Рабочая программа по факультативу «В мире растений»(6 класс, биология)
Оценка 4.6

Рабочая программа по факультативу «В мире растений»(6 класс, биология)

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
биология
6 кл
25.01.2017
Рабочая программа по факультативу «В мире растений»(6 класс, биология)
Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 класса и опирается на знания, которые учащиеся получают в начальной школе ( курс «Окружающий мир»), 5 классе ( курс « Биология.») и при изучении курса 6 класса « Биология» по УМК авторского коллектива И.Н. Пономаревой. Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о растениях, знакомит с разнообразием растительного мира Каракулинского района, а также обеспечивает проведение дополнительных практических работ, т.е. является предметным и практикоориентированным.документ с текстом работы
фак-в 6 класс (2).doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каракулинская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №1_от 29.08.2016г                                                                                                      образовательным стандартом  Рук. ШМО______________ Составлено в соответствии с  государственным           общего образования 2004 г.   Принято на заседании  Педагогического совета Протокол №1_ от 30.08.2016г. Утверждено  ПРИКАЗ №           от 30.08.2016г. Директор МБОУ «Каракулинская СОШ» Мухачева Г.В.  _________                                                                                                                                        Рабочая программа                                                      по ______факультативу «В мире растений»_____________   «А», «Б», «В»,       классов_______________                                                      для _____VI  Составитель: _Шаклеина Л.В., учитель биологии_______                                   первой квалификационной категории Рецензент:___Князев В.В., учитель химии______________                            высшей квалификационной категории____ 2016­2017 I. Пояснительная записка Данная рабочая  программа  по факультативу     «В мире  растений»   разработана для  обучения  обучающихся  6  – х      классов     МБОУ «Каракулинская СОШ» на основе:    «Положения о рабочей программе учителя» МБОУ «Каракулинская  общеобразовательная средняя школа», утверждённого 8 августа 2015 г.     Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 класса и опирается на знания, которые учащиеся получают в начальной школе     цели курса:   ( курс «Окружающий мир»), 5 классе ( курс « Биология.»)  и при изучении курса 6 класса  « Биология» по УМК авторского коллектива И.Н. Пономаревой.      Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о растениях, знакомит с разнообразием растительного мира Каракулинского района, а также обеспечивает проведение дополнительных практических работ, т.е. является предметным и практикоориентированным.           Основные    освоение знаний о физиологических процессах растительного организма;  овладение  умениями  сравнивать, анализировать, выявлять отдельные признаки, систематизировать, классифицировать и делать выводы; правильно оформлять и выполнять лабораторные работы; использовать информационные технологии при изучении, закреплении и обобщении знаний;  развитие  познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих   способностей   в   процессе   проведения   наблюдений   за   живыми организмами,  работы с различными источниками информации; основных умений и навыков в исследовательской деятельности;  воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;  формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни. Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю. Основной формой работы является ­  лабораторная ( практическая) работа, что обеспечивает успешное применение технологий активного и развивающего обучения. Для реализации этих технологий используются методы обучения: наглядные, практические, частично – поисковые, исследовательские:  сравнение объектов,   анализ, оценка, поиск информации в различных источниках; технологии: развития критического мышления, проблемно­диалогического обучения, ИКТ.   Форма контроля знаний и умений учащихся ­ выполнение учащимися лабораторных и практических работ, а также необходимого минимума   заданий   по   каждому   разделу   программы.   Наиболее   полным   отчётом   является   портфолио,   где   собраны   все   результаты   по исследовательским работам. № раздела п/п  1 2 3 4 5 6 7 8 II. Календарно­тематическое планирование (учебно­тематический план) Название раздела  Общее количес  тво часов  Контроль  Практикумы   Введение Клеточное строение растительного организма Царство Грибы Многообразие растений Органы покрытосеменных растений, их  функции. Жизнедеятельность растений. Классификация растений Растения в биогеоценозе 1 3 3 4 9 7 5 2 34 Отчеты по лабораторным и практическим работам  Портфолио  2 1 3 10 4 5 1 26 II. Содержание программы  учебного предмета.  Введение (1 ч) Знакомство   со   структурой   курса.   Особенности   выполнения   лабораторных   работ   и   их   оформление.   Вывод,   его   характеристика.   Клеточное строение растительного организма (3 ч) Клетка ­ структурно­функциональная единица растительного организма. Органоиды клетки и их функции. Проникновение веществ в  клетку. Тургор клетки. Полупроницаемость оболочки клетки. Ткани растений: покровная, основная, механическая, запасающая, проводящая,  образовательная. Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей. Лабораторные работы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Строение растительной клетки                                  Царство Грибы (4 часа) Дрожжи, плесневые грибы. Грибы­паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы Каракулинского района. Правила  сбора съедобных грибов. Профилактика отравления грибами.  Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов. Лабораторные работы. Распознавание съедобных и ядовитых грибов                                Многообразие растений Каракулинского района( 4 часа) Особенности   строения   растений,   классификация.  Разновидности   растений   по   внешнему   виду,   месту   произрастания,   условиям существования   (одноклеточные   и   многоклеточные   растения,   светолюбивые   и   теневыносливые,   цветковые   и   нецветковые,   культурные   и дикорастущие). Значение многообразия растений. Отличительные черты растений.  Лабораторные работы. Рассматривание одноклеточных аквариумных растений под микроскопом Рассматривание гербарных образцов растений и живых объектов разных отделов и классов                               Органы покрытосеменных растений, их функции. ( 9 часов) Органы растений. Значение каждой части ( органа) растения. Многоклеточное растение: корень, стебель, лист, цветок и плод. У всех ли растений есть эти органы и их значение. Строение семян. Однодольные и двудольные растения. Эндосперм. Семядоли. Состав семян. Условия прорастания семян. Строение корня. Типы  корневых систем. Виды корней. Подземный  орган. Почва – среда обитания корня. Функции корневых систем. Зоны корня. Рост корня. Поглощение корнем воды. Корневое давление. Дыхание корней. Побег – сложный орган растительного организма. Жилкование листьев. Расположение листьев на стебле. Ткани листа, стебля и их функции. Целостность растительного организма. Лабораторные работы. Изучение  внутреннего строения корня. Изучение внутреннего строения листа. Строение клубня и луковицы. Изучение строения цветка. Ознакомление с различными соцветиями. Ознакомление с сухими и сочными плодами Рассматривание видоизменённых корней, стеблей, листьев, цветов и выяснение их значения Практические  работы.  « Изучение внутреннего строения семени фасоли и зерновки пшеницы, их химический состав»  « Изучение и моделирование условий прорастания семян культурных растений»  « Изучение способов распространения семян и плодов ( работа с коллекциями)»                 Жизнедеятельность растений. ( 7 часов) Процессы жизнедеятельности в растительном организме. Особенности питания, дыхания, выделения, роста и развития растений.   Дыхание и фотосинтез. Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Лабораторные работы. Химический состав растений Размножение комнатных растений. Практические  работы. Постановка опыта, доказывающая дыхание растения. Постановка опыта, доказывающая образование крахмала.              Классификация растений (5 часов) Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика крестоцветных, розоцветных, бобовых, пасленовых и сложноцветных. . Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Лабораторные работы. Выявление признаков семейства по внешнему строению  растения.            Растения в биогеоценозе ( 2 часа) Распространение, размещение растений в природе. Виды биогеоценозов и роль растений в них. Ярусность, смена биогеоценозов,  природные зоны.  Лекарственные, охраняемые и ядовитые растения Каракулинского района. Практическая  работа.  ««Изучение охраняемых растений Каракулинского района и выявление причин их охраны» ( работа с Красной книгой и презентацией) Экскурсия  « Ярусность в биогеоценозе леса лиственного» № учебной недели Название раздела, темы урока, № урока по порядку, № урока в разделе. IV.Учебная программа Контроль  Обучающийся должен знать Обучающийся должен уметь 1.1. Введение. Лабораторные и  практические работы.  I. Введение.(1 час) Виды. Оформление. Оформлять лабораторные и  практические работы. II. Клеточное строение растительного организма.(3 часа) 1 2 3 4 5 2.1. Клетка ­ структурно­функциональная  единица растительного организма.  Лаб.раб.1. Строение растительной  клетки 3.2. Лаб.раб.2.Приготовление микропрепарата кожицы лука, рассматривание его под микроскопом. 4.3.Ткани.  Строение и функции  клетки: оболочка,  цитоплазма, ядро, вакуоли,  пластиды. работы Описание лабораторной Работать с микроскопом.  Находить основные части  растительной клетки. 5.1.Многообразие грибов III. Царство грибы (3часа) Симбиоз, грибница,  роль  грибов. Описывать строение грибов. организма на таблицах и  рисунках. Типы растительных тканей. Узнавать  ткани  растительного 6 7 8 9 10­11 6.2. Шляпочные грибы. Съедобные и  несъедобные грибы.  Лаб.раб.3.Распознавание съедобных и ядовитых грибов Каракулинского района. 7.3. Правила сбора съедобных грибов.  Профилактика отравления грибами Описание лабораторной работы Памятка  Шляпочные грибы.  Съедобные и несъедобные  грибы. Правила сбора съедобных  грибов. 8.1. Особенности строения растений. IV. Многообразие растений Каракулинского района.(4 часа)   царства Распознавать съедобные и ядовитые грибы. Распознавать растения разных отделов. 9.2. Одноклеточные  и многоклеточные  растения. Лаб.раб.4. Рассматривание  одноклеточных аквариумных растений  под микроскопом. 10.3. ­11.4.Разнообразие растений  Каракулинского района. Лаб.раб.5,6. Рассматривание гербарных  образцов растений  разных отделов и  классов. Описание лабораторной работы Описание лабораторных работ Представителей   растений. Многоклеточные водоросли,   водорослей. значение Отделы растений, их  особенности. V. Органы покрытосеменных растений, их функции. (9 часов) 12 13 14 15 12.1.Органы растений. Лаб.раб.7. Рассматривание  видоизменённых корней, стеблей, листьев, цветов и выяснение их значения 13.2.Строение семян. Однодольные и  двудольные растения Каракулинского  района. 14.3. Состав семян.  Практ.  работа.1.  « Изучение внутреннего строения семени  фасоли и зерновки пшеницы, их  химический состав» 15.4. Условия прорастания семян. Описание лабораторной работы Общие  признаки  покрытосеменных. Распознавать органы растений.   строения Особенности   семян   однодольных   и двудольных растений. Состав семян. Распознавать однодольные и  двудольные растения. Описывать строение и состав семян. Описание практической работы Описание  Условия  прорастания  Моделировать   условия Практ.  работа 2.« Изучение и  моделирование условий прорастания  семян культурных растений» практической работы семян культурных растений прорастания семян культурных  растений.   внутреннего 16.5. Подземный орган.  Лабор. работа.8. Изучение  внутреннего строения корня. 17.6. Побег – сложный орган растительного организма.  Лаб.раб.9.Строение клубня и луковицы. 18.7.Строение листа. Лаб.раб.10.Изучение строения листа. 19.8.Цветок. Соцветия. Лаб.раб.11,12.Изучение строения цветка.  Ознакомление с различными соцветиями. 20.9.Плоды. Распространение плодов и  семян. Лаб.раб.13. Ознакомление с сухими и  сочными плодами Практ.  работа 3.«Изучение способов  распространения семян и плодов ( работа с коллекциями)» Описание Строение корня. Распознавать  зоны корня. лабораторной работы Описание лабораторной работы Описание лабораторной работы Описание лабораторных работ Описание лабораторной работы Функции  стебля, его внеш­ нее и внутреннее строение. Описывать строение стебля по рисунку. Строение  листа, его  функции. Распознавать  простые и слож­ ные листья, типы жилкования. Строение   и биологическое значение цветка. Описывать строение цветка.  Разнообразие  плодов,  функции плодов, способы  распространения. Называть функции плодов. VI. Жизнь растений. (7 часов) 21.1.Химический состав растений. Лаб.раб .14.Химический состав растений 22.2.Минеральное питание растений.  Фотосинтез. Практ.  работа 4. «Постановка опыта,  доказывающая образование крахмала.» 23.3.Дыхание. Испарение воды растениями. Практ.  работа 5. «Постановка опыта,  доказывающая дыхание растения.» Описание лабораторной работы Описание практической работы Описание практической работы Состав растений: белки,  жиры, углеводы. Делать  выводы. Значение  питательных  веществ, виды удобрения. Раскрывать  понятие  «фотосинтез». Значение дыхания, испаре­ ния воды и листопада. Показывать различие процессов  дыхания и фотосинтеза. 16 17 18 19 20 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 24.4.Рост растения. Растительный организм  как единое целое. 25.5.Способы размножения растений.  Размножение споровых растений. 26.6.Способы размножения растений.  Вегетативное размножение. Лаб.раб.15. Размножение комнатных растений. 27.7.Способы размножения растений.  Половое размножение. Описание лабораторной работы Как  происходит рост  растения. Размножение, гаметы,  оплодотворение.  Вегетативное размножение. Половое размножение. Доказывать, что растительный  организм как единое целое. Описывать этапы размножения  растений. VII. Классификация растений (5 часов) 28.1. Класс двудольные: семейство  крестоцветные. Лаб.раб.16.Выявление признаков  семейства по внешнему строению   растения. 29.2.Класс двудольные: семейство   пасленовые. Лаб.раб.17.Выявление признаков  семейства по внешнему строению   растения. 30.3.Класс розоцветные, бобовые и сложноцветные. Лаб.раб.18.Выявление признаков семейства   по   внешнему   строению  растения. 31.4.Класс злаковые. Лаб.раб.19.Выявление признаков семейства   по   внешнему   строению  растения.   однодольные: двудольные:   семейство         семейства Описание лабораторной работы Описание  лабораторной  работы Описание  лабораторной  работы Описание  лабораторной  работы Вид, род, семейство,  порядок, класс, отдел,  царство, сорт, культурные  растения. Признаки растений  изученных семейств Называть систематические  группы, узнавать растения  изученных семейств. Признаки растений  изученных семейств. Выявлять признаки семейства по внешнему строению  растения. семейство   однодольные: 32.5.Класс лилейные. Лаб.раб.20.Выявление признаков семейства   по   внешнему   строению  растения.   Описание  лабораторной  работы VIII. Растения в биогеоценозе. (2 часа) 34 33.1. Распространение, размещение  растений в природе. Экскурсия  « Ярусность в биогеоценозе леса  лиственного» 34.2.Лекарственные, охраняемые и  ядовитые растения Каракулинского района. Практ.  работа.6.  ««Изучение охраняемых растений своей  местности и выявление причин их  охраны» ( работа с Красной книгой и  презентацией) Экологические факторы. Распространение,  размещение растений в  природе. Приводить примеры  приспособленности растений к  различным факторам. Описание практической работы Лекарственные растения,  охраняемые растения,  ядовитые растения. Выявлять  причины охраны  растений. В результате изучения данного курса учащиеся должны: V. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса знать:  ­ Особенности строения клетки, её химический состав ­ Ткани растений, их строение, функции ­ Строение клетки гриба ­ Многообразие грибов, их роль в природе и в жизни человека ­ Строение и размножение водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных ­ Многообразие водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов, голосеменных ­ Строение вегетативных и генеративных органов цветкового растения ­ Особенности обмена веществ в растительной клетке – фотосинтез ­ Размножение цветковых растений ­ Классификацию покрытосеменных растений  уметь:  ­ Работать с микроскопом, изготавливать простейшие микропрепараты для исследования ­ Сравнивать изученные организмы: грибы и лишайники ­ Сравнивать растения различных отделов, находить черты усложнения ­ Распознавать органы цветкового растения, их видоизменения ­ Создавать условия, необходимые для роста и развития растений ­ Размножать растения вегетативным способом ­ Выделять основные признаки растений, определять их систематическое положение, составлять их морфологическое описание                                VI. Учебно­методическое обеспечение. Список для обучающихся: Рекомендуемая литература (основная). 1. Учебник : «Биология.  6 класс » для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Издательский центр «Вентана­Граф», 2015г. 2. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике: Для Учащихся 5 – 6 кл. – М.: Просвещение, 1985 Рекомендуемая литература (дополнительная). 1. Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы.­ М.: Педагогика­Пресс, 2000. 2. Рейнботе Хорст. Тайна растений. – М.: Знание, 1979. Список для учителя:  Рекомендуемая литература (основная). 1. Учебник : «Биология.  6 класс » для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Издательский центр «Вентана­Граф», 2015г. 2. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике: Для Учащихся 5 – 6 кл. – М.: Просвещение, 1985 3. Агафонова И.Б. Учебное пособие. Биология растений, грибов, лишайников. – М.,2007 4. Генкель П.А. Физиология растений. – М., 1985 Рекомендуемая литература (дополнительная). 1. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. Т.И. Серебрякова, А.Г. Еленевский. М.,: Просвещение, 1992.­224с.: 2. В.В.Петров, Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 207с. 3. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Просвещение: АО  «Учеб. Лит.».1996. – 192 с. 4. Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова Методика обучения биологии: 6­7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Пособие для учителя. – М.:  просвещение, 1989. – 224 с. 5.http:// eor.edu.ru 6.http://fcior.edu.ru 7.http://scool­ cоllection.edu.ru

Рабочая программа по факультативу «В мире растений»(6 класс, биология)

Рабочая программа по факультативу «В мире растений»(6 класс, биология)

Рабочая программа по факультативу «В мире растений»(6 класс, биология)

Рабочая программа по факультативу «В мире растений»(6 класс, биология)

Рабочая программа по факультативу «В мире растений»(6 класс, биология)

Рабочая программа по факультативу «В мире растений»(6 класс, биология)

Рабочая программа по факультативу «В мире растений»(6 класс, биология)

Рабочая программа по факультативу «В мире растений»(6 класс, биология)

Рабочая программа по факультативу «В мире растений»(6 класс, биология)

Рабочая программа по факультативу «В мире растений»(6 класс, биология)

Рабочая программа по факультативу «В мире растений»(6 класс, биология)

Рабочая программа по факультативу «В мире растений»(6 класс, биология)

Рабочая программа по факультативу «В мире растений»(6 класс, биология)

Рабочая программа по факультативу «В мире растений»(6 класс, биология)

Рабочая программа по факультативу «В мире растений»(6 класс, биология)

Рабочая программа по факультативу «В мире растений»(6 класс, биология)

Рабочая программа по факультативу «В мире растений»(6 класс, биология)

Рабочая программа по факультативу «В мире растений»(6 класс, биология)

Рабочая программа по факультативу «В мире растений»(6 класс, биология)

Рабочая программа по факультативу «В мире растений»(6 класс, биология)

Рабочая программа по факультативу «В мире растений»(6 класс, биология)

Рабочая программа по факультативу «В мире растений»(6 класс, биология)

Рабочая программа по факультативу «В мире растений»(6 класс, биология)

Рабочая программа по факультативу «В мире растений»(6 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2017