Рабочая программа по элективному курсу по ОБЖ в 11 классе «Выживание в экстремальных ситуациях»
Оценка 4.6

Рабочая программа по элективному курсу по ОБЖ в 11 классе «Выживание в экстремальных ситуациях»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
ОБЖ +1
11 кл
28.04.2018
Рабочая программа по элективному курсу по ОБЖ в 11 классе «Выживание в экстремальных ситуациях»
Актуальность разработки данной программы элективного курса «Выживание в экстремальных ситуациях» продиктована тем, что в наше время практически каждый человек по воле случая, по своей неопытности, а иногда даже сознательно может попасть в сложную экстремальную ситуацию и остаться один на один с природой. В зависимости от климатических условий одна и та же ситуация имеет различные последствия.программа
программа.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Выживание в экстремальных ситуациях» Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями: I. Пояснительная записка  Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273­ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации» (с изм., внесенными Федеральным законом от 06 апреля 2015 года №68­ФЗ,  в ред. 19 декабря 2016 года);  Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (утв. Указом  Президента РФ от 4 февраля 2010 года №Пр­271);  Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для  общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы  общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 года  №1312 (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 01 февраля 2012 года №74 с изм.,  вступившими в силу с 01 сентября 2012 года);  Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от  29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно­ эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в  общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 24 ноября 2015 года);  Письма Минобрнауки РФ от 28 октября 2015 года №08­1786 «О рабочих программах  учебных предметов»;  Письма Минобразования Саратовской области от 04 июля 2016 года №01­26/4543 «О  перечне рекомендуемых в 2016­2017 учебном году программ элективных предметов для  профильного обучения, элективных курсов для предпрофильной подготовки  обучающихся и модели психолого­педагогического сопровождения процессов  личностного и профессионального самоопределения обучающихся в условиях  предпрофильной подготовки и профильного обучения»;  Учебного плана МОУ «СОШ №24» Кировского района г. Саратова;  Примерной программы среднего общего образования по основам безопасности  жизнедеятельности под ред. Воробьева Ю.Л. ­ М.: АСТ, Астрель, 2011.; Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение  элективного курса по учебному плану образовательного учреждения и рассчитана на изучение  курса основ выживания в экстремальных ситуациях в течение 16 часов учебного времени.  Количество учебных часов в неделю – 0,5. Актуальность разработки данной программы элективного курса «Выживание в экстремальных  ситуациях» продиктована тем, что в наше время практически каждый человек по воле случая, по  своей неопытности, а иногда даже сознательно может попасть в сложную экстремальную  ситуацию и остаться один на один с природой. В зависимости от климатических условий одна и  та же ситуация имеет различные последствия. В безлюдной местности даже самые обычные  жизненные потребности превращаются в трудноразрешимую проблему. Жизнь человека становится зависимой не от привычных критериев: образования, профессиональных навыков,  материального положения, а совсем от других – солнечной радиации, силы ветра, температуры  воздуха. Также от наличия или отсутствия водоемов, животных, съедобных растений. Люди  гибнут от зноя и жажды, не подозревая, что в трех шагах находится спасательный водоисточник; замерзают, не сумев построить укрытие из снега, и не сумев добыть огонь; погибают от голода в  лесу, кишащем дичью; становятся жертвами ядовитых животных, не зная как оказать первую  медицинскую помощь. В условиях нашего края этих непредвиденных ситуаций может встретить каждый, так как на  территории Саратовской области расположены знойные степи, леса, приволжские горы и  болотистые места. Характерны высокие амплитуды температур: жаркое лето и суровая зима. Учебная программа, занимая видное место в системе общего образования, ставит цель –  формирование знаний, умений и навыков выживания человека в экстремальных ситуациях. Задачи: ­ продолжить формирование представления школьников об экстремальных ситуациях; ­ обучить умениям, навыкам как следует вести себя в сложных ситуациях; ­ подготовить к преодолению различных трудностей; ­изучить, исследовать и практиковать поведение человека во время безвыходных ситуаций. Сроки реализации данной программы: 2016­2017 учебный год Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «Основы безопасности  жизнедеятельности»: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений  Российской Федерации в целом выделяет 34 ч на изучение основ безопасности  жизнедеятельности в 11 классе. В соответствии с календарным графиком, на изучение электива  в 1 классе отводится 16 часов. Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные  работы, мониторинги, самостоятельные работы, творческие работы, практические работы,  участие в конкурсах, конференциях и др. Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая,  исследовательская, проблемная, тестового контроля, выполнение нормативов. II. Содержание учебного предмета 1. Ведение. Психология выживания. Знакомство с курсом, что изучает курс, постановка цели,  задачи.Программа затрагивает вопросы по психологии выживания, какую одежду носить во  время экстремальной ситуации, что брать с собой, составление плана выживания и правил как  вести себя в экстремальной ситуации. Факторы риска, формирования плана выживания. Факторы выживания, тактика выживания. 2. Золотые правила. Еда. Импровизированные инструменты, одежда, обувь, оружие. Необходимо знать, где искать еду, как узнать, что можно есть, а что нельзя, как собирать  съедобные растения и ловить животных, а также знать, какие растения и животные ядовиты и  опасны. Знать способы приготовления пищи в экстремальной ситуации. Знакомство с  нетрадиционными продуктами питания. Ознакомление с силками и западнями для ловли диких  животных, с рыбной ловлей и с необычным использованием обычных вещей. Также изготовление  самодельного снаряжения и примитивной одежды, обуви. Создание искусственных  экстремальных ситуаций для прохождения практики и приобретения навыков выживания по  добыче еды. Вода. Каждый должен знать, где искать воду, как ее можно получить, если придется выживать  вдали от цивилизации, знать методы добывания, очистки и фильтрования воды, как ее  транспортировать, знать правила минимизации потерь воды и уметь бороться с обезвоживанием организма, закрепляя свои знания практическими занятиями, экспериментами, опытами. Огонь. Обязательно нужно знать, как добывать огонь с помощью окружающих природных  материалов со спичкой и без нее. Знакомство со способами добывания огня и с основными  принципами разжигания и поддерживания огня, с типами костров, которые наиболее  приемлемыми в условиях нашего края. Полученные знания закрепить на практике. Укрытия. Очень важно уметь найти укрытие или построить его самостоятельно для защиты от  ветра, холода и влаги, изучить принципы строительства укрытий, какие типы укрытия строить,  учитывая природные условия, рельеф, время года своей местности, своего района и все это  практиковать во время выходов на природу. Итоговый контроль по разделу «Золотые правила». Для проверки и закрепления знаний и для приобретения опыта организуется выход на местность для добычи огня и строительства зимних  укрытий 3. Подача сигналов и навигация. Знакомство с картами, пользоваться с картами, уметь читать  их ориентироваться по ним и без них, используя естественные ориентиры, применять карт на  практике и уметь составлять топографическую карту, карту­схему. Развитие умения находить  стороны света по созвездиям. Практиковать все это в дневное и в ночное время. Знать сигналы  бедствия. 4. Оказание первой доврачебной помощи. Знакомство с первой доврачебной помощью в  экстремальной ситуации, с общими принципами, с медицинской аптечкой и с правилами ее  применения. Уметь пользоваться природными лекарственными средствами, знакомство  с основами эффективных действий при оказании первой медицинской помощи. Знать определение признаков клинической смерти и делать на практике сердечно­легочную  реанимацию. Уметь оказать первую помощь при потере сознания, коме и при различных  ранениях, травм, переломов, ожогов и обморожениях. Уметь в экстренных случаях принять роды, знать простые правила переноски пострадавшего и закрепить знания с помощи практических  занятий. 5. Преодоление препятствий, возможные опасности в пути и меры по их  предупреждению. Углубить знания по технике преодоления препятствий. Знакомство с типами  узлов, с применением узлов, практиковать вязку узлов, технику преодоления препятствий.  Знакомство с послеаварийным переходом и импровизированными плотами. Умение вести себя при встрече с хищными зверями. После чего проводится практическое  занятие по технике преодоления препятствий. Выход на природу. 6. Обобщение. Курс обобщается защитой творческих проектов и исследовательских работ. В  конце учебного года организуется одно или двухдневный поход для закрепления и обобщения  знаний, умений, навыков. Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения: Формы обучения учащихся на уроке: общеклассная, групповая, парная, индивидуальная. Методы обучения: 1. Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы); 2. Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций,  материальной базы); 3. Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность); Практические (отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач). Оборудования: карты, атласы, рисунки, фотографии, веревки, репшнуры, карабины, седла,  грудные обвязки, компасы, фонари, часы, ножи, спички, лупы, медицинская аптечка, подручные  средства и т. д. III.Планируемые результаты освоения предмета В результате изучения курса ученик должен: Требования к знаниям – ученик должен знать: ­ основы безопасности и жизнедеятельности; ­ как вести себя в безвыходных ситуациях; ­ знать теоретические основы полученных знаний, чтобы применить их на практике. Требования к умениям – ученик должен уметь: ­ выходить из экстремальных ситуаций, преодолеть трудности; ­ жить в походных условиях в группе и в одиночестве; ­ уметь выбирать место ночлега, разжигать костер и готовить пищу; ­ оказать первую медицинскую помощь; ­ проводить наблюдения, опыты, эксперименты; ­ преодолеть психический страх, быть готовым психологически к непредвиденным ситуациям; ­ ориентироваться на собственные силы, на резервы собственного организма; ­ применять подручные средства, чтобы спасти свою жизнь или жизнь других людей. Требования к навыкам – ученик должен приобрести навыки: ­ ориентирования в природе с компасом, без компаса, с картой, без карты, с помощью звезд и с  помощью естественных ориентиров; ­добычи пищи, добычи огня, строительства укрытий; ­изготовления примитивной одежды, обуви; ­ сотрудничества и взаимопомощи; ­ выживания. Результат изучения элективного курса: ­ у учащихся сформируется самостоятельность, терпимость, сила воли; ­ вырабатываются такие качества, как коллективизм и дружба, ответственность и  взаимопонимание, ловкость, настойчивость и находчивость; ­ ученики становятся уверенными, выносливыми в преодолении трудностей; ­ формируется и психологически и физически всесторонне развитый, здоровый человек, готовый к жизни в реальном мире; ­участник научно­практических и исследовательских конференций; ­формируется профессионал в поисково­исследовательской деятельности, будущий ученый­ исследователь. IV. Календарно­тематическое планирование по выживанию в экстремальных ситуациях Учитель ____________________________ Класс 11 Количество часов на год: Всего 16 ч.; в неделю 0,5    ч. Плановых контрольных уроков 2, зачётов 2 ч., тестов__________ ч. Административных контрольных уроков ________ ч. Планирование составлено на основе: Примерной программы среднего общего образования по основам безопасности  жизнедеятельности под ред. Воробьева Ю.Л. ­ М.: АСТ, Астрель, 2011. Календарно­тематический план №п/п Тема урока Количество Дата проведения часов план факт I. Введение (1 ч.) 1 10,9 Что изучает элективный курс.  Опасные и экстремальные ситуации  в природе. Факторы риска, формирования  плана выживания. Факторы  выживания, тактика выживания. II. Золотые правила (7 ч.) Еда. Нетрадиционные продукты  питания Использование для питания  дикорастущих съедобных растений,  ядовитые растения и грибы Ловля диких животных. Силки и  западни. Рыбная ловля Необычное использование обычных  вещей. Изготовление самодельного  снаряжения и примитивной одежды,  обуви. Изготовление инструментов и  оружия Вода. Минимизация потерь воды.  Транспортировка и поиск воды.  Методы добычи воды. Фильтрация  воды Огонь. Очаги и костры. Типы  костров. Добывание огня без спичек Укрытия. Выбор места. Типы  укрытий. Строительству укрытий из  подручного материала 1 1 1 1 1 1 1 III. Подача сигналов и навигация (2 ч.) 1 1 24,9 8,10 22,10 12,11 26,11 8,12 22,12 19,01 16,02 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Подача сигналов бедствия. Карты.  Чтение и ориентирование по карте 10 Естественные ориентиры.  Ориентирование по солнцу и часам.  Ночное ориентирование IV. Оказание первой доврачебной помощи (4 ч.) 11 12 13 14 15 16 Первая помощь в экстремальной  ситуации. Общие принципы.  Использование природных  лекарственных средств. Сердечно­легочная реанимация.  Первая помощь при потере сознания, коме Первая помощь при различных  ранениях и травм, переломов,  ожогов и обморожениях Практическое занятие при первой  медпомощи. Переноска  пострадавшего 1 1 1 1 V. Преодоление препятствий, возможные опасности в пути и меры по их предупреждению (2 ч.) Веревки и узлы. Петли, обвязки и  связки. Послеаварийный переход.  Импровизированные плоты Как вести себя при встрече с  хищными зверями 1 1 V. Учебно­методическое и информационное обеспечение 1. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Атлас добровольного спасателя: Учебное пособие.  ­АСТ,Астрель, М.: 2004. 2. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности и жизнедеятельности: Учебники, 6­9 классы. ­ М.:  АСТ, Астрель, 2013. 3. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности» ­ М.: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. 4. Питер Дарман Выживание в экстремальных ситуациях. М.; «Формула­Пресс», русское  издание, 1999. 5. Салчак С.С. Поисково­спасательные работы. ­ ЦДЮТ РТ, Кызыл: 2005.

Рабочая программа по элективному курсу по ОБЖ в 11 классе «Выживание в экстремальных ситуациях»

Рабочая программа по элективному курсу по ОБЖ в 11 классе «Выживание в экстремальных ситуациях»

Рабочая программа по элективному курсу по ОБЖ в 11 классе «Выживание в экстремальных ситуациях»

Рабочая программа по элективному курсу по ОБЖ в 11 классе «Выживание в экстремальных ситуациях»

Рабочая программа по элективному курсу по ОБЖ в 11 классе «Выживание в экстремальных ситуациях»

Рабочая программа по элективному курсу по ОБЖ в 11 классе «Выживание в экстремальных ситуациях»

Рабочая программа по элективному курсу по ОБЖ в 11 классе «Выживание в экстремальных ситуациях»

Рабочая программа по элективному курсу по ОБЖ в 11 классе «Выживание в экстремальных ситуациях»

Рабочая программа по элективному курсу по ОБЖ в 11 классе «Выживание в экстремальных ситуациях»

Рабочая программа по элективному курсу по ОБЖ в 11 классе «Выживание в экстремальных ситуациях»

Рабочая программа по элективному курсу по ОБЖ в 11 классе «Выживание в экстремальных ситуациях»

Рабочая программа по элективному курсу по ОБЖ в 11 классе «Выживание в экстремальных ситуациях»

Рабочая программа по элективному курсу по ОБЖ в 11 классе «Выживание в экстремальных ситуациях»

Рабочая программа по элективному курсу по ОБЖ в 11 классе «Выживание в экстремальных ситуациях»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2018