Рабочая программа по биологии 8 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии 8 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
биология
8 кл
20.04.2018
Рабочая программа по биологии 8 класс
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по биологии (авторский коллектив:Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова) основного общего образования. В ней указаны цели и задачи обучения, планируемые результаты обучения, требования к уровню обучения. Программа содержит календарно-тематическое планирование, в котором указаны УУД.Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС на 2 часа в неделю.
рабочая программа по биологии 8 кл.doc
Обливский район  п. Каштановский Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каштановская средняя общеобразовательная школа»              Утверждаю           Директор                                                                                                         МБОУ «Каштановская СОШ»                                                    Приказ от ____________№  _____                                                            __________________ /Пузикова Т.В./ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии основное общее образование, 8 класс количество часов ­ 66 учитель: Сафронова Марина Вячеславовна, высшая квалификационная категория  Программа разработана на основе Федерального государственного  образовательного стандарта по биологии (авторский коллектив:Л.Н.  Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова) основного общего  образования   СОГЛАСОВАНО                                            СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического             Заместитель  директора по УВР: совета МБОУ «Каштановская СОШ»           / _________   /_______________  от ________2017г  №  ____                              __________________________   1 2017­2018 учебный год Раздел 1. Пояснительная записка Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. 1.   Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС ООО). 2.   Приказ Минобрнауки России  от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие   федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного общего образования» 3.   Примерная   основная   образовательная   программа   основного   общего   образования (одобрена федеральным учебно­методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).   для   4.   Сухорукова   Л.Н.   Биология.   Рабочие   программы.   Предметная   линия   учебников общеобразоват. «Сфера». учреждений/Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко.­М.: Просвещение,2011.­144с./  учителей     пособие   классы:   5­9 5.   Программы   для   общеобразовательных   учреждений.   Биология.   5­9   классы.   –   М.: Просвещение. 2011.  6.     Образовательная   программа   основного   общего   образования   МБОУ   «Каштановская СОШ»                                                             7.    Учебный план МБОУ «Каштановская СОШ» на 2017­2018 учебный год.         Место учебного предмета «Биология» в учебном плане        По годовому календарному графику школы на 2017 ­ 2018 учебный год для 8 класса предусмотрено 35 учебных недель, по учебному плану школы на 2017 ­ 2018 учебный год на изучение биологии отводится 2 ч в неделю, следовательно, рабочая программа должна быть спланирована на 70 ч в год.              В связи с тем, что 4 урока выпадают на нерабочие праздничные дни 23.02, 09.03, 02.05    и  09.05  ,    программа  будет   выполнена  в   полном  объеме   за  66  ч в   год  за  счет уменьшения часов по темам; «Системы жизнеобеспечения» с 31 часа до 28 часов,  «Связь организма с внешней средой. Сенсорные системы» с 9 часов до 5 часов.              Цели обучения:  ­   социализация  обучаемых   —   вхождение   в   мир   культуры   и   социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; ­   приобщение  к   познавательной   культуре   как   системе   познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.            Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: ­ ориентацию  в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе; ­   развитие  познавательных   мотивов,   направленных   на   получение   знаний   о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами   изучения   природы,   формированием   интеллектуальных   и практических умений; ­ информационной, ценностно­смысловой, коммуникативной;  ключевыми   компетентностями:   учебно­познавательной,   овладение 2 ­   формирование  у   обучающихся   познавательной   культуры,   осваиваемой   в процессе   познавательной   деятельности,   и   эстетической   культуры   как способности эмоционально­ценностного отношения к объектам живой природы. Задачи обучения:    овладение   умениями  ­  освоение   знаний  о   живой   природе   и   присущих   ей   закономерностях;   строении;   об открытиях   в   биологической   науке;   о   роли   биологической   науки   в   практической деятельности людей, методах познания живой природы;  ­ применять   биологические   знания   для   объяснения жизнедеятельности   собственного   организма;   использовать   информацию   о   современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими   приборами,   инструментами,   справочниками;   проводить   наблюдения   за состоянием собственного организма;  ­  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в ходе работы с различными источниками информации;  ­  воспитание позитивного  ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;  ­  использование   приобретенных   знаний   и   умений  в   повседневной   жизни,   заботы   о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа   жизни,   профилактики   заболеваний,   травматизма   и   стрессов,   вредных   привычек, ВИЧ­инфекции;  ­ усиление междисциплинарных связей в школьном образовании;  ­ пропедевтика понятий курса общей биологии;  ­  установление  гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле;  ­ развитие личности учащихся, стремление к участию в трудовой деятельности в области медицины.  Раздел 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета  Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся   к   саморазвитию   и   личностному   самоопределению,   сформированность   их мотивации   к   обучению   и   целенаправленной   познавательной   деятельности,   системы значимых   социальных   и   межличностных   отношений,   ценностно­   смысловых   установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание,   способность   ставить   цели   и   строить   жизненные   планы.   Основные личностные результаты обучения биологии: 1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение   гуманистических   и   традиционных   ценностей   многонационального   российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2.   формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и   способности обучающихся   к   саморазвитию   и   самообразованию   на   основе   мотивации   к   обучению   и познанию,   осознанному   выбору   и   построению   дальнейшей   индивидуальной   траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; 3 3. знание  основных  принципов и  правил  отношения  к живой  природе,  основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; 4.   сформированность   познавательных   интересов   и   мотивов,   направленных   на   изучение живой   природы;   интеллектуальных   умений   (доказывать,   строить   рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; 5. формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; 6.   формирование   уважительного   отношения   к   истории,   культуре,   национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия; 7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и   сообществах,   включая   взрослые   и   социальные   сообщества;   участие   в   школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом   региональных,   этнокультурных,   социальных,   экологических   и   экономических особенностей; 8.   развитие   морального   сознания   и   компетентности   в   решении   моральных   проблем   на основе   личностного   выбора,   формирование   нравственных   чувств   и   нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 9.   формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и   сотрудничестве   с учителями,   со   сверстниками,   старшими   и   младшими   в   процессе   образовательной, общественно   полезной,   учебно­исследовательской,   творческой   и   других   видов деятельности; 10.   формирование   ценности   здорового   и   безопасного   образа   жизни;   усвоение   правил индивидуального   и   коллективного   безопасного   поведения   в   чрезвычайных   ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех   её   проявлениях   и   необходимости   ответственного,   бережного   отношения   к окружающей среде и рационального природопользования; Метапредметные   результаты  обучения   в   основной   школе   состоят   из   освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования   и   осуществления   учебной   деятельности   и   организации   учебного сотрудничества   с   педагогами   и   сверстниками,   к   проектированию   и   построению индивидуальной образовательной траектории.  Основные метапредметные результаты обучения биологии:  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2.   овладение   составляющими   исследовательской   и   проектной   деятельности,   включая умения   видеть   проблему,   ставить   вопросы,   выдвигать   гипотезы,   давать   определения понятиям,   классифицировать,   наблюдать,   проводить   эксперименты,   делать   выводы   и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои 4 идеи; 3.   умение   работать   с   разными   источниками   биологической   информации:   находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно­популярной литературе,   биологических   словарях   и   справочниках),   анализировать   и   оценивать информацию; 4.   умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 5. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий  в рамках   предложенных   условий   и   требований,   корректировать   свои   действия   в соответствии с изменяющейся ситуацией; 6.   владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и   осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 7. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 8. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 9. умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,   сравнивать   разные   точки   зрения,   аргументировать   и   отстаивать   свою   точку зрения; 10. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты   на   основе   согласования   позиций   и   учёта   интересов;   формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно­ коммуникационных технологий (далее ИКТ­компетенции). Предметными   результатами  освоения   выпускниками   основной   школы   программы   по биологии являются: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: ­  выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека;   видов,   экосистем;   биосферы)   и   процессов   (обмен   веществ   и   превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция  жизнедеятельности  организма;   круговорот  веществ  и  превращение  энергии  в экосистемах); ­     приведение   доказательств   (аргументация)   родства   человека   с   млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; 5 соблюдения   мер   профилактики   заболеваний,   вызываемых   растениями,   животными, бактериями,   грибами   и   вирусами,   травматизма,   стрессов,   ВИЧ­инфекции,   вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; ­ классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; ­ объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости,   проявления   наследственных   заболеваний   у   человека,   видообразования   и приспособленности;   •   различение   на   таблицах   частей   и   органоидов   клетки,   органов   и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и   классов;   наиболее   распространенных   растений   и   домашних   животных;   съедобных   и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; ­ сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; ­     выявление   изменчивости   организмов;   приспособлений   организмов   к   среде   обитания; типов   взаимодействия   разных   видов   в   экосистеме;   взаимосвязей   между   особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; ­     овладение   методами   биологической   науки:   наблюдение   и   описание   биологических объектов   и   процессов;   постановка   биологических   экспериментов   и   объяснение   их результатов. 2. В ценностно­ориентационной сфере: ­  знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; ­ анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. 3. В сфере трудовой деятельности: • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;  соблюдение   правил   работы   с   биологическими   приборами   и   инструментами • (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). 4. В сфере физической деятельности: ­     освоение   приемов   оказания   первой   помощи   при   отравлении   ядовитыми   грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении   утопающего;   рациональной   организации   труда   иотдыха,   выращивания   и размножения   культурных   растений   и   домашних   животных,   ухода   за   ними;   проведения наблюдений за состоянием собственного организма. 5. В эстетической сфере: выявление эстетических достоинств объектов живой природы. В результате изучения курса «Биология. 8 класс» ученики 8 класса   научатся: 6 • характеризовать   особенности   строения   и   процессов   жизнедеятельности   организма человека, их практическую значимость; • применять методы  биологической  науки  при изучении организма  человека:  проводить наблюдения   за   состоянием   собственного   организма,   измерения,   ставить   несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты; • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма   человека:   приводить   доказательства   родства   человека   с   млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять   взаимосвязи   между   особенностями   строения   клеток,   тканей,   органов,   систем органов и их функциями; • ориентироваться   в   системе   познавательных   ценностей:   оценивать   информацию   об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека. Ученики  получат возможность научиться: • использовать   на   практике   приёмы   оказания   первой   помощи   при   простудных заболеваниях,   ожогах,   обморожениях,   травмах,   спасении   утопающего;   рациональной организации   труда   и   отдыха;   проведения   наблюдений   за   состоянием   собственного организма; • выделять эстетические достоинства человеческого тела; • реализовывать установки здорового образа жизни; • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей; • находить в учебной и научно­популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций; • анализировать   и   оценивать   целевые   и   смысловые   установки   в   своих   действиях   и поступках   по   отношению   к   здоровью   своему   и   окружающих;   последствия   влияния факторов риска на здоровье человека. Требования  к уровню подготовки обучающихся Требования   к   результатам   освоения   основных   образовательных   программ структурируется по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включает личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные   результаты   включают   готовность   и   способность   обучающихся   к саморазвитию   и   личностному   самоопределению,   сформированность   их   мотивации   к обучению   и   целенаправленной   познавательной   деятельности,   системы   значимых социальных и межличностных отношений. Основные личностные результаты обучения биологии:  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;   формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и   способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;   формирование   личностных   представлений   о   целостности   природы,   осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; 7  формирование   уважительного   отношения   к   истории,   культуре,   национальным особенностям; осознание   значения   семьи   в   жизни   человека   и   общества,   принятие   ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.   результаты   Метапредметные освоенных обучающимисямежпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике. Основные метапредметные результаты обучения биологии: обучения из   состоят       умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение работать с разными источниками биологической информации; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной  и познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые  средства  для дискуссии  и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.        Предметные результаты  обучения  включают  освоенные обучающимися  в ходе изучения учебного   предмета   умения,   специфические   для   данной   предметной   области,   виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета. Основные предметные результаты обучения биологии: усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития; приобретение опыта использования методов биологической науки;    формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем; освоение   приемов   оказания   первой   помощи,   рациональной   организации   труда   и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, уход за ними. Раздел 3. Содержание учебного предмета (66  часов) Тема 1. Введение (2 ч) Науки   об  организме   человека:   анатомия,   физиология,   гигиена,   медицина,   эмбриология, генетика, экология. Краткая история развития, предмет изучения и методы исследования. Знания о строении и жизнедеятельности организма человека – основа для сохранения его здоровья,  благополучия   окружающих  людей.  Роль  гигиены  и   санитарии  в  поддержании экологически чистой природной среды. Культура здоровья – основа полноценной жизни. Самонаблюдения: «Определение оптимального веса», «Исследование ногтей». Тема 2. Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья (7ч) Клетка   –   структурная   единица   организма   человека.   Основные   неорганические   и органические   вещества   клетки.   Органоиды   цитоплазмы   и   их   значение   в   обеспечении жизнедеятельности клетки. Ядро – хранитель наследственной информации, его основные компоненты.   Постоянство   числа   и   формы   хромосом   –   видовой   признак   организмов. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Соматические и половые клетки. Процессы, обеспечивающие   развитие   потомства   и   сохранение   вида:   деление   клеток,   образование гамет, оплодотворение.  Реализация   наследственной   информации   и   здоровье.   Гены   –   материальные   единицы наследственности, участки молекулы ДНК. Хромосомы – носители генов. Доминантные и рецессивные признаки человека. Генотип и фенотип. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Типы мутаций у человека. Хромосомные и генные болезни. Наследственная предрасположенность   к   определенным     Медико­генетическое консультирование, его значение. Роль генетических знаний в планировании семьи.  заболеваниям. 8 Здоровье человека и факторы окружающей природной и социальной среды. Образ жизни и  здоровье. Практическая работа №1 «Состав домашней аптечки» Тема 3. Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 ч) Организм   человека   как   сложная   биологическая   система:   взаимосвязь   клеток,   тканей, органов, систем органов в организме. Основные ткани организма человека: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная.  Строение   и   принципы   работы   нервной   системы.   Основные   механизмы   нервной   и гуморальной   регуляции.   Рефлекс.   Условные   и   безусловные   рефлексы,   их   значение. Внутренняя среда организма – основа его целостности.  Кровь, ее функции. Форменные элементы крови Свертывание крови, гемолиз, СОЭ. Группы крови,  их  наследуемость.   Резус­фактор  и  его особенности.  Влияние   факторов среды   и вредных   привычек   на   состав   и   функции   крови   (анемия,   лейкемия).   Регуляция кроветворения. Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Иммунитет. Виды иммунитета. Иммунология на службе здоровья. ВИЧ­инфекция, пути передачи, «группы риска». Профилактика СПИДа.  Лабораторная работа .№1 «Ткани организма человека»  Лабораторная работа №2 «Строение крови лягушки и человека» Практическая работа №3 «Изучение результатов анализа крови» Тема 4. Опорно­двигательная система. Физическое здоровье (7 ч) Основные   функции   опорно­двигательной   системы.   Кости   и   их   соединения   –   пассивная часть двигательного  аппарата. Типы  костей, их состав и строение. Соединение  костей. Скелет,   основные   отделы:   череп,   позвоночник,   скелет   свободных   конечностей   и   их функциональные особенности. Влияние наследственности, факторов среды и образа жизни на развитие скелета. Правильная осанка, ее значение для здоровья. Первая помощь при растяжении   связок,   вывихах   суставов,   переломах   костей.   Предупреждения   нарушения осанки и плоскостопия. Мышцы – активная часть двигательного аппарата. Типы мышц, их строение и функции. Мышечная   активность   и   ее   влияние   на   развитие   и   функции   других   органов.   Влияние наследственности и среды на развитие мышц. Регулярные физические упражнения – залог здоровья. «Накаченные» мышцы и здоровье. Лабораторная работа №3 «Химический состав костей»  Лабораторная Лабораторная работа №5 «Утомление мышц», Самонаблюдения:   «Определение   гибкости   позвоночника»,   «Оптимальные   условия   для отдыха мышц», «Выявление снабжения кровью работающих мышц», «Координация работы мышц», «Выявление плоскостопия». Тема   5.   Системы   жизнеобеспечения.   Формирование   культуры   здоровья.   (31   ч),   с изменениями 28 ч. Сердечно­сосудистая и лимфатическая системы. Система дыхания.  Основная   функция   сердечно­сосудистой   системы   –   обеспечение   движения   крови   по сосудам.  Сердце,  его  строение.  Роль  предсердий  и  желудочков.  Клапаны  сердца,  фазы сердечной   деятельности.   Проводящая   система   сердца.   Врожденные   и   приобретенные заболевания сердца. Кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги   кровообращения.   Движение   крови   по   сосудам.   Артериальное   давление   крови. Гипертония   и   гипотония.   Регуляция   работы   сердца   и   сосудов:   рефлекторная   и гуморальная.   Влияние   наследственности,   двигательной   активности,   факторов   среды   на сердечно­сосудистую   систему   человека.   Меры   профилактики   развития   сердечно­ сосудистых   заболеваний.   Первая   помощь   при   артериальных,   венозных,   капиллярных кровотечениях, как проявление заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.    функции «Строение суставов»   работа    №4     и 9 Лимфатическая система и ее компоненты: сосуды, капилляры и узлы. Лимфа, механизм образования и особенности движения.  Система дыхания. Основная функция: обеспечение поступления в организм кислорода и выведение   углекислого   газа.   Органы   дыхания:   воздухоносные   пути   и   легкие.   Строение органов дыхания в связи с выполняемой функцией. Этапы дыхания: внешнее, газообмен в легких,   газообмен   в   тканях,   окисление   в   клетках   (высвобождение   энергии   из   веществ, получаемых   с   пищей).   Дыхательные   объемы.   Дыхательные   движения   и   механизм вентиляции легких. Объем легочного воздуха, жизненная емкость легких и ее зависимость от   регулярных   занятий   физкультурой   и   спортом.   Регуляция   дыхания.   Функции дыхательного   центра   продолговатого   мозга.   Влияние   больших   полушарий   на   работу дыхательного   центра.   Защитные   рефлексы:   кашель   и   чихание.   Гуморальная   регуляция дыхания:   влияние   содержания   углекислого   газа   в   крови   на   дыхательный   центр. Дыхательная   гимнастика.   Болезни   органов   дыхания:   грипп,   туберкулез   легких. Закаливание   –   важное   условие   гигиены   органов   дыхания.   Флюорография   как   средство ранней   диагностики   легочных   заболеваний.   Значение   чистого   воздуха   для   здоровья человека. Вредное влияние никотина на органы дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания: инородные тела в дыхательных путях, утопление, удушение, заваливание землей. Искусственное дыхание.  Лабораторная работа №6 «Саморегуляция сердечной деятельности»  Лабораторная работа №7 «Функциональные возможности дыхательной системы» Практическая работа №2 «Приемы остановки артериального кровотечения».  Практическая работа №4 «Изучение аннотаций к лекарственным препаратам от кашля» Самонаблюдения: «Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа»  Обмен веществ, питание, выделение. Обмен   веществ.   Питание.   Органы   пищеварительной   системы.   Экологическая   чистота пищевых   продуктов   –   важный   фактор   здоровья.   Трансгенные   продукты.   Значение пищеварения.   Система   пищеварительных   органов.   Пищеварение   в   ротовой   полости. Строение   и   функции   зубов.   Здоровые   зубы   –   важное   звено   в   процессе   пищеварения. Пищевод,   желудок   и   особенности   их   строения.   Пищеварение   в   желудке:   отделение желудочного   сока,   механизм   возбуждения   желудочных   желез.   Переваривание   пищи   в тонком   кишечнике,   роль   двенадцатиперстной   кишки   в   процессе   переваривания   пищи. Всасывание. Роль толстого кишечника в пищеварении. Печень и поджелудочная железа и их   роль   в   пищеварении.   Барьерная   роль   печени   для   сохранения   здоровья.   Нервная   и гуморальная   регуляция   пищеварения.   Культура   питания.   Особенности   питания   детей   и подростков.   Опасные   заболевания   желудка,   кишечника,   печени,   желчного   пузыря. Воспаление аппендикса. Первая помощь при болях в животе, не вызванных отравлением. Белковый,   жировой,   углеводный,   солевой   и   водный   обмен   веществ.   Витамины: жирорастворимые   и   водорастворимые.   Источники   и   функции   основных   витаминов, необходимых человеку. Авитаминозы и меры их предупреждения. Правильная обработка пищи – залог сохранения в ней витаминов. Различные   пищевые   отравления,   вызванные   болезнетворными   бактериями,   ядовитыми грибами.   Первая   помощь   при   отравлениях.   Профилактика   инфекционных   желудочно­ кишечных заболеваний. Соблюдение правил хранения и использования пищевых продуктов – основа здорового образа жизни.  Система   выделения.   Основные   функции:   выведение   из   организма   продуктов   обмена веществ, избытка воды и солей, чужеродных и ядовитых веществ. Гомеостаз. Основные органы выделения: почки, кожа, легкие. Мочевыделительная система, строение, функции. Регуляция водно­солевого баланса. Значение воды и минеральных веществ для организма. Причины   заболеваний   почек   и   меры   их   профилактики.   Режим   питья.   Предупреждение водного  отравления.   Кожа,   строение,   барьерная  роль.   Внешний   вид   кожи   –  показатель здоровья.   Потовые   и   сальные   железы.   Участие   кожи   в   терморегуляции.   Тепловой   и 10 солнечный удары, меры их предупреждения. Ожог и обморожение кожи, признаки и меры профилактики.   Придатки   кожи:   волосы   и   ногти.   Наследуемость   цвета   кожи   и   волос. Косметические   средства.   Уход   за   кожей,   ногтями   и   волосами.   Чистая   кожа   –   основа здоровья. Чистота – основа красоты. Культура внешнего вида. Принципы хорошего тона в одежде.   Лабораторная работа №8 «Расщепление веществ в ротовой полости». Практическая работа № 5 «Составление суточного пищевого рациона» Практическая работа №6 «Определение качества пищевых продуктов» Практическая работа №7 «Измерение температуры тела»  Самонаблюдения:   «Определение   достаточности   питательных   веществ»,   «Температурная адаптация кожных рецепторов» Тема 6. Репродуктивная система и здоровье (3 ч) Половые   и   возрастные   особенности   человека.   Принципы   формирования   пола.   Роль биологических и социальных факторов в развитии человека.  Женская половая система и ее строение. Развитие яйцеклетки, менструальный цикл, роль яичников   и   матки.   Мужская   половая   система   и   ее   строение.   Сперматогенез   и   его особенности у человека. Оплодотворение, имплантация и ранние стадии эмбрионального развития. Внутриутробное развитие организма. Беременность и роды. Факторы, влияющие на   развитие   плода.   Искусственное   прерывание   беременности   и   его   последствия   для здоровья. Особенности развития детского и юношеского организмов. Половое созревание юношей   и   девушек.   Соблюдение   правил   личной   гигиены   –   залог   сохранения репродуктивного здоровья и здоровья будущего потомства. Биологическая и социальная зрелость.   Ранняя   половая   жизнь   и   ранние   браки.   Планирование   семьи,   средства контрацепции. Материнство.   Ответственность   мужчины   и   других   членов   семьи   за   здоровье   матери   и ребенка. Беременность и роды у несовершеннолетних, влияние на здоровье будущей матери и   ребенка.   Влияние   алкоголя,   никотина,   наркотиков   на   половую   сферу   молодого организма.   Понятие   о   венерических   заболеваниях,   последствия   для   здоровья,   их профилактика.   Значение   информированности,   высокого   уровня   культуры,   физических упражнений для сохранения репродуктивного здоровья. Тема 7. Системы регуляции жизнедеятельности (7 ч) Основные функции: регуляция деятельности органов и систем, обеспечение целостности организма и его связи с внешней средой. Нервная система – основа целостности организма, поддержания   здорового   состояния   всех   органов   и   тканей.   Понятие   о   рефлексе   и рефлекторной   дуге.   Условные   и   безусловные   рефлексы.   Процессы   возбуждения   и торможения, как необходимые условия регуляции. Отделы нервной системы: центральный, периферический, соматический, вегетативный.  Центральная и периферическая части нервной системы, строение и функции. Центральная нервная   система   (ЦНС):   отделы,   строение,   функции.   Спинной   мозг,   его   значение, рефлекторная и проводящая функции. Головной мозг, отделы: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний и промежуточный мозг, большие полушария, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий: двигательная, кожно­мышечная, зрительная,   слуховая,   обонятельная,   вкусовая.   Роль   лобных   долей   в   организации произвольных   действий.   Речевые   центры   коры.   Наследственные   и   приобретенные нарушения   функций   нервной   системы.   Соматический   и   вегетативный   отделы   нервной системы и их особенности. Эндокринная  система.   Основные   функции:  регуляция   роста,  развития,   обмена  веществ, обеспечение   целостности   организма.   Железы   внутренней   и   внешней   секреции   и   их особенности. Строение и функции желез внутренней секреции. Нервная регуляция работы желез  внутренней секреции.  Влияние  гормонов  на функции  нервной системы.  Различия 11 между нервной и эндокринной регуляцией. Болезни, вызываемые гипер­ и гипофункцией желез внутренней секреции и меры их предупреждения. Наследственные и приобретенные заболевания   эндокринной  системы.   Забота  о  состоянии   эндокринной  системы  –  основа здорового образа жизни.  Лабораторная работа №9 «Строение головного мозга человека» Тема 8. Связь организма с внешней средой. Сенсорные системы (5 ч) Основная   функция:   восприятие   и   анализ   раздражителей   внешней   и   внутренней   среды. Органы чувств, виды ощущений.  Анализаторы,  их роль в познании  окружающего мира. Орган   зрения,   строение   и   функции   глаза.   Зрительный   анализатор.   Роль   коры   больших полушарий   головного   мозга   в   распознавании   зрительных   образов.   Наследственные (дальтонизм,   близорукость)   и   приобретенные   заболевания   глаз.   Повреждения   глаз. Предупреждение   близорукости   и   дальнозоркости.   Гигиена   зрения.   Первая   помощь   при повреждении глаз. Орган слуха и слуховой анализатор. Строение и функции наружного, среднего   и   внутреннего   уха.   Роль   коры   больших   полушарий   в   распознавании   звуков. Центры речи. Отрицательные последствия влияния сильного шума на организм человека. Борьба с шумом. Болезни органов слуха, их предупреждение. Соблюдение правил гигиены органа слуха, забота о здоровье своем и окружающих – основа сохранения психического и физического здоровья молодого поколения. Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы   осязания,   обоняния,   вкуса,   их   анализаторы.   Роль   мышечного   чувства. Взаимодействие анализаторов. Лабораторная работа № 10 «Значение органов осязания» Самонаблюдения:   «Выявление   слепого   пятна   на   сетчатке   глаза»,   «Работа   хрусталика», «Влияние давления в ротовой и носовой полости на давление в среднем ухе» Всего – 66 часов. 12 13 № п/ п 1 2 Дата проведения Тема раздела, урока. Форма Основные виды учебной     Планируемый результат уроков план факт 01.09 06.09 Инструктаж по ТБ в  кабинете биологии.  Введение. Науки об  организме человека. Культура здоровья ­  основа полноценной  жизни. организации учебных занятий деятельности Тема 1. Введение.(2ч.) Урок изучения и первичного за­ крепления новых знаний Урок изучения и первичного  закрепления  новых знаний Ознакомление с  оборудованием, работа с  учебником, с инструкцией по  ТБ. Заполнение таблицы «Типы  здоровья», проведение  самонаблюдений:  «Определение оптимального  веса», «Исследование ногтей». Объяснять значение наук для  сохранения и поддержания здоровья  человека. Характеризовать основные методы  медицины. Описывать вклад ведущих  отечественных и зарубежных учёных в  развитии наук об организме человека,  медицины. Использовать различные источники  информации для подготовки и  презентации проектов о методах  современной медицины. Тема 2.  Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья (7ч) 3 08.09 Клетка – структурная  единица организма Урок изучения и первичного      закрепления  новых знаний Работа с текстом; работа с  рисунком на стр.8 ,  заполнение таблицы  «Строение и функции  животной клетки» Называть основные структурные  компоненты клетки. Описывать строение и функции  клеточных компонентов. Определять на таблицах, рисунках,  материалах электронного приложения  основные органоиды клетки. Объяснять взаимосвязь строения и  функций органоидов клетки, единство  химического состава живых  14 4 13.09 Соматические и половые клетки. Деление клеток  Урок изучения и  первичного     закрепления      новых знаний Работа  с текстом стр.6­7,  работа с рисунками стр. 9, 11 5 15.09 Наследственность и  здоровье. Урок   закрепле­ ния знаний Работа с текстом  и  рисунками; устные ответы на  вопросы. организмов. Формулировать выводы о  причинах сходства и различия клеток,  родстве живых организмов на  клеточном уровне. Характеризовать стадии митоза и  мейоза. Описывать основные процессы  протекающие на различных стадиях  деления соматических и половых клеток. Сравнивать половые и соматические  клетки, процессы митоза, мейоза и их  значение. Раскрывать биологический смысл      о основах  представление митоза и мейоза. Формировать материальных наследственности Характеризовать доминантные и  рецессивные признаки человека. Раскрывать характерные  закономерности наследования основных признаков человека. Объяснять связь генов и хромосом. Аргументировать представления о  наследственной информации как общем свойстве всех живых организмов. Находить необходимую информацию в  электронном приложении для  подготовки сообщения о доминантных  и рецессивных признаках. 15 6 20.09 Наследственная ненаследственная изменчивость   и  Лекция Работа с текстом  и  рисунками; устные ответы на  вопросы, заполнение схемы  «Виды изменчивости» стр.13 7 22.09 Наследственные  болезни. Медико­ генетическое  консультирование Урок   взаимного обучения Работа с текстом  стр.7 8 27.09 Факторы   окружающей среды и здоровье  Урок   решения практических задач Работа с текстом стр. 6,10,  выполнение практической  работы №1 «Состав домашней аптечки» Характеризовать виды изменчивости. Приводить примеры мутаций и  модификаций. Описывать основные методы изучения  изменчивости человека, значение  разных видов изменчивости. Объяснять причины наследственной и  ненаследственной изменчивости. Использовать  информационные ресурсы   для   подготовки   сообщения   о биологическом значении мутаций. Характеризовать основные  заболевания связанные с изменениями  генов, структуры  и числа хромосом у  человека. Описывать роль медико­генетического консультирования в диагностике  аномалий у человека. Развивать представления о  наследственной изменчивости. Объяснять наследственную  предрасположенность к отдельным  заболеваниям. Характеризовать методы  исследования наследственных  заболеваний Называть экологические факторы и  иллюстрировать их примерами. Классифицировать экологические  факторы, конкретизировать их  16 9 29.09 Образ жизни и здоровье Урок   решения практических задач Выступления с сообщениями,  выполнение проверочной  работы в тетради  экзаменаторе. примерами. Объяснять влияние состояния  природной среды на здоровье человека. Выполнять практическую работу. Называть основные условия, влияющие на здоровье человека, условия  здорового образа жизни. Объяснять и прогнозировать влияние  здорового и рискованного образа жизни  на состояние организма человека. Обосновывать необходимость  здорового образа жизни. Действовать  в   пользу   собственного здоровья   и   здоровья   окружающих   в ситуациях выбора и принятия решений Тема 3.  Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 ч) 10  04.10 Компоненты   организма человека  Урок первичного предъявления знаний Выполнение лабораторной  работы №1 «Ткани организма  человека» Характеризовать типы тканей  человека и иллюстрировать их  примерами. Различать и сравнивать ткани,  органы, системы органов, используя  различные ресурсы. Объяснять взаимосвязь строения и  функций тканей, органов и систем  органов. Определять ткани в процессе  лабораторной  работы. Соблюдать  правила   поведения   в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. 17 11 06.10 Строение   и   принципы работы нервной системы Комбинированн ый урок Работа с текстом стр.17 и  рисунками на стр. 18,  заполнение схемы «Нервная  система»  Характеризовать структурные  компоненты нейрона, части нервной  системы, отделы вегетативной нервной  системы. Описывать строение нервной клетки,  функции, выполняемые разными  частями  и отделами нервной системы. Сравнивать и различать части  нервной системы по расположению и  функциям. Обосновывать представления о  развитии нервной системы в онтогенезе. 12 11.10 Основные   механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция   Лекция Работа с рис., составление  рефлекторной дуги рефлекса. 18 13 13.10 Внутренняя среда организма. Состав крови   Комбинированн ый урок Работа с микроскопом, с  рисунками в учебнике. 14 18.10 Форменные   элементы крови. Кроветворение Комбинированн ый урок Выполнение лабораторной  работы №2 «Строение крови  лягушки и человека»,  практической работы №3  «Изучение результатов  анализа крови» Называть основные элементы  рефлекторной дуги, виды безусловных  и условных рефлексов. Приводить примеры биологически  активных веществ, осуществляющих  гуморальную регуляцию. Описывать вклад И.П. Павлова в  развитие отечественной науки. Сравнивать нервную и гуморальную  регуляцию. Использовать информационные  ресурсы для подготовки и презентации  учебного проекта о научной  деятельности Павлова. Называть компоненты внутренней  среды организма, форменные элементы  крови. Описывать химический состав плазмы, функции крови, значение внутренней  среды организма. Объяснять взаимосвязь формы и  строения эритроцитов с их функциями Называть основные форменные  элементы крови, кроветворные органы. Объяснять особенности строения  лейкоцитов и тромбоцитов в связи с  выполняемыми функциями, механизм  свертывания крови. Подготавливать материалы для  презентации доклада о вкладе И.И.  19 15 20.10 Иммунитет Комбинированн ый урок Работа с рис. стр.19, зад. 3  стр.22 16 25.10 Иммунология и здоровье Урок   решения практических задач Составление схем  переливания крови и видов  иммунитета, выполнение  проверочной работы в тетради экзаменаторе. Мечникова в развитие отечественной  науки.  Выполнять л/р, п/р. Фиксировать результаты наблюдений,  делать выводы. Характеризовать виды иммунитета,  влияющие на иммунитет факторы,  способы заражения ВИЧ. . Описывать характерные особенности  клеточного и гуморального механизмов  иммунитета, меры по профилактике  заражения ВИЧ. Проявлять отрицательное отношение к  рискованному образу жизни, чувство  толерантности по отношению к ВИЧ­ инфицированным людям. Находить необходимую информацию  по теме, используя дополнительные  информационные ресурсы. Характеризовать виды искусственного и естественного иммунитета. Описывать особенности переливания  крови, вклад учёных в развитие  иммунологии. Объяснять значение прививок для  профилактики инфекционных  заболеваний. Использовать информационные  ресурсы для подготовки сообщений по  теме урока. 20 17 27.10 Тема 4. Опорно­двигательная система.  Физическое здоровье (7 ч)   Значение опорно­ двигательной   системы. Состав   и   строение костей. Урок первичного предъявления знаний Биолог. диктант, сам. работа с текстом; выполнение  лабораторной работы №3  «Химический состав костей» 18 01.11 Общее строение скелета. Осевой скелет Комбинированн ый урок Проведение самонаблюдения  «Определение гибкости  позвоночника». Называть части опорно­двигательной  системы, структурные компоненты  костей, их виды. Объяснять причины роста костей,  взаимосвязь между особенностями  строения, химического состава костей и их функциями. Выполнять Л/р. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Отрабатывать навыки ведения  эксперимента.  Использовать информационные  ресурсы, для подготовки доклада о  вкладе Н.И. Пирогова в развитии  отечественной науки. Характеризовать части скелета  человека и входящие в их состав кости,  отделы позвоночника. Описывать особенности соединения  костей черепа и позвоночника человека. Сравнивать скелет человека и  млекопитающих животных. Объяснять взаимосвязь строения  костей с  их функциями. Проводить самонаблюдение. Использовать информационные  ресурсы, для подготовки сообщения о  результатах самонаблюдения. 21 19 15.11 Добавочный Соединение костей   скелет. Комбинированн ый урок Выполнение лабораторной   работы №4 «Строение и  функции суставов» и ее  анализ. 20 17.11   Мышечная система. Строение   и   функции мышц Лекция 21 22.11 Основные скелетных мышц   группы Урок   решения практических задач Работа с рисунками учебника, выполнение лабораторной  работы №5 «Утомление  мышц», проведение  самонаблюдения  «Оптимальные условия для  отдыха мышц», «Выявление  снабжения кровью  работающих мышц». Сам. раб. с учебником;  обсуждение ответов на  вопросы; выполнение  самонаблюдения  «Координация работы мышц» Характеризовать компоненты  добавочного скелета, виды соединения  костей. Описывать особенности строения  поясов конечностей, свободных  конечностей. Объяснять взаимосвязь между типами  соединения костей и выполняемыми  функциями. Выполнятьл\р. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Отрабатывать навыки  ведения эксперимента.  Соблюдать правила поведения в  кабинете. Называть структурные компоненты  мышц, виды мышц. Объяснять механизм регуляции  деятельности мышц, необходимость  динамических нагрузок. Обосновывать роль соблюдения  правил гигиены физического труда в  жизни человека. Называть основные группы мышц,  описывать их работу. Сравнивать и различать основные  группы скелетных мышц. Объяснять взаимосвязь между  строением мышц и выполняемыми  22 22 24.11 23  29.11 Осанка.   Первая   помощь при травмах скелета Урок   решения практических задач Выполнение самонаблюдения  «Выявление плоскостопия». функциями, механизмы регуляции  работы скелетных мышц.  Находить и систематизировать  информацию о роли физических  нагрузок в укреплении организма Называть условия формирования  правильной осанки. Объяснять причины нарушения осанки  и плоскостопия. Описывать основные травмы скелета. Оказывать доврачебную помощь при  переломах, вывихах, растяжениях. Контрольная работа № 1 «Опорно­двигательная система. здоровье»   Физическое Урок ­ контроль Выполнение тестовой работы. Характеризовать компоненты опорно­ двигательной системы, части скелета,  группы мышц. Распознавать части скелета, группы  мышц,  типы соединения костей на  таблицах, моделях. Описывать функции опорно­ двигательной системы в целом и её  компонентов. Объяснять значение двигательной  активности, сбалансированного питания для роста и развития опорно­ двигательного аппарата. Оценивать состояние осанки, выявлять плоскостопие на основе результатов  самонаблюдения. Оказывать первую доврачебную  помощь при травмах скелета. 23 24 01.12   Строение   сердечно­ сосудистой системы Урок первичного предъявления знаний Работа с текстом 1 стр. 39,  работа с рис.1 на стр.51 Тема 5. Системы жизнеобеспечения ( 28 ч). 25 06.12 Работа сердца Комбинированн ый урок Выполнение лабораторной  работы №6 «Саморегуляция  сердечной деятельности» 26 08.12   Движение   крови   по сосудам Комбинированн ый урок Проведение самонаблюдения  «Скорость движения крови в  капиллярах ногтевого ложа» Называть структурные компоненты  сердца, виды сосудов. Сравнивать и описывать движение  крови по большому и малому кругу  кровообращения. Объяснять взаимосвязь строения  стенок артерий, вен, капилляров с  выполняемыми функциями. Использовать информационные  ресурсы. Называть фазы сердечного цикла. Объяснять механизм протекания  сердечного цикла, явление автоматии  сердца. Работать с различными источниками  информации. Выполнять л\р.   наблюдений, делать выводы. Фиксировать   результаты Называть показатели скорости  кровотока в разных сосудах, основные  заболевания сердечнососудистой  системы. Описывать особенности движения  крови по артериям, венам, капиллярам. Характеризовать меры профилактики  сердечнососудистых заболеваний. Уметь подсчитывать пульс, измерять  артериальное давление. 24 27 13.12   кровообращения Регуляция Комбинированн ый урок Заполнение таблицы стр.52 с  использованием текста  учебника 28 15.12 Первая   помощь   при обмороках и кровотечениях   Урок   решения практических задач Выполнение практической  работы №2 «Приемы  остановки артериального  кровотечения». 29 20.12 Лимфатическая система Урок первичного предъявления знаний Работа с текстом, оформление таблицы зад.5 стр.40 Соблюдать гигиенические правила,  направленные на предупреждение  сердечнососудистых заболеваний. Описывать механизмы нервной и  гуморальной регуляции  кровообращение. Объяснять приспособительные  особенности работы сердца в различных экологических условиях, последствия  влияния алкоголя, никотина. Обосновывать  необходимость ведения здорового образа жизни. Описывать кровотечения разных  видов. Объяснять причины обмороков,  кровотечений. Определять виды кровотечений по  таблицам, рисункам, материалам  электронного приложения. Применять знания и опыт при оказании первой помощи при обмороках,  повреждениях сосудов. Выполнятьп\р. Называть структурные компоненты  лимфатической системы. Описывать и объяснять роль  лимфатической системы в организме, её связь с формированием иммунитета,  особенности движения лимфы по  25 30 22.12 Строение   и   функции органов дыхания Урок первичного предъявления знаний Заполнение таблицы зад.4  стр.52 31 27.12 Этапы Легочные объемы   дыхания. Комбинированн ый урок Работа с текстом 29 , работа с терминами и определениями 32 29.12 Регуляция дыхания Комбинированн ый урок Выполнение лабораторной  работы №7 «Функциональные  возможности дыхательной  системы» 33 12.01 Инструктаж   по   ТБ   в кабинете биологии.   Урок   решения практических Выполнение практической  работы №4 «Изучение  лимфатическим сосудам. Сравнивать состав лимфы, плазмы и  их значение. Называть органы дыхания,  выполняемые ими функции. Объяснять взаимосвязь строения и  функций органов дыхания, роль  дыхания в процессе обмена веществ. Распознавать  органы   дыхательной системы   на  таблицах,   иллюстративном материале   учебника,   электронного приложения. Описывать, сравнивать, объяснять  механизмы вдоха и выдоха. Определять легочные объёмы,  жизненную ёмкость лёгких. Использовать  ресурсы. Описывать и объяснять механизмы  нервной и гуморальной регуляции  дыхания, роль кашля и чихания как  защитных рефлексов. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Описывать и применять  действия для оказания первой  доврачебной помощи при кровотечениях;  приемы остановки носового  кровотечения; правила применения жгута Называть основные источники  загрязнения воздуха, наиболее опасные  информационные 26 Гигиена органов дыхания. Первая помощь при   нарушениях дыхания задач аннотаций к лекарственным  препаратам от кашля» болезни дыхательной системы. Объяснять необходимость  проветривания помещений, последствия загрязнения воздуха для организма  человека. Владеть основными приёмами оказания первой помощи при нарушениях  дыхания. Прогнозировать последствия курения  для функционирования органов  дыхания. Изучать аннотации к лекарственным  препаратам от кашля входе выполнения п/р.                                                 Называть этапы дыхания.   Устанавливать  взаимосвязь между  строением органов дыхания и  функциями. 34 17.01 35 19.01 Контрольная работа № 2 по темам «Сердечнососудистая система»   и   «Органы дыхания» Обмен Питание. Пищеварение веществ.     Урок ­ контроль Выполнение тестовой работы. Углубить знания о газообмене в легких  и тканях, о связи кровеносной и  дыхательной систем. Урок первичного предъявления знаний Работа с учебником и  раздаточным материалом. Называть этапы пищеварения, обмена  веществ. Описывать и объяснять  процессы, протекающие в ходе обмена  веществ, связь белкового, углеводного,  жирового  обменов, роль ферментов в  реакциях обмена. Прогнозировать последствия  27 36 24.01 Органы пищеварительной системы Комбинированн ый урок Заполнение таблицы. 37 26.01 Пищеварение   в   ротовой полости Комбинированн ый урок Выполнение лабораторной  работы №8 «Расщепление  веществ в ротовой полости». 38 31.01 Пищеварение   в   желудке и   двенадцатиперстной кишке Урок   взаимного обучения Работа с текстом учебника,  выполнение заданий в  тренажере. 39  02.02 Пищеварение   кишечнике. роль печени   в   Барьерная Комбинированн ый урок Работа с текстом учебника,  выполнение заданий в  тренажере. дефицита белков в пище для здоровья  человека. Характеризовать органы  пищеварительной системы, железы,  участвующие, в пищеварении. Распознавать органы пищеварения на  таблицах, рисунках. Объяснять  взаимосвязь   строения   и функций   органов   пищеварительной системы. Называть и описывать виды зубов,  функции, выполняемые резцами,  клыками, коренными зубами. Объяснять особенности пищеварения в полости рта, необходимость  соблюдения правил личной гигиены. Называть основные компоненты  желудочного и поджелудочного сока,  желчи. Объяснять  процесс   пищеварения   в желудке,   двенадцати   пёрстной   кишке, роль рвотного рефлекса для организма, необходимость   употребления   свежей, качественной пищи, сбалансированного питания, соблюдение правил гигиены во время приёма пищи. Называть отделы кишечника,  симптомы аппендицита. Объяснять особенности пищеварения в тонком и толстом  кишечнике,  28 40 07.02 Регуляция пищеварения Лекция Работа с рисунками учебника. Называть и описывать  основные  барьерную роль печени, взаимосвязь  строения и функций стенки тонкого  кишечника. Прогнозировать  последствия нарушения   бактериальной   флоры кишечника,   несоблюдения   правил гигиены органов пищеварения. 41 09.02 Белковый,   жировой, углеводный,   солевой   и водный обмен Урок первичного предъявления знаний 42 14.02 Витамины и их значение для организма Урок   решения практических задач Выполнение теста;  заслушивание сообщений  учащихся. методы исследования пищеварительной  системы. Объяснять механизмы нервной и  гуморальной регуляции процессов  пищеварения. Прогнозировать  влияние культуры  питания, положительного  эмоционального состояния на процесс  пищеварения. Работа с рисунками учебника. Называть продукты, содержащие  необходимые для организма человека  вещества. Объяснять роль белков, жиров,  углеводов, воды и минеральных солей в  обмене веществ. Прогнозировать последствия  нарушения полноценного,  сбалансированного питания для  организма. Называть группы витаминов, продукты в которых они содержатся. Описывать значение конкретных  29 43 16.02 44 21.02   Культура питания. Особенности   питания детей и подростков Урок   решения практических задач Пищевые   отравления   и их предупреждение  Урок   решения практических задач Выполнение практической  работы № 5 «Составление  суточного пищевого рациона», проведение самонаблюдения  «Определение достаточности  питательных веществ» Выполнение практической  работы №6 «Определение  качества пищевых продуктов» 45 28.02 Контрольная работа №3 по теме «Пищеварительная система»   Урок ­ контроль Выполнение тестовой работы. витаминов, для нормального роста и  развития организма, симптомы гипо и  авитаминоза. Называть среднесуточные  энергетические затраты, правила  питания детей и подростков. Описывать и составлять суточный  рацион питания. Называть и описывать основные виды пищевых отравлений, симптомы и меры  по их профилактики. Оказывать первую помощь при  пищевых отравлениях. Объяснять необходимость гигиены и  правил приготовления пищи для  профилактики желудочно­кишечных  заболеваний. Выполнять л\р .Фиксировать результаты  наблюдений, делать выводы. Распознавать органы пищеварения на  таблицах, рисунках и других средствах  обучения. Объяснять взаимосвязь органов  пищеварения и пищеварительных желёз, последовательность процессов  пищеварения. Применять знания о строении и  функциях пищеварительной системы,  30 46 02.03 Общая   характеристика выделительной   системы. Мочевыделительная система. Строение почек Урок первичного предъявления знаний Составление схемы  строения  мочевыделительной  системы. 47 07.03 Мочеобразование   и   его регуляция Комбинированн ый урок Работа с текстом и рисунками учебника стр.102­103. 48 14.03 Строение   и   функции кожи Урок первичного предъявления знаний Сам. работа с учебником и  заполнение таблицы  «Строение и функции кожи» гигиены и культуре питания в  ситуациях повседневной жизни. Оказывать первую помощь при  пищевых отравлениях Характеризовать и описывать органы  выделительной и мочевыделительной   систем, структурные компоненты  почек. Распознавать органы выделения на  таблицах, используя различные  ресурсы. Объяснять взаимосвязь строения и  функции почек. Описывать фазы мочеобразования,  сравнивать состав плазмы крови,  первичной и вторичной мочи. Объяснять механизмы регуляции  мочеобразования, правила гигиены  мочевыделительной системы. Прогнозировать  последствия   влияния различных факторов на функции почек. Называть и описывать основные  компоненты кожи. Объяснять взаимосвязь строения кожи  с выполняемыми  функциями , правила  гигиены при уходе за кожей, волосами,  ногтями. Использовать информационные  ресурсы для подготовки и презентации  учебных проектов о культуре ухода за  31 49 16.03 Культура   ухода   кожей. Болезни кожи за Урок   решения практических задач Выполнение теста «Строение  и функции кожи»; сам. работа с учебником – оформление  таблицы «Гигиена кожи, ее  производных и одежды». 50 21.03 51 30.03 Роль   кожи   в   регуляции температуры тела. Закаливание.   Урок   решения практических задач Выполнение практической  работы №7 «Измерение  температуры тела»,  проведение самонаблюдения  «Температурная адаптация  кожных рецепторов» Контрольная работа № 4 по теме «Выделительная система. Кожа» Урок ­ контроль Выполнение разноуровневых  тестов. кожей, волосами, ногтями,  подростковой  моде. Обосновывать с анатомо­ физиологической точки зрения правила  гигиены кожи.  Применять в повседневной жизни  гигиенические требования к одежде и  обуви, правила ухода за волосами,  ногтями. Устанавливать причины кожных  заболеваний. Прогнозировать  последствия нарушения   норм   и   правил   личной гигиены. Объяснять роль кожи в обеспечении  терморегуляции организма. Аргументировать значение  закаливания для физического здоровья. Оказывать первую помощь при  основных повреждения кожи. Распознавать органы выделения и  компоненты кожи на таблицах,  используя различные ресурсы. Объяснять строение и функции  органов выделительной системы,  процессы образования мочи, регуляции  мочеобразования, правила гигиены  мочевыделительной системы. Обосновывать роль кожи в  теплорегуляции. Устанавливать  32 52 04.04 53 06.04 54 11.04 Тема 6.  Репродуктивная система и здоровье (3 ч) Строение   и   функции репродуктивной системы Развитие Рождение   ребенка. Урок первичного предъявления знаний Комбинированн ый урок Репродуктивное здоровье Комбинированн ый урок Работа с текстом и рисунками в тетради тренажере. Составление цепочки событий развития зародыша,  Заполнение таблицы  «Периоды развития ребенка» Работа с текстом учебника  стр.116­117 55 13.04 Центральная   нервная система. Спинной мозг Урок  первичного  предъявления  знаний Составление схемы «Строение ЦНС». Тема 7. Системы регуляции жизнедеятельности (7 ч) причины кожных заболеваний. Описывать основные периоды  эмбрионального развития человека. Называть компоненты мужской и  женской половой систем человека и  выполняемые ими функции. Описывать процессы овуляции,  менструации и поллюции, этапы  эмбрионального развития человека. Использовать  любые   источники информации для подготовки сообщений о репродуктивном здоровье. Описывать основные этапы  внутриутробного развития человека. Прогнозировать последствия  прерывания беременности,  венерических заболеваний для здоровья человека. Формировать культуру поведения с  представителями другого пола,  обосновывать гендерные роли. Называть и описывать структурные  компоненты спинного мозга, его  функции. Устанавливать взаимосвязь строения и функций спинного мозга. Прогнозировать последствия травм  33 56 18.04 Головной мозг: задний и средний мозг  Лекция Заполнение таблицы  «Строение и функции  головного мозга» 57 20.04 Промежуточный   мозг. Конечный мозг Лекция Выполнение лабораторной  работы №9 «Строение  головного мозга человека» 58  25.04 Соматический и вегетативный   отделы нервной системы   Комбинированн ый урок Работа с текстом, составление к нему вопросов. позвоночника и спинного мозга. Подготовить проект о достижениях  медицины в области изучения спинного  мозга. Называть отделы головного мозга. Обосновывать функции изучаемых  отделов. Распознавать отделы  головного мозга на таблицах, рисунках,  материалах электронного приложения. Устанавливать взаимосвязь строения и функций заднего и переднего отделов  головного мозга. Называть функции  отделов  головного мозга. Распознавать отделы головного мозга  на таблицах, рисунках, материалах  электронного приложения. Сравнивать отделы мозга у человека и  млекопитающих, делать выводы о  причинах сходства и различия. Выполнять л\р Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Выявлять особенности работы  соматического и вегетативного нервных отделов. Сравнивать функции симпатической и  парасимпатической систем. Делать   выводы  о   значении   связей отделов   нервной   системы   для 34 59 27.04 Эндокринная   система. Гуморальная регуляция 60 04.05 Строение   и   функции желез внутренней секреции   61 11.05  Контрольная работа №5 «Системы   регуляции жизнедеятельности» Урок первичного предъявления знаний Урок   взаимного обучения Работа с текстом и рисунками учебника зад.7 стр.65 обеспечения целостности организма. Называть железы внутренней секреции и железы смешанной секреции. Объяснять работу желёз внутренней  секреции. Прогнозировать последствия  нарушения деятельности желёз  внутренней секреции. Сравнивать  анализировать механизмы   нервной   и   гуморальной регуляции. Устанавливать особенности строения  и основные функции желёз внутренней  секреции. Объяснять причины и прогнозировать  последствия изменения функции желёз  внутренней секреции. Обосновывать связь нервной системы  с железами внутренней секреции. Урок ­ контроль Выполнение тестовой работы. Приводить примеры врожденных и  Работа с текстом и рисунками учебника зад.5 стр.62, зад.3  стр.67 и   приобретенных программ поведения.  Характеризовать формы поведения  человека. Тема 8. Связь организма с внешней средой. Сенсорные системы (5 ч) 62 16.05 Органы   Анализаторы чувств. Урок первичного предъявления знаний Работа с текстом и рисунками учебника. Называть органы чувств, отделы  анализаторов. Объяснять основной механизм работы  анализаторов. Сравнивать понятия органы чувств,  анализаторы. 35 63 18.05 Зрительный анализатор  Комбинированн ый урок Проведение самонаблюдения  «Выявление слепого пятна на  сетчатке глаза», «Работа  хрусталика» 64 23.05 65 25.05 Слуховой   вестибулярный анализаторы    и Комбинированны й урок Проведение самонаблюдения  «Влияние давления в ротовой  и носовой полости на  давление в среднем ухе»  Обонятельный, вкусовой, двигательный анализаторы    кожный   и Комбинированны й урок Выполнение лабораторной  работы № 10 «Значение  органов осязания» 66 30.05 Гигиена органов чувств Урок   решения практических задач Проведение самонаблюдения  «Определение своей слуховой  чувствительности» Оценивать роль органов  чувств как  связующего звена между организмом и  внутренней средой. Называть компоненты органа зрения,  зрительного анализатора. Объяснять механизм работы  зрительного анализатора, процесс  аккомодации, значение органа зрения. Соблюдать  гигиенические   правила   и нормы,   направленные   на   сохранение зрения. Называть отделы органа слуха. Описывать и сравнивать механизмы  работы слухового и вестибулярного  анализаторов. Обосновывать правила гигиены слуха. Проводить самонаблюдение. Обобщать результаты, делать выводы Называть органы мышечного и  кожного чувства, обоняния, вкуса. Объяснять механизм работы вкусового ,кожного и двигательного анализаторов. Устанавливать взаимосвязи действия  различных анализаторов. Характеризовать органы чувств во  взаимосвязи с окружающей средой. Называть основные заболевания  органов слуха и зрения. Выполнять правила гигиены органов  слуха и зрения. 36 Объяснять необходимость соблюдения основных правил гигиены органов  чувств для организма. Оказывать травмах органа зрения.  первую   помощь   при Изменения, внесенные в рабочую программу. 37 38

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2018