Актуальность разработки данной программы элективного курса «Выживание в экстремальных ситуациях» продиктована тем, что в наше время практически каждый человек по воле случая, по своей неопытности, а иногда даже сознательно может попасть в сложную экстремальную ситуацию и остаться один на один с природой. В зависимости от климатических условий одна и та же ситуация имеет различные последствия.программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Выживание в экстремальных ситуациях»
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
I. Пояснительная записка
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изм., внесенными Федеральным законом от 06 апреля 2015 года №68ФЗ,
в ред. 19 декабря 2016 года);
Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (утв. Указом
Президента РФ от 4 февраля 2010 года №Пр271);
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 года
№1312 (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 01 февраля 2012 года №74 с изм.,
вступившими в силу с 01 сентября 2012 года);
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 24 ноября 2015 года);
Письма Минобрнауки РФ от 28 октября 2015 года №081786 «О рабочих программах
учебных предметов»;
Письма Минобразования Саратовской области от 04 июля 2016 года №0126/4543 «О
перечне рекомендуемых в 20162017 учебном году программ элективных предметов для
профильного обучения, элективных курсов для предпрофильной подготовки
обучающихся и модели психологопедагогического сопровождения процессов
личностного и профессионального самоопределения обучающихся в условиях
предпрофильной подготовки и профильного обучения»;
Учебного плана МОУ «СОШ №24» Кировского района г. Саратова;
Примерной программы среднего общего образования по основам безопасности
жизнедеятельности под ред. Воробьева Ю.Л. М.: АСТ, Астрель, 2011.;
Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение
элективного курса по учебному плану образовательного учреждения и рассчитана на изучение
курса основ выживания в экстремальных ситуациях в течение 16 часов учебного времени.
Количество учебных часов в неделю – 0,5.
Актуальность разработки данной программы элективного курса «Выживание в экстремальных
ситуациях» продиктована тем, что в наше время практически каждый человек по воле случая, по
своей неопытности, а иногда даже сознательно может попасть в сложную экстремальную
ситуацию и остаться один на один с природой. В зависимости от климатических условий одна и
та же ситуация имеет различные последствия. В безлюдной местности даже самые обычные
жизненные потребности превращаются в трудноразрешимую проблему. Жизнь человекастановится зависимой не от привычных критериев: образования, профессиональных навыков,
материального положения, а совсем от других – солнечной радиации, силы ветра, температуры
воздуха. Также от наличия или отсутствия водоемов, животных, съедобных растений. Люди
гибнут от зноя и жажды, не подозревая, что в трех шагах находится спасательный водоисточник;
замерзают, не сумев построить укрытие из снега, и не сумев добыть огонь; погибают от голода в
лесу, кишащем дичью; становятся жертвами ядовитых животных, не зная как оказать первую
медицинскую помощь.
В условиях нашего края этих непредвиденных ситуаций может встретить каждый, так как на
территории Саратовской области расположены знойные степи, леса, приволжские горы и
болотистые места. Характерны высокие амплитуды температур: жаркое лето и суровая зима.
Учебная программа, занимая видное место в системе общего образования, ставит цель –
формирование знаний, умений и навыков выживания человека в экстремальных ситуациях.
Задачи:
продолжить формирование представления школьников об экстремальных ситуациях;
обучить умениям, навыкам как следует вести себя в сложных ситуациях;
подготовить к преодолению различных трудностей;
изучить, исследовать и практиковать поведение человека во время безвыходных ситуаций.
Сроки реализации данной программы: 20162017 учебный год
Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности»: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации в целом выделяет 34 ч на изучение основ безопасности
жизнедеятельности в 11 классе. В соответствии с календарным графиком, на изучение электива
в 1 классе отводится 16 часов.
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные
работы, мониторинги, самостоятельные работы, творческие работы, практические работы,
участие в конкурсах, конференциях и др.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая,
исследовательская, проблемная, тестового контроля, выполнение нормативов.
II. Содержание учебного предмета
1. Ведение. Психология выживания. Знакомство с курсом, что изучает курс, постановка цели,
задачи.Программа затрагивает вопросы по психологии выживания, какую одежду носить во
время экстремальной ситуации, что брать с собой, составление плана выживания и правил как
вести себя в экстремальной ситуации. Факторы риска, формирования плана выживания.
Факторы выживания, тактика выживания.
2. Золотые правила.
Еда. Импровизированные инструменты, одежда, обувь, оружие.Необходимо знать, где искать еду, как узнать, что можно есть, а что нельзя, как собирать
съедобные растения и ловить животных, а также знать, какие растения и животные ядовиты и
опасны. Знать способы приготовления пищи в экстремальной ситуации. Знакомство с
нетрадиционными продуктами питания. Ознакомление с силками и западнями для ловли диких
животных, с рыбной ловлей и с необычным использованием обычных вещей. Также изготовление
самодельного снаряжения и примитивной одежды, обуви. Создание искусственных
экстремальных ситуаций для прохождения практики и приобретения навыков выживания по
добыче еды.
Вода. Каждый должен знать, где искать воду, как ее можно получить, если придется выживать
вдали от цивилизации, знать методы добывания, очистки и фильтрования воды, как ее
транспортировать, знать правила минимизации потерь воды и уметь бороться с обезвоживанием
организма, закрепляя свои знания практическими занятиями, экспериментами, опытами.
Огонь. Обязательно нужно знать, как добывать огонь с помощью окружающих природных
материалов со спичкой и без нее. Знакомство со способами добывания огня и с основными
принципами разжигания и поддерживания огня, с типами костров, которые наиболее
приемлемыми в условиях нашего края. Полученные знания закрепить на практике.
Укрытия. Очень важно уметь найти укрытие или построить его самостоятельно для защиты от
ветра, холода и влаги, изучить принципы строительства укрытий, какие типы укрытия строить,
учитывая природные условия, рельеф, время года своей местности, своего района и все это
практиковать во время выходов на природу.
Итоговый контроль по разделу «Золотые правила». Для проверки и закрепления знаний и для
приобретения опыта организуется выход на местность для добычи огня и строительства зимних
укрытий
3. Подача сигналов и навигация. Знакомство с картами, пользоваться с картами, уметь читать
их ориентироваться по ним и без них, используя естественные ориентиры, применять карт на
практике и уметь составлять топографическую карту, картусхему. Развитие умения находить
стороны света по созвездиям. Практиковать все это в дневное и в ночное время. Знать сигналы
бедствия.
4. Оказание первой доврачебной помощи. Знакомство с первой доврачебной помощью в
экстремальной ситуации, с общими принципами, с медицинской аптечкой и с правилами ее
применения. Уметь пользоваться природными лекарственными средствами, знакомство
с основами эффективных действий при оказании первой медицинской помощи.
Знать определение признаков клинической смерти и делать на практике сердечнолегочную
реанимацию. Уметь оказать первую помощь при потере сознания, коме и при различных
ранениях, травм, переломов, ожогов и обморожениях. Уметь в экстренных случаях принять роды,
знать простые правила переноски пострадавшего и закрепить знания с помощи практических
занятий.
5. Преодоление препятствий, возможные опасности в пути и меры по их
предупреждению. Углубить знания по технике преодоления препятствий. Знакомство с типами
узлов, с применением узлов, практиковать вязку узлов, технику преодоления препятствий.
Знакомство с послеаварийным переходом и импровизированными плотами.
Умение вести себя при встрече с хищными зверями. После чего проводится практическое
занятие по технике преодоления препятствий. Выход на природу.6. Обобщение. Курс обобщается защитой творческих проектов и исследовательских работ. В
конце учебного года организуется одно или двухдневный поход для закрепления и обобщения
знаний, умений, навыков.
Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:
Формы обучения учащихся на уроке:
общеклассная, групповая, парная, индивидуальная.
Методы обучения:
1. Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
2. Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций,
материальной базы);
3. Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);
Практические (отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).
Оборудования: карты, атласы, рисунки, фотографии, веревки, репшнуры, карабины, седла,
грудные обвязки, компасы, фонари, часы, ножи, спички, лупы, медицинская аптечка, подручные
средства и т. д.
III.Планируемые результаты освоения предмета
В результате изучения курса ученик должен:
Требования к знаниям – ученик должен знать:
основы безопасности и жизнедеятельности;
как вести себя в безвыходных ситуациях;
знать теоретические основы полученных знаний, чтобы применить их на практике.
Требования к умениям – ученик должен уметь:
выходить из экстремальных ситуаций, преодолеть трудности;
жить в походных условиях в группе и в одиночестве;
уметь выбирать место ночлега, разжигать костер и готовить пищу;
оказать первую медицинскую помощь;
проводить наблюдения, опыты, эксперименты;
преодолеть психический страх, быть готовым психологически к непредвиденным ситуациям;
ориентироваться на собственные силы, на резервы собственного организма;
применять подручные средства, чтобы спасти свою жизнь или жизнь других людей.
Требования к навыкам – ученик должен приобрести навыки:
ориентирования в природе с компасом, без компаса, с картой, без карты, с помощью звезд и с
помощью естественных ориентиров;добычи пищи, добычи огня, строительства укрытий;
изготовления примитивной одежды, обуви;
сотрудничества и взаимопомощи;
выживания.
Результат изучения элективного курса:
у учащихся сформируется самостоятельность, терпимость, сила воли;
вырабатываются такие качества, как коллективизм и дружба, ответственность и
взаимопонимание, ловкость, настойчивость и находчивость;
ученики становятся уверенными, выносливыми в преодолении трудностей;
формируется и психологически и физически всесторонне развитый, здоровый человек, готовый
к жизни в реальном мире;
участник научнопрактических и исследовательских конференций;
формируется профессионал в поисковоисследовательской деятельности, будущий ученый
исследователь.
IV. Календарнотематическое планирование
по выживанию в экстремальных ситуациях
Учитель ____________________________
Класс 11
Количество часов на год:
Всего 16 ч.; в неделю 0,5
ч.
Плановых контрольных уроков 2, зачётов 2 ч., тестов__________ ч.
Административных контрольных уроков ________ ч.
Планирование составлено на основе:
Примерной программы среднего общего образования по основам безопасности
жизнедеятельности под ред. Воробьева Ю.Л. М.: АСТ, Астрель, 2011.
Календарнотематический план
№п/п
Тема урока
Количество
Дата проведениячасов
план
факт
I. Введение (1 ч.)
1
10,9
Что изучает элективный курс.
Опасные и экстремальные ситуации
в природе.
Факторы риска, формирования
плана выживания. Факторы
выживания, тактика выживания.
II. Золотые правила (7 ч.)
Еда. Нетрадиционные продукты
питания
Использование для питания
дикорастущих съедобных растений,
ядовитые растения и грибы
Ловля диких животных. Силки и
западни. Рыбная ловля
Необычное использование обычных
вещей. Изготовление самодельного
снаряжения и примитивной одежды,
обуви. Изготовление инструментов и
оружия
Вода. Минимизация потерь воды.
Транспортировка и поиск воды.
Методы добычи воды. Фильтрация
воды
Огонь. Очаги и костры. Типы
костров.
Добывание огня без спичек
Укрытия. Выбор места. Типы
укрытий. Строительству укрытий из
подручного материала
1
1
1
1
1
1
1
III. Подача сигналов и навигация (2 ч.)
1
1
24,9
8,10
22,10
12,11
26,11
8,12
22,12
19,01
16,02
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Подача сигналов бедствия. Карты.
Чтение и ориентирование по карте
10
Естественные ориентиры.
Ориентирование по солнцу и часам.
Ночное ориентирование
IV. Оказание первой доврачебной помощи (4 ч.)11
12
13
14
15
16
Первая помощь в экстремальной
ситуации. Общие принципы.
Использование природных
лекарственных средств.
Сердечнолегочная реанимация.
Первая помощь при потере сознания,
коме
Первая помощь при различных
ранениях и травм, переломов,
ожогов и обморожениях
Практическое занятие при первой
медпомощи. Переноска
пострадавшего
1
1
1
1
V. Преодоление препятствий, возможные опасности в пути и меры по их
предупреждению (2 ч.)
Веревки и узлы. Петли, обвязки и
связки. Послеаварийный переход.
Импровизированные плоты
Как вести себя при встрече с
хищными зверями
1
1
V. Учебнометодическое и информационное обеспечение
1. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Атлас добровольного спасателя: Учебное пособие.
АСТ,Астрель, М.: 2004.
2. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности и жизнедеятельности: Учебники, 69 классы. М.:
АСТ, Астрель, 2013.
3. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности» М.:
гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.
4. Питер Дарман Выживание в экстремальных ситуациях. М.; «ФормулаПресс», русское
издание, 1999.
5. Салчак С.С. Поисковоспасательные работы. ЦДЮТ РТ, Кызыл: 2005.