Рабочая программа по биологии для 5 класса
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология
5 кл
08.09.2019
Рабочая программа по биологии для 5 класса
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена в соответствии с нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса. При составлении программы использовалась авторская программа С.Н.Новиковой и Н.И. Романовой и УМК «Биология. Введение в биологию» Введенского Э.Л., Плешакова А.А. , представленный учебником, методическим пособием, рабочей тетрадью и DVD диском. Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения. Структуризация представленной программы и учебника осуществлена в соответствии с Базисным учебным планом, согласно которому на изучение биологии в 5 классе отводится 1 ч в неделю.
Рабочая программа 5 класса по биологии.docx
Введение в биологию 5 класс (34 ч) Пояснительная записка  Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена в соответствии с нормативными документами, определяющими структуру и содержание  курса: ­  Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ­  Приказ   Министерства образования и науки Российской Федерации:  «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413»; ­ Требования  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный  образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2010); ­ Рекомендации Примерной программы основного общего образования ­ Биология 5­9 классы: проект.­М. : Просвещение, 2011. (Стандарты второго  поколения); ­  Рекомендации  авторской программы С.Н.Новиковой и Н.И. Романовой (Москва «Русское слово», 2012 г., линия «Вектор»); ­ Возможности  УМК «Биология. Введение в биологию» Введенского Э.Л., Плешакова А.А. (учебник, методическое пособие, рабочая  тетрадь, DVD диск). ­ Учебный план МБОУ «Подольская СОШ» ; ­ Положение о структуре порядке разработки  и утверждения рабочих программ учебных предметов МБОУ «Подольская СОШ».    Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из  курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения. Структуризация представленной программы и учебника осуществлена в соответствии с Базисным учебным планом, согласно которому на изучение  биологии в 5 классе отводится 1 ч в неделю. Цели и задачи курса: — познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии; — систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно­научных знаний  в начальной школе; — начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного  исследования; — развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям; — начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту на изучение биологии в 5 классе отводится 34 часа. Материал курса  разделен на две главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и методами изучения  природы. Первая глава «Мир биологии» формирует первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов  изучения биологии: бактерий, растений, грибов и животных. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической  значимости получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе,  бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Во второй главе «Организм и среда обитания» учащиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания.  Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и  условиями, в которых они обитают. В конце изучения данной главы учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром  материков планеты. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является  условием приобретения прочных знаний. Технологии обучения: личностно­ориентированные, разноуровневого обучения, социально­коммуникативные, игрового обучения, ТРКМ,  организация исследовательской деятельности, ИКТ­технология. Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся: Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным  материалом, работа в парах, работа в  группах, исследовательская деятельность. Виды и формы контроля: Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный. Личностные результаты  Познавательный интерес к естественным наукам.  Понимание значимости научного исследования природы.  Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии.  Понимание роли исследований и открытий ученых­биологов в развитии представлений  о живой природе.  Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов.   Понимание принципов современной классификации организмов.  Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного  Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. влияния болезнетворных бактерий.  Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при  отравлении ядовитыми грибами.  Осознание важности растений в природе и жизни человека.  Представление о значении растений и животных в природе, осознание их хозяйственного и эстетического значения для человека.  Понимание роли половых клеток в размножении живых организмов.  Представление о родстве живых организмов, населяющих нашу планету.   Представлений о необходимости вести здоровый образ жизни.  Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода.  Понимание роли генов в хранении и передаче наследственной информации от родителей к потомству.  Осознание взаимосвязанности, взаимозависимости всех компонентов природы.  Представление о животных как сложно организованных существах, обладающих способностью к общению.  Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человек.  Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны.   Принятие правил поведения в живой природе.  Принятие правил здорового образа жизни.  Понимание необходимости оказания экстренной доврачебной.  Помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях.  Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека.   Понимание необходимости оказания экстренной первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, при укусах ядовитых  животных.  Осознание необходимости соблюдения правил, позволяющих избежать зараженияпаразитическими червями.  Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают.  Осознание влияния факторов среды на живые организмы.  Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами в природе.   Понимание причин возникновения негативных последствий в природе в результате деятельности человека.  Принятие правил поведения в природе.  Представление о многообразии природных сообществ как следствии разнообразия природных условий на поверхности планеты.  Понимание важности пищевых связей для осуществления круговорота веществ.  Осознание роли Мирового океана на планете.   Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах.  Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным  природным условиям на разных материках. Метапредметные результаты Познавательные УУД:              умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. умение выделять главное в тексте. овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.  приобретение элементарных навыков работы с приборами. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте,  структурировать учебный материал. грамотно формулировать вопросы. устанавливать причинно ­ следственные связи. самостоятельно оформлять конспект урока в тетради. готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. освоение элементарных навыков исследовательской деятельности. умение проводить элементарные исследования. сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, Личностные УУД:           умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.  умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. умение применять полученные знания в своей практической деятельности. осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. знание основных составляющих здорового образа жизни. умение видеть прекрасное в природе. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.  Регулятивные УУД:       умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. развитие навыков самооценки и самоанализа. развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД:        умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах умение работать в составе творческих групп. умение обмениваться информацией с одноклассниками умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. овладение навыками выступлений перед аудиторией. Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии Предметные результаты   Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования   Знание многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются Знание и оценка вклада ученых­биологов в развитие науки Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы). Освоение основных правил работы с микроскопом Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов    Выделение существенных особенностей представителей царства живой природы и их роли       в круговороте веществ. Знание наличия различных способов общения между животными. Знание особенностей строения половых клеток. Умение на рисунках и таблицах выделять существенные черты сходства зародышей позвоночных  животных. Знание основных способов размножения живых организмов. Знание о значении гена и его местоположении в клетке. Знание о существовании различных пород животных и сортов культурных растений. Элементарные представления о лекарственных растениях.  Объяснение роли биологии в практической деятельности человека  Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе.  Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды.   Знание элементарных правил оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях. Знание ядовитых грибов и растений, опасных животных. Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях,  кровотечениях, укусах животных, правил, позволяющих  избежать заражения болезнетворными бактериями. Знание компонентов природы. Представление о многообразии обитателей водной, наземно – воздушной, почвенной, организменной  сред и  выявление приспособлений организмов к обитанию в  них. Знание причин примитивности паразитов и их отличий от симбионтов. Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами. Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов. Знание различных форм взаимоотношений между живыми организмами в природе. Умение приводить примеры форм взаимоотношений организмов.  Различение отрицательных и положительных результатов влияния деятельности человека на природу. Знание правил поведения в природе и мер по  ее охране.      Различение естественных и искусственных сообществ. Знание значения пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ.    Умение составлять элементарные пищевые цепи. Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях  воды, в ее толще и живущих на дне. Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и  животном мире каждого материка. Содержание программы Введение (2 ч) Какие науки относятся к естественным, какие методы используются учеными для изучения природы. Основные понятия: естественные науки (астрономия, физика, химия, география, биология); методы изучения природы (наблюдение, эксперимент,  измерение). Персоналии: Жан Анри Фабр. Глава 1. Мир биологии (18 ч) История развития биологии как науки; современная система живой природы; клеточное строение организмов; особенности строения,  жизнедеятельности и значение в природе организмов различных царств; значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья. Основные понятия: биология; биосфера; клетка: оболочка, ядро, цитоплазма; единицы классификации: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс,  тип (отдел), царство; половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид; оплодотворение; наследственность; организмы­производители; организмы­ потребители; организмы­разрушители; охраняемые территории: заповедники, национальные парки; ядовитые животные и растения. Персоналии: Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Грегор Мендель, Чарлз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский. Глава 2. Организм и среда обитания (14 ч) Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах; какие факторы называются экологическими; какие организмы входят в состав  природных сообществ и каков характер их взаимоотношений друг с другом и окружающей средой; какие растения и животные обитают на материках  нашей планеты и кем населены воду Мирового океана. Основные понятия: среда обитания: водная, наземно­воздушная, почвенная и организменная; экологические факторы: абиотические, биотические и  антропогенные; круговорот веществ. Планируемые результаты Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать: — основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы; — современную классификацию живой природы; — основные характеристики царств живой природы; — клеточное строение живых организмов; — основные свойства живых организмов; — типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно; — приспособления организмов к обитанию в различных средах и возникающих под действием экологических факторов; — правила поведения в природе; — какое влияние оказывает человек на природу. Учащиеся должны уметь: — работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации; — проводить наблюдения и описания природных объектов; — составлять план простейшего исследования; — сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы; — давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания; — составлять цепи питания в природных сообществах; — распознавать растения и животных своей местности, занесенных в Красные книги.                                                                                                Содержание тем учебного курса представлено в виде следующей таблицы: Название раздела Введение Формы организации учебных занятий Входная диагностика, фронтальная  работа с классом, работа в парах. Глава 1. Мир биологии. Работа в группах, в парах,   самостоятельная работа,  фронтальная работа с классом Основные виды учебной деятельности Выполнение теста, работа с учебником и лабораторным оборудованием.  Описывают основные характеристики методов научного познания и их  роль в изучении природы. Работа     с   учебником   и     лабораторным   оборудованием,   подготовить сообщения, выполнение проекта.   Называют основные систематические единицы.   Называют   основные   характеристики   царств   живой   природы. Описывают клеточное строение живых организмов. Анализируют типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно и приспособления организмов   к   обитанию   в   различных   средах   и   возникающих   под действием экологических факторов. Формулируют правила поведения в природе.   Сравнивают   особенности   строения   и   жизнедеятельности представителей различных царств живой природы; Глава 2.  Организм и среда обитания. Работа в группах, в парах,   самостоятельная работа,  фронтальная работа с классом. Работа   с учебником и   лабораторным оборудованием, подготовить сообщения,  выполнение  проекта.  Анализируют   типы  взаимоотношений организмов,   обитающих   совместно   и   приспособления   организмов   к обитанию   в   различных   средах   и   возникающих   под   действием экологических факторов. Формулируют правила поведения в природе. Дают   объяснение   особенностям   строения   и   жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания.  Составляют цепи питания в природных   сообществах.   Распознают   растения   и   животных   своей местности, занесенных в Красные книги. Заключение. Выходная диагностика. Итоги  диагностики. Итоги года. Выполнение теста, анализ результатов диагностики. В программу включены проектные работы.  Тематика проектов  в 5 классе:  1. Зелёная аптека.  2. О самых дорогих цветах. 3. Им нежить друг без друга 4. О самых самых 5. Аквариумные водоросли. 6. Растения – рекордсмены.  7. Комнатные  цветковые растения. 8. Мое любимое животное. 9. Возбудитель малярии – малярийный плазмодий. 10. Роль червей в жизни человека. 11. Хлорелла – космическая водоросль. 12. Создать модель – аппликацию «Биологические науки».  13. Вылепить из цветного пластилина модель клетки.  14. Создать модель – аппликацию царства живой природы.   Календарно – тематический план 5 класс № п/ п 1 2 Методы изучения природы. Входная диагностика. Науки о природе.  Тема урока 3 4 5 Глава 1. Что изучает биология Из истории биологии Экскурсия в мир клеток. . а т а д р и н а л П 04.09 11.09 18.09 25.09 02.10   . а т а Д   д е в о р п Как классифицируются организмы 6 7 Живые царства. Бактерии 8 Живые царства. Грибы. 9 Живые царства. Растения. 10 Живые царства. Животные 11 Жизнь начинается 12 Жизнь продолжается. 13 Почему дети похожи на родителей. 14 Нужны все на свете. 15 Проверка знаний за 1 п/г. Как животные общаются между собой. 16 Биология и практика. 17 Биологи защищают природу 18 Растения и животные Красной книги Оренбургской области 19 Биология и здоровье. 20 Живые организмы и наша безопасность. 21 Мир биологии. Обобщение знаний 22 Глава 2.  09.10 16.10 23.10 06.11 13.11 20.11 27.11 04.12 11.12 18.12 25.12 15.01   22.01 29.01 05.02 12.02 19.02 Водные обитатели. 23 Между небом и землей. 24 Кто живет в почве. 25 Кто живет в чужих телах. 26 Экологические факторы. Абиотические. 27 Экологические факторы: биотические, антропогенные. 28 Природные сообщества. 29 Жизнь в Мировом океане. 30 Путешествие по материкам: Евразия и Африка. 31 Путешествие по материкам: С.Америка, Ю.Америка, Австралия, Антарктида 32 Организм и среда обитания. Обобщение знаний. 33 34  Контрольная работа по курсу «Введение в биологию» Резерв (ВПР) 26.02 04.03 11.03 18.03 01.04 08.04 15.04 22.04 29.04 06.05 13.05                       Отметку «5»   ученик получает, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем освоенного материала составляет 90­100 % содержания (правильный полный ответ, представляющий Выставление отметок на уроке  биологии собой связное, логическое последовательное сообщение на определенную тему; ученик демонстрирует умение применять определения, правила в конкретных случаях, обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры.)  Отметку «4»    ученик получает, если  его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или ее результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы, но имеются одна или две негрубые ошибки или три  недочета и объем освоенного материала составляет 70­90% содержания ( правильный, но не совсем точный ответ.) Отметку «3»  ученик получает, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и ее результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется: 1 грубая ошибка и 2 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2­3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибки и 3 недочета, или 4­5 недочетов. Учащийся владеет изучаемым материалом в объеме 50­70% содержания ( правильный, но неполный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно ). Отметку «2»  ученик получает, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и ее результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем усвоения материала учащегося составляет 20­50% содержания (неправильный ответ). Стартовая (входная) диагностика 5 класс Вариант 1 Часть 1 При выполнении заданий этой части (1­10)  выберите один верный ответ. 1. 1. Найди верное утверждение. 2. 1. воздух – это жидкое вещество. 3. воздух – это газообразное вещество. 6. 7. 2.Укажите признаки живого организма. 8. А. питается 9. Б. растёт 12. 13. 1. БВГ   2. АВГ3. АБГ    4. АБВ 14. 3. Какой гриб из перечисленных относится к ядовитым? 15. 1. опёнок 16. 2. белый гриб 19. 20. 4.Какой признак является главным для дерева? 21. 1. дерево высокое 22. 2. у дерева много веток Что такое почва? 25. 26. 1. верхний плодородный слой земли. 2. верхний слой земли. 5. 4. воздух – это твёрдое вещество. 5. воздух – это вязкое вещество. 10. В. используется в пищу 11. Г. дышит 17. 3. подосиновик 18. 4. мухомор 23. 3. у дерева один твёрдый ствол 24. 4. у дерева много листьев на ветках 3. вещество чёрного цвета. 4. вещество чёрного или серого цвета. 6. 6.Какое из перечисленных растений относится к группе дикорастущих? 1. традесканция 2. астра 3. берёза 5. 6. 7.Какое природное явление разрушает почву? 7. 1. листопад 8. 2. изморозь 11. 12. 8. Почему нельзя разорять муравейники? 13. 1. жалко муравьёв 14. 2. муравьи – полезные насекомые 17. 18. 9. Что улучшает плодородие почвы? 19. 1. мусор 20. 2. гнилые деревья 4. роза  9. 3. гололёд 10. 4. ветер  15. 3. муравьи кусаются 16. 4. муравьи строят муравейники 21. 3. растущая трава 22. 4.перегной 23. 24. 10.  Цветки какого растения заваривают и пьют при простуде? 25. 1. яблоня 26. 2. вишня 29. 27. 3. черёмуха 28. 4. липа 30. Часть 2 31. При выполнении заданий этой части (11­14) запишите ответ 32. 11. Как называется дикий «родственник» домашнего животного – свиньи? 33. Курица.    Кабан.    Свинья.     Овца. 34. 35. 36. 37. 12. Как называется система органов человека, состоящего из головного мозга, спинного мозга, нервов и органов чувств. 13. В каком случае сон будет спокойным и глубоким? Если перед сном хорошо ___________________________ комнату. 14. Что произойдёт, если комнатные растения не поливать? 38. 41. 42. 44. 40. При выполнении заданий этой части запиши ответ,  выпиши ­ явные факты  и скрытые. 39. Часть 3 15. Определи название животного зоны лесов. Тело покрыто шерстью бурого цвета. Всеядное. К зиме жиреет. Зимой впадает в спячку. Детёныши рождаются в конце зимы. 43. 45. Вариант 2 46. Часть 1 47. При выполнении заданий этой части (1­10)  выберите один верный ответ. 1. Как называется пророщенное семя фасоли? проросток кустарник 1. 2. 5. 2. Какую часть растения свёклы люди употребляют в пищу? лист корень 1. 2. 5. 3. дерево 4. трава 3. цветок 4. плод 3. Укажи составные части почвы, обеспечивающие жизнь растений. 1. 2. вода, воздух, минеральные соли мыши, личинки, насекомые 3. камни, песок, глина 4. полезные ископаемые 5. 6. 4.Какой признак  является главным для кустарника? 7. 8. 1. меньше дерева 2. много деревянистых стеблей 9. 10. 3. имеет цветки 4. имеет плоды 12. 5.Какое из перечисленных растений относится к группе мхов? 13. 14. 1.кислица 2. мать­и­мачеха 11. 15. 16. 3.сфагнум 4. щавель 17. 18. 6.Как называются растения, которые люди постоянно выпалывают на полях? 21. 22. 1. культурные 2. овощные 19. 20. 3. зерновые 4. сорняки 23. 24. 7.Что из перечисленного НЕ относится к строению гриба? 25. 1. грибница 26. 2. корень 29. 30. 8.У каких деревьев листья называются «хвоинки»? 31. А. сосна 32. Б. берёза 35. 1. АБВ                       2.АБГ                         3.АВГ                       4.БВГ 36. 9.Как называется прибор для определения температуры тела человека? 27. 3. шляпка 28. 4. ножка 33. В. ель 34. Г. лиственница 37. 38. 1. медицинский термометр 2. уличный термометр 41. 10. Укажи в группе растений «лишнее». 42. 43. 1. берёза 2. орешник 39. 40. 3. комнатный термометр 4. мамина рука 44. 45. 3. дуб 4. осина 46. Часть 2 47. При выполнении заданий этой части (11­14) запишите ответ 48. 49. 50. 51. 52. 11. Относится ли паук к насекомым? Ответ запиши словом «да» или «нет».   12. К какой системе органов человека относится рот, зубы желудок, кишечник?   13. Впиши недостающее слово, чтобы получился совет, которому необходимо следовать всегда. 53. Мыть руки обязательно ______________________________ раз в день, особенно перед едой. 54. 55. 59. 60. 61. 62. 14.  Как одним словом называются растения, которые человек сам сажает, выращивает?   57. При выполнении заданий этой части запиши ответ,  выпиши ­ явные факты  и скрытые. 56. Часть 3 58.   15. Определи название природного сообщества, представители которого являются: белки, кабаны, бурые медведи, лисы, зайцы, волки.   Критерии оценивания 63. За правильное выполнение всех заданий (1­15) ставится отметка «5», 64. за правильное выполнение 12­14 заданий ставится отметка «4», 65. за правильное выполнение 9­11 заданий ставится отметка «3», 66. если выполнено заданий меньше девяти – отметка «2». 68. За 69. Ва 80. 1 91. 2 103. 108. 109. 110. 104. 105. 106. 107. 111. 112. Итоговая (выходная) 113. Вариант 1 114. Часть 1 115. При выполнении заданий один верный ответ. 116. 1.Одноклеточным 117. А) Амёба 118. Б) Ромашка 119. В) Мухомор 67. Ответы 79. 100. 101. 3. 4. 12 5. 1 6. 1 7. 15 11. п 17. н 12. п 18. к диагностика 13. ме этой части (1­6)  выберите организмом является 19. ле 9. 15. нет 10. нервна я 16. пищев ари тел ьна я 1. З а д а н и е 2. В а р и а н т 8. 1 14. 2 121. 126. 131. 136. 141. 120. Г) Мышь 2.Слияние наследственной информации происходит при 122. А) Опыление 123. Б) Оплодотворение 124. В) Размножение 125. Г) Дыхание 3.Признак, характерный для животных 127. А) Создание питательных веществ под действием солнца 128. Б) Неподвижный образ жизни 129. В) Питание готовыми органическими веществами 130. Г) Наличие в клетках хлорофилла 4.Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, называются 132. А) Производители 133. Б) Потребители 134. В) Разрушители 135. Г) Обогатители 5.Кенгуру, ехидна, утконос, коала, попугай кеа – это обитатели материка: 137. А) Евразия 138. Б) Африка 139. В) Австралия 140. Г) Америка 6.Приспособления, характерные для животных – паразитов 142. А) Наличие прицепок, крючков и присосок 143. Б) Низкая плодовитость 144. В) Хорошо развиты органы чувств 145. Г) Хорошо развиты конечности 146. 147. 148. Часть 2 149. 7.Установите соответствие между видами животных и группами организмов, к которым они относятся в зависимости от роли, выполняемой в природе. Ответы впишите в таблицу. 150. ЖИВОТНЫЕ                                          РОЛЬ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ 1) 2) 3) 4) 151. 152. 156. 160. 161. 162. 163. 164. 165. 166. 167. 168. 169. 170. 171. Дождевой червь                           А) Опылители Моховый шмель                          Б) Распространители плодов и семян Сойка обыкновенная                   В) Санитары природы Пятнистая гиена                           Г) Почвообразователи 1 153. 157. 2 154. 158. 3 155. 159. 4 8. Выберите из списка и запишите номера только тех суждений, которые можно получить путём измерений. 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) Комнатные растения наклоняются  в сторону источника света. При отсутствии полива комнатные растения погибают. У зверей, живущих в холодном климате, развит густой подшёрсток. Дождевые черви питаются перегноем. Сахар лучше растворяется в горячей воде, чем в холодной. Птицы строят гнёзда весной. Рога лося достигают полутора метров в размахе. Длина тела соболя достигает 56 см. Гепард может бежать со скоростью 110 км/ч. В кладке утки кряквы насчитывается от 8 до 10 яиц. 172. 173. Ответ _____________________________________________________________________________ 9.В приведённом списке правил поведения человека во время сильного ветра, грозы и града выберите и запишите верные. Объясни,  174. почему некоторые правила ты не выбрал в верные?   Переждать стихию можно под деревом. Как убежище от града можно использовать автобусные остановки, подъезды, перевёрнутые лодки, сараи. Спрятаться от дождя, града и молнии в сельской местности можно под вёдра и тазами. Дома закрыть форточки, двери и отойти подальше от окон. Во время грозы не следует  купаться. Пережидать стихию лучше на возвышенных участках. На открытой местности можно спрятаться в канаве или овраге. 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 175. Ответ ______________________________________________ 176. Часть 3 10. Максим  любил прогуливаться по лесу,  который расположился вблизи его дома. Но чтобы добраться до него, нужно преодолеть  177. автомобильную дорогу. Максим старался ежедневно бродить по любимому лесочку. Ему нравилось наблюдать за явлениями природы и улавливать  малейшие  изменения, которые происходили в лесу. Однажды, он любовался, как заяц вилял между березками, спасаясь от неожиданной встречи с  Максимом. Как – то возвращаясь домой, он заметил, как два грибника увлечено собирали грибы под одиноко стоящими берёзками,  расположившиеся на крутом склоне дороги.  1.Как бы ты повел себя, если оказался на месте Максима? 2.Какой совет ты бы дал грибникам? 3. Обоснуй свои действия. 178. 179. 180. 181. 182. Ответ ______________________________________________ 183. 11.Опишите порядок своих действий при оказании первой помощи человеку, который: играя во дворе, подвернул ногу и не может идти.. 184. Ответ ______________________________________________ 185. 12.Рассмотри схему предложенной цепи питания. Предложи свой примеры. 186. 192. 13.Подумайте и ответьте на вопрос. 193. Как считаешь, почему наиболее заселёнными в океане являются прибрежные участки, глубина которых не превышает 200 м? 187. 188. 189. 190. 191. 194. Ответ ______________________________________________ 195. 196. 197. 198. Вариант 2 199. Часть 1 200. При выполнении заданий этой части (1­6)  выберите один верный ответ. 201. 202. 203. 1.В чём главное отличие бактерий от клетки животного или растения? А) Имеет оболочку                 В) Одноклеточные Б) Имеет цитоплазму             Г) Нет ядра 204. 2.Мужские половые клетки растений называются 205. 206. 207. 208. А) Яйцеклетками Б) Сперматозоидами В) Спорами Г) Спермиями 209. 3.Организмы, способные создавать органическими веществами из неорганических, называются 210. 211. 212. 213. А) Производители Б) Потребители В) Разрушители Г) Обогатители 214. 4.Организм, ведущий придонный образ жизни 215. 216. 217. 218. А) Рыба – меч Б) Медуза В) Акула Г) Морская звезда 219. 5.К светолюбивым растениям относятся: 220. 221. 222. 223. А) Ландыш Б) Одуванчик В) Майник Г) Вероника 224. 6.Приспособления, характерные для млекопитающих – обитателей почвы. 225. 226. 227. 228. 229. А) Ласты и плавники Б) Развиты копательные конечности В) Плоская форма тела Г) Прыгательные конечности 230. Часть 2 7.Сопоставьте методы изучения живой природы со сведениями о живых организмах, которые могут быть получены при их  231. применении. Ответы впишите в таблицу. 232.                            МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ                                 СВЕДЕНИЯ О ЖИВЫХ ОРГАНИЗМАХ 1) Эксперимент                             А) птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту в тёплые края с 233.                                                          приходом осени 2) Измерение                                 Б) масса тела амурского тигра достигает 270 кг 3) Наблюдение                              В) рост растений происходит интенсивнее при внесении в почву                                                          удобрений 234. 235. 238. 241. 1 236. 239. 2 237. 240. 3 242. 8. Выбери из списка и запиши номера, под которыми указаны названия видов 243. 244. 245. 246. 247. 248. 249. 250. 251. 1) Подорожник 2) Клевер ползучий 3) Крыса 4) Кошка 5) Клевер 6) Амурский тигр 7) Клевер горный 8) Подорожник ланцетный 9) Чёрная крыса 252. 253. Ответ ______________________________________________ 254. 9. Из  предложенного списка выберите и запишите номера тех приспособлений организмов, которые характерные только для  255. обитателей водной среды. Объясни, почему некоторые приспособления ты не выбрал в верные?   1) Обтекаемая форма тела 2) Жгутики и реснички 3) Развитые бегательные конечности 4) Жабры 5) Ласты и плавники 6) Развитый шёрстный покров 7) Дыхание растворённым в воде кислородом 8) Дыхание атмосферным кислородом 9) Способность к «парению» в толще воды 256. 257. Ответ ______________________________________________ 258. Часть 3 10.  Володя и Слава невзирая на прохладную, хотя и солнечную погоду, решили искупаться. В воде Слава наступил на осколок стекла и сильно  259. порезал ногу. Володе нужно было оказать другу  помощь на месте происшествия. Как бы ты поступил на месте Володи? Опиши поэтапно свои  действия. 260. Ответ ______________________________________________ 261. 11. Найди и запиши лишний организм. Объясни, почему оно лишнее в этой компании. 262. Белая куропатка, полярная сова, ромашка лекарственная, домашняя кошка, благородный  олень. 263. Ответ ______________________________________________ 264. 12.  Рассмотри схему предложенной цепи питания. Предложи свой примеры. 265. 266. 267. 269. 270. 268. 271. 272. 13.Подумайте и ответьте на вопрос. 273. Чем отличаются взаимоотношения дерева с грибом трутовиком и белым грибом? 274. 275. 276. 277. 278. Ответ ______________________________________________ 280. 279. Критерии оценивания Общее количество – 24 балла: задания части  А по 1 баллу, части В по 2 балла, части С по 3 балла. «5»  ­ 21­24 балла «4» ­ 16 – 20 баллов «3» ­ 12 – 15 баллов «2» ­ ниже 12 баллов 286. 287. Ответы 290. 1 291. 2 281. 282. 283. 284. 285. 288. Вар и а н т 289. Зад а н и е 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 292. А 294. Б 296. В 298. Б 300. В 302. А 304. 1­Г 305. 2­А 306. 3­Б 307. 4­В 312. 1,3,7 , 8 , 9 314. 2,4,5 , 7 293. 295. 297. 299. 301. 303. 308. 309. 310. 311. 313. Г Г А Г Б Б 1­ 2 3 2, В – Б ­ А 6,7,8 315. 1, 2,4,5,7,9 316. 318. 319. 320. 321. 322. 317. 324. 323. 325.

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса

Рабочая программа по биологии для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2019