Программа разработана на основе авторской программы И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова Л.В., В.С.Кучменко, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова Биология: 5-9 классы. Издательство «Вентана-Граф», – 2012г.
Программа для восьмого класса включает в себе сведения о биосоциальной природе человека, его анатомическом строении, охране здоровья и методах предупреждения заболеваний. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
биология 8кл.docx
Ростовская область Белокалитвинский район п. Виноградный
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №15
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 15
Приказ от «_01__» __09_____2016 г. №__
_________ Ермакова Е.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биологии
Уровень общего образования: основное общее
Класс: 8
Количество часов: 67 часов.
Учитель: Просвирина Н.А.
Программа разработана на основе авторской программы И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова Л.В., В.С.Кучменко,
А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова Биология: 59 классы. Издательство «ВентанаГраф», – 2014г.
П. Виноградный
1 20162017 учебный год.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии 8 класса составлена на основе:
1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации (№273Ф3от 29.12.2012 г.)
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от
09.03.2004
3. Учебный план МБОУ СОШ №15 на 20152016 учебный год, составленный на основании: Федерального Базисного учебного плана (Приказ
МОРФ №1312 от 09.03.2004г); внесенных изменений в ФБУП (Приказ МОРФ 03.06.2011г);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных МОРФ в общеобразовательных учреждениях на 20162017 учебный год.
Годовой календарный график работы МБОУ СОШ №15
4.
5.
6. Расписание уроков МБОУ СОШ №15
Программа разработана на основе авторской программы И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова Л.В., В.С.Кучменко, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова
Биология: 59 классы. Издательство «ВентанаГраф», – 2012г.
Программа для восьмого класса включает в себе сведения о биосоциальной природе человека, его анатомическом строении, охране
здоровья и методах предупреждения заболеваний. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью
целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями
развития учащихся.
Причины введения программы. Учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах
исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Рабочая программа для 8го класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса
раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии,
физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На следующих уроках обзор основных
систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении, психике. На
последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
2 Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей
производства, основанных на использовании биологических систем.
Особенности программного материала. Программа предназначена для подробного изучения морфологии, анатомии, физиологии
человека. Программа дает возможность проводить практические работы, а также предусматривает работу с информационными
источниками. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать
наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и
интереса к предмету. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной
личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к
самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Задачи курса:
сформировать знания о человеке как о биологическом существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной
среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками
позволяет осознать учащимся единство биологических законов , их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь
строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных
границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей.
Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует
важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека.
Изучение биологии направлено на достижение
следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками,
проводить наблюдения за биологическими объектами
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
3 2.Общая характеристика учебного предмета.
Роль биологии: данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в
формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии направлен на
формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как
биосоциальном существе. Нормам и правилам отношения к природе, человеку. Для формирования у учащихся основ научного
мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии.
Значимость: современная биология связана в различных аспектах с другими науками, такими как:
по предмету изучения – с медициной, ветеринарией, экологией,
по методам исследований – с физикой, химией, математикой, информатикой,
по использованию данных в хозяйственной деятельности – с сельскохозяйственными, лесоводческими науками, биотехнологией,
охраной окружающей среды.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных
особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом
культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования
познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни
и практической деятельности.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует
формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и
способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
•овладение научным подходом к решению различных задач;
•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
4
•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и
адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения
межпредметного анализа учебных задач.
Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
• многообразие и эволюция органического мира;
• биологическая природа и социальная сущность человека;
• структурноуровневая организация живой природы;
ценностное и экокультурное отношение к природе;
практикоориентированная сущность биологических знаний. Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые
организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологическиезакономерности».
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе
органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого
эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с
особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции,
приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого
организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, вопервых, обобщению и систематизации того
содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; вовторых, знакомству школьников с
некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела может изучаться
в виде самостоятельного блока или включаться в содержание других разделов; оно не должно механически дублировать содержание
курса «Общая биология» для 10—11 классов.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном,
личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными
требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением
характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд
особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка
являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы
образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
5 • социализация обучаемых , как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или
иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой
природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере
биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и
других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности,
связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных
умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебнопознавательными, информационными, ценностносмысловыми,
коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической
культуры как способности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы.
Её цель в процессе биологического образования – развивать у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности
биологического разнообразия. Вместе с тем программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников в
процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.
Важнейшие особенности данной программы:
6 увеличение объема экологического содержания за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала;
усиление внимания к биологическому разнообразию как исключительной ценности органического мира;
к изучению живой природы России и бережному отношению к ней;
усиление внимания к идеям эволюции органического мира, о взаимосвязях и зависимостях в структуре и жизнедеятельности
биологических систем разных уровней организации; к идеям об устойчивом развитии природы и общества;
расширение перечня практических работ и экскурсий в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное познание явлений природы
и развивающих практические и творческие умения у учащихся.
Программа дает возможность дифференцированного обучения на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью
предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с
повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.
приобретение учащимися знаний и умений, которые потребуются им в будущей жизни.
конкретизация знаний и умений, необходимых человеку в современной жизни.
Практическая направленность курса биологии :
В основе построения курса лежат принципы: единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельного
подхода, системности.
3.Место учебного предмета.
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Биология в
основной школе изучается с 5 по 9 классы.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в
старшей школе. Та ким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного
биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Место предмета «БИОЛОГИЯ» в учебном плане МБОУ СОШ №15 определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных
учреждений Российской Федерации, предусматривающего обязательное изучение биологии в 8 классе – 70 часов , 2 часа в неделю. Согласно расписанию и
календарному графику МБОУ СОШ №15 рабочая программа рассчитана на 67 ч.Часы раздела «Половое развитие человека» уменьшены за
счет самостоятельного изучения учащимися.
7 №
п
/
п
1
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Биология 8 класс ( 67 часов)
Раздел
Колво
часов
Характеристика основных
содержательных линий.
Перечень контрольных,практических и
лабораторных работ.
Раздел 1. Общий обзор организма человека
(5ч)
Практическая работа №1
«Изучение мигательного рефлекса и его
торможения».
Лабораторная работа № 1
«Действие ката лазы на пероксид водорода»
Лабораторная работа № 2
«Клетки и ткани под микроскопом»
Искусственная (социальная) и
при
родная среда. Биосоциальная
приро
да человека. Анатомия.
Физиология.
Ги гиена. Методы наук о
человеке.
Са ни тар ноэпи де мио ло ги че
ские
ин сти ту ты на шей стра ны.
Час ти
тела человека. Пропорции тела
чело
века. Сходство человека с
другими
животными. Общие черты
млеко
питающих, приматов и
человекооб
разных обезьян в организме
чело
века. Специфические
особенности
человека как
биологического вида
Раздел 2. Опорнодвигательная система.
(9ч.)
2
Общая характеристика и
Лабораторная работа№ 3
«Строение костной ткани».
8 Раздел 3. Кровь.Кровообращение. ( ч)
3
значение
скелета. Три типа костей.
Строение
костей. Состав костей. Ти пы
соеди
ненияи костей.
От делы черепа. Кости,
образующие
череп. От делы позвоночника.
Строе
ние по звон ка. Строе ние груд
ной
клетки Скелет го ловы и ту
ловища
Лабораторная работа№ 4
«Состав костей»
Практическая работа №2
«Исследование строения плечевого пояса и
предплечья»
Практическая рабо та №3
«Изу че ние рас по ло же ния мышц
головы» Практические работы №4
«Проверка правильности осанки», №5
«Выявление плоскостопия»,
№6 «Оценка гибкости позвоночника» Контрольная
работа№1по теме: «Опорнодвигательная система»
(8ч.)
1
Жид ко сти, об ра зую щие внут
рен
нюю сре ду ор га низ ма че ло ве
ка
(кровь, лимфа, тканевая
жидкость).
Функции крови в организме.
Состав
плазмы крови. Форменные
элемен
ты крови (эритроциты,
тромбоци
ты, лейкоциты).
Лабораторная работа № 5
«Сравнение крови человека с кровью лягушки»
Практическая работа №7
«Изу че ние яв ле ния ки сло род но го
голодания» Практические работы №8
«Определению ЧСС, скорости кровотока», №9
«Исследование рефлектного притока крови к
мышцам,
включившимся в работу»
Практическая работа №11
«Функциональная сердечнососудистая проба»
Контрольная работа№2по теме:
«Кровь.Кровообращение»
9 Раздел 4.Дыхательная система.
Раздел 5.Пищеварительная система .
Раздел 6.Обмен веществ и энергии.
Раздел 7. Мочевыделительная система.
5
6
7
(8)
1
(7)
1
Связь ды ха тель ной и кро ве
нос
ной сис тем. Строе ние ды ха
тель ных путей. Органы
дыхания и их
функции
Лабораторная работа № 6
«Состав вдыхаемого и выдыхаемо
го воздуха» Лабораторная работа № 7
«Дыхательные движения»
Практическая работа №12
«Измерение обхвата груд ной клетки»
Практическая работа №13
«Определение запылённости воздуха»
Зна че ние пи ще ва ре ния. Ор
га ны пищеварительной
системы. Пище
варительные железы.
Строе ние зуб но го ря да че ло
ве ка.
Смена зубов. Строение зуба.
Значе
Практическая работа №14
«Определение местоположения
слюнных желёз»
Лабораторная работа № 8
«Действие ферментов слюны на
крахмал» Лабораторная работа № 9
«Действие ферментов желудочного
ние зу бов. Уход за зу ба ми
сока на белки»
Контрольная работа №3по
теме«Пищеварительная система
(2ч.)
Строение мочевыделительной
сис
те мы. Функ ции по чек. Строе
ние
неф ро на. Ме ха низм фильт ра
10 Раздел 8 . Кожа
8
3
Раздел9.Эндокринная и нервная система.
(5)
9
ции
мочи в нефроне. Этапы
формиро
ва ния мо чи в поч ках
Функции кожных покровов.
Строе
ние ко жи. Ги гие на кож
ных покровов
Причины нарушения здоровья
кож
ных покровов. Первая помощь
при
ожогах, обморожении.
Инфекции
кожи (грибковые заболевания,
че
сотка). Участие кожи в
терморегуля
ции Закаливание. Первая
помощь
при тепловом и солнечном
ударе
Железы внешней, внутренней и
сме
шан ной сек ре ции. Роль гор мо
нов
в росте и развитии организма.
Влия ние нарушений работы
гипофиза,
щитовидной железы на
процессы
роста и развития. Роль поджелу
доч
ной железы в организме;
сахарный
диабет. Роль надпочечников в
Практическая работа №16
«Изучение действия прямых и обратных связей»
Практическая работа №18
«Изучение функций отделов головного мозга»
11 Раздел 10. Органы чувств. Органы
чувств.Анализаторы. (6 ч)
(6)
Раздел 11. Поведение человека и высшая нервная
деятельность
9
1
0
1
1
орга
низме; адреналин и
норадреналин
Пять чувств человека.
Расположе
ние, функции анализаторов и
осо
бенности их работы. Развитость
ор
ганов чувств и тренировка.
Иллюзия
Практические работы №19
«Исследование реакции зрачка на
освещённость», №20
«Исследование принципа работы
хрусталика, обнаружение слепого
пятна» Практическая работа №21
«Оценка состояния вестибулярного аппарата»
Практическая работа №22
«Исследование тактильных рецепторов»
Контрольная работа №4 по теме
«Анализаторы.Органы чувств.»
Практическая работа №23
«Изучение внимания»
Положительные и
отрицательные
(побудительные и тормозные)
ин
стинкты и рефлексы. Явление
запечатления (импринтинга)
Условные рефлексы и
торможение
рефлекса. Подкрепление
рефлекса.
Динамический стереотип
Центральное торможение.
Безусловное (врождённое) и
условное
(приобретённое) торможение.
Явление доминанты. Закон вза
имной индукции.
1
Раздел 12. Индивидуальное развитие организма
Половая система человека. Заболевания наследственные,
3
Факторы, определяющие пол.
Строе
Промежуточная аттестация.
12 2
врождённые, передающиеся половым
путём
ние жен ской и муж ской по ло
вой
системы. Созревание половых
кле
ток и сопутствующие процессы
в ор
ганизме. Ги гиена внешних
половых
органов. Причины
наследственных
заболеваний. Врождённые
заболе
вания. Заболевания,
передаваемые
половым путём. СПИД
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
8 класс (67часов)
Раздел
Основное содержание по темам.
№
п
Характеристика основных
видов деятельности.
Колво часов
13 /
п
1
2
3
Раздел 1. Общий обзор
организма человека
Биологические и социальные факторы в
становлении человека. Принципиальные
отличия условий жизни человека,
связанные с появлением социальной
среды. Ее преимущества и издержки.
Зависимость человека как от природной,
так и от социальной среды. Значение
знаний о строении и функциях организма
для поддержания своего здоровья и
здоровья окружающих.
Раздел 2. Опорно
двигательная система.
Общая характеристика и значение
скелета. Три типа костей. Строение
костей. Состав костей. Ти пы соеди
ненияи костей.
От делы черепа. Кости, образующие
череп. От делы позвоночника. Строе
ние по звон ка. Строе ние груд ной
клетки Скелет го ловы и ту ловища
Определять понятия:
«биосоциальная приро
да человека», «анатомия»,
«физиология», «ги
гиена».
Называть части тела человека.
Сравнивать человека с другими
млекопита
ющими по морфологическим
признакам.
Называть черты морфологического
сходства
и от личия человека от других
представителей
отряда Приматы и семейства
Человекообраз
ные обезьяны
Называть части скелета.
Описывать функции скелета.
Опи сы вать строе ние труб ча тых
кос тей и
строение сустава.
Рас кры вать зна че ние над ко ст
ни цы, хря ща,
суставной сумки, губчатого
вещества, костномозговой
полости, жёлтого костного мозга.
Всего
5
Пр.
р
1
Л.р.
К.р.
1
9
4
2
1
Раздел 3.
Жид ко сти, об ра зую щие внут рен
Определять понятия: «гомеостаз»,
8
4
1
1
14
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.