Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по биологии 2004 г; примерной программы для основного общего образования Сборник нормативных документов Биология М., «Дрофа», 2008г; обязательного минимума содержания по биологии для основной общеобразовательной школы и требований к уровню подготовки выпускников, Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника 5-11 классы Москва «Дрофа» 2011год: учебный план школы на 2016-2017 учебный год и положение о рабочей программе разработанное в 2015-2016 учебном году.Рабочая программа рассчитана на базовый уровень, в процессе изучения начального курса биологии формируются базовые знания и умения, необходимые учащимся в изучении дальнейших курсов биологии, происходит становление устойчивого интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенции это вторая ступень. Согласно действующему Базисному учебному плану и Примерной программе на изучение биологии в классе выделено 70 часов (2 часа в неделю). В ней предусмотрено проведение 3 контрольных (входная за 1 полугодие и итоговая), 4 лабораторных работ и 6 зачётные работы.
рабочая программа по биологии 9 класс.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Зеленополянская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_______________
Протокол № _____
от «___»___________2016г
«Согласовано»
Организатор УМР
МКОУ СОШ
___________ Почтаева Л.В.
«___»____________ 2016г
«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ
______________Юшкова Л.Ф.
Приказ № ____
от «____» ______________2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
биология
(70 часов)
9 класс.
(базовый уровень)
Составитель учитель биологии Ермолова Е.А.
с. Зеленая Поляна 20162017 учебный год.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по биологии 2004 г; примерной программы для
основного общего образования Сборник нормативных документов Биология М., «Дрофа», 2008г; обязательного минимума содержания по биологии
для основной общеобразовательной школы и требований к уровню подготовки выпускников, Федерального компонента образовательного стандарта
основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством
В.В. Пасечника 511 классы Москва «Дрофа» 2011год: учебный план школы на 20162017 учебный год и положение о рабочей программе
разработанное в 20152016 учебном году.
Рабочая программа рассчитана на базовый уровень, в процессе изучения начального курса биологии формируются базовые знания и умения,
необходимые учащимся в изучении дальнейших курсов биологии, происходит становление устойчивого интереса к предмету, закладываются основы
жизненно важных компетенции это вторая ступень. Согласно действующему Базисному учебному плану и Примерной программе на изучение
биологии в классе выделено 70 часов (2 часа в неделю). В ней предусмотрено проведение 3 контрольных (входная за 1 полугодие и итоговая), 4
лабораторных работ и 6 зачётные работы.
Биология как учебный предмет неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из
важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования,
обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного
мировоззрения и ценностных ориентации.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии
жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при
рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека
за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию
всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их
использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового,
санитарногигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает
чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с
деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя
и последующих поколений людей.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
человеке как биосоцнальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного
организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с
биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного
организма, биологические эксперименты:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами,
биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в
природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном
здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде,
собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни,
профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧинфекцин.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
1. Показать школьникам биологию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
2. Приобщить к терминологическому языку биологии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях,
происходящих в окружающем ребенка мире;
3. Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе.
4. Приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями: применять биологические знания для объяснения
процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного
здоровья, охраны окружающей среды; воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности;
5. А самое главное показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий
на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются:
распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу
связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными
особенностями развития учащихся.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы
программы общеобразовательной школы для 1011 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе,
однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени
отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 1011 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в
отношении проверяемых видов деятельности.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на
самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и
использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной
работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.
В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9
класс. – М.: Дрофа, 2010. – 96 с.
В тетрадь (при наличии) включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные
главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи,
требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.
В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам. Для приобретения практических умений и навыков и повышения
уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные / практические работы, предусмотренные авторской программой. Нумерация
лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных / практических работ, представленном в авторской программе.
Все лабораторные / практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Лабораторные
работы, обозначенных в программе, не требует специальных учебных часов, так как они выполняются в ходе урока при изучении новой темы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: А.А. Коменский. Е.А. Крпксунов. В.В. Пасечник «Введение в общую биологию
и экологию. Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа. 2010. Программа рассчитана на 1 год. По содержанию
Рабочая программа соответствует Примерной программе. Логика и структура рабочей программы не нарушена. Тематическое планирование
составлено со структурой учебника. Планируемые результаты
В результате изучения биологии учащиеся должны
Называть:
общие признаки живого организма;
основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;
подцарств, типов и классов животных;
причины и результаты эволюции.
Приводить примеры:
усложнения растений и животных в процессе эволюции;
природных и искусственных сообществ;
изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
наиболее распространенных видов и сортов растений, пород животных.
Характеризовать:
строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека, лишайники как комплексного
организма;
обмен веществ и превращение энергии;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
вирусы как неклеточные формы жизни;
среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
искусственные сообщества, роль человека в продуктивности
искусственных сообществ.
Обосновывать:
взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние
алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.
Распознавать:
организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных,человека;
наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов,
съедобные и ядовитые грибы.
Сравнивать:
строение и функции клеток растений и животных;
организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы;
семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы.
Применять знания:
о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики
травм, заболеваний;
о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и
заболеваний;
о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов.
Делать выводы:
о клеточном строении организмов всех царств живой природы;
о родстве и единстве органического мира;
об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.
Наблюдать:
сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение, домашних и сельскохозяйственных животных;
результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов.
Соблюдать правила:
приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды
обитания под влиянием деятельности человека;
проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;
бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
Результаты освоения курса биологии.
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими
индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
предмета.
Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь :
личностных результатов:
•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
•формирование ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
•сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить
рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; •формирование личностных представлений о ценности
природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
•формирование уважительного отношения к национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной,
учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование экологической куль туры и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
•осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни
Метапредметными результатами являются:
•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; •умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте
учебника научно
популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и
отстаивать свою точку зрения;
•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
•формирование и развитие ИКТкомпетенции
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
•усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития
•формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости;
овладение понятийным аппаратом биологии; •приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных
биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
•формирование основ экологической грамотности:
способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости
действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных; •объяснение роли биологии в практической
деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
•овладение методами биологической науки; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов; •формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости
рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
Разделы и темы курса
Введение
Раздел 1. Уровни организации живой
природы
Тема 1.1. Молекулярный уровень
Тема 1.2. Клеточный уровень
Тема 1.3. Организменный уровень
Тема 1.4. Популяционновидовой уровень
Тема 1.5. Экосистемный уровень
Содержание программы
Учебнотематический план
Авторская программ В.В. Пасечника/
рабочая программа
Лабораторные работы/ экскурсии
2/2 ч
54 /54ч
10/10 ч
15/15 ч
14/14 ч
3/3 ч
8/8 ч
3/1
1/
1/
1/
/1 Тема 1.6. Биосферный уровень
Раздел 2. Эволюция.
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни
на Земле
Итого:
4/4ч
7/7ч
7/7 ч
70/70 часов
/1
1/1
4/3
Лабораторная работа
Л.Р. №1. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Л.Р. №2. Выявление изменчивости организмов.
Л.Р. №3. Изучение морфологического критерия вида.
Л.Р. №4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
В ходе реализации рабочей программы используются:
Типы уроков, применяемые в 9классе:
уроки формирования новых знаний;
комбинированные уроки;
уроки контроля; уроки обобщения и коррекции ЗУН;
уроки – игра, соревнования;
уроки – зачеты; урок закрепления изученного материала;
уроки – практикумы.
Формы контроля: текущий, промежуточный: самоконтроль, взаимоконтроль, итоговый. Срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные
работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов,
моделирование процессов и объектов). Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений, навыков в 9 классе выступают письменный
опрос (тесты с использованием дифференцированных заданий, лабораторные работы) и устный (индивидуальная и фронтальная беседа). Формы учебной
деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы
работы: объяснительно – иллюстративный, эвристический (словесно наглядно практический), исследовательский.
Технологии используемые на уроках:
проблемное обучение: создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности по их
разрешению;
исследовательские методы в обучении: возможность самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в проблему и предполагать пути
ее решений;
проектные методы обучения: дает возможность развивать индивидуальные творческие способности;
разноуровневое обучение;
лекционносеминарскозачетная система;
игровые методы: ролевые, деловые и другие виды обучающих игр
обучение в сотрудничестве: командная, групповая работа;
здоровьесберегающие технологии: использование данной технологии позволяет равномерно распределять различные виды заданий, чередовать
мыслительную и физическую деятельность;
технология критического мышления.
Технология системнодеятельностный подход.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ (9 класс, 70 часов)
№
а
к
о
р
у
1 (1)
ч
и
л
о
К
о
в
т
1
с
е
Тема урока
Биология – наука о жизни.
Тип урока
Введение (2 часа)
Вводный
2 (2)
1
Методы исследования в биологии. Сущность
жизни и свойства живого.
Комбин.
Раздел 1. Уровни организации живой природы (54 часа)
Элементы содержания
биофизика,
генетика,
биохимия,
Биология,
радиобиология.
микробиология,
Научное исследование,
научный факт,
наблюдение, гипотеза, эксперимент, закон,
теория.
Жизнь, обмен веществ; процессы синтеза и
распада, «открытая система»; размножение,
наследственность, изменчивость.
Формы
контроля ЗУН
учащихся
фронтальная
фронтальная Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)
1 (3)
1
Уровни организации живой природы.
Молекулярный уровень: общая характеристика.
2 (4)
1
Углеводы
3 (5)
4 (6)
1
1
Липиды
Состав и строение белков
5 (7)
1
Функции белков
6 (8)
1
Нуклеиновые кислоты
Урок
усвоения
новых
знаний
Комбин.
Комбин.
Комбин.
Комбин.
Комбин.
1
1
1
1
7 (9)
8 (10)
9 (11)
10
(12)
АТФ и другие органические соединения клетки
Комбин.
Биологические катализаторы.
Вирусы.
Контрольнообобщающий
теме6
«Молекулярный уровень организации живой
по
Комбин.
Комбин.
Урок
обобщение
запасающая,
полисахариды,
или сахариды.
Органические
клеточный,
Биологическая система, уровни организации:
молекулярный,
организменный,
экосистемный,
популяционновидовой,
биосферный.
вещества,
биополимеры, мономеры.
Моносахариды,
Углеводы,
дисахариды,
рибоза,
дезоксирибоза, глюкоза, фруктоза, галактоза,
сахароза, мальтоза, лактоза, крахмал, гликоген,
хитин.
Липиды, жиры, гормоны. Функции липидов:
энергетическая,
защитная,
строительная, регуляторная.
Белки, или протеины. Простые и сложные
белки. Аминокислоты, полипептид. Первичная,
вторичная,
третичная и четвертичная
структуры белков.
Функции белков: строительная, двигательная,
транспортная, защитная, регуляторная,
сигнальная,энергетическая, каталитическая.
Гормон, фермент.
Нуклеиновая кислота. ДНК, РНК. Азотистые
основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин,
урацил. Транспортная РНК, рибосомная РНК,
информационная РНК. Нуклеотид, двойная
спираль.
АТФ, АДФ, АМФ. Макроэргическая связь.
Витамины
и
водорастворимые.
Катализатор, фермент, кофермент. Активный
центр фермента.
Вирусы, капсид.
Вирусы, капсид.
жирорастворимые
фронтальная
текущая
письменная
фронтальная
письменная
текущая
письменная
письменная
фронтальная
письменная природы»
Тема 1.2. Клеточный уровень (15 часов)
1 (13)
1
Основные положения клеточной теории.
2 (14)
1
3 (15)
1
Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана
Л. р. №1 «Рассматривание клеток растений,
животных под микроскопом»
Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.
4 (16)
1
Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс
Гольджи
Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.
Клеточный центр.
Клеточные включения.
Органоиды движения.
Различия в строении клеток эукариот и
прокариот.
Комбин.
5 (17)
6 (18)
7 (19)
8 (20)
1
1
1
1
9 (21)
1
Энергетический обмен в клетке.
Урок
изучения
новых
знаний
Урок
практикум
Комбин.
Урок
усвоения
новых
знаний
Комбин.
Комбин.
Урок
усвоения
новых
знаний
Комбин.
Микроскоп. Клеточная теория. Ядро.
фронтальная
Цитоплазма,
Фагоцитоз, пиноцитоз.
ядро,
органоиды,
мембрана.
письменная
Прокариоты, эукариоты, хроматин, ядрышки.
Хромосомы, кариотип. Соматические клетки,
диплоидный набор, гомологичные хромосомы.
Гаплоидный набор хромосом,
гаметы.
Анаэробы. Споры.
Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс
Гольджи.
хлоропласты,
веретено деления.
Лизосомы, митохондрии, кристы. Пластиды:
лейкопласты,
хромопласты.
Граны.
Клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки,
Реснички,
центриоли,
жгутики.
Клеточные
включения.
Автотрофы,
фототрофы,
хемотрофы. Сапрофиты, паразиты. Голозойное
питание.
Ассимиляция,
Синтез белка. Фотосинтез.
Базальное тельце.
диссимиляция,
гетеротрофы,
Энергетический обмен в клетке.
АТФ.
Макроэргическая связь. Неполное кислородное
глюкозы.
ферментативное
расщепление
письменная
текущая
письменная
фронтальная
письменная
текущая
фронтальная
Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм
метаболизм. 1
1
1
1
1
1
10
(22)
11
(23)
12
(24)
13
(25)
14
(26)
15
(27)
Типы питания клетки
Фотосинтез и хемосинтез
Урок
усвоения
новых
знаний
Комбин.
Синтез белков в клетке. Генетический код.
Транскрипция.
Синтез белков в клетке. Транспортные РНК.
Трансляция.
Делении клетки (митоз, мейоз).
Комбин.
Комбин.
Комбин.
Контрольнообобщающий по теме: « Клеточный
уровень организации живой природы»
Комбин.
Световая фаза фотосинтеза, темновая фаза
Фотолиз воды.
фотосинтеза.
Хемосинтез,
хемотрофы.
Нитрифицирующие бактерии,
серобактерии.
Ген. Генетический код. Триплет. Кодон.
Транскрипция. Антикодон.
Трансляция. Полисома.
анафаза,
метафаза,
Митоз. Жизненный цикл клетки. Интерфаза,
телофаза.
профаза,
Редупликация,
центромеры,
веретено деления.
Мейоз: мейоз 1 и мейоз 11. Конъюгация.
Неправильные тельца.
хроматиды,
Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов)
1 (28)
1
Размножение организмов. Оплодотворение.
Урок
усвоения
новых
знаний
2 (29)
1
Развитие половых клетк. Мейоз. Оплодотворение. Комбин.
3 (30)
4 (31)
1
1
Индивидуальное развитие организмов. Биогенный
закон
Комбин.
Закономерности наследования признаков,
установленных Г. Менделем. Моногибридное
Урок
усвоения
Зигота.
споры,
Бесполое размножение. Почкование, деление
вегетативное размножение.
тела,
Оплодотворение.
Наружное
оплодотворение, внутреннее оплодотворение.
Двойное оплодотворение у покрытосеменных.
Эндосперм.
Гаметы. Гермафродиты. Семенники, яичники,
Период
сперматозоиды,
размножения.
Период
созревания.
Онтогенез и его периоды. Прямое развитее,
непрямое развитие.
Закон зародышевого
сходства. Биогенетический закон. Филогенез.
Закономерности наследования признаков,
установленные Г. Менделем. Моногибридное
Период роста.
яйцеклетки.
Гликолиз.
Полное кислородное расщепление глюкозы.
Клеточное дыхание.
письменная
письменная
текущая
письменная
письменная
письменная
письменная
текущая
фронтальная
текущая скрещивание.
5 (32)
1
Закон чистоты гамет. Цитологические основы
закономерностей
при
моногибридном скрещивании
наследования
6 (33)
1
Неполное доминирование.
скрещивание.
Анализирующее
новых
знаний
Урок
усвоения
новых
знаний
Комбин.
Комбин.
Комбин.
скрещивание.
Гибридологический метод.
Доминантные и рецессивные признаки.
Расщепление. Закон чистоты гамет.
Неполное доминирование. Генотип и фенотип.
Анализирующее скрещивание.
письменная
Дигибридное скрещивание. Закон независимого
наследования признаков. Решетка Пеннета.
Сцепленное наследование признаков. Закон Т.
Локус
Моргана.
гена.
Перекрест.
Взаимодействие генов.
Кодоминирование.
Эпистаз.
Генетика пола.
Сцепленное с полом
наследование. Аутосомы, половые хромосомы.
Гомогаметный и гетерогаметный пол.
Модификационная изменчивость.
реакции.
Норма
и
Генные,
мутации.
изменчивость.
геномные
Мутационная
хромосомные
Полиплоидия. Мутагенные вещества.
Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова.
Центры многообразия и происхождения
культурных растений. Закон гомологических
рядов наследственной изменчивости.
Основные методы селекции растений, животных
и микроорганизмов.
Виды отбора. Биотехнология.
письменная
фронтальная
текущая
письменная
фронтальная
письменная
текущая
письменная
1
1
1
1
1
1
1
1
7 (34)
8 (35)
9 (36)
10
(37)
11
(38)
12
(39)
13
(40)
14
(41)
Дигибридное скрещивание.
Сцепленное наследование признаков. Закон Т.
Моргана.
Генетика пола.
наследование.
Сцепленное с полом
Комбин.
Модификационная изменчивость.
Мутационная изменчивость.
Л.р. №2 «Выявление изменчивости организмов»
Урок
усвоения
новых
знаний
Урок
практикум
Основы селекции. Работы Н. И. Вавилов.
Комбин.
Основные методы селекции растений, животных и
микроорганизмов
Контрольнообобщающий
«организменный уровень
природы»
теме:
организации живой
по
Комбин.
Урок
обобщение 1
Вид. Критерии вида.
Л. р. №3 «Изучение морфологического критерия
вида».
Тема 1.4. Популяционновидовой уровень (3 часа)
Урок
1 (42)
усвоения
новых
знаний с
элементами
практикума
Комбин.
Популяции.
2 (43)
1
3 (44)
1
Экология как наука. Экологические факторы.
Комбин.
вида:
морфологический,
Критерии
генетический,
физиологический,
экологический, географический, исторический.
Ареал.
группа,
Популяция,
Биотические сообщества. Экология.
Систематика. Двойное названии е видов.
Экология как наука и экологические факторы.
самопроизводство.
Фронтальная
письменная
текущая
письменная
Тема 1.5. Экосистемный уровень (8 часов)
1 (45)
1
Сообщество. Экосистема. Биоценоз .
Урок
усвоения
новых
знаний
Комбин.
Комбин.
Комбин.
Биотическое сообщество,
Экосистема, биогеоценоз. Биосфера.
или биоценоз.
фронтальная
и пространственная
Видовое разнообразие, видовой состав.
Морфологическая
структура сообщества.
Трофическая структура сообщества. Потоки
вещества и энергии в экосистеме. Пирамида
численности и биомассы.
Саморазвитие экосистемы.
Продуктивность
первичная и вторичная продукция. Дыхание
Саморазвитие
Первичная и вторичная сукцессия
Равновесие.
экосистемы.
сообщества.
Чистая,
текущая
письменная
письменная
письменная
письменная
фронтальная
письменная
2 (46)
3 (47)
4 (48)
5 (49)
6 (50)
7 (51)
8 (52)
1
1
1
1
1
1
1
1 (53)
1
Состав и структура сообщества
Потоки вещества и энергии в экосистеме
Саморазвитие экосистемы.
Экскурсия в биогеоценоз
Изучение и описание экосистем своей местности
Комбин.
Комбин.
Выявление типов взаимодействия разных видов в
конкретной экосистеме
Контрольнообобщающий
«Экосистемный уровень»
теме:
по
Комбин.
Урокзачёт
Биосфера.
моделейаппликаций «Биосфера и человек».
Среда жизни.
Демонстрация
2 (54)
1
Круговорот веществ в биосфере.
Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа)
Урок
усвоения
новых
знаний
Комбин.
Водная среда, наземновоздушная среда, почва.
Организмы как среда обитания.
фронтальная
Средоообразующая деятельность организмов.
текущая 3 (55)
4 (56)
1
1
Антропогенное воздействие на биосферу.
Контрольнообобщающий по теме: «Биосферный
уровень»
Комбин.
Урок
обобщение
Биогеохимический
(питательные) вещества. Микроэлементы.
цикл.
Биогенные
Понятие экологического кризиса. Примеры.
текущая
письменная
Раздел 2. Эволюция (7 часов)
Развитие эволюционного учения. Изменчивость.
Естественный отбор. Искусственный отбор.
Борьба за существование.
фронтальная
1 (57)
1
Развитие эволюционного учения
2 (58)
1
Изменчивость организмов.
Урок
усвоения
новых
знаний
Комбин.
3 (59)
4 (60)
5 (61)
6 (62)
7 (63)
1
1
1
1
1
Борьба за существование, Естественный отбор.
Комбин.
Видообразование.
Комбин.
Макроэволюция.
Образование видов – микроэволюция.
Контрольнообобщающий по теме: «Основы
учения об эволюции»
Комбин.
Комбин.
Урок
обобщение
Изменчивость организмов: ненаследственная и
наследственная. Генофонд, генотип, фенотип.
Генетическое равновесие в популяциях и его
нарушения.
Борьба за существование и естественный отбор.
Приспособленность.
естественного
Формы
стабилизирующий, движущий.
Изолирующие механизмы. Видообразование.
Полиплоидия.
отбора:
Филогенетические
ряды.
закономерности эволюции.
конвергенция,
ароморфоз. Идиоадаптация, дегенерация.
Основные
Параллелизм,
гомология,
дивергенция,
текущая
письменная
письменная
фронтальная
текущая
текущая
письменная
фронтальная
текущая
Письменная
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни (7 часов)
1 (64)
1
Гипотезы возникновения жизни.
2 (65)
3 (66)
1
1
Развитие представлений о возникновении жизни.
Современное состояние проблемы.
Гипотеза ОпаринаХолдейна.
Урок
усвоения
новых
знаний
Комбин.
Урок
усвоения
зарождение,
Гипотезы возникновения жизни: креационизм,
самопроизвольное
гипотеза
стационарного состояния, гипотеза панспермии,
гипотеза биохимической эволюции.
Развитие представлений о происхождении
жизни.
ОпаринаХолдейна.
Современные гипотезы происхождения жизни.
Гипотеза
Основные этапы развития жизни на Земле. Эра .
4 (67)
5 (68)
6 (69)
7 (70)
1
1
1
1
Основные этапы развития жизни на Земле.
Развитие жизни на архее, протерозое.
Развитие жизни в палеозое.
Развитие жизни в мезозое и кайнозое.
Л. р. №4 «Изучение палеонтологических
доказательств эволюции»
древней жизни. Развитие жизни в протерозое и
палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие
жизни в кайнозое.
Эволюция биосферы.
письменная
письменная
Палеонтологические доказательства эволюции.
новых
знаний
Урок
экскурсия
(онлайн)
Урок
усвоения
новых
знаний с
элементами
практикума
Лабораторная работа №1
Тема: Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом
Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных
организмов, сравнивать их между собой.
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, дрожжи, культура сенной
палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.
Ход работы
1.Приготовьте микропрепараты кожицы лука, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток
многоклеточного организма.
2.Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.
Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые, в световой
микроскоп, организмы.
3.Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток?
Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений?
Лабораторная работа № 2
Тема: Выявление изменчивости организмов.
Цель работы: ознакомимся с закономерностями модификационной изменчивости,
методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой. Оборудование: листья дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), линейка, карандаш.
Для выполнения работы целесообразно разделить учащихся на группы по нескольку человек с таким расчётом, чтобы каждая группа делала
работу на разном материале. Каждую группу необходимо обеспечить достаточным количеством материала для исследования (от 50 до 100
образцов).
Ход работы.
1. Измерьте при помощи линейки длину листовых пластинок.
Результат занесите в таблицу:
Номер листовой пластинки
Длина листовой пластинки
2. Постройте вариационный ряд, расположив листья в порядке возрастания длины листовой пластины.
3. Постройте вариационную кривую. Для этого необходимо посчитать число отдельных вариант в вариационном ряду. Мы увидим, что чаще всего
встречаются средние члены вариационного ряда, а к обоим концам ряда частота встречаемости будет снижаться. На оси абсцисс откладываем
значения отдельных величин – длину листовой пластинки, а по оси ординат – значение, соответствующие частоте встречаемости данной длинны
листовой пластинки.
4. Какими причинами вызвано такое распределение вариант в вариационном ряду?
5. Сделать общее заключение о характере кодификационных изменений и о зависимости пределов модификационной изменчивости от важности
данного признака в жизнедеятельности организмов.
Лабораторная работа №3
Тема: Изучение морфологического критерия вида
Цель:
1. Научиться выявлять морфологические признаки растения;
2. Научиться сравнивать морфологические признаки растений разных видов;
3. Обосновать значение признаков растений для изучения понятия морфологического критерия вида.
Оборудование: гербарий растений разных видов – клевер белый, клевер розовый, клевер красный, клевер пашенный, лапчатка серебристая, лапчатка
прямостоячая, зверобой продырявленный, зверобой, полынь горькая, полынь обыкновенная, боярышник колючий, боярышник кровавокрасный и др.
Ход работы. I.
Теоретическая часть.
Четкое понимание сущности вида, как основной единицы эволюции необходимо для выяснения механизмов эволюционного процесса.
Вид – совокупность родственных организмов, обладающих сходными морфологическими, биохимическими признаками, занимающих общий ареал,
свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство. Виды отличаются друг от друга многими признаками. Основные
признаки и свойства называются критериями вида. Их несколько:
а) генетический – особи одного вида свободно скрещиваются и дают плодовитое потомство;
б) морфологический – основан на характеристике признаков внешнего и внутреннего строения;
в) физиологический – основан на сходстве всех процессов жизнедеятельности;
г) биохимический – сходство биологических процессов;
д) экологогеографический – виды занимают в природе определенный ареал – экологическую нишу;
е) этологический –особенности поведения.
II.
Практическая часть.
1. Рассмотрите растения двух видов одного рода, охарактеризуйте особенности внешнего строения основных органов растения (корень, стебель,
листья, цветки, плоды, семена).
2. Дайте морфологическую характеристику изучаемых видов.
3. Результаты исследований занесите в таблицу:
Признаки
Названия изучаемых видов
Сравнение признаков
1. Стебель:
– высота
– форма
– тип стебля
2. Тип корневой системы:
3. Лист:
– форма листовой пластинки
– желкование
сходство
различия – окраска
– простой или сложный
– листорасположение
4. Цветок:
– формула
– описание
5. Плод:
– сочный или сухой
– одно или многосемянный
– способ распространения
– название плода
6. Семена:
– форма
– величина
– окраска
– количество
4. На основе анализа своей работы ответьте на вопросы:
– Почему возможны ошибки при установлении видовой принадлежности только по одному из критериев, например морфологическому?
– Существуют ли трудности в определении вида растения, найденного в природе?
– Для всех ли видов организмов характерен морфологический критерий? Ответ обоснуйте.
5. Сделайте вывод.
Практическая работа № 4
Тема: Изучение палеонтологических доказательств эволюции
Цели: .
1) Доказывать эволюционную теорию методом палеонтологии;
2) Научиться работать с останками животных (мамонта);
Оборудование: объемная таблица «Отпечаток археоптерикса на камне», таблицы рептилий, птиц, кости мамонта. Ход работы
Теоретическая часть
Палеонтология – это наука об ископаемых остатках животных и растений. Среди объектов интереса палеонтологии целые организмы (вмёрзшие в
лёд, «мумифицированные» в смоле или асфальте), захороненные в песке и глинах скелетные структуры (кости, раковины и зубы), окаменелости (ткани
организма заменяются кремнезёмом, карбонатом кальция или другими веществами), отпечатки и следы, копролиты (экскременты животных). Ранее
считалось, что древние окаменелости – остатки драконов, гидр и прочих мифических существ; теперь учёные уверены, что эти кости принадлежат
вымершим, но тем не менее реально существовавшим животным.
Несмотря на то, что с палеонтологическими находками согласуются геофизические данные и экологические соображения, одной только
палеонтологии для обоснования эволюционной теории недостаточно. Этому препятствует, прежде всего, недоказуемость происхождения одних форм
организмов от других, и отсутствие непрерывности в палеонтологической летописи. Впрочем, учёные готовы объяснить «недостающие звенья» тем,
что далеко не все организмы погибают в условиях, благоприятных для сохранности их остатков, тем, что мёртвые организмы быстро разлагаются либо
поедаются падальщиками и, наконец, тем, что не все ещё остатки найдены. Процесс образования ископаемых остатков.
Рисунок 4
В ряде случаев удаётся найти живущие поныне «недостающие звенья» в летописи природы. Так, в XX веке было обнаружено промежуточное звено
между рыбами и земноводными – кистепёрая рыба латимерия. Ещё один пример – онихофоры, промежуточная форма между кольчатыми червями и
членистоногими.
1. Перечислите основные сходства и различия птиц с пресмыкающимися.
Практическая часть
Сходства:
роговые образования на поверхности кожи;
сухая кожа, почти лишённая желёз;
схожесть строения скелета;
два круга кровообращения;
органы слуха представлены внутренним и средним ухом;
наличие клоаки;
внутреннее оплодотворение;
размножение яйцами и сходство в строении яйца;
сходство эмбрионального развития.
Различия:
передняя конечность превратилась в крыло; полёт стал основным способом передвижения птиц;
у птиц высокая и постоянная температура тела, не зависящая от внешней среды; рептилии в холодное время года впадают в спячку;
четырёхкамерное сердце, в котором происходит полное разделение артериальной крови и венозной;
срастание многих костей у птиц; наличие цевки;
наличие воздушных мешков у птиц;
более высокий уровень развития центральной нервной системы у птиц;
построение птицами гнёзд, высиживание яиц и выкармливание птенцов.
Рассмотрите кости мамонта и определите их принадлежность к млекопитающим животным
«Рассмотрено»
Руководитель РМО
__Козлова Л.В.___
от «____» ____________ 2016г. Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии
по УМК В.В. Пасечник shkola33.tagilhost.su›content/files/biol/rp_bio…
Критерии оценивания письменных работ по биологии в форме ЕГЭ 511 класс
Часть 1 (А)
За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.
Часть 2 (В)
Правильно выполненные задания В1–В8 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов –
допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.
Часть 3 (С)
но содержит негрубые биологические ошибки – 1(2) балла.
Если ответ включает все элементы и не содержит биологических ошибок – 2(3) балла.
Если ответ включает 1 (2) из названных элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2(3) названных выше элемента,
Если ответа нет или ответ содержит грубые биологические ошибки – 0 баллов
шкала перевода баллов работы по биологии в форме ЕГЭ в пятибалльную систему оценивания:
0 34 баллов отметка "2"
35 54 баллов отметка "3"
55 71 баллов отметка "4"
72 100 баллов отметка "5"
90 – 100% правильно выполненной работы – оценка «5»
70 – 89% правильно выполненной работы – оценка «4»
45 – 69% правильно выполненной работы – оценка «3»
20 – 44% правильно выполненной работы – оценка «2»
0 – 19% правильно выполненной работы – оценка «1»
ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученной теории
материал изложен в определенной логической последовательности
ответ самостоятельный
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученной теории
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 23 несущественные ошибки, исправленные по требованию
учителя
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный, по наводящим вопросам учителя
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учеником основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые ученик не
может исправить при наводящих вопросах учителя
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ (развернутый ответ на вопрос)
Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка
Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более 2х несущественных ошибок
Отметка «3»: работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом дветри несущественные
Отметка «2»: работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок
Выполнение тестовых заданий.
Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно.
Оптимально на одной контрольной работе дается 25 заданий:
(20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).
Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 – 100 % от общего числа баллов)
«4»: 14 + 3 (70 75 %)
«3»: 12 + 0 или 10+2 (50 65 %).
Здесь возможны варианты, поэтому лучше ориентироваться по процентам.
Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 15 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла.
Итого максимум 25 баллов.
Критерии оценок: «2»: ученик набрал менее 10 баллов
«3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части
«4»: 13 + 4 = 17 баллов и более
«5»: 15+ 6 = 21 баллов и более.
При оценивании биологических диктантов или тестов (небольших работ,
продолжительность которых 5 – 7 минут), состоящих из 10 ти основных
вопросов, допускается следующая шкала оценивания:
9 – 10 правильных ответов – «5»
7 – 8 правильных ответов – «4»
5 – 6 правильных ответов – «3»
3 – 4 правильных ответов – «2»
0 – 2 правильных ответов – «не зачёт»
Необходимо отметить нестандартный подход к оцениванию слабых учащихся.
При подготовке индивидуальных заданий возможно заранее обговаривается объём
работы на «5», «4», «3», «2» для того, чтобы учащийся мог выбрать вариант
и неспеша выполнить его.
При оценивании работ ( рисунков, схем и т.д.), необходимо учитывать
моторные навыки ребёнка, умение рисовать и чертить.
Поощрять оценкой стремление выполнить правильно и аккуратно.
При оценивании работ, выполненных в тетрадях, учитывать аккуратность,
выполнение единых требований к ведению тетради.
Оценивание контрольной (письменной) работы
Учитывается правильность и объём выполненной части работы, за основу
принимается процентная шкала
90 – 100% правильно выполненной работы – оценка «5»
70 – 89% правильно выполненной работы – оценка «4»
45 – 69% правильно выполненной работы – оценка «3»
20 – 44% правильно выполненной работы – оценка «2»
0 – 19% правильно выполненной работы – не зачёт Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1.Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах,
обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все
записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5.Проявляет организационнотрудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные
материалы).
6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено дватри недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет
получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы. 2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и
измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в
общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для
данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с
материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы
не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при
работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника.
Выполните 3 задания
оценка: «5»—выполнил все три задания
«4» – выполнил первое и второе задание
«3» – правильно выполнил только половину обязательной
части заданий (т.е. 1е или 2е)
«2» – в каждом задании много ошибок (больше, чем
правильных ответов).(1)
Составление опорносхематичного конспекта (ОСК) и мультимедийных презентаций.
Перед учащимися ставится задача научиться «сворачивать» конспекты до отдельных слов (словосочетаний), делать схемы с максимальным числом
логических связей между понятиями. Работа эта крайне сложная, индивидуальная. Помощь в создании ОСК окажут критерии оценивания ОСК.
Критерии оценивания ОСК и презентаций по составлению:
Полнота использования учебного материала.
Объём ОСК (для 89 классов – 1 тетрадная страница на один раздел: для 10 –11 классов один лист формата А 4).
Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).
Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость ОСК).
Грамотность (терминологическая и орфографическая).
Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы.
Самостоятельность при составлении.
При оценивании мультимедийных презентаций баллы снижаются за
ошибки в оформлении титульного слайда;
много текста на слайде;
грамматические ошибки в тексте;
выбран нечеткий шрифт;
неудачное сочетание цвета шрифта и фона;
несоответствие названия слайда его содержанию;
несоответствие содержанию текста используемых иллюстраций;
текст закрывает рисунок;
рисунки нечеткие, искажены;
неудачные эффекты анимации;
излишнее звуковое сопровождение слайдов;
тест приведен без изменений (скопирован из Интернет с ссылками);
недостоверность информации; ошибки в завершении презентации.
Критерии оценивания мультимедийной презентации по биологии
Создание слайдов
Количество баллов
Содержание:
научность представленной информации
наличие проблемы и ее решение (или представление)
наличие элементов исследования
практическое применение знаний
интеграция биологии с другими предметами
связь со здоровьем человека
Оформление:
структура
логичность
наличие анимации, картинок, фотоматериалов, видео
50
50
наличие графиков, таблиц, схем
эстетичность
Итого: 100 баллов «5» 10085 баллов; «4» 84 70 баллов; «3» 6950 баллов
Оценка рефератов по биологии
Основные критерии оценки
оценка
«5»
«4»
Оформление реферата
1. Титульный лист оформлен в
соответствии с требованиями
(приложение)
2. Наличие плана
3. В тексте имеются ссылки на
авторство
4. Наличие списка
использованной литературы в
соответствии с правилами
библиографии.
1. Оформление в основном
соответствует требованиям, но
нарушен один из 4х пунктов
требований.
Содержание реферата
1. Содержание работы
полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки
отсутствуют.
3. Стройный по композиции,
логичное и последовательное в
изложении мыслей.
4. Объем реферата 1012
листов
1. Содержание работы в
основном соответствует теме
(имеются незначительные
отклонения от темы)
2.Содержание в основном
достоверно, но имеются
единичные фактические
неточности.
3.Имеются незначительные
нарушения последовательности
в изложении мысли.
Речевое оформление
1. Написан правильным
литературным языком и
стилистически
соответствует
содержанию.
2. В реферате
допускается
незначительная
неточность в содержании
и 12 речевых недочета.
1. Написан правильным
литературным языком и
стилистически
соответствует
содержанию.
2.достоверно:
23 неточности в
содержании, не более 34
речевых недочетов.
Грамотность
Допускается: одна
орфографическая. Или одна
пунктуационная, или одна
грамматическая ошибка
Допускаются:
2 орфографические, или 2
пунктуационные, или 1
орфографическая и 3
пунктуационные ошибки, а
также 2
грамматические ошибки
«3»
1. Оформление не соответствует 1. В главном и основном
1. Стиль работы
Допускаются: 4 выше перечисленным
требованиям.
раскрывается тема, в целом дан
верный, но односторонний или
недостаточно полный ответ на
тему.
2. допущены отклонения от
темы или имеются отдельные
ошибки в изложении
фактического материала.
3.Допущены отдельные
нарушения последовательности
изложения.
отличается единством,
обнаруживается владение
основами письменной
речи.
2.Допускается: не более 4
недочетов в содержании и
5 речевых недочетов.
орфографические и 4
пунктуационные, или 3
орфографические и 5
пунктуационных ошибок,
или 7 пунктуационных
ошибок при отсутствии
орфографических ошибок.
качество выполнения
Все ли задания выполнены
Аккуратность
Критерии оценивания отчета по экскурсии:
4 балла
х
а
к
м
а
р
В
а
к
и
н
б
е
ч
у
й
ы
н
л
о
п
е
Н
т
е
в
т
о
о
п
е
н
т
е
в
т
О
у
с
о
р
п
о
в
я
и
н
а
д
а
з
е
с
В
.
р
о
ф
н
и
.
п
о
д
3 балла
о
г
о
н
д
о
т
е
Н
х
у
в
д
т
е
Н
й
и
н
а
д
а
з
3 балла
ь
т
с
Е
я
и
н
а
ч
е
м
а
з
ь
н
е
ч
О
о
н
т
а
р
у
к
к
а
н
т
а
р
у
к
к
а
е
н
о
Наличие рис., схемы
2 балла
,
ь
т
с
Е
е
и
ш
о
р
о
х
о
н
,
ь
т
с
Е
е
и
х
о
л
п
о
т
о
ф
.
с
и
р
т
е
Н
й
ы
н
л
о
П
с
т
е
в
т
о
Критерии оценивания : 1211 б 108 баллов – 4 7 5 баллов – 3. Литература
Обязательная
1. Биология 5 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В.
Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
2. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник "Введение в общую биологию и экологию. 9 класс" М. «Дрофа» 2010г.
3. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии. М.,"ВАКО" 2008г.
_____________________________________________________________________________
Дополнительная.
1. Биология. Весь курс. Н.А. Введенский, И.М. Владимирова, Б.Ф. Данилов. Г.И. Локшин. Для выпускников и абитурентов. М "ЭКСМО" 2009г.
2. Основы биологии. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. Т. А. Козлова. М "Просвещение" 1992г.
________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
_ Интернетресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.
1. Лабораторный практикум. Биология 611 класс (учебное электронное издание).
2.
«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school
collection.edu.ru/).
. bio
.1 september
. ru– газета «Биология» приложение к «1 сентября».
3. www
4. http://bio.1september.ru/urok/ Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология".
Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету
"Биология".
6. www.bio.
nature
. ru – научные новости биологии
7. www
. edios
. ru – Эйдос – центр дистанционного образования
8. www
. km
. ru / education учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://ebio.ru/ Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека,
9.
основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
10. http://www.paleo.ru/museum/ Палеонтологический музей
11. http://zmmu.msu.ru/ Зоологический музей Московского университета
12. http://iceage.ru/ Музейтеатр «Наш ледниковый период»
13. http://djvuinf.narod.ru/ электронная библиотека
14. http://biology.ru/index.php Сайт является Интернет – версией учебного курса на компактдиске "Открытая Биология".
Лист изменения на 20162017 учебный год
Дата
№ приказа
№ страницы изменений
Кто внёс изменения
убрать
заменить
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.