Основной целью программы по биологии в 9 классе является изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:
• сообщение учащимся элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека;
• знакомство с условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной работе организма;
• приобретение знаний о необходимости правильного питания, соблюдения требований гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью приносят курение, употребление спиртных напитков, токсикомания и наркомания.
9-б.doc
Пояснительная записка к рабочей программе
1. Нормативноправовая база.
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативноправовых документов:
Положения о рабочей программе педагога;
учебного плана «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат г.Кольчугино» на 20172018 учебный год;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 59 классы, под ред. В.В.Воронковой. М.: «Владос»,
2011;
2. Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 68 часов
Режим занятий: 2 часа в неделю
Формы контроля: итоговая контрольная работа, текущий контроль, тесты.
3. Основные цели и задачи предмета.
Основными целями изучения биологии в коррекционной школе являются:
освоить знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых
организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания
живой природы;
2
овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности
собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за биологическими
объектами и состоянием собственного организма;
воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуру
поведения в природе;
применять знания и умения в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни:
выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки
последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения
правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных
привычек, ВИЧинфекции.
Курс «Биология» состоит из четырех разделов: «Неживая природа» (6 класс), «Растения. Бактерии.Грибы» (7 класс), «Животные» (8 класс),
«Человек» (9 класс).
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение
экскурсий. Все это дает возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а
также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Содержание тем учебного курса
Основной целью программы по биологии в 9 классе является изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой
природе, об организме человека и охране его здоровья.
Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:
сообщение учащимся элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека;
знакомство с условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной работе организма;
3
приобретение знаний о необходимости правильного питания, соблюдения требований гигиены, как уберечь себя от заразных болезней;
какой вред здоровью приносят курение, употребление спиртных напитков, токсикомания и наркомания.
Программа 6 класса по биологии призвана дать обучающимся основные знания по неживой природе; сформировать представления о мире,
который окружает человека.
В процессе знакомства с неживой природой у обучающихся развивается наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать
простейшие причинноследственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязь
человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
№ п/п
Тема
Колво часов
№ уроков
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Введение.
Общий обзор организма человека.
Опорнодвигательная система.
Кровь и кровообращение.
Дыхательная система.
Пищеварительная система.
Мочевыделительная система.
Кожа
Нервная система.
Органы чувств.
1
23
416
1724
2529
3042
4345
4651
5258
5965
1
2
13
8
5
13
3
6
7
7
4 №
урока
Введение (1 ч.)
Учебнотематический план
«Человек», 9б класс
Тема урока
Колво
часов
Дата план
Дата факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Место человека среди млекопитающих в живой природе.
Общий обзор организма человека (2 ч.)
Строение клеток и тканей человека.
Органы и системы органов человека.
Опорнодвигательная система. (13ч.)
Скелет человека. Его значение. Основные части скелета.
Состав и строение костей
Соединение костей.
Скелет головы.
Скелет туловища.
Скелет конечностей.
Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах
костей.
Значение и строение мышц.
Основные группы мышц человеческого тела.
Работа мышц. Физическое утомление.
Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
06.09.17
07.09.17
13.09.17
14.09.17
20.09.17
21.09.17
27.09.17
28.09.17
04.10.17
05.10.17
11.10.17
12.10.17
18.10.17
19.10.17
5 мышц.
Предупреждение развития плоскостопия.
Проверочная работа по теме: «Опорнодвигательная система».
Кровь и кровообращение ( 8ч.)
Значение крови и кровообращения.
Состав крови.
Органы кровообращения. Сосуды.
Органы кровообращения. Сердце и его работа.
Большой и малый круги кровообращения.
Предупреждение сердечнососудистых заболеваний
Первая помощь при кровотечениях.
Проверочная работа по теме: «Кровь и кровообращение».
Дыхательная система(5 ч.)
Значение дыхания. Органы дыхания. Голосовой аппарат.
Газообмен в легких и тканях
Гигиена органов дыхания.
Болезни органов дыхания и их предупреждение.
Проверочная работа по теме: «Дыхание».
Пищеварительная система.(13ч)
Значение пищеварения. Пищевые продукты.
Питательные вещества.
Витамины.
Органы пищеварения.
Пищеварение в ротовой полости. Зубы.
Пищеварение в желудке
Пищеварение в кишечнике. Печень.
Гигиена питания.
Уход за зубами и ротовой полостью.
Предупреждение желудочно – кишечных заболеваний.
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25.10.17
26.10.17
08.11.17
09.11.17
15.11.17
16.11.17
22.11.17
23.11.17
29.11.17
30.11.17
06.12.17
07.12.17
13.12.17
14.12.17
20.12.17
21.12.17
27.12.17
11.01.18
17.01.18
18.01.18
24.01.18
25.01.18
31.01.18
01.02.18
07.02.18 40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
Предупреждение инфекционных заболеваний и глистных заражений.
Пищевые отравления.
Проверочная работа по теме: «Пищеварение».
Мочевыделительная система (3ч)
Почки – органы выделения.
Предупреждение почечных заболеваний.
Проверочная работа по теме «Мочевыделительная система»
Кожа (6ч)
Кожа человека и ее роль в жизни человека.
Уход за кожей.
Волосы и ногти.
Закаливание организма.
Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и
обморожении.
Проверочная работа по теме: «Кожа».
Нервная система (7ч)
Головной и спинной мозг.
Нервы.
Значение нервной системы.
Режим дня. Гигиена труда.
Сон и его значение.
Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина.
Проверочная работа по теме «Нервная система»
Органы чувств (7ч)
Значение органов чувств.
Орган зрения.
Гигиена органа зрения.
Органы слуха.
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
08.02.18
14.02.18
15.02.18
21.02.18
22.02.18
28.02.18
01.03.18
07.03.18
14.03.18
15.03.18
21.03.18
22.03.18
04.04.18
05.04.18
11.04.18
12.04.18
18.04.18
19.04.18
25.04.18
26.04.18
03.05.18
10.05.18
16.05.18 63
64
65
Гигиена слуха.
Органы обоняния и вкуса.
Проверочная работа по теме «Органы чувств»
1
1
1
17.05.18
23.05.18
24.05.18
№
Тема
Опорнодвигательная система
Кровь и кровообращение
Дыхательная система
Пищеварительная система
п/п
1
2
3
4
5 Мочевыделительная система
6
7
8
Кожа
Нервная система
Органы чувств
Контрольноизмерительные материалы
9 класс
Вид контр.измер.
материала
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
Тестовая работа
№
урока
16
24
29
42
45
51
58
65
Учащиеся 9 класса должны знать:
8
названия, строение и расположение основных органов организма человека;
элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
влияние физических нагрузок на организм;
вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
основные санитарно – гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и
укрепления своего здоровья;
соблюдать санитарно гигиенические правила.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
элементарного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
адаптации к условиям проживания на своей территории;
сохранения окружающей среды и социальноответственного поведения в ней.
Учебнометодическое обеспечение
Метод пособия (для учителя)
9 Григорьева Е.В. Природа родного края. Методические рекомендации для учителей начальных классов. – Челябинск, 1997.
Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Животные. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Неживая природа. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д,
2001.
Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Растения. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Человек. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
Тюмасева З.И, Гуськова Е.В. Окружающий мир региональные особенности, уральский вариант. Учебное пособие для
общеобразовательных учебных заведений. – Челябинск: Взгляд, 2005.
Челябинская область. Краткий справочник. Авторысоставители М.С.Гитис, А.П.Моисеев – Челябинск: АБРИС, 2006.
Южноуральская панорама событий и достижений. Книга для чтения по краеведению: учеб. пособие/ А.П. Моисеев, А.В. Драгунов, М.С.
Гитис. Выпуск 1. – Челябинск: АБРИС, 2006.
Учебнодидактический материал (для учащихся)
1. Соломина Е.Н., Шевырева Т.В. Биология. Человек. 9 класс. Рабочая тетрадь для учащихся
спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2010.
2. Соломина Е.Н., Шевырева Т.В. Биология. Человек. 9 класс: : учебник для спец.(коррекц.)
образоват. учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2011.
Оборудование и приборы
10 Печатные пособия:
Кабанов А.Н., Беляев В.А. Таблицы по анатомии, физиологии и гигиене человека. Учебнонаглядное пособие для средней
школы. М.: Просвещение, 1977.
Приборы для проведения демонстраций и практических занятий:
Набор хим. посуды и принадлежностей по биологии (КДОБУ).
Лупа ручная.
Микроскоп.
Гербарии:
Деревья и кустарники.
Дикорастущие растения.
Коллекции:
Вредители леса.
Вредители огорода.
Вредители поля.
Вредители сада.
Горные породы и минералы.
Известняки.
Каменный уголь и продукты его переработки.
Коллекция семян к гербарию начальной школы.
Лен.
Металлы.
11 Минеральные удобрения.
Набор удобрений (ч.1, 2).
Нефть и продукты ее переработки.
Образцы бумаги и картона.
Образцы коры и древесины (ч.1,2).
Основные виды промышленного сырья (ч. 2, 3, 5, 6).
Раздаточный материал к коллекции горных пород и минералов (ч.1,2).
Семена важнейших культурных растений.
Строительные материалы.
Торф.
Хлопок.
Шелк.
Шерсть.
Муляжи:
Набор «Томаты. Разнообразие сортов».
Набор муляжей корнеплодов.
Набор муляжей корнеплодов и плодов.
Набор муляжей овощей.
Набор муляжей плодовых тел съедобных и ядовитых грибов (ч.1,2,3,4).
Набор муляжей фруктов.
12 Скелеты:
Скелет человека на штативе (85 см).
Скелет кошки.
Скелет лягушки.
Скелет рыбы.
Модели:
Барельефная модель «Почка человека. Фронтальный разрез».
Глаз (разборная).
Сердце (разборная).
13
Рабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа по биологии 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.