РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5 класса (на русском и татарском языке).Программы курса «Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы. » - М.: Дрофа, 2012. Рабочая программа по биологии 5 класс предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю (35 часов).
рабочая программа по биологии 5 класс.docx
Рассмотрено на МО
Руководитель МО
_________________/Ф.В.Ямалиева/
Протокол №____ от
«_____» _________________20___г.
Согласовано
Заместитель
директора по УР
_____________/М.М.Шаяхметова/
«_____» _________________20___г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ
«Старомензелябашская ООШ
имени А.Тимергалина»
_____________/Ф.Г.Шаяхметов/
Приказ №_______ от
«_____» _________________20___г.
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Старомензелябашская основная общеобразовательная школа имени А.Тимергалина»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 5 класса
Сармановского муниципального района РТ
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ______ от
«_____» _________ 20___ г.
Составитель: учитель
биологии и химии первой
квалификационной категории Калимуллина А.Н.
20172018 учебный год Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для обучающихся 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических
рекомендаций:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Учебного плана МБОУ «Старомензелябашская ООШ имени А.Тимергалина» на 2017/2018 учебный год;
«Примерной программы по учебным предметам. Биология. 59 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с.;
Программы курса «Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие
программы. 5—9 классы. » М.: Дрофа, 2012.
Согласно действующего базисного учебного плана, рабочая программа по биологии 5 класс предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в
неделю (35 часов).
Цели и задачи курса:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического
разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об
основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и
изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых
организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска
на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты
здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними. Особенности преподавания курса
В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностнодеятельностного, историкопроблемного,
интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса биологии в 5 классе направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие
познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение
видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои
мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в
диалог и т. д.
Изучение биологии в 5 классе направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой
природы, их многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей
и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания
живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебнометодических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством
В. В. Пасечника.
В программу внесены изменения. На тему «Клеточное строение организмов» вместо 10 часов отведено 7, на темы «Царство Бактерии. Царство
Грибы» отведено 9 часов, на изучение темы «Царство растения» отводится 13 часов. Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения
окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы
растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны,
папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь
элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности. .
Содержание учебного предмета
Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс
Биология.
(35 часов, 1 час в неделю)
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные
признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на
живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземновоздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников; — определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (7часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные работы
Устройство микроскопа. Рассматривание препарата кожицы чешуи лука.
«хлорофилл»;
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты»,
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (9 часов)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их
распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора
съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибыпаразиты. Роль грибов в природе и жизни
человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные работы Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Раздел 3. Царство Растения (13 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их
связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в
природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные работы
Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение хвои и шишек хвойных (на примере
местных видов).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников; — роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её,
переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Календарнотематическое планирование №
п/
п
Тема урока
Ко
ли
чес
т
во
час
ов
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Дата проведения
План
Факт Введение (6 часов) Кереш
1
1
1
1
1
Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение
биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической
науки в жизни общества
5.09
Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент»,
«измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают
правила техники безопасности в кабинете биологии
Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения»
и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение,
питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.
Составляют план параграфа
Определяют понятия «водная среда», «наземновоздушная среда», «почва как
среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов
со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу
12.09
19.09
26.09
Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки
работы с текстом учебника
3.10
1
Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений
10.10
Биология — наука о живой
природе.
Биология — терек табигать
турындагы фән
2 Методы исследования в
тикшеренү
биологии.
Биологиядә
методлары
Разнообразие живой природы.
Терек
табигатьтәге
күптөрлелек
1
3
4
5
6
Среды обитания живых
организмов.
Организмнарның
яшәү
тирәлекләре
Экологические факторы и их
влияние на живые организмы.
Экологик факторлар һәм
аларның тере организмнарга
йогынтысы
Обобщающий урок по теме
«Введение». Экскурсия №1
«Многообразие живых
организмов, осенние явления в
жизни растений и животных»
Пр.р. №1 «Фенологические
наблюдения за сезонными
изменениями в природе.
Ведение дневника
наблюдений».
«Кереш» темасы буенча
гомумиләштерү дәресе Экскурсия №1 «Тере
организмнарның күптөрлелеге,
үсемлекләр һәм хайваннар
тормышында көзге үзгәрешләр»
Пр.эш №1 «Табигатьтәге
сезонлы үзгәрешләргә
фенологик күзәтүләр. Күзәтү
көндәлеге алып бару»
Клеточное строение организмов (7 часов) Организмнарның күзәнәкчел төзелеше
1
1
1
Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр»,
«объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство
микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом
17.10
Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и
микропрепаратах части и органоиды клетки
24.10
Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под
микроскопом, описывают и схематически изображают их
7.11
7
8
9
приборларның
Устройство увеличительных
приборов.
Л.р.№1 «Устройство лупы и
светового
микроскопа.
Правила работы с ними».
Зурайткыч
төзелеше.
Лаборатор эш №1
“Лупа һәм микроскопның
төзелеше. Алар белән эшләү
алымнары”
Строение клетки.
Л.р.№2 «Изучение клеток
растения с помощью лупы»
Күзәнәкнең төзелеше.
Лаборатор.эш №2
“Микроскопның төзелеше һәм
аның белән эшләү алымнары”
Строение клетки.
Л.р.№3
«Приготовление
препарата кожицы чешуи лука,
рассматривание его под
микроскопом»
Күзәнәкнең
Лаборатор эш №3
төзелеше. аны
кабыгы
әзерләү
микроскоптан
“Суган
микропрепаратын
һәм
карау”.
Л.р.№4
«Приготовление
препаратов и рассматривание
под микроскопом пластид в
клетках листа элодеи, плодов
томатов, рябины, шиповника»
Лаборатор.эш №4
“Препаратлар әзерләү һәм
микроскоптан элодея яфрагы,
гөлҗимеш
томат,
җимеше
күзәнәгендәге
пластидларны карау”
миләш,
10 Химический состав клетки:
неорганические и органические
вещества.
Л.р.№5
«Приготовление препарата и
рассматривание
под
движения
микроскопом
цитоплазмы в клетках листа
элодеи».
Күзәнәкнең химик составы.
Лаборатор эш №5 “Препарат
әзерләү һәм микроскоптан
элодея яфрагы күзәнәгендә
цитоплазма хәрәкәтен карау”
11 Жизнедеятельность клетки, ее
деление и рост.
Күзәнәкнең
эшчәнлеге; бүленүе,үсүе
тереклек
1
1
1
Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки.
Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки.
Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки.
Учатся работать с лабораторным оборудованием
14.11
Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят
биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности
организмов и объясняют их результаты
. Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных
видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять
различные растительные ткани на микропрепаратах
21.11
28.11
12 Ткани.
Л.р.№6 «Рассматривание под
микроскопом
готовых микропрепаратов различных
растительных тканей».
Тукымалар.
Лабораторэш №6
“
Микроскоптан төрле үсемлек
тукымаларының
әзер
микропрепаратларын карау”
15
14 Строение
и
жизнедеятельность бактерий.
Бактерияләрнең төзелеше һәм
тереклек эшчәнлеге
Роль бактерий в природе и
жизни человека.
Табигатьтә
кеше
тормышында бактерияләрнең
роле
һәм
16 Обобщающий урок по теме
«Царство Бактерии».
“Бактерияләр патшалыгы”
темасы
буенча
гомумиләштерү дәресе
характеристика
гомуми
17 Общая
грибов.
Гөмбәләрнең
характеристикасы
18 Шляпочные грибы.
Эшләпәле гөмбәләр.
19 Шляпочные грибы.
П.р.№2 «Строение плодовых
тел шляпочных грибов.
Эшләпәле гөмбәләр.
Практик эш №2
“Эшләпәле гөмбәләрнең җир
өсте өлешләренең төзелешен
өйрәнү”
Царство Бактерии (3 часа) Бактерияләр патшалыгы
Выделяют существенные признаки бактерий
Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз»,
«болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и
жизни человека
5.12
12.12
Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами.
Заполняют таблицы.
19.12
Царство Грибы (6 часов) Гөмбәләр патшалыгы
Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов.
Объясняют роль грибов в природе и жизни человека
Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы.
Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Симбиоз
грибов и растений. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении
ядовитыми грибами.
9.01
16.01
23.01
1
1
1
1
1
1 20
Плесневые грибы и дрожжи.
Л.р.№7 «Строение плесневого
гриба мукора.
Строение
дрожжей».
Күгәрек гөмбәләр һәм
чүпрә.
Лаборатор. эш №7 “Күгәрек
гөмбәләрнең төзелеше. Чүпрә
төзелеше.”
Грибыпаразиты.
Паразит гөмбәләр
21
22 Обобщающий урок по теме
«Царство Грибы».
“Гөмбәләр патшалыгы”темасы
буенча гомумиләштерү дәресе
23
Разнообразие,
распространение растений.
Үсемлекләрнең күптөрлелеге,
таралышы
24 Водоросли. Л.р.№8 «Строение
зеленых водорослей»
Суүсемнәр. Лаборатор эш №8
“Яшел
суүсемнәрнең
төзелеше”
Роль водорослей в природе и
жизни человек.
Охрана
водорослей.
Табигатьтә
кеше
тормышында суүсемнәрнең
һәм
25
1
1
1
1
1
1
Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и
дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике
изображением
30.01
Определяют понятие «грибыпаразиты». Объясняют роль грибовпаразитов в
природе и жизни человека
6.02
Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами.
Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать
с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в
природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и
дополнительной литературы)
13.02
Царство Растения (13 часов) Үсемлекләр патшалыгы
Определяют понятие ботаника, растения низшие и высшие. Объясняют роль
растений в природе и жизни человека. готовят сообщение «Роль растений в
природе»
20.02
Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и
гербарными образцами, определяя
представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом
27.02
Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают
необходимость охраны водорослей
6.03 роле . Суүсемнәрне саклау
26 Лишайники.
Лишайниклар
27 Мхи.
Мүкләр
28 Мхи. Л.р.№9 «Строение мха
(на местных видах)»
Мүкләр. Лаборатор эш №9 “
Мүк төзелеше ”
29
Плауны, хвощи, папоротники.
Строение
«
Л.р.№10
спороносящего хвоща»
Л.р.№11
спороносящего папоротника.»
Плауннар.
Абагалар.
Лаборатор.эш №10
“ Споралы
төзелеше”
Лаборатор.эш №11
“ Споралы абага төзелеше”
Наратбашлар.
«Строение
наратбаш
30
Голосеменные растения.
Ачыкорлыклылар.
31 Голосеменные растения. Л.р.
№12 «Строение хвои и шишек
хвойных (на примере местных
видов)»
Ачыкорлыклылар.
Лаборатор эш №12
“Ылыслыларның ылыслары
1
1
1
1
1
1
Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники»,
«накипные лишайники». Находят лишайники в природе
13.03
Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные
группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и
гербарных образцах
3.04
Выполняют лабораторную работу
10.04
Выполняют лабораторную работу. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и
плаунов в природе и жизни человека
17.04
Выделяют существенные признаков голосеменных растений.
Выполняют лабораторную работу.
Выделяют существенные признаков
голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с
использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль
голосеменных в природе и жизни человека
24.04
1.05 һәм күркәләре төзелеше ”
32 Покрытосеменные растения.
«Строение
Л.р.№13
цветкового растения»
Ябыкорлыклылар,
Чәчәклеләр
Лаборатор.эш №13
яки
“ Чәчәкле
үсемлек
төзелеше”
33 Происхождение растений.
Үсемлекләрнең килеп чыгуы.
34 Обобщающий урок по теме
«Царство Растения».
“Үсемлекләр
темасы
гомумиләштерү дәресе
патшалыгы”
буенча
Подведение итогов за год.
35
Летние задания.
Йомгаклау дәресе. Җәйге
биремнәр.
1
Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают
представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц
и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни
человека
8.05
1 Определяют понятия «палеонтология»,
«палеоботаника»,
Характеризуют основные этапы развития растительного мира
«риниофиты».
15.05
1 Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе
сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного
мира. Находят информацию о растениях в научнопопулярной литературе,
биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её.
22.05
Находят информацию о растениях в научнопопулярной литературе,
биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её.
29.05
1 Учебнометодическое обеспечение учебного процесса
Учебнометодическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК:
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г.
2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2015 г.
3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.
Рабочая программа по биологии для обучающихся 5 класса составлена на основе:
«Примерной программы по учебным предметам. Биология. 59 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с.;
Программы курса «Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие
программы. 5—9 классы. » М.: Дрофа, 2012.
Литература для учителя и учащихся:
1. Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии (к учебнику «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 кл). М., Экзамен,
2005
2) Журнал «Биология в школе»
3) «Открытая биология» СДдиск компании «Физикон»
4) Занимательная биология на уроках 69класс, Москва, глобус 2010
Электронное приложение для 5 класса (www.drofa.ru)
Интернетресурсы:
www.bio.1september.ru , www.bio.nature.ru, www.edios.ru, www.km.ru/educftion
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.