Рабочая программа по биологии 5 – 9 класс, МБОУ СОШ с. Красное им. героя Советского Союза Г.Ф. Байдукова
Николаевского района Хабаровского края
Рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том
числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной
программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России,
Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки
коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии.
содержание курса биологии.
тематическое планирование.
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе
изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 272, из них 34 (1ч в неделю) в 5 классе, 34 (1ч в неделю) в 6 классе, по
68 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.
Учебники Федерального перечня, в которых реализована данная программа
1. Биология. 56 классы (авт. Сухова Т.С., Строганов В.А.)
2. Биология. 7 класс (авт. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.);
3. Биология. 8 класс (авт. Константинов В.М., Бабенко В.Г, Кучменко В.С.);
4. Биология. 9 класс (авт. Драгомилов А.Г, Маш Р.Д.).
I.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить
Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание
своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
миролюбия;
освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и
1Рабочая программа по биологии 5 – 9 класс, МБОУ СОШ с. Красное им. героя Советского Союза Г.Ф. Байдукова
Николаевского района Хабаровского края
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической
культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
семьи;
характера.
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте
учебника научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТкомпетенции).
окружающих;
и отстаивать свою точку зрения;
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о
естественнонаучной картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об
основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и из
менчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения
живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние
факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов
2Рабочая программа по биологии 5 – 9 класс, МБОУ СОШ с. Красное им. героя Советского Союза Г.Ф. Байдукова
Николаевского района Хабаровского края
растений и животных;
эволюции растений и животных;
экспериментов и объяснение их результатов;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и
овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических
формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости
рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ
II.
Живые организмы
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных
царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в
кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помо щи при отравлении
заболеваний, вызываемых бактериями.
грибами.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание,
удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие
растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни
человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные
общества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляции у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение.
Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и
домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным
средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Лабораторные и практические работы
Устройство увеличительных приборов и правила
работы с ними.
Изучение строения мхов (на местных видах).
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи
лука.
Изучение органов цветкового растения.
Изучение строения папоротника (хвоща).
Изучение строения голосеменных растений.
Изучение строения позвоночного животного.
Передвижение воды и минеральных веществ в
Изучение строения покрытосеменных растений.
Изучение строения плесневых грибов.
Изучение внешнего строения дождевого червя,
наблюдение за его передвижением и реакциями
на раздражения.
Изучения строения моллюсков по влажным
препаратам.
Изучение многообразия членистоногих по
коллекциям.
Изучение строения рыб.
Изучения строения птиц.
3Рабочая программа по биологии 5 – 9 класс, МБОУ СОШ с. Красное им. героя Советского Союза Г.Ф. Байдукова
Николаевского района Хабаровского края
растении.
Изучение строения семян однодольных и
двудольных растений.
Изучение строения водорослей
Вегетативное
растений.
размножение
комнатных
Изучение строение куриного яйца.
Изучение одноклеточных животных.
Изучение строения млекопитающих.
Экскурсии по темам «Разнообразие и роль членистоногих в природе», «Разнообразие птиц и млекопитающих».
Человек и его здоровье
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение
организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Опора и движение. Опорнодвигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для
формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорнодвигательной системы.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа.
Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца.
Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и
их предупреждение. Примеры оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их
профилактики. Вред табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и
жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при
травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделенной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ
— инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медикогенетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие.
Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и
кожное чувства. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система.
Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление.
Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания
в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарногигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг,
закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомле
ние, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Лабораторные и практические работы
Строение клеток и тканей.
4Рабочая программа по биологии 5 – 9 класс, МБОУ СОШ с. Красное им. героя Советского Союза Г.Ф. Байдукова
Николаевского района Хабаровского края
Строение и функции спинного и головного мозга.
Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.
Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкости легких.
Строение и работа органа зрения.
Общие биологические закономерности
вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.
жизнедеятельности клетки и организма.
Отличительные признаки живых организмов.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии,
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов.
Наследственная и ненаследственная изменчивость.
Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об
эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие
видов, приспособленность организмов к среде обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы.
Экосистемная организация живой природы. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи
в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский — основоположник учения о биосфере.
Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности
человека в экосистемах.
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание.
Выявление изменчивости у организмов.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Экскурсия «Изучение и описание экосистемы своей местности».
5Рабочая программа по биологии 5 – 9 класс, МБОУ СОШ с. Красное им. героя Советского Союза Г.Ф. Байдукова
Николаевского района Хабаровского края
6