Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Оценка 4.7
Документация
doc
биология
7 кл
06.11.2017
Рабочая программа по биологии 7 класс к учебнику В.А. Самкова, Д.И. Рокотова .2 час в неделю, по ФГОС. Пояснительная записка + подробное тематическое планирование + календарно-тематическое планирование с указанием универсальных учебных действий (коммуникативные, познавательные, регулятивные ). Указаны планируемые результаты усвоения учебного предмета.
Рабочая 7.doc
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 7 класса составлена в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования по
биологии, примерной программой по биологии для основного общего образования, авторской
программой по биологии для 7 класса А. М. Шереметьева,Д. И. Рокотова, В. И. Лапшина
(Биология. Рабочие программы. 5 9 классы: для общеобразовательных организаций М.:
Просвещение,2016)
Нормативно правовая основа рабочей программы по биологии:
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 года «Об образовании в
Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (с изменениями);
Приказ Министерства образования и науки от 30 августа 2013 года
№ 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки от 07 августа 2015 года
№ 081228 «О направлении рекомендаций»;
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная
решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол
от 8 апреля 2015 года);
Приказ Министерства образования и науки от 31 марта 2014 года
№ 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);
Приказ Департамента образования и науки Брянской области от 13 апреля 2016 №261004.
0 «О примерном учебном плане 5 – 9 классов общеобразовательных организаций
Брянской области на 2016 – 2017»;
Учебный план общеобразовательного учреждения на 20162017 учебный год;
Календарный учебный график общеобразовательного учреждения на 2016 2017 учебный год;
Согласно действующему в ОУ учебному плану, календарно – тематическое планирование
предусматривает следующее распределение учебного материала рабочей программы по
биологии в 7 классе: 70 часов в год, из расчёта 2 учебных часа в неделю.
Учебно–методическое обеспечение образовательного процесса:
1. Шереметьева А. М., Рокотова Д.И. Биология. 7 класс: учебник.
2. Самкова В.А., Рокотова Д.И. Биология. 7 класс: рабочая тетрадь
3. Лапшина В.И. Биология. 7 класс: методическое пособие.
4. Лапшина В.И., Рокотова Д.И., Самкова В.А., Шереметьева А.М. Биология. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 5–9 классы.
Изучение биологии в 7 классе направленно на достижение следующих
целей:
задач:
(cid:149) социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и
социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в
ту или иную группу или общность — носителя ее норм,
ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с
миром живой природы;
(cid:149) приобщение к познавательной культуре как системе
познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в
сфере биологической науки.
Изучение биологии в 7 классе направленно на достижение следующих
(cid:149) обеспечить ориентацию в системе этических норм и ценностей
относительно методов, результатов и достижений современной
биологической науки;
(cid:149) обеспечить развитие познавательных мотивов, направленных на
получение знаний о живой природе; познавательных качеств
личности, связанных с овладением методами изучения природы,
формированием интеллектуальных и практических умений;
(cid:149) обеспечить овладение учебнопознавательными и ценностно
смысловыми компетенциями для формирования познавательной и
нравственной культуры, научного мировоззрения, а также
методологией биологического эксперимента и элементарными
методами биологических исследований;
(cid:149) обеспечить формирование у обучающихся познавательной
культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности,
и эстетической культуры как способности эмоционально
ценностного отношения к живой природе и человеку;
(cid:149) обеспечить формирование экологического сознания Общая характеристика учебного предмета
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу и пути ее познания
человеком. значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить.
Помимо мировоззренческого значения представления о живой природе формируют
фундаментальную основу для поддержания здоровья человека, обеспечения его безопасности
и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель
российского образования — повышение качества и эффективности получения и
практического использования знаний. В настоящее время биологическое образование в
основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и
природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга
вопросов, связанных с живой природой, создать фундамент для практической деятельности
учащихся и формирования их научного мировоззрения.
Рабочая программа по биологии создана на основе фундаментального ядра
содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, требований к структуре
основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а
также в Концепции духовнонравственного развития и воспитания гражданина России.
Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации
положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования.
Тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания
образования по биологии. Оно дает представление об основных видах учебной
деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В данном курсе
соблюдается преемственность с курсами начального общего образования, в том числе и в
использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно
направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях
объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном
существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития
интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой
природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по
их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой
составляют такие учебные действия, как умение видеть проблему, ставить вопросы,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять,
доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и т.д.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, учатся полно и точно
выражать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения, работать в группе,
представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, участвовать в
дискуссиях, вступать в диалог и т.д. Место учебного предмета в учебном плане
Предлагаемая примерная рабочая программа реализуется в учебниках биологии и
учебнометодических пособиях, созданных коллективом авторов (Д.И.Рокотова,
В.А.Самкова, В.И. Лапшина, А.М. Шереметьева, В.А.Дубынин).
Учебное содержание курса биологии включает:
Биология.70ч, 2 ч в неделю (7 класс);
Количество контрольных, практических, лабораторных работ, предусмотренных при
изучении предмета.
Количество
Лабораторные
4
Практические
4
Контрольные
3 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты,
изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При
этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит
в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении
природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы
познания.
Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения
биологии, проявляются в признании:
(cid:149) ценности научного знания, его практической значимости,
достоверности;
(cid:149) ценности биологических методов исследования живой и неживой
природы;
(cid:149) понимании сложности и противоречивости самого процесса
познания.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:
(cid:149) уважительное отношение к созидательной, творческой
деятельности;
(cid:149) понимание необходимости здорового образа жизни;
(cid:149) осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и
нормы;
(cid:149) сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
(cid:149) Курс биологии обладает возможностями для формирования
коммуникативных ценностей, основу которых составляют
процесс общения и грамотная речь.
Коммуникативные ценностные ориентации курса
способствуют:
правильному использованию биологической терминологии и
символики;
Развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение
оппонента, участвовать в дискуссии;
(cid:149) Развитию способности открыто выражать и аргументированно
отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами,
направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее
проявлениях, включая понимание само ценности, уникальности и неповторимости всех живых
объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических
ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и
преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к
объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности
основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте
(cid:149)
(cid:149) общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета
Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются
ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и
государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения предмета.
биологии
Изучение
в основной
школе
дает
возможность
достичь
следующих
личностных
результатов
:
(cid:149) воспитание российской гражданской идентичности:
патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной;
(cid:149) формирование ответственного отношения к
учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
(cid:149) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
(cid:149) формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
(cid:149) освоение социальных норм, правил поведения,
ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
(cid:149) развитие морального сознания и компетентности в
решении моральных проблем на основе личностного
выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным
поступкам;
(cid:149) формирование коммуникативной компетентности
в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в
процессе образовательной, общественно полезной,
учебноисследовательской, творческой и других
видов деятельности;
(cid:149) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
правил поведения в транспорте и на дорогах;
(cid:149) формирование основ экологической культуры,
соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно
оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях;
(cid:149) осознание значения семьи в жизни человека и
общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
(cid:149) развитие эстетического сознания через освоение
художественного наследия народов России и мира,
творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными
результатами
освоения
основной
образовательной
программы
основного
образования
общего
(cid:149) умение самостоятельно определять цели своего
являются:
обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
(cid:149) умение самостоятельно планировать пути
достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
(cid:149) владение основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
(cid:149) умение определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно
следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
(cid:149) умение создавать, применять и преобразовывать
знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
(cid:149) смысловое чтение;
(cid:149) умение организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение;
(cid:149) умение осознанно использовать речевые средства
в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирование и регуляция своей деятельности;
владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
(cid:149) формирование и развитие компетентности в
области использования информационно
коммуникационных технологий (далее ИКТ компетенции);
(cid:149) формирование и развитие экологического
мышления, умение применять его в познавательной,
Предметными
результатами
школе
являются:
коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
освоения
в основной
биологии
1) формирование системы научных знаний о живой природе,
закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении
биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека
для развития современных естественно научных представлений о картине мира;
(cid:149) формирование первоначальных
систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях,
закономерностях, основных биологических
теориях, экосистемной организации жизни, о
взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о
наследственности и изменчивости; овладение
понятийным аппаратом биологии;
(cid:149) приобретение опыта использования методов
биологической науки и проведения несложных
биологических экспериментов для изучения живых
организмов и человека, проведения экологического
мониторинга в окружающей среде;
(cid:149) формирование основ экологической грамотности:
способности оценивать последствия деятельности
человека в природе, влияние факторов риска на
здоровье человека; выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих, осознание необходимости действий по
сохранению биоразнообразия и природных
местообитаний видов растений и животных;
(cid:149) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем
необходимости рационального
природопользования, защиты здоровья людей в
условиях быстрого изменения экологического
качества окружающей среды;
(cid:149) освоение приемов оказания первой помощи,
рациональной организации труда и отдыха,
выращивания и размножения культурных растений
и домашних животных, ухода за ними.
В данной рабочей программе результаты изучения предмета в
основной школе в соответствии с требованиями стандарта также разделены на
предметные, метапредметные и личностные. Предметные результаты указаны в
конце тем, а метапредметные и личностные — в конце классов.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном
уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных
умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и
итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и
практических работ. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные
результаты
соблюдение правил поведения в природе;
осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к
окружающей среде;
развитие эстетического восприятия живой природы;
формирование ответственного отношения к учению, труду;
формирование познавательного интереса к изучению предмета;
развитие навыков обучения;
формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.,
уважительного отношения к старшим и младшим товарищам; формирование
доброжелательного отношения к мнению другого человека, умения слушать и
слышать другое мнение;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной,
общественной и другой деятельности.
Метапредметные
результаты
Учащиеся
должны
уметь:
организовывать свою учебную деятельность;
планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
составлять план работы;
участвовать в групповой работе( малая группа, класс);
выполнять лабораторные и групповые работы под руководством учителя;
осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных
носителях;
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149) работать с текстом параграфа и его компонентами;
составлять план ответа;
составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части,
делать подзаголовки;
работать с биологическими обхектами, узнавать изкчаемые объекты на наглядных
пособиях, в природе;
оценивать свой труд, свою работу, а также работу одноклассников.
Регулятивные универсальные учебные действия
учащиеся научатся:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и
по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по
ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития
процесса.
учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно
учитывать условия и средства их достижения;
выявлять альтернативные способы достижения цели и выбирать
наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149) форме осознанного управления своим поведением и деятельностью,
направленной на достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по
решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического
или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на
пути достижения целей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
учащиеся научатся:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем
принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою
позицию не враждебным для оппонентов способом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
основам коммуникативной рефлексии;
учащиеся получат возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной
позиции других людей, в сотрудничестве; учитывать различные мнения и интересы и обосновывать
собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению
проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов
и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных
способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить
к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного
действия(деловое лидерство);
следовать моральноэтическим и психологическим принципам
общения и сотрудничества на основе уважительного
отношения к партнерам, внимания к личности другого,
адекватного межличностного восприятия, готовности
адекватно реагировать на нужды других, в частности
оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в
процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
учащиеся научатся:
ориентироваться в системе познавательных ценностей:
оценивать информацию о живых организмах, получаемую из
разных источников; последствия деятельности человека в
природе;
характеризовать общие биологические закономерности, их
практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения общих
биологических закономерностей: наблюдать и описывать
клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей
местности;
использовать составляющие проектной и исследовательской
деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить
доказательства необходимости защиты окружающей среды;
выделять отличительные признаки живых организмов;
ориентироваться в системе познавательных ценностей:
оценивать информацию о деятельности человека в природе,
получаемую из разных источников;
анализировать и оценивать последствия деятельности
человека в природе.
учащиеся получат возможность научиться:
соблюдать правила поведения в кабинете биологии;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к
объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во
всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально
ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях и животных в научно
популярной литературе, биологических словарях и справочниках,
анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в
другую;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе;
выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности
человека в экосистемах и биосфере;
Предметными
результатами
освоения
биологии
в основной
школе
являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе,
закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении
биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности
человека для развития современных естественно научных представлений о
картине мира;
2)формирование первоначальных
систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях,
закономерностях, основных биологических
теориях, экосистемной организации жизни, о
взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о
наследственности и изменчивости; овладение
понятийным аппаратом биологии;
3)приобретение опыта использования методов
биологической науки и проведения несложных
биологических экспериментов для изучения
живых организмов и человека, проведения
экологического мониторинга в окружающей
среде;
4)формирование основ экологической
грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние
факторов риска на здоровье человека; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях
и поступках по отношению к живой природе,
здоровью своему и окружающих, осознание
необходимости действий по сохранению
биоразнообразия и природных местообитаний
видов растений и животных;
5)формирование представлений о значении
биологических наук в решении проблем
необходимости рационального
природопользования, защиты здоровья людей в
условиях быстрого изменения экологического
качества окружающей среды;
6)освоение приемов оказания первой помощи,
рациональной организации труда и отдыха,
выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними.
Учащиеся
должны
знать: признаки, свойственные всем живым организмам;
что лежит в основе строения всех живых организмов;
основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы
органов растений и животных;
основные единицы систематики растений и животных;
царства живой природы;
отличительные признаки, свойственные представителям разных царств;
основные методы изучения природы;
суть основных процессов жизнедеятельности растительных и животных
организмов;
органы и системы, составляющие организмы растений и животных;
влияние основных абиотических факторов на жизнедеятельность организмов;
основные среды обитания живых организмов;
основные типы природных сообществ;
почему необходимо охранять местообитания животных и растений.
Учащиеся
должны
уметь:
называть основные вещества, входящие в состав живых организмов, и их
функции;
распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные
и животные ткани;
сравнивать строение растительной и животной клетки;
приводить примеры безъядерных и ядерных организмов;
сравнивать систематику растений и животных;
давать общую характеристику основных царств живой природы;
приводить примеры биологических наук и называть предмет их изучения;
определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы
растений и животных;
объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
соблюдать правила поведения в кабинете биологии;
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149) приводить примеры влияния абиотических факторов на живые организмы;
объяснять значение ярусности экосистем;
называть природные сообщества, типичные для родного края;
приводить примеры значения живых организмов в природе и жизни человека;
приводить примеры растений и животных родного края, занесенных в Красную
книгу.
В данной рабочей программе результаты изучения предмета в
основной школе в соответствии с требованиями стандарта также разделены
на предметные, метапредметные и личностные. Предметные результаты
указаны в конце тем, а метапредметные и личностные — в конце классов.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном
уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных
умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и
итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и
практических работ.
Содержание учебного предмета, реализуемое с помощью
учебника «Биология. 7 класс» (70 ч, 2 ч в неделю)
Тема 1. Клеточное строение организмов (4 ч)
Химический состав клеток. Неорганические и органические вещества: белки, углеводы,
нуклеиновые кислоты, липиды.
Строение клетки. Доядерные и ядерные организмы. Функции основных органоидов
клетки. Особенности строения клеток растений. Ядро, хромосомы.
Жизнедеятельность клеток: обмен веществ и энергии, рост и развитие, размножение и
др. Деление клеток как основа роста и развития организма, замены и восстановления отдельных
клеток и тканей. Два основных способа деления клеток — митоз и мейоз.
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149)
(cid:149) Одноклеточные и многоклеточные организмы. Одноклеточные — организмы, тело
которых состоит из одной клетки. Специализация клеток в теле многоклеточного организма.
Ткань. Колонии одноклеточных организмов.
Демонстрация
Строение клеток. Диаграммы, иллюстрирующие химический состав клеток. Наглядные
материалы, иллюстрирующие разные виды жизнедеятельности клеток.
Лабораторные и практические работы
Химический состав семян.
Исследование свойств некоторых органических веществ.
Строение растительной клетки.
Клетки мякоти плода помидора.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— принципиальное строение клетки, отличительные признаки клетки растений;
— различия в строении клеток ядерных и доядерных организмов;
— общие признаки жизнедеятельности клеток;
— значение деления клеток;
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать строение растительной и животной клеток, рост и развитие,
принципиальное строение одноклеточных и многоклеточных организмов;
— характеризовать роль воды, минеральных и органических веществ в клетке;
— приводить примеры одноклеточных и многоклеточных организмов.
Тема 2. Многообразие живых организмов. Царство Бактерии (3 ч)
Строение бактерий. Неподвижные и подвижные формы. Форма бактерий.
Жизнедеятельность бактерий. Питание: автотрофные и гетеротрофные бактерии. Размножение
бактерий: простое деление. Спорообразование.
Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека.
Образование кислорода. Переработка мертвой органики. Усвоение атмосферного азота.
Помощь в питании другим организмам. Образование полезных ископаемых. Бактерии в
хозяйственной жизни человека.
Болезнетворные бактерии. Бактерии — возбудители опасных заболеваний. Бактериальные болезни человека: болезни, пере дающиеся через воздух; желудочнокишечные
болезни. Бактериальные болезни растений.
Демонстрация
Строение бактериальной клетки. Наглядные материалы, ил люстрирующие значение
бактерий в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение бактерии сенной палочки.
Изучение бактерии картофельной палочки.
Изучение молочнокислых бактерий.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
— разнообразие и распространение бактерий;
— роль бактерий в природе и жизни человека;
— методы профилактики инфекционных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
— отличать бактерии от других живых организмов;
— объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.
Тема 3. Многообразие живых организмов. Царство Грибы (4 ч)
Промежуточное положение грибов между растениями и животными. Сходство грибов с
растениями. Сходство грибов с животными. Многоклеточные и одноклеточные грибы.
Особенности строения. Строение шляпочных грибов: мицелий и плодовое тело (ножка и
шляпка). Трубчатые и пластинчатые грибы. Размножение грибов.
Питание грибов. Грибсапротрофы: мукор (белая плесень), дрожжи. Грибыпаразиты:
хлебная ржавчина, фитофтора, трутовики. Грибысимбионты: грибокорень, или микориза.
Съедобные грибы. Ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Выращивание грибов.
Строение лишайника. Накипные, листоватые и кустистые лишайники. Размножение
лишайников. Многообразие и распространение лишайников. Значение лишайников.
Демонстрация Схемы строения различных представителей царства Грибы. Строение плодового тела
шляпочного гриба. Наглядные пособия «Съедобные грибы», «Ядовитые грибы». Схемы
строения лишайников. Различные представители группы лишайников.
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Выращивание белой плесени мукора*.
Строение дрожжей и плесневого гриба мукора.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов*.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
особенности строения и основные процессы жизнедеятельности грибов и лишайников;
— принципиальные отличия спор грибов от спор растений;
— разнообразие и распространение грибов и лишайников;
— значение грибов и лишайников в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— отличать грибы от других живых организмов;
— различать съедобные и ядовитые грибы;
— характеризовать значение грибов и лишайников в природе и жизни человека.
Тема 4. Многообразие живых организмов. Царство Растения (12 ч)
Значение растений в природе и жизни человека. Условия, необходимые для жизни
растений: вода, свет, температура. Отличительные признаки растений. Систематика растений.
Появление тканей в процессе эволюции. Ткани растений: образовательные, покровные,
механические, проводящие, основные. Органы высших растений. Возникновение органов в
процессе эволюции. Вегетативные и генеративные органы. Развитие вегетативных органов.
Растительный организм как целостная система.
Водоросли. Общая характеристика. Особенности строения водорослей. Местообитание и
многообразие водорослей. Одноклеточные, многоклеточные водоросли. Зеленые водоросли.
Одноклеточные зеленые водоросли. Многоклеточные зеленые водоросли. Красные водоросли
(Багрянки). Бурые водоросли. Роль в биоценозах и практическое значение.
Отдел Моховидные. Общая характеристика. Листостебельные мхи: кукушкин лен обыкновенный, сфагнум. Роль в биоценозах и практическое значение.
Папоротникообразные — сборная группа высших споровых растений. Общая
характеристика. Отдел Плауновидные (Плауны): плаун булавовидный, плаунбаранец. Отдел
Хвощевидные (Хвощи): хвощ полевой. Отдел Папоротниковидные (Папоротники): щитовник
мужской. Роль в биоценозах и практическое значение.
Отдел Голосеменные растения. Общая характеристика и происхождение. Класс Хвойные
— самый многочисленный класс голосеменных растений. Сосна обыкновенная. Роль в
биоценозах и практическое значение.
Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и происхождение. Разнообразие
жизненных форм покрытосеменных: деревья, кустарники, кустарнички, травянистые растения.
Одно летние, двулетние, многолетние растения. Многоярусные сообщества. Роль в биоценозах
и практическое значение.
Демонстрация
Рисунки, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных
представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции
растительных организмов. Водоросли разных отделов. Представители мхов, плаунов и хвощей.
Схема строения папоротника. Древние папоротниковидные. Представители современных
папоротниковидных. Схемы строения голосеменных растений. Многообразие голосеменных.
Разнообразие жизненных форм покрытосеменных растений. Схема многоярусного сообщества.
Лабораторные и практические работы
Одноклеточные зеленые водоросли.
Многоклеточная зеленая водоросль спирогира.
Строение зеленого мха*.
Поглощение сфагнумом воды.
Строение хвоща.
Строение спороносящего папоротника*.
Внешнее строение побегов сосны и ели.
Микроскопическое строение хвои*.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать: основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные,
покрытосеменные), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;
— разнообразие жизненных форм покрытосеменных растений;
— роль растений в биосфере и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— давать характеристику основных групп растений (водорослей, мхов, хвощей,
плаунов, папоротников, голосеменных, покрытосеменных);
— сравнивать представителей разных систематических групп;
— объяснять значение растений в биосфере.
Тема 5. Строение и жизнедеятельность цветковых растений (18 ч)
Корень. Общая характеристика, особенности строения. Корневые системы: стержневая и
мочковатая. Зоны молодо го корня. Видоизменения корней. Значение корня. Корневое
(минеральное, почвенное) питание. Почва. Плодородие поч вы. Удобрения: органические и
минеральные. Поглощение и транспорт питательных веществ. Корневое давление.
Побег. Общая характеристика, особенности строения. Побеги: вегетативные и
цветоносные (генеративные). Почка — зачаточный побег. Почки: закрытые и открытые;
вегетативные и цветочные, или генеративные; верхушечные, пазушные, придаточные. Ветвление.
Многообразие побегов по направлению и способу роста стебля, по строению и
продолжительности жизни. Видоизменения побегов: корневище, луковица, клубень.
Стебель — осевая часть побега: строение и функции. Значение стебля. Строение стебля
на примере ветви липы. Лист: внешнее строение и функции. Жилкование листа. Многообразие
листьев по форме листовой пластинки. Простые и сложные листья. Внутреннее строение листа.
Видоизменение листьев. Листорасположение: очередное, супротивное, мутовчатое.
Листовая мозаика. Листопад: растения листопадные и вечнозеленые.
Фотосинтез — воздушное питание растений. Энергия света и наличие углекислого газа
— обязательные условия для осуществления фотосинтеза. Результат фотосинтеза. Газообмен и
испарение воды у растений. Факторы, влияющие на интенсивность испарения. Транспорт воды и
минеральных веществ. Транспорт органических веществ.
Строение цветка. Обоеполые и однополые цветки: мужские (тычиночные), женские
(пестичные). Однодомные, двудомные растения. Симметрия цветка. Цветки правильные,
неправильные, асимметричные. Формула и диаграмма цвет ка. Соцветия: простые, сложные. Цветение. Опыление: само опыление, перекрестное опыление; биотическое и абиотическое
опыление.
Семя — генеративный орган растения. Строение семян однодольных и двудольных
растений. Период физиологического покоя. Условия, необходимые для прорастания семян.
Прорастание семян холодостойких и теплолюбивых растений. Посев семян. Подземное и
надземное прорастание.
Плод — генеративный орган покрытосеменных растений. Строение плода: околоплодник
и семена. Сухие плоды: одно семенные и многосеменные. Сочные плоды: односеменные и
многосеменные. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Корневые системы: стержневая и мочковатая. Зоны молодого корня. Видоизменения
корней. Видоизменения побегов. Строение вегетативных и цветочных почек. Простые и
сложные листья. Листорасположение. Строение цветка. Многообразие соцветий. Строение
семени. Многообразие плодов.
Лабораторные и практические работы
Корневой чехлик и корневые волоски*.
Строение почек.
Видоизменения побегов*.
Макроскопическое строение стебля.
Микроскопическое строение стебля.
Строение кожицы листа.
Клеточное строение листа.
Строение цветка.
Строение семени двудольных растений*.
Строение семени однодольных растений.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— строение, многообразие, видоизменения и функции органов покрытосеменных
растений;
— обязательные условия для осуществления фотосинтеза и результат фотосинтеза; — условия, необходимые для прорастания семян;
— способы распространения плодов и семян.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику органов покрытосеменных растений;
— сравнивать вегетативные и цветочные почки, простые и сложные листья, транспорт
воды и минеральных веществ и транспорт органических веществ, обоеполые и однополые
цветки, простые и сложные соцветия, самоопыление и перекрестное опыление, строение семян
однодольных и двудольных растений;
— объяснять значение опыления, почвенного и воздушного питания, транспорта
минеральных и органических веществ в жизни растений.
Тема 6. Размножение растений (8 ч)
Размножение как одно из основных свойств живой материи. Бесполое размножение
(спорообразование и вегетативное размножение). Половое размножение. Чередование
бесполого и полового размножения. Чередование полового и бесполого поколений.
Размножение одноклеточных водорослей (на примере хламидомонады). Размножение
многоклеточных водорослей (на примере улотрикса). Размножение мхов. Жизненный цикл ку
кушкиного льна. Размножение папоротников. Жизненный цикл щитовника мужского.
Размножение голосеменных растений на примере сосны обыкновенной. Жизненный цикл
сосны обыкновенной. Мужские шишки сосны. Женские шишки сосны. Опыление.
Оплодотворение. Созревание семян.
Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Естественное вегетативное
размножение. Искусственное вегетативное размножение. Половое размножение покрытосемен
ных растений. Жизненный цикл покрытосеменных растений. Формирование пыльцевых зерен.
Формирование зародышевого мешка. Двойное оплодотворение.
Рост растения. Развитие растения. Периоды развития семенных растений: зародышевый
период, период молодости, период зрелости, период старости.
Демонстрация
Схема чередования полового и бесполого поколений. Размножение одноклеточных
водорослей. Жизненный цикл кукушкиного льна. Жизненный цикл щитовника мужского.
Жизненный цикл сосны обыкновенной. Жизненный цикл покрытосеменных растений.
Жизненный цикл покрытосеменных растений. Лабораторные и практические работы
Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны (ели).
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— принципиальную разницу между бесполым и половым размножением;
— особенности жизненных циклов растений разных система тических групп;
— основные способы естественного и искусственного вегетативного размножения.
Учащиеся должны уметь:
— давать характеристику периодов развития семенных растений;
— сравнивать бесполое и половое размножение, жизненные циклы растений разных
систематических групп.
Тема 7. Многообразие цветковых растений (9 ч)
Классы покрытосеменных растений. Основные различия между представителями классов
однодольных и двудольных растений. Класс Двудольные: семейства Крестоцветные
(Капустные), Розовые (Розоцветные), Пасленовые, Бобовые, Сложноцветные. Класс
Однодольные: семейства Злаки, Лилейные, Луковые. Важнейшие сельскохозяйственные
растения, их значение и биологические основы выращивания (выбор объектов определяется
специализацией растениеводства в конкретной местности).
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных
культур.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их
выращивания и хозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь: — осуществлять морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений.
Тема 8. Экология и развитие растительного мира (6 ч)
Организм и среда. Среда обитания. Экологические факторы. Факторы неживой
природы. Факторы живой природы. Деятельность человека, примеры влияния человека на
живые организмы.
Основные экологические группы растений: светолюбивые растения, тенелюбивые
растения, растения водных и избыточно увлажненных мест обитания, растения достаточно
увлажненных мест обитания, растения сухих мест обитания.
Растительные сообщества, их структура. Ярусность в расти тельных сообществах.
Смена растительных сообществ.
Растительный покров и природные зоны. Типы растительности: тундра, леса, степи,
пустыни, луга, болота, водные сообщества.
Основные этапы развития растительного мира: возникновение фотосинтеза, появление
водорослей, выход растений на сушу, появление и развитие семенных растений.
Охрана растений и растительных сообществ. Охрана природы — дело всех людей
планеты. Красная книга. Охраняемые территории.
Демонстрация
Наглядные пособия, иллюстрирующие растения разных экологических групп и
природных зон. Изображения растений, занесенных в Красную книгу
Экскурсии
Природное сообщество и человек.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
— три группы экологических факторов;
— основные экологические группы растений;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ;
— о результатах влияния хозяйственной деятельности человека на растительный мир;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
— растения, встречающиеся в местности проживания и занесенные в Красную книгу.
Учащиеся должны уметь:
— приводить примеры влияния экологических факторов неживой природы на
растительные организмы;
— определять принадлежность растений к той или иной экологической группе;
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного
мира;
— характеризовать распространение растений в различных природных зонах Земли;
— объяснять причины различий в составе фитоценозов разных природных зон;
— объяснять, почему охрана природы должна стать общим делом всего
человечества. Тематическое планирование по разделам учебника
«Биология. 7 класс» (70 ч, 2 ч в неделю)
Содержание
Характеристика видов
деятельности учащихся
Тема 1. Клеточное строение организмов
Химический состав клеток.
Неорганические и органические
вещества: белки, углеводы, нуклеиновые
кислоты, липиды. Строение клетки.
Доядерные и ядерные организмы.
Функции основных органоидов клетки.
Особенности строения клеток растений.
Ядро, хромосомы. Жизнедеятельность
клеток: обмен веществ и энергии, рост и
развитие, размножение и др. Деление
клеток как основа роста и развития
организма, замены и восстановления
отдельных клеток и тканей. Два
основных способа деления клеток —
митоз и мейоз. Одноклеточные и
многоклеточные организмы.
Одноклеточные — организмы, тело
которых состоит из одной клетки.
Специализация клеток в теле
многоклеточного организма. Ткань.
Колонии одно клеточных организмов
Определяют понятия, формируемые в
ходе изучения темы. Выделяют
существенные признаки строения
клетки. Различают на наглядных
пособиях и микропрепаратах части и
органоиды клетки. Объясняют роль
воды и минеральных веществ, входящих
в состав клетки. Различают
органические и не органические
вещества. Выделяют существенные
признаки процессов жизнедеятельности
клетки. Обсуждают значение процесса
деления клетки. Сравнивают
одноклеточные и многоклеточные
организмы. Характеризуют значение
специализа ции клеток в теле
многоклеточного организма. Работают с
текстом и иллюстрациями учебника.
Выполняют лабораторные, практические
и исследовательские работы по
изучаемой теме. Знакомятся с
дополнительным материалом.
Выполняют практические и творческие
задания. Работают с текстами и
дополнительным иллюстративным
материалом Тема 2. Многообразие живых организмов. Царство Бактерии
Строение бактерий. Неподвижные и
подвижные формы. Форма бактерий.
Жизнедеятельность бактерий. Питание:
автотрофные и гетеротрофные
бактерии. Размножение бактерий:
простое деление. Спорообразование.
Распространение бактерий. Значение
бактерий в природе и жизни человека.
Образование кислорода. Переработка
мертвой органики. Усвоение
атмосферно го азота. Помощь в питании
другим организмам. Образование
полезных ископаемых. Бактерии в
хозяйственной жизни человека.
Болезнетворные бактерии. Бактерии —
возбудители опасных заболеваний.
Бактериальные болезни человека:
болезни, передающи еся через воздух;
желудочнокишечные болезни.
Бактериальные болезни растений
Определяют понятия, формируемые в
ходе изучения темы. Выделяют
существенные признаки бактерий.
Характеризуют строение и основные
процессы жизнедеятельности бактерий.
Дают оценку значения бактерий в
природе и жизни человека.
Формулируют основные методы
профилактики инфекционных
заболеваний. Работают с текстом и
иллюстрациями учебника. Выполняют
лабораторные, практические и
исследовательские работы по изучаемой
теме. Знакомятся с дополнительным
материалом. Выполняют практические и
творческие задания. Работают с
текстами и дополни тельным
иллюстративным материалом
Тема 3. Многообразие живых организмов. Царство Грибы
Промежуточное положение грибов
между растениями и животными.
Сходство грибов с растениями. Сходство
грибов с животными. Многоклеточные и
одноклеточные грибы. Особенности
строения. Строение шляпочных грибов:
мицелий и плодовое тело (ножка и
шляпка). Трубчатые и пластинчатые
грибы. Размножение грибов. Питание
грибов. Грибысапротрофы: мукор
(белая плесень), дрожжи. Грибы
паразиты: хлебная ржавчина,
фитофтора, трутовики. Грибы
симбионты: грибокорень, или микориза
Съедобные грибы. Ядовитые грибы.
Правила сбора грибов. Выращивание
грибов. Строение лишайника. Накипные,
листоватые и кустистые лишайники.
Размножение лишайников.
Многообразие и распространение
лишайников. Значение ли шайников
Определяют понятия, формируемые в
ходе изучения темы. Выделяют
основные признаки строения и
жизнедеятельности грибов. Распознают
на живых объектах и наглядных
пособиях съедобные и ядовитые грибы.
Осваивают приемы оказания первой
помощи при отравлении ядовитыми
грибами. Объясняют роль грибов в
природе и жизни человека. Приводят
общую характеристику лишайников.
Сравнивают строение кустистых,
накипных, листоватых лишайников.
Распознают лишайники на наглядных
пособиях и в живой природе. Оценивают
экологическую роль лишайников
Работают с текстом и иллюстрациями
учебника. Выполняют лабораторные,
практические и исследовательские
работы по изучаемой теме. Знакомятся с
дополнительным материалом.
Выполняют практические и творческие
задания. Работают с текстами и
дополнительным иллюстративным
материалом Тема 4. Многообразие живых организмов. Царство Растения
Значение растений в природе и жизни
человека. Условия, не обходимые для
жизни растений: вода, свет,
температура. Отличительные признаки
растений. Систематика растений.
Появление тканей в процессе эволюции.
Ткани растений: образовательные,
покровные, механические, проводящие,
основные. Органы высших растений.
Возникновение органов в процессе
эволюции. Вегетативные и генеративные
органы. Развитие вегетативных органов.
Растительный организм как целостная
система. Водоросли. Общая характери
стика. Особенности строения
водорослей. Местообитание и
многообразие водорослей. Одно
клеточные, многоклеточные водоросли.
Зеленые водоросли. Одноклеточные
зеленые водоросли. Многоклеточные
зеленые водоросли. Красные водоросли
(Багрянки). Бурые водоросли. Роль в
биоценозах и практическое значение.
Отдел Моховидные. Общая
характеристика. Листостебельные мхи:
кукушкин лен обыкновенный, сфагнум.
Роль в биоценозах и практическое
значение. Папоротникообразные —
сборная группа высших споровых расте
ний. Общая характеристика. Отдел
Плауновидные (Плауны): плаун
булавовидный, плаунбаранец. Отдел
Хвощевидные (Хвощи): хвощ полевой.
Отдел Папоротниковидные
(Папоротники): щитов ник мужской.
Роль в биоценозах и практическое
значение. Отдел Голосеменные
растения. Общая характеристика и
происхождение. Класс Хвойные —
самый многочисленный класс
голосеменных растений. Сосна
обыкновенная. Роль в биоценозах и
практическое значение. Отдел
Покрытосеменные. Общая
характеристика и происхождение.
Разнообразие жизненных форм
покрытосеменных: деревья, кустарники,
Определяют понятия, формируемые в
ходе изучения темы. Характеризуют
основные черты организации
растительного организма. Получают
представление о возникновении
одноклеточных и многоклеточных
водорослей, особенностях
жизнедеятельности растений. Дают
общую характеристику водорослей, их
отдельных представителей. Выявляют
сходство и отличия в строении
различных групп водорослей на
гербарном материале и наглядных
пособиях. Объясняют роль водорослей в
природе и жизни человека.
Демонстрируют знания о
происхождении высших растений. Дают
общую характеристику мхов. Распознают
на гербарных образцах и таблицах
различных представителей моховидных.
Характеризуют распространение и
экологическое значение мхов. Выделяют
существенные признаки высших
споровых растений. Дают общую
характеристику хвощевидных,
плауновидных и папоротниковидных.
Проводят сравнение высших споровых
растений и распознают их
представителей на таблицах и
гербарных образцах. Объясняют роль
мхов, хвощей, плаунов и папоротников в
природе и жизни человека. Получают
представле ние о современных взглядах
ученых на возникновение семенных
растений. Дают общую характеристику
голосеменных растений, отмечая их
прогрессивные чер ты. Описывают
представителей голосеменных растений,
используя живые объекты, наглядные
пособия и гербарные образцы.
Обосновывают значение голо семенных
в природе и жизни человека. Получают
представление о современных научных
взглядах на возникновение
покрытосеменных растений. Дают
общую характеристику покрытосеменных
растений, отмечая их прогрессивные кустарнички, травянистые растения.
Однолетние, двулетние, многолетние
растения. Многоярусные сообщества.
Роль в биоценозах и практическое зна
чение
черты. Характеризуют растительные
формы и объясняют значение
покрытосе менных растений в природе
и жизни человека. Работают с текстом и
иллюстрациями учебника. Выполняют
лабораторные, практические и
исследовательские работы по изучаемой
теме. Знакомятся с дополнительным
материалом. Выполняют практические и
творческие задания. Работают с
текстами и дополнительным
иллюстративным материалом
Тема 5. Строение и жизнедеятельность цветковых растений
Корень. Общая характеристика,
особенности строения. Корневые
системы: стержневая и мочковатая.
Зоны молодого корня. Видоизменения
корней. Значение корня. Корневое
(минеральное, почвенное) питание.
Почва. Плодородие почвы. Удобрения:
органические и минеральные.
Поглощение и транспорт пита тельных
веществ. Корневое дав ление. Побег.
Общая характеристика, особенности
строения. Побеги вегетативные и
цветоносные (генеративные). Почка —
зачаточный побег. Почки закрытые и
открытые; вегетативные и цветочные,
или генеративные; верхушечные,
пазушные, придаточные. Ветвление.
Многообразие побегов по направлению и
способу роста стебля, по строению и
продолжи тельности жизни.
Видоизменения побегов: корневище,
луковица, клубень. Стебель — осевая
часть побега: строение и функции.
Значение стебля. Строение стебля на
примере ветви липы. Лист: внешнее
строение и функции. Жилкование листа.
Многообразие листьев по форме
листовой пластинки. Простые и сложные
листья. Внутреннее строение листа.
Видоизменение листьев.
Листорасположение: очередное, су
противное, мутовчатое. Листовая
мозаика. Листопад: растения
листопадные и вечнозеленые.
Определяют понятия, формируемые в
ходе изучения темы. Анализируют
строение корня, виды корней и типы
корневых систем. Устанавливают
причинноследственные связи между
условиями существования, функциями и
видоизменениями корней. Объясняют
необходимость восполнения запаса
питательных веществ в почве путем
внесения удобрений. Оценивают вред,
наносимый окружающей среде
использованием чрезмерных доз
удобрений. Анализируют строение,
многообразие, видоизменения и
функции побега, стебля, листьев.
Устанавливают причинноследственные
связи между условиями существования,
функциями и видоизменениями побегов.
Объясняют особенности передвижения
воды, минеральных и органических
веществ в растениях. Определяют
обязательные условия для
осуществления фото синтеза и
результат фотосинтеза. Объясняют
значение фотосинтеза и роль растений
в природе и жизни человека. Объясняют
роль кислорода в процессе дыхания.
Раскрывают значение дыхания в жизни
растений. Устанавливают взаимосвязь
процессов дыхания и фотосинтеза.
Объясняют значение испарения воды и
листопада в жизни растений.
Сравнивают вегетативные и цветочные
почки, простые и сложные листья, транс порт воды и минеральных
веществ и транспорт органических
веществ.
Анализируют строение, многообразие,
видоизменения и функции цветков и
семян. Сравнивают обоеполые и
однополые цветки, простые и сложные
соцветия, самоопыление и перекрестное
опыление, строение семян одно
дольных и двудольных растений.
Объясняют значение опыления в жизни
растений. Определяют условия,
необходимые для прорастания семян.
Обосновывают необходимость
соблюдения сроков и правил проведения
посевных работ. Характеризуют способы
распространения плодов и семян.
Работают с текстом и иллюстрациями
учебника. Выполняют лабораторные,
практические и исследовательские
работы по изучаемой теме. Знакомятся с
дополнительным материалом.
Выполняют практические и творческие
задания. Работают с текстами и
дополнительным иллюстративным
материалом
Фотосинтез — воздушное питание
растений. Энергия света и наличие
углекислого газа — обязательные
условия для осуществления
фотосинтеза. Результат фотосинтеза.
Газообмен и испарение воды у растений.
Факторы, влияющие на интенсивность
ис парения. Транспорт воды и
минеральных веществ. Транспорт
органических веществ. Строение цветка.
Обоеполые и однополые цветки:
мужские (тычиночные), женские
(пестичные). Однодомные, двудомные
растения. Симметрия цветка. Цветки
правильные, неправильные,
асимметричные. Формула и диаграмма
цветка. Соцветия: простые, сложные.
Цветение. Опыление: самоопыление,
пере крестное опыление; биотическое и
абиотическое опыление. Семя —
генеративный орган растения. Строение
семян однодольных и двудольных
растений. Период физиологического
покоя. Условия, необходимые для
прорастания семян. Прорастание семян
холодостойких и теплолюбивых
растений. Посев семян. Подземное и
надземное прорастание. Плод —
генеративный орган покрытосеменных
растений. Строение плода:
околоплодник и семена. Сухие плоды:
односемянные и многосемянные. Сочные
плоды: односемянные и многосе мянные.
Распространение плодов и семян
Тема 6. Размножение растений
Размножение как одно из основных
свойств живой материи. Бесполое
размножение (спорообразование и
вегетативное размножение). Половое
размножение. Чередование бесполого и
полового размножения. Чередование
полового и бес полого поколений.
Размножение одноклеточных
водорослей (на примере
хламидомонады). Размножение
многоклеточных водорослей (на примере
улотрикса). Размножение мхов.
Определяют понятия, формируемые в
ходе изучения темы. Определяют
значение размножения в жизни
организмов. Характеризуют особенности
и объясняют значение бесполого
размножения. Сравнивают бесполое и
половое размножение. Раскрывают осо
бенности и преимущества полового
размножения по сравнению с бесполым.
Объясняют значение полового
размножения для развития
органического мира. Объясняют Жизненный цикл кукушкиного льна.
Размножение папоротников. Жизненный
цикл щитовника мужского. Размножение
голосеменных растений на примере
сосны обыкновенной. Жизненный цикл
сосны обыкновенной. Мужские шишки
сосны. Женские шишки сосны. Опыление.
Оплодотворение. Созревание семян.
Вегетативное размножение
покрытосеменных растений.
Естественное вегетативное
размножение. Искусственное
вегетативное раз множение. Половое
размножение покрытосеменных
растений. Жизненный цикл
покрытосеменных растений.
Формирование пыльцевых зерен.
Формирование зародышевого мешка.
Двойное оплодотворение. Рост
растения. Развитие растения. Периоды
развития семенных растений:
зародышевый период, период
молодости, период зрелости, период
старости
значение чередования поколений у
растительных организмов. Анализируют
жизненные циклы споровых растений.
Объясняют преимущества семенного
размножения перед споровым.
Анализируют жизненные циклы
семенных растений. Объясняют
значение вегетативного размножения
покрытосеменных растений и его
использование человеком.
Характеризуют периоды развития
семенных растений. Работают с текстом
и иллюстрациями учебника. Выполняют
лабораторные, практические и
исследовательские работы по изучаемой
теме. Знакомятся с дополнительным
материалом. Выполняют практические и
творческие задания. Работают с
текстами и дополнительным
иллюстративным материалом
Тема 7. Многообразие цветковых растений
Классы покрытосеменных растений.
Основные различия между
представителями классов одно дольных
и двудольных растений. Класс
Двудольные: семейства Крестоцветные
(Капустные), Розовые (Розоцветные),
Пасленовые, Бобовые, Сложноцветные.
Класс Однодольные: семейства Злаки,
Лилейные, Луковые. Важнейшие
сельскохозяйственные растения, их
значение и биологические основы
выращивания (выбор объектов
определяется специализацией
растениеводства в конкретной
местности)
Определяют понятия, формируемые в
ходе изучения темы. Выделяют
признаки, характерные для двудольных
и однодольных растений.
Характеризуют особенности растений,
принадлежащих к разным семействам.
Описывают представителей
покрытосеменных растений, используя
живые объекты, таблицы и гербарные
образцы. Объясняют значение
покрытосеменных растений в природе и
жизни человека. Работают с текстом и
иллюстрациями учебника. Выполняют
лабораторные, практические и
исследовательские работы по изучаемой
теме. Знакомятся с дополнительным
материалом. Выполняют практические и
творческие задания. Работают с
текстами и дополнительным
иллюстративным материалом
Тема 8. Экология и развитие растительного мира Организм и среда. Среда обитания.
Экологические факторы. Факторы
неживой природы. Факторы живой
природы. Деятельность человека,
примеры влияния человека на живые
организмы Основные экологические
группы растений: светолюбивые
растения, тенелюбивые растения,
растения водных и избыточно
увлажненных мест обитания, растения
достаточно увлажненных мест обитания,
растения сухих мест обитания.
Растительные сообщества, их структура.
Ярусность в расти тельных
сообществах. Смена растительных
сообществ. Растительный покров и
природные зоны. Типы растительности:
тундра, леса, степи, пустыни, луга,
болота, водные сообщества. Основные
этапы развития растительного мира:
возникновение фотосинтеза, появление
водорослей, выход растений на сушу,
появление и развитие семенных
растений. Охрана растений и
растительных сообществ. Охрана
природы — дело всех людей планеты.
Красная книга. Охраняемые территории
Определяют понятия, формируемые в
ходе изучения темы. Характеризуют три
группы экологических факторов.
Приводят примеры влияния
экологических факторов неживой
природы на растительные организмы.
Описывают особенности основных эко
логических групп растений. Определяют
принадлежность растений к той или
иной экологической группе.
Устанавливают взаимосвязи в
растительном сообществе.
Сравнивают типы растительных
сообществ. Характеризуют
закономерности развития и смены
растительных сообществ. Приводят
примеры влияния хозяйственной
деятельности человека на растительный
мир (в том числе на примере местного
региона). Характеризуют
распространение растений в различных
природных зонах Земли. Объясняют
причины различий в составе
фитоценозов разных природных зон.
Называют основные этапы развития
расти тельного мира. Определяют рас
тения, встречающиеся в местности
проживания и занесенные в Красную
книгу. Доказывают необходимость
охраны природы в мировом масштабе.
Работают с текстом и иллюстрациями
учебника. Выполняют лабораторные,
практические и исследовательские
рабо ты по изучаемой теме. Знакомятся
с дополнительным материалом.
Выполняют практические и творческие
задания. Работают с текстами и
дополнительным иллюстративным
материалом
Темы проектных и исследовательских работ для 7 класса
1. Шляпочные грибы (летняя исследовательская работа).
2. Трутовые грибы (летняя исследовательская работа).
3. Движение растений (экспериментальная работа).
4. Моховидные (летняя исследовательская работа). 5. Составление гербария листьев с различной формой листовых пластинок и
разным жилкованием (осенний проект).
6. Изучение формы пыльцы цветков разных растений.
7. Определение всхожести семян.
8. Изучение условий, необходимых для прорастания семян.
9. Создание коллекции семян дикорастущих и культурных растений (осенний
проект).
10. Изучение роста корней растений.
11. Изучение роста побега.
12. Изучение влияния прореживания на развитие и урожай моркови (летняя
исследовательская работа).
13. Цветочные часы (летний проект).
14. Выращивание папоротника из спор (групповой проект).
15. Размножение растений листьями (листовыми черенками).
16. Черенкование комнатных растений.
17. Влияние запаса питательных веществ в посадочном материале на развитие и
урожай картофеля (летняя исследовательская работа).
18. Выращивание сосны и ели из семян и использование выращенных проростков
для озеленения (групповой проект).
19. Охраняемые территории своей области (республики, края) (групповой проект).
20. Растения тропинки (летняя исследовательская работа).
21. Составление гербария однолетних растений в разные периоды их роста:
всходы, образование побегов, появление бутонов, цветение, плодоношение (летний
проект). 22. Изучение состояния растительного покрова (групповой проект).
23. «Вырасти дерево» (групповой проект).
Календарнотематическое планирование №
Тема урока
проведения
план факт
Тема 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ
Дата
Колво
часов
Дом.
Задание
1 Химический состав клетки
2 Строение клетки
3 Жизнедеятельность клетки
4 Одноклеточные и многоклеточные
организмы
5 Административная контрольная
работа № 1 по итогам повторения
ТЕМА 2. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ . ЦАРСТВО
«БАКТЕРИИ»
6 Общая характеристика бактерий
7 Бактерии в природе и жизни человека
8 Бактерии – возбудители опасных
заболеваний
9 Проверочная работа № 1 по теме
«Царство «Грибы»»
ТЕМА 3. МНОГООБРАЗИЕ ЖЫВЫХ ОРГАНИЗМОВ. ЦАРСТВО
«ГРИБЫ»
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
Общая характеристика грибов:
строение и размножение
Питание грибов
Грибы съедобные и ядовитые.
Выращивание грибов
Лишайники
Проверочная работа № 2 по теме
«Царство «Грибы»»
ТЕМА 4. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. Царство
«Растения»
Ботаника – наука о растениях.
Разделы ботаники
Значение растений в природе и жизни
людей. Условия обитания растений
Отличительные признаки растений.
Систематика растений Ткани растений
Отдел «моховидные»
Папоротникообразные
Отдел «голосеменные»
Многообразие и значение водорослей
Органы высших растений. Растение
как целостный организм
Общая характеристика водорослей
1
8
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
2
5
2
6
ТЕМА 5. Строение и жизнедеятельность цветковых растений
2
7
2
8
2
9
3
0
3
1
Корень. Корневые системы.
Видоизменение корней
Минеральное питание растений
Побег. Строение и ветвление. Почка
Отдел «покрытосеменные»
Контрольная работа № 2
Стебель – осевая часть побега:
строение и функция
Лист – часть побега. Внешнее
строение и функции листа.
Многообразие листьев
Внутреннее строение листа
3
2
3
3
3
4
3
5
3
6
3 Строение цветка. Многообразие
Видоизменение листьев,
Листорасположение. Листопад
Фотосинтез – воздушное питание
растений
Газообмен и испарение воды у
растений
Транспорт минеральных и
органических веществ Симметрия и формула цветка.
Соцветие
Цветение. Опыление растений
Семя. Строение и многообразие
7 цветков
3
8
3
9
4
0
4
1
4
2
4
3
Прорастание семян
Плоды. Распространение плодов и
семян и значение плодов
Контрольная работа № 3 по теме : «
Строение и жизнедеятельность
цветковых растений»
ТЕМА 6. РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ
Значение размножения. Типы
размножения
Размножение водорослей
Размножение мхов и папоротников
Размножение голосеменных растений
Вегетатативное размножение
покрытосеменных растений
Половое размножение
покрытосеменных растений
Рост и развитие растений
Проверочная работа № 3 по теме
«Размножение растений»
ТЕМА 7. Многообразие цветковых растений
Класс покрытосеменных растений
Класс двудольные. Семейство
крестоцветные (капустные)
Класс двудольные. Семейство
розовые (розоцветные)
Класс двудольные. Семейство
пасленовые
4
4
4
5
4
6
4
7
4
8
4
9
5
0
5
1
5
2
5
3
5
4
5
5 Класс двудольные. Семейство
бобовые
Класс двудольные. Семейство
сложноцветные
Класс однодольные. Семейство злаки
Класс однодольные. Семейство
лилейные, луковые
ТЕМА 8. Экология и развитие растительного мира
Организм и среда. Среда обитания.
Экологические факторы
Основные экологические группы
растений
Структура растительного сообщества.
Смена растительных сообществ
Растительность природных зон
Основные этапы развития
растительного мира
.Охрана растений и растительных
сообществ
Урок обобщения
Проверочная работа № 4 по теме :
«Многообразие, экология и
развитие растительного мира»
Урок повторения и обобщения знаний
Итоговая контрольная работа №4
Что мы узнали за год
5
6
5
7
5
8
5
9
6
0
6
1
6
2
6
3
6
4
6
5
6
6
6
7
6
8
6
9
7
0
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Рабочая программа по биологии 7 класс Д. И. Самкова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.