РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
Оценка 4.9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
ОБЖ
2 кл
06.10.2019
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
Основной целью курса является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации. Главными задачами обучения по данной программе являются: развитие у детей чувства ответственности за свое поведение; развитие бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни. Общая характеристика В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Факультатив _ОБЖ_.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №7  имени Героя Советского Союза Орехова Владимира Викторовича Рассмотрено на заседании ШМО протокол  № ____   ______________ Руководитель_________  .                                         ФИО Согласовано Зам. директора по УВР от _______________ __________  ФИО Принято             Педагогическим Советом Протокол № _____ от__________________ Утверждаю Приказ №______ от  ________________ Директор___________                                                                             ФИО РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 2 Б класс учитель: Гентова Валентина Павловна 1 квалификационная категория 2018­ 2019 учебный год г. Комсомольск – на – Амуре  Хабаровского края Рабочая программа факультативного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с: Пояснительная записка  Федеральным законом ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации»;  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;  Примерной основной образовательной программой начального общего образования;  Основной образовательной программой начального общего образования ОУ;  Положением о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) А также на основе стандарта  начального   общего образования по  основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы Л.П. Анастасовой, П.В. Ижевского, Н.В. Ивановой «Основы безопасности жизнедеятельности 1 – 4   классы» М.: Просвещение, 2010 г. и ориентирована на работу по учебно­методическому комплекту «Школа России». Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1—4 классов образовательных учреждений разработана  в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно­эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др.  При выявлении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для них будет составлена индивидуальная адаптированная  основная общеобразовательная программа по предмету в соответствии с: ­ Положением о психолого­медико­педагогической комиссии (утверждено приказом Минобрнауки России 20 сентября 2013г. №1082); ­ Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; ­ Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); ­ Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой  психического развития (Одобрена решением федерального учебно­методического объединения по общему образованию (протокол от 22  декабря 2015 г. № 4/15); ­ Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Одобрена решением федерального учебно­методического объединения по общему  образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15); ­ Методическими рекомендациями «О введении ФГОС ОВЗ» от 11 марта 2016г. № ВК­ 452/07. Основной   целью  курса   является   формирование   социального   опыта   школьника,   осознание   им   необходимости   уметь   применять полученные знания в нестандартной ситуации. Главными задачами обучения по данной программе являются:      развитие у детей чувства ответственности за свое поведение; развитие  бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни. Общая характеристика В   ходе   реализации   содержания   программы   учащиеся   должны   овладеть   не   только   правилами   безопасного   поведения   в   различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека. Программой предусмотрены обязательные практические занятия: ­ работа с дидактическим  материалом (в  игровой форме); ­ изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы). Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности базового курса, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения  определенных понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. Изучение дополнительного содержания по основам  безопасности  жизни  поможет  в формировании  и  развитии  как  логических,  так  и  практических  умений  учащихся.  Кроме  того, программа предоставляет возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе преподавания данного предмета. Реализация программы позволит:    привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни; сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности; выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций. На факультативное изучение материала программы предусмотрен 1 ч в неделю в каждом классе. Занятия проводит учитель начальных  классов. Преподаватель может самостоятельно перераспределять часы с учетом подготовленности учащихся и условий работы в данном  классе.  №  п/п 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 2 2.1 2.2 Наименование разделов и тем Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения  учащихся Безопасное поведение на улицах и дорогах Пожарная безопасность и поведение при пожарах Безопасное поведение на воде Безопасное поведение дома Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера Безопасное поведение на природе Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила  поведения Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи Хронические неинфекционные заболевания, их причина, связь с образом  жизни Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая  медицинская помощь Всего  часов 77 24 4 8 8 8 23 2 20 4 4 Из них по классам 1 20 6 1 1 2 2 6 2 3 — 2 2 16 — — 5 — — 11 — 10 4 — 3 25 10 3 — 6 6 — — 1 — — 4 16 8 — 2 — — 6 — 6 — 2 2.3 2.4 2.5 2.6 3 3.1 3.2 3.3 3.4 4 4.1 4.2 4.3 4.4 Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах  насекомых Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами Первая медицинская помощь при отравлении газами Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской  помощи Основы здорового образа жизни Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» Основы личной гигиены Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика Пути укрепления здоровья Защита человека в чрезвычайных ситуациях Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы,  военные конфликты) Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени Подготовка обучаемых к проведению практического занятия «День защиты  детей» (по плану образовательного учреждения)   Всего 1 1 1 9 7 2 2 1 2 24 4 4 4 12 128 1 — — — 3 1 2 — — 6 1 1 1 3 — 1 — 5 — — — — — 6 1 1 1 3 — — 1 — — — — — — 6 1 1 1 3 — — — 4 4 1 — 1 2 6 1 1 1 3 32 32 32 32 На факультативное изучение материала программы предусмотрен 1 ч. в неделю, в год  ­ 34 часов. Место курса в учебном плане. Результаты освоения факультативного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Личностные результаты: • развитие  личностных,  в том числе  духовных и  физических,  качеств,  обеспечивающих  защищенность  жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; •  воспитание   ответственного   отношения  к  сохранению  окружающей  природной   среды,   личному  здоровью  как  к  индивидуальной  и общественной ценности. Метапредметные результаты : • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно­следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; •   приобретение   опыта   самостоятельного   поиска,   анализа   и   отбора   информации   в   области   безопасности   жизнедеятельности   с использованием различных источников и новых информационных технологий; • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; последствий чрезвычайных ситуаций. • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; •   формирование   умений   взаимодействовать   с   окружающими,   выполнять   различные   социальные   роли   во   время   и   при   ликвидации  Предметные результаты: 1.В познавательной сфере: • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о  государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности. 2.В ценностно­ориентационной сфере: • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной  информации, получаемой из различных источников; • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и  возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения. Планируемые результаты изучения  В результате освоения данного материала выпускники начальной школы будут знать: правила перехода дороги, перекрёстка; правила безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным и авиационным транспортом, обязанности пассажира; особенности жизнеобеспечения дома (квартиры) и основные причины, которые могут привести к возникновению опасной ситуации; характеристики водоёмов в местах своего проживания, их состояние в различное время года; способы и средства спасения утопающих, основные спасательные средства; правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоёма;        меры пожарной безопасности при разведении костра;  правила личной безопасности в различных криминогенных   ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в общественном месте; наиболее характерные для региона проживания чрезвычайные ситуации, причины их возникновения и последствия; систему обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в местах проживания; опасные погодные явления. Наиболее характерные для региона проживания;     места с неблагоприятной экологической обстановкой в районе проживания и правила безопасного поведения в них;  основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому образу жизни; Помнить: основные правила безопасности при использовании электроприборов и других бытовых приборов, бытового газа, а также препаратов бытовой химии; рекомендации по соблюдению мер безопасности при купании, отдыхе у водоёмов;    порядок и правила вызова милиции, «скорой помощи», пожарной охраны; Обладать навыками: ― организации безопасной переправы через небольшую водную преграду (ручей, овраг, канава); ―  завязывания одного – двух видов узлов; ― разведения и гашения костра; ― ориентирования по местности; ― действий в неблагоприятных погодных условиях, в том числе в лесу, в поле, у водоёма; ― действий в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания; ― оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечении из носа, попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при отравлении пищевыми продуктами. У учащихся будут сформированы индивидуальные навыки здорового образа жизни, а также убеждения о пагубном влиянии вредных привычек на личное здоровье. 1 класс Учебно – тематический план №  п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема занятий Общее понятие опасности и чрезвычайной ситуации Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Ожоги  Как уберечься от ожогов Кровотечения. Первая медицинская помощь при кровотечениях  Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома Профилактика опасных ситуаций Как себя вести, когда ты дома один Электричество и газ как источники возможной опасности Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности Кол­во  часов 2 1 1 2 1 8 9 1 1 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 «Опасная высота»­опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках Огонь и человек Причина возникновения пожаров в доме (помещении) Дым и опасность Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если незнакомый человек  стучится в дверь Где можно и где нельзя играть Наиболее безопасный путь в школу и домой Правила перехода дорог Движение пешеходов Дорожные знаки Сигналы светофора и регулировщика Мы – пассажиры, обязанности пассажира Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег) Всего 1 1 1 2 2 1 2 1 2 1 2 2 2 1 1 34 Примерное содержание материала программы ОБЖ        I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях       1.1. Чрезвычайные ситуации. Общие понятия       Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие.       II. Основы здорового образа жизни       2.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»       Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья, умственная и физическая  работоспособность, нарушение режима дня, профилактика переутомления. 2.2. Основы личной гигиены       Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом.       III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи       3.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста       Ожоги. Как уберечься от ожогов.       3.2. Оказание медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых       Первая медицинская помощь при кровотечениях, ожогах, укусах насекомых.       IV. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся       4.1. Безопасное поведение дома       Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика. Как вести себя, когда ты дома один. Не  торопись быть взрослым.       Электричество и газ как источники возможной опасности.       Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.       «Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.       4.2. Пожарная безопасность и поведение при пожаре       Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении  пожара в доме.       4.3. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера       Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми  людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. Где можно и где нельзя  играть.       4.4. Безопасное поведение на улицах и дорогах       Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение пешеходов. Дорожные знаки. Сигналы светофора и  регулировщика.       Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.       4.5. Безопасное поведение на природе       Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег), правила  поведения. К концу 1 класса учащиеся должны знать:       общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Что такое авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие;       основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление  здоровья. Как ухаживать за своим телом; основные виды травм у детей. Что такое первая медицинская помощь (на примере ожога). Как уберечься от порезов и ожогов;       общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях;       источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;       опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;       наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;       правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;       правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;       влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег). Что значит одеться по сезону,  правила поведения;       чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения воздуха;       правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятие об ориентировке на местности;       опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты. Практическая работа: к концу 1 класса учащиеся должны уметь:   составить распорядок дня. Ухаживать за полостью рта, руками, ногами; оказать медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых, первую медицинскую помощь при небольших кровотечениях,  ожогах; безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону; выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой. Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и  регулировщика; правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства. Принять безопасную позу при аварийной ситуации в транспорте; самостоятельно одеться по сезону; самостоятельно ориентироваться и правильно вести себя в парках, скверах, в лесу; правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми (пчелами, осами). Оказать первую медицинскую помощь при укусах  насекомых.       №   п\п 1 Тема занятий 2 класс Учебно – тематический план Чрезвычайные ситуации. Какими бывают чрезвычайные ситуации. Кол­во  часов 1 Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!» Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!» Болезни, их причины и связь с образом жизни. От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносная система, желудок и  кишечник. 11 Органы дыхания 12 Болезни и их возможные причины 13 Пути передачи инфекционных заболеваний 14 Заноза, кровотечение, укус, ушиб 15 Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами 16 Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений 17 Первая помощь при отравлении грибами 18 Безопасное поведение на воде. 19 Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. 20 Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже 21 Уроки плавания. 22 Безопасное поведение на природе. 23 Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения 24 Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25 Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. 26 Как ориентироваться в лесу 27 Как вести себя на реке зимой 28 Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. 29 Ориентирование  30 Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности 31 Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них 32 Безопасное поведение на дорогах. Движение пешеходов по дорогам 33 Элементы дорог. Правила перехода дорог 34 Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Примерное содержание материала программы ОБЖ        I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях       1.1.  Чрезвычайные ситуации       Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений.  Мероприятия по защите от наводнений.       1.2.  Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения       Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях.       Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».       II.  Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи       2.1. Болезни, их причины и связь с образом жизни       От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека.       Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник.  Органы дыхания.       Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний.       Заноза, кровотечение, укус, ушиб.       2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.       III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся       3.1. Безопасное поведение на воде       Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов.       Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.       Уроки плавания:       — подготовительные упражнения для освоения в воде;       — техника спортивного плавания «кроль на груди».       3.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения       Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения.       Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой.       Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения.       Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности.       Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.       3.3. Безопасное поведение на дорогах       Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог.       Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика.       Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в  транспорте.       Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть. К концу 2 класса учащиеся должны знать: чем опасны водоемы зимой, какие меры предосторожности следует принять при движении по льду водоемов; правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах; правила безопасного поведения в лесу, в поле; возможные опасные ситуации при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы,  снегопада и др.; ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми; от чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и  суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Что такое неинфекционные заболевания, их связь с образом жизни.  Избыточный вес; травмы, порезы, ссадины и царапины. Отравления. Их причины и признаки; какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений;          как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!». Практическая работа: к концу 2 класса учащиеся должны уметь: o правильно перейти водоем по льду; o правильно вести себя на пляже. Плавать техникой плавания «кроль на груди»; o ориентироваться в лесу. Уметь вести себя на реке зимой; o правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми, защищаться от них; o распознать отравление и оказать первую помощь при отравлении грибами; o оказать первую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении; o действовать по сигналу «Внимание всем!». 3 класс Учебно – тематический план Тема занятий Движение пешеходов по дорогам.  Правостороннее и левостороннее движение. Элементы дорог. Дорожная разметка.  Перекрестки. Их виды Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств Скорость движения городского транспорта.  Состояние дороги, тормозной путь автомобиля Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге №  п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров 11 Правила посадки в транспортное средство и высадки из него 12 Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза 13 Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров 14 Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах Кол­во  часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 Страх, навыки безопасного поведения 16 Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения 17 Лифт – наш домашний транспорт 18 Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии 19 Профилактика отравлений 20 Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. 21 Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами 22 Безопасное поведение в ситуациях криминального характера 23 Правила обеспечения сохранности личных вещей 24 Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок по телефону 25 Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы 26 Первая медицинская помощь при отравлении газами. Отравление  27 Причины отравления газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений 28 Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом 29 Чрезвычайные ситуации природного происхождения – стихийные бедствия 30 Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия,  мероприятия по защите 31 Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению 32 Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях 33 Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях 34 Закрепление пройденного Всего       I. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся Примерное содержание материала программы ОБЖ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 1.1. Безопасное поведение на дорогах       Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.       Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды.       Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика.       Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость  движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Загородная дорога, движение пешехода по загородной  дороге.       1.2. Мы — пассажиры       Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Поведение при угрозе и  во время аварии. Безопасная поза.       1.3. Пожарная безопасность и поведение при пожаре       Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных  местах. Страх, навыки безопасного поведения.       Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.       1.4. Безопасное поведение дома       Лифт — наш домашний транспорт.       Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений.       Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.       Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением.       1.5. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера       Правила обеспечения сохранности личных вещей.       Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону.       Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.       2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи       2.1. Первая медицинская помощь при отравлении газами       Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки  отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.       3. Защита человека в чрезвычайных ситуациях       3.1. Чрезвычайные ситуации       Чрезвычайные ситуации природного происхождения — стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури  (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.       Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению. 3.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения       Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях. К концу 3 класса учащиеся должны знать:   правила движения пешеходов по дорогам, различать право­ и левостороннее движение; виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта,  тормозной путь в зависимости от состояния дороги; правила движения пешеходов по загородной дороге; обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него; правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте;     меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением;     признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравлений; правила обеспечения сохранности личных вещей; особенности поведения с незнакомыми людьми; как оповещают население о чрезвычайных ситуациях; о чрезвычайных ситуациях природного и антропогенного происхождения:       — ураган, буря, смерч (примеры, последствия);       — лесной пожар. Действия по его предупреждению. Практическая работа: к концу 3 класса учащиеся должны уметь: o переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспортных  средств; o оценить скорость движения городского транспорта, состояние дороги и тормозной путь; o правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него; o двигаться по загородной дороге, в том числе группой; o правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах или в общественном транспорте; o разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону; o соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами и печным  отоплением; o оказать первую помощь при отравлении угарным газом; o действовать при обнаружении возгорания в лесу, в поле. 4 класс Учебно – тематический план Тема занятий №  п\п Кол­во  часов Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Факторы влияющие на здоровье Основы здорового образы жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание Профилактика переедания, пищевых отравлений.  Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек Курение и его влияние на состояние здоровья . Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь.  Переломы, вывихи и растяжения связок 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова 11 Кровотечение, первая медицинская помощь 12 Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь 13 Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. 14 Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран 15 Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении 16 Оказание первой медицинской помощи при отравлении 17 Первая медицинская помощь при травмах опорно­двигательного аппарата 18 Безопасность пешеходов при движении по дорогам.  19 Элементы дорог. Дорожная разметка 20 Правила перехода дорог. Перекрестки  21 Соблюдение правил движения велосипедистами.  22 Причины дорожно­транспортного травматизма 23 Государственная инспекция безопасности дорожного движения 24 Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 пассажира 25 Ориентирование на местности. Понятие ориентира. 26 Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам 27 Безопасная переправа через водную преграду.  28 Умение вязать узлы 29 Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра 30 Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке 31 Способы и средства спасания утопающих. 32 Основные спасательные средства 33 Закрепление пройденного материала 34 Закрепление пройденного материала Всего Примерное содержание материала программы ОБЖ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34        I. Основы здорового образа жизни       1.1. Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»       Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание.  Профилактика переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика  инфекционных заболеваний.       1.2. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек       Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека.  Профилактика вредных привычек.       II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи       2.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь       Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок.       Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.       Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская  помощь.       Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи.       2.2. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи       Первая медицинская помощь при наружном кровотечении.       Правила обработки ран. Перевязка ран.       Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении.       Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.       Первая медицинская помощь при травмах опорно­двигательного аппарата (при травме кистей рук, бедра, колена).       III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся       3.1. Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного в 1—3 классах)       Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.       3.2. Безопасное поведение на улицах и дорогах (повторение пройденного в 1—3 классах)       Безопасность пешеходов при движении по дорогам.       Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.       Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно­транспортного травматизма.       Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).       Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности  пассажира.       3.3. Безопасное поведение на природе       Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам.       Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Костер.       Меры пожарной безопасности при разведении костра.       3.4. Безопасное поведение на воде       Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасения утопающих. Основные  спасательные средства. К концу 4 класса учащиеся должны знать:   меры пожарной безопасности при разведении костра;     правила перехода дороги; правила движения на велосипедах; правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира; основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих.  Основные спасательные средства; как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную преграду;   когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова; основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья (курение,  алкоголь, токсикомания). К концу 4 класса учащиеся должны уметь: o правильно переходить дорогу, перекресток; o ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным предметам. Определять расстояние по карте и  местности. Организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву. Завязать 1—2 вида узлов, развести и погасить  костер; o вызвать «скорую помощь», оказать первую медицинскую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при попадании  инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусах насекомых, собак, кошек, при кровотечении из носа; o оказать первую медицинскую помощь при травме опорно­двигательного аппарата (кистей рук, бедра, колена). Учебно–тематический план. № Наименование разделов и тем 1 Основы здорового образа жизни  2 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 3 Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения  учащихся Итого по авторской программе по рабочей программе 7 11 16 34 7 11 16+1 35       Список научно­методического обеспечения. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2003.       Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский,  Н. В. Иванова. — 2­е изд. — М.: Просвещение, 2005.       Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1—2 кл. В 2 ч. Ч. 1. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский,  Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2005.       Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 1—2 кл. В 2 ч. Ч. 2 / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский,  Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2005.       Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 3—4 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2005.       Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для 3 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский,  Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2006.       Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для 4 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский,  Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2006.       Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2003.       Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для  учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2000.       Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера» // Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 1998—2002. Печатные  и демонстрационные пособия 1. Таблицы к основным разделам, содержащимся  в программе по ОБЖ. 1. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой определённой в программе.  2. Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения»: 1—4 кл.: (Иллюстративный материал)/под ред. А. Т. Смирнова.— 24  листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя).— М.: Просвещение: Рилионт, 2008. Интернет­ресурсы. 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school­collection.edu.ru 2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193 3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok Прохождение программы по факультативному курсу «ОБЖ» Всего за год По По За 1 четверть По По факту За 2 четверть По По факту За 3 четверть По По факту За 4 четверть По По факту програм ме факту программе программе программе программе Количество часов по программе 35 9 7 11 8 ДАТА № п/п Наименование раздела и тем Характеристика деятельности учащихся УУД Примечания Календарно­тематическое планирование 1 четверть     Безопасное поведение на улицах и дорогах (9 ч) 1   2 Движение пешеходов по дорогам   Элементы дорог. Дорожная разметка. стремиться Понимать  учебную   задачу её   урока,  различать   и выполнять, сравнивать  способы предупреждения   опасностей, как их можно избежать,   Понимать  учебную   задачу её   урока, выполнять, учиться   принимать стремиться   Регулятивные  Овладевать способностью  принимать и сохранять цели и  задачи   учебной деятельности  Познавательные  Уметь осуществлять поиск необходимой информации для  выполнения учебных заданий Презентация Презентация 3­4 5 6 7 8 Переходим дорогу,  перекресток Сигналы светофора и  регулировщика Виды транспортных  средств. Сигналы,  подаваемые водителями транспортных средств Скорость движения  городского транспорта.  Тормозной путь  автомобиля Загородная дорога,  движение пешехода по  загородной дороге решения   в   опасных   ситуациях, знакомиться  с происхождением   правила   о движении, правостороннем   формулировать,   пользуясь рисунком   учебника,   правила движения дороге, осуществлять   самопроверку; формулировать  выводы   из изученного материала,   отвечать  на итоговые вопросы и  оценивать  свои   достижения на уроке. по       стремиться Понимать  учебную   задачу урока, её   выполнять,  учиться  принимать решения   в   опасных   ситуациях, анализировать  информацию   и стремиться  к  рациональному принятию решений, характеризовать   свои   действия как   пешехода   при   различных сигналах;   работа   в   паре: соотносить   изображения   и названия   дорожных   знаков, оценивать   свои   достижения   на уроке   Коммуникативные  Учиться пользоваться  простыми навыками  самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для  сохранения здоровья,  осознанно выполнять правила  личной гигиены. Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Регулятивные: определять цель деятельности  на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу,  последовательность действий при её реализации; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё  предположение (версию); работать по предложенному  плану; совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на урок 9 «Мне на улице не  страшно!» (Практическое занятие) формулировать  выводы   из изученного   материала, отвечать  на итоговые вопросы и  оценивать  свои   достижения на уроке.  Мы — пассажиры (2 ч) 10/1 11/2 12/3 13/4 Безопасность  пассажиров. Ж/д  транспорт. Поведение при угрозе и  во время аварии Пожар в общественных местах, причина пожара Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять, моделировать вызов МЧС по обычному и мобильному телефону; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Понимать учебную задачу урока и   стремиться   её   выполнить; характеризовать пожароопасные предметы (раскалённые предметы,   воспламеняющиеся вещества,   открытый   огонь); правила запомнить     Презентация Презентация Презентация Презентация Презентация Познавательные: наблюдать объекты  окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектами (по результатам наблюдения, опыта), устно описывать объекты наблюдения,соотносить результаты с целью наблюдения. отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя; Регулятивные: определять цель деятельности  на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу,  последовательность действий при её реализации; проговаривать 14/5 Возникновение пожара в общественном  транспорте, правила  поведения       предупреждения пожара; анализировать  правила поведения   при   пожаре   в  формулировать помещении, из выводы   изученного материала;моделировать тренировку эвакуации из школы по сигналу «Тревога!», работать в   паре:   рассказывать   о назначении предметов противопожарной безопасности; со   работать взрослыми:   Интернете находить в информацию   о работе пожарных, отвечать на итоговые вопросы   и   оценивать   свои достижения на уроке       Безопасное поведение в  доме (11 ч) 15/6 16/7 Лифт – наш домашний  транспорт Особенности поведения  с незнакомыми людьми:  Понимать  урока,   выполнять, умение полученные   стремиться учебную   задачу её  формировать использовать в знания       Презентация последовательность действий  на уроке; высказывать своё  предположение (версию); работать по предложенному  плану; Познавательные:отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя; ориентироваться в учебнике  (на развороте, в оглавлении, в  словаре); находить ответы на вопросы,  используя учебник, свой  жизненный опыт и  информацию, полученную на  уроке; Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); Коммуникативные УУД:  формулировать собственное  мнение и позицию; задавать  вопросы;  Презентация Презентация 17/1 18/2 19/3 20/4 21/5 опасные незнакомцы Будь внимателен с   незнакомыми людьми Защита дома от воров и  грабителей: звонок в  дверь Защита дома от воров и  грабителей: звонок по  телефону Меры безопасности при  пользовании  предметами бытовой  химии Профилактика  отравлений повседневной  жизни,  оценивать свои достижения   стремиться Понимать  учебную   задачу её   урока, выполнять,  учиться   правильно вести   себя   с   незнакомыми людьми, усвоить правила как не стать   жертвой   преступления, составить  план   опасных   мест своего города,  оценивать  свои достижения на уроке   стремиться Понимать  учебную   задачу её урока,    развивать выполнять, самостоятельность при решении социальных и бытовых проблем   жизненных в  формулировать ситуациях, выводы   из изученного материала. сложных       стремиться Понимать  учебную   задачу её   урока, выполнять,  формировать умения   избегать   ситуаций, наносящих   вред   здоровью, вырабатывать  бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих,   Регулятивные УУД:  Овладевать способностью  принимать и сохранять цели и  задачи   учебной деятельности  Познавательные УУД   Уметь осуществлять поиск необходимой информации для  выполнения учебных заданий Презентация Презентация Регулятивные: определять цель деятельности  на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу,  последовательность действий при её реализации; проговаривать  последовательность действий  Презентация Презентация формулировать   выводы   из изученного материала, отвечать на   итоговые   вопросы   и оценивать   свои   достижения   на уроке на уроке; высказывать своё  предположение (версию); работать по предложенному  плану; Познавательные:отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя; ориентироваться в учебнике  (на развороте, в оглавлении, в  словаре); находить ответы на вопросы,  используя учебник, свой  жизненный опыт и  информацию, полученную на  уроке; Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); Коммуникативные УУД:  формулировать собственное  мнение и позицию; задавать  вопросы;  Регулятивные УУД:  Овладевать способностью  принимать и сохранять цели и  задачи   учебной деятельности  Познавательные УУД   Презентация Презентация 22/6 23/7 Меры безопасности при  пользовании  электрическими  приборами  в быту Соблюдение мер  безопасности при  пользовании газовыми  приборами   стремиться Понимать  учебную   задачу её урока,   выполнять,  формировать умения   избегать   ситуаций, наносящих   вред   здоровью, анализировать  ситуации,  из­за которых случаются отравления, выявлять   причины   и   признаки объяснять отравлений потенциальную опасность Презентация Презентация Презентация Уметь осуществлять поиск необходимой информации для  выполнения учебных заданий 24/8 25/9 бытовых предметов и ситуаций, формировать умения и навыки оказывать   первую   помощь   при   формулировать отравлении, выводы   из изученного материала,   оценивать   свои достижения   Соблюдение мер  безопасности при  пользовании печным  отоплением Отравление. Причины,  профилактика,  признаки, первая  помощь при отравлении  газами Защита человека в чрезвычайных ситуациях (9 ч) 26/10 Чрезвычайные ситуации природного  происхождения стремиться Понимать  учебную   задачу   урока, её выполнять, преодоление страха и   паники  при   чрезвычайных  формулировать ситуациях, выводы   изученного из материала.     Регулятивные: определять цель деятельности  на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу,  последовательность действий при её реализации; проговаривать  последовательность действий  на уроке; высказывать своё  предположение (версию); работать по предложенному  плану; Познавательные:отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя; ориентироваться в учебнике 27/11 28/1 29/2 30/3 Примеры стихийных  бедствий. Их  последствия,  мероприятия по защите Организация  оповещения населения о ЧС (на развороте, в оглавлении, в  словаре); находить ответы на вопросы,  используя учебник, свой  жизненный опыт и  информацию, полученную на  уроке; Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); проговаривать  последовательность действий  на уроке; высказывать своё  предположение (версию); работать по предложенному  плану; Познавательные:отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя; ориентироваться в учебнике  (на развороте, в оглавлении, в  словаре); Презентация Презентация   стремиться Понимать  учебную   задачу урока, её   выполнять, моделировать вызов пожарной охраны по обычному и   мобильному   телефону,   по  моделировать номеру   МЧС; тренировку эвакуации из школы по «Тревога!», формулировать   выводы   из изученного материала, отвечать на   итоговые   вопросы   и оценивать   свои   достижения   на уроке   сигналу 31/4 Природные стихийные  бедствия 32/5 33/6 34/7 Лесные пожары Проведение  практического занятия  «День защиты детей» находить ответы на вопросы,  используя учебник, свой  жизненный опыт и  информацию, полученную на  уроке; Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); Понимать учебную задачу  урока, стремиться её  выполнять, познакомиться со  службами, оповещающими  население о чрезвычайных  ситуациях, осознавать меры  предосторожности после  оповещения населения о  чрезвычайной ситуации, усвоить примеры речевой информации,  оценивать свои достижения на  уроке Понимать учебную задачу  урока, стремиться её  выполнять, преодоление страха и паники при чрезвычайных  ситуациях, формулировать  выводы из изученного  материала; формировать  умения избегать ситуаций,  наносящих вред здоровью;  отвечать на итоговые вопросы и  оценивать свои достижения на  уроке Понимать  учебную   задачу её   урока,  на выполнять, практике   чему   научились   за курс   основ   безопасности стремиться  показывать   Презентация Презентация Презентация 35/8 Проведение  практического занятия  «День защиты детей» жизнедеятельности, формулировать  выводы   из изученного материала,   отвечать  на итоговые вопросы и  оценивать  свои   достижения на уроке.   стремиться  показывать Понимать  учебную   задачу её урока,    на выполнять, практике   чему   научились   за курс   основ   безопасности жизнедеятельности, формулировать  выводы   из изученного   материала, отвечать  на итоговые вопросы и  оценивать  свои   достижения на уроке. Презентация

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по факультативному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2019