планируемые результаты усвоения учебного предмета.
6Рабочая программа 6 класс.docx
Рабочая программа по Биологии 6 класс.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 6 класса составлена в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования по биологии, примерной программой по биологии для основного
общего образования, авторской программой по биологии для 6 класса Рокотова Самкова
(Биология. Рабочие программы. 5 9 классы: для общеобразовательных организаций М.:
Просвещение,2016). Данная программа по биологии предназначена для учащихся 6 класса
основной общеобразовательной школы.
Используемый учебнометодический комплект:
Биология. 6 класс:учебник,В. И. Лапшина, Д. И. Рокотова. 2е издание, пересмотренное М. :
Академкнига, учебник, 2016. 240 с. : ил.
Биология. 6 кл. : рабочая тетрадь ( В. И. Лапшина, Д. И. Рокотова. М. : Академкнига) Учебник,
2016. 80 с.
Лапшина В.И. Биология. 6 класс: методическое пособие.
Лапшина В.И., Рокотова Д.И., Самкова В.А., Шереметьева А.М. Биология.
Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 классы.
Нормативно правовая основа рабочей программы по биологии:
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 года «Об образовании в
Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г.
№1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (с изменениями);
Приказ Министерства образования и науки от 30 августа 2013 года
№ 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки от 07 августа 2015 года
№ 081228 «О направлении рекомендаций»;
Примерная основная образовательная программа основного общего образования,
одобренная решением федерального учебно – методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 года);
Приказ Министерства образования и науки от 31 марта 2014 года
№ 253 «Об утверждении федерального
рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с
изменениями);
учебников,
перечня
Письмо департамента образования и науки Брянской области от 13 апреля 2017
№250104.0 «О примерном учебном плане 5 – 9 классов общеобразовательных
организаций Брянской области на 2017 – 2018»;
Учебный план общеобразовательного учреждения на 20172018 учебный год;
Календарный учебный график общеобразовательного учреждения на 2016 2017
учебный год;
Рабочая программа расчитана на 35 учебных часов в год.
Согласно действующему в ОУ учебному плану, календарно – тематическое планирование
предусматривает следующее распределение учебного материала рабочей программы по
биологии в 6 классе: 35 часов в год, из расчёта 1 учебный час в неделю. Изучение биологии в 6 классе направленно на достижение
следующих целей:
•
социализация обучающихся как вхождение в мир культуры
и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или
иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций,
осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•
приобщение к познавательной культуре как системе
познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере
биологической науки.
Изучение биологии в 6 классе направленно на достижение
следующих задач:
•
обеспечить ориентацию в системе этических норм и
ценностей относительно методов, результатов и достижений современной
биологической науки;
•
обеспечить развитие познавательных мотивов,
направленных на получение знаний о живой природе; познавательных
качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы,
формированием интеллектуальных и практических умений;
•
обеспечить овладение учебнопознавательными и
ценностносмысловыми компетенциями для формирования
познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а
также методологией биологического эксперимента и элементарными
методами биологических исследований;
•
обеспечить формирование у обучающихся познавательной
культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и
эстетической культуры как способности эмоциональноценностного
отношения к живой природе и человеку;
•
обеспечить формирование экологического сознания Общая характеристика учебного предмета
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу и пути
ее познания человеком. значение биологических знаний для современного
человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения
представления о живой природе формируют фундаментальную основу для
поддержания здоровья человека, обеспечения его безопасности и
производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная
цель российского образования — повышение качества и эффективности
получения и практического использования знаний. В настоящее время
биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам
высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность,
компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с
живой природой, создать фундамент для практической деятельности учащихся
и формирования их научного мировоззрения.
Рабочая программа по биологии создана на основе фундаментального
ядра содержания основного общего образования, требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования,
требований к структуре основной образовательной программы основного
общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также в Концепции
духовнонравственного развития и воспитания гражданина России.
Содержание курса биологии представляет собой первую ступень
конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре
содержания общего образования. Тематическое планирование — это
следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно
дает представление об основных видах учебной деятельности в процессе
освоения курса биологии в основной школе. В данном курсе соблюдается
преемственность с курсами начального общего образования, в том числе и в
использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Изучение биологии на ступени основного общего образования
традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об
отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и
эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у
учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных
способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии
основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного
познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся
самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных
действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных
качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую
деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение
видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать
определения понятий, структурировать материал и т.д. Учащиеся включаются в
коммуникативную учебную деятельность, учатся полно и точно выражать свои
мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения, работать в группе,
представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, участвовать
в дискуссиях, вступать в диалог и т.д. Место учебного предмета в учебном плане
Предлагаемая примерная рабочая программа реализуется в учебниках
биологии и учебнометодических пособиях, созданных коллективом авторов
(Д.И.Рокотова, В.А.Самкова, В.И. Лапшина, А.М. Шереметьева, В.А.Дубынин).
Учебное содержание курса биологии включает:
• Биология. 35ч, 1 ч в неделю (6 класс);
Количество контрольных, практических, лабораторных работ,
предусмотренных при изучении предмета.
Количество
Лабораторные
4
Практические
4
Контрольные
3 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают
объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется
ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные
ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов
познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные
методы познания.
Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе
изучения биологии, проявляются в признании:
•
ценности научного знания, его практической значимости,
достоверности;
•
ценности биологических методов исследования живой и
неживой природы;
•
понимании сложности и противоречивости самого процесса
познания.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса
биологии позволяет сформировать:
•
уважительное отношение к созидательной, творческой
деятельности;
•
•
понимание необходимости здорового образа жизни;
осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
•
сознательный выбор будущей профессиональной
деятельности.
•
Курс биологии обладает возможностями для формирования
коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс
общения и грамотная речь.
Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
•
правильному использованию биологической терминологии
и символики;
•
Развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение
оппонента, участвовать в дискуссии;
•
Развитию способности открыто выражать и
аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными
курсами, направлен на формирование нравственных ценностей — ценности
жизни во всех ее проявлениях, включая понимание само ценности, уникальности
и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере
эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к
восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии;
эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в
совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе,
обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и
красоты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам освоения предмета в основной школе
определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими
индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
дает
возможность
достичь
Изучение
школе
биологии
в основной
личностных
:
результатов
следующих
•
воспитание российской гражданской идентичности:
патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной;
•
формирование ответственного отношения к
учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий
и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в
социально значимом труде;
•
формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
•
формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
•
освоение социальных норм, правил поведения,
ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
•
развитие морального сознания и компетентности в
решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
•
формирование коммуникативной компетентности в
общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и
других видов деятельности;
•
формирование ценности здорового и безопасного
образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на
дорогах;
•
формирование основ экологической культуры,
соответствующей современному уровню экологического
мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях;
•
осознание значения семьи в жизни человека и
общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи; •
развитие эстетического сознания через освоение
художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
Метапредметными
результатами
освоения
основной
образовательной
программы
•
основного
общего
образования
являются:
умение самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
•
умение самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности ее решения;
•
владение основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной
и познавательной деятельности;
•
умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинноследственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
•
умение создавать, применять и преобразовывать
знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•
•
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
•
умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей
деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
•
формирование и развитие компетентности в
области использования информационнокоммуникационных
технологий (далее ИКТкомпетенции);
•
формирование и развитие экологического
мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
результатами
Предметными
в основной
освоения
биологии
школе
являются:
1) формирование системы научных знаний о живой
природе, закономерностях ее развития, исторически быстром
сокращении биологического разнообразия в биосфере в
результате деятельности человека для развития современных
естественно научных представлений о картине мира;
•
формирование первоначальных
систематизированных представлений о биологических объектах,
процессах, явлениях, закономерностях, основных биологических
теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи
живого и неживого в биосфере, о наследственности и
изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; •
приобретение опыта использования методов
биологической науки и проведения несложных биологических
экспериментов для изучения живых организмов и человека,
проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
•
формирование основ экологической грамотности:
способности оценивать последствия деятельности человека в
природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих,
осознание необходимости действий по сохранению
биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и
животных;
•
формирование представлений о значении
биологических наук в решении проблем необходимости
рационального природопользования, защиты здоровья людей в
условиях быстрого изменения экологического качества
окружающей среды;
•
освоение приемов оказания первой помощи,
рациональной организации труда и отдыха, выращивания и
размножения культурных растений и домашних животных, ухода
за ними.
В данной рабочей программе результаты изучения
предмета в основной школе в соответствии с требованиями
стандарта также разделены на предметные, метапредметные и
личностные. Предметные результаты указаны в конце тем, а
метапредметные и личностные — в конце классов.
Достижение личностных результатов оценивается на
качественном уровне (без отметок). Сформированность
метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по
результатам текущего, тематического и итогового контроля, а
также по результатам выполнения лабораторных и практических
работ. Планируемые результаты изучения учебного
предмета
Личностные
результаты
•
•
•
соблюдение правил поведения в природе;
осознание ценности живых организмов и необходимости бережного
отношения к окружающей среде;
развитие эстетического восприятия живой природы;
• формирование ответственного отношения к учению, труду;
• формирование познавательного интереса к изучению предмета;
развитие навыков обучения;
•
• формирование социальных норм и навыков поведения в классе,
школе, дома и др., уважительного отношения к старшим и младшим
товарищам; формирование доброжелательного отношения к мнению
другого человека, умения слушать и слышать другое мнение;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в
процессе учебной, общественной и другой деятельности. Метапредметные
результаты
Учащиеся
должны
уметь:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
организовывать свою учебную деятельность;
планировать свою деятельность под руководством учителя
(родителей);
составлять план работы;
участвовать в групповой работе( малая группа, класс);
выполнять лабораторные и групповые работы под руководством
учителя;
осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и
электронных носителях;
работать с текстом параграфа и его компонентами;
составлять план ответа;
составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые
части, делать подзаголовки;
работать с биологическими обхектами, узнавать изкчаемые объекты
на наглядных пособиях, в природе;
оценивать свой труд, свою работу, а также работу одноклассников.
Регулятивные универсальные учебные действия
учащиеся научатся:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на
основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом
учебном материале;
планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять
им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе
переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия; актуальный контроль на
уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в
конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и
развития процесса.
учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно и
адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выявлять альтернативные способы достижения цели и
выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной
деятельности в форме осознанного управления своим
поведением и деятельностью, направленной на
достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении
действий по решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру
фактического или предполагаемого расхода ресурсов на
решение задачи;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и
препятствия на пути достижения целей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
учащиеся научатся:
учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию,
аргументировать и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения,
прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и
отстаивать свою позицию не враждебным для
оппонентов способом;
задавать вопросы, необходимые для организации
собственной деятельности и сотрудничества с
партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и
регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения
различных коммуникативных задач;
основам коммуникативной рефлексии;
учащиеся получат возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от
собственной позиции других людей, в
сотрудничестве;
учитывать различные мнения и интересы и
обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к
решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе
учета интересов и позиций всех участников, поиска
и оценки альтернативных способов разрешения
конфликтов; договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации
совместного действия(деловое лидерство);
следовать моральноэтическим и психологическим
принципам общения и сотрудничества на основе
уважительного отношения к партнерам,
внимания к личности другого, адекватного
межличностного восприятия, готовности
адекватно реагировать на нужды других, в
частности оказывать помощь и эмоциональную
поддержку партнерам в процессе достижения
общей цели совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
учащиеся научатся:
ориентироваться в системе познавательных
ценностей: оценивать информацию о живых
организмах, получаемую из разных источников;
последствия деятельности человека в природе;
характеризовать общие биологические
закономерности, их практическую значимость;
применять методы биологической науки для
изучения общих биологических закономерностей:
наблюдать и описывать клетки на готовых
микропрепаратах, экосистемы своей местности;
использовать составляющие проектной и
исследовательской деятельности по изучению
общих биологических закономерностей,
свойственных живой природе; приводить
доказательства необходимости защиты
окружающей среды; выделять отличительные
признаки живых организмов; ориентироваться в системе познавательных
ценностей: оценивать информацию о
деятельности человека в природе, получаемую из
разных источников;
анализировать и оценивать последствия
деятельности человека в природе.
учащиеся получат возможность научиться:
соблюдать правила поведения в кабинете биологии;
выделять эстетические достоинства объектов живой
природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила
отношения к объектам живой природы (признание
высокой ценности жизни во всех ее проявлениях,
экологическое сознание, эмоциональноценностное
отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях и животных в
научнопопулярной литературе, биологических
словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее
и переводить из одной формы в другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой
природе;
выдвигать гипотезы о возможных последствиях
деятельности человека в экосистемах и биосфере;
Предметными
результатами
освоения
биологии
в основной
школе
являются:
1) формирование системы научных знаний о живой
природе, закономерностях ее развития, исторически быстром
сокращении биологического разнообразия в биосфере в
результате деятельности человека для развития современных естественно научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных
систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, основных
биологических теориях, экосистемной организации жизни, о
взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о
наследственности и изменчивости; овладение понятийным
аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов
биологической науки и проведения несложных
биологических экспериментов для изучения живых организмов
и человека, проведения экологического мониторинга в
окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности:
способности оценивать последствия деятельности человека в
природе, влияние факторов риска на здоровье человека;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих, осознание необходимости действий по
сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов
растений и животных;
5) формирование представлений о значении
биологических наук в решении проблем необходимости
рационального природопользования, защиты здоровья людей в
условиях быстрого изменения экологического качества
окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи,
рациональной организации труда и отдыха, выращивания и
размножения культурных растений и домашних животных,
ухода за ними.
Учащиеся
должны
знать:
•
признаки, свойственные всем живым организмам; •
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
что лежит в основе строения всех живых организмов;
основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и
системы органов растений и животных;
основные единицы систематики растений и животных;
царства живой природы;
отличительные признаки, свойственные представителям разных
царств;
основные методы изучения природы;
суть основных процессов жизнедеятельности растительных и
животных организмов;
органы и системы, составляющие организмы растений и животных;
влияние основных абиотических факторов на жизнедеятельность
организмов;
основные среды обитания живых организмов;
основные типы природных сообществ;
почему необходимо охранять местообитания животных и
растений.
Учащиеся
должны
уметь:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
называть основные вещества, входящие в состав живых организмов,
и их функции;
распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки,
растительные и животные ткани;
сравнивать строение растительной и животной клетки;
приводить примеры безъядерных и ядерных организмов;
сравнивать систематику растений и животных;
давать общую характеристику основных царств живой природы;
приводить примеры биологических наук и называть предмет их
изучения;
определять и показывать на таблице органы и системы,
составляющие организмы растений и животных;
объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности
организмов; •
•
•
обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между
собой;
сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать
выводы;
• фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
•
соблюдать правила поведения в кабинете биологии;
•
•
•
•
•
приводить примеры влияния абиотических факторов на живые
организмы;
объяснять значение ярусности экосистем;
называть природные сообщества, типичные для родного края;
приводить примеры значения живых организмов в природе и жизни
человека;
приводить примеры растений и животных родного края, занесенных
в Красную книгу.
В данной рабочей программе результаты изучения
предмета в основной школе в соответствии с требованиями
стандарта также разделены на предметные, метапредметные и
личностные. Предметные результаты указаны в конце тем, а
метапредметные и личностные — в конце классов.
Достижение личностных результатов оценивается на
качественном уровне (без отметок). Сформированность
метапредметных и предметных умений оценивается в баллах
по результатам текущего, тематического и итогового контроля,
а также по результатам выполнения лабораторных и
практических работ.
Содержание учебного предмета «БИОЛОГИЯ. 6 класс» (35 ч, 1ч в неделю)
Введение (1 ч)
Тема 1. Общая характеристика живых организмов (6ч)
Основные свойства живых организмов: обмен веществ и
энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие,
раздражимость, движение, размножение.
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие
неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток.
Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые
кислоты, их роль в клетке.
Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и
электронный. Клетка – элементарная единица живого. Строение и
функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы.
Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и
животной клеток.
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное
вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение,
особенности строения. Типы тканей животных организмов, их
строение и функции.
Понятие «орган». Системы органов. Основные системы
органов животного организма. Системы надземных и подземных
органов растений.
Демонстрация:
Строение клетки. Увеличительные приборы. Ткани растительных и
животных организмов.
Лабораторные и практические работы: Признаки живых организмов,
химический состав растительных организмов, строение растительной клетки,
изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии, ткани
животных организмов, чечевички – образования покровной ткани. Тема 2. Многообразие живых организмов(8ч)
Систематика живых организмов. Систематика наука о многообразии и
классификации организмов. Основные единицы систематики растений и
животных. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы.
Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие
представителей разных царств.
Бактерии: строение, размножение, многообразие форм, распространение,
питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые,
кисломолочные бактерии, бактерии гния. Болезнетворные бактерии.
Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы
растений. Значение растений в природе и жизни человека.
Животные: простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в
природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение
грибов в природе и жизни человека.
Биология наука о живых организмах. Биологические науки. Методы
изучения природы.
Демонстрация: представители разных царств живой природы.
Лабораторные и практические работы: определение систематической
принадлежности видов растений к более крупным группам родам, семействам,
классам; определение систематической принадлежности представителей
животного мира к более крупным систематическим группам родам, отрядам,
классам, типам; строение бактерий на примере сенной палочки; разнообразие
корневых систем цветковых растений; строение цветка; особенности строения
цветковых и споровых растений; клубень видоизмененный побег;
Тема 3. Основные жизненные функции организмов (12 ч)
Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание
растений фотосинтез. Почвенное питание растений. Особенности питания животных.
Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как
сложный процесс, происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы
пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире.
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических
веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании
растений. Дыхание животных.
Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное,
кожное.
Транспорт веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении.
Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.
Сосудистоволокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в
организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная
система незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа. Кровь. Кровеносные сосуды и сердце.
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выведение из
организма ненужных и вредных веществ. выделение у одноклеточных организмов: роль
сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских
червей, мальпигиевы сосуды насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у
растений и грибов. Клеточный вместилища. Листопад.
Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование
энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных.
Холоднокровные и теплокровные животные.
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений:
механические ткани. Опорные системы животных: известковая оболочка
простейших(фораминифер), наружный скелет беспозвоночных(известковая раковина
моллюсков, хитиновый покров членистоногих). Внутренний скелет позвоночных
животных: хрящевая и костная ткани.
Позвоночник опора и защита всего организма.
Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной
активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение
бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички, ложноножки. Движение
многоклеточных животных: плавание, реактивный способ движения, полет (крылья),
ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений.
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое
размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового
размножения животных. Органы размножения. Половые клетки: сперматозоиды и
яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и
яйцеклетки. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Рост и развитие живых организмов важные признаки жизни. Рост и развитие
растений. Роль образовательной ткани. Прищипывание. Проростки. Рост и развитие
животных. Прямое и непрямое развитие.
Организм как единое целое. Растение целостный организм. Животное
целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме.
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой.
Демонстрации: изображения органов растений и систем органов животных;
скелеты млекопитающих; раковины моллюсков; коллекции насекомых.
Лабораторные и практические работы: питание комнатных растений; изучение
роли воздуха в прорастании семян; чечевички и их роль в дыхании растений;
передвижение воды и минеральных веществ по стеблю; передвижение растворов
органических веществ по стеблю; изменение окраски и отложение солей в осенних
листьях; дыхание семян , доказательство обмена веществ; передвижение дождевого
червя; вегетативное размножение растений; образование и рост корней.
Тема 4. Организм и окружающая среда (8 ч)
Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических
факторов факторов неживой природы (температуры, влажности, света и др.) на
живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среда
обитания: наземновоздушная, водная, почвенная, организменная.
Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природном
сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг, степь, болото.
Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность
распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ.
Естественные и искусственные причины смены природных сообществ.
Значение живых организмов в природе. Человек и живые организмы.
Взаимосвязь людей и других живых организмов и природных сообществ.
Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники,
национальные парки, ботанические сады. Демонстрация: коллекции, иллюстрирующие взаимосвязи живых
организмов; модели экологических систем; наглядные пособия,
иллюстрирующие разные типы природных сообществ; изображения растений и
животных, занесенных в Красную книгу.
Резервное время — 4 ч.
Темы проектных и исследовательских работ для 6 класса
1. Организация "живого уголка" в классной комнате
(выяснение необходимых условий, ограничений, выбор животных и
растений, распределение обязанностей по уходу за ними и т. д.)
2. Создание рекомендаций по содержанию и разведению в
классном "живом уголке" конкретных животных (морских свинок,
попугайчиков, шпорцевых лягушек и т.д.) по результатам собственного
опыта.
3. Подготовка и проведение экскурсий по "живому уголку" для
младших школьников.
4. Организация аквариума с обитателями пруда(растения и
животные, особые условия, ограничения).
5. Сравнительное исследование требований к температурному
режиму при содержании в неволе теплокровных и холоднокровных
животных.
6. Выявление взаимосвязи между местонахождением источника
солнечного света и направлением роста всходов растений.
7. Изучение влияния света на жизнедеятельность комнатных
растений.
8. Выявление особенностей питания разных животных (на
примере домашних животных или обитателей живого уголка в школе.)
9. Исследование "Кто живет в почве?"
10. Практикоориентированные проекты по охране окружающей
среды: "Как отдохнуть в лесу (на лугу, около реки) и не навредить
природе", "Моя помощь зимующим птицам", "Природное сообщество
родного края" и др. Учебно – тематический план
№ п/п
Тема урока
Основные виды учебной деятельности учащихся Колво
1
2
3
Введение (1час)
Введение. Повторение курса 5
класса.
часов
1
Тема 1. Общая характеристика живых организмов 6 часов
Чем живое отличается от
Определяют понятия, формируемые в ходе
неживого. Административная
контрольная работа по итогам
повторения.
Химический состав
живого организма.
Лабораторная работа
изучения темы. Выделяют основные признаки живого,
называют основные признаки живого, называют
основные отличия от неживого. Называют основные
группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивают
химический состав тел живой и неживой природы.
Объясняют роль органических и неорганических
1
1 № 1 «Химический состав
веществ в жизни организмов. Выделяют основные
растительных организмов»
Клетка – основа жизни.
Лабораторная раб. №
2 «Строение растительной
клетки»
5
Ткани. Органы. Системы
органов.
признаки строения клетки. Называют основные
органоиды клетки и описывают их функции. Различают
на таблицах и микропрепаратах органоиды клетки.
Сравнивают строение клеток растений и животных,
ядерных и безъядерных организмов. Распознают
основные типы тканей растений и животных.
Устанавливают связь между строением и функциями
клеток тканей. Описывают и сравнивают строение
Лабораторная работа
различных групп тканей. Называют основные системы
№ 3 «Изучение
растительных тканей на
поперечном срезе листа
камелии»
Урок обобщающего
органов животных. Сравнивают системы надземных и
подземных органов растений.
Работают с текстом и иллюстрациями учебника.
Выполняют лабораторные, практические и
исследовательские работы по изучаемой теме.
Знакомятся с дополнительным материалом.
повторения по теме «Общая
Выполняют практические и творческие задания.
Работают с текстами и дополнительным
иллюстративным материалом.
характеристика живых
организмов»
Проверочная работа
№1 «Общая характеристика
живых организмов»
Тема 2. Многообразие живых организмов 8 часов
Систематика живых
Называют основные царства живой природы.
организмов
И единицы систематики растений и животных. Дают
Основные царства живой
общую характеристику основных царств живой
природы
Бактерии
Лабораторная работа №
4 «Строение бактерий на
примере сенной палочки»
Растения
Лабораторная работа
№5 «Строение цветка»
Животные
природы. Разбирают отличительные признаки,
свойственные представителям разных царств.
Приводят примеры биологических наук и называют
предмет их изучения. Характеризуют основные
методы изучения природы.
Работают с текстом и иллюстрациями
учебника.
Выполняют лабораторные, практические и
исследовательские работы по изучаемой теме.
1
1
1
1
1
1
1
1
4
6
7
8
9
10
11
12 Практическая работа № 1
Знакомятся с дополнительным материалом.
«Внешнее строение паука в
Выполняют практические и творческие задания.
Работают с текстами и дополнительным
иллюстративным материалом.
сравнении с внешним
строением рака»
Грибы
Биология – наука о
живых организмах
Административная
контрольная работа по итогам
первого полугодия.
Тема 3. Основные жизненные функции организмов 12 часов
Питание и пищеварение
Определяют понятия «питание»,
«пищеварение». Особенности питания растений.
Раскрывают сущность воздушного и почвенного
питания растений. Обосновывают биологическую роль
зеленых растений в природе. Определяют тип питания
животных. Характеризуют основные отделы
пищеварительной системы животных. Знакомятся с
ролью ферментов в процессе пищеварения. Узнают,
как питаются паразитические организмы. Определяют
сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы
фотосинтеза и дыхания. Называют структуры
растений, участвующие в процессе дыхания.
Дыхание
Практическая работа
№ 2 «Изучение роли воздуха в
прорастании семян»
Транспорт веществ
Практическая работа
Описывают и сравнивают органы дыхания разных
представителей животного мира. Характеризуют типы
№ 3 «Передвижение воды и
минеральных веществ по
стеблю»
Выделение
Обмен веществ и
дыхания у животных и называют их тип дыхания.
Определяют значение транспорта веществ в живом
организме. Называют и описывают транспортные
(проводящие) системы растений и животных. Называют
части проводящей системы растений. Раскрывают роль
кровеносной системы у животных организмов.
1
1
1
1
1
1
1
1
13
14
15
16
17
18
19 20
21
22
23
24
25
26
преобразование энергии
Скелет – опора
организма.
Движение
Сравнивают незамкнутую и замкнутую кровеносные
системы. Определяют особенности значения
кровеносной системы сухопутных членистоногих.
Характеризуют процесс кровообращения у
позвоночных. Определяют роль сердца в
Размножение (бесполое)
передвижении веществ в организме. Устанавливают
Размножение (половое)
Отмечают существенные признаки процесса
взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем.
выделения. Выявляют особенности выделения у
растений. Определяют значение выделения в жизни
Рост и развитие
живых организмов. Приводят примеры выделительных
организмов
систем животных. Характеризуют особенности
Урок обобщающего
выделения у растений и грибов. Обсуждают значение
1
1
1
1
1
1
1
повторения по теме
«Многообразие живых
организмов»
листопада в растительном мире. Устанавливают
взаимосвязь между системами органов организма в
процессе обмена веществ и преобразования энергии у
представителей различных царств. Сравнивают
холоднокровных и теплокровных животных. Приводят
доказательства того, что обмен веществ – важнейший
признак живого. Характеризуют строение опорных
систем растений и животных. Объясняют значение
опорных систем для животных организмов. Выявляют
признаки опорных систем, указывающие на
взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями.
Называют и характеризуют способы движения
животных. Приводят примеры. Объясняют роль
движения в жизни живых организмов. Выявляют
особенности бесполого и полового размножения.
Сравнивают способы движения между собой. 27
Контрольная работа №
Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и
1
2 «Основные жизненные
функции организмов»
способами передвижения организма. Приводят
доказательства наличия двигательной активности у
растений. Характеризуют роль размножения в жизни
живых организмов. Выявляют особенности бесполого и
полового размножения. Определяют преимущества
полового размножения перед бесполым. Описывают
особенности полового размножения покрытосеменных
растений. Описывают особенности роста и развития
растений. Характеризуют этапы индивидуального
развития растений. Раскрывают особенности развития
животных. Сравнивают прямое и непрямое развитие
животных. Проводят наблюдение за ростом и
развитием организмов. Называют единицы строения
живых организмов (клетки, ткани, органы). Определяют
и показывают на рисунках органы и системы,
составляющие организмы растений и животных.
Сравнивают процессы жизнедеятельности различных
организмов. Объясняют сущность основных процессов
жизнедеятельности организмов.
Работают с текстом и иллюстрациями в
учебнике.
Выполняют лабораторные практические и
исследовательские работы по изучаемой теме.
Знакомятся с дополнительным материалом.
Выполняют практические и творческие задания.
Работают с текстом и дополнительным
иллюстративным материалом.
Тема 4. Организмы и окружающая среда 8 часов
Среда обитания.
Называют основные экологические факторы.
Экологические факторы
Приводят примеры влияния абиотических факторов на
живые организмы.
Характеризуют и сравнивают основные среды
обитания, а также называют виды растений и
животных, населяющих их. Приводят примеры
приспособленности организмов к своей среде
Природные сообщества
Практическая работа
1
1
28
29 №4«Природные сообщества»
Значение живых организмов в
природе
Человек и живые
организмы
Охрана живых
организмов и природных
сообществ. Промежуточная
аттестационная работа
обитания. Называют основные типы природных
сообществ. Приводят примеры природных сообществ,
типичных для родного края. Объясняют необходимость
сохранения среды обитания для охраны редких и
исчезающих биологических объектов. Приводят
примеры растений и животных родного края,
занесенных в Красную книгу.
Работают с текстом и иллюстрациями учебника.
Выполняют лабораторные, практические и
исследовательские работы по изучаемой теме.
Урок обобщающего
Знакомятся с дополнительным материалом.
повторения по теме «Организм
и окружающая среда»
Итоговая контрольная
работа № 3 за курс 6 класса
Выполняют практические и творческие задания.
Работают с текстами и дополнительным
иллюстративным материалом.
30
31
32
33
34
35
Что мы узнали за год
1
1
1
1
1 Календарно – тематическое планирование
6 Б класс
Тема урока
Дата проведения
№
пп
Кол –во
часов 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
По плану
фактически
Введение. Повторение курса 5 класса.
Введение (1 час)
Тема 1. Общая характеристика живых организмов 6 часов
Чем живое отличается от неживого.
Административная контрольная
работа по итогам повторения
Химический состав живого организма.
Лабораторная работа № 1
«Химический состав растительных
организмов»
Клетка – основа жизни.
Лабораторная раб. № 2 «Строение
растительной клетки»
Ткани. Органы. Системы органов.
Лабораторная работа № 3 «Изучение
растительных тканей на поперечном срезе
листа камелии»
Урок обобщающего повторения по теме
«Общая характеристика живых организмов»
Проверочная работа №1 «Общая
характеристика живых организмов»
Тема 2. Многообразие живых организмов 8 часов
Систематика живых организмов
Основные царства живой природы
Бактерии
Лабораторная работа № 4 «Строение
бактерий на примере сенной палочки»
Растения
Лабораторная работа №5 «Строение
цветка» 12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Животные
Практическая работа № 1 «Внешнее
строение паука в сравнении с внешним
строением рака»
Грибы
Биология – наука о живых организмах
Административная контрольная работа №
1 по итогам первого полугодия.
Тема 3. Основные жизненные функции организмов 12 часов
Питание и пищеварение
Дыхание
Практическая работа № 2
«Изучение роли воздуха в прорастании
семян»
Транспорт веществ
Практическая работа № 3
«Передвижение воды и минеральных
веществ по стеблю»
Выделение
Обмен веществ и преобразование
энергии
Скелет – опора организма.
Движение
Размножение (бесполое)
Размножение (половое)
Рост и развитие организмов
Урок обобщающего повторения по
теме «Основные жизненные функции
организмов»
Контрольная работа № 2 «Основные
жизненные функции организмов»
Тема 4. Организмы и окружающая среда 8 часов 28
29
30
31
32
33
34
35
Среда обитания. Экологические факторы
Природные сообщества
Практическая работа №4 «Природные
сообщества»
Значение живых организмов в природе
Человек и живые организмы
Охрана живых организмов и природных
сообществ. Промежуточная аттестационная
работа.
Урок обобщающего повторения по
теме «Организм и окружающая среда»
Итоговая контрольная работа № 3 за
курс 6 класса
Что мы узнали за год Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Брянска с
углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрено
на заседании МО
Протокол № от
Руководитель МО
Гусакова Г. И.
Согласовано
Заместитель директора
по УВР
Гороховик Е. А.
Утверждаю
Директор
МБОУ СОШ № 4 г.
Брянска
Е. А. Шатковская
Приказ №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
6 КЛАСС
2017 – 2018 учебный год
Составитель:
Учитель химии и биологии
Кирченко Е. А. БРЯНСК 2017
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 6 класс Д. И. Самкова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.