Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология
6 кл
24.04.2017
Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС
Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС линия В.В.Пасечник, издательство Дрофа. Программа включает пояснительную записку, основное содержание,учебный план, календарно-тематическое планирование, а также критерии оценивания результатов. Темы расписаны с указание УУД, включает так же лабораторные работы, которые необходимы при изучении курса биологии 5 класса.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение 6 класс.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Калманская средняя общеобразовательная школа» имени Г.А Ударцева Калманского района Алтайского края Принято Методический совет Протокол № _ __от  «  _» ________ 2016г Согласовано Зам. директора по УВР _________________ФИ О Утверждаю: Директор МБОУ «Калманская  СОШ»  А.С.Михайлов__________________ Приказ № ___ от _________2016 г. Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для основного общего образования на 2016 – 2017 уч. г. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс     Составлена на основе:  1. Основной образовательной программы образовательной организации.     2.Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного  приказом Минобрнауки РФ от 17.12. 2010 года №1897; 3. Программы основного общего образования по биологии.     Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов опубликованной в  сборнике рабочих программ по биологии 5­9 классы. Составитель М.Пальдяева, М.,  «Дрофа» 2014 г. Составитель: Здерева Елена Григорьевна, учитель высшей категории ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2016 Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов   привело   к   изменению   структуры   школьного   биологического   образования.   В настоящее   время   базовое   биологическое   образование   должно   обеспечить   выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов,   теорий   и   идей,   обеспечивающих   фундамент   для   практической   деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Рабочая программа по биологии построена на основе  Закона об образовании    фундаментального ядра содержания основного общего образования,  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  основной программы образовательного процесса МБОУ Калманская СОШ    Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.  Общая характеристика курса   Особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Отбор содержания проведён с учётом подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить   содержание,   значимое   для   формирования   познавательной,   нравственной   и эстетической   культуры,   сохранения   окружающей   среды   и   собственного   здоровья,   для повседневной жизни и практической деятельности. Цели биологического образования в основной школе формулируются  на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном; на уровне требований к результатам освоения содержания предметной программы. Глобальными целями биологического  образования являются:  социализация  обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;  приобщение  к   познавательной   культуре   как   системе   познавательных   (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.  ориентация  в   системе   моральных   норм   и   ценностей:   признание   высокой   ценности жизни   во   всех   ее   проявлениях,   здоровья   своего   и   других   людей;   экологическое сознание; воспитание любви к природе  развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;   познавательных   качеств   личности,   связанных   с   усвоением   основ   научных знаний,   формированием интеллектуальных умений; овладение  информационными, ценностно­смысловыми, коммуникативными;   овладением   методами   исследования   природы, учебно­познавательными, ключевыми    компетентностями:    формирование  у   учащихся   познавательной   культуры,   осваиваемой   в   процессе познавательной   деятельности,   и   эстетической   культуры   как   способности   к эмоционально­ценностному отношению к объектам живой природы. Место раздела  биологии  «Биология. Многообразие покрытосеменных растений»  в учебном плане Рабочая   программа   разработана   в   соответствии   с   Базисным   учебным   планом   для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается в  6 классе ­35часов  (1 час в неделю)  Деятельностный подход усиливается благодаря использованию тетради на печатной основе, разнообразным лабораторным, практическим работам и экскурсиям. Программой предусмотрено изучение на уроках  национально­регионального  компонента – материала о местных наиболее типичных и интересных в биологическом  отношении растений, что позволит активизировать познавательную деятельность учащихся,  способствовать организации их самостоятельной работы на уроках и во внеурочное время. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к  частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей.  Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы,   их   многообразии   и   эволюции;   о   человеке   как   биосоциальном   существе.   Для формирования   у   учащихся   основ   научного   мировоззрения,   развития   интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.  Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих   развитие   познавательных   и   коммуникативных   качеств   личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют   такие   учебные   действия,   как   умение   видеть   проблемы,   ставить   вопросы, классифицировать,   наблюдать,   проводить   эксперимент,   делать   выводы,   объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в  группе, представлять и сообщать информацию  в устной  и письменной форме, вступать в диалог и т. д.  В 6 классе учащиеся узнают, особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических   объектов   ­растений,   их   практическую   значимость;  научатся  применять методы   биологической   науки   для   изучения  растений:   проводить   наблюдения   за   живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; использовать составляющие исследовательской и   проектной   деятельности   по   изучению     растений   (приводить   доказательства, классифицировать,   сравнивать,   выявлять   взаимосвязи);  ориентироваться   в   системе познавательных   ценностей:   оценивать   информацию   о   живых   организмах,   получаемую   из разных источников; последствия деятельности человека в природе.   Полученные   биологические   знания   служат   основой   при   рассмотрении   экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле. Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений,   практической   работы.   Для   понимания   учащимися   сущности   биологических явлений   в   программу   введены   лабораторные   работы,   экскурсии,   демонстрации   опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося:   тренировать   память,  развивать   наблюдательность,   мышление,   обучать   приемам самостоятельной   учебной   деятельности,   способствовать   развитию   любознательности   и интереса к предмету. Требования к результатам обучения       Требования   к   результатам   обучения   основных   образовательных   программ структурируются   по   ключевым   задачам   общего   образования,   отражающим   индивидуальные, общественные   и   государственные   потребности,   и   включают   личностные,   метапредметные   и предметные результаты.  Личностные результаты обучения биологии: 1 воспитывание   российской   гражданской   идентичности:   патриотизма,   любви   и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;  2 формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и   способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  3 знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; 4 сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой   природы;   интеллектуальных   умений   (доказывать,   строить   рассуждения,   анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; 5 6 7 формирование личностных представлений о целостности природы,  формирование толерантности и миролюбия; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, 8   формирование   нравственных   чувств   и   нравственного   поведения,   осознанного   и ответственного  отношения к собственным поступкам; 9 формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и   сотрудничестве   с учителями,   со   сверстниками,   старшими   и   младшими   в   процессе   образованной,   общественно полезной, учебно­иследовательской, творческой и других видах деятельности; 10 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,  11 формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования; Метапредметные результаты обучения биологии: 1 учиться  самостоятельно   определять   цели   своего   обучения,   ставить   и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2 знакомство   с   составляющими   исследовательской   деятельности,   включая   умение видеть   проблему,   ставить   вопросы,   выдвигать   гипотезы,   давать   определения   понятиям, классифицировать,   наблюдать,   проводить   эксперименты,   делать   выводы   и   заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 3 формирование   умения   работать   с   различными     источниками   биологической информации:   текст   учебника,   научно­популярной   литературой,   биологическими   словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию 4 владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   в   учебной   и познавательной деятельности 5 формирование   и   развитие   компетентности     в   области   использования информационно­коммуникативных технологий. 6 формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.    Предметными результатами обучения биологии в 6класе являются: 1 В познавательной (интеллектуальной) сфере:         классификация   —   определение   принадлежности   биологических   объектов   к определенной систематической группе; выделение существенных признаков биологических объектов;  соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,   объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в   природе;   родства,   общности   происхождения   и   эволюции   растений   (на   примере сопоставления   отдельных   групп);   роли   различных   организмов   в   жизни   человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение   на   живых   объектах   и   таблицах   наиболее   распространенных   растений;; опасных для человека растений; сравнение   биологических   объектов   и   процессов,   умение   делать   выводы   и умозаключения на основе сравнения; выявление   приспособлений   организмов   к   среде   обитания;   типов   взаимодействия разных видов в экосистеме;  овладение   методами   биологической   науки:   наблюдение   и   описание   биологических объектов   и   процессов;   постановка   биологических   экспериментов   и   объяснение   их результатов.  2. В ценностно­ориентационной сфере:   знание основных правил поведения в природе; анализ   и   оценка   последствий   деятельности   человека   в   природе,   влияния   факторов риска на здоровье человека.  3. В сфере трудовой деятельности:   знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение   правил   работы   с   биологическими   приборами   и   инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).  4. В сфере физической деятельности:  освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;   5. В эстетической сфере:  овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. Содержание программы 6 класс (35 часов, 1 час в неделю) Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов) Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем.  Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.  Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и  семян. Демонстрация  Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и  расположение их на стебле. Строение листа. Макро­ и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды. Лабораторные и практические работы  Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и  мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек.  Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги  (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие  сухих и сочных плодов. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений; — видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений. Учащиеся должны уметь:  — различать и описывать органы цветковых растений; — объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания; — изучать органы растений в ходе лабораторных работ. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:  — анализировать и сравнивать изучаемые объекты; — осуществлять описание изучаемого объекта; — определять отношения объекта с другими объектами; — определять существенные признаки объекта; — классифицировать объекты; — проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией. Раздел 2. Жизнь растений (10 часов) Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие,  размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений.  Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении.  Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений.  Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение  покрытосеменных растений. Демонстрация Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание  проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение  растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу. Лабораторные и практические работы  Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение  комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев. Экскурсии Зимние явления в жизни растений. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — основные процессы жизнедеятельности растений;  — особенности минерального и воздушного питания растений; — виды размножения растений и их значение. Учащиеся должны уметь:  — характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений; — объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений; — устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза; — показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе; — объяснять роль различных видов размножения у растений; — определять всхожесть семян растений. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:  — анализировать результаты наблюдений и делать выводы; — под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его  результатов, выводов. Раздел 3. Классификация растений (6 часов) Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом  местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и  народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства  в каждой конкретной местности.) Демонстрация Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных  растений. Лабораторные и практические работы  Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. Экскурсии Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство; — характерные признаки однодольных и двудольных растений; — признаки основных семейств однодольных и двудольных растений; — важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и  народнохозяйственное значение. Учащиеся должны уметь:  — делать морфологическую характеристику растений; — выявлять признаки семейства по внешнему строению растений; — работать с определительными карточками. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:  — различать объем и содержание понятий; — различать родовое и видовое понятия; — определять аспект классификации; — осуществлять классификацию. Раздел 4. Природные сообщества (3 часа) Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные  сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные  сообщества и влияние природной среды на человека. Экскурсии Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в  природных сообществах. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: — взаимосвязь растений с другими организмами; — растительные сообщества и их типы; — закономерности развития и смены растительных сообществ; — о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния  природной среды на человека. Учащиеся должны уметь:  — устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами; — определять растительные сообщества и их типы; — объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние  природной среды на человека; — проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:  — под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов,  наблюдений, их результаты, выводы; — организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.). Личностные результаты обучения  Учащиеся должны: — испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку; — соблюдать правила поведения в природе;  — понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; — уметь реализовывать теоретические познания на практике; — осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; — понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности  обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и  познанию; — проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; — испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир,  и эстетические чувства от общения с растениями; — признавать право каждого на собственное мнение; — проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; — уметь отстаивать свою точку зрения;  — критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; — понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; — уметь слушать и слышать другое мнение; — уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения  существующего мнения. Резерв времени — 2 часа. Учебно ­ методическое обеспечение Учебно­методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование  УМК . 1 Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений . 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание после 2013 г. 2 Пасечник В. В.. Биология. Многообразие покрытосеменных растений . 6 класс Рабочая  тетрадь / М.: Дрофа, любое издание после 2013 г. 3 Пасечник В. В Биология. Многообразие покрытосеменных растений . 6 класс.  Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание после 2013 г. 4 Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.  № Тема Учебно  – тематический план. Колич ество часов В том числе тео рия лабораторн ые работы экску рсии 1 Строение покрытосеменных  растений 2 Жизнь растений 3 4 Классификация растений Природные сообщества 14 10 6 3 14 10 6 2 ИТОГО 33+2 часа резерв 12 3 ­ ­ 15 ­ ­ ­ 1 1 Контр. (проектны е) работы Контр.­1 1 1 Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Рабочая  программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,  универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении  приоритетными  для учебного предмета являются:     приемы элементарной исследовательской деятельности; способы работы с естественнонаучной информацией; коммуникативные умения; способы самоорганизации учебной деятельности. Важными формами деятельности учащихся являются:   практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету  природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и  преобразовании окружающей среды; развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации:  справочниками, энциклопедиями, словарями, научно­популярной литературой для  младшего  подросткового возраста, ресурсами интернета. В преподавании курса  используются  следующие формы работы с учащимися:     работа в малых группах; проектная работа; подготовка рефератов; исследовательская деятельность;   информационно­поисковая деятельность; выполнение практических и лабораторных работ. Требования к уровню подготовки обучающихся. Знать/ понимать::     строение и функции клетки;; сведения о таксономических единицах; роль бактерий, грибов, растений и животных в природе, значение их в жизни человека,  охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;       Уметь:     пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними; вести наблюдения и ставить простейшие опыты; соблюдать правила поведения в природе; работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и  текст как  руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения  для составления и  заполнения таблиц и схем.  Использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности и повседневной  жизни: для определения ядовитых  растений, грибов данной местности; Формы контроля знаний:  Срезовые и итоговые тестовые самостоятельные работы;  Фронтальный и индивидуальный опрос;  Отчеты по практическим и лабораторным работам;  Творческие задания  (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов)  Презентация творческих и исследовательских  работ с использованием  информационных  технологий ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  «БИОЛОГИЯ. МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ 6 КЛАСС» Планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии  5—9классы Авторы:  В. В. Пасечник. В. Латюшин, Г. Г. Швецов.   Общее количество часов — 35, в неделю — 1час. Тема урока дата № ур о ка Основы  учебно­ Основное содержание темы, исследовательской деятельности термины и понятия Планируемые результаты  (в соответствии ФГОС) предметные метапредметные УУД личностные Д\З Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов) 1 05.0 9 Строение семян  двудольных  растений Лабораторная  работа№1 Изучение строения  семян двудольных  растений Строение семян  Особенности  строения семян  двудольных  растений . Определяют понятия  «двудольные растения», «семядоля»,  «эндосперм»,  «зародыш», «семенная  кожура», «микропиле» 2 12.0 9 Строение семян  однодольных  растений Лабораторная  работа№2 Изучение строения  семян однодольных растений Особенности  строения семян  однодольных  растений Определяют понятия  «однодольные  растения», «семядоля», «эндосперм»,  «зародыш», «семенная  кожура», «микропиле» Познавательные УУД: умение  работать с текстом, выделять в  нем главное. Регулятивные УУД: умение  организовать выполнение  лабораторной работы Коммуникативные УУД: умение  слушать учителя и отвечать на  вопросы лабораторной  работы. Работают по плану Познавательные УУД: умение  выбирать смысловые единицы  текста и устанавливают  отношения между ними Регулятивные УУД:  Применяют инструктаж­памятку  последовательности действий  при проведении анализа  строения семян Коммуникативные УУД Умеют  §1 §1 умение  соблюдать  дисциплину на  уроке,  уважительно  относиться к  учителю и  одноклассникам. умение  применять  полученные на  уроке знания на практике.  Потребность в  справедливом  оценивании  своей работы и  работы  одноклас­ сников 3 19.0 9 Виды корней.  Типы корневых  систем Лабораторная  работа№3  Виды корней.  Стержневые и  мочковатые  корневые системы Функции корня.  Главный, боковые  и придаточные  корни.  Стержневая и  мочковатая  корневые  системы. Функции корня.  Главный, боковые и  придаточные корни.  Стержневая и  мочковатая корневые  системы. 4 Строение корней 26.0 9 Лабораторная  работа№4 Корневой чехлик и корневые волоски Участки  (зоны) корня.  Внешнее и  внутреннее  строение корня.  Определяют понятия  «корневой чехлик»,  «корневой волосок»,  «зона деления», «зона  растяжения», «зона  всасывания», «зона  проведения». 5 03.1 0 Условия  произрастания и  Приспособления  Определяют понятия  «корнеплоды»,  слушать и слышать друг друга  Умеют представлять  конкретное содержание и  сообщать его в устной форме Познавательные УУД:  Анализируют виды корней и  типы корневых систем Регулятивные УУД:  умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД:  Обмениваются знаниями для  принятия эффективных  совместных решений Познавательные УУД: . умение выделять главное в  тексте, грамотно формулировать  вопросы, р Регулятивные УУД:  Устанавливают цели  лабораторной работы   Анализируют строение  клеток коря Коммуникативные УУД умение работать в составе групп Познавательные УУД: §2 Ученик  осмысленно  относится к  тому, что  делает, знает  для чего он это  делает, §3 осознание  возможности  участия каждого  человека в  научных  исследованиях умение  соблюдать  §4 видоизменения  корней корней к  условиям  существования. Видоизменения  корней «корневые клубни»,  «воздушные корни»,  «дыхательные корни». 6 10.1 0 Побег. Почки и их строение. Рост и  развитие побега Лабораторная  работа№5  Строение почек.  Расположение  почек на стебле Побег.  Листорасположен ие. Строение  почек.  Расположение  почек на стебле.  Рост и развитие  побега.  Определяют понятия  «побег», «почка»,  «верхушечная почка»,  «пазушная почка»,  придаточная почка»,  «вегетативная почка»,  «генеративная почка»,  «конус нарастания»,  «узел», «междоузлие»,  «пазуха листа»,  «очередное  листорасположение»,  «супротивное  листорасположение»,  умение работать с различными  источниками информации,  преобразовывать ее из одной  формы в другую, выделять  главное в тексте,  структурировать учебный  материал. Регулятивные УУД:  Устанавливают причинно­ следственные связи между  условиями существования и  видоизменениями корней Коммуникативные УУД умение воспринимать  информацию на слух, отвечать  на вопросы учителя Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем  главное.. Регулятивные УУД:  Анализируют результаты  лабораторной работы и  наблюдений за ростом и  развитием побега Коммуникативные УУД  умение работать в группах,  обмениваться информацией с  одноклассниками дисциплину на  уроке,  уважительно  относиться к  учителю и  одноклассника м. §5 осознание  возможности  участия каждого  человека в  научных  исследованиях,  формирование  бережного  отношения к  окружающей  природе 7 17.1 0 Внешнее строение  листа Лабораторная  работа№6  Листья простые и  сложные, их  жилкование и  листорасположение Внешнее строение  листа. Форма  листа. Листья  простые и  сложные.  Жилкование  листьев.  8 24.1 0 Клеточное  строение листа.  Видоизменение  листьев Лабораторные  работы №7 Строение кожицы  листа Клеточное  строение листа Строение кожицы  листа, строение  мякоти листа.  Влияние факторов среды на строение листа. «мутовчатое  расположение».  Определяют понятия  «листовая пластинка»,  «черешок»,  «черешковый лист»,  «сидячий лист»,  «простой лист»,  «сложный лист»,  «сетчатое жилкование», «параллельное  жилкование», «дуговое  жилкование Определяют понятия  «кожица листа»,  «устьица»,  «хлоропласты»,  «столбчатая ткань  листа», «губчатая ткань листа», « мякоть  листа», «проводящий  пучок», «сосуды», «  ситовидные трубки»,  «волокна», «световые  листья», «теневые  листья»,  «видоизменения  листьев». Познавательные УУД: Устанавливают цели  лабораторной работы   Анализируют увиденное Регулятивные УУД:  Заполняют таблицу по  результатам изучения  различных листьев Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для  принятия эффективных  совместных решений Умеют  представлять конкретное  содержание и сообщать его Познавательные УУД: . Устанавливают цели  лабораторной работы   Анализируют увиденное Регулятивные УУД:  Выполняют лабораторные  работы и обсуждают их  результаты  Коммуникативные УУДУ умеют слушать и слышать друг друга  Эстетическое  восприятие  природы §6 §7, 8 умение  соблюдать  дисциплину на  уроке,  уважительно  относиться к  учителю и  одноклассника м. 9 07.1 1 Строение стебля.  Многообразие  стеблей Лабораторная  работа №8 Внутреннее  строение ветки  дерева Строение стебля.  Многообразие  стеблей 10 14.1 1 Видоизменение  побегов Лабораторная  работа №9 Изучение  видоизмененных  побегов  (корневище,  клубень, луковица) Строение и  функции  видоизмененных  побегов Определяют понятия  «травянистый стебель», «деревянистый  стебель»,  «прямостоячий  стебель», «вьющийся  стебель», «лазающий  стебель», «ползучий  стебель», «чечевички»,  «пробка», «кора»,  «луб», «ситовидные  трубки», « лубяные  волокна», «камбий»,  «древесина»,  «сердцевина»,  «сердцевинные лучи». Определяют понятия  «видоизмененный  побег», «корневище»,  «клубень», «луковица». 21.1 11 Цветок и его  Лабораторная  Строение цветка.  Определяют понятия  Познавательные УУД: Умеют выбирать смысловые  единицы текста и  устанавливать отношения  между ними. Регулятивные УУД:  Выполняют лабораторную  работу и обсуждают ее  результаты  Коммуникативные УУД Интересуются чужим мнением  и высказывают свое Умеют  слушать и слышать друг друга Познавательные УУД:  знакомятся с видоизмененными  побегами ­клубнем и луковицей Регулятивные УУД:  Выполняют лабораторную  работу и обсуждают ее  результаты Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для  принятия эффективных  совместных решений Умеют  представлять конкретное  содержание и сообщать его в  письменной и устной форме  Познавательные УУД: §9  формирование  бережного  отношения к  окружающей  природе §10 осознание  возможности  участия каждого  человека в  научных  исследованиях Эстетическое  §11 1 строение работа №10 Изучение строения  цветка Венчик цветка.  Чашечка цветка.  Околоцветник.  Строение тычинки и пестика.  Растения  однодомные и  двудомные.  Формула цветка.  «пестик», «тычинка»,  «лепестки», «венчик»,  «чашелистики», «  чашечка»,  «цветоножка»,  «цветоложе», «простой  околоцветник»,  «двойной  околоцветник»,  «тычиночная нить»,  «пыльник», «рыльце»,  «столбик», «завязь»,  «семязачаток»,  «однодомные  растения», «двудомные  растения». 12 Соцветия 28.1 1 Виды соцветий.  Значение соцветий Лабораторная  работа №11 Ознакомление с  различными видами соцветий восприятие  природы Эстетическое  восприятие  природы §12 : умение работать с  различными источниками  информации\, выделять  главное в тексте,  структурировать учебный  материал, грамотно  формулировать вопросы. Регулятивные УУД:  Выполняют лабораторную  работу и обсуждают ее  результаты Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для  принятия эффективных  совместных решений Познавательные УУД: Знакомятся с простыми и  сложными соцветиями, делают  вывод о биологическом значении  соцветий Регулятивные УУД:  Выполняют лабораторную  работу. Заполняют таблицу по  результатам работы с текстом  учебника и дополнительной  литературой Коммуникативные УУД   Учатся самостоятельно  организовывать учебное  взаимодействие в группе 05.1 2 13 Плоды и их  классификация Лабораторная  работа №12 Ознакомление с  сухими и сочными  плодами Строение плодов.  Классификация  плодов.  14 12.1 2 Распространение  плодов и семян Способы  распространения  плодов и семян.  Приспособления,  выработавшиеся у плодов и семян в  связи с  различными  способами  распространения Определяют понятия  «околоплодник»,  «простые плоды»,  «сборные плоды»,  «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды»,  «многосемянные  плоды», «ягода», «  костянка», «орех», «  зерновка», «семянка»,  «боб», «стручок»,  «коробочка»,  «соплодие». §13 §14 Знакомясь с  плодами,  делают вывод о их  многообразии,  и  использовании  их в пищу.  Осознают  важность этих  знаний для  сохранения  здоровья Устанавливают  рабочие  отношения,  учатся  эффективно  сотрудничать и  способствовать продуктивной  кооперации  Познавательные УУД: Знакомятся с классификацией  плодов Регулятивные УУД:  Выполняют лабораторную  работу. Анализируют и  сравнивают различные плоды Коммуникативные УУД Обсуждают результаты работы Вступают в диалог, участвуют  в коллективном обсуждении Познавательные УУД: Наблюдают за способами  распространения плодов и  семян в природе  Работают с текстом учебника,  коллекциями, гербарными  экземплярами. Регулятивные УУД:  Выделяют и осознают то, что  уже усвоено и что еще  подлежит усвоению, осознают  качество и уровень усвоения Коммуникативные УУД  Готовят сообщение «Способы  распространения плодов и  семян и их значение для  растений» 19.1 2 15 Минеральное  питание растений 16 Фотосинтез 26.1 2 Раздел 2. Жизнь растений (10 часов) Определяют понятия  «минеральное питание», «корневое давление»,  «почва», «плодородие», «удобрение». Роль растений в  образовании и  накоплении  органических веществ и кислорода на Земле  Значение фотосинтеза Почвенное  питание растений.  Поглощение воды  и минеральных  веществ.  Управление  почвеннымпитани ем растений.  Минеральные и  органические  удобрения.  Способы, сроки и  дозы внесения  удобрений.  Фотосинтез.  Хлоропласты,  хлорофилл, их  роль в  фотосинтезе.  Управление  фотосинтезом  растений:  условия,  влияющие на  интенсивность  фотосинтеза..  §15  Понимают  вред,  наносимый  окружающей  среде  использованием значительных  доз удобрений.  Знакомятся с  мерами охраны  природной  среды §16 Объясняют  значение  фотосинтеза и  роль растений в природе и  жизни человека Познавательные УУД: .Выделяют существенные  признаки почвенного питания  растений. Объясняют  необходимость восполнения  запаса питательных веществ в  почве путём внесения  удобрений.  Регулятивные УУД:  Учатся самостоятельно  обнаруживать учебную  проблему, определять цель  учебной деятельности Коммуникативные УУД   Оценивают вред, наиносимый  окружающей среде  использованием значительных  доз удобрений. Познавательные УУД: .Выявляют приспособленность  растений к использованию  света в процессе фотосинтеза.  Определяют условия  протекания фотосинтеза. Регулятивные УУД:  Принимают познавательную  цель, сохраняют ее при 17 Дыхание растений 16.0 1  «транспирация»,  «устьица»  Дыхание растений, его  сущность  Роль устьиц, чечевичек  и межклетников в  газообмене у растений.  Взаимосвязь процессов  дыхания и фотосинтеза 23.0 1 18 Испарение воды  растениями.  Листопад Листопад, условия, влияющие на испарение, значение испарения Испарение воды  растениями, его  значение. Листопад, его значение. Осенняя  окраска листьев выполнении учебных действий  Коммуникативные УУД Интересуются чужим мнением  и высказывают свое . Умеют  слушать и слышать друг друга  делать выводы Познавательные УУД: Выделяют существенные  признаки дыхания  Регулятивные УУД:  Объясняют роль дыхания в  процессе обмена веществ.  Объясняют роли кислорода в  процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни  растений. Коммуникативные УУД Вступают в диалог, участвуют  в коллективном обсуждении Познавательные УУД: Определяют значение  испарения воды и листопада в  жизни растений Регулятивные УУД:  Выделяют и осознают то, что  уже усвоено и что еще  подлежит усвоению, осознают  качество и уровень усвоения Коммуникативные УУД Адекватно используют  §17 Устанавливают  взаимосвязь  процессов  дыхания и  фотосинтеза §18 умение соблюдать дисциплин у на уроке, уважитель но относиться к учителю и одноклассн икам. Эстетическ ое восприятие природы. 30.0 1 19 Передвижение  воды и  питательных  веществ в  растении Лабораторная  работа №13 Передвижение  веществ по побегу  растения 06.0 2 20 Прорастание  семян Лабораторная  работа №14  Определение  всхожести семян  растений и их посев Передвижение  веществ в  растении.  Транспорт  веществ как  составная часть  обмена веществ.  Проводящая  функция стебля.  Передвижение  воды,  минеральных и  органических  веществ в  растении.  Запасание  органических  веществ в органах  растений, их  использование на  процессы  жизнедеятельност и. Защита  растений от  повреждений Роль семян в  жизни растений..  §19 Осознание  необходимости  бережного  отношения к  окружающей  природе. Проводят  биологические  эксперименты по  изучению процессов  жизнедеятельности  организмов и  объясняют их  результаты. Приводят  доказательства  (аргументация) необход имости защиты  растений от  повреждений речевые средства для  дискуссии и аргументации  своей позиции Познавательные УУД: Объясняют роль транспорта  веществ в процессе обмена  веществ. Объясняют механизм  осуществления проводящей  функции стебля. Объясняют  особенности передвижения  воды, минеральных и  органических веществ в  растениях. Регулятивные УУД:  Анализируют информацию о  процессах протекающих в  растении Коммуникативные УУД Проявляют готовность к  обсуждению разных точек  зрения и выработке общей  (групповой) позиции .  Условия,  необходимые для  прорастания семян.  Посев семян. Рост и  Познавательные УУД: . Объясняют роль семян в  жизни растений Регулятивные УУД:  Выявляют условия,  §20 Обосновывают  необходимость  соблюдения  сроков и  правил 21 13.0 2 Способы  размножения  растений 22 20.0 2 Размножение  споровых  растений питание проростков Размножение  организмов, его  роль в  преемственности  поколений.  Размножение как  важнейшее  свойство  организмов.  Способы  размножения  организмов.  Бесполое  размножение  растений. Половое размножение, его  особенности.  Половые клетки.  Оплодотворение.  Определяют  понятия  «заросток»,  «предросток»,  «зооспора»,  «спорангий». Раскрывают  особенности и  преимущества полового размножения по  сравнению с бесполым.  Объясняют значение  полового размножения  для потомства и  эволюции  органического мира Размножение  водорослей, мхов,  папоротников. Половое  и бесполое  размножение у  споровых. Чередование  поколений необходимые для прорастания  семян. Коммуникативные УУД Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при  необходимости, исправлять  ошибки самостоятельно Познавательные УУД: Определяют значение  размножения в жизни  организмов. Характеризуют  особенности бесполого  размножения. Объясняют  значение бесполого  размножения. Регулятивные УУД:  Принимают познавательную  цель, сохраняют ее при  выполнении учебных действий, Коммуникативные УУД Познавательные УУД: Объясняют роль условий  среды для полового и  бесполого размножения, а  также значение чередования  поколений у споровых  растений Регулятивные УУД:  умение планировать проведения  посевных работ §21 §22 Представление  о размножении  как главном  свойстве  живого, обес­ печивающем  продолжение  рода Значение  полового  размножения  для потомства  и эволюции  органического  мира Понимание роли половых клеток в размножен ии живых организмов . Представление  о родстве  живых 23 27.0 2 Размножение  семенных  растений Размножение  голосеменных и  покрытосеменных  растений.  Опыление.  Способы  опыления.  Оплодотворение.  Двойное  оплодотворение.  Образование  плодов и семян Определение понятий:  «пыльца», «пыльцевая  трубка», «пыльцевое  зерно», «зародышевый  мешок», «пыльцевход»,  «центральная клетка»,  «двойное  оплодотворение»,  «опыление»,  «перекрестное  опыление»,  «самоопыление»,  «искусственное  опыление». 24 06.0 3 Вегетативное  размножение  покрытосеменных  растений Лабораторная  работа№15  Вегетативное  размножение  комнатных  Способы  вегетативного  размножения.  Определяют понятия  «черенок», «отпрыск»,  «отводок», «прививка», «культура тканей»,  «привой», «подвой».  свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД умение слушать учителя,  высказывать свое мнение Познавательные УУД: Сравнивают различные  способы опыления и их роли.  Объясняют значение  оплодотворения и образования плодов и семян. Регулятивные УУД:  умение организовать  выполнение заданий учителя  согласно установленным  правилам работы в кабинете,  развитие навыков самооценки  и самоанализа Коммуникативные УУД Вступают в диалог, участвуют  в коллективном обсуждении  находят дополнительную  информацию в ‘электронном  приложении Познавательные УУД: . Объясняют значение  вегетативного размножения  покрытосеменных растений и  его использование человеком организмов,  населяющих  нашу планету §23 ,24 Представление  о размножении  как главном  свойстве  живого, обес­ печивающем  продолжение  рода §25 Отрабатываю т умение работы с живыми объектами природы растений 25 13.0 3 Систематика  растений 26 20.0 3 Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные Раздел 3. Классификация растений (6 часов) Основные  систематические  категории: вид,  род, семейство,  класс, отдел,  царство.  Знакомство с  классификацией  цветковых  растений Признаки,  характерные для  растений семейств Крестоцветные и  Розоцветные Определяют понятия  «вид», «род»,  «семейство», «класс»,  «отдел», «царство». Выделяют   основные особенности   растений семейств Крестоцветные Розоцветные и   Регулятивные УУД:  Составляют план и  последовательность действий Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для  принятия эффективных  совместных решений §26 §27 Познавательные УУД: Выделяют признаки, характерные для  двудольных и однодольных  растений Регулятивные УУД:  развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные УУД знание и соблюдение правил  работы в кабинете биологии сформированно сть  познавательных интересов и  мотивов,  направленных  на изучение  живой  природы;  интеллектуальн ых умений Познавательные УУД:  Знакомятся с  определительными карточками Регулятивные УУД:  Определяют растения по  карточкам Коммуникативные УУД знание   и   соблюдение   правил Работать с  гербариями,  определять  растения  различных  классов;  выделять  признаки 27 03.0 4 Семейства  Пасленовые и  Бобовые Признаки,  характерные для  растений семейств Пасленовые и  Бобовые Выделяют   основные особенности   растений семейств Пасленовые и Бобовые 28 10.0 4  Семейство  Сложноцветные Признаки,  характерные для  растений  семейства  Сложноцветные Выделяют   основные особенности   растений семейства Сложноцветные работы в кабинете биологии Познавательные УУД: сравнение   биологических     умение   делать объектов, выводы   и   умозаключения   на основе сравнения; Регулятивные УУД:  Определяют растения по  карточкам Коммуникативные УУД знание и соблюдение правил  работы в кабинете биологии     Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать и умозаключения   на   основе сравнения; выводы   изучаемых  растений;  давать  морфолого­ биологическую  характеристику растениям. Работать с  гербариями,  определять  растения  различных  классов;  выделять  признаки изучаемых  растений;  давать  морфолого­ биологическую  характеристику растениям. Работать с  гербариями,  определять  растения  различных  классов;  §28 §28 17.0 4 29 Класс  Однодольные.  Семейства  Злаковые и  Лилейные. Признаки,  характерные для  растений семейств Злаковые и  Лилейные Выделяют основные  особенности растений  семейств Злаковые и  Лилейные Регулятивные УУД:  Определяют растения по  карточкам Коммуникативные УУД знание и соблюдение правил  работы в кабинете биологии     выводы Познавательные УУД: биологических сравнение объектов и процессов, умение делать и умозаключения   на   основе сравнения; Регулятивные УУД:  Определяют растения по  карточкам   30 24.0 4 Важнейшие  сельскохозяйствен ные растения Защита проектов Важнейшие  сельскохозяйствен ные растения,  агротехника их  Коммуникативные УУД умение работать в составе  творческих групп Познавательные УУД:  Знакомятся с важнейшими  сельскохозяйственными   растениями,  Коммуникативные УУД Готовят выделять  признаки изучаемых  растений;  давать  морфолого­ биологическую  характеристику растениям. Работать с  гербариями,  определять  растения  различных  классов;  выделять  признаки изучаемых  растений;  давать  морфолого­ биологическую  характеристику растениям. формирование  коммуникативн ой  компетентност и в общении и  сотрудничестве §29 §30 возделывания,  использование  человеком с учителями, со сверстниками, сообщения на основе изучения  текста учебника,  дополнительной литературы и  материалов Интернета об  истории введения в культуру и агротехнике важнейших  культурных двудольных и  однодольных растений,  выращиваемых в местности  проживания школьников  Раздел 4. Природные сообщества (3 часа) 08.0 5 31 Природные  сообщества.  Взаимосвязи в  растительном  сообществе Определяют понятия  «растительное  сообщество»,  «растительность»,  «ярусность». Типы  растительных  сообществ.  Взаимосвязи в  растительном  сообществе.  Сезонные  изменения в  растительном  сообществе.  Сожительство  организмов в  растительном  сообществе 32 15.0 5 Развитие и смена  растительных  сообществ Экскурсия  Природное  сообщество и   Правила  поведения в  природе.  Определяют понятие  «смена растительных  сообществ» Познавательные УУД: . Характеризуют различные  типы растительных  сообществ. Устанавливают  взаимосвязи в растительном сообществе Регулятивные УУД:  Устанавливают причинно­ следственные связи   Коммуникативные УУД Принимают познавательную цель, сохраняют ее при  выполнении учебных  действий Познавательные УУД: Смена растительных  сообществ. Типы  формирование  личностных  представлений о   целостности  природы  § 3 1 Узнавать и различать растения различных  экологических групп § 3 2 человек 33 22.0 5 Влияние  хозяйственной  деятельности  человека на  растительный мир Защита проектов  «Покрытосеменные растения Красной  книги Алтайского  края» разнообразие  растений родного  края. листопадные и вечнозелёные  растения.  Приспособленнос ть растений к  условиям среды  обитания Влияние  хозяйственной  деятельности  человека на  растительный мир. История охраны  природы в нашей  стране и   Алтайском крае.  Роль заповедников и заказников.  Рациональное  природопользован ие Определяют понятия  «заповедник»,  «заказник»,  «рациональное  природопользование». растительности  родного  края Регулятивные УУД:  Самостоятельно  формулируют  познавательную цель и  строят действия в  соответствии с ней Коммуникативные УУД  Работают в группах.  Подводят итоги экскурсии  (отчет) Познавательные УУД:  Обсуждают отчет по  экскурсии Регулятивные УУД:  Самостоятельно создают  алгоритмы деятельности  при решении проблем  творческого и поискового  характера Коммуникативные УУД Вступают в диалог,  участвуют в коллективном  обсуждении. Выбирают  задание на лето § формирование основ  экологического созна ния на основе  признания ценности  жизни во всех её  проявлениях и  необходимости  ответственного,  бережного отношения  к окружающей среде и  рационального  природопользования; 29.0 5 34 Человек и  окружающий мир  растений. Красная Защита проектов  «Покрытосеменные растения Красной  Влияние  хозяйственной  Определяют понятия  «заповедник»,  «заказник»,  Познавательные УУД:  Обсуждают отчет по  экскурсии формирование основ  экологического созна ния на основе книга Алтайского  края. книги Алтайского  края» деятельности  человека на  растительный мир. История охраны  природы в нашей  стране и   Алтайском крае.  Роль заповедников и заказников.  Рациональное  природопользован ие «рациональное  природопользование». Регулятивные УУД:  Самостоятельно создают  алгоритмы деятельности  при решении проблем  творческого и поискового  характера Коммуникативные УУД Вступают в диалог,  участвуют в коллективном  обсуждении. Выбирают  задание на лето признания ценности  жизни во всех её  проявлениях и  необходимости  ответственного,  бережного отношения  к окружающей среде и  рационального  природопользования; резерв 35 Обобщающий  урок по курсу  биологии 6  класса. Летнее  задание. Ресурсы уроков: учебник, тетрадь на печатной основе, электронное приложение к учебнику. Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по биологии. Общедидактические Оценка   «5» ставится в случае: 1 Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного  материала. 2 Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и  примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и  внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой  ситуации. 3 Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при  устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных  вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил  оформления письменных работ. Оценка   «4» ставится в случае: 1 Знания всего изученного программного материала. 2 Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и  примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять  полученные знания на практике. 3 Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении  изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи,  правил оформления письменных работ. Оценка   «3» ставится в случае: 1 Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы,  затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости  незначительной помощи преподавателя. 2 Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на  видоизменённые вопросы. 3 Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного  материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и  устной речи, правил оформления письменных работ. Оценка    «2» ставится в случае: 1 Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы;  наличия отдельных представлений об изученном материале. 2 Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на  стандартные вопросы. 3 Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры  письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Оценка    «1» ставится в случае:          1.          Нет ответа. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся   за устный       ответ. Оценка   "5" ставится, если ученик: 1 Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала;  полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. 2 Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;  выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными  примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых  знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в  незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно  излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической  последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные  выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий,  законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника;  излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на  дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать  наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу,  первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей,  сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и  опытов. 3 Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении  проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с  приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу;  записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. Оценка   "4" ставится, если ученик: 1 Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и  правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и  недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при  использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений.  Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом  допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может  исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя;  подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на  дополнительные вопросы учителя. 2 Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале;  на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать  внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в  видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины. 3 Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником,  первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).  Оценка   "3" ставится, если ученик: 1 Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. 2 Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;  показывает недостаточную  сформированность отдельных знаний и умений; слабо  аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не  использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов  или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий. 3 Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач  различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на  основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит  содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения,  имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну­две грубые ошибки. Оценка   "2" ставится, если ученик: 1 Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не  понимает значительную часть программного материала в пределах  поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений. 2 Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их  при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу. 3 При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не  может исправить даже при помощи учителя.    Оценка    «1» ставится в случае:          1.          Нет ответа. Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы. Оценка   «5» ставится, если ученик: 1 Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта. 2 Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.  Оценка   «4» ставится, если ученик: 1 Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной  негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов. 2 Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но  ­допускает небольшие помарки при ведении записей. Оценка   «3» ставится, если ученик: 1 Правильно выполняет не менее половины работы. 2 Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой  ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой  ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.  3 Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи,  правил оформления письменных работ.  Оценка   «2» ставится, если ученик: 1 Правильно выполняет менее половины письменной работы. 2 Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть  выставлена оценка "3". 3 Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил  оформления письменных работ. Оценка    «1» ставится в случае:          1.          Нет ответа. Примечание. ­ учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая  предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. ­ оценки с  анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем   уроке;  предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях  учеников. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и  лабораторные работы. Оценка   «5» ставится, если: 1 Правильной самостоятельно  определяет цель данных работ; выполняет работу  в полном объёме с соблюдением необходимой  ' последовательности  проведения опытов, измерений. 2 Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое  оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение  наиболее точных результатов. 3 Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления. 4 Проявляет организационно­трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места,  порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники  безопасности при выполнении работ. Оценка   «4» ставится, если ученик: 1 Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с  требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях,  измерениях два ­ три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт. 2 При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает  неполные выводы при обобщении. Оценка   «3» ставится, если ученик:  1 1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной  части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по  основным, принципиальным важным задачам работы. 2 Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно  формулирует выводы, обобщения. 3 Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению  результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей  сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений,  вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной  работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения. 4 Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по  требованию учителя. Оценка   "2" ставится, если ученик: 1 Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи  учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу  не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать  правильные выводы. 2 Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может  исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления,  наблюдения неверно.     Оценка    «1» ставится в случае: 1 Нет ответа. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов. Оценка   «5» ставится, если ученик: 1 Правильно проводит наблюдение по заданию учителя. 2 Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса. 3 Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения,  выводы.  Оценка    "4" ставится, если ученик: 1 Правильно проводит наблюдение по заданию учителя. 2 Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные. 3 Небрежно или неточно оформляет результаты  наблюдений. Оценка   "3" ставится, если ученик: 1 Допускает одну­две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений  по заданию учителя. 2 При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта,  процесса называет лишь некоторые из них. 3 Допускает одну­две грубые ошибки в оформлении результатов,  наблюдений и выводов. Оценка   «2» ставится, если ученик:  1 Допускает три­четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию  учителя. 2 Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса. 3 Допускает три­четыре грубые ошибки в оформлении результатов  наблюдений и выводов. Оценка    «1» ставится в случае:          1.          Нет ответа. Примечание.   Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта. Материально­техническое обеспечение учебного процесса обучения биологии в 6 классе (ФГОС) Материально­техническое оснащение кабинета биологии необходимо для  организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно­воспитательной деятельности с учащимися. Лабораторный инструментарий необходим как для  урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для  реализации научных методов изучения живых организмов. Натуральные объекты используются как при изучении  нового материала, так и при  проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации,  построении выводов с учётом выполненных наблюдений.  Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных  биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания,  развивающего активность и творческие способности обучающихся. В комплект технических и информационно­коммуникативных средств обучения  входят: Аппаратура для записей и воспроизведения аудио­ и видеоинформации, компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, коллекция медиа­ресурсов,  электронные приложения к учебнику на сайте дрофа, выход в Интернет.,  Компакт­диск Уроки биологии Кирилла и Мефодия, Электронные диски для  школы, Библиотека электронных наглядных пособий БИОЛОГИЯ 6­9 класс,  Лабораторный практикум.  Презентации: обзор социальных сервисов web2.0 Использование экранно­звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения;  формировать ИКТ­ компетентность, способствующую  успешности в учебной  деятельности, обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии, формировании универсальных  учебных действий, построении индивидуальной образовательной программы. Комплекты печатных демонстрационных пособий: (таблицы).    Размножение  папоротников ( цикл развития)  Царства живых организмов  Устройство светового микроскопа  Виды тканей  Многоклеточные водоросли   Размножение голосеменных растений ( хвойных)  Строение корневой системы растений  Видоизменение побегов, листьев  Строение цветка  Строение генеративной и вегетативной почек  Типы плодов  Цветковые растения  Типы соцветий  Комплект таблиц « Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений»  Натуральные объекты: Гербарии ( Основные группы растений, Растительные сообщества, представители основных семейств цветковых, листья), Приготовленные и живые объекты  исследований –папоротник комнатный щитовник, комнатные цветы( кактус, папоротник,  фиалка, герань, традисканция, хлорофитум и др.), ветки деревьев с различным  расположением почек, , клубни картофеля, луковица лука, корневища ириса, семена  фасоли и ржи.    Коллекции: Голосеменные растения, Семена и плоды. Наборы муляжей: строение цветка. Приборы: Лупа ручная, Микроскоп, Посуда и принадлежности для опытов. Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии  (НПБЛ) . Дидактические материалы: Карточки с заданиями, тесты, инструкции к ЛР. Литература для учащихся 6 класса 1 Тайны живой природы: энциклопедия/авт. Р. Капорали, пер.с итальянского Н.Лебедева­ М.: «Махаон», 2007.­ 253с.  2 Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5­ 11 классы/ авт.­ сост. М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина.­ Волгоград: Учитель, 2007.­ 174с. 3 Как вырастить цветы: книга для учащихся/ Д.Б.Кудрявец, Н.А.Петренко.­ М.: Просвещение, 1993 г. 4 Я   познаю   мир.   Растения:   Детская   энциклопедия   /   сост.   Л.А.Багрова­   М.: ООО «АСТ», 1999.­ 152с. 5 Новейший полный справочник школьника: 5­ 11 классы. Естественные науки/ под ред. Т.И.Максимовой.­ М.: Эксмо, 2008.­ 576с. 6 Биология. Многообразие покрытосеменных растений: учебник для 6 класса/ В.В.Пасечник. ­ М.: Дрофа, 2013.­ 207с. 7 Биология. Многообразие покрытосеменных растений: рабочая тетрадь для 6 класса/ В.В.Пасечник. ­ М.: Дрофа, 2013.­ 78с. 8 Зеленый   мир   Читинской   области:   учебное   пособие/   М.В.   Гилева   и   др.­ Иркутск: Агенство РИП, 2003.­ 111с. Литература для учителя 1 Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5­ 11 классы/ авт.­ сост. М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина.­ Волгоград: Учитель, 2007.­ 174с. 2 Биология. Бактерии, грибы, растения: методическое пособие к учебнику 5 класса/ В.В.Пасечник.­ М.: Дрофа, 2013.­ 91с. 3 Биология.   Разделы   «Растения»   «Бактерии.   Грибы.   Лишайники»   Основная школа:   Сборник   тестов   для   тематического   и   итогового   контроля/   Г.С.Калинова.­   М.: «Интеллект­Центр», 2005.­ 112с. Биология. 6­11 классы: тесты / Т.В.Иванова.­ М.: «Олимп»; «Астрель», 1999.­ 336с. 5 Биология. Многообразие покрытосеменных растений: учебник для 6 класса/ 4 6 7 8 9 В.В.Пасечник. ­ М.: Дрофа, 2013.­ 207с. Биология   в   таблицах.   6­11   классы:   справочное   пособие/   авт.­   сост. Т.А.Козлова, В.С.Кучменко.­ М.: Дрофа, 2002.­ 240с.   Справочник   учителя   биологии:   Законы,   правила,   принципы,   биографии ученых/ авт.­ сост. Н.А.Степанчук.­ Волгоград: Учитель, 2012.­ 167с. Биология. 6 – 11 классы: Проверочные тесты, разноуровневые задания/ авт.­ сост. О.П.Дудукина.­  Волгоград.: Учитель, 2011.­ 255с. Биология.   Тематические   и   итоговые   контрольные   работы.   6   –   9   классы: дидактические материалы/ авт.­ сост. Под рук. Г.С.Калинова.­ М.: Вентана – Граф, 2009.­ 288с. 10 Биология.   6­11   классы:   олимпиадные   задания/   авт.­   сост.   Л.М.Кудинова.­ Волгоград: Учитель, 2007.­ 119с. 11   Биология.   Поурочные   планы:   пособие   для   6   класса/     авт.­   сост. Н.И.Галушкова.­ Волгоград: Учитель, 2007.­ 271с.

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2017