Рабочая программа по биологии (7 класс)
Оценка 5

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Оценка 5
Документация
doc
биология
7 кл
08.02.2017
Рабочая программа по биологии (7 класс)
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по биологии 2004 г; примерной программы для основного общего образования Сборник нормативных документов Биология М., «Дрофа», 2008г; обязательного минимума содержания по биологии для основной общеобразовательной школы и требований к уровню подготовки выпускников, Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника 5-11 классы Москва «Дрофа» 2011год: учебный план школы на 2016-2017 учебный год и положение о рабочей программе разработанное в 2015-2016 учебном году.Рабочая программа рассчитана на базовый уровень. Программа основная общеобразовательная. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, всего 70 часов
рабочая программа по биологии 7 класс.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Зеленополянская средняя общеобразовательная школа»          «Рассмотрено»                                 Руководитель МО                            _______________                                           Протокол № _____                                         от  «___»___________2016г             «Согласовано»                                          Организатор УМР МКОУ СОШ                                                         ___________ Почтаева Л.В.        «___»____________ 2016г              «Утверждаю»                                                Директор МКОУ СОШ     ______________Юшкова Л.Ф.                                  Приказ № ____                                                           от   «____» ______________2016г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета биология (70 часов) 7  класс.                                                                                                                                                      Составитель ­  учитель биологии Ермолова Е.А. с. Зеленая Поляна 2016­2017 учебный год. Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по биологии 2004 г; примерной программы для основного общего образования Сборник нормативных документов Биология М., «Дрофа», 2008г; обязательного минимума содержания по биологии для основной общеобразовательной школы и требований к уровню подготовки выпускников, Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.   Пасечника   5­11   классы   Москва   «Дрофа»   2011год:   учебный   план   школы   на   2016­2017   учебный   год   и   положение     о   рабочей   программе разработанное в 2015­2016 учебном году. Рабочая программа рассчитана на базовый уровень. Программа основная общеобразовательная. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7­го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, всего 70 часов. Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей: обущающие, развивающие и воспитательные Обучающие, развивающие и воспитательные цели обучения биологии в данном УМК реализуются в процессе формирования,  совершенствования и развития коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих.  ОБУЧАЮЩИЕ ЦЕЛИ: усвоение учащимися знаний о живой природе о живых системах и присущих им свойствах , о строении ,  жизнедеятельности и средообразующей роли организмов ; формировании у учащихся представлений об истории развития биологической  науки , о значении биологических знаний в жизни людей ; развитие знаний об основных методах биологической науки ; овладение умениями  применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы ,обоснования жизнедеятельности и сохранения здоровья  организма человека ; развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами работать с лабораторным и экскурсионным  оборудованием , проводить простые опыты ,и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений и животных.  РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: предполагают развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся ; привитие учащимся интереса к  познанию объектов живой природы и к профессиям ,связанных с биологией .  ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ : воспитание позитивного ценностного отношения к природе ,ответственного отношения к собственному  здоровью, формирование ценностного отношения к жизни как феномену ; развитие у учащихся понимания ценности биологического  разнообразия как условия сохранения жизни на Земле. Достижение школьниками основной цели обучения биологии способствует их развитию  как личностей .Курс биологии в наибольшей мере ,по сравнению с другими школьными курсами , направлен на формирования нравственных  ценностей –ценности жизни во всех ее проявлениях ,включая понимание самооценки ,уникальности и неповторимости всех живых объектов ,в  том числе и человека . ТАКИМ ОБРАЗОМ, главные цели курса соответствуют тому, что зафиксировано в федеральном государственном образовательном стандарте  основного общего образования по биологии , а сам курс полностью соответствует новому Федеральному базисному учебному плану и примерным  программам по биологии для основного общего образования . Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом: 1. освоение знаний о строении,  жизнедеятельности и средообразующей роли животных, о методах познания животного организма;                      2.  овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного  организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с  биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного  организма, биологические эксперименты;                                                                                                                                                                               3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми  организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;                                                                                     4.  воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;                                                                         5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по  отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде, норм  здорового образа жизни, профилактики заболеваний. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в  пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у  обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В VII классе учащиеся получают  общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.  Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем. Рабочая программа для 7­ого класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.  Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные  Примерной программой. Лабораторные работы, обозначенных в программе, не требует специальных учебных часов, так как они выполняются в ходе  урока при изучении новой темы. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию,   обладающей   достаточными   навыками   психологическими   установками   к   самостоятельному   поиску,   отбору,   анализу   и использованию информации. Рабочая программа предусматривает некоторые изменения. Увеличено количество часов на изучение темы «Многообразие животных»  за счет резервного времени. Рабочая   программа   ориентирована   на   использование  учебника:   В.В.Латюшин,   В.А.Шапкин.   Биология.   Животные.   7   класс,   учебник   для общеобразовательных учебных учреждений. – М.: Дрофа, 2010. Программа  рассчитана  на 1 год. По содержанию Рабочая программа  соответствует Примерной  программе. Логика  и структура  рабочей программы не нарушена. Тематическое планирование составлено со структурой учебника. Планируемые результаты В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен знать: На базовом уровне:  ­характерные признаки царства животных;  ­строение и жизнедеятельность простейших (на примере амебы и инфузории­туфельки);  роль простейших в биосфере и жизни человека;  ­многоклеточность и ее биологический смысл;  ­отличительные   черты   планов   строения   важнейших   типов   животных   (кишечнополостные,   плоские,   круглые   и   кольчатые   черви,   моллюски, членистоногие, хордовые);  основные   жизненные   формы   морских   организмов   (планктонные,   бентосные   и   пелагические;   прикрепленные   и   подвижные;   фильтраторы, растительноядные, хищники; рифостроители), их роль в природе и значение для человека;  особенности жизненных циклов морских беспозвоночных;  особенности жизненных циклов и хозяев паразитических червей, их природные очаги и профилактика вызываемых ими болезней;  основные приспособления беспозвоночных к жизни на суше;  основные жизненные формы моллюсков и членистоногих, их роль в природе и значение для человека;  важнейшие отряды насекомых;  о размножении и развитии насекомых с неполным и полным превращением;  роль в природе и хозяйстве человека насекомых­опылителей, общественных насекомых, кровососущих насекомых; одомашненные насекомые (пчела, тутовый шелкопряд);  важнейшие группы «вредителей» сельскохозяйственных и лесных культур на примере своего региона; причины возникновения «вредителей»;  насекомые человеческого жилища на примере своего региона;  роль клещей и насекомых в распространении инфекционных заболеваний;  классы позвоночных животных;  приспособления основных групп позвоночных к жизни в воде и на суше;  особенности размножения и развития представителей разных классов позвоночных;  роль рыб и наземных позвоночных в биосфере Земли;  о рыбном промысле и рыборазведении; основные группы промысловых рыб и их рациональное использование ресурсов; особенности образа жизни земноводных, пресмыкающихся в связи с их строением, птиц в связи с приспособлением их к полету, млекопитающих в связи с освоением ими разных сред жизни;  роль земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих в природе и жизни человека;  о преимуществах и ограничениях, связанных с приобретением теплокровности;  основные экологические группы птиц и млекопитающих, важнейшие отряды млекопитающих;  основные группы домашних животных, их значение в жизни человека;  основные группы охотничье­промысловых птиц и зверей, о рациональном использовании их ресурсов на примере своего региона;  характерных животных своего региона;  ­об охране животных, роли заповедников и заказников.  знать/понимать ­ признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов  животных, популяций; экосистем и агроэкосистем;  животных своего региона. ­ сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии у животных. уметь ­ объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию   и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека   и   собственной   деятельности;   взаимосвязи   организмов   и   окружающей   среды;   биологического   разнообразия   в   сохранении   биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды.  ­ изучать   биологические объекты и процессы:  ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать   готовые микропрепараты   и описывать биологические объекты; ­ распознавать и описывать: на таблицах основные части,   органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных,  ­ выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; ­ сравнивать  биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; ­ определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); ­ анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на живые организмы и экосистемы; ­   проводить   самостоятельный   поиск   биологической   информации:  находить   в   тексте   учебника   отличительные   признаки   основных систематических   групп;   в   биологических   словарях   и   справочниках   значения   биологических   терминов;   в   различных   источниках   необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ­соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых  животными.   ­оказания первой помощи при укусах животных;  ­соблюдения правил поведения в окружающей среде. В ходе реализации рабочей программы используются:                                                 Содержание программы по биологии для 7 класса. Формы организации учебного процесса  Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включено 5 оценочных зачётов, 7 лабораторных  работ, 3 экскурсии (онлайн), предусмотренных программой. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут  оцениваться по усмотрению учителя.  Текущий контроль знаний, умений и навыков в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении  предполагает проверку знаний по каждому изученному разделу, таких разделов в данном курсе семь. Учитывая возрастные особенности учащихся и  санитарно­гигиенические нормы контроль знаний в 7 классе не должен занимать более 15­20 минут урока, а, следовательно, является одним из его  этапов. Предусмотрено 5 тестов – зачётов и  кроме того предусмотрены вводный и итоговый контроль (тестирование). Типы уроков, применяемые в 7 классе:                                                                                                                                                                                              ­ уроки формирования новых знаний;                                                                                                                                                                                                  ­ комбинированные уроки;                                                                                                                                                                                                                    ­ уроки контроля;                                                                                                                                                                                                                                   ­ уроки – игра, соревнования;                                                                                                                                                                                                               ­ уроки обобщения и коррекции ЗУН;                                                                                                                                                                                                 ­ уроки – зачеты; ­ урок закрепления изученного материала;                                                                                                                                                                                          ­ уроки – практикумы. Формы контроля:  текущий,  промежуточный: самоконтроль, взаимоконтроль, итоговый.  Срезовые и итоговые  тестовые,  самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим  и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов). Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений, навыков в 7 классе выступают письменный опрос (тесты с использованием дифференцированных  заданий, лабораторные  работы) и устный (индивидуальная и фронтальная беседа). Формы учебной деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы работы: объяснительно – иллюстративный, эвристический (словесно­ наглядно­ практический), исследовательский. Технологии используемые на уроках:            проблемное обучение: создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности по их  разрешению; исследовательские методы в обучении: возможность самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в проблему и предполагать пути  ее решений; проектные методы обучения: дает возможность развивать индивидуальные творческие способности; разноуровневое обучение; лекционно­семинарско­зачетная система; игровые методы: ролевые, деловые и другие виды обучающих игр обучение в сотрудничестве: командная, групповая работа; здоровьесберегающие технологии: использование данной технологии позволяет равномерно распределять различные виды заданий, чередовать  мыслительную и физическую деятельность; технология системно­деятельностного подхода; технология критического мышления. Учебно­тематический план № п/п Тема Количество часов 1. 2. 3. 4. 6. 7. 8.   Введение. Общие сведения о животном мире Многообразие животных  2 34+ 5 из резерва Эволюция строения. Взаимосвязь строения и  функций органов и их систем у животных Индивидуальное развитие животных Развитие животного мира на Земле  Биоценозы Животный мир и хозяйственная деятельность  человека Итого 14 3 3 4 5 70 Наблюдений (демонстрации), экскурсий 5 1 (экскурсия) 1 1 2(экскурсия) 1(экскурсия) В том числе лабораторных работ   5 1 1       7наблюдений   (демонстра­ ции),            3 3 экскурсии (онлайн) 7 лабораторных работ Раздел Количество часов Количество часов в Введение. Общие сведения о  животном мире. Многообразие животных Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных.  Индивидуальное развитие животных Развитие животного мира на Земле Биоценозы Животный мир и хозяйственная деятельность человека Резерв времени Итого по программе 2 34 14 3 3 4 5 5 70 рабочей программе. 2 34+5 часов из  резерва=39 часов 14 3 3 4 5 70 Лабораторные работы Л.Р. №1. Знакомство с многообразием круглых червей. Л.Р. №2. Знакомство с многообразием ракообразных. Л.Р.№3. Изучение представителей отрядов насекомых. Л.Р. №4. «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.  Л.Р.№5. Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни.  Л.Р. №6. Изучение особенностей покровов тела. Л.Р. №7. Изучение стадий развития животных и определение их возраста.                                                                    Тематическое планирование                                     Биология 7 класс № п/п 1 (1) Тема урока. Количество часов Тип урока Элементы содержания  Базовый уровень Повышенный уровень История развития зоологии.  1 Термины ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНОМ МИРЕ (2 часа) Сходство и различия животных и  растений. Современная зоология. 1 Урок обобщения и   систематизации  знаний Зоология Описание животных как  биологических объектов.  Методы изучения животных. Систематика животных.  Систематические  категории. Роль зоологии в  практической деятельности  людей Ученые­зоологи (А. Левенгук,  Аристотель) Термины Этология Зоогеография Энтомология Ихтиология Орнитология Признаки классификации наук о  животных МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ (34 часа + 5 часа из резерва = 39 часов) 2 (2) 1 (3) Общая характеристика простейших. 2 (4) Простейшие. Жгутиконосцы,  инфузории Тип Губки. 3 (5) 4 (6) Тип Кишечнополостные. Общая  характеристика 1 1 1 1 Урок изучения и  первичного  закрепления новых знаний Простейшие –  одноклеточные организмы. Строение и особенности их  жизнедеятельности Урок изучения и  первичного  закрепления новых знаний Комбинированный урок инд. работа Урок изучения и  первичного  закрепления новых знаний Систематические группы  простейших. Роль простейших в природе и в жизни человека.  Простейшие – возбудители  заболеваний человека Классы губок:  Известковые, стеклянные,  обыкновенные. Роль губок в природе и в  жизни человека Классы  кишечнополостных:  Гидроидные, Сцифоидные,  Коралловые полипы. Термины Циста  Органоиды движения:  ложноножки, жгутики,  реснички. Колониальные  организмы Среда и места обитания  (свободноживущие,  паразитические и прикрепленные  организмы). Образ жизни и  поведение. Биологические и  экологические особенности  Среда обитания, прикрепленный  образ жизни. Особенности строения (специализация клеток, наличие  слоев) и экологические  особенности Классы плоских червей: Ресничные черви, Сосальщики,  Ленточные черви. Плоские черви – возбудители  заболеваний человека и животных Многообразие кишечнополостных Тип Плоские черви. 5  (7) 6 (8) 7 (9) Тип Круглые черви.                             Л.Р. №1. Знакомство с   многообразием круглых червей. Тип Кольчатые черви. Полихеты Многообразие кольчатых червей. 8 (10) 9 (11) 1 1 1 1 1 Комбинированный урок инд. работа Роль кишечнополостных в  природе и в жизни человека Комбинированный Классы плоских червей: Ресничные черви,  Сосальщики, Ленточные  черви. Плоские черви – возбудители заболеваний человека и  животных Урок изучения и  первичного  закрепления новых знаний Значение круглых червей в  природе и жизни человека Комбинированный Термины Комбинированный Олигохеты Полихеты Классы: Малощетинковые,  Многощетинковые, Пиявки. Роль кольчецов в природе и в жизни человека (в медицине  и сельском хозяйстве) Классы плоских червей: Ресничные черви, Сосальщики,  Ленточные черви. Плоские черви – возбудители  заболеваний человека и животных Термины Промежуточный хозяин Окончательный хозяин Среда обитания. Особенности  строения (кожно­мускульный  мешок, системы органов,  двусторонняя симметрия) и  особенности образа жизни  (свободноживущие и паразиты). Уровни организации Среда обитания, образ жизни  (свободноживущие, паразиты).  Особенности строения  (двухслойные, наличие анального  отверстия) и экологические  особенности Термины Параподии Анабиоз Гирудин Кокон Среда обитания, образ жизни.  Особенности строения  (сегментация тела, замкнутая  кровеносная система,  окологлоточное кольцо и брюшная  нервная цепочка, органы чувств) и  экологические особенности (забота  о потомстве) 10 Зачёт №1 «Многоклеточные  1 Урок контроля,  Тестирование по темам «Многоклеточные организмы. (12) организмы. Беспозвоноч­ные» Тип Моллюски. Многообразие моллюсков. 11 (13) 12 (14) Тип Иглокожие.  13 (15) 14 (16) Тип Членистоногие. Класс  Ракообразные. Л.Р. №2. Знакомство с  многообразием ракообразных. Класс Паукообразные. Клещи  15 (17) 1 1 1 1 1 Беспозвоночные. Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви» оценки и  коррекции знаний  учащихся Урок изучения и  первичного  закрепления новых знаний Комбинированный Классы моллюсков:  Брюхоногие,  Двустворчатые,  Головоногие. Роль моллюсков в природе и  в жизни человека Термины Реактивное движение Среда обитания, образ жизни.  Особенности строения  (незамкнутая кровеносная  система, трехкамерное сердце,  мантийная полость, мантия,  почки – органы выделения) и  экологические особенности.  Зависимость строения органов  дыхания от среды обитания Среда обитания, образ жизни  (свободноживущие,  малоподвижные). Особенности  строения (известковый скелет,  водно­сосудистая система, лучевая  симметрия) и экологические  особенности Термины Фасеточное (мозаичное) зрение Хитин  Партеногенез  Многообразие сред обитания и  образов жизни (свободноживущие, паразиты). Особенности строения (отделы  тела, число ног, органы чувств) и  Комбинированный Классы иглокожих:  Морские лилии, Морские  звезды, Морские ежи,  Голотурии, Офиуры. Роль иглокожих в  природе и в жизни человека Классы членистоногих: Ракообразные,  Паукообразные,  Насекомые. Роль членистоногих в  природе и в практической  деятельности человека.  Одомашненные виды. Урок изучения и  первичного  закрепления новых знаний Комбинированный 16 (18) Класс Насекомые. Общая  характеристика и значение. 17 (19) Отряды насекомых: Тараканы,  Прямокрылые, Уховертки, Поденки. 18 (20) 19 (21) 20 (22) Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые,  Блохи. Перепончатокрылые насекомые.  Л.Р.№3. Изучение представителей отрядов насекомых. 21 (23) 22 (24) Зачет № 2 Тип Моллюски. Тип  Членистоногие  Общая характеристика хордовых.  Подтип Бесчерепные Класс рыб. Костные рыбы. 23 (25) 1 1 1 1 1 1 1 1 Урок изучения и  первичного  закрепления новых знаний Комбинированный урок Комбинированный урок Комбинированный урок Комби­ нированный урок зачет Урок изучения и  первичного  закрепления новых знаний Урок изучения и  первичного  закрепления новых знаний жизнедеятельности (типы  развития, размножения, дыхания  и пищеварения). Особенности  экологии Признаки отрядов: ротовой  аппарат, строение крыльев, тип  развития. Экологические особенности (среда  обитания, образ жизни и адаптации) представителей отрядов насекомых Представители классов типа  Членистоног Названия отрядов  насекомых.  Значение насекомых в  природе и в практической  деятельности человека.  Биоиндикация. Вредители  сельскохозяйственных  растений. Опылители,  естественные враги  насекомых­вредителей,  переносчики заболеваний  человека. Основные представители  отрядов насекомых Беспозвоночные животные Термины Бесчерепные Хордовые  Деление хордовых на  низших и высших. Термины Позвоночные Классификация  Многообразие классов:  Круглоротые, Хрящевые  рыбы, Костные рыбы Значение в природе и жизни  человека. Представители подтипа  бесчерепные. *История открытия  ланцетника П. С. Палласом. Среда обитания и образ жизни.  Особенности строения: хорда,  Водная среда обитания и образ  жизни. Признаки подтипа Позвоночные  (скелет головы, позвоночник,  совершенствование органов  чувств, сердце, органы дыхания). Представители черепных хордовых, класса Круглоротые: минога и Приспособления для жизни в воде миксина комбинированный Отряды: Акулы, Скаты,  Признаки отрядов: форма тела,  строение хвостового плавника. Образ жизни и среда обитания (в  толще воды, дно) Признаки отрядов костных рыб:  строение плавников, размеры и  строение чешуи. Образ жизни и среда обитания (в  толще воды, дно) *Химерообразные Значение в природе. Признаки класса:  жаберные щели, хрящевой  скелет Отряды: Осетрообразные,  Сельдеобразные,  Лососеобразные,  Карпообразные,  Окунеобразные; Кистеперые  и двоякодышащие рыбы. Промысловые рыбы. Признаки класса: жабры,  костный скелет,  плавательный пузырь Отряды земноводных:  Безногие, Хвостатые,  Бесхвостые. Значение в природе и жизни  человека. Особенности строения  земноводных. Представители земноводных Тестирование по темам «Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Класс Среда обитания и образ жизни. Признаки отрядов: форма тела,  строение конечностей, наличие  хвоста. Исчезающие виды и охраняемые  виды Хрящевые рыбы. 24 (26) 25 (27) Многообразие костных рыб. Л.Р. №4. «Наблюдение за внешним  строением и передвижением рыб.  Класс Земноводные. 26 (28) 27 (29) Зачёт №3 Тип Хордовые. Надкласс  Рыбы. Класс Земноводные 28 (30) Класс Пресмыкающихся, или  Рептилии.  1 1 1 1 1 Урок  систематизации и  обобщения знаний Урок изучения и  первичного  закрепления новых знаний зачет Земноводные» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). Урок изучения и  первичного  закрепления новых знаний Многообразие: ящерицы,  змеи, черепахи, крокодилы. Систематика  пресмыкающихся. Термины Покровительственная окраска Отряды пресмыкающихся 29 (31) Класс птицы. 30 (32) 31 (33) Отряды птиц. Страусообразные,  нандуобразные, казуарообразные,  гусеобразные 32 (34) Отряды птиц. Дневные хищники.  Совы. Куриные. 33 (35) Отряды птиц. Воробьинообразные,  голенастые. Л.Р.№5. Изучение внешнего  строения птиц в связи с образом  жизни.  1 1 1 1 1 Комбинирован­ ный Урок изучения и  первичного  закрепления новых знаний Комбинирован­ ный Комбинирован­ ный Комбинирован­ ный Значение в природе и жизни  человека. Признаки класса: сухая  кожа, трехкамерное сердце, два круга кро­вообращения,  внутреннее оплодотворение,  наличие яйца, ячеистое  строение легких Среда обитания и образ  жизни. Признаки класса: крылья,  перья, яйца, теплокровность, альвеолярные легкие,  четырехкамерное сердце Отряды птиц: Пингвины,  Страусообразные,  Нандуобразные,  Казуарообразные.  Образ жизни и среда  обитания. Значение в природе и в  практической деятельности  человека Отряды птиц: дневные  хищники, совы, куриные  Образ жизни и среда  обитания. Значение в природе и в  жизни человека. Меры по  охране птиц Признаки отряда. Значение в  природе и в жизни человека.  Меры по охране птиц Среда обитания и образ жизни,  способы передвижения. Биологические и экологические  особенности. Признаки отрядов. Исчезающие виды и охраняемые  виды Термины Инкубация Гнездовые птицы Выводковые птицы Особенности внешнего строения. Типы перьев: маховые, рулевые Особенности строения нелетающих  птиц. Признаки отрядов (оперение,  строение ног), основные  представители и их  распространение Признаки  гусеобразных: длинная шея,  короткие ноги с четырьмя  пальцами, короткий широкий клюв. Признаки отрядов хищных птиц:  крючковатый клюв, мощные  ноги с острыми когтями. Особенности биологии и экологии Признаки куриных: жесткий  перьевой покров, крылья короткие,  голова маленькая, клюв короткий,  сильные четырехпалые ноги. Признаки воробьинообразных: 34 (36) Класс Млекопитающие или Звери 1 Урок изучения и  первичного  закрепления новых знаний 35 (37) Отряды: Насекомоядные и  Рукокрылые. Грызуны и Зайцеобразные. 1 Комбинированный Признаки класса: млечные  железы, живорождение,  пятипалые конечности, 7  шейных позвонков,  дифференцированные зубы,  кора больших полушарий,  4­камерное сердце,  альвеолярные легкие,  волосяной покров,  теплокровность Распространение.  Основные представители. Значение в природе и жизни  человека. Редкие виды и их охрана Отряд Хищные. 36 (38) 1 Комбинированный Распространение;  Основные представители. Значение в природе и жизни  человека. небольшие размеры, маленькая  голова, четырехпалые конечности.  Особенности биологии и экологии Подклассы: Яйцекладущие;  Настоящие звери. Представители подкласса  яйцекладущих, отряда  однопроходных. Среда обитания и образ жизни.  Черты примитивного строения Признаки отрядов:  Сумчатые – наличие сумки,  недоразвитые детеныши; Насекомоядные – вытянутая  мордочка, слабо  дифференцированные зубы. Рукокрылые – кожистая перепонка  между передними и задними  конечностями, большие размеры  ушных раковин.  Представители, обитающие на  территории данной местности. Редкие виды и их охрана Грызуны – по два резца в верхней и нижней челюстях; постоянный рост резцов, отсутствие клыков. Зайцеобразные – две пары резцов  на верхней челюсти; одна пара на  нижней челюсти Признаки отрядов:  Семейства отряда Хищные Отряды: Китообразные. Ластоногие. 37 (39) 38 (40) Отряды млекопитающих.  Парнокопытные, Непарнокопыт­ ные. Отряды млекопитающих. Приматы 39  (41) 1 1 1 Урок изучения и  первичного  закрепления новых знаний Комбинированный Редкие виды и их охрана Распространение; признаки  отрядов: форма тела,  особенности волосяного  покрова, конечностей Значение в природе и жизни  человека. Редкие виды и их охрана Распространение;  Основные представители. Значение в природе и жизни  человека. Редкие виды и их охрана Комбинированный Распространение;  Основные представители. Значение в природе и жизни  человека. Приспособления китообразных к  эхолокации. Основные подотряды  китообразных. Признаки отрядов:  Копытные – число пальцев,  наличие копыта Хоботные – наличие бивней,  хобота, отсутствие волосяного  покрова. Представители, обитающие на  территории данной местности Признаки отряда. Сходство  человекообразных обезьян с  человеком ЭВОЛЮЦИЯ СТРОЕНИЯ. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ И ИХ СИСТЕМ У ЖИВОТНЫХ (14 часов) 1 (42) Покровы тела.                                      Л.Р. №6. Изучение особенностей  покровов тела. Опорно­двигательная система. 2 (43) 3 (44) Способы передвижения. Полости  тела. 1 1 1 Урок изучения и  первичного  закрепления новых знаний Функции покровов тела:  защитная, регуляция to  тела, предохранение от  потери влаги Основные виды покровов тела:  плоский эпителий, кутикула,  эпидермис, собственно кожа Комбинированный Функции опорно­ двигательной системы:  обеспечение перемещения,  защитная, опора  Комбинированный Термины Полость тела Виды движения:  Факторы эволюционных изменений  опорно­двигательной системы. Особенности строения скелета  позвоночных животных:  эволюционные усложнения,  приспособления к среде обитания. Первичная, вторичная и смешанная  полости тела амебовидное, движение  при помощи жгутиков и  ресничек, движение с  помощью мышц Приспособления к  различным способам  движения у животных  (передвижение по грунту,  плавание, полет, прыжки,  бег, ходьба) Органы дыхания. Газообмен. 4 (45) 5 (46) Органы пищеварения. Обмен  веществ. Кровеносная система. Кровь 6 (47) 1 1 1 Комбинированный Термины Альвеолы Диафрагма Пути поступления  кислорода. Газообмен у животных  разных систематических  групп: поверхность тела,  жабры, легкие Двойное дыхание птиц Термины Пищеварение Значение питания. Питание животных готовыми органическими веществами. Функции пищева­ рительной системы. Строение пищеварительной  системы в виде трубки. Процессы обмена веществ и  превращения энергии  Урок изучения и  первичного  закрепления новых знаний Урок изучения и  первичного  закрепления новых Термины Капилляры Вены Механизм поступления кислорода:  проницаемость клеточных  мембран, диффузия. Наружные и внутренние жабры. Строение легких, увеличение  дыхательной поверхности Термины Ферменты Типы животных в зависимости от  потребляемой пищи: травоядные,  плотоядные, всеядные,  паразиты. Внутреннее пищеварение.  Внутриклеточное пищеварение.  Внеклеточное переваривание. Внешнее пищеварение. Дифференциация системы на  отделы в процессе эволюции Изменение органов  кровообращения в процессе  эволюции. Органы выделения. 7 (48) 8 (49) Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. 1 1 знаний Артерии Венозная кровь Артериальная кровь Замкнутая и незамкнутая  системы кровообращения. Строение сердца у различных животных. Функции крови Комбинированный Пути удаления веществ из  Урок изучения и  первичного  закрепления новых знаний организма. Появление выделительной  системы. Значение органов выделения. Органы выделения:  канальцы, почки,  мочеточник, мочевой  пузырь Термины Раздражимость Функции нервной системы. Строение нервной системы у  различных животных. Строение головного мозга у  позвоночных животных Термины Рефлекс Инстинкт  Врожденные и  приобретенные рефлексы Движение крови по малому и  большому кругам кровообращения. Строение крови: плазма,  форменные элементы –  лейкоциты, эритроциты,  тромбоциты Изменение органов выделения в  процессе эволюции  Строение нервной клетки. Строение коры больших  полушарий. Изменение нервной системы в  процессе эволюции:  формирование нервной ткани,  образование органов, образование надглоточного узла,  формирование головного и  спинного мозга Термины Нервный импульс Зависимость усложнения строения  нервной системы и усложнения  поведения. Нервная и жидкостная регуляция  деятельности организма: механизм, Органы чувств. 9 (50) 1 Комбинированный 10 (51) Продление рода. Органы  размножения. Закрепление пройденного материала 11 (52) 12 (53) Повторение пройденного материала  «Эволюция строения животных Зачет № 4 Эволюция строения.  Взаимосвязь строения и функций  органов и их систем у животных Зачет № 5 Многообразие  животных 13 (54) 14 (55) 1 1 1 1 1 Урок изучения и  первичного  закрепления новых знаний Урок обобщения и систематизации  знаний Урок обобщения и систематизации  знаний Урок обобщения и систематизации  знаний Урок обобщения и систематизации знаний Значение органов чувств. Основные виды  чувствительности:  равновесие, зрение,  осязание, химическая  чувствительность,  обоняние, слух. Влияние среды обитания и  образа жизни на строение  органов чувств  Размножение – свойство  живых организмов. Значение органов  размножения. Строение половой системы  животных: половые железы,  половые пути. Влияние среды обитания на  строение органов  размножения проявление, свойства Термины Фасеточное зрение Монокулярное и бинокулярное  зрение. Зависимость строения органов  чувств от развития головного мозга Термины Гермафродиты  Плацента Матка Усложнение строения органов  размножения в процессе эволюции.  Направления эволюции.  Внутреннее и внешнее  оплодотворение. Возникновение оболочек в женской  половой клетке Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных Многообразие  животных Способы размножения у животных. 1 (56) 2 (57) Развитие животных с превращением  и без превращения. 3 (58) Периодизация и продолжительность  жизни. Л.Р. №7. Изучение стадий  развития животных и  определение их возраста. Доказательства эволюции животных. 1 (59) ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ (3 часа) 1 Комбинированный Термины Оплодотворение Типы размножения:  бесполое и половое Механизмы бесполого и  полового размножения. Особенности размножения и  развития хордовых  животных: рыб,  земноводных,  пресмыкающихся, птиц,  млекопитающих 1 1 Комбинированный Термины Развитие без превращения Метаморфоз Биологическое значение  развития с метаморфозом Комбинированный Термины Онтогенез  Периодизация:  эмбриональный период,  формирование и рост  организма, половая  зрелость, старость  РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (3 часа) 1 Урок изучения и  первичного  закрепления новых знаний Палеонтологические,  эмбриологические,  доказательства эволюции. Значение для объяснения  эволюции животных Термины Почкование Живорождение *Яйцеживорождение Приспособления к половому  размножению гермафродитов. Внешнее и внутреннее  оплодотворение. Развитие во внешней среде и внутри материнского организма Значение развития с метаморфозм  для доказательства происхождения  животных Продолжительность жизни  животных Термины Палеонтология Филогенез  Переходные формы. Строение  археоптерикса. Сходство в строении зародышей  животных 2 (60) Ч. Дарвин о причинах эволюции  животных 3 (61)  Усложнение строения животных.  Результаты эволюции. 1 (62) Естественные и искусственные  биоценозы. 2 (63) Факторы среды и их влияние на  биоценозы. Цепи питания. Поток энергии. 3 (64) 1 1 1 1 1 Урок обобщения и систематизации  знаний Урок обобщения и систематизации  знаний Ч. Дарвин о причинах  эволюции. Роль  наследственности,  изменчивости, борьбы за  существование,  естественного отбора в  эволюции. Усложнение и упрощение  организации животных в  эволюции. Разнообразие видов как  результат эволюции БИОЦЕНОЗЫ (4 часа) Урок изучения и  первичного  закрепления новых знаний Урок обобщения и систематизации  знаний Урок обобщения и систематизации  знаний Термины Биоценоз Агробиоценоз Естественные и  искусственные биоценозы. Структура биоценоза:  продуценты, консументы, редуценты Термины Среда обитания Экологические факторы Факторы среды:  биотические,  абиотические,  антропогенные  Термины Цепь питания  Продуктивность биоценоза Термины Дивергенция Формы изменчивости:  наследственная  (неопределенная) и  ненаследственная  (определенная) Термины Зоопланктон Фитопланктон Устойчивость биоценозов. Причины устойчивости. Ярусность: пространственная и  временная Прямое и косвенное воздействие  факторов окружающей среды Термины Пищевая пирамида. Энергетическая пирамида. Структура пирамид. Изменение  численности, видового  разнообразия консументов в 4 (65) Взаимосвязь компонентов  биоценоза. 1 Урок обобщения и систематизации знаний Трофические связи. Связи по отысканию  строительного материала. Связи, способствующие  расселению видов пищевой цепи Прямые и косвенные трофические  связи. Экологические группы по объектам питания ЖИВОТНЫЙ МИР И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА (5 часов) 1 (66) Ареалы обитания. Закономерности  размещения животных. Миграции. 2 (67) 3 (68) Воздействие человека  и его  деятельности на животных.  Одомашнивание животных. 4 (69) 5 (70) Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. 1 1 1 1 1 Урок изучения и  первичного  закрепления новых знаний Урок обобщения и систематизации  знаний Урок обобщения и систематизации  знаний Урок обобщения и систематизации  знаний Урок обобщения и систематизации  знаний Термины Ареал Эндемики Виды­космополиты Причины, определяющие  границы ареала Термины Миграция Причины миграций  животных. Зоогеографические области Термины Промысел Прямое и косвенное  воздействие человека на  животный мир Термины Одомашнивание Селекция  Причины и факторы  одомашнивания Термины Мониторинг Заповедники Заказники Памятники природы Природные национальные  парки Виды ареалов: сплошной,  разорванный, реликтовый. Механизм образования ареалов Виды миграций: возрастная,  периодическая, непериодическая Термины Акклиматизация. Рациональное использование  животных Одомашнивание в современное  время. Направленность отбора животных  человеком Красная книга России,  Волгоградской области Система мониторинга Законы России об охране  животного мира Лабораторные и практические работы по биологии 7­й класс  на 2016 – 2017 учебный год. Важную роль в изучении биологии в школе, в решении выше поставленных вопросов помогают решать лабораторные работы на уроках биологии,  которые способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению биологии, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого  мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала.         Широкое использование лабораторных работ  в учебном процессе делает его более  интересным, повышает качество обучения, усиливает  практическую  направленность преподавания, способствует развитию познавательной активности учащихся, их логического мышления и творческой  самостоятельности, способствует  лучшему усвоению материала.                                Памятка для учащихся       1. Внимательно прочтите название работы, цель работы.     2. Проверьте наличие оборудования и материалов.     3. Ознакомьтесь с последовательностью работы.     4.  Запишите в тетради дату, название работы и день.     5. Выполните предложенные задания, ответьте на поставленные вопросы.     6. Результаты зафиксируйте в тетради     7. Сформулируйте выводы.    Будьте внимательны во время выполнения работы и соблюдайте основные правила по технике безопасности с микроскопом.          Правила выполнения зарисовок на лабораторных работах    1. Рисовать только на одной стороне листа.    2. До начала зарисовки вверху страницы надо записать название темы, а перед каждым рисунком – название объекта.    3. Рисунок должен отображать форму и величину целого объекта, а так же  соотношение размеров его отдельных частей.    4. В округ не следует рисовать контуров поля зрения микроскопа.   5. В каждом рисунке  обязательно должны быть сделаны обозначения его отдельных частей. Для этого к отдельным частям объекта ставят  стрелочки, а против каждой стрелочки пишут определенную цифру, желательно, чтобы все стрелочки были параллельны. Затем сбоку от рисунка или  под ним  столбиком по вертикали  пишут цифры, а против цифр – название части объекта.    6. Рисунок и стрелочки к нему выполняются карандашами, а подписи к рисунку  выполняются синей шариковой ручкой.    7. Надписи должны быть по возможности полными, идущие от рисунка линии не должны пересекаться. Лабораторная работа № 1 Знакомство с многообразием кольчатых червей. Цель: изучение внешнего строения дождевого червя на натуральном объекте, знакомство с многообразием кольчатых червей. Оборудование: чашка Петри, влажная фильтровальная бумага, лупа, таблицы. Ход работы. 1. Рассмотрите тело дождевого червя. Определите форму тела, окраску, размеры, сегментированность туловища. Найдите передний и задний концы тела, поясок. Определите, на каких сегментах тела находится поясок. 2.  Найдите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя  от заднего к переднему концу (вы ощутите прикосновение щетинок). Рассмотрите с помощью лупы расположение щетинок на теле червя. 3.  Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она – сухая или влажная? Как вы думаете, какое значение имеют такая кожа и такие  щетинки для жизни червя в почве? 4. Рассмотрите рисунки кольчатых червей. Какие представители относятся к классу кольчецов? Оформление результатов: зарисуйте дождевого червя с обозначением переднего, заднего концов тела, члеников и пояска. Сделайте вывод, ответив на вопрос.  ­ Каковы приспособления дождевого червя  к условиям жизни в почве? Лабораторная работа № 2 Знакомство с разнообразием ракообразных. Цель: изучение  внешнего строения представителей ракообразных. Оборудование: ручная лупа, микроскоп, культуры дафний, циклопов, ракушковых рачков; влажные препараты: раки, креветки и др. Ход работы. 1. 2. Рассмотрите с помощью лупы живых ракообразных в пробирках. Отметьте их размеры, окраску, характер передвижения в воде.  Рассмотрите микропрепараты под микроскопом. Отметьте сходство и различие во внешнем строении тела, в характерных  движениях, окраске. 3. Сравните между собой крупных ракообразных: креветок и раков. Выявите сходство и различие во внешнем строении. Оформление результатов: зарисуйте контуры тела рака и дафнии с обозначением видимых органов и частей тела. Обоснуйте вывод о принадлежности исследованных ракообразных к      одному классу в типе членистоногих. Лабораторная работа № 3 Изучение представителей отрядов насекомых.        Цель: знакомство с представителями отрядов насекомых. Оборудование: коллекции насекомых различных отрядов, коллекции насекомых­вредителей леса, сада, огорода, продовольственных запасов и  другие из имеющихся в школе. Ход работы. 1.        Рассмотрите предлагаемые коллекции. Выявите сходство и различия между отдельными насекомыми, обратив внимание на их размеры, форму тела, окраску, расположение и число  крыльев, усиков, глаз. Отметьте, каковы их местные названия, каково их значение в природе и жизни человека. 2. Составьте список названий видов насекомых из коллекции, относящихся к каждому отряду. Дополните его списком местных  видов, хорошо вам известных. 3. Рассмотрите вредителей различных культур или продовольственных запасов. Отметьте характер повреждений, наносимых ими.  Вспомните, встречали ли вы подобные повреждения или таких насекомых в природе. Оформление результатов:         заполните таблицу. Отряды насекомых Представители Лабораторная работа №4 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб» Цель: изучить особенности внешнего строения рыб, связанные с обитанием в водной среде. Оборудование: окунь или рыбки из аквариума, рисунки с изображением разных видов рыб. Ход работы 1. Рассмотрите рыбу, плавающую в банке с водой или в аквариуме, определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в  ее жизни. 2. Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. С помощью  лупы рассмотрите отдельную чешую. Зарисуйте. Определите по чешуе возраст рыб. Как вы это сделали? 3. Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной стороне; если она различна, то объясните эти различия. 4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост, установите, как они соединены между собой, какое значение имеет такое соединение в жизни  рыбы. 5. На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы.  6. Найдите у рассматриваемой вами рыбы парные (грудные и брюшные) плавники и непарные (спинной, хвостовой) плавники. Понаблюдайте за  работой плавников при передвижении рыбы.  7. Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Вывод запишите в  тетрадь. Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни» Цель: изучить  особенности внешнего строения птиц, связанные с приспособлением к полету. Оборудование: набор перьев, чучело птицы, лупа или живая птица, рисунки с изображением птиц. Ход работы 1. Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.  2. Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье  рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения. 3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение.  Обратите внимание на  неоперенную часть ноги – цевку и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров. 4. Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых перьев, подсчитайте их число. 5. Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание – очин, опахала,  расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1­го порядка – это роговые пластинки, отходящие  от ствола. 6. Зарисуйте строение контурного пера в тетради и подпишите названия его основных частей. 7. Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин и опахала, зарисуйте в тетради это перо и подпишите названия его основных частей.  8. На основании изучения внешнего строения птицы отметьте особенности, связанные с полетом. Сделайте запись в тетради. Лабораторная работа № 6 Изучение особенностей различных покровов тела. Цель: систематизирование знаний о покровах тела, начиная с простейших и включая покров тела млекопитающего. Оборудование: микропрепараты: «Эвглена зеленая», «Амеба», «Инфузория­туфелька», «Гидра», «Планария», «Муха», «Комар», таблицы  «Покровы тела хордовых», «Покровы тела рыб», «покровы тела птиц», чучела птиц, животные из уголка живой природы (червь дождевой,  моллюск, ракообразное, насекомое, рыба, черепаха, птица, млекопитающее); чешуя карпа, перо, шерсть, кожа, волос, рог, микроскоп. Ход работы. 1.        Внимательно рассмотрите предложенных вам животных, вначале невооруженным глазом, затем – с помощью лупы. Выявите сходство и различия в покровах различных животных. Отметьте особенности окраски, эластичности, подвижности покровов различных  животных. 2.        Рассмотрите микропрепараты под микроскопом. Какое строение они имеют? Какую функцию выполняет оболочка простейших? Какие  клетки образуют покров тела планарии? 3.        Рассмотрите ракообразного или насекомого (лучше, если это рак или жук), рассмотрите их покровы невооруженным глазом и с помощью лупы. Отметьте прочность хитинового покрова; особенности покровов членистоногих по сравнению с червями и моллюсками. 4. Рассмотрите тело рыб, покрытое чешуей, панцирь черепахи. Отметьте сходство в строении чешуйки рыбы и щитка панциря черепахи; наличие  годичных колец, плотность и прочность этих покровов; различия в покровах тела у рыб и черепахи. Оформление результатов: заполните таблицу. Представитель Покров тела Функции покровов тела Лабораторная работа № 7 Изучение стадий развития животных и определение их возраста Цель:  определение возраста животных. Оборудование: лупы; раковины двустворчатых моллюсков, чешуя карпа, раствор нашатырного спирта, вата. Ход работы.          Определите возраст у двустворчатого моллюска по раковине, а у рыбы – по чешуе.          Найдите на раковине двустворчатого моллюска годичные кольца и подсчитайте их число; на чешуе карпа, предварительно протертой  нашатырным спиртом, найдите годичные кольца и подсчитайте с помощью лупы их число. «Рассмотрено»                                 Руководитель РМО                                           __Козлова Л.В.___                                              от  «____» ____________ 2016г. Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии по УМК В.В. Пасечник shkola33.tagilhost.su›content/files/biol/rp_bio… Часть 1 (А) За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.  Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов. Критерии оценивания письменных работ  по биологии в форме ЕГЭ 5­11 класс Часть 2 (В) Правильно выполненные задания В1–В8 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов –  допущены две и более ошибки или ответ отсутствует. Часть 3 (С) Если ответ включает все элементы и не содержит биологических ошибок – 2(3) балла. Если ответ включает 1 (2) из названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2(3) названных выше    элемента, но содержит негрубые биологические ошибки – 1(2) балла.  Если ответа нет или ответ содержит грубые биологические ошибки – 0 баллов шкала перевода баллов работы по биологии в форме  ЕГЭ в пятибалльную систему оценивания:   0 ­ 34 баллов ­ отметка "2" 35 ­ 54 баллов ­ отметка "3" 55 ­ 71 баллов ­ отметка "4" 72 ­100 баллов ­ отметка "5" 90 – 100% правильно выполненной работы – оценка «5» 70 – 89% правильно выполненной работы – оценка «4» 45 – 69% правильно выполненной работы – оценка «3» 20 – 44% правильно выполненной работы – оценка «2»   0 – 19% правильно выполненной работы – оценка «1» ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА Отметка «5»: ­ ответ полный и правильный на основании изученной теории                                                                                                                                                          ­материал изложен в определенной логической последовательности                                                                                                                                               ­ответ самостоятельный Отметка «4»: ­ответ полный и правильный на основании изученной теории                                                                                                                                                           ­ материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 2­3 несущественные ошибки, исправленные по требованию  учителя Отметка «3»: ­ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный, по наводящим вопросам учителя Отметка «2»: ­ при ответе обнаружено непонимание учеником основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые ученик не  может исправить при наводящих вопросах учителя ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ (развернутый ответ на вопрос) Отметка «5»: ­ ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка  Отметка «4»: ­ ответ неполный или допущено не более 2­х несущественных ошибок Отметка «3»: ­ работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две­три несущественные Отметка «2»: ­ работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок Выполнение тестовых заданий. Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните  предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно.  Оптимально на одной контрольной работе дается 25 заданий:  (20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом). Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 – 100  % от общего числа баллов) «4»: 14 + 3 (70 ­ 75 %) «3»: 12 + 0 или 10+2 (50 ­ 65 %).  Здесь возможны варианты, поэтому лучше ориентироваться по процентам.               Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть).  Например, обязательная часть состоит из 15 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла.  Итого максимум 25 баллов. Критерии оценок: «2»: ученик набрал менее 10 баллов «3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части «4»: 13 + 4 = 17 баллов и более «5»: 15+ 6 = 21 баллов и более.  При оценивании биологических диктантов или тестов (небольших работ, продолжительность которых 5 – 7 минут), состоящих из 10 ­ти основных вопросов, допускается следующая шкала оценивания: 9 – 10 правильных ответов – «5»   7 – 8   правильных ответов – «4»   5 – 6   правильных ответов – «3»   3 – 4   правильных ответов – «2»   0 – 2   правильных ответов – «не зачёт» Необходимо отметить нестандартный подход к оцениванию слабых учащихся.  При подготовке индивидуальных заданий возможно заранее обговаривается  объём работы на «5», «4», «3», «2» для того,  чтобы учащийся мог выбрать вариант и неспеша выполнить его. При оценивании работ ( рисунков, схем и т.д.), необходимо учитывать моторные навыки ребёнка, умение рисовать и чертить.  Поощрять оценкой стремление выполнить правильно и аккуратно.  При оценивании работ, выполненных в тетрадях, учитывать аккуратность, выполнение единых требований к ведению тетради. Оценивание контрольной (письменной) работы Учитывается правильность и объём выполненной части работы, за основу принимается процентная шкала 90 – 100% правильно выполненной работы – оценка «5» 70 – 89% правильно выполненной работы – оценка «4» 45 – 69% правильно выполненной работы – оценка «3» 20 – 44% правильно выполненной работы – оценка «2»   0 – 19% правильно выполненной работы – не зачёт Оценка выполнения практических (лабораторных) работ Отметка "5" ставится, если ученик: 1.Правильно определил цель опыта. 2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. 3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах,  обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью. 4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все  записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы. 5.Проявляет организационно­трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные  материалы). 6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. Отметка "4" ставится, если ученик: 1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений. 2. Или было допущено два­три недочета.  3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета. 4. Или эксперимент проведен не полностью.  5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. Отметка "3" ставится, если ученик: 1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет  получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы. 2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и  измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов. 3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в  общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для  данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения. 4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с  материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. Отметка "2" ставится, если ученик: 1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы  не позволяет сделать правильных выводов. 2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно. 3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".  4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при  работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя. Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника. Выполните  3 задания оценка: «5»—выполнил все три задания «4» – выполнил первое и второе задание «3» – правильно выполнил только половину обязательной                  части заданий (т.е. 1­е или 2­е) «2» – в каждом задании много ошибок (больше, чем  правильных ответов).(1) Составление опорно­схематичного конспекта (ОСК) и мультимедийных презентаций.  Перед учащимися ставится задача научиться «сворачивать» конспекты до отдельных слов (словосочетаний), делать схемы с максимальным числом  логических связей между понятиями. Работа эта крайне сложная, индивидуальная. Помощь в создании ОСК окажут критерии оценивания ОСК. Критерии оценивания ОСК и презентаций по составлению:         Полнота  использования учебного материала.  Объём ОСК (для 8­9 классов – 1 тетрадная страница на один раздел: для 10 –11 классов один лист формата А 4).  Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).  Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость ОСК).  Грамотность (терминологическая и орфографическая).  Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы.  Самостоятельность при составлении. При оценивании мультимедийных презентаций  баллы снижаются за               ошибки в оформлении титульного слайда;  много текста на слайде;  грамматические ошибки в тексте;  выбран нечеткий шрифт;  неудачное сочетание цвета шрифта и фона;  несоответствие названия слайда его содержанию;  несоответствие содержанию текста используемых иллюстраций;  текст закрывает рисунок;  рисунки нечеткие, искажены;  неудачные эффекты анимации;  излишнее звуковое сопровождение слайдов;  тест приведен без изменений (скопирован из Интернет с ссылками);  недостоверность информации; ошибки в завершении презентации. Критерии   оценивания  мультимедийной   презентации  по   биологии  Создание слайдов Количество баллов Содержание:        научность представленной информации наличие проблемы и ее решение (или представление) наличие элементов исследования  практическое применение знаний интеграция биологии с другими предметами  связь со здоровьем человека Оформление:      структура  логичность наличие анимации, картинок, фотоматериалов, видео наличие графиков, таблиц, схем эстетичность  50 50 Итого: 100 баллов «5»­ 100­85 баллов; «4»­ 84­ 70 баллов; «3»­ 69­50 баллов Оценка рефератов по биологии Основные критерии оценки  оценка «5» Оформление реферата 1. Титульный лист оформлен в  соответствии с требованиями  (приложение) 2. Наличие плана  3. В тексте имеются ссылки на  авторство 4. Наличие списка  Содержание реферата 1. Содержание работы  полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки  отсутствуют. 3. Стройный по композиции,  логичное и последовательное в  изложении мыслей. Речевое оформление 1. Написан правильным  литературным языком и  стилистически  соответствует  содержанию. 2. В реферате  допускается  Грамотность  Допускается: одна  орфографическая. Или одна  пунктуационная, или одна  грамматическая ошибка «4» «3» использованной литературы в  соответствии с правилами  библиографии.  1. Оформление в основном  соответствует требованиям, но  нарушен один из 4­х пунктов  требований. 1. Оформление не соответствует выше перечисленным  требованиям. 4. Объем реферата 10­12  листов  1. Содержание работы в  основном соответствует теме  (имеются незначительные  отклонения от темы) 2.Содержание в основном  достоверно, но имеются  единичные фактические  неточности. 3.Имеются незначительные  нарушения последовательности  в изложении мысли. 1. В главном и основном  раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или  недостаточно полный ответ на  тему. 2. допущены отклонения от  темы или имеются отдельные  ошибки в изложении  фактического материала. 3.Допущены отдельные  нарушения последовательности  изложения. незначительная  неточность в содержании  и 1­2 речевых недочета. 1. Написан правильным  литературным языком и  стилистически   соответствует  содержанию.  2.достоверно:  2­3 неточности в  содержании, не более 3­4  речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические, или 2  пунктуационные, или 1  орфографическая и 3  пунктуационные ошибки, а  также 2 грамматические ошибки  1. Стиль работы  отличается единством,  обнаруживается владение  основами письменной  речи. 2.Допускается: не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются: 4  орфографические и 4  пунктуационные, или 3  орфографические и 5  пунктуационных ошибок,  или 7 пунктуационных  ошибок при отсутствии  орфографических ошибок. Критерии оценивания отчета по экскурсии: качество выполнения Все ли задания выполнены  Аккуратность  4 балла 3 балла 3 балла Наличие рис., схемы  2 балла . р о ф н и а к и н б е ч у   х а к м а р В   я и н а д а з   е с В   т е в т о й ы н л о п е Н   у с о р п о в   о п   е н   т е в т О й и н а д а з   х у в д   т е Н о г о н д о   т е Н я и н а д а з о н т а р у к к а   ь н е ч О я и н а ч е м а з   ь т с Е о н т а р у к к а е н   е и ш о р о х   , ь т с Е   е и х о л п о н   , ь т с Е о т о ф . с и р   т е Н   . п о д   с   т е в т о й ы н л о П   Критерии оценивания : 12­11 б                10­8 баллов – 4               7­ 5 баллов – 3. Ресурсное обеспечение  рабочей программы по биологии для 7 класса: Учебно­методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов: ­ нормативно­инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»; ­ программно­методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета; ­ материально­техническое обеспечение преподавания предмета. Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»: ­ Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.); ­ Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ; ­ Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии; Программно­методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.  Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК. Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой.  Перечень учебно­методических средств обучения 1.   Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии. М.: Дрофа. 2010.  2.   Биология 5 ­11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010. 3    Латюшин В.В., Шапкин В. А.. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2010. Важным   компонентом   учебно­методического   комплекта   является   учебно­тематический   план,   электронные   пособия   (электронные   учебники   и   другие цифровые ресурсы) MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология» ­ Лабораторный практикум. Биология 6­11 класс (учебное электронное издание),  ­ Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана­Граф», 2007 ­ Интернет­ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся Кроме того, при ведении курса в 7 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем Ермоловой Е.А. и материалы   из   «Единой   коллекции   Цифровых   Образовательных   Ресурсов»   (набор   цифровых   ресурсов   к   учебникам   линии   Пасечник   В.В.)   (http://school­ collection.edu.ru/) . Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ  .1   september www   .  bio   nature www.bio.      .  edios www   .  ru – Эйдос – центр дистанционного образования   www   .  km   .  ru   /  education ­ учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»  .  ru – научные новости биологии    .  ru – газета «Биология» ­приложение к «1 сентября» Лист  изменения на 2016­2017 учебный год Дата № приказа № страницы изменений Кто внёс изменения убрать заменить

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа по биологии (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017