Рабочая программа по биологии для 5 класса «Биология: Бактерии. Грибы. Растения»
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
биология
5 кл
12.09.2019
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 35 часа (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
РП био 5 фгос - 2019.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красногорская средняя общеобразовательная школа Омского
муниципального района Омской области»
Согласовано
Заместитель директора
по УВР
_______________
А.В.Родина
Утверждено
Приказ МБОУ
«Красногорская СОШ» от
______________ № ____
Директор
___________Т.Б.Лейхнер
Рабочая программа по учебной дисциплине
«Биология»
5 класс
на 20182019 учебный год
Разработала
учитель
I квалификационной категории
Леплей Елена
Леонидовна
с. Красная Горка
Рассмотрено
Протокол МС
От 30 августа 2018 г. № 3
ПРИНЯТО
Решением педагогического совета
Протокол от «___» __________ 2018 г. № Председатель _______ А.В.Родина
__
Председатель ___________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 5 класса
«Биология: Бактерии. Грибы. Растения»
на 2018– 2019 учебный год
(35 часа, один раз в неделю)
Авторы УМК: В. В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов.
Учебник : Пасечник В.В.
Биология. Бактерии, грибы, растения: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных
учреждений / Пасечника В.В. – М.: Дрофа, 2015 – 144 с.: ил.
Программнометодические материалы –
1.Программа курса «Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г.
Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» М.: Дрофа, 2014.
2.В. В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие к
учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» М.: Дрофа, 2015.
3. Рабочая тетрадь. 5 класс Биология. Бактерии, грибы, растения. К учебнику В.В.Пасечника.
4. Электронное приложение для 5 класса (www.drofa.ru) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством
В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» М.: Дрофа, 2012.),
рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным
Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы.
Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г. и соответствует положениям Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию
современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических
знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым
учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и
эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной
жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному
с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие
научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного,
историкопроблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие
умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и
объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки
других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия
людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего
продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных
успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического
деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего
продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
Осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
Рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и
давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
Использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
Объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы,
растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники,
голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы,
водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
Понимать смысл биологических терминов: – характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и
их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться
увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
К концу 5 класса
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений,
грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, грибов и
бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, бактерий, грибов) на
основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов
в жизни человека;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их
изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты
(растения,
бактерии,
грибы),
процессы
жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей,
органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты
и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, грибах и бактериях в научно
популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению
организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать
задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми
грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений;
размножения и выращивания культурных растений;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к
объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее
проявлениях, экологическое сознание, эмоциональноценностное отношение к
объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе; создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях,
животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории
сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач
связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений,
животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать
мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность
группы. Содержание программы
Биология.
Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс
(35 часа, 1 час в неделю)
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов,
растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой
обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые
организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост,
развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземновоздушная среда, почва как
среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете
биологии.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы»,
«экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты,
выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников; — определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка,
цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку
(дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
Изучение клеток растения с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи,
плодов томатов, рябины, шиповника.
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа
элодеи.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», «
пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Раздел 2. Царство Бактерии. (2 часа)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни
человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3. Царство Грибы (5 часов)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы.
Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибыпаразиты. Роль грибов в природе и жизни
человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня,
спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Строение плесневого гриба мукора.
Строение дрожжей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы
Раздел 4. Царство Растения (9 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика
растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере.
Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и
многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни
человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение
в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и
жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы Строение зеленых водорослей.
Строение мха (на местных видах).
Строение спороносящего хвоща.
Строение спороносящего папоротника.
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные,
цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники,
голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научнопопулярной литературе, биологических словарях и
справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Резервное время — 3 часа Учебно –тематический план.
№
пп
1
2
3
4
5
Раздел, тема
Количество часов
количество
По программе
В.В.Пасечника
по рабочей
программе
лабораторн
ых работ
практическ
их и работ
экскурс
ий
Контрол
ьные
работы
Введение.
Клеточное
строение
организмов
2. Царство
Бактерии
3. Царство
Грибы
4. Царство
Растения
Резерв времени
Итого
6
10
2
5
9
3
35
6
10
2
5
10
2
35
6
3
4
13
1
1
1
1
1
1
Внесены изменения: количество учебных часов в разделе "Царство Растения" увеличено на 1 час за
счет резервного времени для проведения итоговой контрольной работы. Календарнотематическое планирование
5 класс. Бактерии. Грибы. Растения (34 часов, 1 час в неделю)
№пп
Дата
Раздел. Тема урока
По плану фактическа
я
Домашнее задание
примечан
ие
Кол
часов
6
Введение.
Биология — наука о живой природе
Методы исследования в биологии
Разнообразие живой природы.
Среды обитания живых организмов.
Экологические факторы и их влияние на живые
организмы
Экскурсия.
"Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни
растений и животных"
Практическая работа№1
1.Клеточное строение организмов.
Устройство увеличительных приборов
Лабораторная работа №1
Строение клетки.
Лабораторная работа №2
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука
Лабораторная работа №3
Пластиды.
Лабораторная работа №4
Химический состав клетки: неорганические и
11
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
a.
П.1, сообщение, в
раб. тет. задан.1,
3, 4, 5
П.2, раб. тет.
задан.6,9
П.3, в раб. тет.
задан.11, 12
П.4, план
параграфа,в раб.
тет. задан.14, 17
П.5, в раб. тет.
задан.18, 19, 20
Оформить отче о
выполнении
заданий
П.6, в раб. тет.
задан.23
П.7, вопросы 13 в
конце параграфа
П.7, вопросы в
конце параграфа
П.7, в раб. тет.
задан.27, 28
П.8, в раб. тет. 12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
6.
7.
8.
9.
10.
1.
2.
1.
2.
3.
4.
5.
органические вещества
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в
клетку (дыхание, питание). Лабораторная работа №5
Жизнедеятельность клетки: рост, развитие
Деление клетки
Понятие «ткань» Лабораторная работа №6
Обобщающий урок по теме "Клеточное строение
организмов"
2. Царство Бактерии.
Бактерии, их разнообразие, строение и
жизнедеятельность
Роль бактерий в природе и жизни человека
3.Царство Грибы.
Грибы, их общая характеристика.
Шляпочные грибы.
Лабораторная работа №7
Плесневые грибы и дрожжи.
Лабораторная работа №8, 9
Грибы-паразиты
Обобщающий урок по теме "Царство Грибы"
4. Царство Растения.
2
5
9
задан.29
П.9, вопросы 15 в
конце параграфа,
П.9, в раб. тет.
задан.31
П.9, вопросы в
конце параграфа,
в раб. тет.
задан.34, 35
П.10, в раб. тет.
задан.39
Страница 4950,
тест в раб. тет.
стр. 2728
П.11, в раб. тет.
задан.42, 43, 44
П.12, в раб. тет.
задан.45, 47
П.13, в раб. тет.
задан.48, 49
П.14, в раб. тет.
задан.51, 52
П.15, вопросы в
конце параграфа
П.16, в раб. тет.
задан.56, 57
Страница 86 в раб.
тет. тест.на
странице 3739 24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
1.
2.
Ботаника — наука о растениях
Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания.
Лабораторная работа №10
Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана
водорослей
Лишайники
Мхи, папоротники, хвощи, плауны.
Лабораторная работа №11,
Голосеменные растения.
Лабораторная работа №12
Покрытосеменные растения
Лабораторная работа №13
Происхождение растений. Основные этапы развития
растительного мира
Обобщающий урок по курсу "Биология. Бактерии. Грибы.
Растения"
Итоговая контрольная работа
резерв
2
П.17, в раб. тет.
задан.59, 60
П.18, в раб. тет.
задан.63 первая
часть таблицы
П.18, в раб. тет.
задан.62, 63
П.19, в раб. тет.
задан.66, 67.
П.20, 21, задание
2 в конце
параграфа, в раб.
тет. задан.70
П.22, задание 1 в
конце параграфа,
сообщение о
редких растениях
П.23, в раб. тет.
задан.75, 76
П.24, в раб. тет.
задан.7880
Рабочая программа по биологии для 5 класса «Биология: Бактерии. Грибы. Растения»
Рабочая программа по биологии для 5 класса «Биология: Бактерии. Грибы. Растения»
Рабочая программа по биологии для 5 класса «Биология: Бактерии. Грибы. Растения»
Рабочая программа по биологии для 5 класса «Биология: Бактерии. Грибы. Растения»
Рабочая программа по биологии для 5 класса «Биология: Бактерии. Грибы. Растения»
Рабочая программа по биологии для 5 класса «Биология: Бактерии. Грибы. Растения»
Рабочая программа по биологии для 5 класса «Биология: Бактерии. Грибы. Растения»
Рабочая программа по биологии для 5 класса «Биология: Бактерии. Грибы. Растения»
Рабочая программа по биологии для 5 класса «Биология: Бактерии. Грибы. Растения»
Рабочая программа по биологии для 5 класса «Биология: Бактерии. Грибы. Растения»
Рабочая программа по биологии для 5 класса «Биология: Бактерии. Грибы. Растения»
Рабочая программа по биологии для 5 класса «Биология: Бактерии. Грибы. Растения»
Рабочая программа по биологии для 5 класса «Биология: Бактерии. Грибы. Растения»
Рабочая программа по биологии для 5 класса «Биология: Бактерии. Грибы. Растения»
Рабочая программа по биологии для 5 класса «Биология: Бактерии. Грибы. Растения»
Рабочая программа по биологии для 5 класса «Биология: Бактерии. Грибы. Растения»
Рабочая программа по биологии для 5 класса «Биология: Бактерии. Грибы. Растения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.