Основной целью программы по биологии в 8 классе является изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой природе.
Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:
• сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных);
• проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных), бережного отношения к природе;
• первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
• привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Программа 8 класса предусматривает знакомство с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получение сведений о внешнем и внутреннем строении организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
8-б.doc
Пояснительная записка к рабочей программе
1. Нормативноправовая база.
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативноправовых документов:
Положения о рабочей программе педагога;
учебного плана «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат г.Кольчугино» на 20172018 учебный год;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 59 классы, под ред. В.В.Воронковой. М.: «Владос»,
2011;
2. Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 65 часов
Режим занятий: 2 часа в неделю
Формы контроля: итоговая контрольная работа, текущий контроль, тесты.
3. Основные цели и задачи предмета.
Основными целями изучения биологии в коррекционной школе являются:
освоить знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых
организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания
живой природы;
2
овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности
собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за биологическими
объектами и состоянием собственного организма;
воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуру
поведения в природе;
применять знания и умения в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни:
выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки
последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения
правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных
привычек, ВИЧинфекции.
Курс «Биология» состоит из четырех разделов: «Неживая природа» (6 класс), «Растения. Бактерии.Грибы» (7 класс), «Животные» (8 класс),
«Человек» (9 класс).
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение
экскурсий. Все это дает возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а
также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Содержание тем учебного курса
Основной целью программы по биологии в 8 классе является изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой
природе.
Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:
сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных);
3
проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для
жизни всех животных), бережного отношения к природе;
первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Программа 8 класса предусматривает знакомство с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получение
сведений о внешнем и внутреннем строении организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
№
п/п
1
2
Тема
Колво
№ уроков
Введение
Беспозвоночные животные
Черви
Насекомые
3
Позвоночные животные
Рыбы
Земноводные
Пресмыкающиеся
Птицы
Млекопитающие
Сельскохозяйственные млекопитающие
12
313
1465
часов
2
11
3
8
53
5
5
4
9
17
11
4 Тема урока
Введение (2ч.)
Многообразие животного мира
Значение животных и их охрана.
Беспозвоночные животные (11 ч.).
Черви.
Общие признаки беспозвоночных животных.
Общие признаки червей. Дождевой червь.
Круглые черви – паразиты человека. Профилактика глистных
заболеваний.
Насекомые (8 ч.)
Общие признаки насекомых. Их роль в природе и хозяйственной
деятельности человека. Экскурсия.
Бабочка – капустница
Яблонная плодожорка
Майский жук.
Комнатная муха.
Медоносная пчела. Пчелиная семья и ее жизнь.
Тутовый шелкопряд.
5
Учебнотематический план
«Животные», 8б класс
Колво
часов
Дата план
Дата факт
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
05.09.17
06.09.17
12.09.17
13.09.17
19.09.17
20.09.17
26.09.17
27.09.17
03.10.17
04.10.17
10.10.17
11.10.17
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12 13
14
Проверочная работа по теме «Насекомые»
Позвоночные животные .
Общие признаки позвоночных животных.
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Рыбы (6ч)
Внешнее строение и скелет рыб.
Внутреннее строение рыб.
Размножение рыб.
Речные рыбы (окунь, щука, карп).
Морские рыбы (треска, сельдь).
Проверочная работа по теме «Рыбы»
Земноводные (5ч)
Общие признаки. Среда обитания и внешнее строение.
Внутреннее строение земноводных.
Размножение и развитие лягушки
Жаба. Значение и охрана земноводных.
Обобщение по теме: «Земноводные»
Пресмыкающиеся(4 ч.)
Общие признаки пресмыкающихся. Среда обитания и внешнее строение
пресмыкающихся.
Внутреннее строение пресмыкающихся.Отличие ужа от гадюки.
Размножение и развитие пресмыкающихся. Охрана пресмыкающихся.
Обобщение по теме: «Пресмыкающиеся»
Птицы (9 ч.)
Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения.
Особенности внутреннего строения птиц.
Размножение и развитие птиц.
6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17.10.17
18.10.17
24.10.17
25.10.17
07.11.17
08.11.17
14.11.17
15.11.17
21.11.17
22.11.17
28.11.17
29.11.17
05.12.17
06.12.17
12.12.17
13.12.17
19.12.17
20.12.17
26.12.17
27.12.17 33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
Питание птиц.Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса. Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка, кряква, гуси). Охрана птиц.
Птицы, обитающие возле жилья человека. Домашние птицы.
Птицеводство. Экскурсия.
Проверочная работа по теме «Птицы»
Млекопитающие(17 ч.)
Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение.
Особенности скелета и нервной системы млекопитающих.
Внутренние органы млекопитающих.
Грызуны. Значение и охрана грызунов.
Зайцеобразные. Значение зайцев и их охрана.
Разведение домашних кроликов.
Хищные звери. Значение и охрана.
Пушные хищные звери.
Звероводческие фермы
Разведение норки на зверофермах
Домашние хищники: собака и кошка
Ластоногие морские животные.
Китообразные: киты и дельфины.
Парнокопытные животные.
Непарнокопытные животные.
Приматы.
Проверочная работа по теме «Млекопитающие»
Сельскохозяйственные млекопитающие (11 ч.)
Корова.
Содержание коров на фермах и выращивание телят.
Животноводческая ферма. Экскурсия.
Овцы, их содержание.
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16.01.18
17.01.18
23.01.18
24.01.18
30.01.18
31.01.18
06.02.18
07.02.18
13.02.18
14.02.18
20.02.18
21.02.18
27.02.18
28.02.18
06.03.18
07.03.18
13.03.18
14.03.18
20.03.18
21.03.18
03.04.18
04.04.18
10.04.18
11.04.18
17.04.18
18.04.18
24.04.18 60
61
62
63
64
65
Верблюды и их содержание.
Северные олени и их содержание.
Домашние свиньи и уход за ними.
Домашние лошади и их содержание.
Значение лошадей в народном хозяйстве.
Проверочная работа по теме «Сельскохозяйственные млекопитающие»
1
1
1
1
1
1
25.04.18
08.05.18
15.05.18
16.05.18
22.05.18
23.05.18
№
п/п
1
2
3
4
5
6 Млекопитающие
7
Беспозвоночные животные
Рыбы
Земноводные
Пресмыкающиеся
Птицы
Сельскохозяйственные млекопитающие
Тема
Контрольноизмерительные материалы
8 класс
Вид контр.измер.
материала
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
№
урока
13
20
25
29
38
55
65
Учащиеся 8 класса должны знать:
основные отличия животных от растений;
8
признаки сходства и различия между изученными группами животных;
общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;
названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в
местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
Учащиеся должны уметь:
узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и
поведения животных;
проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными или домашними животными (птицы, звери, рыбы),
имеющимися у детей дома;
рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
элементарного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
адаптации к условиям проживания на своей территории;
9
сохранения окружающей среды и социальноответственного поведения в ней.
Учебнометодическое обеспечение
Метод пособия (для учителя)
Григорьева Е.В. Природа родного края. Методические рекомендации для учителей начальных классов. – Челябинск, 1997.
Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Животные. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Неживая природа. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д,
2001.
Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Растения. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Человек. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
Тюмасева З.И, Гуськова Е.В. Окружающий мир региональные особенности, уральский вариант. Учебное пособие для
общеобразовательных учебных заведений. – Челябинск: Взгляд, 2005.
Челябинская область. Краткий справочник. Авторысоставители М.С.Гитис, А.П.Моисеев – Челябинск: АБРИС, 2006.
Южноуральская панорама событий и достижений. Книга для чтения по краеведению: учеб. пособие/ А.П. Моисеев, А.В. Драгунов, М.С.
Гитис. Выпуск 1. – Челябинск: АБРИС, 2006.
Учебнодидактический материал (для учащихся)
1. Никишов А.И. Биология. Животные. 8 класс: : учебник для спец.(коррекц.) образоват.
учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2008.
2. Никишов А.И. Биология. Животные. Рабочая тетрадь для учащихся 8 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2007.
10 Оборудование и приборы
Печатные пособия:
Кабанов А.Н., Беляев В.А. Таблицы по анатомии, физиологии и гигиене человека. Учебнонаглядное пособие для средней
школы. М.: Просвещение, 1977.
Приборы для проведения демонстраций и практических занятий:
Набор хим. посуды и принадлежностей по биологии (КДОБУ).
Лупа ручная.
Микроскоп.
Гербарии:
Деревья и кустарники.
Дикорастущие растения.
Коллекции:
Вредители леса.
Вредители огорода.
Вредители поля.
Вредители сада.
Горные породы и минералы.
Известняки.
Каменный уголь и продукты его переработки.
11 Коллекция семян к гербарию начальной школы.
Лен.
Металлы.
Минеральные удобрения.
Набор удобрений (ч.1, 2).
Нефть и продукты ее переработки.
Образцы бумаги и картона.
Образцы коры и древесины (ч.1,2).
Основные виды промышленного сырья (ч. 2, 3, 5, 6).
Раздаточный материал к коллекции горных пород и минералов (ч.1,2).
Семена важнейших культурных растений.
Строительные материалы.
Торф.
Хлопок.
Шелк.
Шерсть.
Муляжи:
Набор «Томаты. Разнообразие сортов».
Набор муляжей корнеплодов.
Набор муляжей корнеплодов и плодов.
12 Набор муляжей овощей.
Набор муляжей плодовых тел съедобных и ядовитых грибов (ч.1,2,3,4).
Набор муляжей фруктов.
Скелеты:
Скелет человека на штативе (85 см).
Скелет кошки.
Скелет лягушки.
Скелет рыбы.
Модели:
Барельефная модель «Почка человека. Фронтальный разрез».
Глаз (разборная).
Сердце (разборная).
13
Рабочая программа по биологии 8 класс.
Рабочая программа по биологии 8 класс.
Рабочая программа по биологии 8 класс.
Рабочая программа по биологии 8 класс.
Рабочая программа по биологии 8 класс.
Рабочая программа по биологии 8 класс.
Рабочая программа по биологии 8 класс.
Рабочая программа по биологии 8 класс.
Рабочая программа по биологии 8 класс.
Рабочая программа по биологии 8 класс.
Рабочая программа по биологии 8 класс.
Рабочая программа по биологии 8 класс.
Рабочая программа по биологии 8 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.