Рабочая программа по биологии для СПО
Оценка 4.8

Рабочая программа по биологии для СПО

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
биология
Взрослым
23.03.2017
Рабочая программа по биологии для СПО
Программа учебной дисциплины ОУД.15 Биология разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 270802.13 Мастер жилищно-коммунального хозяйства, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 684 от 02.08.2013 г.; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 464, письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2015 № 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» с учётом технического профиля, получаемого профессионального образования и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Биология», регистрационный номер рецензии 372 от 23. 07. 2015 г. ФГАУ «ФИРО».
Биология раб. пр..doc
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Большеглушицкий государственный техникум» ОДОБРЕНО Методической комиссией Председатель  ________ М. С. Мокшина «___»_____________ 2015 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ «Большеглушицкий  государственный техникум» _____________ Ю. А. Лазутчев «___»_____________ 2015 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.15 БИОЛОГИЯ ОПОП по профессии 08.01.10 Мастер жилищно­коммунального хозяйства Квалификация: электрогазосварщик; слесарь сантехник. Срок обучения: 2 года 10 мес. Дата начала обучения:  01.09.2015 г. с. Большая Глушица, 2015 г. Программа   учебной   дисциплины  ОУД.15   Биология  разработана   на   основе Федерального   государственного   образовательного   стандарта   СПО   по программам   подготовки   квалифицированных   рабочих,   служащих   по профессии  270802.13  Мастер   жилищно­коммунального   хозяйства, утверждённого   приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации № 684 от 02.08.2013 г.; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 464, письма Министерства образования   и   науки   Российской   Федерации   от   17.03.2015   №   06­259   «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального   образования   на   базе   основного   общего   образования   с учетом   требований   федеральных   государственных   образовательных стандартов   и   получаемой   профессии   или   специальности   среднего профессионального   образования»   с   учётом   технического   профиля, получаемого   профессионального   образования   и   примерной   программы общеобразовательной   учебной   дисциплины     «Биология»,   регистрационный номер рецензии 372 от 23. 07. 2015 г. ФГАУ «ФИРО». Организация­разработчик:  ГБПОУ «Большеглушицкий государственный техникум» Разработчик:  Чаплашкина Ольга Анатольевна, преподаватель СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА   И   СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 7 15 17 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы ОУД.15 БИОЛОГИЯ Программа   учебной   дисциплины   является   частью   основной профессиональной   образовательной   программы   в  соответствии   с  ФГОС   по профессии   СПО   по   программам   подготовки   квалифицированных   рабочих, служащих 08.01.10 Мастер жилищно­коммунального хозяйства, входящей в   состав   укрупненной   группы   профессий  08.00.00   Техника   и   технология строительства 1.2.   Место   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной образовательной   программы:  дисциплина   входит   в   общеобразовательный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины  – требования  к результатам освоения дисциплины: Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов: • личностных: − сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно­ научной картине мира; − понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на   окружающую   среду,   экономическую,   технологическую,   социальную   и этическую сферы деятельности человека; −способность   использовать   знания   о   современной   естественно­научной картине   мира   в   образовательной   и   профессиональной   деятельности; возможности   информационной   среды   для   обеспечения   продуктивного самообразования; −   владение   культурой   мышления,   способность   к   обобщению,   анализу, восприятию   информации   в   области   естественных   наук,   постановке   цели   и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере; −   способность   руководствоваться   в   своей   деятельности   современными принципами   толерантности,   диалога   и   сотрудничества;   готовность   к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе; −   готовность   использовать   основные   методы   защиты   от   возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; −   обладание   навыками   безопасной   работы   во   время   проектно­ исследовательской   и   экспериментальной   деятельности,   при   использовании лабораторного оборудования; − способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности   и   повседневной   жизни   для   соблюдения   мер   профилактики отравлений,   вирусных   и   других   заболеваний,   стрессов,   вредных   привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; − готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами; • метапредметных: −   осознание   социальной   значимости   своей   профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; − повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов,   идей,   теорий,   концепций,   гипотез   (о   сущности   и   происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; −   способность   организовывать   сотрудничество   единомышленников,   в   том числе   с   использованием   современных   информационно­коммуникационных технологий; −   способность   понимать   принципы   устойчивости   и   продуктивности   живой природы,   пути   ее   изменения   под   влиянием   антропогенных   факторов, способность   к   системному   анализу   глобальных   экологических   проблем, вопросов   состояния   окружающей   среды   и   рационального   использования природных ресурсов; − умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности   людей,  развитии   современных  технологий;   определять  живые объекты   в   природе;   проводить   наблюдения   за   экосистемами   с   целью   их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; − способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности; −   способность   к   самостоятельному   проведению   исследований,   постановке   использованию   информационных естественно­научного   эксперимента, технологий для решения научных и профессиональных задач; −   способность   к   оценке   этических   аспектов   некоторых   исследований   в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение); • предметных: − сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач; −   владение   основополагающими   понятиями   и   представлениями   о   живой природе,   ее   уровневой   организации   и   эволюции;   уверенное   пользование биологической терминологией и символикой; −   владение   основными   методами   научного   познания,   используемыми   при биологических   исследованиях   живых   объектов   и   экосистем:   описанием, измерением,   проведением   наблюдений;   выявление   и   оценка   антропогенных изменений в природе; −   сформированность   умений   объяснять   результаты   биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; −   сформированность   собственной   позиции   по   отношению   к   биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения. 1.4.  Рекомендуемое   количество  часов  на  освоение   программы  учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; самостоятельной работы обучающегося 18 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе: лабораторные работы практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта Объем часов 54 36 6 2 18 Объем часов Уровень освоения 3 1 4 4 1 1 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические 1 Введение Тема 1. Учение о клетке. занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 Содержание учебного материала: Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие.   Уровневая   организация   живой   природы   и   эволюция.   Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании   современной   естественно   ­   научной   картины   мира   и практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. Содержание учебного материала: Химическая организация клетки. Клетка — элементарная живая система и основная   структурно­функциональная   единица   всех   живых   организмов. Краткая история изучения клетки. Химическая   организация   клетки.   Органические   и   неорганические   вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Строение и функции клетки.  Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы   как   неклеточная   форма   жизни   и   их   значение.   Борьба   с   вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Обмен   веществ   и   превращение   энергии   в   клетке. энергетический обмен. Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Жизненный   цикл   клетки.  Клетки   и   их   разнообразие   в   многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Митоз. Цитокинез.  Пластический   и Тема 2. Организм. Размножение и  индивидуальное развитие  организмов. Практическое занятие № 1 Наблюдение   клеток   растений   и   животных   под   микроскопом   на   готовых микропрепаратах, их описание. Самостоятельная работа обучающихся: Систематическая     проработка   конспектов   занятий,   учебной   литературы   по вопросам   к   параграфам,   главам   учебников,   составление   биологического словаря и работа с ним. Работа со справочной литературой  по теме «Учение о клетке».   История   изучения   клетки.   Сообщения   на   тему.   Достижения цитологии. Содержание учебного материала: Размножение   организмов.  Организм   —   единое   целое.   Многообразие организмов. Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Индивидуальное   развитие   организма.  Эмбриональный   этап   онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие. Сходство   зародышей   представителей   разных   групп   позвоночных   как свидетельство   их   эволюционного   родства.   Причины   нарушений   в   развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния   алкоголя,   никотина,   наркотических   веществ,   загрязнения   среды   на развитие человека. Практическое занятие № 2 Выявление   и   описание   признаков   сходства   зародышей   человека   и   других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. Самостоятельная работа обучающихся: Сравнительный   анализ   митоза   и   мейоза,   с   помощью   таблицы.   Выявление   и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных при помощи презентаций. Доказательство их эволюционного  родства. Подготовка   и   организация   презентаций   на   тему:   «Последствия   влияния: алкоголя,   никотина,   наркотических   веществ,   загрязнения   среды   на   развитие человека». 1 2 3 1 2 2 3 1 2 3 Тема 3.Основы генетики и  селекции.   Генетика   и   медицина. Содержание учебного материала: Основы учения о наследственности и изменчивости.  Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель — основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности.  Взаимодействие генов. Генетика   пола.  Сцепленное   с   полом   наследование.   Значение   генетики   для селекции   и   медицины.   Наследственные   болезни   человека,   их   причины   и профилактика. Закономерности   изменчивости.  Наследственная,   или   генотипическая, изменчивость.   Модификационная,   или   ненаследственная,   изменчивость. Генетика   человека.   Материальные   основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций. Основы   селекции   растений,   животных   и   микроорганизмов.  Генетика   — теоретическая   основа   селекции.   Одомашнивание   животных   и   выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах   многообразия   и   происхождения   культурных   растений.   Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной   селекции   культурных   растений,   домашних   животных   и микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых   достижений   в   биотехнологии.   Клонирование   животных (проблемы клонирования человека). Практические занятия 3­4 Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. Анализ   фенотипической   изменчивости.   Выявление   мутагенов   в   окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм. Контрольная работа № 1 Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение   реферата   по   теме   «Основы   селекции   и   генетики».   Решение генетических задач. 5 1 2 1 4 2 3 3 Тема 4. Происхождение и развитие жизни   на   Земле.   Эволюционное учение. Тема 5. Происхождение человека. Содержание учебного материала: Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.  Гипотезы происхождения   жизни.   Изучение   основных   закономерностей   возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. История развития эволюционных идей.  Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина.   Естественный   отбор.   Роль   эволюционного   учения   в   формировании современной естественно­научной картины мира. Микроэволюция   и   макроэволюция.  Концепция   вида,   его   критерии. Популяция   —   структурная   единица   вида   и   эволюции.   Движущие   силы эволюции.   Синтетическая   теория   эволюции.   Микроэволюция.   Современные представления   о   видообразовании   (С.   С.   Четвериков,   И.   И.Шмальгаузен). Макроэволюция.   Доказательства   эволюции.  Сохранение   биологического многообразия   как   основа   устойчивости   биосферы   и   прогрессивного   ее развития.  Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебной литературой по теме «Эволюционное учение». Составление кроссворда по теме: «Эволюционное учение». Выполнение и защита реферата по теме «Эволюционное учение». Содержание учебного материала: Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека.   Доказательства   родства   человека   с   млекопитающими   животными. Этапы эволюции человека. Человеческие   расы.  Родство   и   единство   происхождения   человеческих   рас. Критика расизма. Практическое занятие № 5. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека. 7 1 4 2 1 3 1 2 Тема 6.Основы экологии Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебной литературой по теме «История развития жизни на Земле». Выполнение реферата по теме «История развития жизни на земле». Работа с учебной   и   справочной   литературой   «   Эволюция   человека»   Сравнительный анализ человеческих рас с помощью таблицы. Решение кроссвордов по данной теме. Содержание учебного материала: Экология   —   наука   о   взаимоотношениях   организмов   между   собой   и окружающей   средой.  Экологические   факторы,   их   значение   в   жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем.   Пищевые   связи,   круговорот   веществ   и   превращение   энергии   в экосистемах.   Межвидовые   взаимоотношения   в   экосистеме:   конкуренция, симбиоз,   хищничество,   паразитизм.  Причины   устойчивости   и   смены экосистем.   Сукцессии.  Искусственные   сообщества   —   агроэкосистемы   и урбоэкосистемы.  Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль   живых   организмов   в   биосфере.   Биомасса.   Круговорот   важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Биосфера   и   человек.  Изменения   в   биосфере.   Последствия   деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на окружающую   среду   в   области   своей   будущей   профессии.  Глобальные экологические   проблемы   и   пути   их   решения.  Экология   как   теоретическая основа   рационального   природопользования   и   охраны   природы.   Ноосфера. Правила   поведения   людей   в   окружающей   природной   среде.   Бережное отношение   к   биологическим   объектам   (растениям   и   животным   и   их сообществам) и их охрана. Практическое занятие № 6 Описание   одной   из   естественных   природных   систем   (леса)   агроэкосистемы (пшеничного поля). Контрольная работа № 2 2 3 4 1 1 1 2 3 Тема 7. Бионика. Самостоятельная работа обучающихся: Работа со справочной литературой. Решение экологических задач. Выполнение реферата по теме «Основы экологии». Подготовка и организация презентаций по данной теме Работа со справочной литературой. Подготовка и организация презентаций   по   теме:   «Биосфера»   Составление   кроссворда   по   теме: «Биосфера» Содержание учебного материала: Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.  Рассмотрение бионикой   особенностей   морфо­физиологической   организации   живых организмов и их использования для создания совершенных технических систем и   устройств   по   аналогии   с   живыми   системами.  Принципы   и   примеры использования   в   хозяйственной   деятельности   людей   морфо­ функциональных черт организации растений и животных. Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение реферата по теме: «Загрязнение окружающей среды». Подготовка и организация презентаций по теме: «Бионика» Работа с учебной литературой.  Дифференцированный зачёт Всего: 4 1 1 1 3 1 3 54 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2.– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН   Требования   к   минимальному   материально­техническому 3.1. обеспечению Реализация   учебной   дисциплины   требует   наличия   учебного   кабинета «Биология». Оборудование учебного кабинета: ­ посадочные места по количеству обучающихся; ­ рабочее место преподавателя; ­ натуральные объекты (живые растения и животные, коллекции, гербарии); ­   приборы,   посуда,   принадлежности   для   проведения   демонстраций   и лабораторных работ;  ­ муляжи, модели, рельефные таблицы; ­   пособия   на   печатной   основе   (таблицы,   карты,   учебники,   дидактический материал и т.д.); Технические средства обучения: ­компьютер. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет­ресурсов, дополнительной  литературы Основные источники: 1.  Константинов   В.М.,  Резанов   А.Г.,  Фадеева   Е.О.  Общая   биология. –  М., 2011. Дополнительные источники: 1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2014. 2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии.­ М 2011. 3. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие  закономерности. – М., 2012 4. Зверев А.Т., Кузнецов В.Н. Экология методическое пособие 10­11 класс. –  М.,2011 5. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014. 6. Каменский А.А., Криксунова Е.А., Пасечник В. В. Общая биология. – М., 2011. 7. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к  учебнику Каменского А.А., Крискуного Е.А., Пасечника В.В. «Общая  биология. 10­11 классы» 2012 8. Скорик А.В., Ларина О.В. «Экология тесты».2012 9. Тупикин Е. И. .Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности – М., 2011. Электронные ресурсы: www.   sbio.   info   (Вся   биология.   Современная   биология,   статьи,   новости, библиотека). www.   window.  edu.  ru  (Единое   окно   доступа   к   образовательным   ресурсам Интернета по биологии). www.5ballov.   ru/test   (Тест   для   абитуриентов   по   всему   школьному   курсу биологии). www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные  викторины по биологии — экологии на сервере Воронежского университета). www.   biology.   ru   (Биология   в   Открытом   колледже.   Сайт   содержит электронный учебник по биологии, On­line тесты). www.   informika.   ru   (Электронный   учебник,   большой   список   интернет­ ресурсов). www.   nrc.   edu.   ru   (Биологическая   картина   мира.   Раздел   компьютерного учебника,   разработанного   в   Московском   государственном   открытом университете). www.   nature.   ok.   ru   (Редкие   и   исчезающие   животные   России   —   проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова). www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам). www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах). www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно   подробная   информация   по   разделам:   «Общая   биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»). 4.  КОНТРОЛЬ  И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  Контроль   и   оценка  осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий результатов   освоения   учебной   дисциплины и   лабораторных   работ,   тестирования,   а   также   выполнения   обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) • личностных: сформированность   чувства   гордости   и уважения   к   истории   и   достижениям отечественной   биологической   науки; Формы и методы контроля и оценки результатов обучения устный опрос представления   о   целостной   естественно­ научной картине мира; понимание взаимосвязи и     тестирование  взаимозависимости   естественных   наук,   их влияния   на   окружающую   среду, технологическую, экономическую, социальную   и   этическую   сферы   деятельности человека; способность   использовать   знания   о современной   естественно­научной   картине устный опрос тестирование   в мира профессиональной   образовательной   и деятельности; возможности   информационной   среды   для продуктивного обеспечения   самообразования; владение способность   к   обобщению, культурой     устный опрос мышления,   анализу, восприятию   информации   в   области естественных   наук,   постановке   цели   и выбору   путей   ее   достижения   в профессиональной сфере; способность   руководствоваться   в   своей деятельности   современными   принципами толерантности,   диалога   и   сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе; готовность использовать основные методы устный опрос практическая работа устный опрос защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; обладание навыками безопасной работы во практическая работа тестирование практическая работа время   проектно­исследовательской   и экспериментальной   деятельности,   при практическая работа тестирование использовании оборудования; способность   использовать   приобретенные лабораторного   знания   и   умения   в   практической деятельности   и   повседневной   жизни   для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных   привычек   (курения,   алкоголизма,   правил   поведения   в наркомании); природной среде; готовность к оказанию первой помощи при   простудных   и   других травмах,   отравлениях   пищевыми заболеваниях, продуктами; • метапредметных: осознание   социальной   значимости   своей профессии/специальности, мотивацией к     обладание   осуществлению практическая работа устный опрос тестирование профессиональной деятельности; повышение   интеллектуального   уровня   в процессе изучения биологических явлений; тестирование устный опрос практическая работа выдающихся   достижений   биологии, вошедших   в   общечеловеческую   культуру; сложных и противоречивых путей развития современных   научных   взглядов,   идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении   жизни,   человека)   в   ходе работы   с   различными   источниками информации; способность организовывать   тестирование сотрудничество единомышленников, в том числе   с   использованием   современных устный опрос практическая работа информационно­коммуникационных технологий; способность понимать     принципы устойчивости   и   продуктивности   живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных   факторов,   способность   к глобальных системному анализу     экологических   проблем,   вопросов устный опрос состояния   окружающей   среды   и рационального   использования   природных ресурсов; умение   обосновывать   место   и   роль биологических   знаний   в   практической деятельности людей, развитии современных технологий;   определять   живые   объекты   в природе;   проводить   наблюдения   за экосистемами   с   целью   их   описания   и выявления   естественных   и   антропогенных изменений;   находить   и   анализировать информацию о живых объектах; способность   применять   биологические   и экологические   знания   для   анализа прикладных   проблем   хозяйственной деятельности; способность самостоятельному к     проведению   исследований, естественно­научного     постановке эксперимента, информационных использованию технологий   для   решения   научных   и   профессиональных задач; способность   к   оценке   этических   аспектов некоторых   исследований   в   области   (клонирование, биотехнологии искусственное оплодотворение); • предметных: сформированность представлений о роли и месте   биологии   в   современной   научной картине мира; понимание роли биологии в практическая работа практическая работа устный опрос практическая работа тестирование  практическая работа и формировании функциональной грамотности для решения кругозора     практических задач; владение основополагающими понятиями и представлениями   о   живой   природе,   ее уровневой   организации   и   эволюции; уверенное   пользование   биологической терминологией и символикой; владение   основными   методами   научного практическая работа познания, при биологических   исследованиях   живых используемыми     объектов   и   экосистем: измерением,   описанием,   проведением   наблюдений; выявление   и   оценка   антропогенных изменений в природе; сформированность собственной позиции по отношению   к   биологической   информации, получаемой   из   разных   источников, глобальным   экологическим   проблемам   и путям их решения. устный опрос тестирование ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Содержание обучения  Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) Введение   клеткой,   биосферой.   организмом, Ознакомление с биологическими системами разного уровня:   популяцией, экосистемой,   Определение   роли биологии   в   формировании   современной естественно­научной картины мира и практической деятельности людей. Обучение соблюдению правил поведения   в   природе,   бережному   отношению   к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охране. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ Химическая организация клетки Строение и функции клетки Обмен веществ и превращение энергии в клетке Жизненный цикл клетки Умение проводить сравнение химической  организации живых и неживых объектов. Получение представления о роли органических и  неорганических веществ в клетке. Изучение   строения   клеток   эукариот,   строения   и многообразия   клеток   растений   и   животных   с помощью микропрепаратов. Наблюдение   клеток   растений   и   животных   под микроскопом   на   готовых   микропрепаратах,   их описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. Умение   строить   схемы   энергетического   обмена  и биосинтеза белка. Получение   представления   о   пространственной структуре белка, молекул ДНК и РНК. Ознакомление   с   клеточной   теорией   строения организмов. Умение   самостоятельно   искать   доказательства того, что клетка — элементарная живая система и основная структурно­функциональная единица всех живых организмов. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ Размножение организмов Индивидуальное развитие организма Индивидуальное развитие человека     характеризовать Овладение   знаниями   о   размножении   как   о важнейшем свойстве живых организмов. Умение   самостоятельно   находить   отличия   митоза от   мейоза,   определяя   эволюционную   роль   этих видов деления клетки. Ознакомление с основными стадиями онтогенеза на примере развития позвоночных животных. Умение стадии постэмбрионального развития на примере человека. Ознакомление с причинами нарушений в развитии организмов. Развитие   умения   правильно   формировать доказательную   базу   эволюционного   развития животного мира. Выявление   и   описание   признаков   сходства зародышей   человека   и   других   позвоночных   как доказательства их эволюционного родства. Получение представления о последствиях влияния алкоголя,   наркотических   веществ, загрязнения   среды   на   развитие   и   репродуктивное здоровье человека.   никотина, ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ Закономерности изменчивости Основы селекции растений,  животных и микроорганизмов с     и ее   наркомании, наследственной Ознакомление   ненаследственной   изменчивостью   и   биологической ролью в эволюции живого мира. Получение   представления   о   связи   генетики   и медицины. Ознакомление   с   наследственными   болезнями человека, их причинами и профилактикой. Изучение   влияния   алкоголизма, курения на наследственность на видеоматериале. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм. Получение   представления   о   генетике   как   о теоретической основе селекции. Развитие   метапредметных   умений   в   процессе нахождения   на   карте   центров   многообразия   и происхождения  культурных растений  и домашних животных, открытых Н. И. Вавиловым. Изучение методов гибридизации и искусственного отбора. Умение   разбираться   в   этических   аспектах некоторых   достижений   в   биотехнологии: клонировании животных и проблемах клонирования человека. Ознакомление   с   основными   достижениями современной   селекции   культурных   растений, домашних животных и микроорганизмов. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле История развития эволюционных  идей Микроэволюция и  макроэволюция   Выявление   Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Получение   представления   об   усложнении   живых организмов на Земле в процессе эволюции.  Умение   экспериментальным   путем   выявлять адаптивные   особенности   организмов,   их   Ознакомление   с относительный   характер. некоторыми представителями редких и исчезающих видов растений и животных. Проведение   описания   особей   одного   вида   по морфологическому   критерию   при   выполнении лабораторной   работы. черт приспособленности   организмов   к   разным   средам обитания (водной, наземно­воздушной, почвенной). Изучение   наследия   человечества   на   примере знакомства   с   историей   развития   эволюционных идей   К.   Линнея,   Ж.   Б.   Ламарка   Ч.   Дарвина. Оценивание   роли   эволюционного   учения   в формировании   современной   естественно­научной картины мира. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать   мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Ознакомление с концепцией вида, ее критериями, подбор   примеров   того,   что   популяция   — структурная единица вида и эволюции. Ознакомление с движущимися силами эволюции и ее доказательствами. Усвоение   того,   что   основными   направлениями эволюционного прогресса являются биологический прогресс и биологический регресс. Умение   отстаивать   мнение,   о   сохранении биологического   многообразия   как   основе устойчивости   биосферы   и   прогрессивного   ее развития.   Умение   выявлять   причины   вымирания видов. анализировать   и   Антропогенез ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Анализ   и   оценка   различных   гипотез   о происхождении человека. Развитие   умения   строить   доказательную   базу   по сравнительной   характеристике   человека   и приматов, доказывая их родство. Человеческие расы Выявление этапов эволюции человека. Умение доказывать равенство человеческих рас на основании их родства и единства происхождения. Развитие толерантности, критика расизма во всех его проявлениях. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ Экология — наука о  взаимоотношениях организмов  между собой и окружающей  средой Биосфера — глобальная экосистема Биосфера и человек Изучение экологических факторов и их влияния на организмы. Знакомство   с   экологическими   системами,   их видовой и пространственной структурами. Умение объяснять   причины   устойчивости   и   смены экосистем.   Ознакомление   с   межвидовыми взаимоотношениями   в   экосистеме:   конкуренцией, симбиозом, хищничеством, паразитизмом. Умение   строить   ярусность   растительного сообщества,   пищевые   цепи   и   сети   в   биоценозе,   а также экологические пирамиды. Знание   отличительных   признаков   искусственных сообществ   —   агроэкосистемы   и   урбоэкосистемы. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное   описание   одной   из   естественных природных систем (например, леса) и какой­нибудь агроэкосистемы   (например,   пшеничного   поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям   питания   в   природной   экосистеме   и агроценозе. Ознакомление с учением В. И. Вернадского о  биосфере как о глобальной экосистеме. Наличие представления о схеме экосистемы на  примере биосферы, круговороте веществ и  превращении энергии в биосфере. Умение доказывать роль живых организмов в  биосфере на конкретных примерах. Нахождение   связи   изменения   в   биосфере   с последствиями   деятельности   человека   в окружающей среде. Умение определять воздействие производственной деятельности   на   окружающую   среду   в   области своей будущей профессии. Ознакомление   с   глобальными   экологическими проблемами и умение определять пути их решения. Описание и практическое создание искусственной экосистемы   (пресноводного   аквариума).   Решение экологических задач. Демонстрирование   умения   постановки   целей деятельности, собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения   возможных   результатов   этих действий,   организации   самоконтроля   и   оценки планирования Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики   деятельности   полученных результатов. Обучение соблюдению правил поведения в природе, бережному отношению к биологическим объектам (растениям,   животным   и   их   сообществам)   и   их охране. БИОНИКА Ознакомление   с   примерами   использования   в хозяйственной людей морфофункциональных черт организации растений и   животных   при   создании   совершенных технических   систем   и   устройств   по   аналогии   с живыми   системами.   Знакомство   с   трубчатыми структурами   в   живой   природе   и   технике, аэродинамическими   и   гидродинамическими устройствами в живой природе и технике. Умение строить структуры, используемые в строительстве. складчатой     модели

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО

Рабочая программа по биологии для СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017