Представленная программа по физической культуре для обучения по индивидуальному учебному плану 5 класс составлена на основе авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Ляха, А.А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2010).
Согласно плану на изучение данного предмета отводится 8,5 часов в год (0,5 ч в 2 недели)Данная рабочая программа по физической культуре для обучения по индивидуальному учебному плану 5 класс составлена на основе авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Ляха, А.А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2010).
Согласно плану на изучение данного предмета отводится 8,5 часов в год (0,5 ч в 2 недели)
Рабочая программа по учебному предмету
«Физическая культура» 5 класс
Обучение по индивидуальному плану
1 Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по физической культуре для обучения по индивидуальному
учебному плану 5 класс составлена на основе авторской программы «Комплексная программа
физического воспитания учащихся 111 классов» В.И. Ляха, А.А. Зданевича. (М.: Просвещение,
2010). Для прохождения учебной программы в учебном процессе можно использовать учебник: М.Я.
Виленский, Физическая культура. 57 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ М.Я.
Виленский, Т.Ю. Торочкова, И.М. Туревский; под общ. ред. М.Я. Виленского. – М.: Просвещение,
2010.
Согласно плану на изучение данного предмета отводится 8,5 часов в год (0,5 ч в 2 недели)
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников
устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии
физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в
организации здорового образа жизни.
В рамках реализации этой цели настоящая программа ориентируется на решение следующих
задач:
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в
формировании здорового образа жизни;
формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние
здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей на основе систем организма;
углубленное представление об основных видах спорта;
обучение навыкам самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
воспитание положительных качеств личности (силы воли, характера), соблюдение норм
коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
изучение правил безопасности занятий по ФЗК.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
По окончании 5 класса учащийся должен:
знать/понимать:
основы истории развития физической культуры в России;
особенности развития изученных видов спорта;
роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и
профилактике вредных привычек;
основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
способы закаливания организма;
уметь:
составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учётом
индивидуальных особенностей организма, физической подготовленности и медицинских показаний;
осуществлять наблюдение за своим физическим развитием и физической подготовленностью, за техникой
выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для: проведения самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения, развитию физических качеств;
включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
3. Содержание учебного предмета
История физической культуры (1 час )
Олимпийские игры, история развития.
Олимпийское движение в России.
Олимпийские игры в Сочи в 2014 году
Базовые понятия физической культуры(1,5 часа)
правила поведения и профилактика травматизма на занятиях физическими упражнениями,
физическая подготовка человека;
физические качества человека;
гигиенические требования к спортивному инвентарю и оборудованию, одежде и месту
проведения занятий.
Спортивные игры и виды спорта (5,5 час)
Баскетбол Правила игры в баскетбол. Знакомство с правилами поведения на занятиях при
обучении баскетболу. Основная стойка. Ведение мяча на месте и в движении. Штрафные броски.
Правильное ведение мяча с передачей, бросок в кольцо.
Волейбол Общие сведения о волейболе. Ознакомление с правилами, расстановка игроков на
площадке. Учебная игра. Правила и обязанности игроков; техника игры в волейбол. Предупреждение
травматизма. Наказания при нарушениях правил игры. Понятие о тактике игры; практическое
судейство.
Лыжная подготовка
Лёгкая атлетика
Плавание
Гимнастика
Оценка эффективности занятий физической культурой (0,5 час)
–дневник самонаблюдения
правила ведения дневника самонаблюдения
4. Тематическое планирование уроков физической культуры
5 класс обучение по индивидуальному плану№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10,11
Олимпийские игры, история развития.
Олимпийское движение в России.
Правила поведения и профилактика травматизма на занятиях
физическими упражнениями,
Гигиенические требования к спортивному инвентарю и оборудованию,
одежде и месту проведения занятий.
Упражнения для профилактики утомления в режиме учебного дня
Дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической
подготовленностью
Легкая атлетика Бег и прыжки. Теоретические сведения. Правила
безопасности на уроках легкой атлетики.
Прыжки и метание Броски и точки набивных мячей. Метание с места.
Правила соревнований в прыжках в длину.
Спортивные игры Баскетбол. Теоретические сведения. ТБ на уроках
спортивных игр Стойка игрока. Перемещения, остановки двумя
шагами и прыжком. Ловля и передача мяча в парах и тройках.
Гимнастика Строения, перестроения. Теоретические сведения. ТБ на
уроках гимнастики. основы выполнения гимнастических упражнений.
Кувырок вперед. Лазанье по канату и по гимнастической лестнице.
12,13 Лыжная подготовка .Передвижение на лыжах
Теоретические сведения. Правила безопасности при занятиях лыжным
спортом. Попеременный двухшажный ход
14,15
16
17
Спортивные игры Волейбол. Теоретические сведения. Ходьба, бег и
выполнение заданий по сигналу. Стойка игрока. Передача мяча сверху
двумя руками на месте. Перемещение вперед. Передача мяча над
собой. Жонглирование.
Плавание . Кроль на груди. Правила поведения на воде. Личная и
общественная гигиена. ТБ на уроках по плаванию.
Бег. Комплекс скоростносиловых упражнений. Варианты челночного
бега. Подачи команд.
Темы уроков
Колво час
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
1
0,5
0,5Содержание программного материала
Основы знаний о физической культуре
Программный материал по данному разделу осваивается как на специально отведённых уроках (12 ч
в четверти), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных
качеств.
Естественные основы:
Влияние возрастных особенностей организма на физическое развитие. Опорнодвигательный аппарат
и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных действий. Значение нервной системы в
управлении движениями. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и
движениям. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно
половые особенности школьников. Индивидуальные физические нагрузки в процессе самостоятельных
занятий.
Социальнопсихологические основы:
Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.
Гигиенические основы организации самостоятельных занятий, предупреждение травматизма и
оказание посильной помощи при травмах и ушибах.
Основы обучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти, мышления.
Совершенствование физических способностей. Анализ техники физических упражнений, их освоение
и выполнение по объяснению.
Выполнение подготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в игровых и
соревновательных ситуациях. Контроль за функциональным состоянием организма, физическим
развитием и физической подготовленностью. Комплексы физических упражнений для развития
физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности.
Культурноисторические основы:
Основы истории возникновения и развития Олимпийского движения, физической культуры и
отечественного спорта. Физическая культура и её значение в формирование здорового образа жизни
современного человека. Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к её материальным
и духовным ценностям.
Приёмы закаливания:
Воздушные и солнечные ванны. Водные процедуры, купание в открытых водоёмах. Пользование баней.
Спортивные игры
С 5 класса начинается обучение техникотактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве
базовых игр рекомендуются баскетбол, волейбол, футбол. Обучение сложной технике игр
основывается на приобретённых в начальной школе простейших умений обращения с мячом. По
своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством
развития ребёнка. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в
группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для
развития прежде всего координационных и кондиционных способностей, а также всевозможных
сочетаний этих групп способностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает
многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося, воспитание нравственных и
волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых
упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий
партнёров и соперников.
Волейбол:Терминология и правила игры. Техникотактическая подготовка. Освоение элементов игры. Освоение
тактики игры. Игра в миниволейбол и волейбол.
Баскетбол:
Терминология и правила игры. Техникотактическая подготовка. Освоение элементов игры. Освоение
тактики игры. Игра в минибаскетбол и баскетбол.
Футбол:
Терминология и правила игры. Техническая и тактическая подготовка. Освоение элементов игры.
Освоение тактики игры
Лёгкая атлетика
После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в
содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается обучение бегу на короткие и средние
дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям.
Обучение техникой спринтерского и длительного бега. Работа по овладению и совершенствованию
техники бега, прыжков, метания.
Кроссовая подготовка
Развитие общей выносливости, учить бегу по пересечённой местности и преодолению препятствий и
отрезков дистанции с различной скоростью, смешанному передвижению. Развитие общей
выносливости, учить бегу в равномерном темпе, преодолевать вертикальные и горизонтальные
препятствия.
Гимнастика с элементами акробатики
Техника выполнения простейших гимнастических и акробатических упражнений. Изучать и
совершенствовать технику гимнастических и акробатических упражнений, технику упражнений с
отягощением веса собственного тела и внешним сопротивлением, на силовых тренажёрах, комплексы
ритмической гимнастики.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
по физической культуре
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая
культура» учащиеся по окончании основной школы должны достигнуть следующего уровня развития
физической культуры.
Знать:
основы истории развития физической культуры в России;
особенности развития избранного вида спорта;
физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и
воспитания физических качеств, современные формы построения занятий с разной
функциональной направленностью;
биодинамические особенности и содержание физических упражнений развивающей и
корригирующей направленности;
физиологические основы деятельности систем дыхания,
кровообращения и
возможности их развития и
энергообеспечения при мышечных нагрузках,
совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
психические и функциональные особенности собственного организма;
индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма,
укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной
функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и
оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при
занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной
специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации
собственного досуга;
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей,
коррекции осанки и телосложения;
разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать
физические упражнения,
поддерживать оптимальный уровень индивидуальной
работоспособности;
контролировать и регулировать функциональное состояния организма при выполнении
физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования
физических кондиций;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками, владеть культурой общения;
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими
упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарём и оборудованием, специальными
техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм
занятий физической культурой.