Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. № 457, зарегистрированный в Минюст России 17 июля 2014 № 33141.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07. Метрология, стандартизация и подтверждение качестваЧистополь,2016г.
2
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. № 457, зарегистрированный в
Минюст России 17 июля 2014 № 33141.
Организация разработчик:
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение «Чистопольский сельскохозяйственный техникум имени
Г.И.Усманова»
Разработчик:
Челышева А.В. преподаватель Государственного автономного профессионального
образовательного учреждения « Чистопольский сельскохозяйственный техникум имени
Г.И.Усманова »
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_______________/ Гайнуллин М.З./
«___»___________20___г.
РАССМОТРЕНО
цикловой комиссией:
Профессиональный цикл по спец.
«Электрификация и автоматизация
сельского
хозяйства»
Председатель цикловой комиссии
_________________/_____________/
«___»___________20___г.
РАССМОТРЕНО
Методическим советом
Методист
_______________/ Нуретдинова Н.С/
«___»___________20___г3
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу дисциплины
ОП.07. «Метрология, стандартизация и подтверждение качества
»
по специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»
преподавателя ГАПОУ ЧСХТ им.Г.И.Усманова Челышевой Анастасии Вячеславовны
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным
Государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального
образования 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»
Рабочая программа имеет структуру, отвечающую современным требованиям к разработке
рабочих программ.
Основные требования к знаниям и умениям студентов, сформулированные в рабочей
программе соответствуют содержанию учебного материала, в котором нашли отражение
понятия и определения метрологии, теории погрешностей, цели и задачи стандартизации,
нормативные документы по стандартизации, экономическая эффективность стандартизации,
сущность, экономическое и социальное значение качества продукции, формы подтверждения
качества. Оптимальное сочетание теоретических и практических занятий обеспечивает
реализацию цели дисциплины: приобретение студентами знаний в области метрологии,
стандартизации и подтверждение качества.
При составлении рабочей программы определены междисциплинарные связи, обращено внимание
на разнообразие видов занятий, видов и форм контроля знаний и умений студентов.
Следует отметить, как положительный факт планирование самостоятельной работы
(внеаудиторной) студентов, разнообразные виды и тематика которой, безусловно, окажет
положительное влияние на развитие творческих способностей и интереса к избранной
специальности.
Рецензируемая рабочая программа может использоваться для подготовки выпускников по
специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»
РЕЦЕНЗЕНТ:4
____________/ /
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
7
11
135
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07
. Метрология, стандартизация и подтверждение качества
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью ППССЗ (программа подготовки
специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС по профессиям СПО, входящим в
состав укрупненной группы профессий 110000 Сельской и рыбное хозяйство, по
направлению подготовки 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского
хозяйства»
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и
переподготовки).
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
профессиональный цикл (общепрофессиональная дисциплина) ОП. 07.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины требования к результатам освоения дисциплины:
применять требования нормативных документов к основным видам продукции
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
(услуг) и процессов;
действующей нормативной базой;
качества;
использовать в профессиональной деятельности документацию систем
приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими
стандартами и международной системой единиц СИ;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия метрологии;
задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
формы подтверждения качества;
терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими
стандартами и международной системой единиц СИ;
6
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
Самостоятельной работы обучающегося 20 часов.7
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
В том числе:
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
В том числе:
презентации
доклад
конспект
сообщение
Итоговая аттестация в форме Зачета 2 семестр
60
40
12
20
4
6
6
42.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.07. «Метрология, стандартизация и подтверждение качества»
8
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1. Основные понятия метрологии
2
Тема 1.1.
Основные понятия и
определения метрологии
Содержание учебного материала:
1. Введение. Общие сведения о метрологии и измерениях.
Классификация измерений.
Тема 1.2.
Понятия теории погрешностей
2. Единицы величин.
Эталоны и рабочие средства измерений
Содержание учебного материала:
1. Классификация погрешностей.
Класс точности измерительного прибора.
2. Государственная система обеспечения единства измерений
Государственный метрологический контроль и надзор
Самостоятельная работа обучающихся:
Тема 1.3.
Системные не системные
величины измерений
1. Воспроизведение единиц физических величин и
передача их размеров
Содержание учебного материала:
1.
Международная система единиц СИ
2. Несистемные величины измерений.
Методы измерений
Практическая работы:
1. Перевод несистемных величин измерений в соответствие с действующими
стандартами и международной системой единиц СИ
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Обеспечения единства измерений.
2. Поверка средств измерений
4
1
1
1
1
2
1
3
20
4
2
2
6
2
2
2
2
10
2
2
2
2
4
2
2Тема 2.1
Основные цели и задачи
стандартизации
Тема 2.2.
Нормативные документы по
стандартизации
Тема 2.3.
Международная организация
стандартизации
Раздел 2. Основы Стандартизации
Содержание учебного материала:
1. Цели, задачи и принципы стандартизации.
Объекты, аспекты, области и уровни стандартизации.
Самостоятельная работа обучающихся:
1 Методы стандартизации
Содержание учебного материала:
1.
Виды нормативных документов
Содержание стандартов
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Организационная структура стандартизации в РФ
Содержание учебного материала:
1. Международная организация по стандартизации (ИСО)
Международная электротехническая комиссия (МЭК)
2. Техническая документация, технологическая документация соответствующая
действующей нормативной базой. Технический регламент.
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Основные положения ЕСКД и ЕСТД
Практическая работы:
1. Оформление технической документации, соответствующей действующей нормативной
базе.
2 Оформление технологической документации,
нормативной базой.
соответствующей действующей
Тема 2.4.Экономическая
эффективность
стандартизации
Содержание учебного материала:
1. Экономическая эффективность стандартизации
Социальная эффективность работ по стандартизации
Масштаб и эффективность работ по стандартизации
Самостоятельная работа обучающихся:
1.
Государственный контроль надзора за соблюдением требований государственных
стандартов.
Раздел 3. Подтверждение качества
9
2
1
2
2
1
22
4
2
2
2
4
2
2
2
10
2
2
2
2
4
2
2
4
2
2
2
18Тема 3.1. Сущность,
экономическое и социальное
значение
качества продукции
Формы подтверждения
Тема 3.2.
качества
10
1
2
1
Содержание учебного материала:
1. Категории качества. Определение понятия «качество
продукции»
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Оценка уровня качества продукции
2. Экономическое и социальное значение повышения качества продукции
Содержание учебного материала:
1. Добровольная сертификация .Обязательная сертификация
2. Нормативные документы по техническому регулированию качества
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Российская система сертификации (РОСС)
Практическая работы:
1. Использование в профессиональной деятельности документацию систем качества.
2. Применение требование нормативных документов к основным видам
продукции(услуг).
3. Применение требование нормативных документов к основным видам процессов.
6
2
4
2
2
12
2
2
2
2
6
2
2
2
60113.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
12
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории
«Основы электротехники»
Оборудование учебного кабинета:
1.
2.
3.
4.
5.
Посадочные места по количеству обучающихся;
Рабочее место преподавателя;
Комплект учебнонаглядных пособий;
Мультимедийные учебные видеоматериалы;
УМК «Метрология стандартизация, подтверждение качества»
Технические средства обучения:
Компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
Видео материалы по дисциплине;
Электронные плакаты.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной
литературы
Борисов Ю.И., Сигов В.И., Нефедов В.И. и др. Метрология, стандартизация и
Кравцов А.В. Метрология и электрические измерения.2е издание ,М.:
Основная литература
1.
сертификация.М.; ФОРУМ: ИНФРАМ, 2015.336с.
2.
КОЛОС, 1999.216.:
3.
СООТВЕТСТВИЯ.
,-М.:Изд.Юрайт, 2016-411с.
Лифиц Л.М. СТАНДАРТИЗАЦИЯ, МЕТРОЛОГИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ
Учебник для СПО - 11-е изд., пер. и доп.Райкова Е.Ю. СТАНДАРТИЗАЦИЯ, МЕТРОЛОГИЯ, ПОДТВЕРЖДЕНИЕ
4.
СООТВЕТСТВИЯ. Учебник для СПО. Изд.Юрайт, 2016349с.
5.
вузов. Изд. С32 2е, перераб. и доп. М.: ЛОГОС, 2001, 264с.:ил.
Сергеев А.Г., Латышев М.В.Сертификация: Учебное пособие для студентов
13
Дополнительная литература
1. Боларев, Б.П. Стандартизация, метрология, подтверждение соответствия: Учебное
пособие / Б.П. Боларев. М.: НИЦ ИНФРАМ, 2013. 254 c.
2. Ординарцева, Н. П.О65 МЕТРОЛОГИЯ + СТАНДАРТИЗАЦИЯ + СЕРТИФИКАЦИЯ :
учебное пособие / Н. П. Ординарцева. – Пенза : Издво ПГУ, 2010. –134 с.
3. Пономарев, С.В.П563 История управления качеством : учебное пособие / С.В.
Пономарев, Е.С. Мищенко. – Тамбов : Издво Тамб. гос. техн. унта, 2009. – 84 с. – 100 экз.
4. Прохоров Ю.К. Управление качеством: Учебное пособие. – СПб: СПбГУИТМО, 2007. –
144 с.
5. Пономарев, С.В. Метрология, стандартизация, сертификация : учебник для
вузов / С.В. Пономарев, Г.В. Шишкина, Г.В. Мозгова. – Тамбов : Издво ГОУ ВПО ТГТУ,
2010. – 96 с. – 100 экз.
. org
6. http
/
:// ru . wikipedia
:// www
7. http
. consultant
8. http://www.garant.ru/
. ru /14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоения умения, усвоенные
Формы и методы контроля и оценки
знания)
Умения:
результатов обучения
применять требования нормативных
документов к основным видам продукции (услуг)
Практические занятия, самостоятельная
работа
и процессов;
оформлять
техническую документацию в соответствии с
технологическую
и
Практические занятия, самостоятельная
работа
действующей нормативной базой;
использовать в профессиональной
деятельности документацию систем качества;
приводить несистемные величины измерений
в соответствие с действующими стандартами и
международной системой единиц СИ;
Практические занятия
Практические занятия
Знания:
основные понятия метрологии;
Тестирование.
задачи стандартизации, ее экономическую
эффективность;
Контрольная работа
формы подтверждения качества;
терминологию и единицы измерения величин
в соответствии с действующими стандартами и
международной системой единиц СИ;
Тестирование.
Практические занятия