Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
экология
Взрослым
27.04.2018
Настоящая рабочая учебная программа учебной практики по дисциплине «Экономические основы природопользования» разработана по специальности 1509000 «Экология и природоохранная деятельность» на основе Типовой учебной программы регистрационный № 2687 от 23 ноября 2012 года.
На учебную практику по дисциплине по рабочей программе отводится - 72 часа.,
Рабочая учебная программа предусматривает изучение действующей нормативно-правовой базы, инструкций и постановлений, приобретение и закрепление профессиональных навыков.
РП -ЭП практика.docx
Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрлігі
Министерство образования и науки Республики
Павлодар технологиялық колледжі
Павлодарский технологический колледж
Казахстан
БЕКІТЕМІН
Дир-ң ОІ жөніндегі орынбасары
«___» ______________ 20___ж.
_________ Нуржанова А.А.
Оқу жұмыс бағдарламасы
Рабочая учебная программа
Иманбаева Акмарал Мерекеновна
Оқытушы _____
__________________
Преподавателя
Жұмыс бағдарламасыТабиғат пайдалануының экономикалық
негіздері
пәні бойынша жұмыс бағдарламасы типтік
бағдарламанегізінде құрастырылған.
Рабочая программа разработана на основании типовой
программы по дисциплине ___ Экономические основы
природопользования (учебная практика)____
Тіркеу № 2687 «23» қараша 2012 ж.
Регистрационный № 2673 от 23 ноября 2012 г.
Мамандығы 1509000 Экология және табиғатты қорғау қызметі
мамандығы
Для специальности 1509000 Экология и природоохранная
деятельность
Оқыту сағаттарын бөлу
Распределение учебного времени
Теориялық
ких ханятий
Оның ішінде/из них
жұмысы/лаборато
рные работы
Зертхана
сабақ/теоретичес
сабағы/практи
Тәжірибе
ческие
занятия
Сем.№1 Сем.№2
Сем.№1
Сем.
№2
Сем.
№1
Курстық
жұмыстар/
курсовых
работ
Сем.
№1
Сем.№2
кур
с
Барлық
сағат/все
го часов
72
3
4
Топтарда оқылатын пән
Предмет изучается в группах
Оқу жылы/учебный год
Курстың нөмірі/номер
Топтың шифрі/шифр
2015 2016
III
курса
Сем.
№2
72
группы
ЭП 31
Пән комиссиясы отырысында қабылданды
____________________________________
«___» ______________ № хаттама_______
1 ПЦК төрайымы __________/__________/
СОДЕРЖАНИЕ
1
2
3
4
5
6
7
Пояснительная записка
Тематический план
Содержание учебной программы
Цели дидактического процесса
Перечень практических работ
Контрольные задания
Литература
3
4
6
10
14
16
19
2 1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа учебной практики по дисциплине
«Экономические основы природопользования» разработана по специальности
1509000 «Экология и природоохранная деятельность» на основе Типовой
учебной программы регистрационный № 2687 от 23 ноября 2012 года.
На учебную практику по дисциплине по рабочей программе отводится
72 часа.,
Рабочая учебная программа предусматривает изучение действующей
нормативноправовой базы, инструкций и постановлений, приобретение и
закрепление профессиональных навыков.
«Охрана атмосферного воздуха»,
При прохождении учебной практики по дисциплине «Экономические
основы природопользования» необходимо проводить интеграцию с
дисциплинам: «Основы общей экологии», «Наблюдение и контроль за
состоянием окружающей среды»,
«Охрана вод»,
«Почвоведение»,
«Комплексное
использование и охрана водных ресурсов». На знаниях, умениях и навыках
обучающихся по этим дисциплинам базируется настоящая Рабочая учебная
программа. Учащиеся должны приобрести необходимые знания и умения,
выработать правила экономического поведения, формировать у будущих
специалистов социальную активность,
высокую
ответственность, умение не только анализировать сложившую ситуацию, но
прогнозировать перспективы ее развития.
«Охрана почв»,
инициативность,
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
знать:
экономический механизм рационального природопользования и
охране окружающей среды;
максимально экономически эффективное использование природных
ресурсов;
способы обоснования наиболее
целесообразных
методов
предотвращения и ликвидации ущерба от загрязнения окружающей среды.
уметь:
самостоятельно изучать проблемы, связанные с природоохранной
деятельностью предприятия;
и
планировать
организовывать
работу
по
реализации
природоохранных мероприятий.
3 Саба
қтың
№
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
2 Тематический план
Сағат саны
Количество часов
Бөлімдер мен тақараптардың аттары
Наименование раздела и тем урока
Раздел 1
Ознакомление с Комитетом по экологии и
биоресурсов
Знакомство с документацией, с методикой
расчетов за загрязнение атмосферы
Изучение ставок платы за установленный выброс
(сброс) загрязняющих веществ
Ознакомление с городской СЭС.
Знакомство с документацией, изучение
нормативной базы
Ознакомление с работой Экологической
полиции.
Изучение мер борьбы с загрязнителями
территории
Ознакомление со ставками штрафных санкций,
сроками внесения в бюджет
Раздел 2 Налоговый кодекс РК
Расчет сумм налогов по видам природных
ресурсов
Расчет сумм налогов по видам природных
ресурсов
Раздел 3 Административный кодекс РК
Расчет сумм административных наказаний
Расчет сумм административных наказаний
Защита отчетов
Всего
Всего
48
6
6
6
6
6
6
6
6
12
6
6
12
6
4
2
72
Теоретич.
Теоретич.
Тәжірибе
Практич.
48
6
6
6
6
6
6
6
6
12
6
6
12
6
4
2
72
4 3. Содержание учебной программы дисциплины
Тема 1. Ознакомление с Комитетом по экологии и биоресурсов
Ознакомление с работой Комитета по экологии и биоресурсов.
Тема2. Знакомство с документацией, с методикой расчетов за
Знакомство с документацией, с методикой расчетов за загрязнение
загрязнение атмосферы
атмосферы. Решение задач.
Тема 3. Изучение ставок платы за установленный выброс (сброс)
загрязняющих веществ.
Изучение ставок платы за установленный выброс (сброс) загрязняющих
веществ. Решение задач.
Тема 4. Ознакомление с городской СЭС.
Ознакомление с работой городской СЭС.
Тема 5. Знакомство с документацией, изучение нормативной базы
Знакомство с документацией, изучение нормативной базы.
Тема 6. Ознакомление с работой Экологической полиции.
Ознакомление с работой Экологической полиции.
Тема 7. Изучение мер борьбы с загрязнителями территории.
Изучение мер борьбы с загрязнителями территории.
Тема 8. Ознакомление со ставками штрафных санкций, сроками
внесения в бюджет
Ознакомление со ставками штрафных санкций, сроками внесения в
бюджет. Решение задач.
Тема 9. Расчет сумм налогов по видам природных ресурсов
Расчет сумм налогов по видам природных ресурсов. Решение задач.
5 Тема 10. Расчет сумм налогов по видам природных ресурсов
Расчет сумм налогов по видам природных ресурсов. Решение задач.
Тема 11. Расчет сумм административных наказаний
Расчет сумм административных наказаний. Решение задач.
Тема 12. Расчет сумм административных наказаний.
Расчет сумм административных наказаний. Решение задач
Тема 13. Защита отчетов
Защита отчетов. Зачет.
6 Колво
часов
48
12
Основные вопросы,
темы
Ознакомление с
Комитетом по экологии и
биоресурсов, знакомство с
документацией, с
методикой расчетов за
загрязнение атмосферы,
изучение ставок платы за
установленный выброс
(сброс) загрязняющих
веществ, ознакомление с
городской СЭС,
знакомство с
документацией, изучение
нормативной базы,
ознакомление с работой
экологической полиции.
изучение мер борьбы с
загрязнителями
территории, ознакомление
со ставками штрафных
санкций, сроками
внесения в бюджет
Расчет сумм налогов по
видам природных
4. Цели дидактического процесса
представления
знания
умения
навыки
Цели дидактического процесса
Структура Комитета
по экологии и
биоресурсов,
городской СЭС,
Экологической
полиции,
Методику расчетов за
загрязнение
атмосферы,
нормативную базу,
штрафные санкции,
сроками внесения в
бюджет
Рассчитывать
ставки платы за
установленный
выброс (сброс)
загрязняющих
веществ
Работа со
справочной
литературой и
периодической
печатью,
Состав
методическ
ого
комплекса
Инструкционн
ые карты
Виды налогов
Порядок расчета сумм
налога по видам
Уметь
производить
Работа со
справочной
Инструкционн
ые карты
7 ресурсов
природных ресурсов
расчеты сумм
налогов
литературой и
периодической
печатью,
Расчет сумм
административных
наказаний
Виды
административных
взысканий
Порядок расчета сумм
административных
наказаний
Уметь
производить
расчеты сумм
административны
х наказаний
Работа со
справочной
литературой и
периодической
печатью,
Инструкционн
ые карты
12
72
8 5 Перечень практических работ по предмету
№
заня
тия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
№ занятия. Наименование
темы
Ознакомление с Комитетом по
экологии и биоресурсов
Знакомство с документацией,
с методикой расчетов за
загрязнение атмосферы
Изучение ставок платы за
установленный выброс (сброс)
загрязняющих веществ
Ознакомление с городской
СЭС.
Знакомство с документацией,
изучение нормативной базы
Ознакомление с работой
Экологической полиции.
Изучение мер борьбы с
загрязнителями территории
Ознакомление со ставками
штрафных санкций, сроками
внесения в бюджет
Расчет сумм налогов по видам
природных ресурсов
Расчет сумм налогов по видам
природных ресурсов
Расчет сумм административных
наказаний
Расчет сумм административных
наказаний
Защита отчетов
Содержание практической работы
Кол
во
часов
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
4
2
Выполнение практической работы
Выполнение практической работы
Выполнение практической работы
Выполнение практической работы
Выполнение практической работы
Выполнение практической работы
Выполнение практической работы
Выполнение практической работы
Выполнение практической работы
Выполнение практической работы
Выполнение практической работы
Выполнение практической работы
Защита отчетов
Всего:
72
9 7 Контрольные задания
Вариант 1
1. Что является предметом изучения экономики природопользования?
а) условия воспроизводства природных ресурсов;
b) условия изменения окружающей природной среды;
с) исследование экологоэкономических отношений, возникающих в процессе
воспроизводства природных ресурсов;
d) сфера использования природных ресурсов;
е) условия и степень использования природных ресурсов.
2. Что является целью изучения экономики природопользования?
а) изучение экологических основ природопользования;
b) рассмотрение современных методов управления природопользованием;
с) осуществление природоохранных мероприятий;
d) рассмотрение хозяйственного механизма рационального природопользования;
е) все ответы верны.
3. Какой из следующих методов является специфичным для экономики
природопользования?
а) аналитический;
b) картографический;
с) исторический;
d) статистический;
е) системный.
4.
5. Какой метод рассматривает предмет исследования всесторонне, в развитии,
самодвижении?
а) исторический;
b) статистический;
с) системный;
d) диалектический;
е) нормативный.
6.
10 7. Природная среда – это:
а) среда обитания;
b) искусственно созданная среда;
с) среда для производства;
d) среда для жизнедеятельности организма;
е) среда обитания и производственной деятельности человека.
8. Экономическая оценка природных ресурсов – это:
а) показатель качества природного ресурса;
b) оценка количества природного ресурса;
с) натуральное выражение природного ресурса;
d) денежное выражение народнохозяйственной ценности естественных ресурсов;
е) качество и количество природных благ.
9. Укажите концепцию оценки природных ресурсов:
а) учетная;
b) стимулирующая;
с) рентная;
d) эксплуатационная;
е) все ответы верны.
10.
11 11. Укажите концепцию оценки природных ресурсов:
а) регулирующая;
b) стимулирующая;
с) затратная;
d) учетная;
е) средозащитная.
12.
12 13. Что понимают под «экологическими инвестициями»?
а) экономический показатель затрат на охрану природных объектов;
b) экономические затраты на расширение производства и добычи сырья;
с) экономический показатель затрат на ресурсосбережение;
d) экономический показатель величины единовременных затрат на охрану, расширение и
обновление объектов природы;
е) величина долгосрочных затрат на экологические цели.
14. На каких видах оценки базируется современное представление о ценности
минеральных ресурсов?
а) оценке экономических последствий потерь полезных ископаемых;
b) оценке народнохозяйственной значимости месторождений полезных ископаемых;
с) оценке национального богатства страны;
d) оценке по их извлекаемой ценности;
е) все ответы верны.
15. На какой срок выдается лицензия на разведку недр?
а) до трех лет;
b) до пяти лет;
с) до шести лет;
d) до восьми лет;
е) до десяти лет.
16.
13 17. На какой срок выдается лицензия на добычу полезного ископаемого?
а) 5 лет;
b) 10 лет;
с) 15 лет;
d) 20 лет;
е) 25 лет.
14 13. Для ведения каких операций предоставляется право недропользования?
а) государственное геологическое изучение недр;
b) разведка недр;
с) добыча;
d) строительства подземных сооружений;
е) все виды операций.
14. Многофункциональность земли выражается в том, что она:
а) исходная материальная основа благосостояния общества;
b) пространственный базис для расселения людей;
с) основа для воспроизводственных процессов.
d) народнохозяйственная значимость;
е) нет верного ответа.
15. Отличительная черта земли как средства производства заключается в том, что
она :
а) невозобновимый сырьевой ресурс;
b) продукт природы и не имеет стоимости;
с) совмещения функций предмета и средства труда в одном процессе производства.
d) создании необходимых организационных условий для развития отрасли;
е) все ответы верны.
16. Чем объясняется незаменимость земли в качестве орудия и предмета труда?
а) особенностью земли как пространственного базиса для расселения людей;
b) как основа для размещения производства;
с) в силу отсутствия альтернативных ресурсов.
d) показатель качества природного ресурса;
е) все ответы верны.
17. Экономическое плодородие почвы – это:
а) плодородие, определяемое природными факторами;
b) плодородие, определяемое искусственно созданными средствами производства;
с) плодородие, являющееся совокупностью естественного и искусственного плодородия.
d) разработка экономических механизмов повышения плодородия;
е) все ответы верны.
18. Какой удельный вес занимают земли сельскохозяйственного назначения в
Республике Казахстан?
а) 24,5%;
b) 48,2%;
с) 64,1%;
d) 50,2%;
е) нет верного ответа.
15 19. Что является основной причиной – современной деградации природных вод
Земли?
а) антропогенное загрязнение;
b) атмосферное загрязнение;
с) природное загрязнение;
d) биологическое загрязнение;
е) нет верного ответа.
20.
16 21. Укажите отрасль с самой высокой водоемкостью?
а) производство стали;
b) производство синтетических волокон;
с) производство бумаги;
d) производство синтетического каучука.
е) все ответы верны.
22. К каким видам загрязнения водных ресурсов относятся синтетические
поверхностноактивные вещества?
а) биологическое;
b) механическое;
с) химическое;
d) термическое.
е) все ответы верны.
23.
17 24. Нормативноочищенные сточные воды, это:
а) вода, сброс которой приводит к физическим изменениям состава водоема;
b) вода, сброс которой приводит к химическим изменениям состава водоемы;
с) вода, сброс которой не приводит к изменениям качества водоемы;
d) вода, сброс которой приводит к изменениям физикохимического состава водоема в
месте стока.
е) все ответы верны.
25. Что является общим и коренным выражением устойчивости в природе?
а) воспроизводство ресурсов;
b) самообновление природы;
с) движение;
d) обменные процессы;
е) нет правильного ответа.
26.
18 27. Что служит условием непрерывного обмена веществ между обществом и
природой?
а) постоянное продуцирование биогеоценозов;
b) воспроизводство природных ресурсов;
с) обновление природы;
d) круговорот веществ и энергии;
е) все ответы верны.
28. От чего зависит удовлетворение экологических потребностей общества?
а) сохранения качества окружающей среды;
b) улучшения полезных свойств окружающей среды;
с) рационального обмена веществ между обществом и природой;
d) познания законов природы;
е) рационального природопользования.
29. Необходимые условия обменного процесса между обществом и природой – это:
а) постоянное продуцирование живого вещества;
b) накопление биогенного вещества;
с) наличие биокосного вещества;
d) наличие обменного процесса;
е) нет правильного ответа.
30. Что является связующим звеном между обществом и природой?
а) использование природных ресурсов;
b) наличие обменных процессов;
с) производительные силы;
d) производственные отношения;
е) все ответы верны.
19 Вариант 2
1. Собственноприродные ресурсы – это:
а) климатические, почвенные;
b) солнечное излучение, энергия моря;
с) элементы литосферы, гидросферы и атмосферы, используемые в производственной
деятельности;
d) рельеф местности и полезные ископаемые;
е) внутреннее тепло Земли.
2. Укажите исчерпаемые природные ресурсы?
а) энергия солнца;
b) энергия ветра;
с) энергия морских течений;
d) животный мир;
е) тепло Земли.
3.
20 4. К неисчерпаемым природным ресурсам относится:
а) вода;
b) почва;
с) энергия солнца;
d) лес;
е) полезные ископаемые.
5.
21 6. Важнейшая причина деградации окружающей среды:
а) занижение платы за пользование ресурсами;
b) бесплатность природных ресурсов;
с) нерациональное использование ресурсов;
d) нет правильного ответа;
е) занижение или бесплатность природных благ.
7. Какой период можно назвать началом формирования понятия «охрана
окружающей среды»?
а) начало 18 века;
b) конец 18 века;
с) середина 19 века;
d) начало 20 века;
е) конец 20 века.
8.
22 9. Укажите вид экономической оценки природных ресурсов:
а) абсолютная;
b) обобщающая;
с) относительная;
d) единовременная;
е) нет правильного ответа.
10.
23 11. Укажите вид экономической оценки природных ресурсов:
а) относительная;
b) обобщающая;
с) сравнительная;
d) единовременная;
е) все ответы верны.
12.
24 13. Какая экономическая оценка необходима для отражения природных ресурсов в
составе национального богатства?
а) абсолютная;
b) обобщающая;
с) относительная;
d) сравнительная;
е) нет правильного ответа.
14.
25 15. Что собой представляет текущая экономическая оценка природных ресурсов?
а) установление размера платы за природный ресурс;
b) сумма платы за период использования природного ресурса;
с) ежегодный эффект воспроизводства природных ресурсов;
d) величина замыкающих затрат;
е) нет правильного ответа.
16. По запасам каких видов минеральных ресурсов Республика Казахстан занимает
первое место в мире?
а) хромита, серебра, цинка;
b) вольфрама, свинца, бария;
с) меди, урана, золота;
d) железа, марганца;
е) олова, никеля.
17.
26 18. Какое условие обеспечивает рациональное использование и охрану
минеральных ресурсов Республики Казахстан?
а) частная собственность на природные ресурсы;
в) смешанная собственность на природные ресурсы;
с) государственная собственность на все виды природных ресурсов.
19. На основе какого права осуществляется добыча общераспространенных
полезных ископаемых?
а) временного;
b) возмездного;
с) постоянного;
d) временного и возмездного;
е) постоянного и безвозмездного.
20.
27 21. Сколько составляет земельный запас в РК?
а) 56,1 млн.га;
b) 65,7 млн. га;
с) 83,9 млн. га.
d) 70,0 млн.га.
е) все ответы верны.
22.
28 23. Какие причины вызывают уменьшение плодородия почвы в Казахстане?
а) применение минеральных удобрений;
b) рекультивация земель;
с) недостатки в агротехнике.
d) расширенное воспроизводство;
е) все ответы верны.
24.
29 25. Какой тип воспроизводства естественного плодородия соответствует
природоулучшающему типу сельскохозяйственного производства?
а) неполное суженое воспроизводство;
b) расширенное воспроизводство;
с) простое воспроизводство.
d) бесплатность природных ресурсов;
е) все ответы верны.
26.
30 27. Какой принцип выступает главным в перспективе развития АПК?
а) экологизация сельскохозяйственного производства;
b) экстенсивное развитие отрасли;
с) переориентация сельского хозяйства на технологические приоритеты.
d) повышение плодородия почв;
е) все ответы верны.
28. В чем заключается задача государственного регулирования в сфере АПК?
а) создании необходимых организационных условий для развития отрасли;
b) разработка экономических механизмов;
с) обеспечение природовосстанавливающего типа ведения хозяйства.
d) обеспечение обменного процесса;
е) все ответы верны.
29. Основная задача Водного кодекса РК это регулирование водных отношений:
а) в целях рационального водопользования;
b) в целях охраны водных ресурсов от загрязнения;
с) в целях предотвращения засорения и истощения;
d) в целях производственных отношений социальноэкономической формации;
е) все ответы верны.
19. Какие последствия вызывает загрязнения водных источников?
а) снижаются товарные качества пищевых продуктов;
b) уменьшается стойкость и прочность материала;
с) снижение продуктивности водоемов;
d) при реконструкции объектов;
е) все ответы верны.
20. Что представляет собой понятие «ущерб от загрязнения водных источников?»
а) трудовые затраты для ликвидации последствий загрязнения;
b) материальные ресурсы для ликвидации последствий загрязнения;
с) ухудшение социальных условий населения;
d) ухудшение гигиенических условий населения;
е) объем затрат на ликвидацию экономических и социальных последствий загрязнения
водных источников.
21. В каких случаях определяются ожидаемые или возможные ущербы от загрязнения
источников?
а) при реконструкции объектов;
b) строительстве новых объектов;
с) размещений производительных сил;
d) разработке перспективных планов;
е)
все ответы верны.
22.
31 23. Основные компоненты, определяющие антропогенную нагрузку на водные
ресурсы:
а) загрязнения;
b) засорение;
с) истощение;
d) размещение;
е) все ответы верны.
24.
32 25. Всеобщая закономерность природопользования это – интеграция?
а) закона сохранения и превращения энергии;
b) естественных законов;
с) экономических законов;
d) естественного и экономических законов;
е) закона экономии времени и повышения производительности труда.
26. Чем характеризуются специфические закономерности природопользования?
а) выражают связи между обществом и природой;
b) показывают существенные связи обменного процесса;
с) ограничены рамками производственных отношений социальноэкономической формации;
d) особенностями природопользования в определенный период;
е) все ответы верны.
27. Какой принцип относится к всеобщим принципам природопользования?
а) научности;
b) примата природы;
с) комплексности;
d) региональности;
е) платности.
28.
33 29. Какой принцип означает превращение природы во всеобщее благо?
а) принцип примата природы;
b) принцип социализации;
с) принцип комплексности;
d) экологизации производства;
е) принцип платности.
30.
34 31. Какой принцип предусматривает возмездное использование ресурсов природы?
а) региональности;
b) примата природы;
с) научности;
d) платности;
е) оптимальности.
35 8 Литература
1. Алексеев «Экология». Санкт – Питербург, 1999 г.
2. Нестеров П.М. «Экономика природопользования» Москва.1997 г.
3. Тонкопий М.С. «Экономика природопользования» Алматы, 2000г.
4. Тонкопий М.С. «Экономическая оценка минеральных и земельных ресурсов»
Алматы 1999 г.
5. Анисимов А.В. «Прикладная экология и экономика природопользования» Ростов
н/Д: Феникс, 2007 г.
6. Экологический бюллетень РК
7. Экологнческий кодекс РК
8. Налоговый кодекс РК
9. Административный кодекс РК.
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Рабочая программа по дисциплине "Экономические основы природопользования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.