Рабочая программа по биологии для 10-11 класса
Оценка 4.7

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
биология
10 кл—11 кл
31.01.2019
Рабочая программа по биологии для 10-11 класса
Рабочая программа по биологии для профильного биолого-химического 10-11 класса. Количество часов в неделю - 3 часа, общее количество часов за учебный год: в 10 классе - 105 часов, в 11 классе - 102 часа. Учебно-методический комплекс под редакцией профессора И.Н.Пономаревой.
10-11 классы профильный уровень.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА                                             Профильный уровень              10­11 класс  Пояснительная записка  Нормативная основа программы Федеральный  компонент государственного образовательного стандарта (для 6­11 классов) ● Примерная  программа по  общеобразовательному предмету «Биология». ● Примерная программа по биологии для профильного изучения в средней (полной) школе. (Авторы: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В.  ● Образовательная программа  ● Учебный план  Симонова)  Согласно действующему Базисному учебному плану курс биологии в 10­м и 11­м классе предусматривает 3 часа в неделю, 105 часов в год процесса  обучения в 10 классе и 102 часа в 11 классе. Планируемые результаты обучения В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен  знать/ понимать:  основные положения теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение Вернадского о биосфере; сущность законов Менделя;  закономерности изменчивости;  строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);  сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;  вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;  биологическую терминологию и символику.  Уметь:  объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной  картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ  на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушение развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;  решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи  питания);  описывать особи видов по морфологическому критерию;  выявлять приспособления организмов к среде обитания , источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в  экосистемах своей местности;  сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные  экосистемы и агроэкосистемы своей местности);процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы  на основе сравнения;  анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождение жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их  решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;  изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;  находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно­популярных изданиях,  компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;  умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  грамотного оформления результатов биологических исследований;  обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ­инфекции) и  других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);  оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;  определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;  оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).  Содержание курса «Общая биология» в 10­11 классах в системе знаний о биологическом разнообразии строится по разделам, характеризующим  разные типы биологического разнообразия: систематическое (видовое), генетическое, экосистемное, экологическое, географическое, социально­ этологическое и структурное разнообразие живого мира. Также предусматривается рассмотрение вопросов о хронологии жизни на Земле, о  биологическом разнообразии как результате эволюции, о биоразнообразии как проблеме устойчивого развития биосферы, о сохранении  биологического разнообразия на Земле.  Большое внимание в программе уделяется лабораторно­практическим работам и экскурсиям, дискуссиям по новым проблемам и теориям биологии,  проведению самостоятельных исследовательских и творческих работ.  Учебный предмет рассчитан на 210 учебных часа (по 3 ч в неделю в 10 и 11 классах).  1 В 10 классе изложение учебного содержания приводится на примере биосферного, биогеоценотического и популяционно­видового уровней  организации жизни. В 11 классе идёт продолжение раскрытия содержания курса на примере организменного, клеточного и молекулярного уровней  жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии позволяет в 10 классе более подробно ознакомиться с учением о биосфере, с  особенностями биогеоценозов (экосистем), с процессами многообразия видов, чтобы затем (в 11 классе), на основе этих знаний изучать свойства  организма, клетки и материалы о молекулярных основах жизни.  Таким образом, настоящая программа по биологии для 10–11 классов профильного уровня полной общеобразовательной средней школы направлена  на изучение как инвариантного содержания федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по  биологии (профильный уровень), так и важных вопросов научно­практического и культурологического содержания.  Содержание учебного предмета Основное содержание: 10 класс  Раздел I. Введение в курс биологии 10­11 класса (14 часов)  Тема 1. Биология как наука и ее прикладное значение.  Введение: Биология — наука о живом. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Биологическое разнообразие как проблема в истории науки  биологии. Практическая биология и ее значение. Биотехнология. Бионика. Роль биологических знаний в формировании современной ее  естественнонаучной картины мира.  Экскурсия в природу: «Сезонные изменения в природе».  Тема 2. Общие биологические явления и методы их исследования  Основные свойства жизни. Общие признаки биологических систем. Отличительные признаки живого и неживого. Определение понятия «жизнь».  Биосистема как объект изучения биологии и как структурная единица живой материи. Структурные уровни организации живой природы:  молекулярный, клеточный, организменный, популяционно­видовой, биогеоценотический, биосферный.  Методы биологических исследований. Наблюдение, эксперимент, описание, измерение и определение видов — биологические методы изучения  природы. Моделирование и мониторинг. Определение видов растений и животных.  Раздел II. Биосферный уровень организации жизни (26 часов). Особенности биосферного уровня живой материи.  Тема 3. Учение о биосфере.  Понятие о биосфере. Границы и структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о живом веществе и его особенностях. Функции живого вещества в  биосфере.  Тема 4. Происхождение живого вещества.  Гипотезы происхождения живого вещества на Земле, их анализ и оценка. Современные гипотезы (курсивом в тексте выделен материал, который  подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников).  2 Происхождения жизни (А.И. Опарин И Дж. Холдейн). Физико­химическая эволюция и развитие биосферы. Этапы возникновения жизни на Земле.  Этапы эволюции органического мира и ее значение в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Тема 5. Биосфера как глобальная биосистема.  Функциональная неоднородность живого вещества. Особенности распределения биомассы на Земле. Круговороты веществ и потоки энергии в  биосфере. Биологический круговорот и его значение. Биогеохимические циклы в биосфере. Биогенная миграция атомов. Механизмы устойчивости  биосферы.  Тема 6. Условия жизни в биосфере.  Среды жизни на Земле. Экологические факторы и их значение. Абиотические, биотические и антропогенные факторы: Комплексное действие  факторов среды на организм. Общие закономерности влияния экологических факторов на организм. Закон оптимума. Закон минимума.  Биологические ритмы. Фотопериодизм.  Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы.  Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Живой мир и культура.  Экскурсия в природу: «Живой мир вокруг нас»  Раздел III. Биогеоценотический уровень организации жизни (26 часов)  Тема 7. Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема  Биогеоценоз как часть биосферы. Биогеоценозы как структурные компоненты биосферы. Понятия «биогеоценоз», «биоценоз» и «экосистема».  Понятия «экотоп» и «биотоп». Строение и свойства биогеоценоза (экосистемы). Структура экосистемы. Пространственная и видовая структура  биогеоценоза. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Функциональные компоненты экосистемы. Типы связей и  зависимостей в биогеоценозе. Системы «хищник­жертва» и «паразит­ хозяин». Пищевые связи в экосистеме. Экологические ниши и жизненные  формы организмов в биогеоценозе.  Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пирамиды чисел. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в  биогеоценозе.  Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Понятие о сукцессии. Стадии развития  биогеоценозов. Суточные и сезонные изменения в биогеоценозе.  Тема 8. Многообразие биогеоценозов и их значение.  Водные экосистемы и сухопутные биогеоценозы. ,Искусственные биогеоценозы — агроэкосистемы (агробиоценозы). Сравнительная характеристика  естественных экосистем и агроэкосистем.  Раздел IV. Популяционно­видовой уровень организации жизни (39 часов)  Особенности популяционно­видового уровня жизни.  Тема 9. Вид и видообразование.  Вид, его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как структурная единица вида и как форма его существования. Популяция как  структурный компонент биогеоценозов. Типы популяций.  3 Популяция как элементарная единица эволюции. Понятие о генофонде популяции. Исследования С.С. Четверикова. Понятнее микроэволюции и  образовании видов. Элементарные факторы эволюции. Движущие силы эволюции. Естественный отбор ­ главный движущий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Видообразование ­ процесс увеличения видов на Земле.  Тема 10. Происхождение и этапы эволюции человека.  Место человека в системе живого мира. Понятия «гоминиды» и «понгиды». Предшественники человека. Популяционная концепция происхождения  человека. Этапы эволюции человека. История изучения антропогенеза. Особенности эволюции человека. Человек как уникальный вид живой  природы. Политипичный характер вида Человек разумный. Расселение человека по земному шару. Человеческие расы и гипотезы происхождения  рас. Находки палеолитического человека на территории России.  Тема 11. Учение об эволюции и его значение.  Развитие эволюционных идей в истории биологии. Значение работ К. Линнея, Ж­Б. Ламарка и эволюционной теории Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина  об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной ее естественнонаучной картины мира.  Синтетическая теория эволюции. Основные закономерности эволюции. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания.  Образование новых видов. Способы видообразования. Микро­ и макроэволюция.  Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.  Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Система живых организмов на Земле. Сохранение многообразия  видов ­ основа устойчивости биосферы.  Тема 12. Сохранение биоразнообразия — насущная задача человечества.  Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных  видов.  Экскурсии в природу: 1. Выявление способов размножения растений в природе. 2.Знакомство с многообразием сортов растений и пород животных  (селекционная станция или племенная ферма, сельскохозяйственная выставка).  Основное содержание: 11 класс  Раздел V. Организменный уровень жизни (46 часов)  Тема 13. Организм как биологическая система.  Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.  Гомеостаз. Основные процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи  организмами: гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, хищники) и автотрофы (хемотрофы и фототрофы). Регуляция процессов жизнедеятельности  организмов.  Тема 14. Размножение и развитие организмов.  Воспроизведение организмов, его значение. Типы размножения. Бесполое и половое размножение, его значение. Оплодотворение и его значение.  Внешнее и внутреннее оплодотворение у животных. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Жизненные циклы и чередование поколений.  Индивидуальное развитие многоклеточного организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушений  развития организмов. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.  4 Тема 15. Основные закономерности наследования признаков.  Наследственность важное свойство организмов. Генетика. Истории развития генетики. Методы генетики. Методы изучения наследственности  человека. Генетическая терминология и символика. Основные понятия генетики. Гены и признаки. Закономерности наследования, установленные Г.  Менделем, их цитологические основы. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана.  Взаимодействие генов. Теория гена. Развитие знаний о генотипе. Генотип как целостная система. Геном человека. Хромосомная теория  наследственности.  Определение пола. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской  генетики. Основные факторы, формирующие здоровье человека. Образ жизни и здоровье человека. Роль творчества в жизни человека в общества. Тема 16. Основные закономерности изменчивости.  Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость:  комбинативная и мутационная. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутации, их материальная основа — изменение генов и хромосом.  Виды мутаций и их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики  наследственных заболеваний человека.  Тема 17. Селекция и биотехнология на службе человечества.  Селекция и ее задачи. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон  гомологических рядов наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных и  микроорганизмов.  Биотехнология, ее направления. Этические аспекты применения генных технологий. Этические аспекты развития некоторых исследований в  биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).  Тема 18. Царство Вирусы, его разнообразие и значение.  Царство неклеточных организмов ­ вирусов, их разнообразие, строение и функционирование в природе. Вирусные заболевания. Профилактика  вирусных заболеваний.  Раздел VI. Клеточный уровень организации жизни (26 часов).  Тема 19. Строение живой клетки.  Цитология ­ наука о клетке. Методы изучения клетки. М. Шлейден и Т. Шванн ­ основоположники клеточной теории. Основные положения  клеточной теории. Основные положения современного учения о клетке. Многообразие клеток и тканей. Строение клеток и внутриклеточных  образований. Основные части клетки. Поверхностный комплекс клетки, его строение и функции. Цитоплазма, её органоиды; их строение и функции.  Ядро, его строение функции. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Хромосомы, их химический состав, структура и  функции. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Особенности клеток  прокариот и эукариот. Гипотезы возникновения эукариотической клетки. Тема 20. Процессы жизнедеятельности клетки.  5 Деление клетки: митоз и мейоз. Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл. Интерфаза и митоз.  Фазы митоза. Мейоз и его фазы. Сходство и различие митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза. Соматические и половые клетки. Диплоидный и  гаплоидный набор хромосом в клетках.  Развитие половых клеток у растений и животных. Клетка ­ основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и  многоклеточного организмов. Клетка ­ единица роста и развития организмов. Специализация клеток, образование тканей. Многообразие клеток и  ткани. Гармония, природосообразность и управление в живой клетке. Научное познание и проблема целесообразности в природе.  Раздел VII. Молекулярный уровень организации жизни (31 час)  Тема 21. Молекулярный состав живых клеток.  Органические и неорганические вещества в клетке. Химическая организация клетки. Макро­ и микроэлементы. Их роль в клетке. Основные  биополимерные молекулы живой материи. Особенности строения молекул органических веществ: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот.  Белки и нуклеиновые кислоты, взаимосвязь их строения и функций, значение в клетке. Химический состав хромосом. Строение и свойства ДНК как  носителя наследственной информации. Репликация ДНК.  Тема 22. Химические процессы в молекулярных системах.  Биосинтез в живых клетках. Матричное воспроизводство белков. Фотосинтез, его роль в природе. Световые и темновые реакции фотосинтеза.  Хемосинтез и его роль в природе. Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах. Стадии энергетического обмена.  Брожение и дыхание. Преобразование энергии в клетке. Роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов. Сходство химического  состава молекул живых систем как доказательство родства разных организмов. Роль естественных и искусственных биополимеров в окружающей  среде.  Тема 23. Время экологической культуры.  Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни.  Гуманистическое сознание и благоговение перед жизнью. Экологическая культура ­ важная задача человечества.  Экскурсии в природу. 1. Весенние явления в природе. 2. Биологическое разнообразие в вашем регионе. Заключение: обобщение знаний о разнообразии жизни, представленной биосистемами различных уровней сложности. Задачи биологии на XXI век.  Данная программа является непосредственным продолжением программы по биологии 6 ­ 9 классов. Программа для 10­11 классов представляет  содержание курса «Общая биология» как материал более высокого уровня обучения. Раскрытие учебного содержания проводится по разделам и  темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни, в том числе рассматривают структурные  уровни:  в 10 классе – биосферный, биогеоценотический, популяционно­видовой;  в 11 классе – организменный, клеточный, молекулярный. Это определило общее содержание курса. 6 Учебно ­ тематический план 10  класс Наименование разделов и тем Кол­во часов Лабораторные и практические работы Контрольные работы Введение   в   курс   общебиологических явлений  15 часов Биосферный уровень организации жизни 26 ЛР   №   1   «Наблюдение   за   живой   клеткой»,   ЛР   №   2 «Методика   работы   с   определителями   растений   и животных» ЛР № 3 «Условия жизни в биосфере» Входная к/р Рубежный   контроль за 1 полугодие\ № раздел ов   и тем 1 2 3 4  Биогеоценотический организации жизни   уровень Популяционно­видовой организации жизни   уровень 5 итого Обобщение  и повторение часов 26 часов 35 часов 3 часа 105 часов ЛР № 4 «Приспособленность организмов к совместной жизни в  биогеоценозе», ЛР № 5 «Свойства экосистем», ЛР № 6 «Оценка экологического состояния территории (парка, газона), прилегающей к школе» ЛР   №   7   «Характеристики   вида»,   ЛР   №   8   «Значение искусственного   отбора»,   ЛР   №   9   «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов» 9 Итоговая к/р 3                                                 Календарно­тематическое планирование 10 класс 7 Тема урока Введение: задачи курса биологии в старшей школе. Инструктаж по т/б Биология как наука о живом Биологическое разнообразие как проблема науки биологии Осознание ценности изучения биологических видов  Практическая биология и её значение  Входной контроль  Основные свойства жизни Определение понятия «жизнь»  Общие свойства живых систем – биосистем ЛР №1: «Наблюдение за живой клеткой» Структурные уровни организации жизни  Методы биологических исследований  Определение видов растений и животных  ЛР №2: «Методика работы с определителями растений и животных»  Общие биологические явления и методы их исследования. Срез знаний №№  п/п Введение в курс биологии – 15 часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Биосферный уровень организации жизни – 26 часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Понятие о биосфере Функциональная структура биосферы  Учение В.И. Вернадского о биосфере  Функции живого вещества  биосферы Гипотезы происхождения живого вещества на Земле  Современные гипотезы возникновения жизни  Предыстория происхождения живого на Земле  Физико­химическая эволюция планеты Земля  Этапы возникновения жизни на Земле  Биологическая эволюция в развитии биосферы  Хронология развития жизни на Земле  Обобщающий урок по теме «Происхождение живого на Земле» Биосфера как глобальная биосистема и экосистема  Д/з Дата Конспект в тетради § 1, вопросы 1,2  с.8 § 2, доклады об ученых § 3, вопросы с.16 § 4, подг. к входному контролю Задания с.22­23 § 5, записать хар­ку св­в по вар. § 6, вопросы с.32  § 7, оформить л/р оформить л/р § 8, табл.3 с. 38­39 § 9, подготовить презентации  § 10, вопросы 1­4  Оформить л/р  Задания с.48­49, подг.презентации Подг. сообщения о В.И.Вернадском § 11, рис.16,в.3 с.56 § 12, св­ва биосферы записать § 13, табл.4, з.с.65­66 § 14, подг. доп. инф. по теме урока § 15, в.с.77 § 16, подг.рефераты § 17, рис.24 § 18, подг. инф. по группам § 19, в.с.95 § 20, табл.5 Задания с.101­102 § 21, схема рис.32 1 нед сентября 1 нед сентября 1 нед сентября 2 нед сентября 2 нед сентября 2 нед сентября 3 нед сентября 3 нед сентября 3 нед сентября 4 нед сентября 4 нед сентября 4 нед сентября 1 нед октября 1 нед октября 1 нед октября 2 нед октября 2 нед октября 2 нед октября 3 нед октября 3 нед октября 3 нед октября 4 нед октября 4 нед октября 4 нед октября 2 нед ноября 2 нед ноября 2 нед ноября 3 нед ноября 8 Круговорот воды в биосфере  Примеры круговорота веществ в биосфере  Механизмы устойчивости биосферы  Обобщающий урок по теме «Биосфера как глобальная система» Тестирование Условия жизни на Земле  Экологические факторы и их значение  Человек как житель биосферы  ЛР № 3 «Условия жизни в биосфере» Особенности биосферного уровня и его роль в обеспечении жизни на Земле Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы  Обобщающий урок по теме «Условия жизни в биосфере» Экскурсия «Живой мир вокруг нас» Итоговый тест по теме «Биосфера» 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Биогеоценотический уровень организации жизни – 26 часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Биогеоценоз как биосистема и экосистема  Концепция экосистемы  Природное сообщество в концепции биогеоценоза  Другие характеристики биогеоценоза  Трофическая структура биогеоценоза (экосистемы)  Экологические пирамиды чисел  Строение биогеоценоза (экосистемы)  Экологические ниши в биогеоценозе  Совместная жизнь видов в биогеоценозах  Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах  ЛР № 4 «Приспособленность организмов к совместной жизни в биогеоценозе»  Условия устойчивости биогеоценозов  Лабораторная работа № 5 «Свойства экосистем»  Зарождение и смена биогеоценозов Суточные и сезонные изменения биогеоценозов Биогеоценоз как особый уровень организации жизни  Обобщающий урок по теме «Природное сообщество как биогеоценоз и  экосистема» § 22,  рис.35 § 23, подг. през. по вариантам § 24, конспект в тетради Задания с.120­122 § 25, хар­ка сред обитания § 26, рис 48 § 27, в.с.136 Оформить л/р § 28, в.с.138 § 29, подгот рефераты Задания с. 142­143 Записать свои наблюдения Повт. понятие «биогеоценоз» § 30, схема рис.50 с.147  § 31, рис.52,53  § 32, рис.54, 55 § 33, подг. сообщения  § 34, составить цепи питания, рис.58 § 35, рис. 61,62 § 36, опорный конспект в тетр.  § 37, в.с.182 § 38, рис.74 § 39, подг.презентации по теме Оформить л/р § 40, в.с.196 Оформить л/р § 41, рис.79, хар­ка сукцессий § 42, подг. презентации § 43, в. с.207 Задания с. 208­210 3 нед ноября 3 нед ноября 4 нед ноября 4 нед ноября 4 нед ноября 5 нед ноября 5 нед ноября 5 нед ноября 1 нед декабря 1 нед декабря 1 нед декабря 2 нед декабря 2 нед декабря 2 нед декабря 3 нед декабря 3 нед декабря 3 нед декабря 4 нед декабря 4 нед декабря 4 нед декабря 2 нед января 2 нед января 2 нед января 3 нед января 3 нед января 3 нед января 4 нед января 4 нед января 4 нед января 5 нед января 9 Многообразие биогеоценозов (экосистем)  Многообразие биогеоценозов суши  Искусственные биогеоценозы ­ агробиогеоценозы  Лабораторная работа № 6 «Оценка экологического состояния территории  (парка, газона), прилегающей к школе»  Сохранение разнообразия биогеоценозов Природопользование в истории человечества  Экологические законы природопользования  Обобщающий урок по теме «Многообразие биогеоценозов и их значение» Экскурсия «Природная экосистема» 22 23 24 25 26 Популяционно­видовой уровень жизни – 35 часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вид его критерии и структура  Лабораторная работа № 7 «Характеристики вида»  Популяция как форма существования вида  Популяция – структурная единица вида  Популяция как структурный компонент биогеоценоза  Популяция как основная единица эволюции  Микроэволюция и факторы эволюции  Движущий и направляющий фактор эволюции  Формы естественного отбора  Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия  видов на Земле Лабораторная работа № 8 «Значение искусственного отбора»  Видообразование – процесс увеличения видов на Земле  Обобщающий урок по теме «Вид и видообразование» Происхождение человека  История становления Homo sapiens  Особенности эволюции человека  Человек как уникальный вид живой природы  Расы и гипотезы их происхождения  Палеонтологические находки на территории России  Обобщающий урок по теме «Происхождение и этапы эволюции человека» 18 19 20 21 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 § 44,  подг.  презентации § 45, подг. презентации § 46, сравн. табл. в тетради Оформить л/р § 47, в.с.227 § 48, подг. презентации § 49, опорный конспект Задания с. 235­237 Написать отчет § 50, задание в тетради Оформить л/р § 51, в.с.246  § 52, рис.95 § 53, рис.98,99, в.с.256 § 54, в.с.261 § 55, опорный конспект § 56, доп.инф. по теме § 57, рис.105 § 58, подг. презентации Оформить л/р § 59, сравн. таблица в тетр. Задания с.281­283 § 60,схема с.286 § 61, подг. рефераты § 62, табл. в тетради § 63, в. с.304 § 64, критика расизма § 65, доп.инф. по теме  Задания с. 315­317 5 нед января 5 нед января 1 нед февраля 1 нед февраля 1 нед февраля 2 нед февраля 2 нед февраля 2 нед февраля 3 нед февраля 3 нед февраля 3 нед февраля 4 нед февраля 4 нед февраля 4 нед февраля 1 нед марта 1 нед марта 1 нед марта 2 нед марта 2 нед марта 2 нед марта 3 нед марта 3 нед марта 3 нед марта 1 нед апреля 1 нед апреля 1 нед апреля 2 нед апреля 2 нед апреля 2 нед апреля 10 История развития эволюционных идей  Эволюционная теория Ч. Дарвина и её значение  Современное учение об эволюции  21 22 22 23 24 25 § 66, биографии Ламарка и Линнея § 67, в.с.326  § 68, сравнить положения СТЭ и  дарвиновской теории  § 69, опорный конспект  § 70, рис.129  Оформить л/р § 71, в.с. 343  § 72, рис.130, примеры § 73, запись в тетради § 74, з.с.355­356  § 75, подг. презентации  § 76, в.с.363 § 77, доп.инф по теме  Задания с.372­373 Задания на лето 3 нед апреля 3 нед апреля 3 нед апреля 4 нед апреля 4 нед апреля 4 нед апреля 1 нед мая 1 нед мая 2 нед мая 2 нед мая 2 нед мая 3 нед мая 3 нед мая 3 нед мая 4 нед мая 4 нед мая Доказательства эволюции живой природы  Основные направления эволюции  Лабораторная работа № 9 «Выявление ароморфозов и идиоадаптации у  организмов»  Основные закономерности и результаты эволюции  Система живых организмов как результат процесса эволюции на Земле  Новая система органического мира  Особенности популяционно­ видового уровня жизни  Значение изучения популяций и видов Генофонд и охрана видов  Проблема утраты биологического разнообразия Всемирная стратегия охраны природных видов  Экскурсия в природу: «Выявление способов размножения растений в природе».  Написать отчет, подг. к к/р Итоговая контрольная работа 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Повторение и обобщение – 3 часа Уровни организации жизни 1  Биосфера и экосистемы 2 3 Вид и популяция Контроль уровня обучения осуществляется по следующим учебным пособиям: Повторение по учебнику Повторение по учебнику Повторение по учебнику 1. Биология. Контрольно­измерительные материалы. М., «ВАКО», 2013 г. 2. А.А.Кириленко, С.И.Колесников. Биология 10­11 класс. Тематические тесты. Ростов­на­Дону «Легион», 2012 г. 3. А.А.Кириленко, С.И.Колесников. Тематический тренинг. Ростов­на­Дону «Легион», 2015 г. Ресурсное обеспечение программы В УМК входит:  ­ учебник (Пономарева И.Н., Биология: 10 класс: профильный уровень: учеб. для учащ. общеобраз. учрежд. / И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова,  Л.В.Симонова, под ред И.Н.Пономарёвой. – М.: Вентана­Граф, 2012;  11 ­ методические пособия для учителя (Пономарёва И.Н. Биология: 10 класс: профильный уровень: методическое пособие :/И.Н. Пономарева, О.А.  Корнилова, Л.В. Симонова; под ред. Проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана­Граф, 2012 Учебно ­ тематический план 11 класс № Наименование разделов и тем разделов и тем 1   Организменный организации жизни   Кол­во часов уровень 50 часов Лабораторные и практические работы ЛР № 10 «Свойства живых организмов», ЛР № 11 «Модификационная   изменчивость»,   ЛР   №   12 «Вирусные   заболевания   растений»   (на   примере культурных растений и по справочной литературе) ПР   №   1   «Решение   з­ч   на   моногибридное скрещивание»,   ПР   №   2   «Решение   з­ч   на дигибридное скрещивание», ПР № 3 «Решение з­ч на   неаллельное   взаимодействие   генов»,   ПР   №   4 «Решение з­ч на сцепленное наследование», ПР № 5 «Решение з­ч на генетику пола» ЛР № 13 «Изучение строения клетки», ЛР № 14 «Изучение свойств клетки» ЛР   №   15­16   «Органические   вещества   клетки», «Ферментативные процессы в клетке» ПР № 6 «ПР № 2 «Решение з­ч по молекулярной биологии» Контрольные работы Входная к/р Рубежный контроль   за   1 полугодие Итоговая к/р 3    дата 12 Клеточный   уровень   организации жизни   Молекулярный уровень организации жизни    24 часа 26 часов 2 3 4 итого Обобщение и повторение 2 часа 102 часа 6/6 Календарно­тематическое планирование 11 класс Тема урока № №  п/п Организменный уровень организации жизни – 50 часов д/з 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18  Организм как биосистема Организм как открытая биосистема Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов  Свойства многоклеточных организмов. §1, записать в тетрадь свойства живых  организмов §2, в. 1,2 с.9 §3, рис.4 с.12, дать характеристику  различным типам движения §4, в.2,4 с.20 Лабораторная работа № 11 «Свойства живых организмов». Оформить л/р  Транспорт веществ в живом организме Системы органов многоклеточного организма Регуляция процессов жизнедеятельности организмов  Обобщающий урок по теме: «Живой организм как биологическая  система». Размножение организмов Оплодотворение и его значение §5, повторить строение кровеносной и  лимфатической систем §6, в.3 с.28 §7, повторить гормоны, записать в тетрадь  отличие гуморальной и нервной регуляции § 1­ 7 повторить §8, в.с. 39 §9, рис.19 с.42 Индивидуальное развитие многоклеточного организма — онтогенез §10, таблица в тетради  1 неделя  сентября 1 неделя  сентября 1 неделя  сентября 2  неделя  сентября 2 неделя  сентября 2  неделя  сентября 3 неделя  сентября 3  неделя  сентября 3 неделя  сентября 4 неделя  сентября 4 неделя  сентября 4 неделя  сентября 1 неделя октября 1 неделя октября  Рост и развитие организма Контрольный урок №1  по теме «Живой организм как биосистема,  размножение и развитие организмов». Генетика – наука о наследовании свойств организмов. Гибридологический метод исследования наследственности. Генетические закономерности Г.Менделя. Практическая работа №1.  Решение элементарных задач по генетике «Моногибридное скрещивание». Наследования признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании. §11, подготовиться к к/р Задания с.52­54 §12, подготовить информацию о Г.Менделе §13, вопросы после параграфа §14, придумать задачу 1 неделя октября 2 неделя октября 2 неделя октября §15, решить задачи в тетради 2 неделя октября 13 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 38 39 40 Наследственная изменчивость и её типы. 30 31 32 Многообразие форм изменчивости  у организмов. 33 34 Многообразие типов мутаций. 35 Мутагены и их влияние на живую природу. 36 37 Развитие знания о наследственной изменчивости. Контрольный урок № 2  по теме: «Основные закономерности наследования признаков и изменчивости признаков». Генетические основы селекции. Практическая работа №2. Решение элементарных задач по генетике  «Дигибридное скрещивание». Наследование при взаимодействии генов.   Практическая работа №.3. Решение элементарных задач по генетике  «Неаллельные взаимодействия генов». Ген и хромосомная теория наследственности. Практическая работа №4.  Решение элементарных задач по генетике  «Сцепленное наследование» Практическая работа №4.  Решение элементарных задач по генетике  «Сцепленное наследование» Генетика пола и наследование, сцепленное с полом Практическая работа №5.  Решение элементарных задач по генетике  «Генетика пола». Наследственные болезни человека. Этические аспекты медицинской  генетики. Этические аспекты медицинской генетики. Факторы, определяющие здоровье. Обобщающий урок по теме «Основные закономерности наследования  признаков» Изменчивость – важнейшее свойство организмов. Лабораторная работа № 12 «Модификационная изменчивость» Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Достижения селекции растений и животных. §15, оформить п/р §16, вопросы после параграфа §16, оформить п/р 3 неделя октября 3 неделя октября 3 неделя октября §17, подготовить информацию о Т.Моргане  3 неделя октября Оформить п/р §18, решить задачи в тетради Оформить п/р §19 – 20, подготовить презентации о  наследственных болезнях человека Конспект в тетради §21, в. С.98 Задания с. 98­101 §22, повторить виды изменчивости §23, оформить л/р §23, вопросы после параграфа §24, подготовить информацию о Г. Де Фризе §25, составить таблицу по типам мутаций §26, вопросы после параграфа §27, рис.50 с.124, подготовится к к/р Задания с.125­128 §28, составить таблицу по основным методам селекции §29, подготовить презентации по материалам урока §30, вопросы после параграфа 4 неделя октября 4 неделя октября 4 неделя октября 5 неделя октября 5 неделя октября 5 неделя октября 2 неделя ноября 2 неделя ноября 2 неделя ноября 3 неделя ноября 3 неделя ноября 3 неделя ноября 4 неделя ноября 4 неделя ноября 4 неделя ноября 5 неделя ноября 5 неделя ноября 14 41 42 43 44 45 46 Биотехнология её направления и значение. Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований. Обобщающий урок по теме: «Селекция и биотехнология на службе  человечества» Рубежная к/р за 1 полугодие Царства про­ и эукариот, их разнообразие и значение в природе Неклеточные организмы – вирусы. Строение и свойства вирусов. Вирусные заболевания. Лабораторная работа № 13 «Вирусные заболевания растений». Обобщающий урок по теме: «Многообразие организмов в природе» 47 48 49 50 Клеточный уровень организации жизни – 24 часа 1 Из истории развития науки о клетке. Клеточная теория, её основные положения. Современные методы цитологических исследований. Основные части клетки. Поверхностный комплекс клетки. Цитоплазма и её структурные компоненты. Немембранные органоиды клетки. Мембранные органоиды клетки. Двухмембранные органоиды клетки. Ядерная система клетки. Хромосомы, их строение и функции. Особенности клеток прокариот. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 §31, подготовить доп. материал по теме §32, вопросы с.150 Задания с. 150­152 Повторить особенности про­ и эукариот Опорный конспект §33, подготовить доп.материал об  Д.И.Ивановском §34, рис.64,66, схема 67 §35, подг.доп.информацию §35, оформить л/р §36, задания с.170­172 §37, заполнить таблицу «Персоналии в  цитологии» §38, положения с 179 §39, подг. презентации §40, рис.73 §41, рис.75 §42, табл. 4 §43, подг. доп.инф §44, в.с.205 §45,  рис.90,91,92 §46, опорный конспект §47, рис.96,97 §48, табл. 6 5 неделя ноября 1 неделя декабря 1 неделя декабря 1 неделя декабря 2 неделя декабря 2 неделя декабря 2 неделя декабря 3 неделя декабря 3 неделя декабря 3 неделя декабря 2 неделя января 2 неделя января 2 неделя января 3 неделя января 3 неделя января 3 неделя января 4 неделя января 4 неделя января 4 неделя января 1 неделя  февраля 1 неделя  февраля 1 неделя  февраля 2 неделя  февраля 15 Гипотезы о происхождении эукариотической клетки. §49, рис. 102, 103 14 15 16 17 18 19 Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. §50, в.с.234­235 Лабораторная работа № 14 «Изучение многообразия в строении клеток». §50, оформить л/р Обобщающий урок   по теме: «Строение живой клетки» Клеточный цикл. Деление клетки – митоз. Задания с.235­238 §51, рис.109, 110 §52, заполнить таблицу Лабораторная работа № 15 «Изучение свойств клетки». §52, оформить л/р 20 Мейоз – редукционное деление клетки. Образование мужских гамет­ сперматогенез. Образование женских половых клеток – оогенез. Обобщающий урок по теме: «Клетка – генетическая единица живого». Контрольный урок  по теме: «Клеточный уровень организации жизни». 21 22 23 24 Молекулярный уровень организации жизни – 26 часов Основные химические соединения живой материи. 1 Химические соединения в живой клетке. 2 3 Органические соединения клетки – углеводы. Липиды и белки. 4 Лабораторная работа № 16 «Органические вещества клетки». 5 Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты. 6 7 Практическая работа №6.  Решение задач по теме  «Молекулярная  биология». Компактизация молекул ДНК в ядрах клеток эукариот. Рибонуклеиновые кислоты: многообраие, структура и свойства. Наследственная информация, её хранение и передача. 8 9 10 11 Молекулярные основы гена и генетический код. §53, сравнить митоз и мейоз §54, рис.121, 122 §55, в. с.264 Задания с.269­271 Повторить хим.состав клетки §57, табл.8 §58, в.с.280 §59, подготовить презентации §59, подготовить презентации §60, оформить л/р §61 правило Чаргаффа §61, оформить п/р §62, рис.157 §63, табл.10, рис.162 §64, запись в тетрадь §65, свойства ген.кода, зад. С.320­323 2 неделя  февраля 2 неделя  февраля 3 неделя  февраля 3 неделя  февраля 3 неделя  февраля 4 неделя  февраля 4 неделя  февраля 1 неделя марта 1 неделя марта 2 неделя марта 2 неделя марта 2 неделя марта 3 неделя марта 3 неделя марта 3 неделя марта 1 неделя апреля 1 неделя апреля 1 неделя апреля 2 неделя апреля 2 неделя апреля 2 неделя апреля 3 неделя апреля 16 Биосинтез белков в живой клетке. Трансляция как этап биосинтеза белков. 12 13 14 Молекулярные процессы синтеза у растений. Энергетический этап фотосинтеза у растений. 15 Пути ассимиляции углекислого газа. 16 17 Лабораторная работа № 17 «Ферментативные процессы в клетке». 18 Бактериальный фотосинтез и хемосинтез. 19 Молекулярные энергетические процессы. 20 21 Молекулярные основы обмена веществ живой клетки. 22 23 Кислородный этап биологического окисления. 24 Обобщающий урок по теме «Химические  процессы в  живой клетке». Химические элементы в оболочках Земли и их значение в жизни живых  организмов. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Структурные уровни организации живой материи. Обобщающий урок по теме  «Время экологической культуры». 25 26 Повторение и обобщение ­2 часа 1 2 Обобщающий урок по курсу биологии 11 класса. Итоговая к/р §66, в.с.327 §67, рис.172 §68, в.с.337 §69, схема ФС §70, рис.185 §70, оформить л/р §71, табл.12 §72, в.с.357 §73, рис.190­192 §74, рис.198, табл.13 § 75, задания с.376­379 §76, табл.14 §77, подг. презентации §78, в. с.391 Задания с. 392­393 Подготовиться к к/р 3 неделя апреля 3 неделя апреля 4 неделя апреля 4 неделя апреля 4 неделя апреля 5 неделя апреля 5 неделя апреля 5 неделя апреля 1 неделя мая 1 неделя мая 2 неделя мая 2 неделя мая 3 неделя мая 3 неделя мая 4 неделя мая 4 неделя мая 4 неделя мая 17

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса

Рабочая программа по биологии для 10-11 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2019