рабочая программа по биологии В.В. Пасечника "Линия жизни" 7 класс

  • Образовательные программы
  • docx
  • 16.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программой по биологии и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: 1. Биология . Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5 – 9 классы/ В.В.Пасечник [ и др.]. – М.: Просвещение, 2011. 2. Пасечник В.В. Биология. 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций/В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова; по ред.В.В.Пасечника. – М.: Просвещени е, 2015. 3. Биология 7 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / В.В. Пасечник [ и др.]. – М. : Просвещение, 2015.
Иконка файла материала рабочая программа 7 класс.docx
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  Концепцией духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной  программой по биологии и ориентирована на работу по учебно­методическому комплекту: 1. Биология . Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5 – 9 классы/  В.В.Пасечник [ и др.]. – М.: Просвещение, 2011. 2. Пасечник В.В. Биология. 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций/В.В. Пасечник,  С.В.Суматохин, Г.С.Калинова; по ред.В.В.Пасечника. – М.: Просвещени е, 2015. 3. Биология 7 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / В.В.  Пасечник [ и др.]. – М. : Просвещение, 2015. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. 1. Многообразие организмов и их классификация. Многообразие организмов. Классификация организмов. Вид. Отличительные признаки  представителей разных царств живой природы. 2. Бактерии, грибы, лишайники. Бактерии, грибы, лишайники. 3. Многообразие растительного мира. Многообразие растительного мира. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе,  хозяйственное значение.  Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие  папоротников, их роль в природе. Семенные растения. Особенности строения, жизнедеятельности  и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком.  Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие. Классы  покрытосеменных. Важнейшие сельскохозяйственные культуры.  4. Многообразие животного мира. Многообразие животного мира. Одноклеточные животные. Особенности строения ,  жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Роль одноклеточных в природе и жизни  человека. Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Ткани, органы, системы органов. Кишечнополостные. Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие  кишечнополостных.  Рефлекс. Черви. Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие  червей. Меры предупреждения паразитическими червями. Моллюски. Особенности строения,  жизнедеятельности, многообразие моллюсков. Членистоногие. Особенности строения,  жизнедеятельности, многообразие членистоногих. Инстинкты. Пчеловодство. Роль  беспозвоночных в природе, их использование человеком, охрана. Хордовые. Рыбы. Особенности  строения, жизнедеятельности, многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Земноводные.  Особенности строение и жизнедеятельности, многообразие земноводных.  Пресмыкающиеся.  Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие пресмыкающихся. Птицы. Особенности строения и жизнедеятельности.  Многообразие птиц. Птицеводство. Млекопитающие.Особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие млекопитающих. Забота о потомстве.  Животноводство. Роль в природе, практическое значение и охрана позвоночных животных. 5. Эволюция растений и животных. Эволюция растений и животных. Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от  одноклеточных водорослей до покрытосеменных. Этапы  развития животных: от одноклеточных к  многоклеточным, от беспозвоночных к позвоночным. 6. Экосистемы.  Взаимосвязи организмов и окружающей среды.  РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных и предметных  результатов освоения курса, заложенных в Федеральном государственном образовательном  стандарте основного общего образования. Личностными  результатами изучения биологии являются:  Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к  Отечеству, чувства гордости за Родину; осознание своей этнической принадлежности;  усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского  общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;  Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности  обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и  познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории  образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с  учетом устойчивых познавательных интересов; Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа  жизни и здоровьесберегающих технологий;  Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой   природы, интеллектуальных умений, эстетического отношения к живым объектам;  Формирование личностных представлений о ценности природы;  Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным  особенностям и образу жизни других народов, толерантности и миролюбия;  Освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах  и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;  Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного  выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения;  Формирование понимания ценности здорового образа жизни.Метапредметными   результатами изучения биологии являются:  Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в  обучении и познавательной деятельности, развивать мотивы своей познавательной  деятельности;  Умение самостоятельно планировать пути достижения своей цели;   Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль  своей деятельности в процессе достижения результата;  Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее  решения;  Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления  осознанного выбора в учебной  и познавательной деятельности;  Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,  классифицировать, самостоятельно выбирать критерии для классификации, устанавливать  причинно­следственные связи;  Смысловое чтение;  Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и  сверстниками;  Формирование и развитие компетентности в сфере использования. Предметными результатами изучения биологии являются:  Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития в  биосфере и в результате деятельности человека с целью создания естественно­научной  картины мира;  Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических  объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об  экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о  наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;  Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных  биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения  экологического мониторинга окружающей среды;  Формирование основ экологической грамотности;  Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем  рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения  экологического качества окружающей среды;  Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,  выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Разделы программы Количество  часов авторская программа рабочая программа Количество контрольных работ Количество лабораторных работКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА БИОЛОГИЯ. 7 КЛАСС (УМК «ЛИНИЯ ЖИЗНИ») Основное содержание учебного материала Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся Сроки прохож дения програ ммы по плану Скорре ктирова нные сроки прохож дения програм мы Многообразие организмов, их классификация. Систематика. Задачи и значение систематики. Систематические  категории. Классификация  организмов. Вклад К.Линнея в  развитие систематики. № урок а 1 Тема  урока Многообразие организмов, их классификация 2 Вид – основная единица систематики. 3 4 5 6 Бактерии – доядерные организмы. Роль бактерий в природе и жизни человека. Грибы – царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Объясняют принципы  классификации организмов.  Устанавливают  систематическую  принадлежность организмов.  Распознают и описывают  растения разных отделов и  животных отдельных типов и  классов. Сравнивают  представителей отдельных  групп растений и животных,  делают выводы на основе  сравнения. Выделяют существенные  признаки вида и  представителей разных царств  природы. Осваивают приемы  работы с натуральными  объектами и гербарными  материалами. Выделяют существенные и  отличительные признаки  бактерий. Распознают бактерии на таблицах. Объясняют роль бактерий в  природе и жизни человека. Вид – основная единица  систематики. Признаки вида.  Критерии вида. Лабораторная  работа №1 «Выявление  принадлежности растений к  определенной  систематической группе».  Редкие виды растений и  животных. Бактерии, грибы, лишайники. Бактерии – доядерные  организмы. Отличительные  особенности доядерных  организмов. Бактериальная  клетка, особенности питания,  строения, размножения и  распространения. Отличие  бактериальной клетки от  клетки растений и животных. Разнообразие бактерий. Роль  бактерий в природе и жизни  человека. Отличительные признаки  царства грибов и особенности  строения различных грибов.  Сходство грибов с растениями  и животными. Строение  грибной клетки. Питание  грибов. Размножение грибов.  Съедобные, ядовитые и  плесневые грибы, особенности  их строения и процессов  жизнедеятельности.  Выделяют существенные  признаки строения и  жизнедеятельности грибов.  Осваивают приемы оказания  первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Проводят  биологические исследования и  объясняют их результаты. Выделяют существенные  признаки съедобных, ядовитых  и плесневых грибов. Различают  на живых объектах и таблицах7 Грибы – паразиты растений, животных и человека. 8 9 10 11 12 Лишайники – комплексные симбиотические организмы. Общая характеристика водорослей. Многообразие водорослей Значение водорослей в природе и  в жизни человека. Высшие споровые растения. 13 Моховидные. Лабораторная работа №2  «Строение и разнообразие  шляпочных грибов». Грибы – паразиты растений,  животных и человека,  особенности их строения,  жизнедеятельности. Меры  борьбы с грибами­паразитами.  Особенности строения и  жизнедеятельности  лишайников. Разнообразие и  распространение лишайников.  Роль в природе. Лишайники –  индикаторы степени  загрязнения окружающей среды. Значение в жизни человека.  Охрана лишайников. Водоросли, общая  характеристика. Многообразие  и среда обитания водорослей.   Особенности строения и  питания водорослей,  размножение. Многообразие одноклеточных и многоклеточных  зеленых  водорослей. Лабораторная  работа №3 «Строение зеленых водорослей». Особенности  строения, многообразие и  приспособленность к среде  обитания красных и бурых  водорослей. Значение водорослей в  природе и  в жизни человека. Высшие споровые растения:  происхождение, общая  характеристика. Жизненный  цикл высших споровых  растений. Моховидные – высшие  споровые растения. Среда  обитания, особенности питания. Особенности строения  печеночных и листостебельных   мхов.  Лабораторная работа  №4 «Строение мха» (на  примере мха Кукушкин лен) съедобные и ядовитые грибы.  Осваивают приемы работы с  определителями. Осваивают  правила сбора грибов, приемы  оказания первой помощи при  отравлении ядовитыми  грибами. Объясняют роль  грибов в природе.   Определяют паразитические  виды грибов на осонове знания  особенностей их строения и  жизнедеятельности.  Соблюдают меры  предупреждения  распространения грибов­ паразитов. Выделяют существенные  признаки лишайников.  Распознают лишайники на  таблицах и гербарном  материале. Объясняют их роль  в природе и   в жизни человека. Выделяют существенные  признаки водорослей.  Распознают водоросли на  таблицах и гербарном  материале. Осваивают приемы  работы с определителем.  Определяют принадлежность  водорослей к систематическим  группам.. Распознают водоросли  на  таблицах, гербарных образцах.  Проводят биологические  исследования и объясняют их  результаты. Сравнивают  увиденное под микроскопом с  приведенными в учебнике  изображениями. Работают с  микроскопом. Объясняют значение  водорослей в природе и  в  жизни человека. Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Выделяют существенные  признаки мхов. Распознают на  живых объектах, гербарном  материале и таблицах  представителей моховидных.  Проводят биологические  исследования и объясняют их  результаты. Работают с  микроскопом. Сравнивают  представителей моховидных с  водорослями, определяют14 Папоротниковидные. 15 Плауновидные, хвощевидные. 16 Голосеменные – отдел семенных растений. 17 Разнообразие хвойных растений. 18 Покрытосеменные, или цветковые.  19 Строение семян. черты сходства и различия,  делают выводы на основе  сравнения. Объясняют значение мхов в природе и жизни  человека. Распознают на живых объектах, гербарном материале и  таблицах представителей  папоротниковидных. Сравни  вают с представителями  моховидных, определяют  черты сходства и различия,  делают выводы на основе  сравнения.  Распознают на живых объектах, гербарном материале и  таблицах представителей  хвощевидных и плауновидных.  Сравнивают представителей  плауновидных, хвощевидных,  папоротниковидных и  моховидных , определяют  черты сходства и различия,  делают выводы на основе  сравнения. Объясняют значение хвощей, плаунов и  папоротников  в природе и  жизни человека. Сравнивают строение споры и  семени, делают выводы на  основе сравнения. Объясняют  преимущества семенного  размножения перед споровым.  Распознают на живых объектах  и гербарных образцах,  таблицах представителей  голосеменных. Объясняют  значение голосеменных в  природе и жизни человека. Осваивают приемы работы с определителем. Распознают на живых объектах, гербарном материале и таблицах представителей хвойных. Сравнивают представителей хвойных, определяют черты сходства и различия, делают выводы на основе сравнения. Распознают на живых объектах, гербарном материале и  таблицах представителей  покрытосеменных. Сравнивают представителей  покрытосеменных, определяют  черты сходства и различия,  делают выводы на основе  сравнения. Объясняют значение покрытосеменных в природе и  жизни человека. Выделяют существенные  признаки семени двудольных и  однодольных растений.  Сравнивают два типа семян,  Папоротниковидные – высшие  споровые растения.  Местообитание и особенности  строения папоротников, их  усложнение по сравнению с  мхами.  Размножение  папоротников. Общая характеристика  плауновидных и хвощевидных.  Значение папоротников,   плаунов и хвощей  в природе и  жизни человека. Голосеменные растения, общая  характеристика. Возникновение  семенного размножения –  важный этап в эволюции  растений. Отличие семени от  споры, первоначальные  сведения о преимуществах  семенного размножения.  Жизненный цикл голосеменных. Значение голосеменных. Разнообразие хвойных растений. Характеристика хвойных  растений.  Покрытосеменные растения как высокоорганизованная и  господствующая группа  растительного мира.  Многообразие  покрытосеменных. Значение  покрытосеменных. Строение семян однодольных и  двудольных растений. Различия  в строении семени  однодольного и двудольногоВиды корней и типы корневых систем. растений. Лабораторная  работа №5 «Строение семени  двудольного и однодольного  растений»  Виды корней и типы корневых  систем. Функции корня.  Строение корня, зоны корня. Видоизменение корней. Видоизменение корней. Влияние условий среды на на корневую  систему растения. 20 21 22 Побег и почки. 23 Строение стебля. 24 Внешнее строение листа. 25 Клеточное строение листа. 26 Видоизменения побегов. 27 28 29 30 Строение и разнообразие цветков. Соцветия. Плоды. Размножение покрытосеменных Побег. Листорасположение.  Значение побега в жизни  растений. Почка – зачаточный  побег. Виды и строение почек.   Рост и развитие побега. Строение стебля. Стебель как  часть побега. Разнообразие  стеблей. Внутреннее строение  стебля. Лист. Основные функции листа. Разнообразие листьев по  величине, форме, окраске.  Внешнее строение листа:  форма, расположение на стебле, жилкование.  Клеточное строение листа.  Строение кожицы листа и ее  функции. Строение и роль  устьиц. Видоизменения побегов:  корневище, клубень, луковица.  Строение и разнообразие  цветков. Цветок –  видоизмененный укороченный  побег. Развитие цветка из  генеративной почки. Строение  цветка. Околоцветник.  Двудомные и однодомные  растения. Соцветия. Типы соцветий.  Биологическое значение  соцветий.  Плоды. Строение плодов.  Разнообразие плодов. Функции  плодов.  Размножение покрытосеменных  растений. Опыление, его типы.  Роль опыления в образовании  находят черты сходства и  различия, делают выводы на  основе сравнения. Проводят  биологические исследования и  объясняют их результаты.  Определяют типы корней и  виды корневых систем.  Объясняют взаимосвязь  строения клеток различных зон корня с выполняемыми ими  функциями. Объясняют взаимосвязь типа  корневой системы и  видоизменения корней с  условиями среды. Различают на живых объектах и гербарных  образцах и таблицах  видоизменения корней. Определяют типы  листорасположения.  Распознают виды почек.  Приводят примеры  разнообразия стеблей.   Устанавливают взаимосвязь  между строением стебля и  выполняемой им функцией. Распознают листья по форме.  Определяют тип жилкования.  Различают листья простые и  сложные, черешковые и  сидячие, определяют вид  листорасположения. Устанавливают и объясняют  связь особенностей строения  клеток с выполняемой ими  функцией.  Определяют особенности  видоизменения побегов.  Распознают на живых объектах, гербарном образце и таблицах  видоизмененные побеги.  Распознают на живых объектах  и гербарном образце части  цветка. Определяют двудомные и однодомные растения.  Определяют типы соцветий.  Различают на таблицах и  гербарных образцах органы  цветкового растения. Определяют типы плодов.  Проводят классификацию  плодов. Различают на живых  объектах и таблицах органы  цветкового растения.  Объясняют роль опыления и  оплодотворения в образовании  плодов и семян.растений. 31 Классификация покрытосеменных растений. плодов и семян.  Оплодотворение цветковых  растений, образование плодов и  семян. Биологическое значение  оплодотворения. Классификация  покрытосеменных растений.  Признаки растений классов  двудольных и однодольных.  Семейства покрытосеменных  растений. 32 Класс Двудольные. Класс Двудольные. Семейства  двудольных растений:  Крестоцветные, Розоцветные,  Пасленовые, Сложноцветные,  Бобовые. 33 Класс Однодольные. Класс Однодольные. Семейства: Злаковые, Лилейные. Выделяют признаки  двудольных и однодольных  растений. Распознают на живых объектах , гербариях и  таблицах представителей  классов и семейств  покрытосеменных растений,  опасные для человека  растения. Осваивают приемы  работы с определителями.  Сравнивают представителей  разных групп растений.,  определяют черты сходства и  различия, делают выводы на  основе сравнения. Выделяют признаки класса  двудольных растений и их  семейств. Распознают на живых объектах, гербариях, таблицах  представителей семейств  двудольных растений.  Различают наиболее  распространенные растения,  опасные для человека.  Осваивают приемы работы с  определителем. Сравнивают  представителей разных групп  растений, определяют черты  сходства и различия, делают  выводы на основе сравнения.  Оценивают с эстетической  точки зрения представителей  растительного мира. Находят  информацию о растениях в  научно­популярной  литературе, биологических  словарях и справочниках. Выделяют признаки класса  однодольных растений и их  семейств. Распознают на живых объектах, гербариях, таблицах  представителей семейств  однодольных растений.  Различают наиболее  распространенные растения,  опасные для человека.  Осваивают приемы работы с  определителем. Сравнивают  представителей разных групп  растений, определяют черты  сходства и различия, делают  выводы на основе сравнения.  Оценивают с эстетической  точки зрения представителей  растительного мира. Находят  информацию о растениях в  научно­популярной  литературе, биологических34 35 Общие сведения о животном мире. Одноклеточные животные, или Простейшие. 36 Паразитические простейшие, значение простейших. 37 38 Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. 39 Многообразие Кишечнополостных. Многообразие животного мира. Общие сведения о животном  мире. Многообразие животных.  Сходство животных с другими  организмами и отличия от них.  Классификация животных.  Охрана животного мира. Простейшие – общая  характеристика. Особенности  строения и жизнедеятельности  простейших.  Паразитические простейшие,  особенности их строения и  жизнедеятельности. Меры  борьбы с паразитическими  простейшими. Значение  простейших.  Ткани, органы и системы  органов многоклеточных  животных. Типы тканей  многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные:  внешнее строение, образ жизни.  Размножение гидры: бесполое и  половое. Рефлекс. Многообразие  Кишечнополостных. Класс  Гидроидные. Класс  Сцифоидные. Класс  Коралловые полипы.  Практическое использование  кораллов. 40 Общая характеристика червей. Тип Плоские Общая характеристика червей.  Тип Плоские черви:  классификация, особенности  строения и жизнедеятельности.  словарях и справочниках. Выявляют признаки сходства и  различия между животными ,  растениями, грибами,  бактериями. Устанавливают  систематическую  принадлежность животных. Выделяют признаки  простейших. Распознают  простейших на таблицах.  Выявляют черты сходства и  различия в строении клетки  простейших и клетки растений. Готовят микропрепараты.  Распознают паразитических  простейших на таблицах.  Приводят доказательства  необходимости соблюдения  мер профилактики  заболеваний, вызываемых  паразитическими  простейшими.. Объясняют  значение простейших в природе и жизни человека. Различают на живых объектах и в таблице органы и системы  органов животных. Объясняют  взаимосвязь строения ткани  или органа с выполняемой  функцией. Доказывают родство и единство представителей  органического мира. Устанавливают  принципиальные отличия  клеток многоклеточных  животных от клеток  простейших. Выделяют  существенные признаки  кишечнополостных. Объясняют взаимосвязь внешнего строения кишечнополостных со средой  обитания и образом жизни.  Различают на живых объектах и таблицах представителей  кишечнополостных. Осваивают приемы работы с  определителями.  Устанавливают  систематическую  принадлежность  кишечнополостных.  Обосновывают роль  кишечнополостных в природе и жизни человека. Объясняют  практическое использование  кораллов. Обобщают и  систематизируют знания о  кишечнополостных. Выделяют характерные  признаки червей и плоских  червей. Различают на таблицах  представителей плоскихчерви. Профилактика заражения  плоскими червями. 41 Тип Круглые черви и тип Кольчатые черви. Брюхоногие и Двустворчатые моллюски. 42 43 Тип Круглые черви:  распространение, особенности  строения и жизнедеятельности.  Меры профилактики заражения  круглыми червями. Тип  Кольчатые черви: особенности  строения и жизнедеятельности.  Лабораторная работа № 6:  «Изучение внешнего строения  дождевого червя» Тип Моллюски: общая  характеристика. Класс  Брюхоногие моллюски,  распространение, особенности  строения и жизнедеятельности.  Многообразие и значение  брюхоногих моллюсков. Класс  двустворчатые моллюски,  распространение, особенности  строения и жизнедеятельности.  Многообразие и значение  двустворчатых моллюсков.  червей. Приводят   доказательства необходимости  соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых  плоскими червями. Соблюдают меры профилактики заражения  плоскими червями. Выделяют существенные  признаки круглых червей.  Различают на таблицах  представителей круглых  червей. Осваивают приемы  работы с определителями.  Соблюдают меры  профилактики заражения  круглыми червями.  Устанавливают  систематическую  принадлежность червей.  Выделяют существенные  признаки кольчатых червей.  Объясняют значение кольчатых червей. Выделяют существенные  признаки моллюсков.  Различают на живых объектах и таблицах представителей  моллюсков. Объясняют  принципы классификации  моллюсков. Устанавливают  систематическую  принадлежность моллюсков и  их значение.