Рабочая программа по биологии для СПО

  • Образовательные программы
  • doc
  • 23.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа учебной дисциплины ОУД.15 Биология разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 270802.13 Мастер жилищно-коммунального хозяйства, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 684 от 02.08.2013 г.; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 464, письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2015 № 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» с учётом технического профиля, получаемого профессионального образования и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биология», регистрационный номер рецензии 372 от 23. 07. 2015 г. ФГАУ «ФИРО».
Иконка файла материала Биология раб. пр..doc
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Большеглушицкий государственный техникум» ОДОБРЕНО Методической комиссией Председатель  ________ М. С. Мокшина «___»_____________ 2015 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ «Большеглушицкий  государственный техникум» _____________ Ю. А. Лазутчев «___»_____________ 2015 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.15 БИОЛОГИЯ ОПОП по профессии 08.01.10 Мастер жилищно­коммунального хозяйства Квалификация: электрогазосварщик; слесарь сантехник. Срок обучения: 2 года 10 мес. Дата начала обучения:  01.09.2015 г.с. Большая Глушица, 2015 г. Программа   учебной   дисциплины  ОУД.15   Биология  разработана   на   основе Федерального   государственного   образовательного   стандарта   СПО   по программам   подготовки   квалифицированных   рабочих,   служащих   по профессии  270802.13  Мастер   жилищно­коммунального   хозяйства, утверждённого   приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации № 684 от 02.08.2013 г.; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 464, письма Министерства образования   и   науки   Российской   Федерации   от   17.03.2015   №   06­259   «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального   образования   на   базе   основного   общего   образования   с учетом   требований   федеральных   государственных   образовательных стандартов   и   получаемой   профессии   или   специальности   среднего профессионального   образования»   с   учётом   технического   профиля, получаемого   профессионального   образования   и   примерной   программы общеобразовательной   учебной   дисциплины     «Биология»,   регистрационный номер рецензии 372 от 23. 07. 2015 г. ФГАУ «ФИРО». Организация­разработчик:  ГБПОУ «Большеглушицкий государственный техникум» Разработчик:  Чаплашкина Ольга Анатольевна, преподавательСОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА   И   СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 7 15 171. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы ОУД.15 БИОЛОГИЯ Программа   учебной   дисциплины   является   частью   основной профессиональной   образовательной   программы   в  соответствии   с  ФГОС   по профессии   СПО   по   программам   подготовки   квалифицированных   рабочих, служащих 08.01.10 Мастер жилищно­коммунального хозяйства, входящей в   состав   укрупненной   группы   профессий  08.00.00   Техника   и   технология строительства 1.2.   Место   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной образовательной   программы:  дисциплина   входит   в   общеобразовательный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины  – требования  к результатам освоения дисциплины: Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: • личностных: − сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно­ научной картине мира; − понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на   окружающую   среду,   экономическую,   технологическую,   социальную   и этическую сферы деятельности человека; −способность   использовать   знания   о   современной   естественно­научной картине   мира   в   образовательной   и   профессиональной   деятельности; возможности   информационной   среды   для   обеспечения   продуктивного самообразования;−   владение   культурой   мышления,   способность   к   обобщению,   анализу, восприятию   информации   в   области   естественных   наук,   постановке   цели   и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере; −   способность   руководствоваться   в   своей   деятельности   современными принципами   толерантности,   диалога   и   сотрудничества;   готовность   к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе; −   готовность   использовать   основные   методы   защиты   от   возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; −   обладание   навыками   безопасной   работы   во   время   проектно­ исследовательской   и   экспериментальной   деятельности,   при   использовании лабораторного оборудования; − способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности   и   повседневной   жизни   для   соблюдения   мер   профилактики отравлений,   вирусных   и   других   заболеваний,   стрессов,   вредных   привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; − готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами; • метапредметных: −   осознание   социальной   значимости   своей   профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; − повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов,   идей,   теорий,   концепций,   гипотез   (о   сущности   и   происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; −   способность   организовывать   сотрудничество   единомышленников,   в   том числе   с   использованием   современных   информационно­коммуникационных технологий;−   способность   понимать   принципы   устойчивости   и   продуктивности   живой природы,   пути   ее   изменения   под   влиянием   антропогенных   факторов, способность   к   системному   анализу   глобальных   экологических   проблем, вопросов   состояния   окружающей   среды   и   рационального   использования природных ресурсов; − умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности   людей,  развитии   современных  технологий;   определять  живые объекты   в   природе;   проводить   наблюдения   за   экосистемами   с   целью   их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; − способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности; −   способность   к   самостоятельному   проведению   исследований,   постановке   использованию   информационных естественно­научного   эксперимента, технологий для решения научных и профессиональных задач; −   способность   к   оценке   этических   аспектов   некоторых   исследований   в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение); • предметных: − сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; −   владение   основополагающими   понятиями   и   представлениями   о   живой природе,   ее   уровневой   организации   и   эволюции;   уверенное   пользование биологической терминологией и символикой; −   владение   основными   методами   научного   познания,   используемыми   при биологических   исследованиях   живых   объектов   и   экосистем:   описанием, измерением,   проведением   наблюдений;   выявление   и   оценка   антропогенных изменений в природе;−   сформированность   умений   объяснять   результаты   биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; −   сформированность   собственной   позиции   по   отношению   к   биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения. 1.4.  Рекомендуемое   количество  часов  на  освоение   программы  учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; самостоятельной работы обучающегося 18 часов.2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе: лабораторные работы практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта Объем часов 54 36 6 2 18Объем часов Уровень освоения 3 1 4 4 1 1 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические 1 Введение Тема 1. Учение о клетке. занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 Содержание учебного материала: Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие.   Уровневая   организация   живой   природы   и   эволюция.   Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании   современной   естественно   ­   научной   картины   мира   и практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. Содержание учебного материала: Химическая организация клетки. Клетка — элементарная живая система и основная   структурно­функциональная   единица   всех   живых   организмов. Краткая история изучения клетки. Химическая   организация   клетки.   Органические   и   неорганические   вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Строение и функции клетки.  Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы   как   неклеточная   форма   жизни   и   их   значение.   Борьба   с   вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Обмен   веществ   и   превращение   энергии   в   клетке. энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Жизненный   цикл   клетки.  Клетки   и   их   разнообразие   в   многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Митоз. Цитокинез.  Пластический   иТема 2. Организм. Размножение и  индивидуальное развитие  организмов. Практическое занятие № 1 Наблюдение   клеток   растений   и   животных   под   микроскопом   на   готовых микропрепаратах, их описание. Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая     проработка   конспектов   занятий,   учебной   литературы   по вопросам   к   параграфам,   главам   учебников,   составление   биологического словаря и работа с ним. Работа со справочной литературой  по теме «Учение о клетке».   История   изучения   клетки.   Сообщения   на   тему.   Достижения цитологии. Содержание учебного материала: Размножение   организмов.  Организм   —   единое   целое.   Многообразие организмов. Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Индивидуальное   развитие   организма.  Эмбриональный   этап   онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие. Сходство   зародышей   представителей   разных   групп   позвоночных   как свидетельство   их   эволюционного   родства.   Причины   нарушений   в   развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния   алкоголя,   никотина,   наркотических   веществ,   загрязнения   среды   на развитие человека. Практическое занятие № 2 Выявление   и   описание   признаков   сходства   зародышей   человека   и   других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. Самостоятельная работа обучающихся: Сравнительный   анализ   митоза   и   мейоза,   с   помощью   таблицы.   Выявление   и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных при помощи презентаций. Доказательство их эволюционного  родства. Подготовка   и   организация   презентаций   на   тему:   «Последствия   влияния: алкоголя,   никотина,   наркотических   веществ,   загрязнения   среды   на   развитие человека». 1 2 3 1 2 2 3 1 2 3Тема 3.Основы генетики и  селекции.   Генетика   и   медицина. Содержание учебного материала: Основы учения о наследственности и изменчивости.  Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности.  Взаимодействие генов. Генетика   пола.  Сцепленное   с   полом   наследование.   Значение   генетики   для селекции   и   медицины.   Наследственные   болезни   человека,   их   причины   и профилактика. Закономерности   изменчивости.  Наследственная,   или   генотипическая, изменчивость.   Модификационная,   или   ненаследственная,   изменчивость. Генетика   человека.   Материальные   основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций. Основы   селекции   растений,   животных   и   микроорганизмов.  Генетика   — теоретическая   основа   селекции.   Одомашнивание   животных   и   выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах   многообразия   и   происхождения   культурных   растений.   Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной   селекции   культурных   растений,   домашних   животных   и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых   достижений   в   биотехнологии.   Клонирование   животных (проблемы клонирования человека). Практические занятия 3­4 Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. Анализ   фенотипической   изменчивости.   Выявление   мутагенов   в   окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм. Контрольная работа № 1 Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение   реферата   по   теме   «Основы   селекции   и   генетики».   Решение генетических задач. 5 1 2 1 4 2 3 3Тема 4. Происхождение и развитие жизни   на   Земле.   Эволюционное учение. Тема 5. Происхождение человека. Содержание учебного материала: Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.  Гипотезы происхождения   жизни.   Изучение   основных   закономерностей   возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. История развития эволюционных идей.  Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина.   Естественный   отбор.   Роль   эволюционного   учения   в   формировании современной естественно­научной картины мира. Микроэволюция   и   макроэволюция.  Концепция   вида,   его   критерии. Популяция   —   структурная   единица   вида   и   эволюции.   Движущие   силы эволюции.   Синтетическая   теория   эволюции.   Микроэволюция.   Современные представления   о   видообразовании   (С.   С.   Четвериков,   И.   И.Шмальгаузен). Макроэволюция.   Доказательства   эволюции.  Сохранение   биологического многообразия   как   основа   устойчивости   биосферы   и   прогрессивного   ее развития.  Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебной литературой по теме «Эволюционное учение». Составление кроссворда по теме: «Эволюционное учение». Выполнение и защита реферата по теме «Эволюционное учение». Содержание учебного материала: Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека.   Доказательства   родства   человека   с   млекопитающими   животными. Этапы эволюции человека. Человеческие   расы.  Родство   и   единство   происхождения   человеческих   рас. Критика расизма. Практическое занятие № 5. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека. 7 1 4 2 1 3 1 2Тема 6.Основы экологии Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебной литературой по теме «История развития жизни на Земле». Выполнение реферата по теме «История развития жизни на земле». Работа с учебной   и   справочной   литературой   «   Эволюция   человека»   Сравнительный анализ человеческих рас с помощью таблицы. Решение кроссвордов по данной теме. Содержание учебного материала: Экология   —   наука   о   взаимоотношениях   организмов   между   собой   и окружающей   средой.  Экологические   факторы,   их   значение   в   жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем.   Пищевые   связи,   круговорот   веществ   и   превращение   энергии   в экосистемах.   Межвидовые   взаимоотношения   в   экосистеме:   конкуренция, симбиоз,   хищничество,   паразитизм.  Причины   устойчивости   и   смены экосистем.   Сукцессии.  Искусственные   сообщества   —   агроэкосистемы   и урбоэкосистемы.  Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль   живых   организмов   в   биосфере.   Биомасса.   Круговорот   важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Биосфера   и   человек.  Изменения   в   биосфере.   Последствия   деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую   среду   в   области   своей   будущей   профессии.  Глобальные экологические   проблемы   и   пути   их   решения.  Экология   как   теоретическая основа   рационального   природопользования   и   охраны   природы.   Ноосфера. Правила   поведения   людей   в   окружающей   природной   среде.   Бережное отношение   к   биологическим   объектам   (растениям   и   животным   и   их сообществам) и их охрана. Практическое занятие № 6 Описание   одной   из   естественных   природных   систем   (леса)   агроэкосистемы (пшеничного поля). Контрольная работа № 2 2 3 4 1 1 1 2 3Тема 7. Бионика. Самостоятельная работа обучающихся: Работа со справочной литературой. Решение экологических задач. Выполнение реферата по теме «Основы экологии». Подготовка и организация презентаций по данной теме Работа со справочной литературой. Подготовка и организация презентаций   по   теме:   «Биосфера»   Составление   кроссворда   по   теме: «Биосфера» Содержание учебного материала: Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.  Рассмотрение бионикой   особенностей   морфо­физиологической   организации   живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и   устройств   по   аналогии   с   живыми   системами.  Принципы   и   примеры использования   в   хозяйственной   деятельности   людей   морфо­ функциональных черт организации растений и животных. Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение реферата по теме: «Загрязнение окружающей среды». Подготовка и организация презентаций по теме: «Бионика» Работа с учебной литературой.  Дифференцированный зачёт Всего: 4 1 1 1 3 1 3 54 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2.– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН   Требования   к   минимальному   материально­техническому 3.1. обеспечению Реализация   учебной   дисциплины   требует   наличия   учебного   кабинета «Биология». Оборудование учебного кабинета: ­ посадочные места по количеству обучающихся; ­ рабочее место преподавателя; ­ натуральные объекты (живые растения и животные, коллекции, гербарии); ­   приборы,   посуда,   принадлежности   для   проведения   демонстраций   и лабораторных работ;  ­ муляжи, модели, рельефные таблицы; ­   пособия   на   печатной   основе   (таблицы,   карты,   учебники,   дидактический материал и т.д.); Технические средства обучения: ­компьютер. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет­ресурсов, дополнительной  литературы Основные источники: 1.  Константинов   В.М.,  Резанов   А.Г.,  Фадеева   Е.О.  Общая   биология. –  М., 2011. Дополнительные источники: 1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2014. 2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии.­ М 2011. 3. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие  закономерности. – М., 2012 4. Зверев А.Т., Кузнецов В.Н. Экология методическое пособие 10­11 класс. –  М.,20115. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014. 6. Каменский А.А., Криксунова Е.А., Пасечник В. В. Общая биология. – М., 2011. 7. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к  учебнику Каменского А.А., Крискуного Е.А., Пасечника В.В. «Общая  биология. 10­11 классы» 2012 8. Скорик А.В., Ларина О.В. «Экология тесты».2012 9. Тупикин Е. И. .Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности – М., 2011. Электронные ресурсы: www.   sbio.   info   (Вся   биология.   Современная   биология,   статьи,   новости, библиотека). www.   window.  edu.  ru  (Единое   окно   доступа   к   образовательным   ресурсам Интернета по биологии). www.5ballov.   ru/test   (Тест   для   абитуриентов   по   всему   школьному   курсу биологии). www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные  викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета). www.   biology.   ru   (Биология   в   Открытом   колледже.   Сайт   содержит электронный учебник по биологии, On­line тесты). www.   informika.   ru   (Электронный   учебник,   большой   список   интернет­ ресурсов). www.   nrc.   edu.   ru   (Биологическая   картина   мира.   Раздел   компьютерного учебника,   разработанного   в   Московском   государственном   открытом университете). www.   nature.   ok.   ru   (Редкие   и   исчезающие   животные   России   —   проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова). www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах). www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно   подробная   информация   по   разделам:   «Общая   биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»). 4.  КОНТРОЛЬ  И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  Контроль   и   оценка  осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий результатов   освоения   учебной   дисциплины и   лабораторных   работ,   тестирования,   а   также   выполнения   обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) • личностных: сформированность   чувства   гордости   и уважения   к   истории   и   достижениям отечественной   биологической   науки; Формы и методы контроля и оценки результатов обучения устный опрос представления   о   целостной   естественно­ научной картине мира; понимание взаимосвязи и     тестирование  взаимозависимости   естественных   наук,   их влияния   на   окружающую   среду, технологическую, экономическую, социальную   и   этическую   сферы   деятельности человека; способность   использовать   знания   о современной   естественно­научной   картине устный опрос тестирование   в мира профессиональной   образовательной   и деятельности;возможности   информационной   среды   для продуктивного обеспечения   самообразования; владение способность   к   обобщению, культурой     устный опрос мышления,   анализу, восприятию   информации   в   области естественных   наук,   постановке   цели   и выбору   путей   ее   достижения   в профессиональной сфере; способность   руководствоваться   в   своей деятельности   современными   принципами толерантности,   диалога   и   сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе; готовность использовать основные методы устный опрос практическая работа устный опрос защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; обладание навыками безопасной работы во практическая работа тестирование практическая работа время   проектно­исследовательской   и экспериментальной   деятельности,   при практическая работа тестирование использовании оборудования; способность   использовать   приобретенные лабораторного   знания   и   умения   в   практической деятельности   и   повседневной   жизни   для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных   привычек   (курения,   алкоголизма,   правил   поведения   в наркомании); природной среде;готовность к оказанию первой помощи при   простудных   и   других травмах,   отравлениях   пищевыми заболеваниях, продуктами; • метапредметных: осознание   социальной   значимости   своей профессии/специальности, мотивацией к     обладание   осуществлению практическая работа устный опрос тестирование профессиональной деятельности; повышение   интеллектуального   уровня   в процессе изучения биологических явлений; тестирование устный опрос практическая работа выдающихся   достижений   биологии, вошедших   в   общечеловеческую   культуру; сложных и противоречивых путей развития современных   научных   взглядов,   идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении   жизни,   человека)   в   ходе работы   с   различными   источниками информации; способность организовывать   тестирование сотрудничество единомышленников, в том числе   с   использованием   современных устный опрос практическая работа информационно­коммуникационных технологий; способность понимать     принципы устойчивости   и   продуктивности   живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных   факторов,   способность   к глобальных системному анализу     экологических   проблем,   вопросов устный опроссостояния   окружающей   среды   и рационального   использования   природных ресурсов; умение   обосновывать   место   и   роль биологических   знаний   в   практической деятельности людей, развитии современных технологий;   определять   живые   объекты   в природе;   проводить   наблюдения   за экосистемами   с   целью   их   описания   и выявления   естественных   и   антропогенных изменений;   находить   и   анализировать информацию о живых объектах; способность   применять   биологические   и экологические   знания   для   анализа прикладных   проблем   хозяйственной деятельности; способность самостоятельному к     проведению   исследований, естественно­научного     постановке эксперимента, информационных использованию технологий   для   решения   научных   и   профессиональных задач; способность   к   оценке   этических   аспектов некоторых   исследований   в   области   (клонирование, биотехнологии искусственное оплодотворение); • предметных: сформированность представлений о роли и месте   биологии   в   современной   научной картине мира; понимание роли биологии в практическая работа практическая работа устный опрос практическая работа тестирование  практическая работаи формировании функциональной грамотности для решения кругозора     практических задач; владение основополагающими понятиями и представлениями   о   живой   природе,   ее уровневой   организации   и   эволюции; уверенное   пользование   биологической терминологией и символикой; владение   основными   методами   научного практическая работа познания, при биологических   исследованиях   живых используемыми     объектов   и   экосистем: измерением,   описанием,   проведением   наблюдений; выявление   и   оценка   антропогенных изменений в природе; сформированность собственной позиции по отношению   к   биологической   информации, получаемой   из   разных   источников, глобальным   экологическим   проблемам   и путям их решения. устный опрос тестированиеХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Содержание обучения  Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) Введение   клеткой,   биосферой.   организмом, Ознакомление с биологическими системами разного уровня:   популяцией, экосистемой,   Определение   роли биологии   в   формировании   современной естественно­научной картины мира и практической деятельности людей. Обучение соблюдению правил поведения   в   природе,   бережному   отношению   к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ Химическая организация клетки Строение и функции клетки Обмен веществ и превращение энергии в клетке Жизненный цикл клетки Умение проводить сравнение химической  организации живых и неживых объектов. Получение представления о роли органических и  неорганических веществ в клетке. Изучение   строения   клеток   эукариот,   строения   и многообразия   клеток   растений   и   животных   с помощью микропрепаратов. Наблюдение   клеток   растений   и   животных   под микроскопом   на   готовых   микропрепаратах,   их описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. Умение   строить   схемы   энергетического   обмена  и биосинтеза белка. Получение   представления   о   пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК. Ознакомление   с   клеточной   теорией   строения организмов. Умение   самостоятельно   искать   доказательства того, что клетка — элементарная живая система и основная структурно­функциональная единица всех живых организмов.ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ Размножение организмов Индивидуальное развитие организма Индивидуальное развитие человека     характеризовать Овладение   знаниями   о   размножении   как   о важнейшем свойстве живых организмов. Умение   самостоятельно   находить   отличия   митоза от   мейоза,   определяя   эволюционную   роль   этих видов деления клетки. Ознакомление с основными стадиями онтогенеза на примере развития позвоночных животных. Умение стадии постэмбрионального развития на примере человека. Ознакомление с причинами нарушений в развитии организмов. Развитие   умения   правильно   формировать доказательную   базу   эволюционного   развития животного мира. Выявление   и   описание   признаков   сходства зародышей   человека   и   других   позвоночных   как доказательства их эволюционного родства. Получение представления о последствиях влияния алкоголя,   наркотических   веществ, загрязнения   среды   на   развитие   и   репродуктивное здоровье человека.   никотина, ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ Закономерности изменчивости Основы селекции растений,  животных и микроорганизмов с     и ее   наркомании, наследственной Ознакомление   ненаследственной   изменчивостью   и   биологической ролью в эволюции живого мира. Получение   представления   о   связи   генетики   и медицины. Ознакомление   с   наследственными   болезнями человека, их причинами и профилактикой. Изучение   влияния   алкоголизма, курения на наследственность на видеоматериале. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм. Получение   представления   о   генетике   как   о теоретической основе селекции. Развитие   метапредметных   умений   в   процессе нахождения   на   карте   центров   многообразия   и происхождения  культурных растений  и домашних животных, открытых Н. И. Вавиловым. Изучение методов гибридизации и искусственного отбора. Умение   разбираться   в   этических   аспектах некоторых   достижений   в   биотехнологии: клонировании животных и проблемах клонирования человека.Ознакомление   с   основными   достижениями современной   селекции   культурных   растений, домашних животных и микроорганизмов. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле История развития эволюционных  идей Микроэволюция и  макроэволюция   Выявление   Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Получение   представления   об   усложнении   живых организмов на Земле в процессе эволюции.  Умение   экспериментальным   путем   выявлять адаптивные   особенности   организмов,   их   Ознакомление   с относительный   характер. некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных. Проведение   описания   особей   одного   вида   по морфологическому   критерию   при   выполнении лабораторной   работы. черт приспособленности   организмов   к   разным   средам обитания (водной, наземно­воздушной, почвенной). Изучение   наследия   человечества   на   примере знакомства   с   историей   развития   эволюционных идей   К.   Линнея,   Ж.   Б.   Ламарка   Ч.   Дарвина. Оценивание   роли   эволюционного   учения   в формировании   современной   естественно­научной картины мира. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать   мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Ознакомление с концепцией вида, ее критериями, подбор   примеров   того,   что   популяция   — структурная единица вида и эволюции. Ознакомление с движущимися силами эволюции и ее доказательствами. Усвоение   того,   что   основными   направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс и биологический регресс. Умение   отстаивать   мнение,   о   сохранении биологического   многообразия   как   основе устойчивости   биосферы   и   прогрессивного   ее развития.   Умение   выявлять   причины   вымирания видов. анализировать   и   Антропогенез ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Анализ   и   оценка   различных   гипотез   о происхождении человека. Развитие   умения   строить   доказательную   базу   по сравнительной   характеристике   человека   и приматов, доказывая их родство.Человеческие расы Выявление этапов эволюции человека. Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения. Развитие толерантности, критика расизма во всех его проявлениях. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ Экология — наука о  взаимоотношениях организмов  между собой и окружающей  средой Биосфера — глобальная экосистема Биосфера и человек Изучение экологических факторов и их влияния на организмы. Знакомство   с   экологическими   системами,   их видовой и пространственной структурами. Умение объяснять   причины   устойчивости   и   смены экосистем.   Ознакомление   с   межвидовыми взаимоотношениями   в   экосистеме:   конкуренцией, симбиозом, хищничеством, паразитизмом. Умение   строить   ярусность   растительного сообщества,   пищевые   цепи   и   сети   в   биоценозе,   а также экологические пирамиды. Знание   отличительных   признаков   искусственных сообществ   —   агроэкосистемы   и   урбоэкосистемы. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное   описание   одной   из   естественных природных систем (например, леса) и какой­нибудь агроэкосистемы   (например,   пшеничного   поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям   питания   в   природной   экосистеме   и агроценозе. Ознакомление с учением В. И. Вернадского о  биосфере как о глобальной экосистеме. Наличие представления о схеме экосистемы на  примере биосферы, круговороте веществ и  превращении энергии в биосфере. Умение доказывать роль живых организмов в  биосфере на конкретных примерах. Нахождение   связи   изменения   в   биосфере   с последствиями   деятельности   человека   в окружающей среде. Умение определять воздействие производственной деятельности   на   окружающую   среду   в   области своей будущей профессии. Ознакомление   с   глобальными   экологическими проблемами и умение определять пути их решения. Описание и практическое создание искусственной экосистемы   (пресноводного   аквариума).   Решение экологических задач. Демонстрирование   умения   постановки   целей деятельности, собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения   возможных   результатов   этих действий,   организации   самоконтроля   и   оценки планированияБионика как одно из направлений биологии и кибернетики   деятельности   полученных результатов. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям,   животным   и   их   сообществам)   и   их охране. БИОНИКА Ознакомление   с   примерами   использования   в хозяйственной людей морфофункциональных черт организации растений и   животных   при   создании   совершенных технических   систем   и   устройств   по   аналогии   с живыми   системами.   Знакомство   с   трубчатыми структурами   в   живой   природе   и   технике, аэродинамическими   и   гидродинамическими устройствами в живой природе и технике. Умение строить структуры, используемые в строительстве. складчатой     модели