Рабочая программа по биологии 6 класс линейный курс Сонин, рассчитана на 34 часа. Представлены календарно-тематическое планирование со всеми универсальными учебными действиями. Есть этапы учебной деятельности и формы работы. Есть содержание учебного курса. критерии оценок, требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №
……………………………..СанктПетербурга
УТВЕРЖДЕНО:
СОГЛАСОВАНО:
РАССМОТРЕНО
Директор школы
Зам. директора по УВР
на заседании МО
……………………………
…………….
___ биология_____
«__1_» сентября 2017 г.
«__1_» сентября 2017 г.
« » 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Биологии
(Биология живой организм)
для 6 класса
Маслова Ирина Викторовна,
учитель биологии высшей категории
20172018 уч. год.
1 Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и
Пояснительная записка
программы основного общего образования.
организм. 6 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2014.
Биология.59 классы. Линейный курс. Авторы Н.И.Сонин. В.И.Сонина .
При работе по данной программе предполагается использование учебнометодического комплекта: Сонин Н.И. , Сонина В.И. Биология. Живой
Цель повышении качества и эффективности получения и практического использования знаний.
Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС
базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную
грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Курс для учащихся 6 классов реализует следующие задачи:
систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий
мир.14 классы»;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа.
В основу данного курса положен системно деятельностный подход. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является
условием приобретения прочных знаний. В результате освоения данной программы учащиеся должны будут овладевать универсальными учебными
действиями: работать с различными источниками информации, выделять главное, составлять конспект, таблицу, схему, сравнивать, анализировать,
обобщать, применять знания к конкретной ситуации, формулировать вопросы и др.
Программа подразумевает овладение ИКТкомпетентностями. Это поиск информации в электронных ресурсах, владение работой на компьютере,
умение работать в сети Интернет, создание презентаций, работа с интерактивной доской и другие.
Большое внимание в программе уделяется исследовательской деятельности учащихся: лабораторным и практическим работам, учебному
исследованию, созданию проектов.
Особое значение придается развитию у учащихся навыков смыслового чтения и работы с текстом.
Авторская программа соответствует условиям обучения в нашей школе.
Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно ориентированные, проектные и групповые
педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе
2 образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению
своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в
разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Содержание тем учебного предмета
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (9 ч)
Тема 1.1. Строение растительной и животной клеток.
КЛЕТКА —ЖИВАЯ СИСТЕМА (2 ч) Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент
(опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии,
правила работы с биологическими приборами и инструментами. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и
функции ядра, цитоплазмы и еѐ органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Лабораторные и практические работы Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
ДЕЛЕНИЕ КЛЕТОК (2 ч) Деление — важнейшее свойство клеток, обеспечивающее рост и развитие многоклеточного организма. Два типа
деления. Деление — основа размножения организмов.
Тема 1.2. ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (2 ч)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы
тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторные и практические работы Ткани живых организмов.
Тема 1.3. ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ (3 ч) Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые
системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по
стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды.
Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма:
пищеварительная, опорнодвигательная, нервная, эндокринная, половая.
Лабораторные и практические работы Распознание органов у растений и животных.
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (25 ч)
3 Тема 2.1. ПИТАНИЕ И ПИЩЕВАРЕНИЕ (З ч) Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание.
Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Пищеварение и его
значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. Демонстрация Действие желудочного
сока на белок, слюны — на крахмал. Опыт, доказывающий образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями. Роль света и воды в
жизни растений.
Тема 2.2. ДЫХАНИЕ (2 ч) Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание
растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Демонстрация Опыты,
иллюстрирующие дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ (2 ч) Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растениях.
Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных.
Кровеносная система, еѐ строение, функции. Гемолимфа, кровь и еѐ составные части (плазма, клетки крови). Демонстрация Опыт, иллюстрирующий пути
передвижения органических веществ по стеблю. Строение клеток крови лягушки и человека.
Лабораторные и практические работы Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Тема 2.4. ВЫДЕЛЕНИЕ (2 ч). Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных.
Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Тема 2.5. ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ (2 ч). Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
Демонстрация Скелеты млекопитающих, распил костей, раковины моллюсков, коллекции насекомых.
Лабораторные и практические работы Разнообразие опорных систем животных.
Тема 2.6. ДВИЖЕНИЕ (2 ч). Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы,
обеспечивающие движение живых организмов.
Лабораторные и практические работы Движение инфузории туфельки. Перемещение дождевого червя.
Тема 2.7. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (3 ч) Жизнедеятельность организма и еѐ связь с окружающей средой. Регуляция
процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.
Тема 2.8. РАЗМНОЖЕНИЕ (3 ч) Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление
простейших, почкование гидры). Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые
клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Демонстрация Способы
размножения растений. Разнообразие и строение соцветий.
Лабораторные и практические работы Вегетативное размножение комнатных растений. Прямое и непрямое развитие насекомых (на
коллекционном материале).
Тема 2.9. РОСТ И РАЗВИТИЕ (3 ч) Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его
значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша
(на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. Демонстрация Способы распространения плодов и
семян; прорастания семян.
Лабораторные и практические работы Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).
4 Тема 2.10. ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ (2 ч) Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и
гуморальной систем. Функционирование организма как единого целого, организм — биологическая система. Предметные результаты обучения Учащиеся
должны знать: — понятия и термины: «почвенное питание», «воздушное питание», «хлоропласт», «фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт
веществ», «выделение», «листопад», «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет»,
«движение», «раздражимость», «нервная система», «эндокринная система», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое
размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост», «развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие»
В результате изучения курса обучающийся должен:
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать:
основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);
химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток;
строение ядерной клетки, основные функции её органоидов;
типы деления клеток, их роль в организме;
особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;
основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение,
обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);
характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.
признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост,
развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.
уметь
распознавать органоиды клетки;
узнавать органы и системы органов изученных организмов;
составлять простейшие цепи питания;
размножать комнатные растения вегетативным способом;
пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты.
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;
5
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические
объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового
растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные
для человека растения;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических
групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы
и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных
систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую
информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.
Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 6 классе:
В результате освоения курса биологии 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
развитие навыков обучения;
6 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе
учебной, общественной и другой деятельности;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
осознание значения семьи в жизни человека;
уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства
достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
Понимать смысл биологических терминов;
Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные
навыки приготовления и изучения препаратов.
7
Знать
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов,
ВИЧ инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных
заболеваний;
Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах,
обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Система оценок достижения планируемых результатов освоения предмета.
Для оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные формы промежуточного контроля: промежуточные, итоговые
работы; тестовый контроль, тематические работы, лабораторные работы. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут.
Применяются варианты индивидуального, индивидуальногруппового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
1. Методами организации и осуществления учебнопознавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных
(иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемнопоисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного
контроля, письменных работ.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно иллюстративного, частично поискового
(эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебнонаглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационнопедагогические
средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
Оценка устного ответа учащихся
8 3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью
дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость
незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры
устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных
правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих
получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все
записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационнотрудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено дватри недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
9 5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет
получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и
измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей
сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной
работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с
материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не
позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при
работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двухтрех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырехпяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
10 2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Отметка "1" ставится, если ученик:
1. если работа была не сдана вообще.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО БИОЛОГИИ
с помощью коэффициента усвоения К
К = А:Р, где А – число правильных ответов в тесте
Р – общее число ответов
Коэффициент К
0,91
0,80,89
0,70,79
Меньше 0,7
Оценка
«5»
«4»
«3»
«2»
11 Перечень учебнометодического обеспечения
1. Учебнометодическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебнометодических комплексов) по
биологии:
Сонин Н.И. , Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2014.
Сонин Н.И., Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2014.
Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2014.
2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели
цветков.
3. Учебнопрактическое и учебнолабораторное оборудование: увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное
оборудование
4. Демонстрационные таблицы.
5. Экраннозвуковые средства: видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии
6. Электроннообразовательные ресурсы:
1) Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику Сонин Н.И., Сонина В.И. Дрофа, 2014.
2). 1С: Лаборатория. Зачем мы дышим? – М.: «1СПаблишинг», 2009
3) Сайты: www.itn.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://schoolcollection.edu.ru
Список литературы для учителя.
1. Программа основного общего образования. Биология. 59 класс Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Москва: Дрофа, 2014.
2. Сонин Н.И. , Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2014.
3. Сонин Н.И., Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2014.
4. Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2014.
5. Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. Живой организм» 6 класс» М.: Дрофа, 2012
6. И.А. Акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс». М.: Дрофа, 2012.
12 7. В.Н. Кириленкова, Н.И. Сонин «Дидактические карточки – задания к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс». М.:
Дрофа, 2012.
Список литературы для учащегося.
1. Сонин Н.И. , Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2014.
2. Сонин Н.И., Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2014.
Дополнительные электронные информационные источники (фото и рисунки для создания презентаций)
1) Ботаника. Электронный атлас для школьника 67 «ЧеРо», «Интерактивная линия». 2004
2) Растительный мир. 5000 фотографий
3) Природа России. Межвузовская лаборатория интенсивных методов обучения. 2004
4) Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий». 2006
5) Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 69 классы
6) Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Просвещение, Новый диск. 2001
7) Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 2004
8) Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные. 6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 2004
13 Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класса ( 1 час в неделю).
Тем
а
уро
ка
Д
а
т
а
№
у
р
о
к
а
Основное
содержание
темы,
термины и
понятия
Этапы учебной
деятельности.
Формы работы.
Система
контроля.
Характеристи
ка основных
видов
деятельности
. Освоение
предметных
знаний
Универсальные учебные действия
Познавательн
ые УУД
Регулятивн
ые УУД
Коммуникативн
ые УУД
Личностные УУД
Многообрази
е живых
организмов.
Основные
свойства
живых
организмов.
1 Основные
свойства
живых
организм
ов
1 час.
Д/з: П. 1, с
3-4.
Выделение
существенных
признаков
биологических
объектов и
процессов.
Строение и свойства живых организмов (13часов)
Составляют
план и
последоват
ельность
действий.
Сличают
свой способ
действия с
эталоном
Выделяют
основные
признаки
живого,
называют
основные
отличия
живого от
неживого.
Выделяют и
формулируют
познавательн
ую цель.
Структуриру
ют знания
Определяют
цели и функции
участников,
способы
взаимодействия
. Планируют
общие способы
работы.
Испытывают
учебно-
познавательный
интерес к новому
учебному
материалу и
способам решения
новой задачи
14 2 Строение
раститель
ной
клетки.
Строение
и
функции
органоид
ов клетки
1 час.
Д/з: П. 3 с
17 – 22,
таблица.
3 Строение
раститель
ной
клетки.
Строение
и
функции
органоид
ов клетки
4 Строение
животной
клетки.
1 час.
Клетка –
элементарная
единица
живого.
Безъядерные
и ядерные
клетки.
Строение и
функции
ядра,
цитоплазмы и
её
органоидов.
Хромосомы,
их значение.
Гомологичны
е хромосомы
Выделение
существенных
признаков
биологических
объектов и
процессов.
функции
Решение
частных
задач -
осмысление,
конкретизаци
я и отработка
нового
способа
действия при
решении
задач
Выделяют
основные
признаки
строения
клетки.
Называют
основные
органоиды
клетки и
описывают их
Ставят учебную
задачу на основе
соотнесения того,
что уже известно и
усвоено, и того,
что еще
неизвестно
Анализируют
объект,
выделяя
существенные и
несущественны
е признаки.
Устанавливают
причинно-
следственные
связи
Лабораторная
работа № 2.
Строение
растительной
клетки
Особенности
строения
животной
клетки.
Вирусы –
неклеточная
Представлен
ие
результатов
самостоятель
ной работы
Различают на
таблицах и
микропрепар
атах
органоиды
Осуществля
ют для
решения
учебных
задач
операции
Выделяют и
осознают то,
что уже усвоено
и что еще
подлежит
усвоению,
Развивают умение
интегрироваться в
группу
сверстников и
строить
продуктивное
15 Д/з: П. 3, с
17 – 22.
форма жизни.
клетки
5 Деление
клетки.
1 час.
Д/з: с.13-
14
6 Деление
клетки
Д/з:с.14-
15 в тетр.
7 Ткани
растений.
Деление
клетки –
основа роста
и
размножения
организмов.
Основные
типы деления
клеток.
Митоз.
Основные
этапы
митоза.
Сущность
мейоза, его
биологическо
е значение
Сущность
мейоза, его
биологическо
е значение
Ткань.
Клеточные
элементы и
взаимодействие со
сверстниками и
взрослыми.
Демонстрируют
способность к
эмпатии
Готовы к
выполнению
моральных норм в
отношении
взрослых и
сверстников в
школе, дома, во
внеучебных видах
деятельности
анализа,
синтеза,
сравнении
и
классифика
ции
Составляют
план и
последоват
ельность
действий.
Вносят
коррективы
и
дополнения
в
составленн
ые планы
осознают
качество и
уровень
усвоения
Вступают в
диалог,
участвуют в
коллективном
обсуждении
проблем, учатся
владеть
монологической
и
диалогической
формами речи в
соответствии с
нормами
родного языка
Решение учебной
задачи - поиск и
открытие нового
способа действия
Определяют
понятия
«митоз»,
«мейоз».
Характеризу
ют и
сравнивают
процессы
митоза и
мейоза.
Обосновываю
т
биологическо
е значение
деления
Умеют
заменять
термины
определения
ми.
Осуществляю
т поиск и
выделение
необходимой
информации.
Строят
логические
цепи
рассуждений
Лабораторная
работа № 3 Ткани
Решение
учебной
задачи -
Определяют
понятие
«ткань».
Составляют
целое из
частей,
Осознают
качество и
уровень
Описывают
содержание
совершаемых
16 растений
1 час.
Д/з: П. 5, с
27 – 32.
межклеточно
е вещество.
Типы тканей
растений, их
многообразие
, значение,
особенности
строения.
Типы тканей
животных
организмов,
их строение и
функции.
Лабораторная
работа № 4
«Ткани
животных»
8 Ткани
животных
.
1 час.
Д/з: П. 5, с
27 – 32.
Повторен
ие.
9 Обобщени
е знаний.
поиск и
открытие
нового
способа
действия
Распознают
основные
группы
клеток.
Устанавливаю
т связь между
строением и
функциями
клеток
тканей.
Постановка и
решение
учебной
задачи,
открытие
нового
способа
действий.
Характеризую
т основные
функции
тканей.
Описывают и
сравнивают
строение
различных
групп тканей
самостояте
льно
достраивая,
восполняя
недостающ
ие
компонент
ы
Устанавлив
ают
причинно-
следственн
ые связи
Выделяют
основные
характерис
тики
объектов,
заданные
словами.
усвоения.
Самостоятельно
формулируют
познавательну
ю цель и строят
действия в
соответствии с
ней
действий с целью
ориентировки
предметно-
практической или
иной
деятельности.
Умеют слушать и
слышать друг
друга
Оценивают
достигнутый
результат.
Демонстрируют
способность к
эмпатии,
стремление
устанавливать
доверительные
отношения
взаимопонимания.
Интересуются
чужим мнением
и высказывают
свое.
Умение
конструктивно
разрешать
конфликты.
17
Тестирование по
теме
Коррекция
знаний и
способов
действий.
Контроль и
коррекция -
формировани
е всех видов
действия
контроля,
работа над
причинами
Осуществляю
т для
решения
учебных
задач
операции
анализа,
синтеза,
Сличают
способ и
результат
своих
действий с
заданным
эталоном,
обнаружива 1
0
Органы
цветковы
х
растений.
Корень.
Побег.
1 час.
Д/з: П 6, с
36 – 39.
ошибок и
поиск путей
их
устранения.
Орган.
Органы
цветкового
растения.
Внешнее
строение и
значение
корня. Виды
корней.
Корневые
системы.
Строение и
значение
побега. Почка
– зачаточный
побег
Определяют
понятие
«орган»,
«корень»,
«корневая
система».
Теоретическо
е
исследование
.
Развернутое
оценивание -
предъявление
результатов
освоения способа
действия и его
применения в
конкретно-
практических
ситуациях
Видоизменения
корней.
Микроскопическо
е строение корня.
сравнении и
классификац
ии.
Осуществляю
т для
решения
учебных
задач
операции
анализа,
синтеза,
сравнении и
классификац
ии.
Решение
учебной
задачи -
поиск и
открытие
нового
способа
действия.
1
1
Лист.
1 час.
. Листовые и
цветковые
почки.
Стебель как
Лабораторная
работа № 5
«Изучение
органов
Практикум.
Решение
частных
задач -
Называют
части побега.
Характеризую
т строение и
ют
отклонения
и отличия
от эталона.
Сличают
способ и
результат
своих
действий с
заданным
эталоном,
обнаружива
ют
отклонения
и отличия
от эталона.
Структурир
уют знания.
Анализирую
т объект,
выделяя
существенн
ые и
несуществе
нные
признаки.
Выбирают
основания и
критерии
для
Планируют
общие способы
работы.
Вносят
коррективы и
дополнения в
составленные
планы.
Испытывают
любовь и
оптимизм к
природе и
окружающему
миру.
Проявляют
готовность к
обсуждению
разных точек
зрения и
выработке общей
(групповой)
позиции.
Предвосхищают
результат и
уровень
усвоения (какой
Учатся
идентифицировать
проблемы, искать
и оценивать
18 цветкового
растения.»
Представление
результатов
самостоятельной
работы.
Д/з: П. 6, с
44 – 48.
осевой орган
побега.
Видоизменен
ия побега.
Передвижени
е веществ по
стеблю.
Строение и
функции.
Простые и
сложные
листья.
осмысление,
конкретизаци
я и отработка
нового
способа
действия при
решении
конкретно-
практических
задач.
функции
органов
растения
Осуществляю
т для
решения
учебных
задач
операции
анализа,
синтеза,
сравнении и
классификац
ии.
сравнения,
сериации,
классифика
ции
объектов
Определяю
т
последоват
ельность
промежуто
чных целей
с учетом
конечного
результата
будет
результат?)
альтернативные
способы
разрешения
конфликта,
принимать
решение и
реализовывать его
Доброжелательное
отношение к
окружающим.
19 1
2
Цветок.
Соцветия.
Плоды
Семена.
1 час.
Д/з: П 6, с
44 – 48.
Решение частных
задач -
осмысление,
конкретизация и
отработка нового
способа действия
при решении
конкретно-
практических
задач.
Решение учебной
задачи - поиск и
открытие нового
способа действия.
Лабораторная
работа № 6
«Строение семени
фасоли».
Цветок, его
значение и
строение
(околоцветни
к, тычинки,
пестики).
Соцветия.
Значение и
разнообразие
.
Виды плодов.
Особенности
строения
плода
Типы семян.
Строение
семян
однодольного
и
двудольного
растений
1
3
Органы и
системы
органов
Системы
органов
животных.
Представление
результатов
самостоятельной
Формировани
е разных
способов и
форм
действия
оценки.
Решение
учебной
задачи -
поиск и
открытие
нового
способа
действия.
Развернутое
оценивание -
предъявлени
е
результатов
освоения
способа
действия и
его
применения в
конкретно-
практических
ситуациях.
Устанавлива
ют связь
между
. Постановка
и решение
учебной
задачи,
открытие
нового
способа
действий.
Выделяют
количественн
ые
характеристи
ки объектов,
заданные
словами.
Умеют
заменять
термины
определения
ми.
Устанавлив
ают
причинно-
следственн
ые связи,
делают
обобщения,
выводы.
Сличают
свой способ
действия с
эталоном.
Вносят
коррективы
и
дополнения
в
составленн
ые планы.
Устанавливают
рабочие
отношения, учатся
эффективно
сотрудничать и
способствовать
продуктивной
кооперации.
Умение
конструктивно
разрешать
конфликты.
Готовность и
способность к
соблюдению норм
и требований
школьной жизни.
Выделяют и
осознают то,
что уже усвоено
и что еще
подлежит
усвоению,
осознают
качество и
уровень
усвоения.
Умеют (или
развивают
способность) с
помощью
вопросов
добывать
недостающую
информацию.
Учатся
устанавливать
и сравнивать
разные точки
зрения, прежде
чем принимать
решение и
делать выбор.
Описывают
основные
системы
Составляют
целое из
частей,
Выделяют и
осознают то,
что уже усвоено
Учатся
устанавливать и
сравнивать разные
20 животных
1 час.
Д/з: П 7, с
50 – 55.
Лабораторна
я работа № 7
Распознавани
е органов
животных
работы.
Комплексное
применение ЗУН и
СУД
строением и
функциями
органов.
органов
животных и
называют
составляющи
е их органы.
Обосновываю
т важное
значение
взаимосвязи
систем
органов в
организме
организмы
Взаимосвязь
клеток, тканей и
органов в
организмах.
Живые организмы
и окружающая
среда
1
4
Организм
как
единое
целое.
1 час.
Д/з: П 8,
9, с. 56 –
58.
Повторен
ие.
Решение
учебной
задачи -
поиск и
открытие
нового
способа
действия.
Комплексное
применение
ЗУН и СУД
Устанавливаю
т взаимосвязь
между
клетками,
тканями,
органами в
организме.
Приводят
примеры в
растительном
и животном
мире,
самостояте
льно
достраивая,
восполняя
недостающ
ие
компонент
ы.
Осуществля
ют поиск и
выделение
необходимо
й
информаци
и.
Выделяют и
формулиру
ют
познавател
ьную цель
что
организм –
это единое
целое
и что еще
подлежит
усвоению,
осознают
качество и
уровень
усвоения.
Оценивают
достигнутый
результат
точки зрения,
прежде чем
принимать
решение и делать
выбор. Описывают
содержание
совершаемых
действий с целью
ориентировки
предметно-
практической или
иной деятельности
Самостоятельно
формулируют
познавательную
цель и строят
действия в
соответствии с ней
Определяют
основную и
второстепенну
ю информацию.
Анализируют
объект,
выделяя
существенные и
несущественны
е признаки
21 Обобщение и
систематизация
знаний. Контроль.
Обобщаю
щий урок
«Строени
е живых
организм
ов»
Состав и
строение и
деление
клеток. Ткани
растений и
животных.
Органы
цветковых
растений.
Органы и
системы
органов
животных
доказывающи
е,
Структуриру
ют знания.
Осуществляю
т поиск и
выделение
необходимой
информации
Осознают
качество и
уровень
усвоения.
Оценивают
достигнуты
й
результат.
Вносят
коррективы
и
дополнения
Устанавлива
ют
взаимосвязь
между
клетками,
тканями,
органами и
системами
органов в
растительны
х и животных
организмах
Умеют
представлять
конкретное
содержание и
сообщать его в
письменной и
устной форме
Знают историю и
географию края,
его достижения и
культурные
традиции
1
5
Жизнедеятельность организмов (19часов)
Питание
растений
1 час.
Д/з: П 10,
с 62 – 72.
Вводный урок -
постановка
учебной задачи
Определяют
понятия
«питание»,
«пищеварени
е».
Особенности
питания
растений.
Сущность
понятия
«питание».
Особенности
питания
растительног
о организма.
Почвенное
питание.
Воздушное
питание
(фотосинтез)
Выполняют
учебно-
познавательн
ые действия в
материализов
анной и
умственной
форме.
Осуществляю
т поиск и
выделение
необходимой
информации
Раскрывают
Определяю
т
последоват
ельность
промежуто
чных целей
с учетом
конечного
результата.
Предвосхи
щают
результат и
уровень
усвоения
С достаточной
полнотой и
точностью
выражают
свои мысли в
соответствии
с задачами и
условиями
коммуникаци
и
Формируют
экологическое
сознание сознание
и позитивное
отношение к
органическому миру
22 сущность
воздушного и
почвенного
питания
растений.
Обосновываю
т
биологическу
ю роль
зелёных
растений в
природе
Осуществля
ют для
решения
учебных
задач
операции
анализа,
синтеза,
сравнении
и
классифика
ции.
1
6
Питание и
пищеваре
ние
животных
1 час.
Д/з: П 10,
с 64 – 72.
Особенности
питания
животных.
Ферменты.
Значение
пищеварения
.
Лабораторна
я работа №
9 .Действие
желудочного
сока на
белок, слюны
на крахмал.
Формирование
разных способов
и форм действия
оценки
Определяют
тип питания
животных.
Характеризу
ют основные
отделы
пищеварител
ьной системы
животных.
Умеют
выводить
следствия из
имеющихся в
условии
задачи
данных.
Умеют
заменять
термины
определения
ми
Выделяют и
осознают
то, что уже
усвоено и
что еще
подлежит
усвоению,
осознают
качество и
уровень
усвоения
Адекватно
используют
речевые
средства для
дискуссии и
аргументации
своей
позиции.
Интересуются
чужим
мнением и
высказывают
свое
Есть устойчивый
познавательный
интерес к
становлению
смыслообразующей
функции
познавательного
мотива
1
7
Дыхание
1 час.
Значение
дыхания.
Роль
Комплексное
применение ЗУН и
СУД. Коррекция
Определяют
сущность
процесса
Осознанно и
произвольно
строят
Ставят
учебную
задачу на
Умеют (или
развивают
способность)
Готовы и способны к
выполнению
моральных норм в
23 отношении взрослых
и сверстников в
школе, дома, во
внеучебных видах
деятельности
основе
соотнесени
я того, что
уже
известно и
усвоено, и
того, что
еще
неизвестно.
Оценивают
достигнуты
й
результат
с помощью
вопросов
добывать
недостающую
информацию.
Развивают
умение
интегрироват
ься в группу
сверстников и
строить
продуктивное
взаимодейств
ие
Д/з: П 11,
с 73 – 77.
кислорода в
процессе
расщепления
органических
веществ и
освобождени
я энергии.
Типы
дыхания.
Клеточное
дыхание.
Дыхание
растений.
Роль устьиц и
чечевичек в
процессе
дыхания
растений.
Лабораторна
я работа №
10.Дыхание
прорастающи
х семян.
Дыхание
животных.
Органы
дыхания
животных
организмов
знаний и способов
действий
дыхания.
Сравнивают
процессы
фотосинтеза
и дыхания.
Называют
органы,
участвующие
в процессе
дыхания
Характеризу
ют типы
дыхания у
животных.
Приводят
примеры
животных и
называют их
тип дыхания
речевые
высказывания
в устной и
письменной
форме.
Составляют
целое из
частей,
самостоятель
но
достраивая,
восполняя
недостающие
компоненты
Устанавливаю
т причинно-
следственные
связи, делают
обобщения,
выводы.
Создают
структуру
взаимосвязей
смысловых
единиц
текста
24 1
8
Передвиж
ение
веществ в
раститель
ном
организм
е
1 час.
Д/з: П 12,
с 78 – 83.
1
9
Выделени
е.
выделени
е у
растений
и грибов.
Перенос
веществ в
организме,
его значение.
Передвижени
е веществ в
растении.
Особенности
строения
органов
растений,
обеспечиваю
щих процесс
переноса
веществ.
Лабораторна
я работа №
11
Передвижени
е воды и
минеральных
веществ по
стеблю
веществ и
энергии
Роль
выделения в
процессе
жизнедеятел
ьности
организмов,
продукты
Называют и
описывают
проводящие
системы
растений
Характеризу
ют процесс
кровообраще
ния у
млекопитаю
щих.
.Раскрывают
роль
проводящей
системы у
растений и
кровеносной
системы у
животных
организмов.
Умеют
выводить
следствия
из
имеющихся
в условии
задачи
данных.
Выделяют и
формулиру
ют
познавател
ьную цель.
Составляют
план и
последовател
ьность
действий.
Обмениваются
знаниями между
членами группы для
принятия
эффективных
совместных
решений Позитивная
моральная
самооценка. Любовь
к природе..
Представление
результатов
самостоятельной
работы. Решение
учебной задачи -
поиск и открытие
нового способа
действия.
Особенности
переноса веществ
в организмах
животных.
Кровеносная
система, её
строение,
функции.
Гемолимфа, кровь
и её составные
части (плазма,
клетки крови)
Формирование
разных способов
и форм действия
оценки.
Комплексное
применение ЗУН и
Развернутое
оценивание -
предъявлени
е
результатов
освоения
способа
Отмечают
существенны
е признаки
процесса
выделения.
Выявляют
особенности
Устанавлив
ают
причинно-
следственн
ые связи.
Осуществля
ют поиск и
Определяют
последовател
ьность
промежуточн
ых целей с
учетом
конечного
С достаточной
полнотой и
точностью
выражают свои
мысли в
соответствии с
задачами и
25 СУД.
1 час.
Д/з: П 13,
с. 84 – 90.
выделения у
животных.
Выделение
веществ и
энергии у
растений и
животных.
2
0
Обмен
веществ и
энергии
1 час.
Д/з: П 14,
с 91 – 95.
Обмен
веществ и
энергии
между
организмом и
окружающей
средой.
Температура
тела.
Выделение у
растений и
животных.
Основные пути
обмена веществ и
энергии.
действия и
его
применения в
конкретных
ситуациях
Приводят
примеры
выделительн
ых систем
животных
Решение
частных
задач -
осмысление,
конкретизаци
я и отработка
нового
способа
действия при
решении
конкретных
задач
выделения у
растений
Осуществляю
т поиск и
выделение
необходимой
информации
Определяют
значение
выделения в
жизни живых
организмов. .
Устанавливаю
т взаимосвязь
между
системами
органов
организма в
процессе
обмена
веществ.
Приводят
доказательст
ва того, что
обмен
веществ –
важнейший
признак
выделение
необходимо
й
информаци
и Выделяют
объекты и
процессы с
точки
зрения
целого и
частей.
Выделяют и
осознают
то, что уже
усвоено и
что еще
подлежит
усвоению,
осознают
качество и
уровень
усвоения
результата.
Предвосхища
ют результат
и уровень
усвоения
(какой будет
результат?)
Ставят
учебную
задачу на
основе
соотнесения
того, что уже
известно и
усвоено, и
того, что еще
неизвестно.
условиями
коммуникации
Развивают навыки
обучения .
Вступают в диалог,
участвуют в
коллективном
обсуждении
проблем, учатся
владеть
монологической и
диалогической
формами речи в
соответствии с
грамматическими и
синтаксическими
нормами родного
языка
26 2
1
2
2
2
3
Представление
результатов
самостоятельной
работы.
Опорные
системы
животных
1 час.
Д/з: П 15,
с 97 – 101.
Значение
опорных
систем в
жизни
организмов.
Опорные
системы
животных.
Опорные
системы
растений
1 час.
Д/з: П. 15.
Движение
1 час.
Д/з: П 16,
с 103 –
111.
Повторен
ие.
Опорные
системы
растений.
Коррекция знаний
и способов
действий
Представление
результатов
самостоятельной
работы.
Движение
как
важнейшая
особенность
животных
организмов.
Значение
двигательной
активности.
живого
Осознанно и
произвольно
строят
речевые
высказывания
в устной и
письменной
форме.
Структуриру
ют знания.
Строят
логические
цепи
рассуждений
Самостоятель
но создают
алгоритмы
деятельности
при решении
проблем
творческого и
поискового
Характеризу
ют строение
опорных
систем
растений и
животных.
Выявляют
признаки
опорных
систем.
Объясняют
значение
опорных
систем для
живых
организмов.
Называют и
характеризу
ют способы
движения
животных.
Приводят
примеры.
Объясняют
роль
Самостояте
льно
формулиру
ют
познавател
ьную цель и
строят
действия в
соответств
ии с ней.
Составляют
план и
последоват
ельность
действий
Проявляют
готовность к
обсуждению
разных точек
зрения и
выработке
общей
(групповой)
позиции.
Составляют
план и
последовател
ьность
действий
Составляют
план и
последовател
ьность
действий
Умеют вести диалог
на основе
равноправных
отношений и
взаимного
уважения.
Конструктивно
решают конфликты
Принимают
познавател
ьную цель,
сохраняют
ее при
выполнении
учебных
действий,
регулируют
Развивают
умение
интегрироват
ься в группу
сверстников и
строить
продуктивное
взаимодейств
ие со
Осознают ценности
здорового и
безопасного образа
жизни. Учатся
аргументировать
свою точку зрения,
спорить и
отстаивать свою
позицию
27 Механизмы,
обеспечиваю
щие
движение
живых
организмов.
Двигательны
е реакции
растений
Закрепление
и обобщение
изученного
материала.
2
4
Урок
контроля,
оценки и
коррекци
и знаний
движения в
жизни живых
организмов.
Сравнивают
способы
движения
между собой.
Классификац
ия -
определение
принадлежно
сти
биологически
х объектов к
определенно
й
систематичес
кой группе.
характера.
Устанавливаю
т причинно-
следственные
связи, делают
обобщения,
выводы. .
Создают
структуру
взаимосвязей
смысловых
единиц
текста.
весь
процесс их
выполнения
и четко
выполняют
требования
познавател
ьной
задачи
Осознают
качество и
уровень
усвоения.
Оценивают
достигнуты
й
результат.
сверстниками
и взрослыми.
невраждебным для
оппонентов образом
Позитивная
моральная
самооценка.
Потребность в
самовыражении и
самореализации,
социальном
признании;.
Определяют
цели и
функции
участников,
способы
взаимодейств
ия. Умеют
(или
развивают
способность)
брать на себя
инициативу в
организации
совместного
действия.
Развернутое
оценивание -
предъявление
результатов
освоения способа
действия и его
применения в
конкретно-
практических
ситуациях.
Выделение
существенных
признаков
биологических
объектов.
2
5
Координа
ция и
регуляция
процессов
Жизнедеятел
ьность
организма и
её связь с
Развернутое
оценивание -
предъявление
результатов
Называют
части
регуляторных
систем.
Анализируют
объект,
выделяя
существенны
Самостояте
льно
формулиру
ют
Понимают
возможность
различных
точек зрения,
Знают основы
здорового образа
жизни и
здоровьесберегающ
28 жизнедея
тельности
Раздражи
мость.
1 час.
Д/з: П 17,
с 114 –
119.
Координа
ция и
регуляция
процессов
жизнедея
тельности
Эндокрин
ная
система.
1 час.
Д/з: П 17,
с 119 –
126,
таблица.
Размноже
ние, его
виды.
2
6
2
7
окружающей
средой.
Регуляция
процессов
жизнедеятел
ьности
организмов.
Нервная
система,
особенности
строения.
Рефлекс,
инстинкт.
Эндокринная
система. Её
роль в
регуляции
процессов
жизнедеятел
ьности.
Железы
внутренней
секреции
Ростовые
вещества
растений
освоения способа
действия и его
применения в
конкретно-
практических
ситуациях
Объясняют
рефлекторны
й характер
деятельности
нервной
системы.
е и
несущественн
ые признаки.
Определяют
основную и
второстепенн
ую
информацию.
познавател
ьную цель и
строят
действия в
соответств
ии с ней.
их технологий.
не
совпадающих
с
собственной.
Решение учебной
задачи - поиск и
открытие нового
способа действия.
Сравнивают
нервную и
эндокринную
системы,
объясняют их
роль в
регуляции
процессов
жизнедеятел
ьности
организмов.
Осознают
качество и
уровень
усвоения
Выделяют и
формулируют
проблему.
Устанавливаю
т причинно-
следственные
связи
Учатся
устанавливат
ь и
сравнивать
разные точки
зрения,
прежде чем
принимать
решение и
делать выбор
Формируют основы
социально-
критического
мышления
Биологическо
е значение
размножения
Решение учебной
задачи - поиск и
открытие нового
Понимание
различий
между
Осуществляю
т для
решения
Вносят
коррективы
и
Описывают
содержание
совершаемых
Умение
конструктивно
разрешать
29 Бесполое
размноже
ние.
1 час.
Д/з: П 18,
с. 127 –
132.
. Виды
размножения
. Бесполое
размножение
. Споры.
Бесполое
размножение
растений.
способа действия.
Комплексное
применение ЗУН и
СУД.
Формирование
разных способов
и форм действия
оценки.
2
8
Половое
размноже
ние
растений.
1 час.
Д/з: П 20,
с 139 –
144.
Оплодотворе
ние..
Размножение
растений
семенами.
Цветок как
орган
полового
размножения
. Опыление.
Двойное
Представление
результатов
самостоятельной
работы Решение
частных задач -
осмысление,
конкретизация и
отработка нового
способа действия
при решении
конкретно-
исходными
фактами и
гипотезами
для их
объяснения,
овладение
универсальн
ыми
учебными
действиями.
Характеризу
ют роль
размножения
в жизни
живых
организмов.
Выявляют
особенности
бесполого
размножения
.
Делают
выводы о
биологическо
м значении
цветков,
плодов и
семян.
учебных
задач
операции
анализа,
синтеза,
сравнении и
классификац
ии.
дополнения
в
составленн
ые планы.
Оценивают
достигнуты
й
результат.
действий с
целью
ориентировки
предметно-
практической
или иной
деятельности.
конфликты. Умение
вести диалог на
основе
равноправных
отношений и
взаимного
уважения.
Признают высокую
ценность жизни во
всех ее проявлениях
Осуществляю
т поиск и
выделение
необходимой
информации
Предвосхи
щают
результат и
уровень
усвоения
(какой
будет
результат?)
Учатся
переводить
конфликтную
ситуацию в
логический
план и
разрешать ее
как задачу
через анализ
условий
30 практических
задач
оплодотворен
ие.
Образование
плодов и
семян.
Половое
размноже
ние
животных
1 час.
Д/з: П 19,
с 133 –
138.
Особенности
полового
размножения
животных.
Органы
размножения
. Половые
клетки.
Оплодотворе
ние
Решение частных
задач -
осмысление,
конкретизация и
отработка нового
способа действия
при решении
конкретно-
практических
задач
Характеризу
ют роль
размножения
в жизни
живых
организмов.
Определяют
преимуществ
а полового
размножения
перед
бесполым.
Рост и
развитие
растений
1 час.
Д/з: П 21,
с 145 –
Рост и
развитие
растений.
Индивидуаль
ное развитие.
Распростране
ние плодов и
Комплексное
применение ЗУН и
СУД. Коррекция
знаний и способов
действий
Описывают
особенности
роста и
развития
растения.
Характеризу
ют этапы
2
9
3
0
Выделяют и
формулируют
познавательн
ую цель.
Выполняют
учебно-
познавательн
ые действия в
материализов
анной и
умственной
форме.
Определяют
основную и
второстепенн
ую
информацию
Анализируют
объект,
выделяя
существенны
е и
несущественн
ые признаки.
Выделяют и
осознают
то, что уже
усвоено и
что еще
подлежит
усвоению,
осознают
качество и
уровень
усвоения.
Осознают
качество и
уровень
усвоения
Выделяют и
осознают
то, что уже
усвоено и
что еще
подлежит
усвоению,
Развивают
умение
интегрироват
ься в группу
сверстников и
строить
продуктивное
взаимодейств
ие со
сверстниками
и взрослыми
Знают основы
здорового образа
жизни и
здоровьесберегающ
их технологий.
Формируют
ответственное
отношения к
обучению
Учатся
слушать и
слышать друг
друга.
Демонстрируют
способность к
эмпатии,
стремление
устанавливать
доверительные
отношения
31 149.
семян.
Условия
прорастания
семян.
Питание и
рост
проростков
3
1
3
2
Рост и
развитие
животных
организм
ов.
1 час.
Д/з: П 22,
с 150 –
154.
повторен
ие.
Развитие
зародыша (на
примере
ланцетника).
Постэмбрион
альное
развитие
животных.
Прямое и
непрямое
развитие.
Стадии
развития.
Обобщение и
систематизация
знаний.
Представление
результатов
самостоятельной
работы.
Комплексное
применение ЗУН и
СУД
Обобщаю
щий урок
«Жизнеде
ятельност
ь
организм
Питание,
пищеварение
, выделение,
дыхание,
движение,
размножение
Контроль.
Обобщение и
систематизация
знаний
индивидуаль
ного
развития
растений
Сравнивают
прямое и
непрямое
развитие
животных.
Проводят
наблюдения
за ростом и
развитием
организмов
Раскрывают
особенности
развития
животных.
Дают
определение
терминам и
понятиям.
Устанавлива
ю
Строят
логические
цепи
рассуждений.
Устанавливаю
т причинно-
следственные
связи
Составляют
целое из
частей,
самостоятель
но
достраивая,
восполняя
недостающие
компоненты
Анализируют
объект,
выделяя
существенны
е и
несущественн
ые признаки
Устанавливаю
т причинно-
следственные
связи. Строят
логические
цепи
осознают
качество и
уровень
усвоения.
Предвосхи
щают
результат и
уровень
усвоения
Осознают
качество и
уровень
усвоения
Осознают
качество и
уровень
усвоения.
Оценивают
достигнуты
взаимопонимания.
Умеют слушать и
слышать друг друга
Учатся
устанавливат
ь и
сравнивать
разные точки
зрения,
прежде чем
принимать
решение и
делать выбор
Учатся
переводить
конфликтную
ситуацию в
логический
план
Умеют
представлять
конкретное
содержание и
сообщать его
в письменной
Умеют представлять
конкретное
содержание и
сообщать его в
письменной и устной
форме.
Интересуются
чужим мнением и
высказывают свое.
Развивают навыки
обучения.
Осознают ценность
здорового и
безопасного образа
жизни.
Ответственно
относятся к
32 ов»
,
координация
и
регулировани
е у животных
и растений,
размножение
и развитие.
рассуждений.
Умеют
заменять
термины
определения
ми
взаимосвязь
между
строением
органов и
выполняемым
и ими
функциями у
животных и
растительны
х организмов
й
результат
и устной
форме
обучению
Рефлексивная фаза
Проведение
стартовой
работы. Вводный
урок - постановка
учебной задачи
3
3
Среда
обитания.
Факторы
среды
1 час.
Д/з: П 23,
схема.
Влияние
факторов
неживой
природы
(температура
, влажность,
свет) на
живые
организмы.
Взаимосвязи
живых
организмов
Организм и среда (3часа)
Характеризу
ют и
сравнивают
основные
факторы
экологическо
й среды.
Называют
основные
факторы
экологическо
й среды.
Объясняют
особенности
приспособлен
ности
организмов к
различным
Устанавливаю
т причинно-
следственные
связи, делают
обобщения,
выводы.
Строят
логические
цепи
рассуждений.
Выделяют
количественн
ые
характеристи
ки объектов,
заданные
словами
Самостояте
льно
формулиру
ют
познавател
ьную цель и
строят
действия в
соответств
ии с ней.
Составляют
план и
последоват
ельность
действий
С достаточной
полнотой и
точностью
выражают свои
мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации.
Умеют слушать
и слышать друг
друга
Знают основы
здорового образа
жизни и
здоровьесберегаю
щих технологий.
Испытывают
познавательный
интерес и мотивы,
направленные на
изучение
программы
33 средам
обитания.
Приводят
примеры
приспособлен
ности
организмов к
своей среде
обитания
Называют
основные
группы
организмов в
экосистеме,
описывают их
роль
экосистеме.
Прогнозирую
т
последствия
изменений в
среде
обитании на
живые
организмы.
Создают
структуру
взаимосвязей
смысловых
единиц
текста.
Коррекция знаний
и способов
Формирование
разных способов
и форм действия
оценки.
Составляют
простейшие цепи
питания
действий.
3
4
Природны
е
сообщест
ва
1 час.
Д/з: П 24,
повторен
ие.
Природное
сообщество и
экосистема.
Структура
природного
сообщества.
Демонстраци
я
Структура
экосистемы,
моделей
экологически
х систем
Производите
ли,
потребители
и
разрушители
органическог
о вещества.
Виды цепей
Устанавливаю
т причинно-
следственные
связи.
Выдвигают и
обосновываю
т гипотезы,
предлагают
способы их
проверки.
Определяют
основную и
второстепенн
ую
информацию
Устанавливаю
т причинно-
следственные
связи, делают
обобщения,
выводы.
Выделяют и
осознают
то, что уже
усвоено и
что еще
подлежит
усвоению,
осознают
качество и
уровень
усвоения
Вносят
коррективы
и
дополнения
в способ
своих
действий в
случае
расхожден
ия эталона,
реального
действия и
Адекватно
используют
речевые
средства для
дискуссии и
аргументации
своей позиции.
Используют
адекватные
языковые
средства для
отображения
своих чувств,
мыслей и
побуждений
Учатся
устанавливать
и сравнивать
разные точки
зрения, прежде
чем принимать
решение и
Испытывают
потребность в
участии в
общественной
жизни
ближайшего
социального
окружения,
общественно-
полезной
деятельности
Формирование
познавательных
интересов и
мотивов,
направленных на
изучение
программ.
Устойчивый
познавательный
интерес и
становление
смыслообразующе
34 3
5
Итоговая
контроль
ная
работа за
6 класс
питания
(короткие и
длинные
пищевые
цепи).
Живые
организмы.
Строение
животных и
растений.
Особенности
жизнедеятел
ьности живых
организмов.
Взаимодейств
ие живых
организмов
со средой
обитания
его
продукта.
делать выбор.
й функции
познавательного
мотива
Контроль.
Обобщение и
систематизация
знаний
Понимают
суть понятий
и терминов.
Знают
особенности
строения и
жизнедеятел
ьности
растений и
животных
Осознанно и
произвольно
строят
речевые
высказывания
в устной и
письменной
форме.
Строят
логические
цепи
рассуждений
Осознают
качество и
уровень
усвоения.
Оценивают
достигнуты
й
результат
Готовы и способны
к соблюдению
норм и требований
школьной жизни.
Умеют вести
диалог на основе
равноправных
отношений и
взаимного
уважения
Умеют
представлять
конкретное
содержание и
сообщать его в
письменной и
устной форме.
Адекватно
используют
речевые
средства для
дискуссии и
аргументации
своей позиции
35
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Рабочая программа по биологии 6 класс (Сонин)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.