Рабочая программа по биологии 8 кл.
Оценка 4.6

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
биология
8 кл
19.01.2017
Рабочая программа по биологии 8 кл.
Программа разработана на основе авторской программы И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова Л.В., В.С.Кучменко, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова Биология: 5-9 классы. Издательство «Вентана-Граф», – 2012г. Программа для восьмого класса включает в себе сведения о биосоциальной природе человека, его анатомическом строении, охране здоровья и методах предупреждения заболеваний. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
биология 8кл.docx
Ростовская область Белокалитвинский район п. Виноградный муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя  общеобразовательная школа №15             «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 15 Приказ от «_01__» __09_____2016 г. №__ _________ Ермакова Е.А.                                                                                                   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По биологии Уровень общего образования: основное общее Класс: 8 Количество часов: 67 часов. Учитель: Просвирина  Н.А. Программа   разработана  на   основе   авторской   программы   И.Н.   Пономарева,   О.А.   Корнилова   Л.В.,   В.С.Кучменко, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова  Биология: 5­9 классы. Издательство «Вентана­Граф», – 2014г. П. Виноградный 1 2016­2017 учебный год. 1.Пояснительная записка. Рабочая программа по биологии 8 класса составлена на основе: 1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации (№273­Ф3от 29.12.2012 г.)  2. Федеральный   компонент   государственного   стандарта   общего   образования,   утвержденный   приказом   Минобразования   РФ   №   1089   от 09.03.2004  3. Учебный план МБОУ СОШ №15 на 2015­2016 учебный год, составленный на основании:  Федерального Базисного учебного плана (Приказ МОРФ №1312 от 09.03.2004г); внесенных изменений в ФБУП (Приказ МОРФ 03.06.2011г);   Федеральный перечень учебников, рекомендованных МОРФ в общеобразовательных учреждениях на 2016­2017 учебный год.  Годовой календарный график работы МБОУ СОШ №15 4. 5. 6. Расписание уроков МБОУ СОШ №15 Программа разработана на основе авторской программы И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова Л.В., В.С.Кучменко,  А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова Биология: 5­9 классы. Издательство «Вентана­Граф», – 2012г.  Программа для восьмого класса включает в себе сведения о биосоциальной природе человека, его анатомическом строении, охране  здоровья и методах предупреждения заболеваний. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями  развития учащихся. Причины введения программы. Учащиеся получают общие представления о  структуре биологической науки, ее истории и методах  исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.  Рабочая программа для 8­го класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса  раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии,  физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На следующих уроках обзор основных  систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении, психике. На  последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.  2 Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы  медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей  производства, основанных на использовании биологических систем. Особенности программного материала. Программа предназначена для подробного изучения морфологии, анатомии, физиологии  человека. Программа дает возможность проводить практические работы, а также предусматривает работу с информационными  источниками. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать  наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и  интереса к предмету. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к  самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Задачи курса:                                                                                                                                                                                                                                                  ­сформировать знания о человеке как о биологическом существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной  среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками  позволяет осознать учащимся единство биологических законов , их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь  строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных  границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей.  Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:   освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками,  проводить наблюдения за биологическими объектами  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей   использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе 3 2.Общая характеристика учебного предмета. Роль биологии: данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в  формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии направлен на  формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как  биосоциальном существе. Нормам и правилам отношения к природе, человеку. Для формирования у учащихся основ научного  мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии. Значимость: современная биология связана в различных аспектах с другими науками, такими как:    по предмету изучения – с медициной, ветеринарией, экологией, по методам исследований – с физикой, химией, математикой, информатикой, по использованию данных в хозяйственной деятельности – с сельскохозяйственными, лесоводческими науками, биотехнологией, охраной окружающей среды. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных  особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом  культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования  познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни  и практической деятельности.  Преемственные  связи   между   разделами   обеспечивают   целостность   школьного   курса   биологии,   а   его   содержание   способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями. Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:  •формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;  •овладение научным подходом к решению различных задач;  •овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;  •овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;  •воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;  4   •формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и  адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения  межпредметного анализа учебных задач. Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:        • многообразие и эволюция органического мира;        • биологическая природа и социальная сущность человека;        • структурно­уровневая организация живой природы; ценностное и экокультурное отношение к природе; практико­ориентированная сущность биологических знаний.    Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые  организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологическиезакономерности». Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе  органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого­ эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с  особенностей строения отдельных пред­ставителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции,  приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.    В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого  организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.    Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во­первых, обобщению и систематизации того  содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во­вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела может изучаться в виде самостоятельного блока или включаться в содержание других разделов; оно не должно механически дублировать содержание курса «Общая биология» для 10—11 классов.    Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, мета­предметном,  личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.    Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными  требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных пере­грузок, изменением  характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд  особенностей развития современных подростков).       Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка  являются социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы  образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.    С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются: 5 • социализация обучаемых , как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или  иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой  природы; • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере  биологической науки.    Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и  других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе; • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности,  связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных  умений; • овладение ключевыми компетентностями: учебно­познавательными, информационными, ценностно­смысловыми,  коммуникативными; • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической  культуры как способности к эмоционально­ценностному отношению к объектам живой природы.    Её цель в процессе биологического образования – развивать у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности  биологического разнообразия. Вместе с тем программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников в  процессе обучения  биологии и воспитание у них экологической культуры.    Важнейшие особенности данной программы: 6 ­ увеличение объема экологического содержания за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала; ­ усиление внимания к биологическому разнообразию как исключительной ценности органического мира; к изучению живой природы России и бережному отношению к ней; ­ усиление внимания к идеям эволюции органического мира, о взаимосвязях и зависимостях в структуре и жизнедеятельности  биологических систем  разных уровней организации; к идеям об устойчивом развитии природы и общества; ­ расширение перечня практических работ и экскурсий в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное познание явлений природы и развивающих практические и творческие умения у учащихся. Программа дает возможность дифференцированного обучения на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью  предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с  повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.   приобретение учащимися знаний и умений, которые потребуются им в будущей жизни. конкретизация знаний и умений, необходимых человеку в современной жизни. Практическая направленность курса биологии : В основе построения курса лежат принципы: единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельного подхода, системности. 3.Место учебного предмета. Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Биология в  основной школе изучается с 5 по 9 классы.  Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в  старшей школе. Та ким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного  биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.   Место предмета «БИОЛОГИЯ» в учебном плане МБОУ СОШ №15  определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных  учреждений Российской Федерации, предусматривающего обязательное изучение биологии в 8 классе – 70 часов , 2 часа в неделю. Согласно расписанию и  календарному графику МБОУ СОШ №15 рабочая программа рассчитана на 67 ч.Часы раздела «Половое развитие человека» уменьшены за  счет самостоятельного изучения учащимися.   7 № п / п 1 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Биология 8 класс (  67 часов) Раздел Кол­во  часов Характеристика основных  содержательных линий. Перечень контрольных,практических и  лабораторных работ. Раздел 1. Общий обзор организма человека  (5ч) Практическая работа №1 «Изучение мигательного рефлекса и его  торможения». Лабораторная работа № 1 «Действие ката лазы на пероксид водорода» Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом» Искусственная (социальная) и  при­ родная среда. Биосоциальная  приро­ да человека. Анатомия.  Физиология. Ги гиена. Методы наук о  человеке. Са ни тар но­эпи де мио ло ги че ские ин сти ту ты на шей стра ны.  Час ти тела человека. Пропорции тела  чело­ века. Сходство человека с  другими животными. Общие черты  млеко­ питающих, приматов и  человекооб­ разных обезьян в организме  чело­ века. Специфические  особенности человека как  биологического вида Раздел 2. Опорно­двигательная система.  (9ч.) 2 Общая характеристика и  Лабораторная работа№ 3 «Строение костной ткани». 8 Раздел 3. Кровь.Кровообращение. (  ч) 3 значение скелета. Три типа костей.  Строение костей. Состав костей. Ти пы  соеди­ ненияи костей. От делы черепа. Кости,  образующие череп. От делы позвоночника.  Строе­ ние по звон ка. Строе ние груд  ной клетки Скелет го ловы и ту  ловища Лабораторная работа№ 4 «Состав костей» Практическая работа №2 «Исследование строения плечевого пояса и  предплечья» Практическая рабо та №3 «Изу че ние рас по ло же ния мышц головы»  Практические работы №4 «Проверка правильности осанки», №5 «Выявление плоскостопия», №6 «Оценка гибкости позвоночника» Контрольная  работа№1по теме: «Опорно­двигательная система» (8ч.) 1 Жид ко сти, об ра зую щие внут  рен ­ нюю сре ду ор га низ ма че ло ве ка (кровь, лимфа, тканевая  жидкость). Функции крови в организме.  Состав плазмы крови. Форменные  элемен­ ты крови (эритроциты,  тромбоци­ ты, лейкоциты). Лабораторная работа № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки»  Практическая работа №7 «Изу че ние яв ле ния ки сло род но го голодания» Практические работы №8 «Определению ЧСС, скорости кровотока», №9  «Исследование рефлект­ного притока крови к  мышцам, включившимся в работу»   Практическая работа №11 «Функциональная сердечнососудистая проба»  Контрольная работа№2по теме:  «Кровь.Кровообращение»    9 Раздел 4.Дыхательная система. Раздел 5.Пищеварительная система . Раздел 6.Обмен веществ и энергии. Раздел 7. Мочевыделительная система.  5 6 7 (8) 1 (7) 1 Связь ды ха тель ной и кро ве  нос ­ ной сис тем. Строе ние ды ха  тель ных путей. Органы  дыхания и их функции Лабораторная работа № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемо­ го воздуха»  Лабораторная работа № 7 «Дыхательные движения» Практическая работа №12 «Измерение обхвата груд ной клетки»  Практическая работа №13 «Определение запылённости воздуха» Зна че ние пи ще ва ре ния. Ор  га ны пищеварительной  системы. Пище­ варительные железы. Строе ние зуб но го ря да че ло  ве ка. Смена зубов. Строение зуба.  Значе­ Практическая работа №14 «Определение местоположения слюнных желёз» Лабораторная работа № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал» Лабораторная работа № 9 «Действие ферментов желудочного ние зу бов. Уход за зу ба ми сока на белки» Контрольная работа №3по  теме«Пищеварительная система (2ч.) Строение мочевыделительной  сис­ те мы. Функ ции по чек. Строе  ние неф ро на. Ме ха низм фильт ра  10 Раздел 8 . Кожа 8 3 Раздел9.Эндокринная и нервная система. (5) 9 ции мочи в нефроне. Этапы  формиро­ ва ния мо чи в поч ках Функции кожных покровов.  Строе­ ние ко жи. Ги гие на кож ­ ных покровов Причины нарушения здоровья  кож­ ных покровов. Первая помощь  при ожогах, обморожении.  Инфекции кожи (грибковые заболевания,  че­ сотка). Участие кожи в  терморегуля­ ции Закаливание. Первая  помощь при тепловом и солнечном  ударе Железы внешней, внутренней и  сме­ шан ной сек ре ции. Роль гор мо  нов в росте и развитии организма.  Влия ние нарушений работы  гипофиза, щитовидной железы на  процессы роста и развития. Роль поджелу  доч­ ной железы в организме;  сахарный диабет. Роль надпочечников в  Практическая работа №16 «Изучение действия прямых и обратных связей»  Практическая работа №18 «Изучение функций отделов головного мозга» 11 Раздел 10. Органы чувств. Органы  чувств.Анализаторы. (6 ч) (6) Раздел 11. Поведение человека и высшая нервная  деятельность  9 1 0 1 1 орга­ низме; адреналин и  норадреналин Пять чувств человека.  Расположе­ ние, функции анализаторов и  осо­ бенности их работы. Развитость  ор­ ганов чувств и тренировка.  Иллюзия Практические работы №19 «Исследование реакции зрачка на освещённость», №20 «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна» Практическая работа №21 «Оценка состояния вестибулярного аппарата» Практическая работа №22 «Исследование тактильных рецепторов» Контрольная работа №4 по теме  «Анализаторы.Органы чувств.» Практическая работа №23 «Изучение внимания» Положительные и  отрицательные (побудительные и тормозные)  ин­ стинкты и рефлексы. Явление  запечатления (импринтинга)  Условные рефлексы и  торможение рефлекса. Подкрепление  рефлекса. Динамический стереотип  Центральное торможение.  Безусловное (врождённое) и  условное (приобретённое) торможение.  Явление доминанты. Закон вза  имной индукции. 1 Раздел 12. Индивидуальное развитие организма  Половая система человека. Заболевания наследственные, 3 Факторы, определяющие пол.  Строе­ Промежуточная аттестация. 12 2 врождённые, передающиеся половым путём ние жен ской и муж ской по ло  вой системы. Созревание половых  кле­ ток и сопутствующие процессы  в ор­ ганизме. Ги гиена внешних  половых органов. Причины  наследственных заболеваний. Врождённые  заболе­ вания. Заболевания,  передаваемые половым путём. СПИД ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 8 класс (67часов) Раздел Основное содержание по темам. № п Характеристика основных  видов деятельности. Кол­во часов 13 / п 1 2 3 Раздел 1. Общий обзор  организма человека  Биологические и социальные факторы в  становлении человека. Принципиальные  отличия условий жизни человека,  связанные с появлением социальной  среды. Ее преимущества и издержки.  Зависимость человека как от природной,  так и от социальной среды. Значение  знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и  здоровья окружающих. Раздел 2. Опорно­ двигательная система.  Общая характеристика и значение скелета. Три типа костей. Строение костей. Состав костей. Ти пы соеди­ ненияи костей. От делы черепа. Кости, образующие череп. От делы позвоночника. Строе­ ние по звон ка. Строе ние груд ной клетки Скелет го ловы и ту ловища Определять понятия:  «биосоциальная приро­ да человека», «анатомия»,  «физиология», «ги­ гиена». Называть части тела человека. Сравнивать человека с другими  млекопита­ ющими по морфологическим  признакам. Называть черты морфологического сходства и от личия человека от других  представителей отряда Приматы и семейства  Человекообраз­ ные обезьяны Называть части скелета. Описывать функции скелета. Опи сы вать строе ние труб ча тых  кос тей и строение сустава. Рас кры вать зна че ние над ко ст  ни цы, хря ща, суставной сумки, губчатого  вещества, костно­мозговой  полости, жёлтого костного мозга. Всего 5 Пр. р 1 Л.р. К.р. 1 9 4 2 1 Раздел 3.  Жид ко сти, об ра зую щие внут рен ­ Определять понятия: «гомеостаз»,  8 4 1 1 14

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.

Рабочая программа по биологии 8 кл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017