Рабочая программа по биологии 7 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии 7 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
биология
7 кл
12.01.2017
Рабочая программа по биологии 7 класс
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена для учебника под редакцией Пономаревой И.Н.. В структуре рабочей программы имеются титульный лист, пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, требования к уровню подготовки выпускников 7 класса и календарно- тематическое планирование. Данная программа соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089.
Рабочая программа по биологии 7 класс.doc

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с.Преображенка

Кировского района Приморского края»

 

 

Принята на заседании методического объединения учителей основной  школы

(протокол №    1    от   25. 08.2016 года)

 

 

    «Согласовано»_______________                                               «Утверждаю»____________   ЗД по УВР __________________                                       Директор школы: ______________

Рассмотрена на ШМС                                                         Приказ № 17/1  от   28.08.2016 г.                                            (протокол №   1  от 26.08.2016 г.)                                       

           

                                                                                               

 

  

 Рабочая программа

 по биологии

 для 7  класса

 

 на 2016-2017 учебный год

 

 

                                                        

 

 

 

 

                                                            Учитель: Полякова Елена Юрьевна

                                     

 

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Преображенка

2016 год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                        

Рабочая программа по биологии составлена на основе:

1.  Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089;

2. Примерной программы основного  общего образования (письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263).

3.  Программы курса биологии под руководством  Пономаревой И.Н. и коллектива авторов («Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана – Граф», 2005).

 

Согласно   действующему  учебному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

·         освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

·         овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

·         развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

·         воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

·         иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

 

Авторская программа не включает  следующие лабораторные работы, предусмотренные стандартом основного общего образования по биологии и примерной программой основного общего образования по биологии

-Определение принадлежности животных к определенной систематической группе.(включена в тему «Общие сведения о мире животных»)

-Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.(включена в тему «Класс Земноводные.»)

-Распознавание домашних животных.(включена в тему «Класс Млекопитающие.»)

            Внесены некоторые изменения по количеству часов и по содержанию в тему «Развитие животного мира на Земле»(с 2ч до 1ч), так как программа предполагает изучение биологии 70 часов в год, а согласно учебного плана – 34 учебные недели (68 часов).

Рабочая программа  ориентирована на использование УМК:

1.      Учебник. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы./Под ред. В.М.Константинова, И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. (Гриф: допущен Министерством образования Российской Федерации).

2.      В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2008

3.       Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.

4.      В.М.Константинов. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1,2. – М.: Вентана-Граф, 2006.

 

Учебно-тематическое планирование

 

№ п/п

тема

Кол-во часов

Цели и задачи

Объект контроля (знать, уметь)

Кол-во л/р

1.

1. Общие сведения о мире животных

5 часов

Образовательные: создать условия для усвоения блока новой учебной информации о многообразии  животных, углубления знаний об условиях жизни животных и средах жизни, расширения знаний о группах животных, их взаимоотношениях  и  значении.

Развивающие: способствовать развитию  умения работать с учебником в качестве источника знаний,  умение формулировать результаты наблюдений.

Воспитательные: способствовать  эстетическому воспитанию учащихся, воспитанию интереса к учебе, к результатам своего труда.

Знать: Систематические категории. Сходство и различие растений и животных. Среды жизни. Взаимосвязи животных в природе: симбиоз, хищничество, паразитизм. Биоценозы.

Уметь: Давать определения понятий. Перечислять черты сходства и отличия животных от растений. Перечислять взаимосвязи животных в природе.

 

№1

2.

Строение тела животных

3 часа

Образовательные: создать условия для усвоения блока новой учебной информации об организме животных как биосистеме, углубления знаний о строении клетки животных, расширения знаний об органах и тканях.

Развивающие: способствовать развитию  умения работать с учебником в качестве источника знаний,  развивать умения работать с  рисунками и текстом учебника, умение сравнивать, анализировать и делать выводы

Воспитательные: способствовать  воспитанию аккуратности при выполнении рисунков, заполнении таблиц, воспитанию интереса к учебе

 

 

3.

Подцарство Простейшие

4 часа

Образовательные: создать условия для усвоения блока новой учебной информации о  строении, жизнедеятельности и многообразии  Простейших, осознанию мысли о единстве жизни на земле и об отличительных особенностях одноклеточных животных.

Развивающие: способствовать развитию  умения работать с учебником в качестве источника знаний,  умение работать с микроскопом, готовить временные микропрепараты, наблюдать и сравнивать рассматриваемые объекты, формулировать результаты наблюдений.

Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе при  изготовлении временных микропрепаратов  и выполнении рисунков в тетради, воспитывать чувство коллективизма при выполнении лабораторных работ.

 

Знать: Общая характеристика одноклеточных. Строение и функции одноклеточных организмов: амебы обыкновенной, эвглены зеленой, инфузории - туфельки. Значение их в природе и жизни человека.

Уметь: Давать характеристику простейших. Узнавать на рисунках, таблицах основных представителей простейших. Рассматривать микропрепараты и зарисовывать одноклеточные организмы.

л/р №2

4.

Подцарство Многоклеточные животные. Тип кишечнополостные

4 часа

Образовательные: создать условия для усвоения блока новой учебной информации о строении многоклеточных животных  на примере Кишечнополостных.

Развивающие: способствовать развитию  умения сравнивать и обобщать, конструировать вопросы разного уровня по содержанию учебной статьи.

Воспитательные: способствовать  формированию опыта коллективного и парного общения, устойчивого интереса к приобретению знаний.

 

Знать: Признаки многоклеточного организма. Общую характеристику типа. Среда обитания и внешнее строение гидры. Строение и значение эпителиально-мускульных, нервных, стрекательных, пищеварительных, половых клеток. Что такое рефлекс, регенерация. Размножение гидры.

Уметь: Давать общую характеристику типа. Перечислять процессы жизнедеятельности. Узнавать на рисунках, таблицах представителей типа.

 

5.

Типы; Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

6 часов

Образовательные: создать условия для усвоения блока новой учебной информации о многообразии  и особенностях строения трехслойных животных, о жизненном цикле червей, углубления знаний об условиях жизни животных и средах жизни, расширения знаний об органах и системах органах, о свободноживущих и паразитических организмах.

Развивающие: способствовать развитию умения распознавать представителей разных систематических групп и их сравнивать, развитию умения работать с изображениями объектов.

Воспитательные: способствовать  формированию потребности  к соблюдению правил личной гигиены, бережного отношения к своему здоровью.

 

Знать: Общую характеристику типов и классов: Сосальщики, Ленточные, Малощетинковые. Что такое орган, система органов. Приспособления к паразитизму. Меры борьбы с паразитами. Роль в природе и жизни человека.

Уметь: Перечислять признаки типов и классов. Приводить примеры органов и систем органов. Узнавать на рисунках, таблицах представителей разных типов и классов. Наблюдать за объектами и описывать их.

л/р №3

№4

6.

Тип Моллюски

4 часа

Образовательные: создать условия для усвоения блока новой учебной информации об особенностях строения и жизнедеятельности животных типа Моллюски, их значении в природе и жизни человека, расширить знания о систематике и классификации животных на примере  животных данного типа.

Развивающие: способствовать развитию умения распознавать представителей разных систематических групп и их сравнивать, развивать умение работать  натуральными объектами.

Воспитательные: способствовать  эстетическому воспитанию учащихся, воспитанию интереса к учебе, к результатам своего труда:

 

Знать: Признаки типа. Внешнее и внутреннее строение прудовика (или беззубки). Роль в природе и жизни человека. Многообразие моллюсков. Черты приспособленности к среде обитания.

Уметь: Перечислять признаки типа, процессы жизнедеятельности, черты приспособленности. Узнавать представителей типа на рисунках, таблицах. Работать с натуральными объектами.

л/р №5

7.

Тип Членистоногие

8 часов

Образовательные: создать условия для усвоения блока новой учебной информации о многообразии  животных типа Членистоногие, об особенностях каждой группы, углубления знаний об органах животных, расширения знаний о  значении животных в природе и жизни человека.

Развивающие: способствовать развитию  умений работать с учебником в качестве источника знаний,  составлять таблицы и схемы, сравнивать, обобщать, делать выводы. 

Воспитательные: способствовать  эстетическому и гигиеническому  воспитанию учащихся,  воспитывать экологическое мышление,  интерес к учебе, к результатам своего труда.

 

Знать: Признаки типа, классов. Внешнее строение речного рака, паука крестовика, насекомого. Внутреннее строение речного рака, насекомого. Черты приспособленности организмов к среде. Стадии развития полного и неполного превращения. Охраняемых насекомых Приморского края.. Многообразие ракообразных, паукообразных, насекомых. Роль в природе и жизни человека. Методы борьбы с насекомыми-вредителями.

Уметь: Перечислять признаки типа, классов. Распознавать на рисунках, таблицах, коллекциях представителей разных групп. Находить отделы тела. Зарисовывать внешнее строение насекомого

л/р №6

8.

Тип Хордовые

 

 

32 часа

 

Образовательные: создать условия для усвоения блока новой учебной информации о строении хордовых животных, о взаимосвязях между особенностями внешнего и внутреннего строения  и средой обитания, расширению знаний об органах и системах органов животных.

Развивающие: способствовать развитию  умения  сравнивать и обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи,  работать с  натуральными и наглядными объектами,  умению формулировать результаты наблюдений,  делать выводы.

Воспитательные: способствовать  воспитанию бережного отношения к природе, воспитывать аккуратность в работе при  изготовлении временных микропрепаратов  и выполнении рисунков в тетради, воспитывать чувство коллективизма при выполнении лабораторных работ.

 

 

 

 

8.1.Подтип Бесчерепные

 

1 час

 

 

 

 

8.2.Подтип Черепные Надкласс Рыбы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 часов

Образовательные: создать условия для усвоения блока новой учебной информации о строении и жизнедеятельности Рыб, о взаимосвязях между особенностями внешнего и внутреннего строения  и средой обитания, расширению знаний об органах и системах органов животных.

Развивающие: способствовать развитию  умения работать с учебником в качестве источника знаний,  умение сравнивать и обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи,  работать с наглядными объектами.

 Воспитательные: способствовать   воспитанию ответственного отношения к природе,  воспитанию интереса        к          учебе.

Знать: Признаки типа Хордовые. Признаки надкласса. Внешнее строение рыб. Внутреннее строение рыб. Многообразие и значение рыб. Охраняемые виды рыб Приморского края.

Уметь: Перечислять признаки типа, подтипов, надкласса. Находить отделы тела, части тела. Распознавать на рисунках, таблицах, коллекциях представителей надкласса. Зарисовывать внешнее строение рыбы

л/р №7,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№9

8.3.Класс Земноводные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5часов

Образовательные: создать условия для усвоения блока новой учебной информации о строении и жизнедеятельности Земноводных, о взаимосвязях между особенностями внешнего и внутреннего строения  и средой обитания, расширению знаний об органах и системах органов животных.

Развивающие: способствовать развитию  умения работать с учебником в качестве источника знаний,  умение сравнивать и обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи,  работать с наглядными объектами.

 Воспитательные: способствовать   воспитанию ответственного отношения к природе,  воспитанию интереса        к          учебе.

Знать: Признаки класса. Внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных. Нервная система и органы чувств. Размножение и цикл развития. Многообразие: Хвостатые, Бесхвостые. Происхождение земноводных. Значение земноводных. Охраняемые виды Приморского края.

Уметь: Перечислять признаки класса. Находить отделы тела. Распознавать на рисунках, таблицах, влажных препаратах представителей различных отрядов.

8.4.Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 часа

Образовательные: создать условия для усвоения блока новой учебной информации о строении и жизнедеятельности Пресмыкающихся, о взаимосвязях между особенностями внешнего и внутреннего строения  и средой обитания, расширению знаний об органах и системах органов животных

Развивающие: способствовать развитию  умения работать с учебником в качестве источника знаний,  умение сравнивать и обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи,  работать с наглядными объектами.

 Воспитательные: способствовать   воспитанию ответственного отношения к природе,  воспитанию интереса          к             учебе.

Знать: Признаки класса. Внешнее и внутреннее строение. Многообразие пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся. Охраняемые виды Приморского края.

Уметь: Перечислять признаки класса. Распознавать представителей разных отрядов на рисунках, таблицах, влажных препаратах.

 

8.5.Класс Птицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 часов

Образовательные: создать условия для усвоения блока новой учебной информации об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц в связи с освоением воздушной среды, многообразии  птиц и их значении в природе и жизни человека, расширить знания о  систематических группах животных.

Развивающие: продолжать формировать умение сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы по результатам лабораторной работы.

Воспитательные: способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, формированию экологического мышления, воспитывать аккуратность в работе при выполнении рисунков в тетради, воспитывать чувство коллективизма при выполнении лабораторных работ.

 

Знать: Признаки класса. Внешнее и внутреннее строение. Размножение птиц. Строение яйца. Забота о потомстве. Поведение птиц. Безусловные рефлексы. Происхождение птиц. Приспособленность птиц к сезонным явлениям в природе (гнездование, кочевки, перелеты). Экологические группы птиц (леса, луга, парка). Роль птиц в природе и жизни человека. Птицеводство.

Уметь: Перечислять признаки класса. Распознавать представителей разных экологических групп. Находить отделы тела птицы, отделы скелета, основные части перьев. Зарисовывать внешнее строение птицы, строение пера. Применять знания для охраны редких птиц.

л/р №10,11

8.6.Класс Млекопитающие, или Звери

 

 

 

 

 

 

10

Образовательные: создать условия для усвоения блока новой учебной информации об особенностях строения млекопитающих как высокоорганизованных позвоночных животных, о многообразии   и практическом значении в жизни человека, расширению знаний об органах и системах органов животных

Развивающие: способствовать развитию  умения распознавать представителей разных систематических групп и их сравнивать, развивать умение работать с дополнительной литературой в качестве источника знаний,  умение формулировать вопросы

Воспитательные: способствовать  воспитанию экологического сознания  учащихся, воспитанию интереса к учебе, к результатам своего труда

Знать: Признаки класса. Внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие млекопитающих. Отряды класса Млекопитающие. Роль млекопитающих в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные животные. Происхождение домашних животных.

Уметь: Перечислять признаки класса. Определять систематическое положение представителей разных отрядов.

№12,13

9.

Развитие животного мира на Земле

1 часа

Образовательные: создать условия для формирования понятия об эволюции животного мира, об основных факторах эволюции,  усвоения основных этапов эволюции.

Развивающие: способствовать развитию умения выявлять общие признаки животных, черты усложнения у животных разных групп. 

Воспитательные: способствовать формированию биологической культуры, пониманию научной картины мира, владению общебиологическими терминами

 

Знать: Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Понятие о естественном отборе и искусственном отборе. Основные этапы происхождения животных. Причины эволюции (по Ч. Дарвину).

Уметь: Перечислять доказательства эволюции

 

 

Итого

68

 

 

 

 

Содержание программы

 

Тема 1. Общие сведения о мире животных (5 часов)

Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.

Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Редкие и исчезающие виды животных Кировской области. Красная книга Кировской области.

Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

Лабораторная работа Определение принадлежности животных к определенной систематической группе

Тема 2. Строение тела животных (3 часа)

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

Обобщение знаний по теме «Строение тела животных»

 

Тема 3. Подцарство Простейшие (4 часа)

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Значение простейших в природе и жизни человека.

Лабораторная работа   Изучение строения инфузории-туфельки

 

4. Подцарство Многоклеточные животные

Тип кишечнополостные (4 ч)

Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Обобщение знаний по теме «Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные»

 

Тема 5. Типы; Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 часов) Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах. Значение червей и их место в истории развития животного мира.

Лабораторные работы:

 Изучение внешнего строения дождевого червя. Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижение, ответы на раздражение.

Внутреннее строение дождевого червя.

 

Обобщение знаний по теме «Типы; Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви»

Тема 6. Тип Моллюски (4 часа)

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Лабораторные работы:

Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.

 

Тема 7. Тип Членистоногие (8 часов)

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биогеоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.

Лабораторные работы:

Внешнее строение насекомого.

Обобщение знаний по теме «Тип моллюски. Тип Членистоногие»

 

Тема 8. Тип Хордовые (32 часа)

Краткая характеристика типа хордовых.

Подтип Бесчерепные (1 ч)

Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

 

Тема 8.1 Подтип Черепные. Надкласс Рыбы (5 часов)

 Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах Кировской области. Акклиматизация рыб и ее обоснование. Аквариумное рыбоводство.

Лабораторные работы:

Внешнее строение  особенности передвижения рыбы.

Внутреннее строение рыбы.

Обобщение знаний по теме «Подтип Черепные. Надкласс Рыбы»

 

 

Тема 8.2 Класс Земноводные (5 часов)

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных. Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

Лабораторные работы:

Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни

 

Тема 8.3. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа)

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Обобщение знаний по теме «Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся»

 

 

Тема 8.4. Класс Птицы (8 часов)

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к  условиям обитания. Образ жизни. Распространение.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

 

Лабораторные работы:

Изучение внешнего строения птицы. Изучение перьевого покрова и различных типов перьев.

Строение скелета птицы.

Обобщение знаний по теме «Класс Птицы»

 

 

Тема 8.5. Класс Млекопитающие, или Звери (10 часов)

Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных.

Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

Лабораторные работы:

10.Изучение строения скелета млекопитающих.

Распознавание домашних животных

Обобщение знаний по теме «Класс Млекопитающие»

Экскурсия. Многообразие животных своей местности. Их роль в природе и жизни человека.

 

Тема 9. Развитие животного мира на Земле (1 часа)

Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества.

Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете. Памятники природы, заповедники и заказники Кировской области.

Обобщение, систематизация и контроль знаний по материалу курса биологии 7 класса.

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов: животных, животных своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;

уметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

- изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;  травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при укусах животных;

выращивания домашних животных, ухода за ними;

 

 


 

Учебно-методическое обеспечение:

Литература

 

1.                 Анастасова Л.И., Кучменко В.С. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс основной школы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2000.

2.                 Алексеев В.А.  300 вопросов и ответов о животных океана/ Художник М.В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2003.

3.                 Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о несекомых/ Художнки М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998.

4.                 Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах/ Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998

5.                 Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др./ Под ред. Н.М.Черновой. Экология животных.. 7 класс. Учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2002.

6.                 Бабенко В.Г и др. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.

7.                 Калинова Г.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ-Астрель, 2002.

8.                 Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. – М.: Дрофа, 2000.

9.                 Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные. 7,8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005.

10.             Резникова В.З. Животные. Дидактические карточки. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. – М.: Школа-Пресс, 1999.

11.             Резникова В.З., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Зачеты по биологии. Живоные: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Лист-Нью, 1999.

12.             Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996.

13.             Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.

14.             Сухова Т.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки выпускников основной школы. Сборник тестовых заданий. – М.: Вентана-Граф, 2002.

15.             Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.

16.             Шарова И.Х., Мосалов А.А. Биология: Внеклассная работа по зоологии. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

17.             Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.

 

 

 

 

Учебное оборудование

 

Коллекции:

-  Вредители важнейших сельскохозяйственных культур

- Пчела медоносная

- Развитие насекомых

- Раковины моллюсков

 

Микропрепараты:

- Набор микропрепаратов по зоологии

 

Скелеты:

- Раздаточный материал по скелету млекопитающего

- Раздаточный материал по скелету птицы

- Раздаточный материал по скелету рыбы

- Скелет голубя

- Скелет ящерицы

 

 

Модели:

- Мозг позвоночных

- Строение яйца птицы

- голова змеи

Рельефные модели:

- Археоптерикс

- Внутреннее строение кролика

- Внутреннее строение лягушки

 

Пособия печатные:

- Таблицы по зоологии (строение животных)

- Таблицы по зоологии (разнообразие животных)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно- тематическое планирование

по биологии 7 класс  на 2016-2017 уч.год

дата

№ урока по П/П ( в теме)

Тема урока,

практическая часть

Оборудование, ТСО (ИКТ)

Объект и (форма) контроля

 

план

факт

 

Введение. Общие сведения о мире животных.-

 5 часов.

 

 

 

 

1(1)

Введение. Зоология – наука о животных.

Таблицы с изображением животных

Знать: предмет изучения зоологии.

Уметь: описывать признаки животных, отличать животных от растений.

 

 

2(2)

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе.

Табл. «Распространение жизни на земле»

Знать: основные среды жизни  и их обитателей.

Уметь: объяснятьприспособленность животных к условиям среды по плану.

 

 

3(3)

Классификация животных и основные систематические группы.

Л/р №1 Определение принадлежности животных к определенной систематической группе

Карточки с отрядами животных, табл. «Классификация растений»

Знать: систематические категории животных.

Уметь: отличать классификацию растений от классификации животных.

 

 

4(4)

Влияние человека на животных.

 

Проектор, презентация

Знать: воздействие человека на численность и разнообразие животных, меры охраны редких животных.

Уметь: прогнозировать последствия исчезновения животных.

 

 

5(5)

Урок контроля и коррекции знаний учащихся по теме «Общие сведения о животных»

тест

 

 

 

 

Тема  «Строение тела животных» - 3 часа

 

 

 

 

6(1)

Клетка. Ткани.

Табл. «Клетка», «Растительная клетка», микропрепарат

Знать: основные органоиды клетки и их значение: типы тканей.

Уметь: отличать клетки животных от клеток растений, характеризовать основные виды тканей.

 

 

7(2)

Органы и системы органов.

Таблицы с изображением внутреннего строения различных животных.

Знать: органы животных и какую систему они образуют.

Уметь: называть органы животных

 

 

8(3)

Обобщение по теме «Строение тела животных.»

Проверочная работа.

 

 

 

 

Тема «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные»» - 4 часа.

 

 

 

 

 

9(1)

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые.

Картинки с изображение амебы, деление клетки амебы.Проектор, презентация

Знать: строение и процессы жизнедеятельности амебы, условия образования цисты.

Уметь: распознавать органы саркодовых,, объяснять способ питания и выделения, размножения.

 

 

10(2)

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы.

Табл. Эвглена зеленая

Знать: условия обитания, строение  процессы жизнедеятельности жгутиконосцев.

Уметь: сравнивать эвглену зеленую с растениями, выделять черты усложнения, объяснять, почему вольвокс – одноклеточный организм.

 

 

11(3)

Тип Инфузории.

 Л\р №2 «Строение и передвижение инфузории-туфельки»

Табл. Инфузория- туфелька

Знать: функции органоидов инфузорий, особенности размножения.

Уметь: распознавать и описывать по рисунку строение инфузории, доказывать, что инфузория – сложный организм.

 

 

12(4)

Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

Проектор, презентация.

Знать:  меры , предупреждающие заболевания амебной дизентерией и малярией.

Уметь: объяснять роль простейших в природе и жизни человека, характеризовать типы простейших.

 

 

 

Подцарство Многоклеточные животные.

Тип Кишечнополостные.  -4 часа

 

 

 

 

13(1)

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика.

Таблицы:

Гидра пресноводная

Почкование гидры

Клетки гидры.

Знать: признаки типа Кишечнополостные

Уметь: выделять причинно-следственную связь между образом жизни кишечнополостных и симметрией тела.

 

 

14(2)

Пресноводная гидра.

 Таблицы:

Гидра пресноводная

Почкование гидры

Клетки гидры.

Знать: образ жизни, строение и особенности жизнедеятельности гидры.

Уметь: характеризовать по плану размножение пресноводной гидры, отличать по рисунку клетки гидры  и перечислять их значение.

 

 

15(3)

Морские кишечнополостные.

Проектор, презентация.

Знать: значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Уметь: распознавать и описывать представителей кишечнополостных.

 

 

16(4)

Зачет №1. «Одноклеточные животные. Тип Кишечнополостные».

тест

 

 

 

 

Типы: Плоские, Круглые и Кольчатые Черви.

 -6 часов

 

 

 

 

17(1)

Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви.

Табл. Белая планария

Знать: усложнение строения плоских червей по сравнению с кишечнополостными.

Уметь: называть функции систем внутренних органов, сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии.

 

 

18(2)

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

Таблицы:

Бычий цепень.

Печеночный сосальщик.

Знать: меры защиты от паразитических червей.

Уметь: узнавать по рисунку стадии развития печеночного сосальщика, выявлять приспособление к паразитизму.

 

 

19(3)

Тип Круглые черви.

Таблица.

Человеческая аскарида.

Знать: образ жизни круглых червей, особенности их строения и жизнедеятельности.

Уметь: распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви, Объяснять меры профилактики заражения.

 

 

20(4)

Тип Кольчатые черви.

Л\р №3 «Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость.»

Дождевой червь, табл. Строение дождевого червя

Знать: особенности внешнего строения, связанные с образом жизни.

Уметь: проводить наблюдения за передвижением дождевого червя и его реакцией на раздражимость.

 

 

21(5)

Малощетинковые черви.

Л\р№4 «Внутреннее строение дождевого червя»

Готовый микропрепарат  Дождевой червь в разрезе.

Знать: приспособления для жизни в почве, роль в почвообразовании

Уметь: сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей, распознавать и описывать представителей Кольчатые черви.

 

 

22(6)

Зачет №2 «Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви.»

тест

 

 

 

 

Тип Моллюски. -4 часа

 

 

 

 

 

23(1)

Общая характеристика Типа Моллюски.

Табл. С изображением моллюсков

Знать :особенности строения и функций моллюсков.

Уметь: распознавать и описывать животных типа Моллюски. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. Объяснять влияние малоподвижного образа жизни на организацию моллюсков.

 

 

24(2)

Класс Брюхоногие моллюски.

Табл.брюхоногий моллюск

Знать: системы органов брюхоногих моллюсков, значение в природе и жизни человека.

Уметь:  выделять приспособления брюхоногих моллюсков к среде обитания, определять принадлежность моллюсков к классам.

 

 

25(3)

Класс Двустворчатые моллюски.

Л/р №5 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков.»

Раковины моллюсков.

Табл. Двустворчатый моллюск.

Знать: системы органов двустворчатых  моллюсков, значение в природе и жизни человека.

Уметь:  выделять приспособления двустворчатых моллюсков к среде обитания, определять принадлежность моллюсков к классам, сравнивать по плану брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

 

 

26(4)

Класс Головоногие моллюски.

Табл. Головоногий моллюск

Знать: системы органов головоногих моллюсков, значение в природе и жизни человека.

Уметь:  выделять особенности строения головоногих  моллюсков , определять принадлежность моллюсков к классам.

 

 

 

Тип Членистоногие. -8 часов

 

 

 

 

 

27(1)

Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные.

Табл. Рак

Знать: животных типа Членистоногие, их внешнее строение и многообразие.

Уметь: узнавать по рисункам системы внутренних органов, выделять отличия внутреннего строения ракообразных, выявлять приспособления к среде обитания, образу жизни.

 

 

28(2)

Класс Паукообразные.

Табл. Паук- крестовик

Проектор, презентация

Знать: особенности внешнего  и внутреннего строения паука, его жизнедеятельность.

Уметь: узнавать по рисункам системы внутренних органов паука, доказывать, что паукообразные – животные сложной организации, характеризовать практическое значение паукообразных.

 

 

29(3)

Класс Насекомые. внешнее строение.

Л\р №6 «Внешнее строение насекомого»

Табл. С изображением насекомых раздаточный материал расчлененный майский жук

Знать: насекомых с различным типом ротового аппарата.

Уметь: выделять приспособления насекомых к среде обитания, объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи.

 

 

30(4)

Внутреннее строение насекомых.

Рисунки учебника

Знать: системы внутренних органов насекомых, их поведение.

Уметь: выделять особенности внутреннего строения насекомых, сравнивать строение насекомых и паукообразных, характеризовать размножение насекомых.

 

 

31(5)

Типы развития насекомых.

Табл. Развитие с полным превращением

Табл. Развитие с неполным превращением.

Знать: примеры насекомых с полным и неполным превращением, стадии развития насекомых.

Уметь: выделять особенности развития насекомых,  перечислять признаки отрядов.

 

 

32(6)

Полезные насекомые. Охрана насекомых.

Табл.пчела

Табл муравей

Проектор, презентация

Знать: продукты пчеловодства и их использование человеком, значение насекомых в природе и жизни человека.

Уметь: характеризовать меры по  охране насекомых, доказывать, что тутовый шелкопряд – домашнее животное.

 

 

33(7)

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Табл. Насекомые- вредители

Знать: меры борьбы с вредными насекомыми.

Уметь: называть насекомых- переносчиков возбудителей заболеваний человека, приводить примеры насекомых- вредителей и описывать их развитие.

 

 

34(8)

Зачет №3. «Тип Моллюски. Тип Членистоногие.»

тест

 

 

 

 

Тип Хордовые. (32 часа)

 Подтип Бесчерепные (1 час)

 

 

 

 

35(1)

Общие признаки Хордовых. Подтип Бесчерепные.

Проектор, картины с изображением различных представителей хордовых.

Табл. ланцетник

Знать: признаки хордовых, их местообитание и строение.

Уметь: выделять особенности строения ланцетника для жизни в воде, узнавать по рисункам системы внутренних органов.

 

 

 

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы. (5 часов)

 

 

 

 

36(1)

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы.

Л\р №7 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы.»

Табл. Внешнее строение рыбы

Аквариум

карась

Знать: органы чувств рыб, обеспечивающих ориентацию в воде.

Уметь: описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб, определять по рисунку места обитания рыб, характеризовать функции плавников рыбы.

 

 

37(2)

Внутреннее строение рыбы.

Л/р №8. «Внутреннее строение рыбы»

Табл. Строение сердца рыбы

Табл.кровеносная система рыб

Табл. Строение головного мозга рыб

карась

Знать: отделы, органы систем и их функции.

Уметь: перечислять характерные черты внутреннего строения, узнавать по рисунку системы внутренних органов, объяснять значение плавательного пузыря для костных рыб.

 

 

38(3)

Особенности размножения рыб.

презентация

Знать: тип размножения большинства рыб, места нагула и нереста у проходных рыб, особенности поведения: миграция, забота о потомстве.

Уметь: выделять особенности строения и функций  органов размножения рыб, объяснять  значение миграций в жизни рыб.

 

 

39(4)

Основные систематические группы рыб.

Картинки с изображением рыб

Знать: представителей класса хрящевых и костных рыб, значение их в происхождении наземных позвоночных животных.

Уметь: распознавать и описывать наиболее распространенные виды рыб Приморского края, сравнивать различные отряды костистых рыб, выявлять приспособления рыб к различным условиям жизни.

 

 

40(5)

Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Обобщение по теме «Рыбы».

Атлас

Тест

презентация

Знать: практическое значение рыб, промысловое значение рыб, основные группы промысловых рыб.

Уметь: называть рыб, разводимых в прудах и описывать их практическое значение, характеризовать роль промысловых  рыб в жизни человека, объяснять биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации.

 

 

 

Класс Земноводные. (5 часов).

 

 

 

 

41 (1)

Среда обитания и строение тела земноводных. Л/р №9Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

Картинки с изображением земноводных

Раздат. Материал скелет лягушки

Знать: признаки класса, внешнее строение лягушки, признаки наземных животных.

Уметь: узнавать отделы скелета земноводных, описывать приспособления к жизни на суше и воде, выделять особенности строения земноводных, сравнивать скелет земноводных и костистых рыб.

 

 

42(2)

Строение и деятельность внутренних органов земноводных.

Табл. Сердце земноводного

Табл. Кровеносная система земноводных

Табл. Строение головного мозга земноводных

Знать: системы внутренних органов земноводных, обмен веществ и энергии.

Уметь: узнавать по рисунку системы внутренних органов, объяснять, почему у земноводных хуже развит мозжечок, чем у рыб.

 

 

43(3)

Годовой цикл и происхождение земноводных.

Табл.развитие земноводных

Знать: внешнее оплодотворение, развитие лягушки с метаморфозом, сходство личинок земноводных с рыбами, вымерших земноводных.

Уметь: находить сходство в размножении рыб и земноводных, сравнивать головастика и взрослую особь, объяснять появление метаморфоза у головастика, сравнивать развитие рыбы и лягушки.

 

 

44(4)

Многообразие и значение земноводных.

Атлас, картинки  с различными земноводными

презентация

Знать: отряды земноводных. Значение земноводных в природе и жизни человека.

Уметь: называть места обитания земноводных, объяснять приспособление земноводных к различным условиям жизни, указывать причины сокращения  и меры по охране.

 

 

45(5)

Зачет №4 «Рыбы и земноводные.»

тест

 

 

 

 

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии»( 4 часа)

 

 

 

 

46(1)

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся.

Табл. Представители пресмыкающихся

Раздаточный материал скелет ящерицы

Муляж. Голова змеи

Знать: особенности внешнего строения на примере ящерицы, приспособления к жизни в наземно- воздушной среде( покровы тела, наличие век, отсутствие желез), особенности скелета.

Уметь: называть приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни, объяснять название класса – пресмыкающиеся, сравнивать внешнее строение прыткой ящерицы и гребенчатого тритона, скелет ящерицы и ужа.

 

 

47(2)

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.

Табл.строение сердца

Табл. Кровеносная система пресмыкающихся

Табл. Строение головного мозга

Знать: особенности внутреннего строения: появление дыхательных путей, увеличение отделов головного мозга; обмен веществ: питание, дыхание и выделение.; поведение; размножение и развитие.

 

 

48(3)

Многообразие пресмыкающихся.

Табл. С изображение пресмыкающихся

презентация

Знать: отряды класса пресмыкающиеся: чешуйчатые (ящерицы и змеи) , черепахи; ядовитые змеи; меры первой помощи; неядовитые змеи.

Уметь: называть известные виды пресмыкающихся различных отрядов, распознавать и описывать представителей отрядов пресмыкающихся, перечислять общие признаки класса Пресмыкающиеся.

 

 

49(4)

Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.

презентация

Знать: роль пресмыкающихся в природе и жизни человека, меры охраны, разнообразие древних пресмыкающихся, причины их вымирания, зверозубые ящерицы.

Уметь: приводить примеры ящеров и их среды жизни, называть причины вымирания ящеров, объяснять роль пресмыкающихся в природе и жизни человека, необходимость охраны пресмыкающихся.

 

 

 

Класс Птицы  (8 часов.)

 

 

 

 

50(1)

Среда обитания и внешнее строение птиц. Л\р №8 «Внешнее строение птицы. строение перьев.»

Табл. изображение птицы

Чучело птицы

Различные перья

Знать: общую характеристику класса, среду обитания и особенности внешнего строения птиц, приспособленность к полету. Усложнение покровов по сравнению с пресмыкающимися.

Уметь: характеризовать типы перьев и их значение в жизни птиц, описывать приспособления внешнего строения для полета, сравнивать внешнее строение пресмыкающихся и птиц.

 

 

51(2)

Опорно-двигательная система птиц. Л\р №9 «Строение скелета птиц.»

Скелет голубя

Табл.конечность птицы

Знать: отделы скелета птиц, приспособленность их к полету, срастание и пневматичность  костей, мышцы- большие грудные, длинные сухожилия.

Уметь: выделять особенности строения скелета птиц, объяснять причины расположения  и строения мышц птиц, характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом.

 

 

52(3)

Внутреннее строение птиц.

Табл.строение сердца

Табл. Кровеносная система птиц

Табл. Строение головного мозга

Знать: системы внутренних органов птиц, интенсивность обмена веществ.

Уметь: узнавать по рисункам системы внутренних органов, называть прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися, сравнивать строение головного мозга птиц и пресмыкающихся,

 

 

53(4)

Размножение и развитие птиц.

Табл. Строение  куриного яйца

Знать: органы размножения птиц, развитие яйца и зародыша, выводковых и гнездовых птиц.

Уметь: называть этапы развития яйца и зародыша, выделять особенности строения органов размножения, связанные с полетом, устанавливать соответствие между частями яйца и их функциями.

 

 

54(5)

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

презентация

Знать: поведение птиц на различных этапах годового цикла : ритуальное поведение в период размножения,

Уметь: называть причины появления у птиц инстинкта перелета, описывать сезонные явления в жизни птиц, наблюдать за жизнью птиц в различные сезоны, характеризовать значение гнезд в жизни птиц.

 

 

55(6)

Многообразие птиц

Табл. С изображением птиц

презентация

Знать: экологические группы птиц по местам обитания и типу питания.

Уметь: называть экологические группы птиц, приводить примеры птиц различных экологических групп,  определять особенности  строения птиц различных экологических групп.

 

 

56(7)

Значение и охрана птиц. происхождение птиц.

презентация

Знать: меры охраны и привлечения птиц, роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека, промысловых птиц , их рациональное использование и охрана, важнейшие породы домашних птиц.

Уметь: перечислять роль птиц в природе и жизни человека, приводить примеры хозяйственных  групп и пород кур, описывать меры по охране птиц, распознавать и описывать домашних птиц, находить сходство в строении птиц и пресмыкающихся.

 

 

57(8)

Зачет №5 «Класс Пресмыкающиеся и класс Птицы»

 

тест

 

 

 

 

Класс млекопитающие, или Звери.

( (10 часов)

 

 

 

 

58(1)

Внешнее строение млекопитающих. Среды жизни и места обитания.

Табл. С различными млекопитающими

Знать: признаки класса млекопитающие, среды жизни и места обитания, особенности внешнего строения, строение кожи, шерстяной покров. Железы млекопитающих.

Уметь: называть общие признаки млекопитающих, перечислять функции желез млекопитающих, описывать строение кожи, выделять особенности внешнего строения, сравнивать внешнее строение млекопитающих и рептилий.

 

 

59(2)

Внутреннее строение млекопитающих. Л\р №10 «Строение скелета млекопитающего.»

Раздаточный материал. Скелет млекопитающего

Табл.строение сердца

Табл. Кровеносная система

Табл. Строение головного мозга

Знать: особенности внутреннего строения, усложнения строения опорно-двигательной и нервной системы, усложнение органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися.

Уметь: перечислять особенности строения скелета, узнавать по рисункам системы внутренних органов, пояснять отличия в строении больших полушарий у различных млекопитающих, выделять особенности внутреннего строения.

 

 

60(3)

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.

презентация

Знать: размножение, развитие и заботу о потомстве у млекопитающих, годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни млекопитающих.

Уметь: приводить примеры заботы о потомстве, находить черты сходства  в размножении млекопитающих и пресмыкающихся,

 

 

61(4)

Происхождение и многообразие млекопитающих.

Табл.с изображением млекопитающих

Знать: предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся, многообразие млекопитающих, яйцекладущие  и настоящие звери.

Уметь: называть группу рептилий, от которых произошли млекопитающие, перечислять черты сходства млекопитающих и пресмыкающихся, описывать строение и жизнедеятельность первозверей.

 

 

62(5)

Плацентарные звери: насекомоядные и рукокрылые. Грызуны и Зайцеобразные. Хищные.

Табл. Отряд насекомоядные

Табл. Отряд рукокрылые

Табл. отряд грызуны

Табл. Отряд зайцеобразные

Табл. Отряд хищные

Знать: признаки отрядов

Уметь: приводить примеры млекопитающих разных отрядов, находить черты сходства  между отрядами Грызуны и Зайцеобразные, сравнивать по выделенным критериям Плацентарных и первозверей.

 

 

63(6)

Ластоногие и Китообразные. Парнокопытные и Непарнокопытные. Хоботные.

Табл. Отряд Ластоногие

Табл. Отряд Китообразные

Табл. Отр. Парнокопытные

Табл.Отр. Непарнокопытные

Табл. Отряд Хоботные

Знать: признаки отрядов.

Уметь: приводить примеры млекопитающих разных отрядов, выделять особенности отрядов, доказывать принадлежность к классу млекопитающие, сравнивать отряды млекопитающих.

 

 

64(7)

Отряд Приматы.

Табл. Отряд Приматы

презентация

Знать: признаки отряда, сходство человекообразных обезьян с человеком.

Уметь: называть общие черты строения приматов, доказывать, что обезьяны – наиболее высокоорганизованные животные, сравнивать человекообразных обезьян и человека.

 

 

65(8)

Экологические группы млекопитающих.

Презентация

Знать: среды обитания (наземная, почвенная, водная. воздушная), экологические группы: водные, роющие, летающие, млекопитающие наземно-древесного образа жизни.

Уметь: перечислять основные экологические группы зверей, распознавать и описывать приспособления к среде обитания у млекопитающих различных экологических групп, характеризовать по плану приспособления млекопитающих.

 

 

66(9)

Значение млекопитающих для человека. Экскурсия. Многообразие животных своей местности. Их роль в природе и жизни человека

 Табл. Домашние животные

презентация

Знать:  домашних зверей( крупный  и мелкий рогатый скот, домашние свиньи, лошади), охотничье- промысловые звери, охрана млекопитающих: заповедники, зоопарки, акклиматизация.

Уметь: распознавать и описывать домашних зверей, называть промысловых животных. Объяснять роль млекопитающих в природе и жизни человека.

 

 

67(10)

Зачет №6 «Млекопитающие.»

Тест

 

 

 

 

Развитие животного мира на Земле. (1 час)

 

 

 

 

68(1)

Итоговый урок: « Развитие животного мира на Земле»

 

 

Знать: понятие об эволюции, основные этапы развития животного мира на земле, происхождение и эволюцию Хордовых, выход позвоночных на сушу.

 


Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Основная общеобразовательная школа с

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Основная общеобразовательная школа с

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В.М.Константинов. Биология. Животные

В.М.Константинов. Биология. Животные

Развивающие: способствовать развитию умения работать с учебником в качестве источника знаний, умение работать с микроскопом, готовить временные микропрепараты, наблюдать и сравнивать рассматриваемые объекты, формулировать результаты…

Развивающие: способствовать развитию умения работать с учебником в качестве источника знаний, умение работать с микроскопом, готовить временные микропрепараты, наблюдать и сравнивать рассматриваемые объекты, формулировать результаты…

Воспитательные: способствовать формированию потребности к соблюдению правил личной гигиены, бережного отношения к своему здоровью

Воспитательные: способствовать формированию потребности к соблюдению правил личной гигиены, бережного отношения к своему здоровью

Распознавать на рисунках, таблицах, коллекциях представителей разных групп

Распознавать на рисунках, таблицах, коллекциях представителей разных групп

Воспитательные: способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, воспитанию интереса к учебе

Воспитательные: способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, воспитанию интереса к учебе

Распознавать на рисунках, таблицах, коллекциях представителей разных групп

Распознавать на рисунках, таблицах, коллекциях представителей разных групп

Развитие животного мира на Земле 1 часа

Развитие животного мира на Земле 1 часа

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями

Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов

Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов

Лабораторные работы: Изучение внешнего строения птицы

Лабораторные работы: Изучение внешнего строения птицы

ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при укусах животных; выращивания домашних животных, ухода за…

ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при укусах животных; выращивания домашних животных, ухода за…

Учебно-методическое обеспечение :

Учебно-методическое обеспечение :

Учебное оборудование Коллекции: -

Учебное оборудование Коллекции: -

Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс на 2016-2017 уч

Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс на 2016-2017 уч

Обобщение по теме «Строение тела животных

Обобщение по теме «Строение тела животных

Черви. -6 часов 17(1)

Черви. -6 часов 17(1)

Класс Головоногие моллюски.

Класс Головоногие моллюски.

Тип Хордовые. (32 часа) Подтип

Тип Хордовые. (32 часа) Подтип

Картинки с изображением земноводных

Картинки с изображением земноводных

Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся

Значение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся

Уметь: называть экологические группы птиц, приводить примеры птиц различных экологических групп, определять особенности строения птиц различных экологических групп

Уметь: называть экологические группы птиц, приводить примеры птиц различных экологических групп, определять особенности строения птиц различных экологических групп

Уметь: называть группу рептилий, от которых произошли млекопитающие, перечислять черты сходства млекопитающих и пресмыкающихся, описывать строение и жизнедеятельность первозверей

Уметь: называть группу рептилий, от которых произошли млекопитающие, перечислять черты сходства млекопитающих и пресмыкающихся, описывать строение и жизнедеятельность первозверей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017