Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль
Оценка 4.8

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология
Взрослым
06.11.2017
Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине "Биология" для социально-экономического профиля по профессии 43.01.09 Повар, кондитер для смешанных групп. Программа содержит полный перечень практических и внеаудиторных самостоятельных работ. Учебный методический комплект содержит методические рекомендации по выполнению этих работ
РУП по биологии Коротюк соц-эк 2017-18г.Лысуха_Р.П._78 часов.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ «МУРМАНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» Утверждаю Директор ГАПОУ МО «МИК»                                                                            ________________Шатило Г.С. «_____»________________2017 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Биология» Курс: I Профиль: социально­экономический Профессия: 43.01.09 Повар, кондитер 0 ОДОБРЕНА методической комиссией  общеобразовательных дисциплин Протокол №___ от______ 2017 г. Мурманск 2017                        Составлена в соответствии с ФГОС СОО и примерной программой общеобразовательной дисциплины   «Биология»   учебной   для профессиональных образовательных (2015г.)   организаций Руководитель          ____________ Ипатова А.М. Начальник отдела по учебной работе «_____» ________________ 2017г. _______________ Дмитриева Е.В.             «_____» ________________ 2017г.  Разработчик: Коротюк О.А., преподаватель биологии ГАПОУ МО  «Мурманский индустриальный колледж» Рецензент:              Озерова А.С., преподаватель биологии ГАПОУ МО     «Мурманский индустриальный колледж» 1 Лист изменений, вносимых в рабочую программу По дисциплине «Биология», профиль социально­экономический, курс  Iпо профессии: 43.01.09 Повар, кондитер. На основании Федерального  закона  "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.  N 273­ФЗ  (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016);  приказа   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   31   декабря   2015   г.   N   1578   "О внесении   изменений   в   федеральный   государственный   образовательный   стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом   Министерства образования и науки   Российской   Федерации   от   17   мая   2012   г.   N   413»;     Примерной   основной образовательной   программы   среднего   общего   образования.   //Одобрена   решением федерального учебно­методического  объединения  по общему  образованию  (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16­з)  вносятся уточнения и дополнения.   Авторы:  А.Г.   Резанов,     зам.   зав.кафедрой   по   научной   работе     Московского государственного  педагогического университета,  д. биол.н.,  профессор;  Е.А.,Резанова, преподавательбиологиивысшейквалификационнойкатегорииГБОУ«Гимназия 1527»;   доцентка  Фадеева, Е.О. кафедрыфизическойгеографииигеоэкологиигеографическогофакультетаМосковског огосударственногопедагогическогоуниверситета,  к. биол. н., доцент.   Рецензенты:  С.В.  кафедройбиологии, экологиииметодикиобучениябиологииГБОУВПО«Московскийгородскойпедагогичес  Суматохин,  зав. кийуниверситет», д.п.н., профессор;   И.А.  Черкалина,  преподаватель биологии ГАПОУ "Московский Образовательныйкомплексим. В. Талалихина" г. Москвы 2 В Примерную программу  внесены следующие уточнения  и дополнения.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………………………………………… Абз.2излагаетсяв   следующее йредакции…. ,сучетомПримернойосновнойобразовательнойпрограммысреднегообщегообразования   ,  одобреннойрешениемфедеральногоучебно­ методическогообъединенияпообщемуобразованию  (протоколот  28  июня  2016  г.  № 2/16­з). ……………….. ……………………………………………………. (далее по тексту программы) РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Освоение   содержания   учебной   дисциплины   «Биология»   обеспечивает достижение следующих результатов:   …………………………………………………………………………… предметных: излагаетсявследующейредакции:  ………………………………………………………………………………..  • сформированность   собственной   позиции   по   отношению   к   биологической информации,   получаемой   из   разных   источников,   к   глобальным   экологическим проблемам и путям их решения1.  ………………………………………………………………………………………...  (далее по тексту программы) РЕКОМЕНДУЕМАЯЛИТЕРАТУРА ДлястудентовИзлагае тсявследующейредакции: 1 Предметные результаты освоения учебной дисциплины «Биология» уточняются в  рабочих программах   на основе Примерной основной образовательной программы  среднего общего образования с учетом  профиля профессионального образования,  осваиваемой профессии ППКРС или специальности ППССЗ. 3 ……………………………………………………………………………..  КонстантиновВ.М.  идр. Биологиядляпрофессийиспециальностейтехническогоиестественно­ научногопрофилей: организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. –М., 2017   учебникдля   студентов   профессиональных   образовательных ………………………………………………………………………………….  ЧебышевН.  учебникдля   студентов  ГриневаГ.  В.,  Г.  Биология: профессиональных   образовательных   организаций,   осваивающих   профессии   и специальности СПО. – М., 2017  ДляпреподавателейИзлагае тсявследующейредакции: образовании  в  Российской  Федерации:  федер.  закон   Об  от 29.12.   2012   №   273­ФЗ   (в   ред.   Федеральных   законов   от   07.05.2013   №   99­ФЗ,   от 07.06.2013 № 120­ФЗ, от 02.07.2013 № 170­ФЗ, от 23.07.2013 № 203­ФЗ, от  25.11.2013 № 317­ФЗ, от 03.02.2014 № 11­ФЗ, от 03.02.2014 №  15­ФЗ, от 05.05.2014 № 84­ФЗ, от 27.05.2014 № 135­ФЗ, от 04.06.2014 № 148­ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145­ФЗ,   в ред. от  03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)  ……………………………………………………………………………… Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая  2012 г. N413"  ……………………………………………………………………………… Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограммасреднегообщегообразования, одобреннаярешениемфедеральногоучебно­ методическогообъединенияпообщемуобразованию  (протоколот  28  июня  2016  г.  № 2/16­з).     ………………………………………………………………………………………..  4 Удалена позиция: ЧебышевН. В., ГриневаГ. Г. Биология. –М.: 2010 ………………………………………………………………………………..  (далее по тексту программы)  Дополнения и изменения внесены и одобрены на заседании методической комиссии  общеобразовательных дисциплин, протокол № 1 от «01» сентября 2017 г. Руководитель МК     ___________________________А.М.Ипатова Содержание 1. Пояснительная записка………………………………...….……………….6 2. Тематический план………………………………………………………...9 3. Содержание учебной дисциплины…..…………………………...……….27 4. Перечень практических работ.………….………………………….….….34 5. Перечень внеаудиторных работ..…………………………………………36 6. Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение  программы учебной дисциплины «Биология»………………………….......38 7. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины……..…………...40     ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………..…………………..……..45     ПРИЛОЖЕНИЕ 2..……………………………..…………………………..46 5 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа   общеобразовательной   учебной   дисциплины   «Биология» предназначена   для   изучения   биологии   в   ГАПОУ   МО   “МИК”   в   пределах   освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих. Программа   разработана   на   основе   требований   ФГОС   среднего   общего образования   (Приказ   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от 17.05.2012 г. № 413), предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной   дисциплины   «Биология»,   в   соответствии   с   Рекомендациями   по   организации получения   среднего   общего   образования   в   пределах   освоения   образовательных программ   среднего   профессионального   образования   на   базе   основного   общего образования   с   учетом   требований   федеральных   государственных   образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования   (письмо   Департамента   государственной   политики   в   сфере   подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06­259),  составлена на основепримерной   программы   общеобразовательной   учебной   дисциплины   «Биология» 6 для  профессиональных  образовательных  организаций  / А. Г. Резанов,  Е. А. Резанова, Е. О. Фадеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 20 с. Содержание   программы   «Биология»   направлено   на   достижение   следующих целей: •   получение   фундаментальных   знаний   о   биологических   системах   (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки   в   формировании   современной   естественнонаучной   картины   мира;   методах научного познания; •овладение   умениями   логически   мыслить,   обосновывать   место   и   роль биологических   знаний   в   практической   деятельности   людей,   развитии   современных технологий;   определять   живые   объекты   в   природе;   проводить   наблюдения   за экосистемами   с   целью   их   описания   и   выявления   естественных   и   антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; •развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих способностей, обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений   биологии,   вошедших   в   общечеловеческую   культуру;   сложных   и противоречивых   путей   развития   современных   научных   взглядов,   идей,   теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; •   воспитание   убежденности   в   необходимости   познания   живой   природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; •использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению  к окружающей  среде,  здоровью других  людей  и  собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе. Рабочая   программа   учебной   дисциплины   «Биология»   изучается   в общеобразовательном   цикле   учебного   плана   ОПОП   СПО   на   базе   основного   общего 7 образования   с   получением   среднего   общего   образования   по   профессии   социально­ экономического профиля: 43.01.09 Повар, кондитер. Биология   —   система   наук,   изучающая   все   аспекты   жизни,   на   всех   уровнях организации живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным. Объектами изучения   биологии  являются   живые  организмы,  их   строение  и   жизнедеятельность,их многообразие, происхождение, эволюция и распределение живых организмов на Земле. Общая   биология   изучает   законы   исторического   и   индивидуального   развития организмов, общие законы жизни и те особенности, которые характерны для всех видов  живых существ на планете, а также их взаимодействие с окружающей средой. Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о жизни, а  владение биологическими знаниями — одним из необходимых условий сохранения  жизни на планете. Основу   содержания   учебной   дисциплины   «Биология»   составляют   следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и  эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм;  популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера). Содержание   учебной   дисциплины   направлено   на   подготовку   обучающихся   к решению важнейших задач, стоящих перед биологической наукой, — по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и здоровья людей. При   отборе   содержания   учебной   дисциплины   «Биология»   использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания   и   умения,   необходимые   для   формирования   общей   культуры,   определяющей адекватное   поведение   человека   в   окружающей   среде,   востребованные   в   жизни   и   в практической деятельности. Особое внимание уделено экологическому образованию и   формированию   у   них   знаний   о   современной воспитанию   обучающихся, естественнонаучной   картине   мира,   ценностных   ориентаций,   что   свидетельствует   о гуманизации биологического образования. Содержание   учебной   дисциплины   предусматривает   формирование   у обучающихся   общенаучных   знаний,   умений   и   навыков,   универсальных   способов деятельности и ключевых компетенций, включающих умение сравнивать биологические 8 объекты, анализировать, оценивать и обобщать полученные сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников. Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» завершается  подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках  промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением  среднего общего образования (ППКРС). Рабочая программа рассчитана на 108 часов, в том числе:  обязательной аудиторной учебной нагрузки 72 часов;  самостоятельной работы 36  часов; защита   индивидуальных   проектов   ­   2   часа:   часы   взяты   из   раздела   «Происхождение человека». 9 ГАПОУ МО «МИК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Максим альная учебная нагрузк а, час Наименов ание разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа всего Количество аудиторных часов при Самост оятельн очной форме обучения: ая Характеристика основных видов деятельности студентов в том числе теоре тичес ких занят ий 5 1 работа обучаю щегося в том числе практи­ ческих занятий 6 0 7 0 8 Ознакомление   с   биологическими системами   разногоуровня:   клеткой, 10 1 Введение 2 3 1 4 1 Объект изучения биологии — живая природа.   живых   Признаки ГАПОУ МО «МИК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» организмом, популяцией, экосистемой, роли биосферой. биологии в формировании современной   Определение   естественнонаучной   картины   мира   и практической деятельности людей. Раздел 1.     Основы цитологии Тема 1.1. Химическая организация клетки. Клетка   —   элементарная   живая система   и   основная   структурно­ функциональная единица всех живых 18 4 15 4 13 2 2 2 3 0 организмов.Химическая   организация клетки. и Органические       Обучение правил поведения   в   природе,   бережному соблюдению   отношению к биологическим объектам (растениям   и   животным   и   их сообществам) и их охране Умение   проводить   сравнение химической   организации   живых   и неживых объектов. Получение   представления   о   роли органических   и   неорганических 11 ГАПОУ МО «МИК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» неорганические   вещества   клетки   и живых организмов. Белки, углеводы, липиды,   нуклеиновые   кислоты   и   их веществ в клетке. роль в клетке. Практическая  работа:  Наблюдение клеток   растений   и   животных   под микроскопом готовых на     микропрепаратах, их описание.Сравнение строения клеток   растений   и   животных   по   готовым микропрепаратам. Лабораторная  работа:Приготовление и описание  микропрепаратов клеток растений. Прокариотические   и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная   форма   жизни   и   их значение.   Борьба   с   вирусными заболеваниями   (СПИД   и   др.) Цитоплазма   и   клеточная   мембрана. Органоиды клетки. Тема 1.2.  Строение  и  функции  клетки. 1 1 0 1 0 1 2 1 2 0 2 1 0 0 0 Изучение   строения   клеток   эукариот, строения   и   многообразия   клеток растений и животных с помощью микропрепаратов. Наблюдение   клеток   растений   и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. 12 ГАПОУ МО «МИК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» Приготовление   и   описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и Тема   1.3. Обмен веществ и превраще ние энергии   в клетке Тема 1.4.  Жизненн ый цикл  клетки. Пластический   и   энергетический   обмен. Строение и функции хромосом. ДНК — носитель   наследственной   информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Клетки   и   их   разнообразие   в многоклеточном   организме.Клеточная строения   организмов. теория   Митоз. Цитокинез. 4 4 4 0 0 4 4 4 0 0     по готовым животных микропрепаратам. Умение строить схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Получение о пространственной   структуре   белка, представления     молекул ДНК и РНК. Овладение   знаниями   о   размножении как   о   важнейшем   свойстве   живых организмов. Умение   самостоятельно   находить отличия   митоза   от   мейоза,   определяя 13 ГАПОУ МО «МИК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»   Тематика внеаудиторной самостоятельной   работы:Краткая клетки, история изучения     дифференцировка клеток. Раздел 2. Организм,  размножение и  индивидуальное развитие организмов Тема 2.1 Организм — единое целое. Многообразие организмов. Размножение — важнейшее 3 0 0 12 2 8 2 7 2 0 1 0 Размножен ие  организмов . Тема  2.2.Индив идуальное развитие  организма свойство живых организмов. Половое и бесполое   Мейоз. размножение.   Образование   половых   клеток   и оплодотворение. Эмбриональный   этап   онтогенеза. Основные   стадии   эмбрионального 2 2 2 0 развития.Сходство представителей   разных   зародышей групп   позвоночных   как   свидетельство   их эволюционного   родства.   Причины нарушений в развитии организмов. Практическая   работа:Выявление   и 1 1 0 1 0 3 эволюционную роль этих видов деления клетки 4 0 0 Овладение   знаниями   о   размножении как   о   важнейшем   свойстве   живых организмов.   Умение   самостоятельно находить   отличия   митоза   от   мейоза, определяя   эволюционную   роль   этих видов деления клетки. Ознакомление   с   основными   стадиями онтогенеза   на   примере   развития позвоночных   животных. характеризовать     Умение стадии постэмбрионального   развития   на примере   человека.   Ознакомление   с причинами   нарушений   в   развитии организмов. умения Развитие     14 ГАПОУ МО «МИК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» описание   признаков   сходства зародышей   человека   и   других позвоночных   как   доказательство   их эволюционного родства. Репродуктивное   здоровье. 3 Последствия   влияния   алкоголя, никотина,   наркотических   веществ, загрязнения   среды   на   развитие человека. Тематика внеаудиторной   4 Тема 2.3  Индивиду альное  развитие  человека. 3 0 3 0 самостоятельной Органогенез. развитие.   работы:   Постэмбриональное Раздел 3.    Основы генетики и селекции  Тема 3.1  Основы  Генетика — наука о закономерностях наследственности   и   изменчивости   Мендель   — организмов.   Г. учения о  20 7 15 7 12 4 правильно формировать доказательную эволюционного   базу животного мира   развития 0 0 3 3 0 4 5 0 Выявление   и   описание   признаков сходства зародышей человека и других позвоночных   как   доказательства   их эволюционного   родства.   Получение представления о последствиях влияния алкоголя,   никотина,   наркотических веществ, загрязнения среды на развитие и репродуктивное здоровье человека. Ознакомление   с   наукой   о закономерностях   наследственности   и изменчивости   организмов,   с   законами основоположник   генетики. генетики,   терминологией и   15 ГАПОУ МО «МИК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» наследств енности и  изменчиво сти. Генетическая   терминология   и символика. установленные   Законы   генетики,   Менделем.   Г. Моногибридное   и   дигибридное скрещивание   Хромосомная   теория наследственности.   Генетика   пола. Значение   генетики   для   селекции   и медицины.   Наследственные   болезни человека,   причины   и   их профилактика. Практическая работа:  Составление простейших  схем  моногибридного  и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. Лабораторная   работа  Выявление мутагенов   в   окружающей   среде   и косвенная   оценка   возможного   их влияния на организм.  1 1 1 1 0 0 1 1 0 0 символикой. Получение представления о   связи   генетики   и   медицины. Ознакомление   с   наследственными болезнями   человека,   их   причинами   и профилактикой. 16 ГАПОУ МО «МИК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» Тема 3.2.  Закономер ности  изменчиво сти Тема 3.3.  Основы  селекции  растений,  животных Наследственная, или генотипическая, 4 4 4 0 0 Ознакомление   с   наследственной   и   Модификационная, изменчивость. или ненаследственная, изменчивость. Генетика   человека. медицина.   Генетика   и   Материальные   основы наследственности   и   изменчивости. Генетика   и   эволюционная   теория. Генетика популяций.  Генетика   —   теоретическая   основа 10 5 4 1 5 селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. Учение Н.И.Вавилова центрах о     многообразия   и   происхождения ненаследственной   изменчивостью   и   ее биологической   ролью   в   эволюции живого мира. Получение представления о   связи   генетики   и   медицины. Ознакомление   с   наследственными болезнями   человека,   их   причинами   и профилактикой.   Изучение   влияния алкоголизма,   наркомании,   курения   на наследственность   на   видеоматериале. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление   мутагенов   в   окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм Получение   представления   о   генетике как о теоретической основе селекции. Развитие   метапредметных   умений   в процессе нахождения на карте центров многообразия   и   происхождения культурных   растений   и   домашних 17 ГАПОУ МО «МИК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» и  микроорга низмов. культурных   растений.   Основные методы   селекции:   гибридизация   и   Основные искусственный   отбор. достижения   современной   селекции культурных   растений,   домашних животных   и   микроорганизмов. Биотехнология,   ее   достижения   и перспективы развития. 1 5 1 0 0 0 1 0 0 5   работа:Анализ Практическая фенотипической изменчивости. внеаудиторной Тематика самостоятельной   работы: Взаимодействие  генов.Сцепленное   с     полом наследование.Этические аспекты   некоторых   достижений   в биотехнологии. Клонирование животных   (проблемы   клонирования   животных, открытых Н. И. Вавиловым. Изучение   методов   гибридизации   и   Умение искусственного   отбора. разбираться   в   этических   аспектах некоторых в достижений     биотехнологии: клонировании животных   и   проблемах   клонирования   человека. Ознакомление   с   основными достижениями   современной   селекции культурных   растений,   домашних животных и микроорганизмов 18 ГАПОУ МО «МИК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» человека).  Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на  Земле. Эволюционное учение. Тема 4.1.  Гипотезы   происхождения   жизни. Изучение   основных   закономерностей и возникновения, существования   жизни   на   Земле. развития     Происхож дение и  начальны е этапы  развития  жизни на  Земле 20 4 13 4 12 4 1 0 7 0 Анализ   и   оценка   различных   гипотез происхождения жизни. об Получение усложнении   живых   организмов   на представления     Усложнение   живых   организмов   в процессе   эволюции.   Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. Земле в процессе эволюции. Умение   экспериментальным   путем выявлять   адаптивные   особенности организмов, относительный   их   характер. Ознакомление с некоторыми представителями редких и исчезающих видов   растений   и   животных. Проведение   описания   особей   одного вида   по   морфологическому   критерию при выполнении лабораторной работы. Выявление   черт   приспособленности организмов к разным средам обитания 19 ГАПОУ МО «МИК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» Тема 4.2.  История  развития  эволюцио нных  идей. 4 4 4 0 0 Значение   Ж.Б.Ламарка работ   в   К.Линнея,   развитии эволюционных   идей   в   биологии. Эволюционное   учение   Ч.Дарвина. Естественный эволюционного   отбор.     учения Роль   в формировании естественнонаучной картины мира.  современной   Тема 4.3.  Микроэво люция и  макроэвол Концепция   вида,   его   критерии. Популяция   —   структурная   единица вида   и   эволюции.   Движущие   силы эволюции.   Синтетическая   теория 12 5 4 1 7 (водной,   наземно­воздушной, почвенной) Изучение   наследия   человечества   на примере   знакомства   с   историей развития эволюционных идей К. Линнея, Ж. Б. Ламарка Ч.Дарвина. Оценивание   роли   эволюционного учения   в   формировании   современной естественнонаучной   картины   мира. Развитие   способности   ясно   и   точно излагать   свои   мысли,   логически обосновывать   свою   точку   зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение Ознакомление   с   концепцией   вида,   ее критериями, подбор примеров того, что популяция — структурная единица   и   вида   эволюции. 20 ГАПОУ МО «МИК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» юция. эволюции.   Микроэволюция. Современные   представления   о видообразовании   (С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен).   Макроэволюция. Доказательства   эволюции.Причины вымирания направления   видов.     Основные эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. 1 1 0 1 0 Практическая   работа:Описание одного особей по критерию. морфологическому вида         Приспособление   организмов   к разным   средам   обитания   (водной, наземно­воздушной, почвенной). Ознакомление   с  движущимися  силами эволюции и ее доказательствами. Усвоение   того,   что   основными направлениями эволюционного прогресса   являются   биологический   прогресс   и   биологический   регресс. Умение   отстаивать   мнение,   о сохранении биологического многообразия как основе устойчивости   биосферы   и   прогрессивного   ее развития.   Умение   выявлять   причины вымирания видов. 21 ГАПОУ МО «МИК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» Тематика самостоятельной работы:   внеаудиторной Сохранение многообразия устойчивости       биологического   как биосферы основа и   прогрессивного ее развития. Раздел 5  Происхождение человека. Тема 5.1.  Антропоге нез. Эволюция   приматов.   Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства   родства   человека   с млекопитающими   животными.   Этапы эволюции человека. Практическая   работа  Анализ   и оценка   различных     о гипотез   происхождении человека. Тематика самостоятельной   Современный внеаудиторной работы:   этап развития   Тема 5.2.  человечества.   Родство   и   единство   происхождения человеческих рас. Критика расизма.  7 0 0 0 11 7 1 4 2 5 3 1 0 2 4 2 0 0 2 1 1 1 0 0 7 6 4 0 4 0 Анализ  и оценка различных гипотез  о происхождении человека. Развитие умения     строить доказательную   базу   по   сравнительной и характеристике человека     приматов,доказывая   их   родство. Выявление этапов эволюции человека Умение   доказывать   равенство человеческих   рас   на   основании   их 22 ГАПОУ МО «МИК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» Человечес кие расы. Тематика самостоятельной работы    внеаудиторной 2 0 Человеческие расы.  Опасностьрасизма. Раздел 6.    Основы экологии Экологические факторы, их значение 17 4 10 4 в   жизни   организмов.   Экологические системы. и Видовая     0 7 3 0 3 1 2 7 0 родства и единства происхождения. Развитие   толерантности, расизма во всех его проявлениях.   критика Изучение экологических факторов и их влияния на организмы. Знакомство   с   экологическими  Тема 6.1.  Экология  — наука о  взаимоотн ошениях  организмо в между  собой и  окружаю щей  средой. пространственная экосистем.   Пищевые   структура   связи, системами, их пространственной         видовой и структурами. круговорот   веществ   и   превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения   в   экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, Искусственные паразитизм. сообщества   —   агроэкосистемы   и     Умение устойчивости и смены экосистем. объяснять   причины   межвидовыми Ознакомление взаимоотношениями   в   экосистеме: с   конкуренцией, хищничеством, паразитизмом.   симбиозом, урбоэкосистемы.  Описание Практическое   занятие:   антропогенных в естественных   природных   ландшафтах изменений     своей   местности.   Сравнительное описание   одной   из   естественных 1 1 0 1 0   Умение ярусность растительного   сообщества,   пищевые строить   цепи   и   сети   в   биоценозе,   а   также экологические пирамиды. Знание   отличительных   признаков 23 ГАПОУ МО «МИК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» природных   систем   (например,   леса)   и какой­нибудь (например, пшеничного поля).   агроэкосистемы Тема 6.2. Биосфера  –  глобальна я  экоситема Учение   В.И.Вернадского   о   биосфере. 4 Роль   живых   организмов   в   биосфере.   Круговорот   важнейших Биомасса. биогенных   элементов   (на   примере углерода, азота и др.) в биосфере.  Лабораторная   работа  Описание   и практическое создание   1 4 1 2 0 2 1 0 0 искусственной (пресноводный аквариум).   экосистемы искусственных   сообществ   — агроэкосистемы   и   урбоэкосистемы. Описание   антропогенных   изменений   в естественных   природных   ландшафтах своей   местности.   Сравнительное описание   одной   из   естественных природных   систем   (например,   леса)   и какой­нибудь (например, пшеничного поля).   агроэкосистемы Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе Ознакомление   с   учением   В.   И. Вернадского   о   биосфере   как   о глобальной экосистеме. Наличие   представления   о   схеме экосистемы   на   примере   биосферы, круговороте   веществ   и   превращении энергии в биосфере. Умение   доказывать   роль   живых 24 ГАПОУ МО «МИК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» Тема 6.3. Биосфера  и человек. Практическое   занятие: экологических задач.   Изменения в биосфере. Последствия  Решение 1 9 1 2 0 2 1 0 0 7 организмов в биосфере на конкретных примерах Нахождение   связи   изменения   в деятельности окружающей   среде. человека в   Воздействие     производственной   деятельности   на окружающую среду в области своей будущей   профессии.Экология   как теоретическая основа рационального природопользования   и   охраны   Правила природы.   Ноосфера. поведения   людей   в   окружающей   Бережное природной среде.   биологическим отношение объектам  (растениям  и  животным  и к     7 0 0 0 7   их сообществам) и их охрана. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:  Причины устойчивости   и   смены   экосистем. Сукцессии.Глобальные экологические   проблемы   и   пути   их биосфере последствиями деятельности   человека   в   окружающей с     среде. Умение определять воздействие производственной   деятельности   на окружающую   среду   в   области   своей будущей профессии. Ознакомление глобальными экологическими проблемами и умение с     определять пути их решения. Описание   и   практическое   создание экосистемы искусственной (пресноводного   аквариума).   Решение   задач. экологических Демонстрирование   умения   постановки   целей   деятельности,   планирования собственной   деятельности   для достижения   поставленных   целей, 25 ГАПОУ МО «МИК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» решения. предвидения   возможных   результатов   действий, организации этих самоконтроля   и   оценки   полученных   результатов. Обучение   соблюдению   правил поведения   в   природе,   бережному отношению к биологическим объектам (растениям, сообществам) и их охране   животным   и   их Ознакомление   с   примерами   бионикой 8 2 4 2 2 2 0 0 4 0 Раздел 7. Бионика Тема 7.1.  Бионика  Рассмотрение особенностей морфофизиологической   организации использования   в   хозяйственной   морфо­ деятельности людей   как одно  из  направлен ий  биологии  и  кибернети ки.   живых использования организмов   для       их и создания совершенных   технических   систем   и устройств   по   аналогии   с   живыми   системами. внеаудиторной Тематика самостоятельной работы: Принципы и   примеры   использования   в 4 0 0 0 4 функциональных   черт   организации растений   и   животных   при   создании совершенных   технических   систем   и устройств   по   аналогии   с   живыми системами.   Знакомство   с   трубчатыми структурами   в   живой   природе   и   технике, аэродинамическими   и гидродинамическими   устройствами   в 26 ГАПОУ МО «МИК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ» хозяйственной   деятельности   людей черт морфофункциональных организации   растений   и   животных.   живой   природе   и   технике.   Умение строить модели складчатой структуры, используемые в строительстве Многообразие (весенние, видов.   Сезонные   осенние)   изменения   в     Многообразие природе. сортов культурных растений и пород домашних   животных, (селекционная   станция,   методы   их   выведения   племенная ферма, сельскохозяйственная выставка). Естественные искусственные и     экосистемы своего района. Защита индивидуальных проектов Зачет Итого 2 1 108 2 1 72 0 0 58 2 1 14 0 0 36 27 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ Объект   изучения   биологии   —   живая   природа.   Признаки   живых   организмов   и   их многообразие.   Уровневая   организация   живой   природы   и   эволюция.   Методы   познания   живой природы.   Общие   закономерности   биологии.   Роль   биологии   в   формировании   современной естественнонаучной картины мира и практической деятельности людей.  Значение   биологии   при   освоении   профессий   и   специальностей   среднего профессионального образования. Демонстрации Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы. РАЗДЕЛ 1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ Химическая организация клетки.  Клетка — элементарная живая система и основная структурно­функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Химическая   организация   клетки.   Органические   и   неорганические   вещества   клетки   и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль вклетке. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусыкак неклеточная  форма  жизни  и  их  значение.  Борьба  с вирусными  заболеваниями  (СПИД  и  др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетическийобмен. Строение   и   функции   хромосом.   ДНК   —   носитель   наследственной   информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Жизненный   цикл   клетки.   Клетки   и   их   разнообразие   в   многоклеточном   организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Митоз. Цитокинез. Демонстрации Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.  Практические занятия. 28 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. Внеаудиторная самостоятельная работа. Краткая история изучения клетки. Дифференцировка клеток. РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ Размножение организмов. Организм — единое целое. Многообразие организмов.  Размножение   —   важнейшее   свойство   живых   организмов.   Половое   и   бесполое   размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Индивидуальное развитие организма.   Эмбриональный   этап   онтогенеза.   Основные     стадии   эмбрионального   развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных   как  свидетельство    их  эволюционного   родства.  Причины   нарушений  в  развитии организмов. Индивидуальное   развитие   человека.   Репродуктивное   здоровье.   Последствия   влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. Демонстрации Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных. Практическое занятие 29 Выявление   и   описание   признаков   сходства   зародышей   человека   и   других   позвоночных   как доказательство их эволюционного родства. Внеаудиторная самостоятельная работа. Органогенез. Постэмбриональное развитие. РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика — наука о закономерностях наследственности   и   изменчивости   организмов.   Г.Мендель   —   основоположник   генетики. Генетическая терминология и символика. Законы   генетики,   установленные   Г.Менделем.   Моногибридное   и дигибридноескрещивание.     Хромосомная   теория   наследственности.   Взаимодействие   генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Закономерности   изменчивости.   Наследственная,   или   генотипическая,   изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека.  Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций. Основы   селекции   растений,   животных   и   микроорганизмов.   Генетика   —   теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений — начальные этапы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.   Основные   методы   селекции:   гибридизация   и   искусственный   отбор.   Основные   домашних   животных   и достижения   современной   селекции   культурныхрастений, микроорганизмов. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). Демонстрации Моногибридное и дигибридное скрещивание. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. 30 Практические занятия Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление   мутагенов   в   окружающей   среде   и   косвенная   оценка   возможного   их   влияния   на организм. Внеаудиторная самостоятельная работа. Взаимодействие   генов.   Сцепленное   с   полом   наследование.   Этические   аспекты   некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). РАЗДЕЛ 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.  Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. История развития эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламаркав развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч.Дарвина.  Естественный   отбор.   Роль   эволюционного   учения   в   формировании   современнойестественно­ научной картины мира. Микроэволюция   и   макроэволюция.   Концепция   вида,   его   критерии.   Популяция   — структурная   единица   вида   и   эволюции.   Движущие   силы   эволюции.   Синтетическая   теория эволюции.  Микроэволюция.   Современные  представления  о  видообразовании  (С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции.  Сохранение   биологического   многообразия   как   основа   устойчивости   биосферы   и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. Демонстрации Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. 31 Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных. Практические занятия Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно­воздушной, почвенной). Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Внеаудиторная самостоятельная работа. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. РАЗДЕЛ 5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Антропогенез. Эволюция  приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека. Человеческие   расы.   Родство   и   единство   происхождения   человеческих   рас.   Критика расизма. Демонстрации Черты сходства и различия человека и животных. Черты сходства человека и приматов. Происхождение человека. Человеческие расы. Практическое занятие Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека. Внеаудиторная самостоятельная работа. Современный этап развития человечества.  Человеческие расы. Опасность расизма. РАЗДЕЛ 6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная   структура   экосистем.   Пищевые   связи,   круговорот   веществ   и   превращение энергии   в   экосистемах.   Межвидовые   взаимоотношения   в   экосистеме:   конкуренция,   симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы. 32 Биосфера — глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Биосфера и человек. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде.   Воздействие   производственной   деятельности   на   окружающуюсреду   в   области   своей будущей профессии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экология   как   теоретическая   основа   рационального   природопользования   и   охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.  Бережное   отношение   к   биологическим   объектам   (растениям   и   животным   и   их сообществам) и их охрана. Демонстрации Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера. Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. Схема агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России. Практические занятия Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своейместности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой­ нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Описание   и   практическое   создание   искусственной   экосистемы   (пресноводный   аквариум). Решение экологических задач. Внеаудиторная самостоятельная работа. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. 33 РАЗДЕЛ 7. БИОНИКА Бионика   как   одно   из   направлений   биологии   и   кибернетики.   Рассмотрение   бионикой особенностей морфофизиологической организации живых организмов и их использования для создания   совершенных   технических   систем   и   устройств   по   аналогии   с   живыми   системами. Принципы   и   примеры   использования   в   хозяйственной   деятельности   людей морфофункциональных черт организации растений и животных. Демонстрации Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и технике. Экскурсии Многообразие видов. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе. Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная   станция,   племенная   ферма,   сельскохозяйственная   выставка).   Естественные   и искусственные экосистемы своего района. Внеаудиторная самостоятельная работа. Принципы   и   примеры   использования   в   хозяйственной   деятельности   людей   морфо­ функциональных   черт   организации   растений   и   животных.   Многообразие   видов.   Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе. Многообразие сортов культурных растений и пород домашних   животных,   методы   их   выведения   (селекционная   станция,   племенная   ферма, сельскохозяйственная выставка). Естественные и искусственные экосистемы своего района. 34 4. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ № п/п  Наименование темы  Наименование практической работы Количество  /подтемы темы     1                    2 1.1 Химическая клетки   организация                              3 Наблюдение   клеток   растений   и   животных часов         4   микроскопом   под микропрепаратах,   их   на   готовых описание. 1.1 Химическая   организация Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение   строения   клеток   растений   и 2.2 клетки Индивидуальное   развитие организмов животных по готовым микропрепаратам. Выявление  и   описание   признаков  сходства зародышей человека и других позвоночных как   доказательство   их   эволюционного родства. Составление простейших схем       моногибридного скрещивания. Решение генетических задач. Выявление мутагенов в окружающей среде и дигибридного и   косвенная оценка возможного из влияния на организм. Анализ фенотипической изменчивости. 3.1 Основы   учения наследственности изменчивости 3.1 Основы   учения наследственности изменчивости         о и о и 3.3 Основы   селекции   растений, животных микроорганизмов   и 1 1 1 1 1 1 35 4.1 Происхождение   и   начальные Анализ   и   оценка   различных   гипотез этапы   развития   жизни   на Земле происхождения жизни. 4.3 Микроэволюция   и Описание   особей   одного   вида   по макроэволюция морфологическому критерию. Приспособление   организмов   к   разным   5.1 Антропогенез 6.1 6.2 Экология   —   наука   о взаимоотношениях организмов   между   собой   и окружающей средой Биосфера   —   глобальная экосистема 6.2 Биосфера   —   глобальная экосистема средам   обитания   воздушной, почвенной). Анализ   и   оценка   различных   гипотез   о   наземно­ (водной, происхождении человека. Описание   антропогенных   изменений   в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное   описание   одной   из естественных природных систем (например, леса)   и   какой­нибудь   агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Описание   и   практическое   создание искусственной   экосистемы   (пресноводный аквариум). Решение экологических задач. Защита индивидуальных проектов 1 1 1 1 1 1 2 ВСЕГО 14 36 5. ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № п/п темы 1 Наименование темы/ Тематика самостоятельной  работы подтемы 2 3    1.4 Жизненный цикл клетки Краткая   история   изучения   клетки. Дифференцировка клеток. Органогенез. Постэмбриональное   2.3 Индивидуальное   развитие человека развитие. 3.3 Основы   селекции   растений, животных и микроорганизмов Взаимодействие   генов.   Сцепленное   с полом наследование. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонированиеживотных 4.3 Микроэволюция макроэволюция   (проблемыклонированиячеловека). и Сохранение биологического многообразия   как   основа   устойчивости   5.1  Антропогенез 5.2 Человеческие расы биосферы и прогрессивного ее развития. Современный развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма. этап     6.3 Биосфера и человек. Причины   устойчивости   и   смены Кол­во часов 4 3 4 5 7 4 2 7   Сукцессии. экосистем.   Глобальные экологические   проблемы   и   пути   их 37 7.1 Бионика   как   одно   из решения.Составление   схем   передачи веществ   и   энергии   по   цепям   питания   в природной экосистеме и в агроценозе. Принципы   и   примеры   использования   в 4 направлений   биологии   и кибернетики хозяйственной   деятельности   людей морфо­функциональных черт   организации и животных.Многообразие видов. Сезонные растений     (весенние, осенние) изменения в природе. Многообразие   сортов   культурных растений   и   пород   домашних   животных, методы   их   выведения   (селекционная   станция, сельскохозяйственная племенная   Естественные экосистемы своего района. и       ферма, выставка). искусственные ВСЕГО 36 часов 38 6. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « БИОЛОГИЯ» Освоение программы учебной дисциплины «Биология» предполагает наличие вГАПОУ МО “МИК”, реализующем образовательнуюпрограмму среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможностьобеспечить свободный доступ в сеть Интернет во время учебного занятия и в периодвне учебной деятельности обучающихся. Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно­эпидемиологических правил и   нормативов   (СанПиН   2.4.2   №   178­02)   и   оснащено   типовым   оборудованием,   указанным   в настоящих   требованиях,   в   том   числе   специализированной   учебной   мебелью   и   средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. В   кабинете   имеется   мультимедийное   оборудование,   посредством   которогоучастники образовательного процесса могут просматривать визуальную информациюпо биологии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы. В   состав   учебно­методического   и   материально­технического   обеспечения   программы учебной дисциплины «Биология» входят: •   многофункциональный   комплекс   преподавателя   (демонстрационный   стол,   компьютер, проектор, доска); •   наглядные   пособия   (комплекты   учебных   таблиц,   плакатов,   портретов   выдающихся   ученых, динамические   пособия,   иллюстрирующие   биологические   процессы,   модели,   муляжи   и микропрепараты биологических объектов и др.); • информационно­коммуникативные средства; 39 • экранно­звуковые пособия; • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; • библиотечный фонд: ­Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. —М., 2014. ­Каменский А.А., Криксунов Е.А. Пасечник В.В. Общая биология 10­11 класс. ­ М.,2006. ­Пуговкин А. П., Пуговкин Н. А. Биология: учебник для 10­11 классов (базовый уровень).­ М., 2008. ­Тупикин Е. И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности.­ М., 2004. ­Беляев Д. К., Бородин П. М., Воронцов Н.Н. Общая биология: Учебник для 10­11 классов.­ М., 2003. В   процессе   освоения   программы   учебной   дисциплины   «Биология»   студенты   имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по биологии,имеющимся в свободном доступе в системе Интернет: www. sbio. info (Вся биология.Современная биология, статьи, новости, библиотека). www.   window.   edu.   ru   (Единое   окно   доступа   к   образовательным   ресурсам   Интернета   по биологии). www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии). www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии —экологии на сервере Воронежского университета). www.   biology.   ru   (Биология   в   Открытом   колледже.Сайт   содержит   электронный   учебник побиологии, On­line тесты). www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет­ресурсов). www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира.Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете). www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологическогоцентра МГУ им. М. В. Ломоносова). www.   kozlenkoa.   narod.   ru   (Для   тех,   кто   учится   сам   и   учит   других;   очно   и дистанционно,биологии, химии, другим предметам). www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах). 40 www.   bril2002.   narod.   ru   (Биология   для   школьников.   Краткая,   компактная,   но достаточноподробная  информация  по разделам:  «Общая  биология»,  «Ботаника»,  «Зоология», «Человек»). 7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Формы и методы контроля и оценки (освоенные умения, усвоенные знания) личностные: результатов обучения  пятибалльная система оценки знаний    сформированность  чувства  гордости  и уважения   к   истории   и   достижениям наблюдение при выполнении практических отечественной   биологической   науки; целостной представления о     естественно­научной картине мира; понимание     взаимосвязи     и взаимозависимости  естественных  наук, их     влияния   на   окружающую   среду, экономическую, технологическую, социальную   и   этическую   сферы   деятельности человека; способность   использовать   знания   о современной естественнонаучной картине   мира   в   образовательной   и   работ, при подготовке и защите докладов,   презентаций, сообщений,   рефератов, проведении деловых игр, викторин.  проведении деловых игр, викторин 41 деятельности; профессиональной возможности   информационной   среды   для   обеспечения   продуктивного самообразования;  владение   культурой   мышления, способность   к   обобщению,   анализу, восприятию     информации     в     области естественных  наук,  постановке  цели  и выбору   путей   ее   достижения   в профессиональной сфере;  способность руководствоваться в своей деятельности   современными выполнение внеаудиторной  работы защита индивидуальных проектов принципами   толерантности,   диалога   и к сотрудничества; готовность     взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;  готовность   использовать   основные методы   защиты   от   возможных последствий     аварий, стихийных   бедствий;   катастроф,   обладание навыками безопасной работы во время проектно­исследовательской   и   наблюдение при выполнении практических работ, при подготовке и защите докладов,   презентаций, сообщений,   рефератов, проведении деловых игр, викторин.  экспериментальной  деятельности,  при использовании лабораторного     оборудования; способность      использовать приобретенные     знания   и     умения   в практической     деятельности   и повседневной   жизни   для   соблюдения мер   профилактики   отравлений, вирусных   и   других   заболеваний, стрессов,   вредных   привычек   (курения, алкоголизма,   наркомании);   правил практический фронтальный контроль 42 поведения в природной среде;   оказанию   готовность     к      первой помощи   при   травмах,   простудных   и   заболеваниях,   отравлениях других   пищевыми продуктами; метапредметные:  осознание социальной значимости своей профессии/специальности,   обладание мотивацией профессиональной деятельности; к     осуществлению  Экзамен   проводится   по   решению образовательной профессиональной   организации либо по желанию студентов при   изучении   учебной   дисциплины «Биология»   как   профильной   учебной дисциплины.  повышение интеллектуального уровня в процессе   изучения   биологических практический фронтальный контроль письменный   фронтальный   контроль (тестирование   открытого   и   закрытого типов), устный индивидуальный контроль. практический индивидуальный контроль   фронтальный   и явлений;   биологии,   выдающихся       вошедших     достижений   в общечеловеческую  культуру;  сложных и     противоречивых     путей     развития современных научных   взглядов,   идей, теорий,     (о   концепций,     гипотез   сущности     и     происхождении     жизни, человека)     с   работы     ходе     в   различными  источниками информации; способность организовывать     сотрудничество  единомышленников,  в   использованием том     числе     с   современных коммуникационных технологий;     информационно­   способность     понимать     принципы письменный   фронтальный   контроль 43 продуктивности устойчивости   живой  природы, пути ее изменения под   и   (тестирование   открытого   и   закрытого типов),  влиянием   антропогенных   факторов, способность     к     системному     анализу глобальных     экологических     проблем, вопросов  состояния     окружающей     среды     и рационального     использования природных ресурсов; умение   −  обосновывать  место  и   биологических   роль     в практической   деятельности   людей,   знаний   развитии   современных   технологий; определять  живые  объекты  в  природе; проводить наблюдения за экосистемами с   целью   их   описания     и     выявления   антропогенных естественных   изменений;   находить   и анализировать   и   устный индивидуальный контроль. фронтальный практический     и информацию о живых объектах; способность   применять   биологические индивидуальный контроль и   экологические   знания   для   анализа     проблем прикладных     хозяйственной деятельности; способность     к     самостоятельному устный индивидуальный контроль. проведению  исследований,  постановке естественно­научного     эксперимента, использованию     информационных технологий   для   решения   научных   и профессиональных задач; способность   к   оценке   этических аспектов   некоторых   исследований   в области  биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение); 44      предметные: сформированность   представлений   о письменный   фронтальный   контроль роли  и   месте  биологии   в  современной научной картине мира; понимание роли (тестирование   открытого   и   закрытого типов),  биологии в формировании кругозора и функциональной   грамотности   для      решения практических задач; владение   основополагающими понятиями и представлениями о живой природе,  ее  уровневой  организации  и эволюции;     пользование биологической   терминологией   и   уверенное   символикой; владение     основными     методами научного     познания,     используемыми   биологических   исследованиях при   живых   объектов   и   экосистем: описанием,   измерением,     проведением наблюдений;     выявление     и     оценка антропогенных изменений в природе; сформированность   умений   объяснять результаты   биологических экспериментов,   решать   элементарные биологические задачи; сформированность собственной позиции по   отношению   к   биологической информации,   получаемой   из   разных источников, глобальным     экологическим  проблемам и путям их решения. устный индивидуальный контроль. письменный   фронтальный   контроль (тестирование   открытого   и   закрытого типов),  письменный   фронтальный   контроль 45 (тестирование   открытого   и   закрытого типов), устный индивидуальный контроль. устный индивидуальный контроль. 46 ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (ДОКЛАДОВ), ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 •Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние. •Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение. •Драматические страницы в истории развития генетики. •Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении. •История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина. •«Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии. •Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. •Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка раз­ личных гипотез происхождения. •Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма. •Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества. •Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов. •Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка. •Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке. •Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей. •Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме — биосфере. •Видовое   и   экологическое   разнообразие   биоценоза   как   основа   его   устойчивости. •Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах. •Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени. •Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах. •Роль   правительственных   и   общественных   экологических   организаций   в   современных развитых странах. •Рациональное   использование   и   охрана   невозобновляемых   природных   ресурсов   (на конкретных примерах). •Опасность   глобальных   нарушений   в   биосфере.   Озоновые   «дыры»,   кислотные   дожди, смоги и их предотвращение. •Экологические   кризисы   и   экологические   катастрофы.   Предотвращение   их возникновений. 47 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ВОПРОСЫ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАНОМУ ЗАЧЁТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ» 1 История изучения клетки. 2 Химический состав клетки. 3 Белки и их роль в клетке. 4 Углеводы и их роль в клетке. 5 Жиры и их роль в клетке. 6 Вода и её роль в клетке. 7 Минеральные соли и их роль в клетке. 8 Строение и функции ДНК. 9 Строение и Функции РНК. 10 Строение вирусов и их роль. 11 Строение бактерий и их роль. 12 Строение эукариотических клеток. 13 Отличительные особенности эукариотических клеток. 14 Мембранные органоиды клетки, строение и роль. 15 Немебранные органоиды клетки, строение и роль. 16 Обмен веществ и его виды. 17 Биосинтез белка. 18 Фотосинтез. 19 Энергетический обмен. 20 Жизненный цикл клетки. 21 Митоз и его стадии. 22 Половое размножение и его формы. 23 Половое размножение у растений. 24 Бесполое размножение и его формы. 25 Мейоз I. 26 Мейоз II. 27 Онтогенез и его стадии. 48 28 Формирование органов из зародышевых листков. 29 Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье человека. 30 Этапы развития генетики. 31 Основные понятия генетики. 32 1 закон Менделя. 33 2 закон Менделя. 34 3 закон Менделя. 35 Хромосомная теория наследственности. 36 Наследственные болезни и их причины. 37 Изменчивость и её виды. 38 Задачи и методы селекции. 39 Взгляды учёных на эволюцию органического мира. 40 Вид и его критерии. 41 Популяция и её характеристика. 42 Движущие силы эволюции и их характеристика. 43 Эмбриологические доказательства эволюции. 44 Палеонтологические доказательства эволюции. 45 Морфологические доказательства эволюции. 46 Прогресс и пути его достижения. 47 Регресс и пути его достижения. 48 Теории абиогенеза о происхождении жизни на Земле. 49 Теории биогенеза о происхождении жизни на Земле. 50 Перечислить эры и дать им краткую характеристику. 51 Перечислить признаки родства человека и животных.  52 Перечислить этапы развития человека и дать им характеристику. 53 Классификация экологических факторов. 54 Экосистема. Её виды и структура. 55 Пищевые связи между организмами в экосистеме. 56 Биотические связи в экосистеме между организмами. 57 Искусственные сообщества. 58 Биосфера и её структура и свойства. 59 Понятие о ноосфере. 60 Изменения в биосфере под влиянием человека. 49 61 Экологические проблемы человечества.       62. Бионика и её задачи 50

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль

Рабочая программа по дисциплине "Биология" 1 курс, социально-экономический профиль
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017