Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ
Оценка 4.7

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
русская литература
9 кл
29.06.2017
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 класс Сборник 1 под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой М: Гуманитарный издательский центр «Владос» 2011г. К учебнику для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы – составители – Бгажнокова И.М., Погостина Е.С.Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ
ЧТЕНИЕ 9 КЛАСС 8 ВИД.doc
Предмет                ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИТИЕ РЕЧИ      9  КЛАСС Количество часов в соответствии с учебным планом   136 часов (4 недельных часа) Пояснительная записка Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе составлена на основе Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 №  273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Учебных планов для специальных (коррекциоиных) школ, утвержденных приказом  Минобразования России от 10 апреля 2002 г. № 29/2065­п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекциоиных) образовательных  учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; Устава МОБУ Ромненская СОШ; Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями) МОБУ Ромненская СОШ; Учебного  плана МОБУ Ромненская СОШ для обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) на 2016­2017 учебный год; Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида 5­9 класс Сборник 1 под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой М: Гуманитарный  издательский центр «Владос»  2011г.      Цели обучения коррекционной школы VIII вида – это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на  формирование личности. Рабочая программа по чтению   и развитию речи   предназначена для     развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений. ЦЕЛЬ:    развитие   речи   обучающихся   через   совершенствование   техники   чтения,   понимание,   осмысление     и   пересказ   содержания художественных произведений. ЗАДАЧИ:  формировать у обучающихся навыки чтения, последовательно увеличивая объем читаемого текста;   развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений; развивать умение не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения; нравственно­эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).  1 Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. На уроках чтения в 5 – 9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все   учащиеся   старших   классов   в   достаточной   степени   владеют   указанными   навыками.   Кроме   того,   изучение   каждого   художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Требуется большая методическая вариативность. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.       Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях  учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.        На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения уделяется большое внимание   развитию   речи   учащихся   и   их   мышлению.   Школьники   учатся   отвечать   на   поставленные   вопросы;   полно,   правильно   и последовательно   передавать   содержание   прочитанного,   кратко   пересказывать   основные   события,   изложенные   в   произведении;   называть главных   и   второстепенных   героев,   давать   им   характеристику,   адекватно   оценивать   их   действия   и   поступки;   устанавливать   несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.         Это требует серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. Общая характеристика учебного предмета     Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Коррекционно­образовательные задачи: ­   знакомить   с   произведениями   устного   народного   творчества:   сказками,   загадками,   былинами,   песнями,   пословицами   и   поговорками, литературными сказками, художественными произведениями и отрывками из художественных произведений классиков русской литературы. ­ совершенствовать технику чтения  (чтение с соблюдением логических пауз, не совпадающими со знаками препинания). ­   отрабатывать   умения   выделять   главную   мысль   произведения;   называть   главных   действующих   лиц;   описывать   их   внешность,   давать характеристику их поступков, подтверждая выводы отрывками из текста, составлять характеристики героев с помощью учителя. 2 ­ учить выделять в тексте меткие выражения, художественные определения и сравнения, различать оттенки значений слов в тексте.  ­ закреплять умения подробно и кратко пересказывать прочитанное. ­ учить конструировать развернутое высказывание, осуществлять контроль за собственной речью, корректировать высказывание по ходу его содержания или после. ­ закреплять навыки заучивания наизусть. Коррекционно­развивающие задачи: ­ осуществлять литературное чтение, в процессе  которого  обучать систематизации знаний в области русской и современной  литературы. ­ формировать правильное произношение, регулировать темп чтения. ­ обогащать и активизировать словарь учащихся; расширять кругозор, объем эмоциональной, оценочной лексики. ­ развивать устную речь (умения высказывать свою мысль, связно передать содержание и т. п.). ­ развивать и корректировать восприятие учащихся, исправлять недостатки образного мышления. ­ развивать эмоциональную сферу, эстетические чувства (в произведениях учащиеся должны научиться видеть красивое и безобразное; борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости; различать тружеников и бездельников; защитников Отечества и его врагов и т. п.). ­ развивать мыслительную деятельность, устранять затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений,   выделение   в   тексте   непонятных   слов   и   выражений,   умение   пользоваться   подстрочным   словарем;   подбор   слов   со   сходными   и противоположными значениями, объяснение слов с помощью учителя, данных в переносном значении и т. п. ­ развивать и корректировать память и логическое мышление. ­ вырабатывать жизненно необходимые речевые навыки. Коррекционно­воспитательные задачи: ­ воспитывать  интерес к чтению и формировать любовь к художественному слову, русской и современной литературе, устному народному творчеству. ­ воспитывать   морально­этические и нравственные   качества   личности на примере героев произведений (воспитание честности, чести и достоинства, сострадания, милосердия, доброты, отзывчивости, мужества, смелости и др.). ­ осуществлять патриотическое воспитание при чтении произведений о прошлом и настоящем нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах (воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время, готовности к защите Родины в случае необходимости). ­ осуществлять гражданское воспитание  учащихся  (воспитание  социальной  активности, принципиальности  в отстаивании  своей  позиции, способности участвовать в общественной жизни; воспитание чувства ответственности за судьбу страны). ­ проводить работу по трудовому воспитанию (привитие уважения к людям труда и результатам их трудовой деятельности, воспитание добросовестного и ответственного отношения к труду, понимания необходимости труда и готовности трудиться). 3 ­ воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности, дисциплинированность, соблюдение предъявляемых требований, приучать к самостоятельности. ­ формировать культуру общения, коммуникативные навыки (умения внимательно слушать взрослых и детей, вести диалог и т.д.).     Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 5­9 классов. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). В каждом классе отведено 136 часов в год (4 часа в неделю).  Возможно  уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться)   в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.      На уроках чтения в 5­9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем , что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками.   Кроме   того,   изучение   каждого   художественного   произведения   вызывает   у   них   затруднения   при   его   чтении   и   понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ним требуется большая методическая вариативность.         При   отборе   программного   материала   по   чтению   учтена   необходимость   воспитания   нравственных   качеств   и   свойств   личности,   формирование положительных   черт   характера   и   всей   личности   в   целом,   что   позволит   выпускникам   стать   полезными   членами   общества,   включиться   в   трудовую деятельность в условиях современного производства.      Программный материал школьного курса по чтению и развитию речи в 5­9 классах подобран с учетом психофизических и возрастных особенностей учащихся и расположен по степени нарастания сложности и объема изучаемых произведений.          В 5­6 классах  спланированы произведения устного народного творчества, рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о борьбе за мир во всем мире, о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней, о знаменательных событиях в жизни страны.      В 7­9 классах продолжается знакомство с жанрами устного народного творчества, подобраны доступные по содержанию художественные произведения и отрывки из произведений классиков русской и отечественной литературы, произведения современных писателей русской и зарубежной литературы, краткие сведения об их жизни и творчестве.     Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателей они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.     На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. 4 Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать   основные   события,   изложенные   в   произведении;   называть   главных   и   второстепенных   героев.   Давать   им   характеристику, адекватно   оценивать   их   действия   и   поступки;   устанавливать   несложные   причинно­следственные   связи   и   отношения;   делать   выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.       Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы  нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.     Продолжается последовательная работа по овладению учащимися навыками синтетического чтения: от чтения целым словом к  плавному чтению отдельными словосочетаниями и короткими предложениями. Дети с нарушением интеллекта по­разному проходят все этапы овладения техникой чтения в силу своих особенностей, поэтому правильная  организация работы во многом помогает преодолеть возникающие у школьников затруднения. Предупреждение и исправление ошибок,  ведущих к нарушению правильности чтения, проводятся во все годы обучения.      Работа над техникой чтения должна обеспечивать полное и адекватное понимание прочитанного.  Уделяется внимание не только усвоению детьми фактического содержания произведения и установлению адекватных смысловых отношений  между частями текста, причинности поступков действующих лиц, но и осознанию идейной направленности (подтекста) произведения.        В этот период главное в работе над текстом ­ анализ сюжета в единстве с его предметным (фактическим), смысловым и идейным  содержанием. С этой целью дети учатся выделять тему и идею произведения, соотносить тему с его названием, определять  последовательность и причинность событий, мотивы поступков героев. Усвоенное содержание произведений позволяет ученикам понять и усвоить принципы нравственного поведения в обществе. Примерная тематика Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и  настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знаменательных событиях в  жизни страны. Навыки чтения Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя». Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц. Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы. Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста. Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ. 5 Самостоятельное   чтение   с   различными   заданиями:   подготовиться   к   выразительному   чтению,   выделить   отдельные   места   по   вопросам, подготовить пересказ. Заучивание наизусть стихотворений. Внеклассное чтение Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме. Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА          В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.           В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как словесный, наглядный, практический.           Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.            Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).            Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни. Обучение   построено на принципах:   принцип  коррекционной  направленности  в  обучении,   принцип  воспитывающей  и  развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.              Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду   с   коллективной   работой   над   выразительностью   чтения   школьников   обучают   приемам,   способствующим   выделению   фразового 6 ударения,   установлению   семантических   пауз,   интонационной   окрашенности   чтения.   Становятся   более   разнообразными   формы   работы   с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация,  DVD), мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты. Типы уроков:   Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала). Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний.  Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок). Цель: выработка умений по применению знаний.  Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно­обобщающий урок). Цель: обобщение знаний.  Урок  контроля,  оценки и  коррекции   знаний  –  контрольная,  проверочная работа.  Цель:  определение   уровня  овладения   знаниями, умениями и навыками.   Комбинированный урок, урок­беседа, повторительно­обобщающий урок, урок развития речи. Методы и приёмы  обучения:     Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой).     Наглядный (наблюдение, демонстрация).     Практический.     Методы контроля. Формы работы:       Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.      Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:    составление плана текста;    пересказ текста по плану;    пересказ текста по предполагаемым вопросам;    продолжение текста;    выразительное чтение; 7 чтение наизусть;    чтение по ролям. Контроль за знаниями, умениями и навыками  осуществляется   в  ходе   устных   опросов,   проведения   тестов,   заданий   на  установление соответствия,   ответов   на   вопросы.   Тексты,   контрольно­измерительные   материалы   создает   учитель   в   соответствии   с   психофизическими особенностями каждого ученика 5­9 классов. Контроль осуществляется после изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля  –  5­15 минут.      Виды  контроля: 1)самоконтроль; 2)контроль учителя. Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения: 1)традиционное обучение; 2)активное обучение (сотрудничество, индивидуализация обучения); 3)информационно­коммуникационные технологии; 4)здоровье сберегающие технологии. Информация о количестве учебных часов Данная рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса МОБУ Ромненской СОШ на 2016 – 2017 учебный год. Количество часов на изучение русского языка в 9 классе – 136. Количество часов в неделю – 4.  СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ  В 9 КЛАССЕ. Устное народное творчество.( 9 ч)     Русские народные песни «Колыбельная», «За морем синичка не пышно жила…». Былина «На заставе богатырской» (в сокращении). «Сказка про Василису Премудрую»,  сказка «Лиса и тетерев». Из произведений русской литературы ХIХ века (59 ч) 8 В.А. Жуковский. Сказка «Три пояса» (в сокращении). И.А. Крылов. Басня «Кот и Повар» (в сокращении). А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (в сокращении), повесть «Барышня – крестьянка» (в сокращении). М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Тучи», «Морская царевна» (в сокращении); «Баллада». Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» (в сокращении). Н.А. Некрасов. Отрывок из стихотворения «Рыцарь на час», отрывок из поэмы «Саша». А.А. Фет. Стихотворения «На заре ты её не буди…», «Помню я: старушка няня…», «Это утро, радость эта…». А.П. Чехов. Рассказы «Злоумышленник» (в сокращении), «Пересолил». Из произведений русской литературы ХХ века (47 ч) М. Горький «Песня о Соколе». В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (в сокращении). М.И. Цветаева. Стихотворения «Красной кистью…», «Вчера ещё в глаза глядел…». К.Г. Паустовский. Рассказ «Стекольный мастер». С.А. Есенин. Стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…», «Собаке Качалова». М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (в сокращении). Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». Н.М. Рубцов. Стихотворения «Тихая моя родина», «Русский огонёк», «Зимняя песня». Ю.И. Коваль. Отрывок из повести «Приключения Васи Куролесова». Из произведений зарубежной литературы (19 ч) Роберт Луис Стивенсон. «Вересковый мёд». Определение баллады как литературного жанра. Эрнест Сетон­Томпсон   Биография. Рассказ «Снап». Д. Даррелл. Биография. Рассказ «Жираф» (в сокращении) Обобщающий урок за курс 9 класса 1. Сказки о животных. 2. В. М. Шукшин «Кляуза», «Мечты», «Чужие», «Жил человек», «Привет Сивому». 3. Заметки из газет на тему «Моя семья». 4. Повести из книги Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». 5. Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие». Темы уроков внеклассного чтения. 9 6. Ю. В. Бондарев «Последние залпы», «Горячий снег», «Батальоны просят огня». 7. Рассказы о труде  сверстников. 8. Просмотр фильма по рассказу М. Шолохова «Судьба человека». 9. Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». Произведения для заучивания наизусть (10 стихотворений и 2 прозаических отрывка). 1. Русская народная песня  «Колыбельная». 2. И. А. Крылов «Кот и Повар». 3. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок).        4. М. Ю. Лермонтов «Тучи». 5. М. Ю. Лермонтов «Баллада» (отрывок). 6. Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок). 7. А. А. Фет «Это утро, радость эта». 8. М. Горький «Песня о Соколе» (прозаический отрывок). 9. М. И. Цветаева «Красною кистью». 10. С. А. Есенин «Нивы сжаты». 11. Н. М. Рубцов «Зимняя дорога». №№ п/п Раздел, тема I триместр 42 ч. Устное народное творчество Из произведений русской литературы  XIX века. В.А. Жуковский. Биография. Баллады:  «Перчатка», «Три пояса» И.А. Крылов. Биография. Басни: «Кот и  повар». Учебно­тематический план Количество Внеклассное чтение часов 9 ч 59 ч 5 ч 2 ч 3 ч Народные   и   авторские   сказки.   Русская народная   сказка   «Чудесные   сыновья».     М.Е. Салтыков­Щедрин «Богатырь». Заучивание наизусть 10 Повесть А.С. Пушкин. Биографии. Поэма «Руслан и Людмила». «Барышня­ крестьянка». М.Ю. Лермонтов. Биография.  Стихотворения: «Тучи», «Баллада»,  «Морская царевна».   Н.В. Гоголь. Биография II. триместр 46 ч. Н.В. Гоголь.  Повесть «Майская ночь, или  Утопленница» Н.А. Некрасов. Биографии. Стихотворение  «Рыцарь на час». Поэма «Сашка». А. Фет. Биография. Стихотворения: «На  заре ты её не буди…», «Помню я: старушка  няня…», «Это утро, радость эта…». А.П. Чехов. Биография. Рассказы:  «Пересолил», «Злоумышленник». Из произведений русской литературы  ХХ века. А.М. Горький. Биография.  «Песня о  Соколе» В.В. Маяковский. Биография.  Стихотворение «Необычайное  приключение, бывшее с В. Маяковским  летом на даче» М.И. Цветаева. Биография.  Стихотворения: «Красною кистью…»,  «Вчера ещё в глаза глядел…» К. Паустовский. Биография. Рассказ  «Стекольный мастер». С.А. Есенини. Стихотворения: «Нивы  сжаты…». С.А. Есенини. «Собаке Качалова». 15 ч 4 ч 2 ч. 2 ч 9 ч 6 ч 4 ч 6 ч 47 ч 4 ч 3 ч 5 ч 6 ч 2 ч 1 ч А.С.Пушкин «Дубровский». Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»  (отдельные главы). Н. Некрасов. Поэма  «Мать». А.П. Чехов «Переполох». М.И. Цветаева «Две песни», «Другие – с очами и с личиком светлым», «Любовь! Любовь!…» М.Ю. Лермонтов «Тучи» Отрывок из поэмы «Сашка»  наизусть. Одно из стихотворений по выбору Отрывок из «Песни о Соколе» М.  Горького. Отрывок из рассказа К.  Паустовского «Стекольный  мастер». Стихотворение «Нивы сжаты…» 11 III. триместр      46 ч. М.А. Шолохов. Биография. Рассказ  «Судьба человека». Е.И.Носов. Биография. Рассказ  «Трудный  хлеб». Н.А. Рубцов. Биография. Стихотворения:  «Тихая моя Родина», «Русский огонёк»,  «Зимняя песня». Ю.И. Коваль. «Приключения Васи Куролесова». Обобщающий урок по теме: «Русская  литература XX века» Из произведений зарубежной  литературы Роберт Луис Стивенсон. «Вересковый мёд». Определение баллады  как литературного жанра. Эрнест Сетон­Томпсон   Биография.  Рассказ «Снап». Д. Даррелл. Биография. Рассказ «Жираф»  (в сокращении) Итого в год 134 ч(136 ч) Обобщающий урок за курс 9 класса  Итого Система оценки планируемых результатов  5 ч 2 ч 4 ч 4 ч 8 ч 2 ч 1 ч 19 ч 4 ч 7 ч 5 ч 1 ч 2 ч 134 ч В. Быков «Альпийская баллада» (в  сокращении). Урок внеклассного чтения В.М. Шукшин  «Кляуза». Стихотворение «Зимняя песня» Жюль Верн «Таинственный остров» (в сокращении). 15 ч  7 произведений (5 стихотворений  и 2 отрывка из прозы) ОЦЕНКА  ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ. 12 Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке во внимание принимается успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению. Каждая такая оценка должна быть мотивированной. В начале и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 5 класс – 45­60 слов, 6 класс – 70­80 слов, 7­9 классы – 90­100 слов. В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. Задача проверки техники чтения заключается прежде всего в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи. Оценка «5» ставится ученику, если он: ­ читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения;  ­ выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью учителя; ­ делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя (с VIII класса — легкие тексты самостоятельно);     ­ называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;      ­ отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;     ­ твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. 13 Оценка «4» ставится ученику, если он: ­  читает в основном правильно, бегло; ­ допускает 1—2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений; ­ допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; ­ допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; ­ называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; ­ допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя:      ­ допускает при чтении наизусть 1—2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он:  ­ читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;  ­ допускает 3—4 ошибки при чтении; 1—2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3—4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания,  передающих интонацию, логических ударений; а выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;   ­ делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;    ­  затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их поступки;   ­     ­ обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.  отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения; Оценка  «2» ставится ученику, если он:  ­ читает по слогам;  ­ допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении даже синтаксических пауз;   ­ не выделяет основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя;   ­ не делит текст на части;   ­ не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки;    ­ отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя;   ­ не знает большей части текста, который должен знать наизусть. 14 Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса Учащиеся должны уметь: ­ читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; ­ читать «про себя»; ­ выделять главную мысль произведения; ­ давать характеристику главным героям; ­ высказывать своё отношение к героям и их поступкам; ­ пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным. Учащиеся должны знать: ­ наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка. 1­й уровень       • читать вслух правильно, бегло, выразительно;       • читать про себя доступные по содержанию тексты;       • выделять идею произведения (с помощью учителя);       • называть главные черты характера героев, подтверждать их фактами из произведения;       • самостоятельно делить простой по содержанию текст на части и озаглавливать их;       • ставить вопросы к тексту и задавать их классу;       • выделять незнакомые слова, опираясь на контекст (с помощью учителя);       • использовать образные средства языка в составлении характеристики героев, описании событий и пересказе;       • выучить наизусть 10 стихотворений;       • читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.       2­й уровень       • уметь читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты, правильно отвечать на вопросы;       • участвовать в анализе произведения;       • выбирать из данных заглавия к выделенным частям;       • пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану;       • высказывать свое отношение к поступкам действующих лиц и событиям;       • учить стихотворения наизусть; 15 • участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанному тексту. Учебное и учебно­методическое обеспечение по чтению и развитию речи  1. Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией А.К.Аксеновой «Методика обучения русскому языку в коррекционной  школе VIII вида». 2. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение». 2011 год. Авторы – составители – Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. 3. Гусева Г.М. Уроки чтения в 9 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: пособие для учителя. – М.:  «Просвещение», 2007. 4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2010г. Электронно­образовательные ресурсы и Интернет ресурсы: 1 .http://www.edu.ru/ 2 .http://www.school.edu.ru/ 3 .http://school­collection.edu.ru/ 4 .http://kat.h11.ru/?mm=3&lnkpg=2 16 Календарно­тематический план по чтению и развитию речи в 9 классе. № п/п Дата план факт Тема Колич ество часов Развитие связной устной речи. Формирование навыков чтения Виды и формы контроля I.Устное народное творчество (9 ч.) 01.09 02.09 05.09 06.09 8.09 9.09 12.09 13.09 1 2 3 4 5 6 7 8 Виды устного народного творчества. Русские народные песни.  «Колыбельная». Народная песня. «За морем синичка  не пышно жила…» Былины. «На заставе богатырской».  Роль преувеличений. Былина «На заставе богатырской».  Образы героев в былине. Сказки. «Сказке про Василису  Премудрую» (русская народная  сказка). Смысл зачина сказки. Пословицы и их значение в сказке. «Сказка про Василису Премудрую».  Образы и характеры героев в  волшебных сказках. Обобщающий урок по «Сказке про  Василису Премудрую». Язык  1 1 1 1 1 1 1 1 Беседа по вопросам. Составление плана пересказа. Краткий пересказ. Ответы на вопросы. Слова,  передающие отношение матери к  ребенку. Определения в песне, их роль.  Характеристика героя. Ответы на вопросы. Описания в  тексте. Работа с преувеличениями, их роль. Пословицы, многозначность  пословиц. Картина В. Васнецова «Богатыри» и  содержание былины. Беседа по картине. Беседа по содержанию. Объяснить смысл зачина сказки. Пословицы и их значение в сказке. Признаки сказки. Чтение, деление на части. Выборочное чтение. Пересказ по плану. Выразительное чтение. Самостоятельное чтение. Выразительное чтение  наизусть. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Выборочное чтение. Самостоятельное чтение.  Выразительное чтение. Чтение былины. Выделить пословицы в  былине. Самостоятельное чтение. Деление былины на части. Рассказ по картине.  Пересказ по плану Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Чтение сказки, выделить  пословицы. Работа над содержанием. Образные слова и выражения в  волшебных сказках. Обсуждение вопросов. Озаглавливание частей. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Чтение по ролям.  Выделить образные  выражения в сказке. Краткий пересказ по  плану. 17 9 15.09 10 11 12 16.09 19.09 20.09 13 22.09 14 23.09 15 16 26.09 27.09 17 29.09 18 19 30.09 03.10 В.А. Жуковский Биография. Баллада  «Перчатка». Характеристика героев  баллады, особенности речи. В. Жуковский  «Три пояса».  Знакомство с героями. В. Жуковский  «Три пояса».  Благодарность старушки. В. Жуковский  «Три пояса». Точка  зрения автора и народа на проявление добра и зла. Урок внеклассного чтения. Народные и авторские сказки. Русская народная сказка «Чудесные  сыновья». М.Е. Салтыков­Щедрин  «Богатырь» И.А. Крылов. Биография баснописца. И.А. Крылов.  «Кот и Повар».  Мораль басни. Жизненность басен И. Крылова. Урок – викторина (обобщающий). 2 1 1 1 2 1 1 1 1 20 04.10 А.С. Пушкин. Биография поэта. волшебных сказок. «Лиса и Тетерев» (русская народная  сказка). Характеристика героев.  Признаки жанра сказки. 1 Беседа по вопросам. Характеристика  героев. Признаки жанра сказки. Чтение по ролям. Чтение по ролям.  Выборочное чтение. Чтение по ролям. Пересказ своими словами. II.Из произведений русской литературы XIX века(59 ч) Ответы на вопросы. Составление  плана. Выбрать слова,   характеризующие героев. Ответы на вопросы. Работа над  образами и выражениями.  Составление описания старой  женщины. Беседа по содержанию. Составление характеристики  девушкам.  Работа над образными словами и  выражениями их роль. Пересказ по иллюстрации. Составление плана пересказа. Беседа по содержанию сказок. Сходство и различие сказки народной и авторской. Викторина. Ответы на вопросы. Составление  плана. В чем мораль басен И.  Крылова. Деление текста на части. Выборочное чтение. Ответы на вопросы. Слова и образные выражения в басне. Беседа по содержанию. Обсуждение  темы урока. Кроссворд. Ответы на вопросы. Ответы на вопросы.  Выборочное чтение. Чтение по ролям. Подписать иллюстрации  словами из басен  И.Крылова. Чтение по ролям. Самостоятельное чтение. Самостоятельное чтение. Деление текста на части. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Деление на части. Пересказ по плану. Пересказ баллады  «Перчатка». Чтение. Выделить образные слова  и выражения. Выборочное чтение. Деление на части. Чтение по ролям. Чтение по ролям. Чтение по ролям. Подписать иллюстрации  словами  текста. Самостоятельное чтение. Выбрать к иллюстрациям  отрывки из сказок. Пересказ. Отзыв по плану. Устно. Пересказ понравившихся  эпизодов. Нарисовать иллюстрации  к сказкам. Подготовить вопрос. Рассказ о жизни  И.  Крылова по плану.  Выбрать пословицы из  басен. Выразительное чтение Чтение наизусть басни (по выбору учащихся). Пересказ по плану. 18 21 06.10 Воспоминания друзей о поэте. 22 07.10 23 10.10 24 11.10 25 18.10 26 20.10 27 21.10 А.С. Пушкин.  «Руслан и Людмила». Предсказание старца. А.С.Пушкин.  «Руслан и Людмила». Жизнь Людмилы в замке Черномора. А. С.Пушкин.  «Руслан и Людмила». Отношение автора к Людмиле. А. С. Пушкин.  «Руслан и Людмила». Встреча Руслана с головой. А. С.Пушкин.  «Руслан и Людмила». История жизни головы. Поэма А.С.  Пушкина  «Руслан и  Людмила» в произведениях   художников и композиторов. 28 29 23.10 26.10 Урок внеклассного чтения.  Викторина по пройденным  произведениям А.С.  Пушкина. 1 1 1 1 1 1 1 2 Составление плана пересказа. Пересказ эпизода по картине Н.Н. Ге  «И.И. Пущин в гостях у А.С.  Пушкина в селе Михайловском».  Составление плана пересказа. Ответы на вопросы. Авторское  отношение к героям. Работа над образными выражениями. Обсуждение вопросов. Рассказ о  первых днях жизни Людмилы в замке  Черномора. Предсказания старухи и  старца, сравнить.  Озаглавливание частей. Работа со словами­архаизмами. Устное описание встречи. Обсуждение вопросов. Обсуждение вопросов. Определение настроения героев Подобрать словарь к данным пунктам плана. Обсуждение вопросов. Восстановить стихотворный текст.  Работа по картине В. Васнецова и  содержанию оперы М.Глинки  «Руслан и Людмила». Сравнение произведений.  Обсуждение вопросов.  «Дополнить строчку». Ответы на  вопросы. Пересказ по иллюстрациям. Деление текста на части. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Деление текста на части. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. . Воспоминания друзей об  А. Пушкине. Пересказ с  использованием картины  Н.Н. Гё.. Выразительное чтение. Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. Рассказ о первых днях  жизни Людмилы в замке. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение.  Деление текста на части. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Самостоятельное чтение. Деление на части. Чтение по ролям. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Пересказ  последовательный по  плану. Чтение, выделить  образные слова и  выражения. Рассказать о Руслане и  Людмиле, опираясь на  авторский текст. Чтение по ролям. Составить рассказ по  картине, используя  содержание поэмы. Самостоятельное чтение. Подобрать подписи к  иллюстрациям.  Пересказ понравившегося отрывка. Чтение  стихотворения наизусть  (по выбору). Составить 2  вопроса по содержанию  прочитанных  произведений А.Пушкина. 19 30 26.10 31 29.10 32 30.10 33 02.11 34 02.11 35 36 05.11 06.11 37 09.11 38 09.11 39 40 12.11 13.11 А.С. Пушкин  «Барышня –  крестьянка». Знакомство с героями. I  глава. А.С. Пушкин  «Барышня –  крестьянка».  Встреча Лизы­ Акулины. Размышления героев. А.С. Пушкин  «Барышня –  крестьянка».  Примирение соседей –  II глава. А.С. Пушкин  «Барышня –  крестьянка».  Отношение автора к  героине повести. Итоговый урок по повести А.С.  Пушкина «Барышня – крестьянка».   Авторское отношение к героям.   М.Ю. Лермонтов. Биография поэта. М.Ю.  Лермонтов. «Тучи». Раздумье  поэта о своей судьбе. М. Ю. Лермонтов «Баллада».  Настроение моря и трагедия  влюбленного. М.Ю.  Лермонтов. «Морская  царевна». Состояние главного героя. Урок внеклассного чтения. А.С.Пушкин «Дубровский»  Сравнения произведений «Барышня­ крестьянка», «Дубровский». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Обсуждение вопросов. «Подружись»  со словом. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение.  Чтение, деление на части. Беседа по содержанию. Составление  плана пересказа. Деление главы на части. Чтение по ролям. Чтение по ролям. Пересказ по плану. Ответы на вопросы. Составление  плана. Обсуждение вопросов: отражение  традиций крепостного права в  повести.  Самостоятельное чтение. Чтение по ролям.  Выборочное чтение.  Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Обсуждение темы и названия  повести, эпиграф. Обсуждение  вопросов.  Беседа по содержанию. Составление  плана пересказа. Обсуждение вопросов. Сравнения  определения в стихотворении. Ответы на вопросы. Пересказ описания моря, используя  авторские слова и выражения. Настроение моря и трагедия  влюбленного. Беседа по содержанию. Работа над  словами и выражениями, передающие состояние героев.  Беседа по содержанию. «Восстанови события…» Сравнения произведений «Барышня­ крестьянка», «Дубровский». Подписать иллюстрации  словами из повести. Выборочное чтение. Самостоятельное чтение. Деление на части. Разметка текста  стихотворения. Выразительное чтение. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Самостоятельное чтение. Деление на смысловые  части. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Рассказ о событиях,  примиривших соседей. Пересказ II главы: «В  гостях у Муромских».  Поведение Лизы­ Акулины, дать оценку.  Выбрать слова,  характеризующие  поведение Лизы­Акулины. Составить концовку  повести. Пересказ статьи по плану. Чтение наизусть. Выразительное чтение. Выразительное чтение.  Пересказ понравившегося  отрывка. Составить 2­3 вопроса по  20 Тема любви в произведениях. Тема любви в произведениях.  Ответы на вопросы. Составление  плана. Беседа по вопросам. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Деление на части. Самостоятельное чтение. содержанию произведения «Дубровский» Пересказ по плану. Составить вопрос по  содержанию статьи. Чтение I главы, выделение сравнений. 41 42 43 16.11 16.11 26.11 44 27.11 45 30.11 46 30.11 47 03.12 48 49 04.12 07.12 50 51 07.12 10.12 Н.В. Гоголь. Биография писателя. Н.В. Гоголь  «Майская ночь, или  Утопленница». Знакомство с героями  повести. Н.В. Гоголь «Майская ночь, или  Утопленница». Ганна. Н.В. Гоголь  «Майская ночь, или  Утопленница».  Любовь главных  героев повести. Н.В. Гоголь  «Майская ночь, или  Утопленница».  Красота и  романтичность вечера. Утопленница. Н.В. Гоголь  «Майская ночь, или  Утопленница».  Сон Левко.  Русалочки. Пробуждение. Обобщающий урок по повести Н.В.  Гоголя  «Майская ночь, или  Утопленница». Описание ночи  автором и картины художников;  Русалки в повести и на картине И.  Крамского «Русалки». Урок  внеклассного чтения. Н.В.  Гоголь «Ночь перед Рождеством»  (отдельные главы). 52 11.12 Н.А. Некрасов.  Биография. 2 1 1 1 1 1 2 2 1 Осуждение вопросов. Сравнения, их роль. Самостоятельное чтение.  Выборочное чтение. Чтение. Пересказ описания вечера. Рассказ по иллюстрациям эпизода.  Составление плана. Беседа по содержанию. Слова и выражения, передающие  настроения героев. Беседа по содержанию. Дополнить пункты плана словами из  текста. Сходство и различие ситуаций на  картине и в повести. Беседа по содержанию картины и  произведения. Подготовка к пересказу. Чтение по ролям.  Подписать иллюстрации  словами из повести. Деление отрывка на части. Рассказ Левко о Ведьме. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Рассказать про сон Левко. Пересказ своими словами. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Пересказ легенды от лица  панночки. Беседа по содержанию повести. «Восстанови события…» Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. Беседа по статье учебника. Пересказ эпизодов из ранее  изученных произведений поэта.  Самостоятельное выполнение   заданий   из учебника. Пересказ интересных  эпизодов. Составление вопросов (2­ 3) по содержанию. . Наизусть запомнившееся  стихотворение. 21 53 14.12 Н. А. Некрасов «Рыцарь на час».  Размышления о судьбе матери. 54 55 56 57 58 59 14.12 17.12 18.12 21.12 21.12 24.12 60 25.12 61 28.12 62 63 64 28.12 11.01 11.01 65 14.01 Н. А. Некрасов «Саша».  Художественные средства,  используемые поэтом. Урок внеклассного чтения. Н. Некрасов. Поэма  «Мать». Тема и  главная мысль поэмы. А.А. Фет. Биография автора. А. А Фет.  «На заре ты её не буди».  Тема и идея стихотворения. А. А Фет.  «Помню я: старушка  няня…». Настроение поэта.  Основные образы. А. А Фет «Это утро, радость эта».  Тема и идея стихотворения. А.П. Чехов. Биография писателя. А. П. Чехов.  «Злоумышленник».  Выразительное чтение по ролям. А. П. Чехов.  «Злоумышленник».  Авторская позиция в рассказе. 1 2 2 1 1 1 1 2 1 1 Беседа по статье учебника.  Определения, рассказывающие о  судьбе матери. Определение  настроения лирического героя. Обсуждение: «За что Некрасов  просит прощение у матери?» Работа над образными выражениями,  передающие гибель и страдания  деревьев (сравнения, звуки).  Озаглавливание частей. Заучивание  наизусть. Тема и главная мысль поэмы. Ответы на вопросы. «Дополни строчки…». Беседа по содержанию сообщения. Составление плана пересказа. Словесное рисование. Образные слова и выражения, их  роль. Определение темы и идеи. Слова и выражения, передающие  настроение поэта. Беседа по содержанию. Обсуждение  темы/ Словесное рисование. Обсуждение  темы стихотворения.  Существительные в тексте, их роль. Пересказ отрывков из ранее  прочитанных. Составление плана. Беседа по содержанию. Сравнение речи мужика и  следователя.  Беседа по содержанию. Определение авторской позиции. Самостоятельное чтение. Сообщения учащихся по  плану о детских годах  поэта. Самостоятельное чтение. Деление на части. Выразительное чтение. Тема и главная мысль  поэмы. Ответы на вопросы. «Дополни строчки…». Самостоятельное чтение. Деление на части. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Самостоятельное чтение. Выразительное чтение. Чтение наизусть отрывка  из  стихотворения. Чтение эпизодов (по выбору)  выразительно. Составить 2 вопроса по прочитанному. Пересказ по плану. Выразительное чтение. Выразительное чтение. Самостоятельное чтение. Разметка текста. Выразительное чтение. Самостоятельное чтение. Деление  текста на части. Выборочное чтение.  Чтение по ролям. Выразительное чтение. Стихотворение наизусть  по выбору. Пересказ по плану. Чтение по ролям,  продолжить рассказ. Самостоятельное чтение. Деление на части. Пересказ своими словами  по плану. 22 66 67 15.01 18.01 68 18.01 69 70 71 21.01 22.01 25.01 72 25.01 73 28.01 74 29.01 75 01.02 76 01.02 А. П. Чехов  «Пересолил».  Выразительное чтение по ролям. А. П. Чехов  «Пересолил». Авторское отношение к героям.  Урок внеклассного чтения. А.П.  Чехов «Переполох». Характеристика  героев. 1 1 1 Обсуждение з.8. Ответы на вопросы по содержанию. Слова и выражения,  характеризующие героев рассказа. Составление плана. Определение главной мысли  рассказа. Дать характеристику хозяйке,  хозяину, служанкам, опираясь на  авторский текст. III.Из произведений русской литературы ХХ века (47ч) А.М. Горький.  Биография писателя. М. Горький  «Песня о Соколе».  Выразительное чтение. Образы героев в «Песне о Соколе» М. Горького. В.В. Маяковский. Биография поэта.  Произведения для детей. В. Маяковский «Необычайное  приключение, бывшее с В.  Маяковским летом на даче».  Выразительное чтение. «Необычайное приключение, бывшее  с В. Маяковским летом на даче».  Определение жанра стихотворения. М. Цветаева. Биография. Вера в добро и бескорыстие человека. 2 1 1 1 1 1 1 Ответы на вопросы. Пересказ  эпизодов из повести «Детство» по  плану. Беседа по содержанию. Определения, характеризующие Сокола, Ужа. Составление сравнительной  характеристики Сокола, Ужа.  Образные слова и выражения в  «Песне». Пословицы и их значение. Беседа по сообщению и статье  учебника. Составление плана. Жанр произведения. Определение главной темы и идеи. Беседа по содержанию.  Слова и выражения для  характеристики описываемых  предметов. Беседа по содержанию. Сообщение о жизни и творчестве.  Беседа по содержанию биографии. Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. Самостоятельное чтение. Деление на части. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Деление текста на части. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Заучивание наизусть Выборочное чтение. Выразительное чтение. Самостоятельное чтение. Деление текста на части. Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. Чтение по ролям.  Пересказ по плану. Рассказать эпизоды  особенно запомнившиеся. Составить 2 вопроса по  содержанию. Рассказ о жизни Алексея в доме деда по плану. Пересказ биографической  статьи по плану. Рассказать о Соколе, Уже, опираясь на авторский  текст. Чтение наизусть отрывка. Сравнительная  характеристика Сокола и  Ужа. Пересказ по плану.  Самостоятельное чтение. Выразительное чтение. Чтение по ролям.  Выразительное чтение. Самостоятельное чтение. Задание для внеклассного  чтения: стихотворения  Пересказ с опорой на  авторский текст. 23 77 04.02 78 05.02 79 80 81 82 83 84 85 86 87 08.02 08.02 11.02 12.02 15.02 15.02 18.02 19.02 20.02 М. Цветаева «Красною кистью…»  Идея стихотворения. Образные слова  и выражения.  М. Цветаева. «Вчера ещё в глаза  глядел…». Тема и идея  стихотворения. Роль  противопоставления. Урок внеклассного чтения. М.  Цветаева «Две песни», «Другие­с  очами и с личиком светлым»,  «Любовь! Любовь!…» К.Г. Паустовский.  Биография. К. Паустовский «Стекольный  мастер». Письмо бабки Гаши. К. Паустовский «Стекольный  мастер». Образ автора в рассказе. Главная идея произведения. С.А. Есенин. Биография поэта. 88 20.02 С.А. Есенин «Нивы сжаты». Природа  в стихотворении поэта и на  полотнах русских художников. 89 29.02 С.А. Есенин «Собаке Качалова».  Тема любви в стихотворении. 1 1 2 2 2 2 1 1 1 Беседа по содержанию. Определение главной идеи  стихотворения, образные слова и  выражения в стихотворении, их роль. Определение темы и главной мысли  стихотворения. Противопоставления, их роль в  стихотворении. Ответы на вопросы. «Дополни строчку…» «Восстанови события…» Работа с образными словами и  выражениями. Беседа по творчеству писателя.  Игра «Вспомни героев  произведений…» Беседа по содержанию. Образные  выражения в описании природы, их  роль.  Составление плана. Определение главной идеи рассказа. Ответы на вопросы. Сообщения  учащихся о детских и юношеских  годах поэта. Определение настроения  стихотворения. Образные слова   выражения в стихотворении. Беседа  по содержанию стихотворения и  картин В. Поленова «Ранний снег»,  Н. Ромадина  «Село Хмелевке». Слова и выражения, передающее  настроение стихотворения.  Беседа по содержанию. М.И. Цветаевой. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Пересказ биографической  статьи Самостоятельное чтение. Выразительное чтение. Чтение наизусть.  Выразительное чтение. Самостоятельное чтение. Выразительное чтение.  Выборочное чтение. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Выразительное чтение  описания природы. Самостоятельное чтение. Деление текста на части. Заучивание наизусть. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Самостоятельное чтение. Выразительное чтение  стихов. Самостоятельное чтение. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Выразительное чтение  стихотворений. Составить 2 вопроса по  содержанию  стихотворений. Краткий пересказ отрывка из ранее прочитанных  произведений. Пересказ биографической  статьи.  Пересказ содержания  письма.  Чтение наизусть отрывка  Пересказ по плану. Рассказ по плану о жизни  и творчестве поэта.  Самостоятельное чтение. Выразительное чтение. Чтение наизусть. 24 90 91 92 93 94 95 96 29.02 03.03 04.03 10.03 11.03 14.03 14.03 М.А. Шолохов. Биография писателя. М.А. Шолохов  «Судьба человека». Жизнь в фашистском плену. М.А. Шолохов  «Судьба человека». Побег из плена. Урок внеклассного чтения. В. Быков  «Альпийская баллада» (в  сокращении). 97 17.03 Е.И. Носов.  Биография писателя. 98 99 18.03 21.03 100 21.03 101 102 24.03 25.03 Е.И.Носов «Трудный хлеб». Е.И.Носов «Трудный хлеб». Образ  Чанга в рассказе. Н.М. Рубцов. «Тихая моя Родина». 103 28.03 Н. М.Рубцов «Русский огонёк». 1 2 2 2 1 2 1 2 1 Беседа о жизни и творчестве  писателя. Ответы на вопросы. Беседа по содержанию. Работа над составлением  характеристики главного героя. Составление плана пересказа. Составление характеристики  главного героя. Самостоятельное чтение. Выразительное чтение. Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Деление отрывка на части  по данному плану. Пересказ по данному  плану. Чтение по ролям.  Пересказ по плану от  имени главного героя. Ответы на вопросы. «Дополни  строчку…». «Восстанови события…» Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Беседа по содержанию статьи, о  жизни и творчестве писателя. Рассказать о детских годах писателя. Самостоятельное чтение. Пересказ по плану от  имени главного героя. Пересказ эпизодов.  Составление 2­3 вопроса  по содержанию. Ответы на вопросы по содержанию  рассказа. Определения в рассказе, их  роль в описании осени. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Сообщения учащихся о  жизни и творчестве  писателя. Составление характеристики Чанга. Составление плана пересказа.  Тема и главная мысль произведения. Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. Деление  текста на части. Чтение по ролям. Работа над образными выражениями,  передающие настроение  произведений. Тема и главная мысль стихотворения. Сравнить стихотворение и сюжет  картины  И. Левитана «Озеро (Русь)». Беседа по содержанию. Словесное  Самостоятельное чтение. Выразительное чтение. Пересказ по плану.  Сообщения учащихся о  творчестве поэта. Самостоятельное чтение. Выразительное чтение. 25 104 28.03 Н.М. Рубцов  «Зимняя песня». 105 106 107 108 31.03 01.04 04.04 04.04 109 110 07.04 08.04 111 112 11.04 11.04 113 114 18.04 18.04 115 21.04 Ю.И. Коваль «Приключения Васи  Куролесова». Главы: «В деревне  Сычи», «Тертый калач». Ю.И. Коваль «Приключения Васи  Куролесова». Главы: «Парочка  поросят», «Темная ночь». Ю.И. Коваль «Приключения Васи  Куролесова». Главы: «Рыжий»,  «Обыкновенный мешок», «Вася бьет  черноусого». Обобщающий урок по повести Ю.И.  Коваля «Приключения Васи  Куролесова». Урок внеклассного чтения В.М.  Шукшин «Кляуза». Обобщающий урок по разделу  (литература ХХ века). 1 2 2 2 2 2 1 рисование. Определения, характеризующие русскую женщину.  Определения, передающие картину  природы. Основная мысль  стихотворения. Определения, предающие настроение  стихотворения. Беседа по  содержанию. Беседа по содержанию. Роль просторечных слов в тексте. Беседа по содержанию. Образные  слова и выражения, их роль. Юмор автора в описании ночи. В чём  он проявился. Беседа по содержанию. Составление описания пса. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Чтение наизусть. Пересказ по плану. Чтение по ролям. Характеристика Васи. Рассказ о переживаниях  Васи своими словами. Составление характеристики Васи,  опираясь на авторский текст. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Пересказ смешной  ситуации. Краткий  пересказ о приключениях  Васи. Пересказ понравившихся  эпизодов. Составить 2  вопроса по содержанию. Характеристика действующих лиц  рассказа. Обсуждение вопросов.  «Дополни строчку…». «Восстанови  события…». Ответы на вопросы. Викторина по  разделу. Сообщения учащихся по  разделу. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Самостоятельное чтение. Пересказ. Чтение  наизусть. 116 117 22.04 25.04 Роберт Луис Стивенсон. «Вересковый мёд». 2 Беседа по творчеству поэта. Ответы на вопросы. Самостоятельное чтение. Деление на части. IV. Из произведений зарубежной литературы (19 ч) Чтение определения  «Баллада»  (самостоятельное  понимание определения).  26 118 119 25.04 28.04 120 29.04 121 122 05.05 06.05 123 124 125 126 12.05 13.05 16.05 16.05 127 19.05 128 129 20.05 23.05 Р.  Стивенсон «Вересковый мёд».  Образ пиктов и короля в балладе. Эрнест Сетон­Томпсон.  Биография. Эрнест Сетон­Томпсон. «Снап.  История бультерьера». Эрнест Сетон­Томпсон  «Снап».  Знакомство с братьями Пенруф. Эрнест Сетон­Томпсон  «Снап». Снап на ферме (3 глава). Джеральд Даррелл. Биография  писателя. Д. Даррелл. «Живописный жираф» (в  сокращении) 130 23.05 Загон жирафа и дом Питера и Билли. 131 26.05 Взаимоотношения Питера и Билли. 132 27.05 133 134 30.05 30.05 Урок внеклассного чтения. Жюль Верн «Таинственный остров» (в сокращении). Обобщающий урок за курс 9 класса. 2 1 2 2 2 1 2 1 1 1 2 Определение главной мысли  стихотворения. Слова и выражения,  передающие характеры пиктов.  Составление характеристики короля. Беседа по творчеству.  Составление плана. Беседа по содержанию. Соответствие клички и характера  щенка. Составление плана. Беседа по содержанию. Рассказ о породе собак по  иллюстрации. Беседа по содержанию. Составление плана рассказа. Беседа по содержанию текста. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Деление отрывка на части. Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Самостоятельное чтение. Деление на части. Беседа по содержанию. Объяснение новых слов и выражений. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Беседа по содержанию. Словарная работа. Беседа по содержанию. Составление характеристики Питера, билли по плану. Составление плана пересказа. Обсуждение содержания. «Дополнить строчку…». «Восстановить события…». «Назовите писателя или поэта…» Викторина по пройденным  Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Самостоятельное чтение. Деление на части. Характеристика пиктов и  короля. Пересказ по плану.  Пересказ по плану. Пересказ своими словами. Краткий пересказ по  плану всего рассказа.  Рассказ по плану. Чтение рассказа, пересказ  описания дома. Чтение по ролям. Пересказ с опорой на  авторский текст. Пересказ эпизодов. Составить 2­3 вопроса по  содержанию. Контрольные вопросы и  задания. 27 произведениям. 28

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для специальных (коррекциоиных) школ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2017