Рабочая программа по биологии (7 класс)
Оценка 4.7

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Оценка 4.7
Научные работы +1
docx
биология
7 кл
22.01.2018
Рабочая программа по биологии  (7  класс)
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2016, в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации Латюшин.В В, В.А. Шапкин.«Биология Животные М.: Дрофа, 2015 г.
Био-7 -2017-2018.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Алексеевская средняя общеобразовательная школа «РАССМОТРЕНА» На заседании МО учителей естественно­научного цикла Протокол № 1 от 30.08.17 Руководитель МО  ________ Ерохина О. П.. «ПРИНЯТА» Педагогическим советом МБОУ Алексеевской сош Протокол № 1  от 30.08.2017 «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Алексеевской сош _________   Щербина А.В. Приказ № 189 от 31.08.2017 Рабочая программа  по биологии                                                                 на 2017­2018 учебный год 7 класс                                                    Уровень общего образования  основное общее                                                    Срок реализации программы ­  1 год                                                     Учитель Королецки Елена Николаевна с.Алексеевка  2017 год Раздел 1. Пояснительная записка                                           Рабочая   программа   составлена   на   основе   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного   общего   образования, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные»  авторов  В.В.  Пасечника,  В.В. Латюшина,  //Программы  для  общеобразовательных  учреждений.  Биология,  5­11 классы.­  М.: Дрофа,   2016,  в   соответствии   с   учебником,   допущенным   Министерством   образования   Российской   Федерации   Латюшин.В   В,   В.А. Шапкин.«Биология  Животные М.: Дрофа, 2015 г.                                           Планируемые результаты освоения программы  курса «Биология. Животные» в 7 классе. В результате изучения курса биологии в основной школе: Обучающийся  научится: выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов,  характерных для живых организмов; аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий; аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий; осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к  определенной систематической группе; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических  объектов; выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки  биологических объектов; сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на  основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты  и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам,  явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом;  описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты. овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и  познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки. освоит общие приёмы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных  растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете  биологии, с биологическими приборами и инструментами. приобретет навыки использования научно­популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных  носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач Обучающийся получит возможность научиться: осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно­популярной  литературе, средствах массовой информации и интернет­ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя её содержание и данные об источнике информации; создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников  информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.  Требования к результатам обучения  Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; 5 осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9. формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно­оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные 6 возможности ее решения; 5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно­следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, смысловое чтение; 8. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 9. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 10. формирование и развитие компетентности в области использования информационно­коммуникационных технологий (далее ИКТ­ компетенции); 11. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты  освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. 1. формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно­научных представлений о картине мира; 2. формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости, овладение понятийным аппаратом биологии; 3. приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; 4. формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирая целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; 5. формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; 6. освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.                                                                          МЕСТО  УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ. Согласно  действующему   Базисному  учебному   плану  рабочая  программа   для  7­го  класса  предусматривает  обучение  биологии   в объеме 2 час в неделю, 70часов в год. В данной  рабочей программе 68 часов Изучение биологии в 7 классе включает в себе сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека. Для   приобретения   практических   навыков   и   повышения   уровня   знаний   в   рабочую   программу   включены   лабораторные   работы, предусмотренные   Примерной   программой.   Система   уроков   сориентирована   не   столько   на   передачу   «готовых   знаний»,   сколько   на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Раздел2. Содержание программы учебного предмета «Биология. Животные». Введение (2 часа) Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и  различия животных и растений. Систематика животных. Животный мир как составная часть природы Ростовской области . Демонстрация: Видеофильм. Предметные результаты обучения           Учащиеся должны знать: эволюционный путь развития животного мира; историю изучения животных; структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории. Учащиеся должны уметь: определять сходства и различия между растительным и животным организмом; объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для  выведения новых пород животных. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: давать характеристику методам изучения биологических объектов; классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам; наблюдать и описывать различных представителей животного мира; использовать знания по зоологии в повседневной жизни; применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций. Раздел 1. Простейшие (2 часа) Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в  природе и жизни человека; колониальные организмы. Демонстрация: Живые инфузории. Микропрепараты простейших. Раздел 2. Многоклеточные животные (32часа) Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и  жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация: Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы. Видеофильм. Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические  особенности; значение в природе и жизни человека. Видеофильм. Лабораторная работа №1 «Внешнее строение дождевого червя». Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и  жизни человека. Демонстрации: Многообразие моллюсков и их раковин. Видеофильм. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические  особенности; значение в природе и жизни человека. Демонстрация:Видеофильм Лабораторная работа №2 «Знакомство с разнообразием ракообразных» Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в  природе и жизни человека. Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе  и жизни человека. Фоновые, редкие и исчезающие виды насекомых Ростовской области. Лабораторная работа №3 «Изучение представителей отрядов насекомых». Проектная работа «Перелётные цветы» Демонстрация: Видеофильм Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение;  биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Основные виды  рыб водоемов Ростовской области. Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в  природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация: Видеофильм Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в  природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Демонстрация: Видеофильм Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и  жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторная работа №4 «Изучение внешнего строения птиц». Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические  особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды  Проектная работа «Планета обезьян». Демонстрация: Презентация «Красная книга Ростовской области». Видеофильм. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: систематику животного мира; особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические  особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды животных. Учащиеся должны уметь:                      находить отличия простейших от многоклеточных животных; правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах; работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы; распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими; раскрывать значение животных в природе и в жизни человека; применять полученные знания в практической жизни; распознавать изученных животных; определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе; наблюдать за поведением животных в природе; прогнозировать поведение животных в различных ситуациях; работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.); объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение; отличать животных, занесенных в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания; совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств, находясь в природном окружении; вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных; привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия; оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:            сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой; использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов; выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных; абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из среды их обитания; обобщать и делать выводы по изученному материалу; работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета; презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (13часов) Покровы тела. Опорно­двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения.  Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Демонстрация: Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи. Лабораторная работа №5 «Изучение особенностей различных покровов тела». Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: основные системы органов животных и органы, их образующие; особенности строения каждой системы органов у разных групп животных; эволюцию систем органов животных. Учащиеся должны уметь: правильно использовать при характеристике строения животного организма, органов и систем органов специфические понятия;                объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных; сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп; описывать строение покровов тела и систем органов животных; показать взаимосвязь строения и функции систем органов животных; выявлять сходства и различия в строении тела животных; различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах – органы и системы органов животных; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: сравнивать и сопоставлять особенности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных; использовать индуктивные и дедуктивные подходы при изучении строения и функций органов и их систем у животных; выявлять признаки сходства и отличия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных; устанавливать причинно­следственные связи процессов, лежащих в основе регуляции деятельности организма; составлять тезисы и конспект текста; осуществлять наблюдения и делать выводы; получать биологическую информацию о строении органов, систем органов, регуляции деятельности организма, росте и развитии  животного организма из различных источников; обобщать, делать выводы из прочитанного. Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (3 часа) Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без  превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных. Лабораторная работа №6 «Определение возраста животных» Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: основные способы размножения животных и их разновидности; отличие полового размножения животных от бесполого; закономерности развития с превращением и развития без превращения. Учащиеся должны уметь: правильно использовать при характеристике индивидуального развития животных соответствующие понятия; доказать преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме; характеризовать возрастные периоды онтогенеза; показать черты приспособления животного на разных стадиях развития к среде обитания; выявлять факторы среды обитания, влияющие на продолжительность жизни животного; распознавать стадии развития животных; различать на живых объектах разные стадии метаморфоза у животных; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: сравнивать и сопоставлять стадии развития животных с превращением и без превращения и выявлять признаки сходства и отличия в  развитии животных с превращением и без превращения; устанавливать причинно­следственные связи при изучении приспособленности животных к среде обитания на разных стадиях развития; абстрагировать стадии развития животных из их жизненного цикла;                             составлять тезисы и конспект текста; самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы; конкретизировать примерами рассматриваемые биологические явления; получать биологическую информацию об индивидуальном развитии животных, периодизации и продолжительности жизни организмов  из различных источников. Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 часа) Доказательства эволюции: сравнительно­анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного  мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности  размещения животных. Демонстрация: Палеонтологические доказательства эволюции. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: сравнительно­анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции; причины эволюции по Дарвину; результаты эволюции. Учащиеся должны уметь: правильно использовать при характеристике развития животного мира на Земле биологические понятия; анализировать доказательства эволюции; характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы; устанавливать причинно­следственные связи многообразия животных; доказывать приспособительный характер изменчивости у животных;            объяснять значение борьбы за существование в эволюции животных; различать на коллекционных образцах и таблицах гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы у животных; Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: выявлять черты сходства и отличия в строении и выполняемой функции органов­гомологов и органов­аналогов; сравнивать и сопоставлять строение животных на различных этапах исторического развития; конкретизировать примерами доказательства эволюции; составлять тезисы и конспект текста; самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы; получать биологическую информацию об эволюционном развитии животных, доказательствах и причинах эволюции животных из  различных источников; анализировать, обобщать высказывать суждения по усвоенному материалу; толерантно относиться к иному мнению; корректно отстаивать свою точку зрения Раздел 6. Биоценозы (4 часа) Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы.  Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Естественные и искусственные  биоценозы на примере биоценозов Алтайского края. Экскурсии Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных. Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов; признаки экологических групп животных; признаки естественного и искусственного биоценоза. Учащиеся должны уметь: правильно использовать при характеристике биоценоза биологические понятия; распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания; выявлять влияние окружающей среды на биоценоз; выявлять приспособления организмов к среде обитания; определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу; определять направление потока энергии в биоценозе; объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза; определять принадлежность биологических объектов к разным экологическим группам. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы; устанавливать причинно­следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов; конкретизировать примерами понятия «продуценты», «консументы», «редуценты»; выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепи питания и пищевой цепи;                              самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы; систематизировать биологические объекты разных биоценозов; находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений; находить в словарях и справочниках значения терминов; составлять тезисы и конспект текста; самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы; поддерживать дискуссию. Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов) Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование  животных. Охраняемые территории Ростовской области. Демонстрация: Видеофильм Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: методы селекции и разведения домашних животных; условия одомашнивания животных; законы охраны природы; признаки охраняемых территорий; пути рационального использования животного мира (области, края, округа, республики) Учащиеся должны уметь:                 пользоваться Красной книгой; анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир; Учащиеся должны понимать: причинно­следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу; Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: выявлять причинно­следственные связи принадлежности животных к разным категориям в Красной книге; выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны; находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов; находить значения терминов в словарях и справочниках; составлять тезисы и конспект текста; самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы. Личностные результаты обучения Учащиеся должны: знать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетические чувства от общения с  животными;       признавать право каждого на собственное мнение; формировать эмоционально­положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки; проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для  опровержения существующего мнения Раздел 3  Календарно­тематическое планирование  № п/п Раздел. Тема урока Количе ство часов Дата урока Формы и виды контроля Введение 2ч. Основные виды деятельности учащихся на уроке Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: эволюционный путь развития животного мира; историю изучения животных; структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории. Учащиеся должны уметь: определять сходства и различия между растительным и животным организмом; объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых  пород животных. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: давать характеристику методам изучения биологических объектов; классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам; наблюдать и описывать различных представителей животного мира; использовать знания по зоологии в повседневной жизни; применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций. 1 2 1 1 Инструктаж ТБ.  История изучения  животных. Методы  изучения животных.   Наука зоология и ее  структура. Сходство и  различия животных и  растений. Систематика  животных. 06.09 07.09 Инструктаж по  технике  безопасности в  кабинете  биологии. Индивидуальный и фронтальный  опрос. Определяют понятия: «систематика», «зоология», «систематические ка­ тегории». Описывают и сравнивают царства органического мира.  Характеризуют этапы развития зоологии. Классифицируют животных.  Отрабатывают правила работы с учебником Определяют понятия: «Красная книга», «этология», «зоогеография»,  «энтомология», «ихтиология»,«орнитология», «эволюция животных». Со­ ставляют схему «Структура науки зоологии». Используя дополнительные источники информации, раскрывают значение зоологических знаний, роль и значение животных в природе и жизни человека. Обосновывают необ­ ходимость рационального использования животного мира и его охраны.  Знакомятся с Красной книгой Тема 1. Простейшие (2 часа) 4/2 Простейшие.  Жгутиконосцы,  инфузории. 1 14.09 Определяют понятия: «инфузории», «колония», «жгутиконосцы».  Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сравнительная  характеристика систематических групп простейших». Знакомятся с  многообразием простейших, особенностями их строения и значением в  природе и жизни человека Д.  микропрепарато в простейших. Л.р.№1  «Знакомство с  многообразием  водных  простейших» Тема 2. Многоклеточные организмы. Беспозвоночные (18 часов) 5/1 6/2 7/3 8/4 Многоклеточные  животные. Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ  жизни. Биологические и  экологические  особенности. Значение в  природе  и жизни  человека. Тип Кишечнополостные.  Многообразие, среда  обитания, образ жизни.  Биологические и  экологические  особенности, значение  в  природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и  охраняемые виды. Тип Плоские Черви.  Многообразие, среда и  места  обитания. Образ  жизни и поведение.  Биологические и  экологические  особенности. Значение  в  природе и жизни человека. Тип Круглые черви.  Многообразие, среда и  места обитания. Образ  1 20.09 1 21.09 1 27.09 Определяют понятия: «ткань», «рефлекс», «губки», «скелетные иглы»,  «клетки»,«специализация»,«наружный слой клеток», «внутренний слой  клеток». Систематизируют знания при заполнении таблицы «Характерные черты строения губок». Классифицируют тип Губки. Выявляют различия  между представителями различных классов губо Демонстрация  м/п. гидры,  кораллов, медуз, видеофильма. Л.р. №2  «Распознавание  животных  типа  Кишечнополост ные» Терминологичес кий диктант. Л.р. №3  «Распознавание  животных типа  Плоские черви» Определяют понятия: «двуслойное животное», «кишечная полость»,  «радиальная симметрия», «щупальца», «эктодерма»,  «энтодерма»,«стрекательные клетки», «полип»,«медуза», «коралл»,  «регенерация». Дают характеристику типа Кишечнополостные.  Систематизируют тип Кишечнополостные. Выявляют отличительные  признаки представителей разных классов кишечнополостных. Раскрывают значение кишечнополостных в природе и жизни человека Определяют понятия: «орган», «система органов»,«трёхслойное  животное», «двусторонняя симметрия», «паразитизм», «кожно­мышечный мешок», «гермафродит», «окончательный хозяин», «чередование  поколений». Знакомятся с чертами приспособленности плоских червей к   паразитическому образу жизни. Дают характеристику типа Плоские  черви. Обосновывают необходимость применять полученные знания в  повседневной жизни 1 28.09 Л.р. №4  «Распознавание  животных типа  Определяют понятия: «первичная полость тела», «пищеварительная  система», «выделительная система», «половая система», «мускулатура»,  «анальное отверстие», «разнополость». Дают характеристику типа 9/5 10/6 11/7 12/8 жизни и поведение.  Биологические и  экологические  особенности. Значение  в  природе и жизни человека. Тип Кольчатые  черви.  Биологические и  экологические  особенности. Значение  в  природе и жизни человека. Тип Моллюски.  Многообразие, среда  обитания, образ жизни и  поведение.  Тип   Биологические экологические особенности.   Значение   в природе и жизни человека. Моллюски. и   1 1 1 4..10 05.10 11.10 1 12.10 Тип Иглокожие.   Многообразие, среда  обитания, образ жизни и  поведение. Биологические и экологические  особенности. Значение в  природе и жизни человека. Круглые черви» Круглые черви. Обосновывают необходимость применения полученных  знаний в повседневной жизни Л.р. №5  «Распознавание  животных типа  Кольчатые  черви»  Демонстрация  разнообразных  моллюсков и их  раковин.     Демонстрация разнообразных моллюсков   и   их раковин.   Л.р. №6  «Распознавание  животных типа  Моллюски» Биологические  задачи. Демонстрация  морских звезд и  др. иглокожих.  Определяют понятия: «вторичная полость тела», «параподия», «замкну­ тая кровеносная система», «полихеты», «щетинки», «окологлоточное  кольцо», «брюшная нервная цепочка», «забота о потомстве».  Систематизируют кольчатых червей. Дают характеристику типа  Кольчатые черви Определяют понятия: «брюхоногие», «двустворчатые», «головоногие»,  «реактивное движение», «перламутр», «чернильный мешок», «жемчуг».  Выявляют различия между представителями разных классов моллюсков Определяют понятия: «раковина», «мантия», «мантийная полость», «лёг­ кое», «жабры», «сердце», «тёрка», «пищеварительная железа», «слюнные железы», «глаза», «почки», «дифференциация тела» Определяют понятия: «водно­сосудистая система», «известковый  скелет». Сравнивают между собой представителей разных классов  иглокожих 13/9 14/10 Контрольно –  обобщающий урок  по  теме:  « Многообразие,  биологические и  экологические  особенности, значение   Беспозвоночных» Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.  Многообразие. Среда  обитания, образ жизни и  поведение. Биологические и экологические  особенности. Значение в  природе и жизни человека.   Паукообразные. Многообразие.   Среда обитания,   образ   жизни   и поведение. Биологические и экологические особенности.   Значение   в природе и жизни человека.   15/11 Класс 16/12 Класс   Насекомые.   Среда Многообразие. обитания,   образ   жизни   и поведение. Биологические и экологические особенности.   Значение   в   1 18.10 1 19.10 1 25.10 1 26.10 Контрольная  работа № 2 по  теме   «Многоклеточны е  беспозвоночные  животные»  Лабораторная  работа №7  «Изучение  внешнего  строения и  многообразия  Членистоногих». Д. влажных  препаратов  паукообразных. Л. р. №8   «Выявление  приспособлений  у паукообразных к среде  обитания» Л.р. №9  «Выявление  приспособлений  у насекомых к  среде обитания» Сравнивают животных изучаемых классов и типов между собой. Об­ основывают необходимость использования полученных знаний в повсе­ дневной жизни Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза»,  «мозаичное зрение», «развитие без превращения», «паутинные  бородавки», «паутина», «лёгочные мешки», «трахеи», «жаберный тип  дыхания», «лёгочный тип дыхания», «трахейный тип дыхания»,  «партеногенез». Проводят наблюдения за ракообразными. Оформляют  отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы.  Иллюстрируют примерами значение ракообразных в природе и жизни  человека Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы Определяют   понятия:   «инстинкт»,   «поведение»,   «прямое   развитие», «непрямое   развитие».   Выполняют   непосредственные   наблюдения   за насекомыми. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы природе и жизни человека. 17/13 Класс   Насекомые. Многообразие.     Отряды: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.  18/14 Класс   Насекомые. Отряды:   Стрекозы,   Вши, Жуки, Клопы. 19/15 Класс   Насекомые. Многообразие.     Отряды: Чешуекрылые, Двукрылые, Равнокрылые, Блохи. 1 1 1 8.11 9.11 15.11 20/16 Класс   Насекомые.   Отряд 1 16.11 перепончатокрылые.  Работают с текстом параграфа. Готовят презентацию изучаемого матери­ ала с помощью компьютерных технологий   Определяют   понятие   «развитие   с   превращением».   Обосновывают   не­ обходимость использования полученных знаний в жизни Определяют   понятия:   «чешуекрылые,   или   бабочки»,   «гусеница», «равнокрылые», «двукрылые», «блохи». Готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий Определяют   понятия:   «общественные   животные»,   «сверхпаразит», «перепончатокрылые»,   «наездники»,   «матка»,   «трутни»,   «рабочие пчёлы»,   «мёд»,   «прополис»,   «воск»,   «соты».   Иллюстрируют   значение перепончатокрылых в природе и жизни человека примерами Заполнение таблицы «Отряды насекомых   и   их характеристика» . Заполнение таблицы «Отряды насекомых   и   их характеристика» . Заполнение   таблицы «Отряды насекомых   и   их характеристика» . Заполнение таблицы «Отряды насекомых   и   их характеристика» . 21/17 Лабораторная   работа   № 10 «Изучение представителей   отрядов насекомых». Оценочная   22/18 Контрольно   обобщающий   урок   теме «Тип Членистоногие». –   по 23/1 24/2 Тип Хордовые. Класс  Ланцетники. Надкласс  Рыбы. Многообразие:  круглоротые, хрящевые,  костные. Среда обитания,  образ жизни, поведение.  Биологические и  экологические  особенности. Значение в  природе и жизни  человека. Исчезающие,  редкие и охраняемые  виды.   Тип Хордовые. Надкласс  Рыбы. Классы: Хрящевые, Костные. 1 1 1 22.11 23.11 Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы Тестирование   по теме «Тип Членистоногие»   Сравнивают   животных   изучаемых   классов   и   типов   между   собой.   Об­ основывают необходимость использования полученных знаний в повсе­ дневной жизни Тема 3. Многоклеточные организмы. Хордовые (17 часов) 29.11 Определяют понятия: «хорда», «череп», «позвоночник», «позвонок».  Составляют таблицу «Общая характеристика типа хордовых». Получают  информацию о значении данных животных в природе и жизни человека,  работают с учебником и дополнительной литературой 1 30.11 Л.р. № 11  «Наблюдение за внешним  строением и  передвижением рыб» оценочная Оформляют отчёт, включающий описание на Определяют понятия:  «чешуя», «плавательный пузырь», «боковая линия», «хрящевой скелет»,  «костный скелет», «двухкамерное сердце». Выполняют непосредственные наблюдения за рыбами. блюдения, его результаты и выводы 25/3 26/4 27/5 28/6 29/7 Тип Хордовые. Надкласс  Рыбы. Классы: Хрящевые  рыбы. Отряды: Акулы,  Скаты, Химерообразные.. Тип Хордовые. Надкласс  Рыбы. Классы: Костные  рыбы. Отряды:  Осетровые,  Сельдеобразные,  Лососевые.  Карпообразные,  Окунеобразные Класс Земноводные.  Многообразие. Среда  обитания, образ жизни и  поведение. Биологические и экологические  особенности. Значение в  природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и  охраняемые виды Класс Пресмыкающиеся.  Многообразие. Среда  обитания, образ жизни и  поведение. Биологические и экологические  особенности. Значение в  природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и  охраняемые виды. Класс Пресмыкающиеся.  Многообразие. Отряды:  1 1 06.12 Биологические  задачи. 07.12 Тестирование по  теме: «Рыбы». Характеризуют многообразие, образ жизни, места обитания хрящевых  рыб. Выявляют черты сходства и различия между представителями  изучаемых отрядов. Работают с дополнительными источниками  информации Определяют понятия: «чешуя», «плавательный пузырь», «боковая линия», «хрящевой скелет», «костный скелет», «двухкамерное сердце». Вы­ полняют непосредственные наблюдения за рыбами.  1 13.12 1 14.12 Л.р.№12  «Внешнее  строение  лягушки и  приспособленно сть к среде  жизни» оценочная Л.р.№13  «Выявление  приспособлений  пресмыкающихс я к среде  обитания» Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и  выводы Определяют понятия: «головастик», «лёгкие». Выявляют различия в  строении рыб и земноводных. Раскрывают значение земноводных в  природе Определяют понятия: «внутреннее оплодотворение», «диафрагма», «кора больших полушарий». Сравнивают строение земноводных и пресмы­ кающихся 1 20.12 Контрольная  работа № 3 по  Определяют понятие «панцирь». Сравнивают изучаемые группы  животных между собой. Работают с учебником и дополнительной Черепахи и Крокодилы.   30/8 Класс Птицы.  Многообразие. Среда  обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические  особенности. Значение в  природе и жизни  человека. Исчезающие,  редкие и охраняемые  виды. Класс Птицы.  Многообразие. Отряды:  Пингвины,  Страусообразные,  Нандуобразные,  Казуарообразные,  Гусеобразные. 32/10 Класс Птицы.  31/9 Многообразие. Отряды:  Дневные хищные, Совы,  Куриные. 33/11 Класс Птицы.  Многообразие. Отряды:    Воробьинообразные,  Голенастые. 1 21.12 1 1 1 27.12 10.01 11.01 литературой Определяют понятия: «теплокровность», «гнездовые птицы»,  «выводковые птицы», «инкубация», «двойное дыхание», «воздушные  мешки ». Проводят наблюдения за внешним строением птиц. Оформляют  отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы теме «Рыбы.  Земноводные.  Пресмыкающие ся»   Л.р. №14  « Выявление  особенностей  строения птиц  в связи с  образом  жизни». оценочная Определяют понятия: «роговые пластинки», «копчиковая железа».  Выявляют черты сходства и различия в строении, образе жизни и  поведении представителей указанных отрядов птиц  Определяют понятия: «хищные птицы», «растительноядные птицы»,  «оседлые птицы», «кочующие птицы», «перелётные птицы». Изучают  взаимосвязи, сложившиеся в природе. Обсуждают возможные пути  повышения численности хищных птиц Определяют понятия: «насекомоядные птицы», «зерноядные птицы»,  «всеядные птицы». Работают с учебником и дополнительной литературой. Готовят презентацию на основе  собранных материалов 34/12 Урок­ экскурсия  «Изучение многообразия  1 17.01 Определяют понятие «приспособленность». Отрабатывают правила  поведения на экскурсии. Проводят наблюдения и оформляют отчёт, птиц». Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: систематику животного мира; включающий описание экскурсии,её результаты и выводы особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности;  значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды животных. Учащиеся должны уметь: находить отличия простейших от многоклеточных животных; правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах; работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы; распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими; раскрывать значение животных в природе и в жизни человека; применять полученные знания в практической жизни; распознавать изученных животных; определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе; наблюдать за поведением животных в природе; прогнозировать поведение животных в различных ситуациях; работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.); объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение; отличать животных, занесенных в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания; совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств, находясь в природном окружении; вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных; привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия; оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой; использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов; выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных; абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из среды их обитания; обобщать и делать выводы по изученному материалу; работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета; презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ 35/13 Класс Млекопитающие.  Важнейшие представители отрядов млекопитающих.  Среда обитания, образ  жизни и поведение.  Биологические и  экологические  особенности. Значение в  1 18.01 Л.р. №15  «Изучение  внешнего  строения  млекопитающи х» Определяют понятия: «первозвери, или яйцекладущие», «настоящие зве­ ри», «живорождение», «матка». Сравнивают изучаемые классы животных  между собой. Выявляют приспособленности этих животных к различным  условиям и местам обитания. Иллюстрируют примерами значение  изучаемых животных в природе и жизни человека природе и жизни  человека. Исчезающие,  редкие и охраняемые  виды.   36/14 Биологические и  экологические  особенности отрядов   млекопитающих:  Насекомоядных,  Рукокрылых, Грызунов,  Зайцеобразных. 37/15 Биологические и  экологические  особенности отрядов:  Китообразных,  Ластоногих, Хоботных,  Хищных, Парнокопытных Непарнокопытных 38/16 Биологические и  экологические  особенности отряда  Приматов, роль в природе  и жизни человека. 39/17 Контрольно –  обобщающий урок  по  теме: «Тип Хордовые». 1 1 1 1 24.01 25.01 31.01 01.02 Оформление  таблицы  «Отряды  млекопитающих  и их общая  характеристика» . Сообщения  учащихся.  Презентация  «Приматы» Контрольная  работа № 4 по  теме «Класс  Млекопитающи е»  Определяют понятие «резцы». Работают с текстом параграфа.  Сравнивают представителей изучаемых отрядов между собой Определяют понятия: «миграции», «цедильный аппарат», «бивни»,  «хобот», «хищные зубы». Составляют схемы «Отряд Китообразные»,  «Особенности строения и образа жизни хищных». Получают сведения о  значении животных данных отрядов, используя дополнительные  источники информации, включая Интернет Определяют понятия: «приматы», «человекообразные обезьяны».  Обсуждают видеофильм о приматах и сравнивают их поведение с  поведением человека Сравнивают животных изучаемых классов между собой. Обосновывают  необходимость использования полученных знаний в повседневной жизни   Эволюция строения.  Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных – 13 часов . Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: основные системы органов животных и органы, их образующие; особенности строения каждой системы органов у разных групп животных; эволюцию систем органов животных. Учащиеся должны уметь: правильно использовать при характеристике строения животного организма, органов и систем органов специфические понятия; объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных; сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп; описывать строение покровов тела и систем органов животных; показать взаимосвязь строения и функции систем органов животных; выявлять сходства и различия в строении тела животных; различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах – органы и системы органов животных; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: сравнивать и сопоставлять особенности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных; использовать индуктивные и дедуктивные подходы при изучении строения и функций органов и их систем у животных; выявлять признаки сходства и отличия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных; устанавливать причинно­следственные связи процессов, лежащих в основе регуляции деятельности организма; составлять тезисы и конспект текста; осуществлять наблюдения и делать выводы; получать биологическую информацию о строении органов, систем органов, регуляции деятельности организма, росте и развитии животного  организма из различных источников; обобщать, делать выводы из прочитанного. 40/1 Покровы тела. 01.02 41/2 42/3 Лабораторная работа №16 «Изучение особенностей  различных покровов  тела».  оценочная Опорно ­ двигательная  система и способы  передвижения. 07.02 08.02  Составление  сравнительной  характеристики  покровов тела  основных типов  беспозвоночных  и основных  классов типа  Хордовых.. Определяют понятия: «покровы тела», «плоский эпителий»,«кутикула»,  «эпидермис», «собственно кожа». Описывают строение и значение покро­ вов у одноклеточных и многоклеточных животных. Объясняют законо­ мерности строения и функции покровов тела. Сравнивают строение  покровов тела у различных животных. Различают на животных объектах  разные виды покровов и выявляют особенности их строения. Получают  биологическую информацию из различных источников Д. скелетов. Л.р. №17  «Выявление  особенностей  строения скелета в связи с  образом жизни» Определяют понятия: «опорно­двигательнаясистема», «наружный  скелет», «внутренний скелет», «осевой скелет», «позвоночник»,  «позвонок», «скелет конечностей», «пояса конечностей», «кость»,  «хрящ», «сухожилие», «сустав». Составляют схемы и таблицы,  систематизирующие знания о строении опорно­двигательной системы  животных. Объясняют значение опорно­двигательной системы в  жизнедеятельности животных. Выявляют черты сходства и различия в  строении опорно­двигательной системы различных животных 43/4 Опорно   ­   двигательная система   и   способы передвижения. 14.02 44/5 Полости тела. 15.02 Демонстрация влажных препаратов, скелетов, муляжей, моделей. Терминологичес кий   диктант. Демонстрация влажных препаратов, скелетов, муляжей, моделей. 45/6 Органы дыхания.   21.02 Составление таблицы  «Сравнительная характеристика органов дыхания у изученных типов   животных и у классов типа хордовых»   Составление сравнительной таблицы 46/7 Органы   пищеварения. Обмен веществ и  энергии. 22.02 Определяют понятия: «амёбоидное движение», «движение за счёт биения ресничек и жгутиков», «движение с помощью мышц», «полость тела жи­ вотных»,   «первичная   полость   тела»,   «вторичная   полость   тела», «смешанная полость тела». Устанавливают взаимосвязь строения опорно­ двигательных систем и способов передвижения животных.  . Выявляют, чем различаются первичная, вторичная и смешанная полости тела   животных.   Объясняют   значение   полостей   тела   у   животных. Приводят   доказательства   приспособительного   характера   способов передвижения у животных Определяют   понятия:   «органы   дыхания»,   «диффузия»,   «газообмен», «жабры»,   «трахеи»,   «бронхи»,   «лёгкие»,   «альвеолы»,   «диафрагма», «лёгочные   перегородки».   Устанавливают   взаимосвязь   механизма газообмена   и   образа   жизни   животных.   Выявляют   отличительные особенности   дыхательных   систем   животных   разных   систематических групп. Объясняют физиологический механизм двойного дыхания у птиц. Описывают   дыхательные   системы   животных   разных   систематических групп. Выявляют причины эволюции органов дыхания у животных разных систематических групп Определяют   понятия:   «травоядные животные»,   «хищные   (плотоядные)   животные»,   «всеядные   животные», «паразиты»,   «наружное   пищеварение»,   «внутреннее   пищеварение».   «пищеварение»,   «питание», 47/8 Органы   кровообращения. Кровь. 01.03 «Сравнительная характеристика органов пищеварения   у некоторых типов животных   и   у классов». Составление схемы   обмена веществ и   превращение энергии. Составление сравнительной таблицы «Сравнительная характеристика кровеносной системы у   некоторых типов животных   и   у классов   типа хордовых». Выявляют   причины   усложнения   пищеварительных   систем   животных   в ходе   эволюции.   Сравнивают   пищеварительные   системы   и   объясняют физиологические   особенности   пищеварения   животных   разных систематических   групп.   Различают   на   таблицах   и   схемах   органы   и пищеварительные системы животных разных систематических групп   «замкнутая   кровеносная   система», Определяют   понятия:   «сердце»,   «капилляры»,   «вены»,   «артерии», «кровеносная система», «органы кровеносной системы», «круги крово­ обращения»,   «незамкнутая кровеносная   система»,   «артериальная   кровь»,   «венозная   кровь», «плазма», «форменные элементы крови», «фагоцитоз», «функции крови». Сравнивают   кровеносные   системы   животных   разных   систематических групп. Выявляют признаки сходства и различия в строении и механизмах функционирования   органов   и   их   систем   у   животных.   Описывают кровеносные   системы   животных   разных   систематических   групп.   Со­ ставляют   схемы  и  таблицы,  систематизирующие  знания  о кровеносных системах   животных.   Выявляют   причины   усложнения   кровеносной системы животных разных систематических групп в ходе эволюции 48/9 Органы выделения 07.03 Составление таблицы Определяют   понятия:   «выделительная   система»,   «канальцы»,   «почка», «мочеточник»,   «мочевой   пузырь»,   «моча»,   «клоака».   Сравнивают выделительные системы животных разных систематических групп. Дают 49/10 Нервная система.  Рефлекс. Инстинкт. 14.03 50/11 Органы чувств. 15.03 «Сравнительная характеристика органов выделения у некоторых типов животных   и   у классов типа   хордовых»   Работа с  терминами на с.  229 ­230  учебника. Л.р.№18  «Изучение  ответной  реакции  организма  на  раздражение» оценочная характеристику эволюции систем органов животных. Описывают органы выделения и выделительные системы животных разных систематических групп. Выявляют причины усложнения выделительных систем животных в ходе эволюции Определяют понятия: «раздражимость», «нервная ткань», «нервная сеть», «нервный узел», «нервная цепочка», «нервное кольцо», «нервы»,  «головной мозг», «спинной мозг», «большие полушария», «корабольших  полушарий», «врождённый рефлекс», «приобретённый рефлекс», «инс­ тинкт». Раскрывают значение нервной системы для жизнедеятельности  животных. Описывают и сравнивают нервные системы животных разных  систематических групп. Составляют схемы и таблицы,  систематизирующие знания о нервных системах и строении мозга  животных. Устанавливают зависимости функций нервной системы от её  строения. Устанавливают при­ чинно­следственные связи между  процессами, лежащими в основе регуляции деятельности организма.  Получают биологическую информацию о нервной системе, инстинктах и  рефлексах животных из различных источников, в том числе из Интернета Определяют   понятия:   «эволюция   органов   чувств   животных»,   «глаз», «простой глазок», «сложный фасеточный глаз», «монокулярное зрение», «бинокулярное зрение», «нервная регуляция», «жидкостная регуляция». Получают биологическую информацию об органах чувств и механизмах из различных источников, в том числе из Интернета. Составляют схемы и таблицы,   систематизирующие   знания   о   нервных   системах   и   строении мозга животных. Устанавливают зависимость функций органов чувств от их строения. Объясняют механизмы и значение жидкостной и нервной 51/12 Органы   размножения. 21.03 Продление рода. Самостоятельна я   работа   с терминами   на   с. 238 учебника. регуляции   деятельности   животных.   Описывают   и   сравнивают   органы чувств животных разных систематических групп. Различают на муляжах и таблицах органы чувств   «половая   система»,   «половые   органы»,   «бесполое   размножение», Определяют понятия: «воспроизводство как основное свойство жизни», «органы   размножения»,   «половое размножение»,   «гер­ мафродитизм»,   «раздельнополость»,   «яичники»,   «яйцеводы»,   «матка», «семенники»,   «семяпроводы»,   «плацента».   Получают   биологическую информацию об органах размножения из  различных источников, в том числе   из   Интернета.   Описывают   и   сравнивают   органы   размножения животных разных систематических групп. Объясняют отличия полового размножения   у   животных.   Приводят   доказательства   преимущества полового   размножения   животных   разных   систематических   групп   по сравнению со всеми известными 52/13 Контрольно –  обобщающий урок  по  теме: «Эволюция  строения и функций  органов и их систем». 22.03 Тестирование  Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.  Устанавливают зависимость функций органов и систем органов от их  строения. Формулируют сравнительно­анатомические характеристики  изученных групп животных. Объясняют механизмы функционирования  различных органов и систем органов. Приводят доказательства  реальности процесса эволюции органов и систем органов Индивидуальное развитие животных – 3 часа Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (3 часа) Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения.  Периодизация и продолжительность жизни животных. Лабораторная работа №6 «Определение возраста животных» Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: основные способы размножения животных и их разновидности; отличие полового размножения животных от бесполого; закономерности развития с превращением и развития без превращения. Учащиеся должны уметь: правильно использовать при характеристике индивидуального развития животных соответствующие понятия; доказать преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме; характеризовать возрастные периоды онтогенеза; показать черты приспособления животного на разных стадиях развития к среде обитания; выявлять факторы среды обитания, влияющие на продолжительность жизни животного; распознавать стадии развития животных; различать на живых объектах разные стадии метаморфоза у животных; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: сравнивать и сопоставлять стадии развития животных с превращением и без превращения и выявлять признаки сходства и отличия в развитии  животных с превращением и без превращения; устанавливать причинно­следственные связи при изучении приспособленности животных к среде обитания на разных стадиях развития; абстрагировать стадии развития животных из их жизненного цикла; составлять тезисы и конспект текста; самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы; конкретизировать примерами рассматриваемые биологические явления; получать биологическую информацию об индивидуальном развитии животных, периодизации и продолжительности жизни организмов из  различных источников. 53/1 Способы   размножения. Оплодотворение 04.04 Самостоятельна я   работа   с текстом учебника   на   с. 240­242   и выполнение задания. Определяют   понятия:   «деление   надвое»,   «множественное   деление», «бесполое размножение», «половое размножение», «почкование», «живо­ рождение»,   «внешнее   оплодотворение»,   «внутреннее   оплодотворение». Раскрывают биологическое значение полового и бесполого размножения. Описывают   и   сравнивают   половое   и   бесполое   размножение.   Приводят доказательства   преимущества   внутреннего   оплодотворения   и   развития зародыша в материнском организме 54/2 Развитие  с превращением и без превращения 05.04   Определяют понятия: «индивидуальное развитие», «развитие с полным превращением»,   «развитие   с   неполным   превращением»,   «развитие   без превращения»,   «метаморфоз».   Описывают   и   сравнивают   процессы развития с превращением и без превращения. Раскрывают биологическое значение развития с превращением и без превращения. Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о развитии с превращением и без превращения у животных. Используют примеры раз­ вития организмов для доказательства взаимосвязей организма со средой их обитания 55/3 Периодизация   продолжительность жизни. и 11.04 Лабораторная работа   №19 «Изучение стадий Определяют понятия: «половое созревание», «онтогенез», «периодизация онтогенеза», «эмбриональный период», «период формирования и роста организма», «период половой зрелости», «старость». Объясняют причины разной   продолжительности   жизни   животных.   Выявляют   условия,   оп­ развития животных   и определение   их возраста»    ределяющие количество рождённых детёнышей у животных разных систе­ матических групп. Выявляют факторы среды обитания, влияющие на про­ должительность жизни животного. Сравнивают животных, находящихся в одном и в разных периодах жизни. Распознают стадии развития животных. Получают из различных источников биологическую информацию о пери­ одизации   и   продолжительности   жизни   животных.   Различают   на   живых объектах   разные   стадии   метаморфоза   у   животных.   Оформляют   отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы Развитие животного мира на Земле – 4 часа  Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: сравнительно­анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции; причины эволюции по Дарвину; результаты эволюции. Учащиеся должны уметь: правильно использовать при характеристике развития животного мира на Земле биологические понятия; анализировать доказательства эволюции; характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы; устанавливать причинно­следственные связи многообразия животных; доказывать приспособительный характер изменчивости у животных; объяснять значение борьбы за существование в эволюции животных; различать на коллекционных образцах и таблицах гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы у животных; Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: выявлять черты сходства и отличия в строении и выполняемой функции органов­гомологов и органов­аналогов; сравнивать и сопоставлять строение животных на различных этапах исторического развития; конкретизировать примерами доказательства эволюции; составлять тезисы и конспект текста; самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы; получать биологическую информацию об эволюционном развитии животных, доказательствах и причинах эволюции животных из различных  источников; анализировать, обобщать высказывать суждения по усвоенному материалу; толерантно относиться к иному мнению; корректно отстаивать свою точку зрения 56/1 Доказательства эволюции: сравнительно –  анатомические,  эмбриологические,  палеонтологические.  57/2 Ч.Дарвин о причинах  эволюции животного  мира.  12.04 18.04 Д.  палеонтологичес ких  доказательств  эволюции.  Отработка  новых терминов. Определяют понятия: «филогенез», «переходные формы»,  «эмбриональное развитие», «гомологичные органы», «рудиментарные  органы», «атавизм». Анализируют палеонтологические, сравнительно­ анатомические и эмбриологические доказательства эволюции животных.  Описывают и характеризуют гомологичные, аналогичные и руди­ ментарные органы и атавизмы. Выявляют факторы среды, влияющие на  ход эволюционного процесса Определяют понятия: «наследственность», «определённая изменчивость», «неопределённая изменчивость», «борьба за существование»,  «естественный отбор». Получают из разных источников биологическую информацию о причинах эволюции животного мира, проявлении  наследственности и изменчивости организмов в животном мире.  Объясняют значение наследственности, изменчивости и борьбы за  существование в формировании многообразия видов животных. Приводят доказательства основной, ведущей роли естественного отбора в эволюции животных Определяют понятия: «усложнение строения и многообразие видов как  результат эволюции», «видообразование», «дивергенция»,«разно­ видность». Получают из разных источников биологическую информацию  о причинах усложнения строения животных и разнообразии видов.  Составляют сложный план текста. Устанавливают причинно­ следственные связи при рассмотрении дивергенции и процесса  видообразования в ходе длительного исторического развития. Ха­ рактеризуют механизм видообразования на примере галапагосских вьюр­ ков. Представляют информацию по теме «Ч. Дарвин о причинах  эволюции животного мира» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в  том числе с применением компьютерных технологий Определяют   понятия,   формируемые   в   ходе   изучения   темы. Устанавливают   зависимость   функций   органов   и   систем   органов   от   их строения.   Формулируют   сравнительно­анатомические   характеристики изученных   групп   животных.   Объясняют   механизмы   функционирования различных   органов   и   систем   органов.   Приводят   доказательства реальности процесса эволюции органов и систем органов 58/3 Усложнение строения  животных и разнообразие  видов как результат  эволюции.   19.04 Тестирование  25.04 Решение биологических задач 59/4 Обобщающий   урок   по теме: «Развитие животного   мира   на Земле».   Биоценозы – 5 часов  Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов; признаки экологических групп животных; признаки естественного и искусственного биоценоза. Учащиеся должны уметь: правильно использовать при характеристике биоценоза биологические понятия; распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания; выявлять влияние окружающей среды на биоценоз; выявлять приспособления организмов к среде обитания; определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу; определять направление потока энергии в биоценозе; объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза; определять принадлежность биологических объектов к разным экологическим группам. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы; устанавливать причинно­следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов; конкретизировать примерами понятия «продуценты», «консументы», «редуценты»; выявлять черты сходства и отличия естественных и искусственных биоценозов, цепи питания и пищевой цепи; самостоятельно использовать непосредственные наблюдения, обобщать и делать выводы; систематизировать биологические объекты разных биоценозов; находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений; находить в словарях и справочниках значения терминов; составлять тезисы и конспект текста; самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы; поддерживать дискуссию. 60/1   Естественные и искусственные   биоценозы (водоем,   степь, тундра,   лес,   населенный пункт).   луг, 26.04   Работа с рисунком   197   в учебнике   на   с. 270. Определяют   понятия:   «биоценоз»,   «естественный   биоценоз»,   «искусст­ венный   биоценоз»,   «ярусность»,   «продуценты»,   «консументы»,   «реду­ центы»,   «устойчивость   биоценоза».   Изучают   признаки   биологических объектов:   естественного   и   искусственного   биоценоза,   продуцентов, консументов, редуцентов 61/2 Факторы   среды   и   их влияние на биоценозы 3.05 62/3 Цепи   питания. энергии   Поток 10.05 Фронтальный   и индивидуальный опрос. Проверка письменного задания после п. 54.   №3 Определяют понятия: «среда обитания», «абиотические факторы среды», «биотические   факторы   среды»,   «антропогенные   факторы   среды». Характеризуют   взаимосвязь   организмов   со   средой   обитания,   влияние окружающей среды на биоценоз и приспособление организмов к среде обитания.   Анализируют   принадлежность   биологических   объектов   к экологическим группам Определяют понятия: «цепи питания», «пищевая пирамида, или пирамида биомассы», «энергетическая пирамида», «продуктивность», «экологиче­ ская группа», «пищевые, или трофические, связи» 63/4 Взаимосвязь   компонентов биоценоза их приспособленность друг к и     16.05 Анализируют взаимосвязи организмов со средой обитания, их приспособ­ ленности к совместному существованию. другу. 64/5   Контрольно – обобщающий   урок   по теме  «  Биоценозы». 17.05 Разноуровневые программирован ные задания (тест)   Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.                                                               Животный мир и хозяйственная деятельность человека – 5 часов.  Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: методы селекции и разведения домашних животных; условия одомашнивания животных; законы охраны природы; признаки охраняемых территорий; пути рационального использования животного мира (области, края, округа, республики) Учащиеся должны уметь: пользоваться Красной книгой; анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир; Учащиеся должны понимать: причинно­следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу; Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: выявлять причинно­следственные связи принадлежности животных к разным категориям в Красной книге; выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны; находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов; находить значения терминов в словарях и справочниках; составлять тезисы и конспект текста; самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы. Личностные результаты обучения Учащиеся должны: знать правила поведения в природе; понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; уметь реализовывать теоретические познания на практике; видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии; проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания; испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетические чувства от общения с животными; признавать право каждого на собственное мнение; формировать эмоционально­положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки; проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; уметь отстаивать свою точку зрения; критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия; уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения 65/1 66/2 67/3 68/4 Воздействие человека и  его деятельности на  животных. Промыслы.  Одомашнивание.  Разведение, основы  содержания и селекции  сельскохозяйственных  животных. Законы  об охране  животного мира. Система  мониторинга   Охраняемые территории.  Красная книга.  Рациональное  использование животных. 23.05 Презентации по  теме 24.05 Презентации по  теме Определяют понятия: «промысел», «промысловые животные». Ана­ лизируют причинно­следственные связи, возникающие в результате воз­ действия человека на животных и среду их обитания. Работают с  дополнительными источниками информации Определяют понятия: «одомашнивание», «отбор», «селекция»,  «разведение». Изучают методы селекции и разведения домашних  животных. Анализируют условия их содержания 30.05 31.05 Презентации по  теме Опорный  конспект.  Биологические  задачи. Презентации по  теме Определяют понятия: «мониторинг», «биосферный заповедник». Изучают законодательные акты Российской Федерации об охране животного мира. Знакомятся с местными законами. Составляют схемы мониторинга Определяют понятия: «заповедники», «заказники», «памятники  природы», «акклиматизация». Знакомятся с Красной книгой. Определяют признаки охраняемых территорий №п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Итого Учебно­тематический план Раздел Введение Глава1. Простейшие Глава 2.   Многоклеточные организмы. Беспозвоночные Многоклеточные организмы.  Хордовые. Глава 3.Эволюция строения и функций органов и их систем. Глава 4.Развитие и закономерности размещение животных на Земле. Глава 5.Биоценозы. Глава 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека. Количество  часов 2 2 18 17 13 6 5 5                        70ч. График контрольных работ в 7 классе. №п/п 1 2. 3. 4. 5. 6. Беспозвоночные Наименование Членистоногие Хордовые Эволюция строения и функций органов и их систем. .Развитие и закономерности размещение животных на Земле Биоценозы. Дата проведения 18.10 23.11 1.02 23.03 25.04 17.05 Согласовано                                                                                                               Заместитель директора по УВР                                                                                                                _______________   Пужалина Т.В.                                                                                                          31.08.2017года

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии  (7  класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018