Конспект урока по теме "Главные герои в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Оценка 4.6

Конспект урока по теме "Главные герои в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
11.02.2017
Конспект урока по теме "Главные герои в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Это второй урок в системе уроков по изучению романа Пушкина "Евгений Онегин" При условии, что девятиклассники прочитали хотя бы первые две главы романа, и строится этот урок. Останавливаюсь на выборочном чтении и анализе прочитанного о Евгении Онегине, его образе жизни, затем такое же знакомство происходит и с Татьяной Лариной. Использую отдельные слайды для более прочного усвоения материала. Особое внимание обращаю на причину появления письма Татьяны. Внутренний мир героини исследуется внимательно. Главная сцена - в саду- и момент "отповеди" Онегина читается подготовленными учениками и делается вывод, почему не сложилось то, о чём мечтала главная героиня романа.вордовский документ
конспект урока.doc
План – конспект  урока  литературы                             9 А класса МОУ СОШ № 10                                  г. Горячий  Ключ Тема: Главные  герои в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»             (Урок второй в системе уроков по этой теме) Цели урока: 1.Углубить и расширить  представления учащихся о главной героине                          романа «Евгений Онегин»   Татьяне Лариной.                      2. Дать понятие о  месте героини в системе образов романа.                      3. Воспитывать у учащихся чувство собственного достоинства, чести и                         гордости на  примере героини пушкинского романа.  Оборудование:  а) блок слайдов по теме урока                             б) мультимедийный проектор                              в) компьютер                                            Ход урока. 1. Вступительное слово учителя о задачах урока.                          Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с главными героями  романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»  Хотя роман и называется именем  главного героя, но  автор рассматривает этот образ в системе других образов  романа. Вспомните, кто помог расширить представление читателей об отношении  главного героя к дружбе? Ещё ярче и полнее раскрылся главный герой романа в любовной драме. Расскажите  о главной героине романа, её духовном становлении. 11.  Ответы учащихся на поставленный вопрос. Проверка домашнего задания.                  а) Прокомментируйте данную иллюстрацию.                                                                                                             СЛАЙД №1        Вы видите две иллюстрации к роману Пушкина «Евгений Онегин»        Какой промежуток времени разделяет их?        В то время, как главный герой получает блестящее петербургское образование,        героиня в одиночестве и тишине проводит свои дни.         Кто воспитывает маленькую Татьяну?        На чём воспитывается юная героиня А.С. Пушкина?.         Докажите текстом романа свою точку зрения. б) Найдите в тексте цитату, соответствующую первой иллюстрации. («Итак, она звалась Татьяной...Задумчивость ­ её подруга... куклы даже в эти годы  Татьяна в руки не брала; она в семье своей родной казалась девочкой чужой» и т .д.)                   в) Почему Татьяна  «любила на балконе предупреждать зари восход»? Как  это характеризует героиню романа?                    г) Героиня мечтает о любви. Почему бы ей не влюбиться в одного из  соседних помещиков? 111.Чтение и комментарий письма Татьяны к Онегину.                                      А.  Б е с е д а:          1) Почему Татьяна, скромная провинициальная барышня, решается на столь      опрометчивый с точки зрения её современниц шаг?  Откуда такая смелость?                              (Возможные ответы учащихся: Татьяна воспитывалась на романах,  «они ей                               заменяли всё.                                Татьяне некому было помочь и не с кем разделить своё первое  чувство)                2)  Почему героиня Пушкина не только не рассказывает никому о своей  любви, но                  даже «заветный вензель О да Е дрожащим пальчиком писала» только на                  запотевшем стекле?                3) Дайте лексическое толкование слова «вензель»                                        С л а й д №2. 4.Как Пушкин относится к своей героине? Докажите свою точку зрения  текстом.                                        Возможные ответы учащихся:                 («Татьяна, милая Татьяна!                     Теперь с тобой я слёзы лью.                    Ты в руки модного тирана                    Уж отдала судьбу свою...                                           или                                Я так люблю Татьяну милую мою)                                                 Б. С л а й д №3                  «Тоска любви», невозможность высказать свои чувства заставляет Татьяну  взяться  за перо. Так поступали все её любимые героини. Те самые, что из французских романов. Так поступает и героиня Пушкина. Письмо пишется на французском языке.         Почему? 1. Вглядитесь в черты  лица героини.. Ей страшно и  стыдно. Не случайно за  спиной Татьяны няня. Она, крепостная русская женщина, и понятия о любви не  имеет. Она только видит, как плохо её любимой девочке. Незримым ангелом­ хранителем расположилась нянюшка позади любимицы.             Два фрагмента одной и той же сцены. А вот и само послание в переводе автора.       2. .Выразительное чтение письма Татьяны наизусть заранее подготовленным  учеником.                        Я к вам пишу ­ чего же боле?                        Что я могу ещё сказать?                        Теперь, я знаю,                         В вашей воле меня презреньем наказать.                         Но вы, к моей несчастной доле                         Хоть каплю жалости храня,                         Вы  не оставите меня.                         Сначала я молчать хотела;                         Поверьте: моего стыда вы не узнали б никогда,                         Когда б надежду я имела                         Хоть редко, хоть в неделю раз                         В деревне нашей видеть вас,                         Чтоб только слышать ваши речи,                         Вам слово молвить, а потом                         Всё думать, думать об одном                         И день и ночь до новой встречи.                         Но, говорят, вы нелюдим.                         В глуши, в деревне всё вам скучно,                         А мы... ничем мы не блестим,                         Хоть вам и рады простодушно.                            Зачем вы посетили нас? В глуши забытого селенья                         Я  никогда не знала б вас,                         Не знала б горького мученья.                         Души неопытной волненье                         Смирив со временем ( как знать?),                         По сердцу я нашла бы друга,                         Была бы верная супруга                          И добротетельная мать..                                                   Другой! Нет, никому на свете                                                  Не отдала бы сердца я!.                                                  То в вышнем суждено совете...                                                  То воля неба: я твоя; Вся жизнь моя была залогом                                                  Свиданья верного с тобой;.                                                 До гроба ты хранитель мой...   Я знаю: ты мне послан Богом,.   Ты в сновиденьях мне являлся,.   Незримый, ты мне был уж мил,     Твой чудный взгляд меня томил, В душе твой голос раздавался                                                 Давно...Нет, это был не сон!                                                 Ты чуть вошёл, я вмиг узнала,                                                  Вся обомлела, запылала                                                  И в мыслях молвила: вот он!           Не правда ль? я тебя слыхала:           Ты говорил со мной в тиши,           Когда я бедным помогала            Или молитвой услаждала           Тоску волнуемой души?           И в это самое мгновенье            Не ты ли, милое виденье,           В прозрачной темноте мелькнул,           Приникнул тихо к изголовью?           Не ты ль, с отрадой и любовью,           Слова надежды мне шепнул?                                                         Кто ты, мой ангел ли хранитель,                                                         Или коварный искуситель:                                                         Надежды сердца разреши.                                                         Быть может, это всё пустое,                                                         Обман неопытной души!                                                         И суждено совсем иное...                                                         Но так и быть! Судьбу мою                                                         Отныне я тебе вручаю,                                                         Перед тобою слёзы лью,                                                         Твоей защиты умоляю...                                                         Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает,                                                    Рассудок мой изнемогает,                                                                            И молча гибнуть я должна.                       Я жду тебя: единым взором                        Надежды сердца оживи                       Иль сон тяжёлый перерви                       Увы, заслуженным укором!                       Кончаю! Страшно перечесть...                       Стыдом и страхом замираю...                       Но мне порукой ваша честь,                       И смело ей себя вверяю... 4. Беседа по тексту и иллюстрации:         а) почему после написания письма Татьяне ещё тяжелее, чем до него?         б) какие беспочвенные обвинения выдвинула Татьяна Онегину?         в) на что рассчитывает героиня, так откровенно объясняясь в любви почти             постороннему человеку?          г) на что она рассчитывает, написав письмо?         д) что получает в ответ Татьяна на своё откровенное признание?         5. Выборочное чтение «Письма Татьяны.»                а) Прочитайте строки, где героиня уверена в небесном предназначении  Онегина, что                    её выбор сделан небесами.                  б) Почему она напрочь отметает версию о соединении своей судьбы с другим                      человеком. Отметьте ключевые слова этого отрывка.                 в) Отметьте средства выразительности, которые использует автор, создавая                      письмо героини                 г)  В каких строках вы почувствовали нежное и трепетное отношение  Пушкина к                      любимой Татьяне Лариной?                  д) Прочитайте выразительно строки, которые вас очень тронули и заставили                       сопереживать героине.                                         В.  С л а й д 4                 1. Слово учителя.                     Пожалуй, сцена, которую мы сейчас увидим, самая кульминационная.           Романтичность главной героини сталкивается с сухостью и прагматизмом героя.           Он ещё не успел обагрить кровью друга свои руки, потому самонадеен и даже           несколько высокомерен. Вглядитесь в кадр. 2. Работа со слайдом.                  а)Свидание в дальней беседке.  Татьяна идёт на него, полная надежд.  Почему же на                  иллюстрации у неё поникший вид и несчастное лицо?                  б) Опишите позу главного героя романа. Как об этом сказал сам Пушкин?                  в) Как вы думаете, почему Онегин  не ответил на чувства юной героини?                  г) Как можно объяснить перевод имени «Евгений» с точки зрения его  отповеди Татьяне?             3.. Выразительное чтение текста, соответствующего данному слайду.                Глава 4, строфы 11 ­ 18      1V. Подведение итогов урока.            а) слово учителя.       Прочитано и перевёрнуто ещё несколько страниц романа А. Пушкина «Евгений       Онегин»       Пожалуй, это самые трогательные страницы. Мы оставили героиню на распутье.       У неё нет выбора. Подумайте дома над вопросом: а может, и прав был Евгений,        когда,оправдываясь в своём нежелании и неумении любить, говорит:                       Когда бы жизнь домашним кругом Я ограничить захотел...                       То верно б, кроме вас одной,                         Невесты не искал иной.   Не правда, ли, это звучит очень трогательно и даже даёт какой­то шанс Татьяне?!   Только этот шанс через минуту превращается в  в суровую отповедь девушке, не   умеющей сдержать свои чувства.и порыв первой любви.                           Супружество нам будет мукой.                           Я, сколько ни любил бы вас,                           Привыкнув, разлюблю тотчас.        V.  Домашнее  задание. Глава  5, строфы  14 ­ 55 романа «Евгений Онегин»                                                 Ответить на вопрос: а)какие шаги предпринимает                                               Татьяна, чтобы соответствовать  любимому человеку?                                                б) какую тайну Онегина удалось раскрыть героине                                                    Пушкина?..       ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА:                              1.Белинский В.Г. О русских классиках.                                                            Сочинения Александра Пушкина.  М.,                                                          «Художественная литература» 1986г.                             2. Бонди С.  О Пушкине: Статьи и исследования. М.,                                                  «Художественная литература» 1978 г.                            3. Лотман Ю.М.  Александр Сергеевич Пушкин.                                                    Л., «Просвещение»  1981 г.          АДРЕС в ИНТЕРНЕТЕ:www.cnso.ru

Конспект урока по теме "Главные герои в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Конспект урока по теме "Главные герои в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Конспект урока по теме "Главные герои в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Конспект урока по теме "Главные герои в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Конспект урока по теме "Главные герои в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Конспект урока по теме "Главные герои в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Конспект урока по теме "Главные герои в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Конспект урока по теме "Главные герои в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Конспект урока по теме "Главные герои в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Конспект урока по теме "Главные герои в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Конспект урока по теме "Главные герои в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Конспект урока по теме "Главные герои в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Конспект урока по теме "Главные герои в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Конспект урока по теме "Главные герои в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Конспект урока по теме "Главные герои в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Конспект урока по теме "Главные герои в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017