Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Боковская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на МС Протокол № 1 31 августа 2016 года
|
Согласовано на Педагогическом совете Протокол № 1 от 31 августа 2016 года |
Утверждено Директор МАОУ «Боковская ООШ» И.А. Финадеева Приказ № 67/15 ОД от 31 августа 2016 |
Рабочая программа
по биологии
«Человек».
9 класс, 8 вид.
Михайлова Наталья Анатольевна.
Учитель биологии.
с. Боково
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12. 2012 № 273 – ФЗ.
2. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год, приказ Минобрнауки № 253 от 31.03.2014 г
3. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений российской федерации, реализующих программы общего образования»
4. Рабочая программа по биологии в 9 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011 г.
5. Учебный план МАОУ «Боковская ООШ», приказ № 49-ОД от 29.05.2015 года
6. Разработана на основании «Положения о составлении и экспертизе рабочих программ» МАОУ «Боковская основная общеобразовательная школа» от 21. 09. 2011 учебного года.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
.освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
.овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
Задач: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейв процессепроведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-.воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизнидля заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Общая характеристика учебного предмета.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В 9-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Результаты изучения курса «Биология» в 9 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Рабочая программа для 9 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Содержание учебного предмета.
№ |
Название темы (раздела) |
Содержание темы (раздела) |
Кол-во часов |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. |
Введение
Общий обзор строения организма человека
Опора и движение
Кровь и кровообращение
Дыхание.
Пищеварение
Выделение
Кожа
Нервная система
Органы чувств
Охрана здоровья |
Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья
Клетки. Химический состав клетки. Ткани. Органы. Системы органо
Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Соединение костей. Строение и состав костей. Скелет головы. Скелет туловища. Скелет конечностей. I помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломе костей. Строение и значение мышц. Основные группы мышц. Работа мышц. Осанка и здоровье человека. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.
Значение крови и ее состав. Строение и работа сердца. Кровеносные сосуды. Круги кровообращения. Движение крови по сосудам. I помощь при кровотечении. Переливание крови. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды.
Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения Болезни органов дыхания. Вредное влияние курения и спиртных напитков на органы дыхания. Гигиена дыхания. Искусственное дыхание. Охрана воздушной среды
Значение и состав пищи. Органы пищеварения. Строение и значение зубов. Пищеварение в ротовой полости, в желудке. Пищеварение в кишечнике. Гигиена и нормы питания. Предупреждение желудочно- кишечных и глистных заболеваний, предупреждение пищевых отравлений. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на органы пищеварения.
Строение и значение почек. Предупреждение почечных заболеваний.
Строение и значение кожи. Закаливание организма. Оказание I помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожении. Кожные заболевания и их профилактика. Гигиена кожи
Значение и строение нервной системы. Спиной мозг и головной мозг их строение и значение.Особенности высшей нервной деятельности. Речь. Эмоции, внимание, память. Гигиена нервной системы. Режим дня. Сон и его значение. Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему
Значение органов чувств. Орган зрения. Гигиена зрения. Орган слуха, гигиена слуха Органы осязания, обоняния, вкуса. Охрана здоровья
Здоровье человека и общество. Факторы, сохраняющие здоровье.
|
1 час
4 часа
13 час.
9 час.
7 час.
10 час.
2 часа
5 час.
9 час.
7 час.
1 час. |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№ |
Тема урока |
Кол -во час |
Тип урока |
Повторение |
Оборудование |
|||||
1. |
Введение. Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья. |
1 |
Сооб. новых знаний |
Общие признаки млекопитающих |
|
|||||
|
Общий обзор строения организма человека |
|
|
|
|
|||||
2. |
Клетка |
1 |
Комб. |
Общие признаки живых организмов |
Табл. «Клетка» |
|||||
3. |
Химический состав клетки, жизнедеятельность клетки. Входной контроль. |
1 |
Комб. |
Строение клетки. |
Табл. «Хим. Состав клетки» |
|||||
4. |
Ткани. |
1 |
Комб. |
Строение клетки. |
Табл. «Ткани» |
|||||
5. |
Органы. Система органов. |
1 |
Комб. |
Системы органов млекопитающих |
|
|||||
|
Опора и движение. |
|
|
|
|
|||||
6. |
Значение опорно-двигательной |
|
|
|
|
|||||
|
системы. Скелет человека. Состав костей |
1 |
|
|
Табл. «Скелет человека» |
|||||
7. |
Строение и соединение костей |
1 |
Комб. |
Химический состав клетки |
Табл. «Скелет человека» |
|||||
8. |
Скелет головы |
1 |
Комб. |
Соединение костей |
Табл. «Скелет человека» |
|||||
9. |
Скелет туловища |
1 |
Комб. |
Основные отделы скелета |
Табл. «Скелет человека» |
|||||
10. |
Скелет конечностей |
1 |
Комб. |
Строение сустава |
Табл. «Скелет человека» |
|||||
11. |
1 помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломе костей. |
1 |
Комб. |
Соединение костей, строение сустава. |
Табл. «Оказание Помоши при переломах, растяжении.» |
|||||
12. |
Строение и значение мышц |
1 |
Комб. |
Строение мышечной ткани |
Табл.» Мышцы» |
|||||
13. |
Основные группы мышц. |
1 |
Комб. |
Значение мышц,. Отделы скелета. |
Табл. «Мышцы» |
|||||
14. |
Работа мышц. Утомление. |
1 |
Комб. |
Мышцы-сгибатели, мышцы-разгибатели. |
Табл. «Мышцы» |
|||||
15. |
Гигиена физического труда |
1 |
Комб. |
|
|
|||||
16. |
Осанка и здоровье человека. |
1 |
Комб. |
Основные отделы позвоночника |
Табл. «Предупреждение искривления позвоночника» |
|||||
17 |
Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. |
1 |
Комб. |
|
|
|||||
18. |
Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система |
|
Обобщ. Знаний |
|
|
|||||
|
Кровь и кровообращение |
|
|
|
|
|||||
19. |
Значение крови. Состав крови. |
1 |
Сообщ. Знаний |
|
|
|||||
20. |
Строение и работа сердца |
1 |
Комб. |
Значение крови |
Табл. «Кровь» |
|||||
21. |
Кровеносные сосуды. Крути кровообращения |
1 |
Комб. |
Значение кровообращения |
Табл. «Строение сердца» |
|||||
22. |
Движение крови по сосудам |
1 |
Комб. |
Кровеносные сосуды
|
Табл: Кровообращение |
|||||
23. |
I-помощь при кровотечении. |
1 |
Комб. |
Значение крови, кровеносные сосуды. |
Табл: Кровообращение |
|||||
24. |
Группы крови. Переливание |
|
Комб. |
|
|
|||||
25. |
Предупреждение заболевания сердца и сосудов |
1 |
Комб. |
Значение кровеносной системы, сердца |
|
|||||
26. |
Вредное влияние курения и употребление спиртных напитков на сердце и сосуды. |
1 |
Комб. |
Предупреждение заболеваний сердца |
|
|||||
27. |
Повторение по теме «Кровь и кровообращение» |
1 |
Обоб. Знаний |
|
|
|||||
|
Дыхание. |
|
|
|
|
|||||
28. |
Значение дыхания. Органы дыхания. |
1 |
Сообщ. Знаний |
|
Табл. «Дыхание. |
|||||
29. |
Строение легких. Газообмен в легких и тканях. |
1 |
Комб. |
Органы дыхания Малый круг кровообращения |
Табл. «Дыхание |
|||||
30. |
Дыхательные движения |
1 |
Комб. |
|
Карточки-задания |
|||||
31. |
Болезни органов дыхания и их предупреждение. |
1 |
Комб. |
|
Табл. «Дыхание» |
|||||
32. |
Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды. |
1 |
Комб. |
Значение дыхания |
Табл. «Дыхание» |
|||||
23. |
I-помощь при кровотечении. |
1 |
Комб. |
Значение крови, кровеносные сосуды. |
Табл: Кровообращение |
|||||
24. |
Группы крови. Переливание |
|
Комб. |
|
|
|||||
25. |
Предупреждение заболевания сердца и сосудов |
1 |
Комб. |
Значение кровеносной системы, сердца |
|
|||||
26. |
Вредное влияние курения и употребление спиртных напитков на сердце и сосуды. |
1 |
Комб. |
Предупреждение заболеваний сердца |
|
|||||
27. |
Повторение по теме «Кровь и кровообращение» |
1 |
Обоб. Знаний |
|
|
|||||
|
Дыхание. |
|
|
|
|
|||||
28. |
Значение дыхания. Органы дыхания. |
1 |
Сообщ. Знаний |
|
Табл. «Дыхание. |
|||||
29. |
Строение легких. Газообмен в легких и тканях. |
1 |
Комб. |
Органы дыхания Малый круг кровообращения |
Табл. «Дыхание |
|||||
30. |
Дыхательные движения |
1 |
Комб. |
|
Карточки-задания |
|||||
31. |
Болезни органов дыхания и их предупреждение. |
1 |
Комб. |
|
Табл. «Дыхание» |
|||||
32. |
Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды. |
1 |
Комб. |
Значение дыхания |
Табл. «Дыхание» |
|||||
33. |
Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания |
1 |
Комб. |
|
|
|||||
34. |
Повторение по теме «Органы кровообращения и дыхания» |
1 |
Обоб. Знаний |
|
|
|||||
|
Пищеварение. |
|
|
|
|
|||||
35. |
Значение и состав пищи. |
1 |
Комб. |
Питание животных, растений. Хим, состав клетки |
Табл. Состав пищи. |
|||||
36. |
Значение пищеварения, органы пищеварения |
1 |
Комб. |
Значение пиши. Значение крови. |
|
|||||
37. |
Строение и значение зубов. |
1 |
Комб. |
|
Табл. «Зубы» |
|||||
38. |
Пищеварение в ротовой полости и желудке. |
1 |
Комб. |
Строение зубов. |
Табл. «Пищеварение» |
|||||
39. |
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. |
1 |
Комб. |
Пищеварение в ротовой полости и желудке |
Табл. «Пищеварение» |
|||||
40. |
ЭКП. Гигиена и нормы питания. |
1 |
Комб. |
Значение и состав пищи. |
Табл. «Нормы питания» |
|||||
41. |
Профилактика желудочно-кишечных заболеваний |
1 |
Комб. |
Гигиена питания |
Табл. «Витамины» |
|||||
42. |
Пищевые отравления |
1 |
Комб. |
Ядовитые грибы, рас гения |
|
|||||
43. |
Вредное влияние курения и употребление спиртных напитков на органы пищеварения |
1 |
Комб. |
|
Табл. «Ядовитые растения и грибы» |
|||||
44. |
Обобщение по теме «Пищеварение» |
|
Обоб. Знаний |
|
|
|||||
|
Выделительная система |
|
|
|
|
|||||
45. |
Строение и значение почек. |
1 |
Комб. |
Обмен веществ |
Табл. «Внутренние органы» |
|||||
46. |
Предупреждение почечных заболеваний |
1 |
Комб. |
Строение и значение почек |
Табл. «Внутренние органы» |
|||||
|
Покровы тела |
|
|
|
|
|||||
47. |
Значение и строение кожи. |
1 |
Комб. |
|
Табл. «Кожа» |
|||||
48. |
Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание организма |
1 |
Комб. |
Значение и строение кожи. |
Табл. «Кожа» |
|||||
49. |
Оказание I помощи при тепловом, солнечном ударах, ожогах и обморожении
|
1 |
Комб. |
|
|
|||||
50. |
Гигиена кожи. Требования к одежде и обуви. |
1 |
Комб. |
Значение и строение кожи. |
|
|||||
51. |
Повторение по теме «Кожа». |
1 |
Обоб. знаний |
|
|
|||||
|
Нервная система |
|
|
|
|
|||||
52. |
Значение и строение нервной системы.
|
1 |
Комб. |
Строение и значение нервной ткани. |
Табл. «Нервная система» |
|||||
53. |
Спиной мозг, его строение и значение
|
1 |
Комб. |
Строение позвоночника. |
Табл. Нервная система |
|||||
54. |
Головной мозг, его строение и значение. |
1 |
Комб. |
Строение и соединение костей в черепе. |
Табл. «Нервная система» |
|||||
55 |
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. |
|
|
|
|
|||||
56.
|
Эмоции, внимание, память
|
1
|
Комб. |
|
|
|||||
57. |
Сон и бодрствование. Профилактика нарушений сна. |
1 |
Комб. |
Режим дня |
|
|||||
58. |
Гигиена нервной системы. Режим дня. |
1 |
Комб. |
Значение и строение нервной системы. |
|
|||||
59. |
Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему. |
1 |
Комб. |
Значение и строение нервной системы. |
|
|||||
60. |
Повторение по теме «Нервная система» |
1 |
Обоб. наний |
|
|
|||||
61. |
Значение органов чувств у животных и человека. Органы чувств. |
1 |
Комб. |
|
|
|||||
62. |
Строение и значение органа зрения человека. |
1 |
Комб. |
|
|
|||||
63. |
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. |
1 |
Комб. |
Орган зрения |
|
|||||
64. |
Строение и значение орган слуха. |
1 |
Комб. |
|
|
|||||
65 |
Гигиена слуха. |
1 |
Комб. |
Орган слуха |
|
|||||
66. |
Органы осязания, обоняния, вкуса.
|
1 |
Комб. |
Значение и строение кожи |
|
|||||
67. |
Повторение по теме Органы чувств. Охрана здоровья |
1 |
Обоб. Знаний |
|
|
|||||
68. |
Здоровье человека и общество. Факторы, сохраняющие здоровье. |
1 |
Сообщ. Знаний |
|
|
|||||
Описание учебно–методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Биология. Человек, 9 кл.: Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ ТИ. В. Романов, И. Б. Агафонова. – М.:Дрофа, 2008.
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой –М. Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2010год, Сб.1
Естествознание. Человек. И.В.Романов, И.А.Агафонов, М Дрофа, 2009.
Биология. Человек. Методическое пособие. Р.Д. Маш А.Г.Драгомилов Москва. Издательский центр. «Вентана-Граф» 2004
Дидактические игры на уроках естествознания. Человек. Т.М.Лифанова Москва 2001
Биология. Электронное наглядное пособие «Кирилл и Мефодий»
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Учащиеся должны знать:
- название, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека
- о влиянии физической нагрузки на организм
- нормы правильного питания
- о вредном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм человека
- меры предупреждения сколиоза
- состояние своего зрения и слуха
-санитарно-гигиенические правила
Учащиеся должны уметь:
- применять приобретенные знания о функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья
- соблюдать санитарно-гигиенические требования
- измерять температуру тела
- оказывать до врачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.