Рабочая программа по биологии 7 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии 7 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
биология
7 кл
04.04.2018
Рабочая программа по биологии 7 класс
Данный материал может быть полезен для учителя ИЗО. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, основного общего образования по биологии и Программы курса «Многообразие живых организмов» для 7-го класса автора В. Б. Захаров, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Програм-мы. – М.: Дрофа, 2008. – 72 с., отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготов-ки обучающихся.рабочая программа
7 биология.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новомеловатская средняя общеобразовательная школа            «Рассмотрено»             Руководитель МО              учителей  естественно­             научного цикла             С.П.Протасова__________             Протокол №___ от             «_____» сентября ____________ года «Согласовано» Заместитель  директора  Школы по УВР МКОУ  Новомеловатская СОШ О.А.Стрельцова_____________   «_____» сентября __________ года                            «Утверждаю»                                      Директор МКОУ                             Новомеловатская СОШ                             А.Н.Протасов ____________                             Приказ № _______  от                               «_____» сентября ________года РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА биологии 7класс Учитель первой категории Е.И.Котова                                                                                                                                                                                                    «Принято»                                                                                                                                                                                                    Педагогическим советом                                                                                                                                                                                                    Протокол №___ от                                                                                                                                                                                                    «_____» сентября _______ года __________ учебный год 1 Пояснительная записка 1. Основание. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,     основного общего образования по биологии и Программы курса «Многообразие живых организмов» для 7­го класса автора В. Б. Захаров, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008. – 72 с., отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 105 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 3 часов в неделю в течение 1 учебного года. (2 часа из федерального компонента, 1 час из компонента образовательного учреждения, направлен на расширение учебной программы) Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин. Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:     нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье; соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям; личностная ориентация содержания образования; деятельностный   характер   образования,   направленность   содержания   образования   на   формирование   общих   учебных   умений   и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности; усиление воспитывающего потенциала; формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в обеспечение   компьютерной   грамотности   через   проведение   мультимедийных   уроков,   тестирование,   самостоятельную   работу   с Концептуальной основой  раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности    реальной жизни для решения практических задач; ресурсами Интернет. 2 использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса. Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы,   постановке   проблем,   требующих   от   них   самостоятельной   деятельности   по   их   разрешению,   формированию   активной   личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе. 2. Цели и задачи. В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей и задач:  формирование   целостного   представления   о   мире,   основанного   на   приобретенных   знаниях,   умениях,   навыках   и   способах деятельности; приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной    траектории.  освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;   овладение умениями  применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать   с   биологическими   приборами,   инструментами,   справочниками;   проводить   наблюдения   за   биологическими   объектами   и   состоянием собственного организма, биологические эксперименты;   развитие познавательных интересов, интеллектуальных  и творческих способностей  в  процессе  проведения   наблюдений  за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;  воспитание  позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;  иcпользование   приобретенных   знаний   и   умений   в   повседневной   жизни  для   ухода   за   домашними   животными,   заботы   о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, 3 собственному   организму,   здоровью   других   людей;   для   соблюдения   правил   поведения   в   окружающей   среде,   норм   здорового   образа   жизни, профилактики заболеваний. Рабочая   программа   предусматривает   формирование   у   учащихся  общеучебных   умений   и   навыков,   универсальных   способов деятельности  и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.  3. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса. В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать ­ признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; ­ сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие,   размножение,   наследственность   и   изменчивость,   регуляция   жизнедеятельности   организма,   раздражимость,   круговорот   веществ   и превращения энергии в экосистемах; особенности  организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведении. уметь ­ объяснять:  роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого   ученика;   родство,   общность   происхождения   и   эволюцию   растений   и   животных   (на   примере   сопоставления   отдельных   групп);   роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;   взаимосвязи   человека   и   окружающей   среды;   зависимость   собственного   здоровья   от   состояния   окружающей   среды;   причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;  ­ изучать   биологические объекты и процессы:  ставить биологические  эксперименты,  описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; ­ распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; 4 наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;  ­ выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; ­ сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; ­ определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); ­   анализировать   и   оценивать  воздействие   факторов   окружающей   среды,   факторов   риска   на   здоровье,   последствий   деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ­ проводить самостоятельный поиск биологической информации:  находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни   для:     соблюдения   мер   профилактики   заболеваний,   вызываемых   растениями,   животными,   бактериями,   грибами   и   вирусами;     травматизма, стрессов, ВИЧ­инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;                                             оказания первой  помощи  при отравлении  ядовитыми  грибами,  растениями,  укусах  животных;  при простудных заболеваниях,  ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Ожидаемый   результат   изучения   курса  –   знания,   умения,   опыт,   необходимые   для   построения   индивидуальной   образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании. 4. Учебное и учебно­методическое обеспечение. Учебно­методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов: ­ нормативно­инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»; ­ программно­методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета; ­ материально­техническое обеспечение преподавания предмета. Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»: 5 ­ Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2008 г.); ­ Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ; ­ Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии; ­ Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы; ­ Инструктивно­методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»; ­Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования. Программно­методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.      В. Б. Захаров, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2008. – 72 с., Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана­Граф, 2008  Тематическое и поурочное планирование по биологии: 7 класс: к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология, Многообразие живых организмов. 7 класс» / Н.Ю.Захарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 254 /2/ с. – (Серия «Учебно­методический комплект»). Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в 5. Основное содержание курса. зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.  Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся  представлений  об отличительных особенностях   живой   природы,   ее   многообразии   и   эволюции,   человеке   как   биосоциальном   существе.   Отбор   содержания   проведен   с   учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого­эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми   акценты   в   изучении   многообразия   организмов   переносятся   с   рассмотрения   особенностей   строения   отдельных   представителей   на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий. Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков. 6 Раздел   включает   перечень   лабораторных   и   практических   работ,   учебных   экскурсий   и   других   форм   практических   занятий,  которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Представленные  в  рабочей   программе  лабораторные  и   практические  работы  являются   фрагментами   уроков,  не  требующими  для   их проведения дополнительных учебных часов.  Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.  Методы и формы  обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей   и   потребностей   учащихся;   интерактивность   (работа   в   малых   группах,   ролевые   игры,   имитационное   моделирование,   тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем личностно­деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.  Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги. В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально­групповых формах.  При организации учебно­познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В. Б. Захаров. Биология.  Многообразие живых организмов. Рабочая тетрадь. 7 класс.   М.: Дрофа, 2008. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания. В рабочей программе предусмотрена  система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.  Контроль знаний, умений и навыков учащихся ­ важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения   умениями   и   навыками,   заданными   как   планируемые   результаты   обучения.   Они   представляются   в   виде   требований   к   подготовке учащихся.  Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый   контроль;   формы   контроля:   контрольная   работа,   дифференцированный   индивидуальный   письменный   опрос,   самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради. 7 Для   текущего   тематического   контроля   и   оценки   знаний   в   системе   уроков   предусмотрены   уроки­зачеты,   контрольные   работы.   Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. Для   получения   объективной   информации   о   достигнутых   учащимися   результатах   учебной   деятельности   и   степени   их   соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции   образовательного   процесса   предусмотрен   следующий  инструментарий:  мониторинг   учебных   достижений   в   рамках   уровневой дифференциации;   использование   разнообразных   форм   контроля   при   итоговой   аттестации   учащихся,   введение   компьютерного   тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.  Программа предусматривает следующие условные обозначения: Пр. раб – практическая работа, Лаб. раб – лабораторная работа, Самост. раб – самостоятельная работа. 6. Учебно­тематический план. 1. Введение (4 часа) Мир живых организмов. Уровни организации живого. Чарльз Дарвин и происхождение видов. Многообразие живых организмов и их  классификация. Среды жизни и места обитания животных.. Место и роль животных в природных сообществах. Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.  Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.  Экскурсии. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.    I. Царство прокариоты. (6 часов) Общая характеристика. Происхождение. Подцарства: Архебактерии, Настоящие бактерии и Оксифотобактерии. Подцарство Настоящие бактерии. Особенности строения бактериальной клетки (размеры, форма). Передвижение, типы обмена веществ, черты приспособленности к переживанию   неблагоприятных   условий   жизни.   Размножение.   Роль   в   природных   сообществах,   жизни   человека.   Подцарство   Архебактерии. Особенности   строения,   жизнедеятельности   метанобразующих   бактерий   и   серобактерий.   Роль   в   природе.   Подцарство   Оксифотобактерий. Особенности строения, питания, размножения. Роль в природе, жизни человека. Демонстрация таблицы.  Биологический диктант II. ЦАРСТВО ГРИБЫ (6 ч) 8 Общая характеристика царства. Происхождение. Особенности строения одноклеточных и многоклеточных грибов. Отделы царства грибов. Отдел настоящие грибы. Классы: Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты, Дейтеромицеты (несовершенные грибы). Класс Зигомицеты. Среда обитания. Особенности строения, питания, размножения на примере мукора. Практическое значение. Класс Аскомицеты. Многообразие видов. Распространение.   Особенности   строения,   питания,   размножения   на   примере   дрожжей.   Практическое   значение.   Грибы­паразиты,   черты, приспособленности к паразитизму. Вред, наносимый культурным злакам. Класс Базидиомицеты. Особенности строения, жизнедеятельности на примере шляпочных грибов. Многообразие видов. Роль в природе, практическое значение. Класс Дейтеромицеты, или Несовершенные грибы. Многообразие видов. Распространение. Среды обитания. Особенности строения тела, размножения. Грибы­паразиты   растений   и   животных.   Роль   в   природе.   Отдел   Оомицеты.   Среда   обитания,   особенности   строения   грибов   из   рода фитофтора. Вред, наносимый культурным растениям. Отдел   Лишайники.   Общая   характеристика.   Многообразие   видов.   Разнообразие   формы   тела.   Особенности   строения,   питания   как симбиотических организмов. Роль в природе, практическое значение. Демонстрация натуральных шляпочных грибов, муляжей плодовых тел шляпочных грибов, трутовика, спорыньи, таблицы, диафильма о  грибах; коллекции лишайников, таблицы, диафильма о лишайниках. Лабораторные работы № 1. Строение плесневого гриба мукора. № 2. Строение плодового тела шляпочного гриба. III. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (32 ч) 1.  Общая характеристика царства растений (1 ч) Особенности строения клетки, тканей, органов, питания. Фитогормоны и их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Полцарства: Низшие и Высшие растения. 2.  Подцарство Низшие растения (6 ч) Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика. Многообразие видов, особенности распространения, среды обитания. Отделы водорослей: Зеленые водоросли, Бурые, Красные водоросли, или Багрянки. Отдел   Зеленые   водоросли.   Многообразие   видов.   Среда   обитания.   Особенности   строения,   жизнедеятельности   одноклеточных   и многоклеточных форм. Роль в природе. практическое значение. Отдел Бурые водоросли. Многообразие видов. Распространение. Особенности строения таллома. Роль в природе. Практическое значение. Отдел Красные водоросли  (Багрянки). Особенности строения, жизнедеятельности.  Сходство с бурыми водорослями.  Роль в природе, Демонстрация  живых или гербарных экземпляров водорослей, таблицы о многоклеточных и одноклеточных водорослях, диафильмы о водорослях. Лабораторная работа № 3. Строение спирогиры. 9 3.  Подцарство Высшие растения (24 ч) Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее  сложноорганизованных по сравнению с низшими растениями. Отделы высших споровых растений: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные,  Папоротниковидные. Отдел Моховидные. Особенности строения, жизнедеятельности, распространения, роль в природе. Отдел Плауновидные. Особенности организации, роль в природе, практическое значение. Отдел Хвощевидные. Особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе. Отдел Папоротниковидные. Особенности строения, жизнедеятельности, происхождения, распространения. Роль папоротников в природе,  их практическое значение. Семенные растения. Отдел Голосеменные. Особенности организации, жизненные формы, многообразие видов. Роль голосеменных в  природе и их практическое значение. Отдел Покрытосеменные — цветковые растения. Особенности строения, жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее сложных  растений по сравнению с голосеменными. Классы: Двудольные, Однодольные, их основные семейства. Многообразие видов, распространение, роль в природе, жизни человека, его  хозяйственной деятельности. Демонстрация живых растений, гербарных экземпляров мхов, плаунов, хвощей, папоротников, хвойных и цветковых растений разных  классов и семейств. Лабораторные работы № 4. Строение мха кукушкин лен. № 5. Строение мха сфагнум. № 6. Строение хвоща. № 7. Строение папоротника. № 8. Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны. № 9. Строение шиповника. № 10. Строение пшеницы. IV. ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ (53 ч) Общая характеристика царства. Особенности строения, жизнедеятельности животных, отличающие их от организмов других царств живой природы. Полцарства: Одноклеточные и Многоклеточные. Систематика животных. 1.  Подцарство Одноклеточные (4 ч) Общая характеристика одноклеточных, или простейших. Многообразие видов. Основные типы: Саркожгутиконосцы, Инфузории,  Споровики. Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной  деятельности. 10 Тип Инфузории. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения как наиболее сложноорганизованных по сравнению с другими  простейшими. Многообразие видов, роль в природе. Тип Споровики. Особенности организации споровиков — паразитов человека и животных. Демонстрация микропрепаратов, простейших, таблиц, рисунков об одноклеточных. Лабораторная работа № 11. Строение инфузории­туфельки. 2.  Подцарство Многоклеточные (47 ч) Общая характеристика подцарства. Особенности строения, жизнедеятельности клетки многоклеточного организма, ткани, органы, системы органов. Типы симметрии. Тип Губки. Особенности строения губок как примитивных многоклеточных. Тип Кишечнополостные (4 ч) Особенности строения, жизнедеятельности кишечнополостных как двухслойных многоклеточных с лучевой симметрией. Бесполое и  половое размножение. Происхождение. Среда обитания. Многообразие видов. Классы: Гидроидные, Сцифоидные медузы, Коралловые полипы.  Особенности строения, жизнедеятельности. Способы размножения, особенности индивидуального развития. Роль в природных сообществах. Демонстрация таблиц, рисунков с изображением строения кишечнополостных. Лабораторная работа № 12. Внешнее строение пресноводной гидры. Раздражимость, движение гидры. Тип Плоские черви (3 ч) Общая характеристика типа. Происхождение. Основные классы. Класс Ресничные черви. Особенности строения, жизнедеятельности на примере белой планарии как свободноживущей формы.  Многообразие видов, роль в природе. Класс Сосальщики. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития печеночного сосальщика, связанные с  паразитизмом. Класс Ленточные черви. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития бычьего цепня, связанные с паразитизмом. Многообразие червей­паразитов, черты приспособленности к паразитизму. Демонстрация таблиц, рисунков о строении различных видов плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Тип Круглые черви (3ч) Общая характеристика типа. Происхождение. Особенности организации на примере аскариды человеческой. Многообразие видов.  Особенности строения, жизнедеятельности, связанные со средой обитания. Демонстрация таблицы, рисунков о разнообразии круглых червей, о развитии аскариды. Тип Кольчатые черви (4 ч) Общая характеристика типа. Многообразие видов. Происхождение. Основные классы: Многощетинковые черви, Малощетинковые черви,  Пиявки. 11 Класс Многощетинковые. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с  плоскими и круглыми червями. Роль в природе, практическое значение. Класс Малощетинковые черви. Особенности организации, размножения на примере дождевых червей, их приспособленность к жизни в почве. Роль в природе, почвообразовании, практическое значение. Класс Пиявки. Особенности организации, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека. Демонстрация живых или фиксированных дождевых червей, таблиц, рисунков о строении кольчецов, их разнообразии. Лабораторная работа № 13. Внешнее строение дождевого червя. Тип Моллюски (3 ч) Особенности строения, жизнедеятельности моллюсков как наиболее сложноорганизованных по сравнению с кольчатыми червями.  Происхождение моллюсков. Основные классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Демонстрация раковин брюхоногих, двустворчатых моллюсков, таблиц, рисунков о строении моллюсков, их разнообразии. Лабораторная работа № 14. Внешнее строение моллюска. Тип Членистоногие (10 ч) Особенности организации членистоногих. Происхождение. Многообразие видов. Основные классы. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Среды обитания. Низшие и высшие раки, их различия. Роль в  природе и практическое значение. Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Особенности организации пауков, клещей, связанные со средой  обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Среды обитания, многообразие видов. Основные отряды насекомых с неполным и полным превращением, особенности их организации, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Демонстрация коллекций членистоногих, таблиц, рисунков о ракообразных, паукообразных, насекомых. Лабораторные работы № 15. Внешнее строение речного рака.  № 16. Внешнее строение насекомого. Тип Иглокожие (1ч) Общая характеристика типа. Происхождение. Многообразие видов. Основные классы: Морские звезды, Морские ежи, Голотурии.  Особенности строения, жизнедеятельности. Роль в природе, практическое значение. Демонстрация коллекции, таблиц, рисунков о разнообразии иглокожих, особенностях строения представителей разных классов. Тип Хордовые (21 ч) 12 Общая характеристика типа. Происхождение. Подтипы: Бесчерепные, Оболочники, Позвоночные. Особенности организации. Подтип  Бесчерепные. Особенности строения, жизнедеятельности на примере ланцетника. Подтип Оболочники. Особенности строения, размножения  асцидий. Надкласс Рыбы (23ч) Общая характеристика рыб. Класс Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Класс Костные рыбы. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения   и   развития.   Группы   костных   рыб:   хрящекостные,   кистеперые,   лучеперые   и   двоякодышащие.   Многообразие   видов   и   черты приспособленности к среде обитания. Класс Земноводные (3 ч) Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности,  размножения, развития на примере лягушки. Основные отряды: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Многообразие видов, черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе, практическое значение. Демонстрация таблиц, рисунков с изображением схемы строения лягушки, многообразия земноводных. Лабораторные работы № 17. Внешнее строение лягушки. № 18. Внутреннее строение земноводного. Класс Пресмыкающиеся (3 ч) Общая характеристика пресмыкающихся как настоящих наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения,  жизнедеятельности, размножения на примере прыткой ящерицы. Основные отряды современных пресмыкающихся: Чешуйчатые, Крокодилы,  Черепахи. Многообразие видов, особенности строения, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной  деятельности. Вымершие группы пресмыкающихся. Демонстрация таблиц, рисунков о строении пресмыкающихся, их многообразия. Класс Птицы (5 ч) Общая характеристика класса. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности птиц как наиболее сложноорганизованных  позвоночных по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Сезонные изменения в жизни птиц. Экологические группы: птицы леса,  степей и пустынь, водоемов и побережий, болот, дневные хищники, ночные хищные птицы. Роль птиц в природе, жизни человека, его  хозяйственной деятельности. Демонстрация живых птиц, чучел, таблиц, рисунков о строении птиц, их разнообразии. Лабораторная работа № 19. Внешнее строение птицы. Класс Млекопитающие (6 ч) Общая характеристика класса. Происхождение. Основные подклассы: Первозвери, или Однопроходные, Настоящие звери. 13 Особенности организации млекопитающих на примере представления плацентарных как наиболее высокоорганизованных позвоночных.  Особенности размножения, развития. Экологические группы: землерои, грызущие звери, авиабионты, хищные звери, гидробионты, хронобионты,  хоботные, приматы. Роль в природе, практическое значение. Подкласс Первозвери. Общая характеристика, распространение. Особенности строения, размножения на примере ехидны и утконоса.  Особенности организации сумчатых как наиболее примитивных зверей по сравнению с плацентарными. Распространение. Редкие виды и меры их  охраны. Демонстрация чучел зверей, таблиц, рисунков о строении млекопитающих и их разнообразии, скелета. Лабораторная работа № 20. Внутреннее строение млекопитающего. Экскурсия на природу, в зоопарк или краеведческий музей на тему: «Многообразие млекопитающих родного края и их роль в природе,  жизни человека». Повторительно­обобщающий урок на тему: «Особенности организации животных, их роль в природе, жизни человека, его хозяйственной  деятельности» — 1 ч. V. ЦАРСТВО ВИРУСЫ (2 ч) Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействия вируса и  клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. 14 № п/п Дата проведени я план фак т 1. 2. 3. 4. Поурочно­тематическое планирование. Тема урока Тип урока Элементы  содержания Требования к уровню  подготовки учащихся I. Введение – 4 часа Мир живых организмов. Уровни  организации живого. комбинирован ный Чарльз Дарвин и происхождение  видов. комбинирова нный  Чарльз Дарвин и происхождение  видов. Многообразие живых организмов  и их классификация. комбинирова нный  комбинирова нный  Клетка, ткани, органы, организм, биоценоз,  биосфера, живое  вещество, биокостное  вещество, вид,  популяция, Борьба за  существование,  искусственный и  естественный отбор,  конкуренция Систематика, отряд,  род, класс, семейство,  подцарство, царство,  прокариоты, вирусы,  грибы, растения,  животные З: о многообразии живых  организмов  У: различать уровни, давать  характеристику уровней  организации живых организмов  Н: приводить примеры З: о многообразии видов  У: объяснить механизм  образования видов  Н: приводить примеры  различных видов З: о многообразии видов, о  науке систематике  У: объяснить по каким  признакам классифицируются  живые организмы  Н: приводить примеры  классификации живых  организмов II.  Царство прокариоты – 6 часов Вид  контроля,  измерители Текущий Текущий  тематически й   Текущий  15 5. 6. 7. 8. 9. Общая прокариот.   характеристика изучение  нового  материала Архебактерии,  настоящие бактерии,  оксифотобактерии,  микробиология Особенности строения и  жизнедеятельности прокариот.  Особенности строения и  жизнедеятельности прокариот. комбинирова нный  комбинирова нный  Подцарство Оксифотобактерии.  Подцарство Оксифотобактерии.  комбинирова нный  комбинирова нный  Особенности строения и жизнедеятельности  прокариот. Их роль в  природе и  практическое  значение.  Гетеротрофы,  автотрофы,  хемосинтез,  фотосинтез, аэробы,  анаэробы, симбионты,  разрушители,  клубеньковые  бактерии Цианобактерии,  синезеные водоросли.  Особенности  организации, роль в  природе,  практическое  значение. З: представителей царства  прокариот  У: определить внешние  особенности прокариот  Н: определять значимость  прокариот в жизни людей и  жизни организмов З: особенности организации и  жизнедеятельности прокариот  У: определять представителей  прокариот по рисункам  Н: определять значение  организмов в жизни человека Текущий Текущий тематически й  З: об особенностях  Оксифотобактерий  У: сравнивать с другими видами бактерий  Н: определять значимость  Оксифотобактерий Текущий тематически й  10. Царство грибы.  III. Царство грибы – 6 часов комбинирова Особенности  нный  организации грибов,  их роль в природе и  З: представителей царства  грибов, особенности  организации грибов  Текущий 16 11. Отдел Настоящие грибы.  12. Лабораторная работа №1,  № 2. «Строение и лишайников» грибов     У: объяснить строение грибов  Н: определять значимость  грибов в жизни человека Текущий З: о представителях отдела  настоящие грибы  У: объяснить особенности  строения настоящих грибов  Н: сравнивать, анализировать З: о представителях отдела  настоящие грибы  У:объяснить особенности  строения настоящих грибов  Н: сравнивать, анализировать Тематически й  жизни человека.  Микология, грибница  (мицелий), гифы,  почвенная грибница,  плодовое тело,  псевдомицелий,  симбиоз, микориза,  Настоящие грибы,  Оомицеты,  Лишайники  Отдел Настоящие  грибы. Особенности  строения и  жизнедеятельности.  Хитридиомицеты,  Зигомицеты,  Аскомицеты,  Базидиомицеты,  Дейтеромицеты  (Несовершенные  грибы), склероции Используя  методические  рекомендации  провести:  Лабораторная  работа №1   «Строение  плесневого гриба  мукора».  Лабораторная  работа № 2.  «Строение плодового актуализаци я ранее  усвоенных  знаний   актуализаци я ранее  усвоенных  знаний 17 Класс Базидиомицеты, Несовершенные   грибы.   Отдел Оомицеты. Класс Базидиомицеты,  Несовершенные грибы. Отдел  Оомицеты. Отдел Лишайники.  Тестовая  проверочная работа комбинирова нный  комбинирова нный  актуализаци я ранее  усвоенных  знаний тела шляпочного  гриба». Инстр. по Т. Б. Оомицеты, базидии,  шляпочные грибы,  трутовые грибы,  фитофтора.  Особенности строения и жизнедеятельности. Слоевище, накипные,  листовые, кустистые,  корковый слой,  сердцевина,  автогетеротрофы IV. Царство растения ­32 часа Общая   характеристика   царства Растения. комбинирова нный  13. 14. 15. 16. 17. Жизненные формы растений. комбинирова нный  Продуценты,  биомасса, низшие  растения, высшие  растения, биомы,  пигменты,  Текущий тематически й  Текущий З: о представителях класса  Базидиомицеты  У: сравнивать, анализировать Н: сравнивать особенности  строения с настоящими грибами З: представителей отдела  лишайников  У: объяснить особенности  строения  Н: приводить примеры  значимости лишайников в жизни животных Текущий. Текущий. З: представителей царства  растений  У: объяснить особенности  строения  Н: сравнивать с другими  представителями  (лишайниками) З: жизненные формы растений  У: определить особенности их  строения  Н: приводить примеры  жизненных форм 18 18. 19. 20. 21. 22. 23. Подцарство   Низшие   растения. Общая характеристика водорослей.   Размножение водорослей   и   развитие Многообразие водорослей. актуализаци я ранее  усвоенных  знаний актуализаци я ранее  усвоенных  знаний комбинирова нный  Лабораторная работа №3   «Строение спирогиры».   актуализаци я ранее  усвоенных  знаний Роль   в   природе   и   практическое значение водорослей. комбинирова нный  Роль   в   природе   и   практическое значение водорослей. актуализаци я ранее  усвоенных  знаний фитогормоны, тургор,  клеточный сок, Слоевище (таллом) Гаметы, зигота,  спорофит, гаметофит Отделы Зелёные  водоросли, Красные  водоросли, Бурые  водоросли, ризоиды Инстр. по Т. Б. На основании  изученного провести  лабораторную работу  по особенностям  строения спирогиры. Роль в природе и  практическое значение водорослей. З: особенности различных Н.Р.  У: работать с учебником  Н: определять основные этапы  размножения З: особенности размножении и  развития водорослей  У: работать с учебником  Н: работать с дополнительными источниками информации З: о многообразии водорослей  У: охарактеризовать  особенности строения  водорослей  Н: определять значение  водорослей З: особенности организации  водорослей  У: определить представителей  по рисунку  Н: сравнивать, анализировать З: представителей подцарства  Высшие растения  У: давать характеристику  представителей  Н: распознать В. Р. по рисункам Текущий. Текущий. Текущий тематически й  Текущий тематически й  19 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. Подцарства  Высшие растения. Общая характеристика  комбинирова нный  Отдел Моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности. комбинирова нный  Лабораторная работа №4   «Строение мха кукушкин лен».  Инстр. по Т. Б. Отдел плауновидные.. Отдел плауновидные.    Отдел Особенности   жизнедеятельности. Хвощевидные.   и строения актуализаци я ранее  усвоенных  знаний комбинирова нный  актуализаци я ранее  усвоенных  знаний комбинирова нный  Вегетативные и  репродуктивные  органы, спорангии,  эмбриональный и  постэмбриональный  периоды, споровые и  семенные растения Псилофиты, отдел  Моховидные,  кукушкин лён,  сфагнум На основании  изученного провести  лабораторную работу  по особенностям  строения мха  кукушкин лён Отдел Плауновидные.  Особенности строения и жизнедеятельности Отдел плауновидные.  Особенности строения и жизнедеятельности. Отдел Хвощевидные Лабораторная работа №5.  «Строение мха сфагнум». Урок  применения  На основании  изученного провести  З: Вегетативные и  репродуктивные органы У:давать характеристику Н: работать с таблицами З: представителей отдела  моховидные  У: давать характеристику этих  представителей  Н: сравнивать, анализировать З: особенности организации  Моховидные  У: определить представителей  по рисунку  Н: сравнивать, анализировать З: представителей отдела  У: охарактеризовать этих  представителей  Н: сравнивать В.Р. и  представителей Моховидные З: особенности организации  Хвощевидные  У: определить представителей  по рисунку  Н: сравнивать, анализировать З: особенности организации  Хвощевидные  Текущий Текущий Тематически й  Текущий. Тематически й  Текущий тематически й  20 31. 32 33. 34. 35. № 6. «Строение хвоща»  Отдел Папоротникообразные.  Особенности строения и  жизнедеятельности  Лабораторная работа №7  «Строение папоротника». знаний и  умений комбинирова нный  Особенности   жизнедеятельности. Папоротников.  строения   и обобщение и систематиза ция  Тест   по   теме:   «Подцарство Высшие растения». Отдел голосеменные растения.  Урок  контроля  знаний и  умений  изучение  нового  материала Лабораторная работа №8  «Строение мужских и женских  Урок  применения  знаний и  лабораторную работу  по особенностям  строения мха и хвоща. Отдел  Папоротниковидные,  микроспоры,  мегаспоры, заросток,  травянистые и  древовидные  папоротники Особенности строения и жизнедеятельности.  Папоротников. Их  роль в природе,  практическое значение Отдел  Голосеменные  растения, женские и  мужские шишки,  семенные чешуи,  семяпочка, пыльца,  трахеиды, кутикула,  сердцевина, семя,  эндосперм.  Особенности строения и жизнедеятельности.,  происхождение. На основании  изученного провести  У: определить представителей  по рисунку  Н: сравнивать, анализировать З: особенности организации,  папоротниковидных  У: сравнивать  Н: делать выводы о  принадлежности  представителей З: обобщение и систематизация  У: проверка ЗУНов  Н: работать с индивидуальными  заданиями З: обобщение и систематизация  У: проверка ЗУНов  Н: работать с индивидуальными заданиями З: о многообразии голосеменных растений  У: работать с текстом учебника  Н: обобщать, анализировать Текущий. Текущий тематически й  Текущий З: о многообразии голосеменных растений  Тематически й  21 36. 37. 38. 39. шишек, пыльцы и семян  сосны»  умений Многообразие голосеменных.   видов комбинирова нный    Отдел Особенности происхождение. Покрытосеменных. организации,   комбинирова нный  Лабораторная работа №9  «Строение цветкового  растения» Строение  шиповника. Урок  применения  знаний и  умений Размножение   покрытосеменных растений. Класс Двудольные. комбинирова нный  У: работать с текстом учебника  Н: обобщать, анализировать З: о многообразии голосеменных растений  У: работать с текстом учебника  Н: обобщать, анализировать Текущий. Текущий. З: об особенностях строения  покрытосеменных  У: сравнивать с другими  представителями Н: обобщать,  анализировать тематически й  Текущий. З: о типах размножения  покрытосеменных  У: работать с рисунками в  учебнике  Н: описывать типы размножений лабораторную работу  по особенностям  строения мужских и  женских шишек,  пыльцы и семян сосны Многообразие видов  голосеменных, их роль в природе и  практическое  значение. Отдел  Покрытосеменные,  древесная и  травянистая  жизненная форма,  пробка, пробковый  камбий На основании  изученного провести  лабораторную работу  по особенностям  строения шиповника. Цветок, цветоложе,  чашелистики,  лепестки, чашечка,  пестик, тычинка,  пыльца, завязь,  столбик, рыльце, плод, соцветия, двойное  оплодотворение, класс Двудольные 40. Класс Двудольные.  комбинирова Формула и диаграмма  З: о многообразии растений  Текущий. 22 41. 42. 43. 44. 45. нный  Класс Двудольные.  комбинирова нный  Класс Однодольные.  комбинирова нный  цветка. Характерные  особенности растений  семейства  розоцветных. Характерные  особенности растений  семейств  крестоцветных и  пасленовых Класс Однодольные.  Характерные признаки растений семейства  злаковых. Лабораторная работа №10  «Особенности строения  пшеницы»  Класс Однодольные.  Урок  применения  знаний и  умений комбинирова нный  Инстр. по т\б. На основании  изученного провести  лабораторную работу  по особенностям  строения пшеницы Класс Однодольные.. Характерные   признаки   растений семейства лилейные. комбинирова нный  Характерные признаки растений семейства  лилейные класса двудольных  У: определять растения  семейства Розоцветных  Н: сравнивать с другими  представителями царства  высшие растения З: об особенностях строения  растений Крестоцветных  У: изучать, сравнивать растения  и обосновать их  принадлежность  Н: обобщать З: об особенностях строения  однодольных  У: определять растения  семейства Злаковых  Н: обосновать их  принадлежность З: об особенностях строения  однодольных  У: определять растения  семейства Злаковых  Н: обосновать их  принадлежность З: особенности строения кл.  Однодольные  У: определять растения  семейства Лилейных  Н: обосновать их  принадлежность Текущий. Текущий тематически й  Текущий. Текущий 23 46. 47. Тестовая  проверочная работа  по разделу: «Прокариоты,  грибы, растения».  Тестовая  проверочная работа  по разделу: «Прокариоты,  грибы, растения».  обобщение и систематиза ция урок­игра  обобщение и систематиза ция  урок­игра Знания, полученные  при изучении раздела  «Прокариоты. Грибы.  Растения»  Игра­зачет. З: обобщение и систематизация  У: проверка ЗУНов  Н: работать с индивидуальными  заданиями тематически й  Рубежный  V.  Царство животные – 53 часа 48. Общая   характеристика   царства животные изучение  нового  материала симметрия 49 50. Особенности организации одноклеточных, или простейших; их классификация   комбинирова нный   Лабораторная   работа   №11 «Строение инфузории­ туфельки» Инстр. по ТБ.   Урок  применения  знаний и  умений Псевдоподии,  реснички, жгутики,  сократительные  вакуоли,  светочувствительный  глазок, фаго­ и  пиноцитоз, циста,  планктон З: особенности организации  внешнего вида животных  У: узнавать изученные виды на  таблицах, рисунках  Н: применять свои знания на  практике З: особенности организации  одноклеточных  У: объяснить роль  одноклеточных в жизни  организмов  Н: соотносить организмов к той  или иной группе З: особенности организации  одноклеточных  У: объяснить роль  одноклеточных в жизни  организмов  Н: соотносить организмов к той  или иной группе Текущий. Текущий тематически й  24 51. 52 53 54. Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и в жизни человека. Лабораторная работа № 12.  «Внешнее строение  пресноводной гидры.  Раздражимость, движение  гидры».   организации Особенности многоклеточных.   Губки   как примитивные   многоклеточные животные. Тип:  комбинирова нный  Вид:  объяснитель ный Урок  применения  знаний и  умений комбинирова нный Тип  Саркожгутиконосцы,  тип Споровики, тип  Инфузории На основании  изученного провести  лабораторную работу  по особенностям  строения  пресноводной гидры. Фагоцителла,  эктодерма, энтодерма, мезодерма, хорда,  мезоглея, регенерация Особенности организации  кишечнополостных. комбинирова нный Базальная мембрана,  диффузная нервная  система,  стрекательная клетка,  тип  кишечнополостные Текущий. З: о многообразии  одноклеточных  У: конкретизировать понятия  Н: обосновывать  принадлежность одноклеточных определённому типу З: расширять знания о  животных, изучить организацию  многоклеточных  У: конкретизировать основные  понятия темы  Н: объяснять особенности   организации губок З: особенности среды обитания,  строение, жизнедеятельность  кишечнополостных  У: распознавать изученные  объекты по таблицам  Н: сравнивать особенности  одноклеточных и  многоклеточных Тематически й  Текущий. Текущий. 25 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. Особенности организации  кишечнополостных. обобщение и систематиза ция  Многообразие  кишечнополостных, значение в  природе, жизни человека. Многообразие  кишечнополостных, значение в  природе, жизни человека. Особенности организации  плоских червей. Особенности организации  плоских червей. Плоские черви­паразиты. комбинирова нный обобщение и систематиза ция  комбинирова нный комбинирова нный комбинирова нный Классы Ресничные  черви, Сосальщики,   Ленточные черви,  финна, основной  и  промежуточный  хозяин Плоские черви­ паразиты. Тип круглые черви, особенности  организации. комбинирова нный З: особенности среды обитания,  строение, жизнедеятельность  кишечнополостных  У: распознавать изученные  объекты по таблицам  Н: сравнивать особенности  одноклеточных и  многоклеточных З: многообразие  кишечнополостных, класс  сцифоидные  У: распознавать  кишечнополостных на таблицах  Н: обосновывать особенности  организации кишечнополостных З: особенности строения,  жизнедеятельности плоских  червей У: распознавать  представителей  по таблицам  Н: сравнивать, обобщать З: особенности строения,  жизнедеятельности  паразитических червей  У: распознавать представителей по таблицам  Н: сравнивать, обобщать З: особенности строения,  жизнедеятельности круглых  Текущий. Текущий. Тематически й  Текущий тематически й  Текущий. Текущий. 26 62. 63. 64. 65. 66. Особенности организации  моллюсков, их происхождение.  Лабораторная работа №14  «Внешнее строение  моллюсков» комбинирова нный Мантия, мантийная  полость, раковина,  щупальца, присоски,  чернильная железа,  Тип Моллюски, Класс  Брюхоногие,  Двустворчатые,  Головоногие Истр. по ТБ. 67. П/Р «Внешнее строение  Урок­ Тип круглые черви, особенности  организации. обобщение и систематиза ция знаний Тип Круглые черви,  нематода, филярия,  острица, аскарида червей У: распознавать  представителей  по таблицам  Н: сравнивать, обобщать Особенности строения и  жизнедеятельности кольчатых  червей. комбинирова нный Многообразие кольчатых червей.  Лабораторная работа №13  «Внешнее строение дождевого  червя» комбинирова нный Тип Кольчатые черви,  Классы  Многощетинковые,  Малощетинковые,  Пиявки, сегменты,  параподии, щетинки. На основании  изученного провести  лабораторную работу  по особенностям  строения дождевого  червя. З: особенности строения,  жизнедеятельности кольчатых  червей У: распознавать  представителей  по таблицам Н: сравнивать, обобщать З: о многообразии кольчатых  червей  У: распознавать представителей Н: работать с дополнительными  источниками информации Тематически й  Текущий. Тематически й  Классы Многощетинковых и  Малощетинковых. комбинирова нный Многощетинковые черви. Текущий. З: о многообразии кольчатых  червей  У: распознавать представителей Н: работать с дополнительными  источниками информации З: особенности строения,  жизнедеятельности моллюсков  У: Н: распознавать  представителей  по таблицам  Текущий. сравнивать, обобщать,  тематически 27 68. 69. 70. 71. 72. моллюсков».  практикум Многообразие   моллюсков,   их значение в природе. комбинирова нный Класс Ракообразные. комбинирова нный Лабораторная   работа   №15. «Внешнее   строение   речного рака».  Урок  применения  знаний и  умений Многообразие   ракообразных,   их роль в природе. комбинирова нный На основании  изученного провести  лабораторную работу  по особенностям  строения моллюсков. и Закрепление проверка   знаний   по изученному материалу   Класс Ракообразные.  Особенности строения и жизнедеятельности  членистоногих. Инстр. по ТБ  На основании  изученного провести  лабораторную работу  по особенностям  строения речного рака   Класс Особенности   жизнедеятельности. Паукообразные. строения   и комбинирова нный Класс Паукообразные распознавать, анализировать и  записывать й  З: о многообразии моллюсков У: распознавать представителей Н: работать с дополнительными  источниками информации З: особенности строения,  жизнедеятельности  членистоногих У: распознавать  представителей  по таблицам  Н: сравнивать, обобщать сравнивать, обобщать,  распознавать, анализировать и  записывать Текущий. Текущий тематически й  Текущий. Текущий. З: особенности строения,  жизнедеятельности  ракообразных У: распознавать  представителей  по таблицам  Н: сравнивать, обобщать З: особенности строения,  жизнедеятельности  паукообразных У: распознавать  представителей  по таблицам  Н: сравнивать, обобщать 28 73. 74. 75. 76. 77. 78. Многообразие паукообразных,  их значение в природе. актуализаци я ранее  усвоенных  знаний Класс насекомые. Особенности  строения и жизнедеятельности. комбинирова нный  Лабораторная работа №16  «Внешнее строение  насекомых». Инстр. по ТБ Урок  применения  знаний и  умений Класс Насекомые,  крылатые насекомые,  полиморфизм,  надкрылья,  фасеточные глаза,  дыхальца, трахеи На основании  изученного провести  лабораторную работу  по особенностям  строения насекомых. Размножение насекомых.   и   развитие комбинирова нный Размножение развитие насекомых   и Многообразие насекомых комбинирова нный Многообразие  насекомых, их роль в  природе и  практическое значение Особенности     и жизнедеятельности   иглокожих, строения комбинирова нный   Тип воднососудистая Иглокожие, Текущий. Текущий. тематически й  Текущий. Текущий. З: особенности строения,  жизнедеятельности  паукообразных У: распознавать  представителей  по таблицам  Н: сравнивать, обобщать З: особенности строения,  жизнедеятельности насекомых  У: распознавать представителей по таблицам  Н: сравнивать, обобщать З: особенности строения,  жизнедеятельности насекомых  У: распознавать представителей по таблицам  Н: сравнивать, обобщать З: особенности размножения  У: объяснить особенности  размножения  Н: работать с дополнительными  источниками информации З: особенности строения,  жизнедеятельности насекомых  У: распознавать представителей по таблицам  Н: сравнивать, обобщать З: особенности строения,  жизнедеятельности иглокожих  Текущий. 29 79. 80. 81. 82. их   многообразие   и   роль   в природе. система Особенности хордовых. животные.     организации Бесчерепные комбинирова нный Тип Хордовые, подтип Бесчерепные, Позвоночные Подтип   позвоночные.   Рыбы   – водные  позвоночные животные. комбинирова нный Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение. комбинирова нный Класс Земноводные.  Лабораторная работа №17  «Внешнее строение лягушки». Инстр. по ТБ комбинирова нный     Надкласс плавники, боковой жабры, плавательный пузырь Рыбы, орган линии, чешуя,     Класс Земноводные,  отряд Безногие,  Бесхвостые,  Хвостатые, плечевой  пояс, барабанная  перепонка.  Особенности строения и жизнедеятельности  как примитивных  наземных позвоночных У: распознавать представителей по таблицам  Н: сравнивать, обобщать З: особенности строения,  жизнедеятельности хордовых  У: распознавать представителей по таблицам  Н: сравнивать, обобщать З: особенности строения,  жизнедеятельности рыб  У: распознавать представителей по таблицам  Н: сравнивать, обобщать З: особенности организации  водных позвоночных, их  классификация  У: узнавать изученных хордовых Н: объяснить особенности  строения связанное со средой  обитания З: особенности строения  связанные с  жизнедеятельностью на суше и  размножению в воде У:  наблюдать, выявлять черты  приспособлений к среде  обитания  Н: обобщать, сравнивать,  анализировать Текущий. Текущий Текущий. Текущий. 30 83. 84­ 85.   Лабораторная   работа   №18 «Внутреннее строение земноводного». Инстр. по ТБ       Размножение развитие земноводных, их многообразие и роль в природе. и Урок  применения  знаний и  умений комбинирова нный 86. Класс Пресмыкающиеся.  комбинирова нный 87. 88. Многообразие   пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение. Многообразие   пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение. комбинирова нный актуализаци я ранее  усвоенных  знаний Класс  Пресмыкающиеся.  Особенности строения и жизнедеятельности  как первых настоящих наземных позвоночных Многообразие пресмыкающихся,   их роль   в   природе   и практическое значение. наблюдать, выявлять черты  приспособлений к среде  обитания, обобщать, сравнивать, анализировать З: особенности строения  связанные с  жизнедеятельностью на суше и  размножению в воде У:  наблюдать, выявлять черты  приспособлений к среде  обитания  Н: обобщать, сравнивать,  анализировать З: особенности организации  пресмыкающихся, как  первых  настоящих земноводных  У: распознавать представителей на таблицах  Н: применять свои знания на  практике З: о многообразии  пресмыкающихся  У: распознавать представителей Н: работать с дополнительными  источниками информации,  выявлять черты  приспособленности организмов  к среде обитания тематически й  Текущий. Текущий. Текущий тематически й  31 89. 90. 91. 92. 93. Класс птицы.  Лабораторная работа № 19.  «Внешнее строение птицы». Особенности   организации   Птиц, связанные с полетом. актуализаци я ранее  усвоенных  знаний Урок  применения  знаний и  умений Тип:  комбинирова нный Вид:  смешанный П/Р   «Особенности   внешнего строения   птиц   в   связи   с образом жизни».  Урок­ практикум особенности усложнения организации птиц  Инстр. по ТБ Экологические   группы   птиц,   их роль в природе, жизни человека. комбинирова нный Экологические   типы птиц Класс Птицы.  Особенности строения и жизнедеятельности  как  высокоорганизованны х позвоночных З: особенности организации  птиц как высокоорганизованных организмов   У: распознавать  представителей на таблицах  Н: применять свои знания на  практике особенности усложнения организации птиц З: особенности усложнения  организации птиц  У: выделить главные черты  усложнений Н: сравнивать  черты приспособлений с  представителями других  классов З: особенности усложнения  организации птиц  У: выделить главные черты  усложнений  Н: сравнивать черты  приспособлений с  представителями других  классов З: особенности строения,  жизнедеятельности птиц  У: распознавать представителей по таблицам  Н: сравнивать, обобщать Текущий. Тематически й  Текущий тематически й  Текущий. 32 94. Класс Млекопитающие.  комбинирова нный 95. 96. Лабораторная   работа   №20. «Внутреннее   строение млекопитающего»  П/Р.  «Распознавание животных своей местности, определение  их систематического  положения и значения в жизни  для человека».  Урок  применения  знаний и  умений Урок­ практикум 97. Плацентарные млекопитающие.  комбинирова нный   Особенности строения и   жизнедеятельности как высокоорганизованны х позвоночных. Систематика животных, особенности организации млекопитающих   как высокоорганизованны х организмов   З: Систематика животных,  особенности организации  млекопитающих как  высокоорганизованных  организмов   У: распознавать представителей на таблицах  Н: применять свои знания на  практике применять свои знания на  практике Текущий. тематически й  Инстр. по т. б. Систематика животных, особенности организации млекопитающих   как высокоорганизованны х организмов   Инстр. по т. б. Особенности  строения,  жизнедеятельности,  роль с природе и  практическое  значение, особенности  организации  плацентарных  млекопитающих как  высокоорганизованны применять свои знания на  практике тематически й  Текущий. З: особенности организации  плацентарных млекопитающих  как высокоорганизованных  организмов   У: распознавать представителей на таблицах  Н: применять свои знания на  практике 33 98. Сумчатые и Первозвери. комбинирова нный 99.  100.   Тестовая   проверочная работа «Особенности по   разделу  организации   животных,   их роль   в   природе,   жизни человека,   его   хозяйственной деятельности» Экскурсия: «Многообразие  млекопитающих родного края  и их роль в природе, жизни  человека». обобщение и систематиза ция ЗУН. Обобщение и систематиза ция знаний З: особенности организации  плацентарных млекопитающих  как высокоорганизованных  организмов   У: распознавать представителей на таблицах  Н: применять свои знания на  практике З: обобщение и систематизация  У: проверка ЗУНов  Н: работать с индивидуальными  заданиями Текущий. Рубежный  З: обобщение и систематизация  У: проверка ЗУНов  Н: работать с индивидуальными  заданиями Тематически й  х организмов   особенности организации плацентарных млекопитающих   как высокоорганизованны х организмов     Особенности организации животных,   их   роль   в жизни природе, человека,   его хозяйственной деятельности Экскурсия на  природу, в зоопарк  или краеведческий  музей. Закрепление  полученных знаний на  практике. Знакомство  с животным миром  родного края.   Показать  необходимость  бережного отношения  к окружающей  природе VI. Царство вирусы.  34 101. 102. Царство вирусы. Царство вирусы. 103 Повторение курса  З. общую характеристику  вирусов, строение, история  открытия.  У. давать общую  характеристику, распознавать  представителей на таблицах.  Н: применять свои знания на  практике. Знания за курс биологии 7  класса Текущий. Текущий Рубежный комбинирова нный комбинирова нный Обобщение и систематиза ция знаний Охарактеризовать  историю открытия и  изучения вирусов,  сведения о их  строении и  жизнедеятельности,  подчеркнуть  медицинское значение.   Повторить особенности организации прокариот, грибов, растений,  животных и вирусов.   Выявить черты   сходства   и   различий у представителей данных царств. 104. 105. Итоговое тестирование за курс 7 класса Итоговое тестирование за курс 7 класса Контроль  знаний и  умений Контроль  знаний и  умений Знания за курс биологии 7  класса Знания за курс биологии 7  класса Итоговый Итоговый 35 36

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс

Рабочая программа по биологии 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018